Научная статья на тему 'Контроллинг в период перехода к обществу знаний'

Контроллинг в период перехода к обществу знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / ЗНАНИЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шляго Наталия Никодимовна

Рассматриваются взаимосвязи контроллинга с такими понятиями как знаниевая экономика, интеллектуальный капитал, когнитивный менеджмент; обосновывается знаниевая природа контроллинга; доказывается принадлежность контроллинга к интеллектуальному капиталу компании; обсуждаются проблемы и задачи контроллинга в условиях когнитивного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the links between controlling and the concepts of economics of knowledge, intellectual assets, cognitive management. Further the knowledge-based nature of controlling is discussed, and the close relation between controlling and intellectual assets is considered. The article also argues the problems and tasks of controlling in framework of the cognitive management.

Текст научной работы на тему «Контроллинг в период перехода к обществу знаний»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дедов, О. А. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием [Текст] : учеб. пособие / О.А. Дедов. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 248 с.

2. Итоги производственной деятельности в основных сегментах народного хозяйства Челябинской области за девять месяцев 2011 года [Текст] : отчет Мин-ва экон. развития Челяб. обл. - Челябинск: Мин-во экон. развития, 2011. - 57 с.

3. Комплексная Программа работы с молодежью ОАО «ММК-Метиз» [Текст]. - Магнитогорск: ММК-Метиз, 2010. - 31 с.

4. Нечеухина, Н.С. Моделирование учетных событий в системе контроллинга на предприятиях промышленности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Н.С. Нечеухина. - Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2010. - 50 с.

5. Отчет по результатам аудита на соответствие требованиям ISO 9001:2008 [Текст]. - Магнитогорск:

Бюро Веритас Сертификейшн Русь, 2011. - 47 с.

6. Отчет по результатам аудита на соответствие требованиям ISO/TS 16949:2009 [Текст]. - Магнитогорск: Бюро Веритас Сертификейшн Русь, 2011. - 27 с.

7. О специальной защитной мере в отношении крепежных изделий [Электронный ресурс] : Пост. Правительства РФ № 68 от 12.02.2011 г. - Режим доступа: www.consultant.ru

8. Томпсон, А.А. мл. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации [Текст] : учебник для вузов : пер. с англ. / А.А. Томпсон мл., А. Дж. Стрикленд. -М.: Инфра-М, 2000.

9. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга [Текст] : пер. с нем. / Д. Хан - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

10. Харитонова, Е.Н. Управление социально ответственной деятельностью промышленных предприятий [Текст] / Е.Н. Харитонова. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2008. - 202 с.

УДК 65.011

Н.Н. Шляго

КОНТРОЛЛИНГ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЙ

Переход от постиндустриального общества к обществу знаний сопровождается бурным процессом теоретического осмысления происходящих изменений. В сфере экономических исследований вектор научного интереса направлен на исследование особенностей знания как особого и наиболее существенного ресурса современных организаций. Сфера менеджмента ответила возникновением концепции когнитивного менеджмента, отличительной чертой которого является использование инновации в качестве ведущего механизма развития компании.

На протяжении нескольких десятилетий в развитых странах контроллинг рассматривался как неотъемлемая часть организации компании, несмотря на то что единая точка зрения на его сущность не сформировалась до сих пор.

В работах как зарубежных, так и отечественных исследователей приводятся различные концепции контроллинга в их историческом развитии. Автором развивается идея контроллинга, основанная на восприятии фирмы в качестве системы, понимании сути управления в системном смысле и рассмотрении менеджмента как необходимого условия для возникновения управления в компании как социально-экономической системе, что, в конечном итоге, и позволяет говорить о возникновении контроллинга.

Будучи явлением многогранным, контроллинг принимает различные формы, каждая из которых может быть предметом особого исследования. Наибольший интерес представляют контроллинг как социально-экономическое явление, контроллинг-институт и контроллинг как совокупность технологий внутрифирменного

^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.6.2211.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУКИ

управления, обеспечивающих его реализацию на практике.

Контроллинг независимо от того, о какой бы из его форм ни шла речь, неразрывно связан с необходимостью привлечения и использования соответствующих знаний. Таким образом, контроллинг по своей природе является выражением знаниевых (когнитивных) тенденций. В данной статье раскрываются признаки контроллинга как элемента экономики знаний и особенности контроллинга, соответствующего когнитивному (знаниевому) менеджменту.

