рыночная стоимость активов проявляется в момент продажи компании, до этого может происходить условная оценка. Хотя и логика учета человеческого капитала как неучтенного актива, формирующего стоимость компании, следует путем разделения капитала, выделения в его структуре человеческого капитала и дальнейшей его оценки.
Одним из удобных подходов для такой оценки является подход, предложенный шведами Эдвинссоном и Малоне. Их подход разделяет человеческий и интеллектуальный капитал, определяет место каждого из них в структуре стоимости компании. Данное разделение основано на том, что человеческий ресурс относиться к неустойчивым экономическим ресурсам компании и нуждается в накоплении компетенций и опыта на более стабильной основе.
Так, рыночная стоимость компании рассматривается как совокупность финансового и интеллектуального капитала, который в свою очередь включает человеческий, клиентский и структурный капитал (организационный, инновационный и технологический). Человеческий капитал включает компетентность персонала (знания, опыт, способности и др.) и условия реализации и актуализации этой компетентности (степень вовлеченности, условия развития, формы признания). Но при этом необходима оценка и структурного капитала, поскольку он включает всю необходимую поддерживающую инфраструктуру для формирования и использования человеческого капитала. Формирование структурного капитала также можно рассматривать с внешней точки зрения как инвестиции в формирование имиджа и репутации компании. В том числе за счет формирование инфраструктуры для использования и развития человеческого капитала. Таким образом, интеллектуальный капитал частично формируется в процессе формирования человеческого. Отсюда вытекает другая задача - сделать интеллектуальный капитал более устойчивым самим по себе и за счет повышения устойчивости человеческого капитала, в том числе за счет формирования приверженности персонала организации.
Литература
1. Магура М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации -решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. - 1998. - №11.
2. Москвин В. Организация труда в компании - конкурентное преимущество высшего порядка // Инвестиции в России. - 2006. - №1.
3. Петрищев М.В. Конкуренция на рынке труда: политэкономический аспект // Журнал экономической теории. - 2010. - №4.
4. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: 2005.
5. Соснова Е.В., Сидоров Н.И. Интеллектуальный и человеческий капитал -главное конкурентное преимущество компании // Вестник ГУУ. - 2008. - №1.
А.В. Филатова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЗНАНИЕВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
INFORMATION KNOLEDGE AREA FORMATION APPROACH
Аннотация: в статье сформировано понятие информационно-знаниевого пространства организации, рассмотрена его структура, содержание и взаимосвязи.
© Филатова А.В., 2012
Ключевые слова: информационно-знаниевые ресурсы, информационно-знаниевое пространство, профессиональные сообщества, информационная система.
Abstract: the article the concept of information and knowledge area of an organization is developed, its structure, content and links are examined.
Keywords: information and knowledge resources, information and knowledge area, professional associations, information system.
Конкурентоспособность организации означает способность достигать и поддерживать выгодную позицию в условиях меняющихся политического, технологического, экономического и социального окружения. Выгодная позиция в бизнесе определяется по степени отражения интересов общества и достижения поставленных целей, контролируемых организации. Конкурентоспособность проявляется как увеличение размеров, доли на рынке и уровня рентабельности организации [1]. В данной работе под организацией понимается как фирма, предприятие так и компания.
Специфические характеристики знания являются основой для создания трудноимитируемых конкурентных преимуществ. В частности, К.-Э. Свейби подчеркивает, что эффективность преобразования знаний в ценность фирмы возникает благодаря особым свойствам данных активов - неисключаемости, несоперничеству, неубываемости и др. [1] .
Но существование в организации знания еще не дает ей конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества появляются тогда, когда знание формируется из конкретной информации, определяющей внешнюю и внутреннюю среду организации, синтетически связывается с совокупностью методов и средств, применяемых организацией для его поиска, обмена, генерации, распределения и накопления внутри организации. Именно знания организации, связанные с информацией, как накопленные, так и существующие в настоящее время, в синтезе с методами и средствами их движения и управления, составляют информационно-знаниевые ресурсы организации. Рассмотрение информационно-знаниевых ресурсов соответствует ресурсному подходу, в соответствии с которым конкурентоспособность фирмы определяется организационными способностями фирмы использовать и создавать свои ключевые компетенции. Именно различия в способностях и редкость ресурсов становятся источником экономической ренты.
