Научная статья на тему 'Формирование информационного сектора экономики: теоретико-методологический аспект'

Формирование информационного сектора экономики: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1138
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЬШОК / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / INFORMATION MARKET / ELECTRONIC GOVERNMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрыль Татьяна Владимировна

В статье раскрьшаются основные предпосьшки к выделению информационного сектора в новых условиях хозяйствования, детализированы такие понятия, как информация, информационный рьшок, электронное правительство. Предложены пути дальнейшего развития информационного сектора экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the information sector of economy: theoretical-methodological aspect

The major prerequisites for singling out information sector in new economic conditions are revealed in the article. Such concepts as information, information market, electronic government are mentioned and detailed in the article. Further ways of information sector development in Russia are also proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование информационного сектора экономики: теоретико-методологический аспект»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Т.В. Скрыль

В статье раскрываются основные предпосылки к выделению информационного сектора в новых условиях хозяйствования, детализированы такие понятия, как информация, информационный рынок, электронное правительство. Предложены пути дальнейшего развития информационного сектора экономики в России.

Ключевые слова: информация, информационный рынок, электронное правительство, информационные технологии.

В настоящее время проявляется значительный интерес к понятию «информация» и влиянию его на современные отрасли производства и инфрастуктуры. В связи с глобальным развитием информационных и телекоммуникационных технологий, необходимостью получения знаний выделяется информационный сектор экономики. По этому поводу проводится множество исследований как в России, так и за рубежом. В частности, американский ученый В. Мартин рассматривает информационный сектор с двух сторон, во-первых, как движение к информационному обществу, а во-вторых, как составную часть современной экономической жизни [1].

Отличительной чертой современности является глобальная информатизация общества и появление такого понятия, как «информационная экономика». Концептуальные основы зарождающейся «информационной экономики» впервые были рассмотрены в работах американских исследователей М. Пората и Ф. Мэхлупа [2]. В указанных работах был выделен обширный, интенсивно растущий сектор информационной экономики, разработана система базовых понятий и основа методологии изучения воздействия информационного сектора на остальную часть экономики. В дальнейшем процессы информатизации экономики и формирования нового информационного сектора были затронуты в работах Д. Белла, М. Кастельса, О. Тоффле-ра, Г. Масуды и многих других авторов.

Сторонники информационного направления в экономике связывают появление информационного общества с появлением четвертого сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сектором услуг, при этом капитал и труд -основа индустриального общества - уступа-

ют место информации - основе информационного общества.

Так что же в современном понимании означает термин «информация»? Определенно следует отметить то, что информация давно перешла из научной категории в категорию коммерческую. Если обратиться к научной литературе и сделать сравнительный анализ, то можно увидеть, что многие исследователи определяют понятие «информация» по-разному, например, как: 1) знания, переданные кем-то другим или собранные путем собственного исследования или изучения (Ф. Махлуп) [3]; 2) «содержание внешнего мира» (Н. Винер) [4]; 3) мера неопределенности знания об интересующем получателя объекте (Е. Майминас) [5]; 4) сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения и др.

В современном экономическом словаре дается следующая трактовка понятия «информация», а именно: Информация (от лат. тйогшайо - осведомлять) - 1) любое сообщение о чем-либо; 2) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении; 3) один из видов используемых в экономических процессах ресурсов, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения; 4) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего - знания, образы [6].

В соответствии с выделенными выше различными трактовками понятия «информация», можно составить следующую классификацию, в зависимости от применения или изучения информации в той или иной области научного исследования.

Таблица 1

Классификация понятия «Информация»

Область научного исследования Трактовка понятия «информация»

Теория неопределенности Понятие противоположное неопределенности и обратно пропорциональное риску [7]

Философия Передача разнообразия [8]

Социология Оригинальность, мера сложности [9]

Кибернетика Обозначение содержание внешнего мира [4]

Экономика Осведомленность субъекта экономической деятельности о текущей ситуации на рынке

На основе анализа приведенных концепций можно сделать определенный вывод, что информация - это совокупность данных, которая в процессе коммуникативного общения принята и понята субъектом для реализации его дальнейшей деятельности.

