Вестник Института экономики Российской академии наук
6/2018
Ю.П. ЛИПУНЦОВ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической информатики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Переход к цифровой экономике становится частью государственной политики. Коммерческие компании, организации, ведомства вовлечены в информационный оборот, выступая в роли производителей и потребителей данных. Информационной основой управления экономикой, ее регулирования становится совокупность сведений, циркулирующих между агентами экономической деятельности. Однако эти сведения сегодня не представляют собой целостную систему. Поэтому существует необходимость создания информационной инфраструктуры, которая будет благоприятной средой для развития экономики и управления ею. Выстраивание системы управления информационными потоками и государственными данными - это не какой-то очередной проект, а постоянная деятельность, которая должна стать частью функций органов исполнительной власти, ответственных за выработку и реализацию экономической политики.
Ключевые слова: информационное моделирование, модель предметной области, интеграция данных, распределенная среда, стандартизация данных, информационная инфраструктура, электронные сервисы.
JEL: L15, L86, M15. Введение
Возможности информационно-коммуникационных технологий и степень их использования в системе государственного управления Российской Федерации за последнее время существенно возросли. Электронные сервисы коммерческих компаний, такие как электронная торговля, интернет-банкинг, дистанционное образование и ряд других сервисов, изменили стиль экономической жизни. Скорость общественного, экономического и технологического развития увеличивается.
Экономическая система, использующая информационно-технологические достижения, становится трудно управляемой с помощью прежних методов. Экономическая активность большинства агентов
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
фиксируется в оцифрованной форме, сама экономика становится цифровой. В информационной среде формируются экономические сообщества, которые имеют собственную динамику развития и требуют принципиально иных подходов и методов управления. Процесс управления в новых условиях предполагает извлечение из информационного потока данных, поступающих от агентов экономической деятельности, их анализ и использование разными структурами, отдельными сообществами либо отдельными участниками. При этом должны учитываться как факторы самоорганизации этих систем, так и интересы потребителя, клиента, пациента, студента, избирателя, т. е. того, кто нуждается в государственных сервисах.
Для развития этого направления Правительством РФ в июне 2017 г. принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1. Активное применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственном секторе началось в 2002 г. с принятием Федеральной целевой программы «Электронная Россия (20022010 годы)»2 и продолжилось в рамках государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)»3. Начиная с 2010 г. акцент в использовании ИКТ в государственном управлении был сделан на предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и коммерческим организациям в электронной форме.
Последующие этапы развития ИКТ и их использования в госсекторе предполагают расширение категорий пользователей путем включения в состав основных пользователей органов государственной власти и местного самоуправления, государственных служащих, а также общественных и некоммерческих организаций и структур правительств других стран. Активное участие государственных органов в управлении информационной средой позволит не только реа-лизовывать экономическую политику, ориентированную на создание информационной экосистемы для жизнедеятельности людей в России, но и создавать комфортные условия, поддерживать усилия по самоорганизации и совместной деятельности экономических агентов и их сообществ в информационной среде.
Государственное управление цифровой экономикой предполагает преобразование внутренних и внешних информационных взаимодействий государственных органов с целью оптимизации процессов исполнения ими своих функций. Для двустороннего информационного обмена экономических ведомств с внешними участниками по моделям
1 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»».
2 minsvyaz.rU/ru/activity/programs/6.
3 minsvyaz.rU/ru/activity/programs/1.
С2С и С2Б, С2С, равно как и в обратных направлениях - Б2С, С2С, необходимо решить достаточно важную задачу - организовать этот информационный оборот в рамках экономического пространства и управлять им. В Программе «Цифровая экономика» наиболее подходящим для решения этой задачи является направление «Нормативное регулирование», в рамках которого нормативное закрепление, регулирование, стандартизация являются результатом длительной и непрерывной деятельности. При трансформации традиционной экономики в цифровую элементами такой работы должны стать формализованное представление деятельности отдельных секторов, создание информационных моделей для этих секторов, а также сводных моделей, которые позволят совершенствовать управление экономикой, и будут ориентированы на формирование прозрачных потоков данных, позволяющих согласовывать экономическую политику и отслеживать ее реализацию. Поэтому в разработке и реализации совокупности моделей активная роль отводится министерствам экономического блока.