Р.М. Грант одним из первых обращает внимание на то, что для создания устойчивого конкурентного преимущества необходимы трудноимитируемые и обладающие низкой мобильностью ресурсы, среди которых информационно-знаниевые ресурсы играют определяющую роль[3].
По мнению Дэвида Тиса, фирма является репозитарием информационно-знаниевых ресурсов, встроенных в бизнес-процессы. Суть организации состоит в ее потенциале создания, передачи, собирания воедино, интеграции и эксплуатации знаниевых ресурсов как активов[4].
Информационно-знаниевые ресурсы охватывают все подразделения и службы организации. Поэтому можно говорить об информационно-знаниевом пространстве организации, понимая под этим термином не только информацию, знания и средства их обработки, но и географию информационно-знаниевых отношений.
Согласно работе Г.Б.Клейнера[5] внутреннее пространство каждой организации можно представить в виде объединения семи выделяемых по функциональным признакам подсистем, каждая из которых реализует определенную совокупность видов деятельности, осуществляемых в пространстве определенных групп ресурсов.
Первая (ментальная) подсистема включает те виды ментальной деятельности, которую имеют лица, непосредственно задействованные в функционировании предприятия. Эта деятельность отражена в системе знаний каждого отдельного индивида.
Вторая подсистема охватывает культурную деятельность внутри предприятия.
Третья (институциональная) подсистема охватывает институциональную деятельность предприятия.
Четвертая (когнитивная) подсистема включает механизмы познания и их продукт -корпоративные знания, или знаниевые ресурсы. Под этими механизмами понимается система коллективного отбора, восприятия, обработки и запоминания информации о внешней и внутренней средах предприятия, а также использования этой информации для экстракции знаний. Результатами функционирования этой подсистемы являются:
а) база знаний, сосредоточенная в организации, но распределенная между отдельными лицами, группами и коллективами;
б) новые или модифицированные механизмы познания, функционирующие на предприятии.
Формирование когнитивных механизмов определяется и индивидуально-групповыми особенностями мышления, и культурной средой, и системой институтов предприятия.
Пятая (технологическая) подсистема включает организационно-управленческие и технико-технологические механизмы, функционирующие на предприятии. В рамках этой подсистемы осуществляется непосредственное производство продукции.
Шестая (имитационная) подсистема состоит из поведенческих образцов (паттернов, кейсов), заимствованных из истории функционирования других предприятий.
Седьмая (историческая) подсистема отражает опыт функционирования самого предприятия и представляет собой проекцию собственной траектории развития на внутреннее пространство предприятия.
Таким образом, в соответствии с данной классификацией информационно-знаниевое пространство относится к четвертой подсистеме общего пространства организации.
Информационно-знаниевое пространство формируется с помощью технических средств обработки информации, компьютерной и телекоммуникационной технологий.
Информационно-знаниевые ресурсы пространства должны обеспечивать принятие решений на следующих уровнях: стратегическом, тактическом, операционном. В соответствии с работой [6] информационно-знаниевые ресурсы на стратегическом уровне обеспечивают выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Ими в организации обладают менеджеры высшего звена руководства организации, основной задачей которых является стратегическое планирование деятельности на рынке и координация внутрифирменной тактики управления.
Информационно-знаниевые ресурсы на тактическом уровне - знания, на основе которых менеджерами среднего звена решаются управленческие задачи, вытекающие из стратегических. Их особенностью является то, что одна часть из них должна определяться компетенциями менеджеров, а другая связана с созданием или выявлением знаний в различных источниках.
Информационно-знаниевые ресурсы на операционном уровне - знания, обеспечивающие решение многократно повторяющихся профессиональных задач и операций и быстрое реагирование на изменения входных знаний и информации. Они определяют динамику принятия управленческих решений менеджерами самого низкого звена.
С точки зрения сфер деятельности информационно-знаниевые ресурсы могут рассматриваться как: финансовые, производственные, маркетинговые, управления персоналом, информационно-технического обеспечения.
Информационно-знаниевое пространство имеет внешнюю и внутреннюю часть. Внешняя часть информационно-знаниевого пространства охватывает внешнюю среду
организации, внутренняя часть - внутреннюю среду организации.