Если рассмотреть сам процесс информатизации экономики, то его можно определить как процесс превращения информации в экономический ресурс. В связи с этим в информационной деятельности повышается значение информации как информационного ресурса. Он предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг. Информация является своеобразным товаром, который продается и покупается на соответствующем рынке. Отметим основные особенности информации, кардинально отличающие ее от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию независимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информация со временем подвергается своеобразному «моральному износу». Хотя она и не изнашивается при потреблении, но может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание

перестает быть актуальным и теряет свою ценность.

В-третьих, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, не требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, дешевле его производства. Отсюда изменяется подход к калькуляции издержек информации как товара. Трудность производства и относительная простота тиражирования создают, в частности, проблемы в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

В-четвертых, информационный продукт может быть предоставлен потребителям различными способами, например, на бумажном или электронном носителях. Он может быть выражен в виде информационной услуги, представляющей собой доведение информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных потребностей. Также он может быть выражен в виде материального товара, пример тому -различные информационные носители (карты памяти, жесткие диски и т. п.).

Согласно теории информационного общества, оно принципиально отличается от индустриального. Сам процесс информатизации экономики существенно изменяет основные механизмы обеспечения социальноэкономического развития общества. Если в эпоху индустриальной революции обеспечение экономического роста основывалось на концентрации и централизации производства, то в условиях информационной экономики конкурентное преимущество достигается, в первую очередь, благодаря информационным технологиям и сетевым формам управления, которые поддерживают функционирование более гибкой и децентрализованной модели организации экономической деятельности и ведения бизнеса. При этом знания и информация становятся не только новым экономическим ресурсом, но структурным элементом общества. Следует отметить, что информационный ресурс отличается от традиционного тем, что его можно копировать и многократно использовать.

Информатизация общества существенно ускоряет развитие экономики, и все большая часть производства базируется на использо-

вании идей, а не материальных объектов, т. е. экономика теряет свой материальный облик. Если рассмотреть статистику, то, например, в сфере производства высокотехнологичной продукции доля информационной составляющей может достигать более 90 %. По оценкам исследователей в этой области, благодаря интенсивному развитию средств информатики и широкого внедрения новых информационных технологий почти 90 % населения стран, ступивших на путь информатизации экономики, будет занято в информационно-технологической сфере и только 10 % -в материально-вещественной сфере, а точнее в промышленности и сельском хозяйстве.

Таким образом, именно переход от материальных товаров к интенсивному росту доли нематериальных продуктов является принципиальной особенностью информационной экономики. Предполагается, что в перспективе процесс информатизации экономики уже не будет иметь вещественную ориентацию, а перейдет на информационную стратегию. При этом перспектива роста информатизации пока туманна, так как информационные ресурсы практически ни в одной стране не используются в их полной мере.

За последние 15-20 лет информационный сектор экономики во многих странах значительно расширился. Существенно возросла и доля сферы услуг в ВВП. Если по России включить в показатель «доля высоких технологий в ВВП» телекоммуникации, некоторые консалтинговые и информационные услуги в сфере информационных технологий (ИТ), то он составит примерно 4-5 % ВНП, а к 2010 г., по имеющимся прогнозам, -8-10 % ВНП.

Информационный сектор экономики опирается на высокие технологии, создаваемые в основном электронной промышленностью, и составляет основу сферы услуг. Он представлен тремя релевантными элементами.

Во-первых, это люди, которые создают содержание этого сектора, а именно: деятели культуры, науки, образования, инженернотехническая интеллигенция, организации, создающие новые виды информации и ее представления. Все они продуцируют новую информацию и обеспечивают приращение знания.

Во-вторых, экономические агенты, тиражирующие информацию и оказывающие услуги по ее нахождению, отбору, определению. Сюда часто относят телевидение, Интернет, средства массовых коммуникаций.

Третьим элементом, который является, видимо, самым важным, выступает электронная промышленность, точнее, разработчики соответствующего оборудования, создатели новых компьютеров, телекоммуникационных приборов, электроники потребительского бытового назначения.