1. Модель деятельности и информационная модель как слои архитектуры для описания экономической активности
Экономическая деятельность страны представляет собой распределенную систему большого масштаба. Многие задачи экономического управления содержат факторы как отраслевого, так и межотраслевого характера. Управление экономикой в новых реалиях включает информационные активы (и их взаимодействие) в совокупность объектов регулирования экономической деятельности. Для организации информационного обмена в такой системе и управления ее развитием необходимы специальные методические подходы. В мировой практике для проектирования крупных экономических систем со сложными механизмами технико-экономических, организационно-экономических, социально-экономических отношений используется архитектурный подход [1].
Принципы реализации систем на основе архитектурного подхода изложены в последней версии Системного проекта электронного правительства Российской Федерации [2]. Экономическую деятельность организации в совокупности с информационными системами с архитектурной точки зрения обычно рассматривают как набор слоев. Справочная модель ИМ-ОЭР [3] включает следующие пять моделей: деятельность организации4, информация и данные, вычислительные
4 Под организацией будем понимать сообщество агентов, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Сообщество может быть любого масштаба, не ограничиваться юридическим лицом.
рессурсы, инженерная модель, технологическая модель. В цифровой экономике из пяти архитектурных слоев наиболее существенные изменения происходят в слое «Деятельность» и в слое «Информация и данные». При этом экономическая составляющая остается в ведении экспертов предметной области и является определяющей, несмотря на то, что хозяйственная деятельность и отношения модифицируются. Понимание принципов этой деятельности, включая формализованную ее часть, является необходимым элементом системного восприятия экономики.
Рассмотрим отдельные особенности реализации двух слоев архитектуры.
1.1. Моделирование деятельности
В архитектурном подходе определяющим является слой моделей деятельности. Модель деятельности строится путем описания ее структуры и совокупности действий. Соединение двух этих представлений дает объемную картину, воспроизводящую взаимодействие отдельных элементов структуры в ходе выполнения ролевых функций. При детальном рассмотрении деятельности появляются разные типы процессов: бизнес-процессы, административные, управленческие и другие. При описании государственной деятельности эта модель определяет иерархическую классификацию сфер ответственности органов власти [4]. Справочная модель функций представляет собой многоуровневую иерархию: на верхнем уровне отражаются области деятельности государства, на среднем - направления, а на самом нижнем - функции. Отдельные функции выполняются определенными участниками процесса - организационными единицами, сотрудниками. Путем соединения структуры и процессов воспроизводится модель выполнения функций. С учетом неоднородности структуры региональной власти, высокой динамики структурных изменений задача построения модели деятельности является достаточно объемной.
Для соединения функций государственных органов со структурой министерств и ведомств используются онтологические модели. Один из вариантов такой модели приведен в отчете проекта «Моделирование деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций» [5]. При выполнении проекта был построен ряд моделей, описывающих деятельность органов государственного управления федерального и регионального уровней5. Для качествен-
5 Работа по совершенствованию оценки государственного управления в условиях информатизации ведется в том числе сотрудниками сферы «Право».
ного управления информационным оборотом совокупность моделей отражается в отдельной информационной системе, описывающей деятельность органов власти с возможностью интеграции этого описания с системами, автоматизирующими функциональную деятельность ведомств. Это позволит наглядно представить деятельность отдельных секторов, отразить их специфику, выявить межотраслевые связи.
Модели деятельности являются инструментом схематичного отражения выполняемых процессов с необходимой степенью детализации, что позволяет быстро понять суть их деятельности и выявить межотраслевые связи. Эти модели позволяют сделать прозрачным управление процессами, определить узкие места, а также скоординировать усилия различных участников для достижения общих целей.
1.2. Информационные модели в сфере государственного управления
Основой для обмена государственными сведениями и повторного их использования является информационная модель. Задачей информационной модели является создание единых элементов данных для предоставления услуг гражданам, коммерческим компаниям и государственным ведомствам, а также для поставки сведений от коммерческого сектора и граждан государству.