Контроллинг как признак экономики знаний. Сущность контроллинга как социально-экономического явления исследовалась автором в ранее опубликованных работах [9, 10]. В результате этих исследований введены определения понятия «контроллинг»: контроллинг -это деятельность, сознательно организованная в соответствии с кибернетическом циклом управления (широкая трактовка), контроллинг -менеджмент особого качества, т. е. менеджмент, сознательно осуществляющий управление в кибернетическом смысле этого слова (узкая трактовка).

Контроллинг как способ функционирования предприятия (фирмы, компании), являющийся следствием сознательной организации деятельности компании ее менеджментом в соответствии с системным пониманием сущности управления, сам по себе есть свидетельство использования знаний в процессе функционирования компании. Реализация деятельности компании в духе контроллинга, с учетом системной сущности фирмы, требует от менеджмента наличия определенных знаний. Трансформации, происходившие в общественной и экономической жизни человечества, безусловно, оказывали и оказывают влияние на содержание менеджмента, ставя перед менеджерами все новые задачи. В менеджменте постепенно формируется понимание важности процесса управления в системном смысле этого слова как процесса, направленного на обеспечение выживания компании. Это выражается в осознании необходимости перехода от изолированного выполнения локальных управленческих процедур к связной управленческой деятельности, объединяющей

в циклически повторяющуюся последовательность процессы целеполагания, планирования, исполнения, контроля, анализа и обоснования управленческих решений, образующих начало нового цикла. Выполнение всех этих этапов и превращает менеджмент в контроллинг, что требует приложения особых интеллектуальных усилий, наличия и использования соответствующих знаний.

В теории контроллинга различают контроллинг как деятельность и контроллинг как структурное подразделение компании, как определенный институт, формирующий правила обоснования управленческих решений и инициирующий деятельность по их принятию. Различные концепции контроллинга по-разному объясняют суть взаимодействия контроллинга и менеджмента [1]. Ранние трактовки содержания контроллинга приписывали ему исключительно функциональный характер. В более поздних подходах предпринимались попытки использовать идеи институциональных теорий фирмы. Но ни тот, ни другой подходы не позволяют объяснить механизм возникновения института контроллинга. Автором выдвигается гипотеза, согласно которой причины возникновения института контроллинга следует искать в особенностях фирмы как социально-экономической системы: постоянно возрастающая степень сложности задач, встающих перед менеджментом, приводит его к осознанию собственной ответственности за судьбу компании в условиях усиливающейся информационной нагрузки и вынуждает расширять знаниевую платформу при принятии управленческих решений. Слово «ответственность» в данном контексте имеет не юридическое и даже не экономическое значение. Оно использовано для обозначения социально-эмоциональной реакции менеджмента на происходящие изменения. С системной же точки зрения объяснением возникновения института контроллинга служит «закон необходимого разнообразия», суть которого может быть сформулирована следующим образом: «разнообразие управляющей системы (системы управления) Уш должно быть больше (или по крайней мере равно) разнообразию управляемого объекта Уои :

Ки > Уои» [2].

Таким образом, институт контроллинга создается институтом менеджмента с целью расширения и упрочения информационной базы принятия окончательных управленческих решений менеджерами для повышения степени надежности данных решений. Термин «информация» рассматривается в данном случае как «превращенная форма знания» [5]. Задачей контроллинга-института является использование уже существующей информации и превращение в информацию вновь возникающих знаний о механизмах реализации управленческого процесса.

Еще одна из названных форм контроллинга представляет собой совокупность формализованных знаний - технологий внутрифирменного управления [10], используемых при обосновании управленческих решений в совокупности с интуицией менеджеров. В терминологии знание-вой теории фирмы этому соответствуют понятия явных и неявных знаний.

Контроллинг как элемент интеллектуального капитала компании. Помимо теоретических исследований, посвященных изучению сущности знания, механизмов и условий его формирования и использования, существуют работы более практической направленности. Основная их задача заключается в стремлении проследить влияние знаний как ресурсов особого вида на результаты деятельности компании. В центре внимания подобных исследований находится такая категория, как интеллектуальный капитал, представляющий собой совокупность интеллектуальных ресурсов, а также выяснение его участия в формировании ценности, создаваемой фирмой. Согласно классификации интеллектуальных ресурсов, разработанной Й. Руусом, С. Пайком и Л. Фернстремом [7], интеллектуальный капитал включает такие виды интеллектуальных ресурсов, как отношенческие, организационные и человеческие, которые могут иметь как материальное, так и нематериальное выражение.