Важность развития информационного сектора для национальных хозяйств подтверждается тем, что Европа в настоящее время реализует комплексную и довольно масштабную программу «Европейское информационное общество - 2010» [10], нацеленную на решение проблемы занятости поощрением создания новых рабочих мест в секторах информационных услуг, электронной промышленности, информационных технологий. Одним из ключевых моментов становятся инвестиции в информационную экономику.

Активная политика в области информатизации, основой которой является программа e-Europe, служащая «зонтичным» покрытием для тематических подпрограмм, сделала возможным быстрое вовлечение граждан в использование информационных технологий. Ниже мы обратимся к некоторым показателям, объявленными ключевыми целями европейской политики, отражающим существующий прогресс в реализации программы.

- Во-первых, использование Интернет в домохозяйствах выросло с мая 2000 по декабрь 2001 г. с 18 до 38 %. При этом использование Интернет в бизнесе гораздо шире -около 90 % фирм с числом работников более 10 имеют регулярный доступ в Интернет.

- Во-вторых, только за 1999-2000 гг. стоимость доступа к Интернет в часы пик снизилась на 30 % [11].

- В-третьих, более 80 % школ получили доступ к Интернет, что, однако, ставит следующую задачу - развитие новых образовательных технологий.

В ведущих западных странах информационный сектор возник в 60-х гг. XX в. и развивался довольно высоким темпом. В первой половине 60-х гг. в США доля «индустрии знаний», как тогда именовался этот сектор,

составляла примерно 29-34 %. В 70-е гг. рост этого сектора продолжился с завидной интенсивностью при сокращении доли стандартного промышленного производства в объеме производимого национального продукта. Сокращалось и число занятых в классических секторах, с переливом трудовых ресурсов в новую сферу информационной экономики. К концу 80-х гг. доля занятых в США в данном секторе возросла до 60 % всех работающих, а доля ВНП, создаваемого в сфере производства информации и знаний, достигла к 1995 г. 43 %.

Информационный сектор экономики России интенсивно развивается. Это самый динамичный на сегодняшний день сектор хозяйства, определяющий экономическое развитие не только развитых стран, но и всего современного мира.

По имеющимся оценкам, информационный сектор России производит примерно 5 % ВНП, самое большое 7 % (причем здесь учитываются и те изделия, которые производятся по так называемой «отверточной» технологии), в то время как в странах - экономических лидерах этот показатель составляет порядка 30-40 %, а по оптимистическим оценкам - даже более 50 % [12].

Проведем обобщенный анализ мирового рынка информационных технологий, ориентируясь на следующие его основные параметры:

- объем рынка;

- долю национального производства информационных технологий в структуре ВВП;

- инвестиции в рынок информационных технологий;

- изменение занятости в указанной сфере.

Картина будет следующей.

Мировой рынок информационных технологий по темпу прироста обгоняет так называемые традиционные отрасли производства, а по абсолютной величине вполне сопоставим с ними. Так, объем рынка тяжелого машиностроения в 2003 г. оценивался примерно в 1850 млрд долл., нефти - 841 млрд, стали - 700 млрд, а информационных технологий - 1090 млрд долл. В 2004-2005 гг. объем последнего рынка составил 1300 млрд долл. При этом рынок рос на 7 % в год. Однако, несмотря на относительно высокий

темп роста информационного сектора в России, доля национального производства ИТ-услуг в структуре мирового ВВП не превышала 0,2 %. На США приходилось примерно 5,3, на Китай - 5,1, Индию - 3,3 % мирового ВВП [12].

Следует отметить, что темп роста азиатско-тихоокеанского рынка ИТ-услуг в 2005 г. составил порядка 9 % и, по имеющимся прогнозам, в ближайшие годы он может увеличиться до 10-11 %, развиваясь явно опережающим темпом по сравнению с рынком Европы и Америки. Вне всяких сомнений, подобный бурный рост сектора информационных технологий, наблюдающийся практически повсеместно, хотя и с разным темпом, обусловлен аккумулированием значительных инвестиций, направляемых в эту сферу на протяжении двух, а то и трех последних десятилетий. Например, США направляли до 6,6 % своего ВВП, Япония - 5 %, Корея -4 %, страны Евросоюза - 3,8 % в экономику знаний. Что касается России, то за последние годы инвестиции в ИТ-сектор составили не более 2,5 % ВВП, а в 90-е гг. наблюдалось деинвестирование высокотехнологичных отраслей.