Внешняя часть информационно-знаниевого пространства включает в себя бизнес-партнеров и внешние профессиональные сообщества, источники знаний-интернет, библиотеки и т.д..
Внутренняя часть информационно-знаниевого пространства состоит из следующих субъектов: отдельные сотрудники и группы сотрудников, которые могут быть формальными (трудовой коллектив) и неформальными (внутренние профессиональные сообщества).
Между внутренней и внешней частью в информационно-знаниевом пространстве организации существуют взаимосвязи, направленные на обмен информацией и знаниями, поиск информации и знаний и их источников. Во внутренней части информационно-знаниевого пространства осуществляются взаимодействия между сотрудниками и группами сотрудников, направленные на создание и усовершенствование знаний, на поиск сотрудников, владеющих нужными знаниями, на обучение сотрудников.
В качестве бизнес-партнеров могут выступать заказчики, поставщики, любые организации, которые участвуют в создании цепочки ценностей.
Представим взаимодействия с субъектами внешней части информационно-знаниевого пространства, а именно, с бизнес-партнерами. Эти взаимодействия можно рассматривать на трех уровнях.
На первом уровне предполагается максимальная согласованность между компаниями. На втором - требуется установление тесных долгосрочных отношений с потребителями.
На третьем необходимы сетевые, наиболее тесные отношения со всеми участниками создания цепочки ценностей. Этот означает, что взаимодействие организации с бизнес-партнерами обеспечивает устойчивые конкурентные преимущества: позволяет получить значительную экономию на транзакционных издержках, снижая затраты по различным направлениям; способствует улучшению качества продукции; дает возможность быстрее получать результаты по проектам; ведет к сокращению производственного цикла. Полноценное сотрудничество со всеми партнерами подразумевает и совместное принятие решений, и открытый обмен знаниями.
Профессиональные сообщества можно рассматривать как внутренние, так и внешние. Общим для них является то, что профессиональное сообщество - это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач.
Сформулированное здесь определение не делает различия между полностью виртуальными сообществами и теми, участники которых встречаются лично, однако для целей настоящего исследования эта разница не существенна.
Профессиональное сообщество отличается от сообщества, сформированного по интересам или географического сообщества, наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в повседневной профессиональной деятельности. Члены сообщества объединены совместной активностью (от бесед в обеденный перерыв до решения сложных проблем в специально отведенное время) и знаниями, приобретенными в результате этой активности.
Главной целью существования таких сообществ является профессиональное общение коллег и единомышленников, в ходе которого за счет постоянного обмена знаниями между участниками обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование. Назовем некоторые наиболее важные, на наш взгляд, характеристики профессиональных сообществ. Прежде всего, сообщества
преимущественно являются неформальными и существуют отдельно от традиционных подразделений организации (или между несколькими организациями - тогда это межорганизационные профессиональные сообщества). Участие в деятельности профессиональных сообществ является добровольным и основывается на личной заинтересованности каждого из участников в такой деятельности (в этом смысле их вполне можно назвать самоорганизующимися системами, ведь складываясь зачастую стихийно, сообщества принимают ту форму существования, которая наиболее адекватна их целям).
Внешние источники информационно-знаниевых ресурсов включают в себя:
1. Знания о состоянии экономики. Источник: информационно-аналитические материалы, специализированные журналы, газеты, Интернет.
2. Специализированные экономические знания. Так, на сервере Центробанка можно найти информацию по финансовому рынку (межбанковский кредитный рынок, ставки привлечения рублевых депозитов, рынок облигаций Банка России, рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок, курсы валют на заданную дату, динамика курса заданной валюты, кросс-курсы валют).
3.Знания по ценам на товары. Источники: специализированные журналы и бюллетени, каталоги, базы данных в Интернет.
4. Специфические знания.
5. Знания из государственных органов и органов управления (законы, постановления, сообщения налоговых органов и т. п.).
В зависимости от формы взаимодействия и использования информационно-знаниевых ресурсов можно выделить четыре основных ступени реализации информационно-знаниевого пространства организации.
На первой ступени информационно-знаниевого пространства организации фактографическая информация о выполненных хозяйственных операциях формируется в виде таблиц конкретной базы данных. Обработка этих таблиц позволяет вести основные виды учета: оперативный, бухгалтерский, административный, налоговый.