К сожалению, при значительном интересе к проблемам сути, оценки и управления интеллектуальным капиталом компании вопрос об особенностях контроллинга как элемента интеллектуального капитала до настоящего времени не обсуждался. Вместе с тем внимательное изучение содержания основных компонентов

интеллектуального капитала компании позволяет утверждать, что контроллинг является его неотъемлемой частью. Действительно, в рамках человеческого капитала контроллинг обнаруживает себя в таких элементах, как знания (в данном случае знания о механизмах реализации управленческого процесса), взаимодействие, способность решать проблемы и т. д. Представляя собой формализованные знания, контроллинг как совокупность технологий внутрифирменного управления является элементом организационного капитала (документированные системы, документированные процессы, системы управления результатами деятельности и т. п.). Определенные сомнения могут возникать относительно присутствия контроллинга в блоке отношенческих ресурсов. Но с учетом того, что контроллинг косвенно оказывает влияние на репутацию фирмы, а инициируя и контролируя управленческий процесс, обеспечивает формирование и поддержание внутрифирменных отношений между различными группами участников этого процесса, можно утверждать, что контроллинг является частью и данного элемента интеллектуального капитала. Таким образом, контроллинг, пронизывая всю совокупность интеллектуальных ресурсов, является синтетическим интеллектуальным ресурсом компании. В связи с этим возникает проблема оценки контроллинга как элемента интеллектуального капитала.

Оценка ресурсов имеет конечной целью выявление их влияния на ценность, создаваемую компанией для клиентов. При измерении ценности такого ресурса, как контроллинг, необходимо учитывать следующие обстоятельства: наряду с тем что при создании компанией ценности для внешних клиентов контроллинг как синтетический интеллектуальный ресурс оказывает влияние посредством своих элементов, он создает ценность для менеджмента компании, т. е. менеджмент играет по отношению к контроллингу роль клиента. Ценность, ожидаемая клиентом, как известно, представляет собой разность между «достоянием» (полным набором выгод) и «жертвой» (издержки). В связи с этим предлагается следующий алгоритм расчета ценности контроллинга для менеджмента

компании. Расчет «жертвы» (Ок) построен на основе определения упущенной прибыли вследствие проведения на предприятии контроллинговой деятельности, т. е. в общем виде:

Ок = /(Зк) = а ■ Зк,

где Зк - затраты на содержание отдела контроллинга; а — норма прибыли на вложенный капитал.

Такой подход к оценке «жертвы» менеджмента обусловлен тем, что оценка работы самого менеджмента, как правило, осуществляется (прямо или косвенно) путем выявления его влияния на прибыль компании. В качестве оценки «достояния», очевидно, следует рассматривать управленческую прибыль (Су), т. е. прибыль, представляющую собой в общем виде разницу между выручкой и издержками компании:

Су — В — И — В — (Ип д — Ипост д — Ипост нд — Идоп),

где В — выручка; И — издержки; Ип д — издержки переменные денежные; Ипост д — издержки постоянные денежные; Ипост нд — издержки постоянные не денежные; Идоп — издержки дополнительные, содержащие, в частности, минимальный доход на вложенный капитал, удовлетворяющий собственника.

Тогда ценность контроллинга для менеджмента компании (Цк) может быть рассчитана как разность между «достоянием» и «жертвой»:

Цк — Су — Ок — Су — а ■ Зк .

Управленческая прибыль Су является результатом усилий как контроллинга, так и менеджмента, поэтому полезно было бы разделить ее на две части (Су м — прибыль, «заработанная» менеджментом, и Су к — прибыль, «заработанная» контроллингом) и провести расчет ценности путем сравнения оценки «жертвы» с прибылью, «заработанной» контроллингом, т. е. рассчитывать ценность следующим образом:

Цк — Су к — Ок .

Разделение управленческой прибыли на составляющие является, разумеется, не простой задачей. Для ее решения могут быть предложены различные подходы, например: разделить Су на две части пропорционально размерам фондов заработной платы менеджмента и отдела кон-

троллинга; определить доли управленческих решений, принятых менеджментом без участия контроллеров и принятых совместно (тогда Су к — ¿к м • Су , где ¿к м — доля решений, принятых менеджментом при участии контроллеров); экспертным путем.