Мировой рынок информационных технологий обеспечивает самый высокий прирост занятости, в среднем, более 4 % ежегодно. На США приходится 33 % занятых в этом секторе, на Европу - 37 и Японию - 15 %. В России, которая в секторе информационных технологий занимает столь малую долю мирового ВВП, величина занятых также незначительна. Приведенные цифры говорят о том, что на все остальные страны приходится порядка 15 % всех занятых в мировом секторе информационных услуг. Подобное структурное соотношение довольно рельефно символизирует уровень экономического развития любой страны, ее технологические достижения, степень социального благополучия и устойчивости роста, ее инвестиционные и социальные перспективы. В частности, показательным атрибутом возрождения Китая стал именно сектор информационных технологий, в котором Поднебесная занимает все более прочную позицию, увеличив импорт и экспорт соответствующих товаров в 2004 г. до 329 млрд долл., в то время как еще в 1996 г. этот показатель составлял всего 35 млрд долл. Нужно отметить, что объем

американской торговли в это время составил 375 млрд долл. и возрос на меньшую величину, чем в Китае. Сейчас в мировой экономике, по существу, развернута борьба за мировое лидерство в области высоких информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют не только приобрести бесспорные информационно-аналитические и социальные преимущества, но также обеспечить высокую надежность систем национальной безопасности. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии

позволяют серьезно продвинуться в решении энергетической проблемы на основе воспроизводства чистого кремния и построения электростанций, работающих на солнечной энергии, а также использования других источников тепловой энергии.

Сам переход к информатизации и выделение отдельного информационного сектора в экономической системе России можно рассмотреть на следующей схеме (рис. 2).

Имеется в виду, что индустриальный сектор теряет свою доминирующую роль из-за роста значимости информационно-технологического компонента, и связывающим звеном индустриального и постиндустриального общества является именно информация, которая по прошествию определенного количества времени приобретает все более значительный характер и начинает распределяться по всем сферам, поглощать их, что дает определенные предпосылки для выделения нового информационного сектора экономики.

Следует отметить, что и в постиндустриальной, и в индустриальной областях имеется место для информации, но ее роль и процент потребления в этих подсистемах различны и существенно отличаются от ее видения и трансформации в новом информационном секторе экономики. Это связано, прежде всего, с новыми условиями жизни, с развитием научно-технического прогресса, коммуникативных технологий, сети Интернет. Во времена аграрного или индустриального цикла, роль информации была мала и не влияла на сам производственный процесс. По мере перехода из индустриального цикла в постиндустриальный, условия среды изменились, большинство производственных процессов начали автоматизироваться, человеческий труд играет менее важную роль, наоборот, вырос спрос на интеллектуальные ресурсы, следовательно, на осведомленность и информированность о текущих процессах в экономике. Сама информация трансформируется в связи с вновь возникшими условиями. Вот только некоторые из ее проявлений:

- производство информации как таковой - это производственная отрасль, т. е. вид экономической деятельности;

- информация является фактором производства, одним из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;

- информация является объектом купли-продажи, т. е. выступает в качестве товара;

- некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;

Рис. 2. Формирование нового информационного сектора

- информация - это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояний экономической системы;

- информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;

- информация - резерв деловых и правительственных кругов, используемых при принятии решений и формировании общественного мнения [13].

С другой стороны, процесс информатизации экономики безусловно влияет на современные рыночные условия. Под влиянием информатизации трансформируются все виды рынков, в том числе и рынок труда, и рынок капитала.

Таким образом, по мере информатизации экономики начинается использование не двух, а четырех основных ресурсов: труда, капитала, индивидуальной, групповой и региональной свободы, а также релевантной информации (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе, практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два - необходимыми условиями их эффективного использования. Тем самым экономика индустриального общества переходит в свою очередную постиндустриальную фазу - информационную экономику.