Вторая ступень информационно-знаниевого пространства предполагает использование мощной системы управления базой данных, которая позволяет поддерживать все виды учета и дает возможность подготовки различных аналитических документов. На этом уровне реализации формируется интранет, позволяющий осуществлять электронный документооборот и способствующий накоплению и обобщению корпоративной информации.
Третья ступень информационно-знаниевого пространства организации отражает его разделение на отдельные предметные области: логистика, учет и отчетность, управление персоналом и др., в каждой из которых формируется своя информационная система. Модель третьего уровня предусматривает реализацию хозяйственной деятельности в Интернете, например, использование электронных платежей.
Четвертая ступень информационно-знаниевого пространства предполагает его расширение за счет информационных структур, которые могут с помощью Интернета предоставить поставщикам, партнерам, клиентам, инвесторам необходимую информацию в соответствии с данными полномочиями
Для работы на различных организационных уровнях предназначены четыре основных вида информационных систем: системы операционного уровня, системы для профессиональной работы с данными (знаниями), управленческие системы и стратегические системы (системы стратегического планирования).
Информационные системы операционного уровня помогают менеджерам-операционнистам контролировать все элементарные действия и транзакции внутри организации, такие как продажи, денежные поступления, депозиты, платежные ведомости, кредитные истории и поступление сырья в производство. Основными
целями использования систем этого уровня являются решение рутинных задач и мониторинг всех транзакций внутри компании.
Системы для работы со знаниями поддерживают знания организаций и использование их сотрудниками. Назначением таких систем является интеграция новых данных и знаний и помощь сотрудникам в работе со всевозможной документацией. Подобные информационные системы, особенно установленные на рабочих станциях и офисных компьютерах, являются наиболее распространенными программами, используемыми в настоящее время во всех сферах бизнеса.
Управленческие информационные системы служат для мониторинга, контроля, помощи в принятии решений, а также выполнения административных функций менеджерами среднего звена.
Управленческие информационные системы формируют отчеты о состоянии дел и информацию по отдельным операциям. Примером может служить система, обрабатывающая информацию о местах проживания сотрудников, найме квартир и арендной плате, действующая в масштабе всей корпорации и следящая за бюджетом, выделяемым на эти нужды.
Некоторые системы управленческого уровня помогают в принятии нестандартных решений. Они могут быть полезны при необходимости принятия «неструктурированного» решения, исходные предпосылки для которого не всегда ясны.
Стратегические информационные системы (системы стратегического планирования) помогают сотрудникам верхних эшелонов управления решать вопросы стратегии и заниматься долгосрочным планированием, учитывая при этом кроме данных о самой компании реалии внешнего мира. Основным их предназначением является согласование деятельности организации с внешней средой.
Информационные системы также служат для реализации основных бизнес-функций, таких как сбыт продукции и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерия и контроль трудовых ресурсов. В типичной организации существуют системы различных уровней для каждой функциональной области. Например, торговый отдел обычно имеет собственную систему операционного уровня для записи данных по дневным продажам и обработки заказов. Системы управления знаниями помогают разрабатывать планы по продвижению товаров фирмы. Система управленческого уровня, в свою очередь, отслеживает месячные объемы продаж в различных регионах и сообщает об их изменениях. Прогнозирование продаж на пятилетний период является прерогативой системы стратегического планирования.
Таким образом, информационно-знаниевое пространство организации является необходимым условием размещения информационно-знаниевых ресурсов, осуществления коммуникативных взаимодействий между сотрудниками внутри организации, а также с внешней средой в соответствии с целями организации.
Литература
1. Катькало В.С. Стратегический менеджмент [Текст] // Вестник СбПУ. 2002. Сер.8, Вып. 4. № 32.
2. Клейнер, Г.Б. Микроэкономика знаний [Текст] / Г.Б. Клейнер, В. Л. Макаров. - М.: 2007.
3. Погорелова, Е.В. Разработка интеграционно-целевой методологии управления знаниями в организациях [Текст] / Е.В Погорелова // Вестн. Самар. гос. экон. акад. - Самара, 2010. - № 11 (73).
4. Тис Д.Д. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании [Текст]//Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 4.
5. Sveiby K-E. A knowledge-based theory of the firm to guide in strategy formulation [Text]/ Journal of Intellectual Capital. 2001. Vol. 2 No. 4.