Контроллинг и когнит ивный менеджмент. Когнитивным называют менеджмент, нацеленный на создание конкурентного преимущества компании путем овладения новым знанием. В исследовании особенностей когнитивного менеджмента, проведенном Г.И. Петровой и Ю.М. Стаховской [5], выявлены следующие характерные для когнитивного менеджмента особенности управленческой деятельности: переход к разработке краткосрочных стратегий поведения, превращение риска в фундаментальную категорию, базирование процесса управления не на «централизованном администрировании, а на развитой менеджериальной структуре», широкий доступ людей к накопленным знаниям, использование новых методологий для решения сложных задач, формирование такого организационного качества, как «способность к непрерывному обучению», и наиболее существенный момент, предопределяющий все ранее названные отличительные черты, — использование инновации в качестве механизма преодоления инерционности и стереотипности поведения фирмы в условиях нестабильности как отличительной черты современного «информационного общества».

Изменения, происходящие в менеджменте естественным образом, должны найти свое отражение и в контроллинге, во всех формах его проявления. При рассмотрении контроллинга как реализации управленческого цикла возникает вопрос, не происходят ли изменения в структуре управленческого цикла. В середине ХХ в. (наряду с весьма разнообразным толкованием содержания управления в узком, менедже-риальном, смысле) трактовка процесса управления в менеджменте приняла форму концепции управленческого контроля как цикла, представляющего собой единство планирования и контроля. В настоящее время высказываются различные точки зрения относительно сущности управления. Так, например, Г. Кокинз [3] делает

акцент на процессы исполнения, т. е. рассматривает в качестве процесса управления связку «планирование-исполнение». В концепции когнитивного менеджмента основной упор сделан на сферу тактической деятельности [5]. Автором в работе [11] была высказана гипотеза об увеличении удельного веса аналитической составляющей процесса управления. Но как бы ни расставлялись акценты, очевидно, что в современных условиях «информационного хаоса» [5] потребность в использовании механизмов самосохранения только усиливается, следовательно, потребность в контроллинге растет.

Изменения в организации работы и структуре института контроллинга происходят уже достаточно давно. Представители континентальной экономической школы [4] в качестве причин формирования «нового контроллинга» называют преобразования, происходящие в конкурентной среде, инновационный потенциал информационной и коммуникационной техники, изменение общественных ценностей. Изменения же, происходящие во внешней среде, вскрыли и недостатки ставшей достаточно традиционной организации: принцип централизации, на основе которого выстроены организационные структуры компаний и основан процесс управления, а также тейло-ристский принцип разделения труда.

Ответом на данные изменения в конце ХХ в. явились использование в технологиях внутрифирменного управления процессного принципа, принципа ориентации на клиента и переход к самоконтроллингу, суть которого заключается в передаче менеджеру части задач, ранее выполнявшихся контроллером (например, сбор и анализ информации, анализ отклонений). Формирование когнитивного менеджмента оказывает дальнейшее «давление» на контроллинг. Все более актуальными становятся такие аспекты, как необходимость учета интересов различных сторон, заинтересованных в функционировании компании, распространение сетевых структур, значение интеллектуальных ресурсов. В связи с этим возникают вопросы, связанные с организацией контроллинга, например в интеллектуа-лоемких компаниях, для которых характерно возникновение интеллектуальных сетей. Проблема может быть сформулирована следующим образом: нужен ли такой организации контрол-

линг и, если нужен, то кто может стать инициатором его внедрения. Некоторые из вариантов решения проблемы осуществления координации действий участников самоорганизующихся сетей были предложены в работе Дж.Б. Куини, Ф. Андерсона, С. Финкельштейна [8, с. 225-242], рассматривавших в качестве таких мер делегирование временных полномочий руководителю проекта или назначение одного человека в качестве ведущего. В этой же статье обращено внимание на важность поощрения общих интересов, общих ценностей и взаимоприемлемых решений, что позволяет говорить о важности формирования ощущения целостности.