Основным продуктом нового сектора становится информация, которая обладает уникальными свойствами, не присущими другим секторам. Как уже отмечалось выше, сталь, используемая при строительстве здания, или ботинки, которые носят рабочие при его строительстве, не могут использоваться кем-либо другим. С информацией дело обстоит иначе. Она не только пригодна для многократного использования и многочисленных пользователей, но и чем больше используется информация, тем более ценной становится. То же самое можно сказать о сетях, связующих различные источники информации. Из этого можно сделать вывод, что в последние годы во многих странах проявились новые свойства информации как фактора производства и производственного ресурса:

- Информация становится объектом труда, а не только фактором производства.

Все в большей мере создается новая технология воздействия на информацию, а не столько новая информация, предназначенная для воздействия на технологию, как это было на рубеже XIX и XX столетий.

- Информация является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Отсюда проникновение новых технологий во все производственные процессы и совместное влияние множественных эффектов на конечный результат.

- Новые информационные технологии создают новую сетевую логику формирования и развития систем.

С появлением всемирной сети Интернет и применением информационных технологий претерпели значительные изменения многие рынки. Прежде всего, следует отметить изменения на рынке труда. Изменилась форма организации производства. По-видимому, самым революционным в той сфере стало явление так называемой удаленной работы, главная особенность которой - выполнение различных рабочих моментов человеком, находящимся в отдалении от непосредственного рабочего места. Все это представляется возможным с помощью применения Интернет-технологий, компьютеров и средств телекоммуникации.

В первую очередь, данные исследований демонстрируют позитивную динамику парка компьютерной техники в российской экономике (рис. 1-3)1.

В связи с новой организацией производства меняются сами отношения между работодателем и работниками. Другой особенностью удаленной работы является то, что работник не привязан к своему рабочему месту, он становится мобильным, и выполнение рабочих операций возможно в любом территориально не связанном с офисом месте с использованием систем информационного доступа. Таким образом, удаленная работа позволяет глобализировать рынок труда, предоставляя возможность специалистам работать на иностранную компанию без переезда в соответствующую страну. Отсюда возникает возможность создать гибкие временные трудовые коллективы для выполнения определенного круга задач. В настоящее время

1 Материалы «Центра исследований и статистики науки» (ЦИСН) при Федеральном агентстве науки и образования РФ.

Млн. ад 6

■■ 100.0 103.0 ________ + 118.2

• ▼

■■

-- 1 1 --

Проценты 120 100 80 60 40 20 0

2001

і і Количество ПК

2002

2003

-ф— Темпы роста

Рис. 1. Динамика парка персональных компьютеров в корпоративном секторе экономики России: 2001-2003

Рис. 2. Персональные компьютеры, имеющие интернет-доступ: Россия и страны Европы, 2003

Рис. 3. Распределение парка персональных компьютеров по видам экономической деятельности: 2002-2003

становится очевидным, что географическое положение потенциального работника не имеет особого значения, а внимание в большинстве случаев концентрируется на его профессиональных навыках, требования к которым кардинально изменились под воздействием информационных технологий. Другими словами, раньше в сети розничной торговли больше ценились такие профессиональные навыки, как коммуникабельность и умение расположить к себе, сегодня же основное требование - помочь покупателю сориентироваться в огромном потоке информации и найти необходимый ему товар с наименьшими издержками. Как уже отмечалось выше, по прогнозам специалистов, в недавнем будущем более половины работающих в традиционном бизнесе адаптируются к происходящим изменениям и переквалифицируются на новые ориентиры.

Что же касается рынка капитала, он, в свою очередь, также теряет свою национальную принадлежность, становясь все более мобильным и все быстрее перемещаясь в международном экономическом пространстве. Подтверждением данного факта является популяризация и стремительное развитие электронных систем платежей. В большинстве постиндустриальных экономик оплата наличными деньгами теряет свою актуальность, и все большее количество потребителей предпочитает использовать безналичные системы расчета, например, оплату чеками, кредитными картами и электронными деньгами. Деловые сделки сейчас завершаются не столько переходом из одних рук в другие золота или денег, сколько переводом с одного счета на другой кредитной информации, в том числе и на государственном уровне.

Под влиянием Интернета и связанных с ним технологий меняется сам способ общения с людьми. Все больший процент людей предпочитают электронный вид общения и обмена информацией. Важным представляется проследить также, каким способом информатизация экономики влияет на деятельность правительства - одного из главных субъектов экономики.