Многие сектора экономики производят достаточно большое количество данных, однако поступающие сегодня потоки данных не всегда позволяют решать экономические задачи. Необходимы усилия для того, чтобы разнородные потоки приводить в систему, снабжать их дополнительными элементами, что позволит принимать обоснованные экономические решения. Рассмотрим адаптацию информационной модели к условиям и целям регулирования на примере финансового сектора.
Финансовый сектор является одним из наиболее развитых секторов экономики, с точки зрения применения информационных технологий. Однако это не позволило предотвратить мировой финансовый кризис 2008 г. Финансовая отрасль на тот момент была насыщена данными, но возникали существенные проблемы при переводе этих данных в знания, необходимые для управления финансовой системой. Одной из проблем управления на момент кризиса было отсутствие возможности однозначной идентификации оператора, совершающего финансовые интервенции на рынке. Использование офшорных компаний и подставных лиц не позволяло получить прозрачной картины о роли и намерениях отдельных участников. По решению резолюции С-20, принятой в 2009 г. в Питтсбурге, была создана Глобальная
система идентификации юридических лиц LEI. Целью создания этого идентификатора является повышение прозрачности в финансовой сфере. Уже в 2012 г. был принят международный стандарт ISO 174426, описывающий систему присвоения участникам рынка уникальных идентификаторов и использования их в финансовом учете. Сейчас каждый участник рынка для проведения финансовых операций обязан получить код, который будет представлен в описании каждой совершаемой им операции. Информация об участниках рынка с их кодами публикуется в открытом доступе. Присвоением и верификацией кодов LEI в России занимается НКО АО «НРД»7.
Основными элементами информационной модели оборота государственных сведений являются объекты регулирования и пространство имен [6]. Состав объектов регулирования по отдельным секторам определяется на основе анализа модели функций и базовых информационных объектов предметной области.
2. Формирование единого информационного пространства цифровой экономики
Программа «Цифровая экономика» ориентирована на все сферы социально-экономической деятельности. Деятельность государственных органов включает пять направлений: стратегическое направление; координация, надзор и контроль; услуги; финансово-организационное обеспечение; регулирование. На предыдущих этапах информатизации государственной деятельности делался акцент на предоставлении электронных услуг населению. Новым направлением в информационном обороте должна стать информационная поддержка большинства функций государственных органов и предоставление необходимых для этого сведений со стороны коммерческого сектора.
Оказание услуг в электронном виде - наиболее простой, с информационной точки зрения, вариант информатизации, поскольку в большей степени предполагает сбор исходных данных, не включает их обработку. Вместе с тем в рамках информатизации этого раздела отсутствуют механизмы координации деятельности ответственных за предоставление услуг ведомств.
Для описания деятельности по оказанию услуг составляются технологические карты, описывающие поставщиков данных, их системы и прочие сведения. Технологические карты размещаются ГИС ТКМВ8, при этом отсутствуют инструменты их заполнения,
6 LEIROC, 2016. www.leiroc.org (дата обращения: 04 04 2017).
7 www.lei-code.ru/ru/.
8 ГИС «Проектирование ТКМВ». www.tkmv.gov.ru.
актуализации. Технологические карты составлены в виде несвязанных файлов, поэтому даже у базовых элементов, таких как «Название ведомства», встречается несколько вариантов написания. ГИС ТКМВ должна выполнять функцию формализованного представления административных регламентов оказания услуг, закрепленных в нормативно-правовой базе. Далее это представление должно найти свое отражение в информационной системе оказания услуг. Однако качество составления технологических карт не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода ресурсам, поэтому они не могут быть основой для поддержки в актуальном состоянии информационной системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ)9, предназначенной для поставки государственных сведений при оказании государственных услуг. Представители Минэкономразвития РФ отмечают, что сложившаяся практика не позволяет отслеживать соответствие информационного оборота, происходящего посредством СМЭВ, нормативно-правовой базе [7]. Поэтому система ГИС ТКМВ существует по своим правилам, а СМЭВ развивается по своим.