Новые реалии оказывают влияние не только на организационные аспекты контроллинга, но и предъявляют особые требования к содержанию технологий внутрифирменного управления. Можно выделить следующие задачи: разработка технологий внутрифирменного управления, обусловленных, во-первых, вниманием к новым видам ресурсов и, во-вторых, новыми условиями реализации управленческого процесса. Конкретизацию этих задач можно обнаружить, например, в концептуальной статье Д. Гарвина «Создание научающейся организации». Научающейся названа организация, «умеющая создавать, приобретать и распространять знание и изменять свое поведение в соответствии с новым знанием» [8, с. 109-133]. В данной статье рассмотрены вопросы активного управления компанией, ступившей на путь научения, предусматривающего установление четких «правил и практик», к числу которых отнесены такие виды деятельности, как «систематическое решение проблем», «экспериментирование», «научение на прошлом опыте», «научение на чужом опыте» и «передача знаний», а также разработка методов «измерения темпов роста и уровня организационного научения». Если первое направление указанных насущных изменений требует от контроллинга разработки и поддержания схем реализации новых видов управленческой деятельности, то второе - использования новых и развития уже известных инструментов измерения и оценки как ресурсов, так и видов деятельности. В связи с этим обращают на себя внимание аналитические подходы, получившие название «менедж-

Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2011. Экономические науки

мента без соглашений с заданными результатами деятельности» [6] и опирающиеся на две группы принципов: 1) расширение полномочий — ориентация на клиента, ответственность на основе создания сетей; эффективность, базирующаяся на успехе команды по отношению к рынку; предоставление свободы принятия решений децентрализованным командам; руководство, основанное на четко сформулированных целях, ценностях и ограничениях; информация, доступная всем; 2) обеспечение гибкости процессов при достижении результативности — постановка амбициозных целей; оценка общего успеха и вознаграждение на основе относительного улучшения; планирование как непрерывный процесс, ориентированный на действие; контроль на основе относительных показателей результативности по отношению к другим участникам процесса; предоставление ресурсов по необходимости; динамичная, горизонтальная, максимально приближенная к рынку координация.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Контроллинг является неотъемлемой характе-

ристикой знаниевой экономики. Побудительные мотивы установления института контроллинга в компании следует искать в социально-экономической природе менеджмента. С системной точки зрения стремление к контроллингу объясняется проявлением закона необходимого разнообразия. Контроллинг представляет собой синтетический интеллектуальный ресурс компании. Ценность контроллинга для менеджмента может быть измерена. В условиях информационного общества потребность в контроллинге как в реализации процесса, обеспечивающего сохранение и развитие компании, усиливается в связи с повышением степени неопределенности. Организационные формы института контроллинга в новых условиях претерпевают существенные изменения, что обусловлено усилением тенденций к децентрализации управления и образованием сетевых структур. Как совокупность технологий внутрифирменного управления контроллинг обогащается за счет поиска инструментов, позволяющих решать задачи, порождаемые особенностями информационного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беккер, В. Взаимодействие менеджмента и контроллинга: опыт Германии и России [Текст] / В. Беккер, Б. Бальтцер, Л. Гончарова // Контроллинг. - 2010. -№ 3 (36). - С. 20-30.

2. Волкова, В.Н. Теория систем [Текст] : учеб. пособие / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - М.: Высш. шк., 2006. - 511 с.

3. Кокинз, Г. Управление результативностью: как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами [Текст] / Г. Кокинз; пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 315 с.

4. Концепция контроллинга: управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование [Текст] / Horvath&Partners; пер с нем. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 269 с.

5. Петрова, Г.И. Когнитивный менджмент - инновационная стратегия управления в информационном обществе [Текст] / Г.И. Петрова, Ю.М. Стахов-ская // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2010. -№ 2(10). - С. 101-115.

6. Пфлегинг, Н. Управление на основе гибких целей [Текст] / Н. Пфлегинг; пер. с нем. А. Друзенко. -

М.: Белый город, 2009. - 279 с.

7. Руус, Й. Интеллектуальный капитал: практика управления [Текст] / Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрем; пер с англ.; под ред. В.К. Дерманова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 3-е изд. - СПб.: Высш. шк. менеджмента, 2010. - 436 с.

8. Управление знаниями: хрестоматия [Текст] / пер. с англ.; под ред. Т.А. Андреевой, Т.Ю. Гутнико-вой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 2-е изд. -СПб.: Высш. шк. менеджмента, 2010.

9. Шляго, Н.Н. К вопросу о содержании и сущности контроллинга [Текст] / Н.Н. Шляго // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2010. - № 5(107). - С. 92-97.

10. Шляго, Н.Н. О понятии «глубина контроллинга» [Текст] / Н.Н. Шляго // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». -

2010. - № 6(112). - С. 30-36.

11. Шляго, Н.Н. Проблемы и задачи контроллинга предприятий, ориентированных на инновационное развитие [Текст] / Н.Н. Шляго // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». -

2011. - № 4. - С. 203-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.