На сегодняшний день государство вполне можно сравнить с крупной корпорацией. Государство обладает бюджетом, где присутствуют доходы и расходы, имеются и посредники, и клиенты в виде полномочных

представителей и самих граждан. Следовательно, перед государством стоят те же проблемы, что и перед фирмой в условиях информатизации и образования нового информационного сектора экономики. Существует потребность в новых моделях управления посредством использования новых коммуникативных технологий. Соответственно, государство начинает использовать методы, сходные с теми методами, которые использует фирма. Например, точно так же, как современная фирма стремится максимально изучить своих существующих и потенциальных клиентов и развивать свои мощности, государство стремится получить максимум информации о своих гражданах и наиболее конструктивно реализовать свои конституционные задачи. Формируются различные сетевые подходы для выполнения новых задач. В связи с этим появилась идея «электронного правительства».

По мере развития процесса информатизации экономики меняется роль правительства, оно вынуждено менять спектр услуг и способы их предоставления.

Благодаря появлению новых информационных технологий власть меняет способ общения с гражданами, свидетельством чему являются ежегодные телеконференции президента с населением и полномочными представителями власти в разных уголках страны.

Разрастание средств массовой информации и развитие Интернет-технологий повышают степень ответственности правительства перед обществом и позволяют гражданам оказывать большее влияние на процесс принятия решений правительством. Кроме того, Интернет уменьшает роль традиционных посредников в процессе общения и увеличивает его значение, позволяя организовать его в реальном времени.

Общение правительства с населением прежде всего выражается в размещении в сети Интернет веб-сайтов министерств, ведомств, вспомогательных сайтов для построения эффективного, в некоторых случаях двустороннего, общения граждан и государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее время все чаще говорят о широких возможностях использования информационных технологий в фискальной политике государства. Во многих развитых странах, например во Франции, компании и граждане имеют возможность оплачивать

свои налоги (подоходные, налоги с продаж, на собственность, местные налоги, взносы в социальное страхование, штрафы и т. п.) посредством сети Интернет. И в то же самое время население имеет возможность наблюдать за состоянием своих платежей в онлайн режиме.

Электронная система платежей позволяет сократить количество ошибок, ускоряет процесс обработки информации, а главное, облегчает оплату налогов, что в настоящее время омрачается бесполезно проведенным временем стояния в очередях в отделениях банков.

Хотя на сегодняшний момент многие банки уже практикуют такую систему оплаты коммунальных платежей, но опять же это не является частью государственной политики, а носит исключительно локальных характер. В связи с этим данное нововведение не пользуется большой популярностью среди населения в первую очередь из-за того, что банки начисляют дополнительную комиссию за данные операции. Для развития электронных систем платежей требуется усиленная поддержка со стороны государства, которая будет выражаться в прямом финансировании данного проекта и обеспечением технической и информационной базы для осуществления самих транзакций.

О трудностях превращения в жизнь идеи «Электронного правительства» отметил недавно первый заместитель председателя правительства России Сергей Иванов: «Между тем в части развития информационных технологий в России существует ряд проблем. В частности, текущие результаты выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия» не оправдывают возлагавшихся на нее надежд. Недостатки в ее реализации закономерно привели к сокращению объема и сокращению программы, хотя с повестки дня до сих пор не снята одна из ее главных задач» [14].

Основную ответственность за решение задачи информатизации страны на определенном этапе Сергей Иванов возложил на государство. Он отметил, что государство не должно быть «ни ночным сторожем, ни бесстрастным арбитром», напротив, оно должно быть непосредственно в процессе с самого начала, используя при этом не только административный ресурс, но и рыночные инст-

рументы. «Тем самым на повестку дня выдвигается задача разработки и реализации «Стратегии развития информационного общества в России», охватывающей и увязывающей в единое целое все направления и компоненты этой работы», - сказал Сергей Иванов [14].

Данную точку зрения поддерживает и Дмитрий Медведев, выступив с докладом на прошедшей недавно конференции «Социально-экономическое развитие России: новые рубежи». Он отметил, что в России и дальше будут расширять доступ к Интернет, особенно в образовательном секторе [14].