2.1. Модель деятельности в цифровой экономике
Основой информационного оборота является модель деятельности. Экономическая деятельность в цифровой экономике представляет собой миллиарды повседневных онлайн-трансакций между людьми, предприятиями, устройствами, данными и процессами. Активное информационное взаимодействие предполагает проработанные информационные модели, которые позволяют осуществлять качественный информационный обмен. Информационное взаимодействие в рамках цифровой экономики определяется тремя составляющими (см. рис. 1):
• Агенты взаимодействия
• Взаимодействия
• Сведения, циркулирующие при взаимодействии
Каждая из составляющих предполагает категоризацию в соответствии с функциями, полномочиями, ответственностью и прочими характеристиками, обеспечивающими полноценное отражение действий акторов и их ролей. Выстроенное по такому принципу описание деятельности органов власти будет служить качественной основой для составления «технологических карт» самых разных процессов, в которых задействованы государственные органы, бизнес и гражданское общество.
9 Система межведомственного электронного взаимодействия. smev3.gosuslugi.ru.
Гражданин
X
Организованные участники
Л
сю
Потребитель данных
т
Категории потребителей
Бизнес Государственное ведомство
(
Взаимодействия
V у
Федеральный о уровень А
1 Региональный о уровень Л
Ф
п_
Муниципальный о уровень X
СЮ Поставщик данных
У
Категории поставщиков
Категории взаимодействий
Сведения
Категории сведений
Источник: составлено автором.
Рис. 1. Основные элементы информационного взаимодействия в цифровой экономике.
2.2. Информационная модель на основе ядра данных
Модель деятельности служит основой для создания информационной модели. Информационная модель используется не только для отражения отдельных трансакций, но и для выработки управленческих решений, согласования действий отдельных подразделений и т. д. Информационная поддержка управленческой деятельности на уровне отдельной организации реализуется путем структурированного представления стратегического планирования, включающего описание миссии, целей, задач. Связь элементов стратегического планирования с показателями отдельных процессов позволяет обеспечить прозрачность и согласованность действий оперативного уровня со стратегическими планами.
На уровне государственного управления аналогичная функция предполагает согласование целей государственного уровня с действиями совокупности организаций. Для согласования целей в государственном и муниципальном управлении был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. Этот закон изменил характер территориального стратегического планирования. Новая система стратегического планирования предполагает увязывание между собой стратегий всех
уровней. Распространение идеологии единого стратегического планирования не только на государственное и муниципальное управление, но и на отдельные сферы экономической деятельности, включая предприятия частного сектора, создает дополнительные возможности для регуляторов отдельных сфер деятельности.
Значительный прогресс в сфере регулирования демонстрирует банковский сектор, отчетность которого регламентируется Указаниями ЦБ РФ [8]. В соответствии с регламентом каждый банк ежедневно предоставляет отчет в виде электронного сообщения в территориальные учреждения Банка России. На основе этой отчетности ЦБ осуществляет надзор за деятельностью банков, результатом которого является предотвращение злоупотреблений участниками денежно-кредитной системы либо их вывод с рынка. ЦБ производит постоянное совершенствование правил предоставления отчетности. Объем актуальной версии этого регламента составляет более 650 страниц.
Потребность в такого рода регулировании имеется не только в финансовой сфере. В сфере высшего образования функции по лицензированию и аккредитации выполняет Рособрнадзор. В ведении ведомства порядка 20 тыс. программ обучения, в то время как за год ему удается проверить порядка 200 программ. Для отслеживания показателей каждая проверка сопровождается выездом сотрудников. Стоимость одной аккредитации составляет порядка 300-500 тыс. руб. Стандартизация информационных потоков может привести к снижению финансовых барьеров. Роль государственных органов в сфере аккредитации и надзора должна измениться путем включения функций по созданию прозрачной системы обмена информацией. Аналогичные задачи актуальны и для других сфер экономической деятельности.
В сфере государственного управления возникают новые возможности при установлении стандартов информационного обмена между организациями и регулятором. Для ускоренного развития необходимо использовать потенциал информационного обмена. Своевременная и качественная информация позволит реализовать элементы планирования, координации и контроля за деятельностью организаций, ведомств и предприятий. Для этого нужна совокупность информационных моделей, которые позволили бы связать существующие информационные системы министерств и ведомств, агрегирующих данные по отдельным секторам деятельности. В работе [9] описана модель межведомственного взаимодействия на основе ядра данных. Основой ядра данных являются универсальные базовые компоненты, к которым отнесены физические лица, юридические лица и объекты недвижимости. На втором уровне ядра отражаются базовые компоненты предметной области и на третьем - предметно ориентированные элементы.
Ядро данных является основой для сбора и анализа сведений по многим отраслям экономической деятельности. Идея ядра данных активно прорабатывалась в последней версии Системного проекта Электронного Правительства России. С технологической точки зрения, для построения системы обмена государственными сведениями нужно формировать единое семантическое пространство.
Вторым важным моментом является организация сбора и агрегирования данных по многим сферам деятельности, распределение функций и ответственности. В этом вопросе важную роль должны сыграть министерства экономического блока, поскольку в их функции входит выработка и реализация экономической политики, в том числе согласование принципов организации взаимодействия выстраивания разнородных участников рынка, выработка сонаправленного движения.
2.3. Роль министерств экономического блока
в формировании информационной инфраструктуры
В условиях цифровой экономики такие функции, как стратегическое планирование, регулирование госзакупок, регулирование налоговой, страховой, банковской деятельности, организация бюджетной деятельности и межбюджетных отношений, и многие другие направления связаны с формированием единого экономического информационного пространства. Это предполагает, что органы исполнительной власти экономического блока определяют основные параметры информационного оборота, позволяющего реализовывать согласованную со многими участниками экономическую политику, в том числе выполнение функций, связанных с разработкой и продвижением информационных моделей и стандартов в области данных для организации информационного оборота и создания интероперабельных приложений.
Формирование информационного пространства цифровой экономики отображено на рис. 2.
На сегодняшний день существует ряд элементов, которые могут послужить основой для информационного пространства, в частности, реестры, отраслевые информационные стандарты в области здравоохранения [10], финансов [11]. Помимо отраслевых стандартов необходимо разрабатывать форматы обмена межотраслевыми данными, которые позволят составлять государственные планы, обеспечивающие пропорциональное развитие экономики, повышение ее эффективности.
Управление в экономической сфере реализуется на основе статистической отчетности. Своеобразным узлом обмена данными, их агре-гатором выступает национальное статистическое агентство. Работа
Министерства экономического блока
организации _
-Потоки данных
Агрегированные отчеты
Межотраслевые связи
>-<j
Закупки
Источник: разработано автором.
Рис. 2. Области ответственности отдельных органов исполнительной власти в информационном обороте.
с данными для статистических агентств является ключевым бизнес-процессом, и поэтому этот сектор демонстрирует наибольший прогресс в этой области.
С развитием информационных технологий статистика становится элементом информационной инфраструктуры государства. С учетом этого официальные статистические данные, имеющие практическую значимость, должны подготавливаться и распространяться статистическими ведомствами на объективной основе, подкрепленной информационными методами и процедурами сбора, обработки, хранения и представления статистических данных10.
Развитие информатизации в статистике, идеологии организации государственного учета может развиваться в двух направлениях: сверху вниз, путем детализации статистического учета, и снизу-вверх, путем учета детальных операций и их последующего агрегирования до уровня проекта, программы, региона, сектора. Первое направление связано с более технологичным и детальным отражением статистических данных. Основой этого направления является стандарт по Обмену статистическими данными и метаданными No. ISO/TS 17369:2005 (2005). Второе направление связано со сбором данных о детальных операциях и их дальнейшей агрегации. Этот вариант представляется более перспективным, поскольку в этом случае отчетность формируется на основе первичных данных, агрегируемых по многим направле-
10 UNSD, Official Statistics: Principles and Practices. unstats.un.org/unsd/methods/statorg/ FP-Russian.pdf (дата обращения: 19 04 2018).
ниям. Об этом говорят факты сбора данных об отдельных трансакциях в ведомствах, в частности, сбор данных электронных чеков и электронных счет-фактур.