В последнее время в России существенно увеличилось присутствие государственных органов в сети Интернет. Правда, речь идет в основном об информационных порталах, а не о связях с общественностью посредством Интернет-коммуникаций и не о предоставлении каких-либо государственных услуг, однако, можно уже смело заявить о прогрессе применения информационных технологий и развитии идеи «Электронного правительства» в России и связанной с ним федеральной программой «Электронная Россия».

Определенно следует отметить, что в связи с процессом информатизации российской экономики, под влиянием информационных технологий и выделения информационного сектора произошли существенные изменения, касающиеся экономики в целом и отдельных ее частей. Можно наблюдать своевременную поддержку со стороны государства касательно этого процесса. Как отметил недавно министр информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Рейман на конференции «Новая экономика, знание, технологии»: «Наша страна добилась в развитии высокотехнологичных отраслей многого. Темпы роста в отрасли связи и ИТ с 2000 г. превышают рост экономики страны в среднем в 4 раза. В 2005 г. доля информационно-коммуникационных

технологий в структуре ВВП достигла 5 %». Таким образом, Л.Д. Рейман определил приоритетное направление российской экономики как «от сырьевой экономики - к «экономике знаний» [15].

На сегодняшний момент информационный сектор развивается быстрыми темпами, информационные технологии не стоят на месте. Основная проблема состоит в том, что

полноценное развитие требует существенных капиталовложений. Также одна из основных проблем на данный момент, которая существует в связи с исполнением федеральных программ, направленных на развитие информационных технологий в России, - это создание специального органа при правительстве, который бы занимался вопросами индустрии информационных технологий и координировал бы деятельность ведомств, задействованных в данных программах, поскольку ни одно ведомство не располагает готовым аппаратом для реализации федеральных целевых программ в этой области, и, в первую очередь, - идеи «Электронного правительства».

Обращаясь к процессу информатизации российской экономики и анализируя возможные перспективы развития информационного сектора, следует помнить о сложности экономической ситуации России вообще и проблемах в инновационной сфере, в частности. Одной из причин возникновения технологического и экономического застоя в современных экономических условиях является невосприимчивость экономики к инновациям, обусловленная низкой долей финансирования в науку, а также отсутствием надлежащих институтов мониторинга за внедрением инноваций и развитием информационных технологий, контроля и анализа изменяющейся экономической ситуации впоследствии этих изменений.

1. Martin W.J. The global information society. As-lieb Gower; Brookfield? Vt., 1995.

2. Porat M., Rubin M. The information economy: development and measurement. Washington, 1977.

3. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.

4. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М., 1968.

5. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопр. экономики. 1997. № 11. С. 86.

6. Современный экономический словарь / под общ. ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. М., 2003.

7. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль: пер. с англ. М., 2003.

8. Эшби У. Р. Система и информация // Вопр. философии. 1964. № 3.

9. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

10. European Competitiveness Report 2002 // Режим доступа: http://europa.eu.int/comm/enter-prise/enterprise_policy/competitiveness/doc/com petitiveness_report_2002/sec-2002-528_en.pdf. Загл. с экрана.

11. Global European Competitiveness and Transition Report 2002. Oxford, 2002 // Режим доступа: http://www1.oecd.org/publications/e-book/92-2001-04-1-2987/Annex_tables_excel/Bt6.2_e.xls. Загл. с экрана.

12. Электронная Россия. Режим доступа:

http://www.e-rus.ru. Загл. с экрана.

13. Иванов Е.Ю. Информация как категория экономической теории. М., 1999.

14. Режим доступа: http://top.rbc.ru/society/ 26/10/ 2007 123818.shtml. Загл. с экрана.

15. Новая экономика, знание, технологии: материалы электронной интернет-конференции. Режим доступа: www.itportal.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 26.02.2008 г.

Skryl T.V. Formation of the information sector of economy: theoretical-methodological aspect. The major prerequisites for singling out information sector in new economic conditions are revealed in the article. Such concepts as information, information market, electronic government are mentioned and detailed in the article. Further ways of information sector development in Russia are also proposed.

Key words: information, information market, electronic government, information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.