Формируемые в финансовой сфере наборы данных сейчас используются в основном для оперативного контроля. Вместе с тем эти данные могут быть ценным источником информации не только для финансовых органов, но и для многих других участников из государственных органов, коммерческих структур из различных сфер деятельности [12].
Заключение
В статье показаны тенденции в области информационного моделирования, позволяющие выстроить информационную инфраструктуру для управления цифровой экономикой. Современное ведомство, независимо от сферы деятельности, предполагает активное информационное взаимодействие с внешними участниками - другими ведомствами, подведомственными организациями, агентами экономической деятельности. Качественный информационный обмен между различными участниками осуществляется посредством стандартизации. Разработка и поддержание информационных стандартов в актуальном состоянии должны осуществляться на постоянной основе. Сфера моделирования деятельности, управление данными, информационное моделирование для ведомств экономической направленности, равно как и идея создания системной информационной модели, ориентированной на решение совокупности экономических задач для ведомств, ответственных за развитие информационных технологий, является непривычной.
В цифровой экономике экономическая составляющая существенно не меняется, но добавляются некоторые аспекты, такие как формализованное представление, отражение его на информационном слое. Цифровая экономика предполагает наличие у экономистов, экспертов предметной области совокупности компетенций, которые позволят им конструктивно взаимодействовать с технологическим блоком цифровой экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Program Management Office, FEA Consolidated Reference Model Document. www. whitehouse.gov/sites/default/files/omb/assets/fea_docs/FEA_CRM_v23_Final_ Oct_2007_Revised.pdf (дата обращения: 27.09.2011).
2. Системный проект электронного правительства Российской Федерации. Мин-комсвязь России 12 октябрь 2016. (minsvyaz.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva-rf.pdf).
3. Community, Reference Model of Open Distributed Processing. www.rm-odp.net.
4. Архитектура электронного государства (Репозиторий решений АЭГ). ЗАО «РесЭко», 2005.
5. Методические рекомендации по административному моделированию (доработанные на основе уточненного пакета стандартов организационного моделирования). АНО КМЦ «Бизнес-инжиниринг», 2006. bigc.ru/government/projects/bigspb/ mram/c_5.php (дата обращения: 20.05.2018).
6. Lipuntsov Y. Identifier and NameSpaces as Parts of Semantics for e-Government Information Environment // Communications in Computer and Information Science. 2018. V. 745.
7. Малков П. Развитие системы предоставления государственных услуг, ИКТ в госсекторе: на пути к цифровому обществу. М., 2017.
8. Указание ЦБ РФ № 4212-У от 24.11.2016 «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ» // Вестник Банка России. 27.01.2017. № 12-13.
9. Lipuntsov Y. An Information model of Interagency Communication Based on Distributed Data Storage // International conference electronic governance and open society: challenges in Eurasia, 2016.
10. HL7, Health Level Seven. www.hl7.org (дата обращения: 12.02.2015).
11. OMG, Financial Industry Business Ontology. www.omg.org/spec/EDMC-FIBO/BE (дата обращения: 20.12.2017).
12. Липунцов Ю. Использование информационной инфраструктуры цифровой экономики для повышения качества статистических данных // Статистика и экономика. 2018. Т. 15. № 4.
ABOUT THE AUTHOR
Yuriy Pavlovich Lipuntsov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Informatics of the Faculty of Economics, M.V. Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia. lipuntsov@econ.msu.ru
FORMATION OF THE INFORMATION SPACE OF THE DIGITAL ECONOMY The digital economy is going to be a part of public policy. Companies, organizations and agencies are involved in information turnover, act as data producers and data consumers. Data of economic agents becomes information basis for economic government. But today we cannot say that this government and commercial data represent an integral system. The set of economic functions in the new conditions is expanding, there is a need to create an information infrastructure that will be an enabling environment for the economic development and economic government. The creation of the government data system is not a project, not a program, but a permanent activity that should become part of the functions for power bodies who are responsible for the formulation and implementation of economic policies.
Keywords: information modeling, domain model, data integration, distributed environment, data standardization, information infrastructure, electronic services. JEL: L15, L86, M15.