Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровые технологии / цифровая культура / трансформация / цифровая грамотность / цифровые компетенции / digitalization / digital technologies / digital culture / transformation / digital literacy / digital competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодяжная Юлия Владимировна

В статье рассматриваются вопросы формирования цифровой культуры обучающихся в информационно-образовательной среде. В цифровую эпоху происходит становление особого типа цифровой культуры, дополняющей цифровые компетенции мировоззренческим аспектом. Масштабное использование информации, внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни требуют овладения информационными навыками и ценностного подхода к их применению. Цифровые технологии начинают использоваться как средства коммуникации и как средства обучения. Актуализируется проблема формирования цифровой культуры, необходимой для жизни в обществе. Рассмотрено соотношение понятий «цифровая грамотность», «цифровые компетенции», «цифровая культура». Появляются новые возможности в общении и преподавании. Цифровое обучение актуализирует необходимость создания новых педагогически значимых методов работы в различных ситуациях. Цифровое поколение посвящает большое количество времени созданию контента в сетевой среде. Сделан вывод о влиянии новых коммуникативных технологий на процессы социализации, развитие и становление личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодяжная Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of formation of digital culture of students in the information and educational environment. In the digital age, a special type of digital culture is emerging, complementing digital competencies with a worldview aspect. The large-scale use of information, the introduction of digital technologies in various spheres of life require mastering information skills and a value-based approach to their application. Digital technologies are beginning to be used as a means of communication and as a means of learning. The problem of the formation of a digital culture necessary for life in society is actualized. The correlation of the concepts of "digital literacy", "digital competencies", "digital culture" is considered. There are new opportunities in communication and teaching. Digital learning actualizes the need to create new pedagogically significant methods of work in various situations. The digital generation devotes a lot of time to creating content in a network environment. The conclusion is made about the influence of new communication technologies on the processes of socialization, development and formation of personality.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

1. Ай, коляда, коляда!

Ковшик наполните!

2. Кто положит в ковшик,

Пусть (у того) сын родится!

3. Пусть сын родится,

Пусть пахарем будет! ГЮ1.

Узкообъемные напевы удобны для вокализации, выработки первоначальных навыков певческого дыхания, звукообразования, дикции (при разучивании показать рукой направление мелодии, прохлопать, простучать ритмический рисунок).

Заклички скандируют или распевают, повторяя несколько раз.

Дождь, дождь, дождичек,

Землю - матушку окропила!

В одну тучу собирайся,

Все поле залей-ка! [101.

Такие заклички исполнялись детьми во время теплых весенних дождей или после летней жары.

Выводы. Включение в процесс музыкального образования русского и мордовского детского фольклора в условиях поликультурной общеобразовательной среды будет способствовать воспитанию уважения к музыкальным культурам разных народов, родному краю. Рекомендуемый музыкальный репертуар может стать эффективным средством формирования вокально-хоровых навыков, так как обучении им детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Музыкальное занятие, насыщенное детским музыкальным фольклором, превращается в занятие искусством благодаря импровизационности, творческому началу, коллективности деятельности, присущих народному музыкальному искусству. Эти свойства фольклора резонируют с целостным художественно-образным мышлением, свойственным дошкольнику, которому необходима творческая деятельность, игра, активное музицирование. Таким образом, можно констатировать, что ценность использования русского и мордовского детского фольклора в формировании вокально-хоровых навыков в условиях поликультурной общеобразовательной среды неоспорима.

Литература:

1. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / H.A. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1981. - 239 с.

2. Карпушина, Л.П. Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования / Л.П. Карпушина, Т.А. Козлова // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 65. - Ч. 4- С. 172-176

3. Козлова, Т.А. Формирование навыков исполнения народных песен в фольклорном ансамбле в условиях дополнительного образования / Т.А. Козлова, Л.П. Карпушина // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 6 (34). -С. 61-67

4. Комиссарова, Л.Н. Ребенок в мире музыки. Примерное тематическое планирование музыкальных занятий для ДОУ / Л.Н. Комиссарова, Г.В. Кузнецова. - Москва: Школьная Пресса, 2006. - 128 с.

5. Метлов, H.A. Музыка - детям: пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада / H.A. Метлов. - Москва: Просвещение, 1985. - 144 с.

6. Одинокова, Т.Н. Мордовская музыка в начальной школе / Т.П. Одинокова. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1994. -272 с.

7. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. Ч. 1: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Дошкольное педагогика и психология» / О.П. Радынова. - Москва: Владос, 1997. - 606 с.

8. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. - Дубна: Феник. 2011. - 352 с.

9. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - Москва: Просвещение, 1995.- 132 с.

10. Памятники мордовского народного музыкального искусства. Т. 3. / Сост. H.H. Бояркин. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1988. -337 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya// (дата обращения: 14.08.2023)

12. Якунчев, М.А. Этнокультурное образование в контексте различных научных подходов / М.А. Якунчев, С.Н. Горшенина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17). - С. 71-75

13. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва: Смысл, 2001.-365 с.

Педагогика

УДК 378

соискатель Колодяжиая Юлия Владимировна

Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования цифровой культуры обучающихся в информационно-образовательной среде. В цифровую эпоху происходит становление особого типа цифровой культуры, дополняющей цифровые компетенции мировоззренческим аспектом. Масштабное использование информации, внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни требуют овладения информационными навыками и ценностного подхода к их применению. Цифровые технологии начинают использоваться как средства коммуникации и как средства обучения. Актуализируется проблема формирования цифровой культуры, необходимой для жизни в обществе. Рассмотрено соотношение понятий «цифровая грамотность», «цифровые компетенции», «цифровая культура». Появляются новые возможности в общении и преподавании. Цифровое обучение актуализирует необходимость создания новых педагогически значимых методов работы в различных ситуациях. Цифровое поколение посвящает большое количество времени созданию контента в сетевой среде. Сделан вывод о влиянии новых коммуникативных технологий на процессы социализации, развитие и становление личности.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая культура, трансформация, цифровая грамотность, цифровые компетенции.

Annotation. The article deals with the issues of formation of digital culture of students in the information and educational environment. In the digital âge, a spécial type of digital culture is emerging, complementing digital competencies with a worldview aspect. The large-scale use of information, the introduction of digital technologies in various spheres of life require mastering information skills and a value-based approach to their application. Digital technologies are beginning to be used as a means of communication and as a means of learning. The problem of the formation of a digital culture necessary for life in society is actualized. The corrélation ofthe concepts of "digital literacy", "digital competencies", "digital culture" is considered. There are new opportunities in communication and teaching. Digital learning actualizes the need to create new pedagogically significant methods of work in various situations. The digital génération devotes a lot of time to creating content in a network environment. The conclusion is made about the influence of new communication technologies on the processes of socialization, development and formation of personality.

Key words: digitalization, digital technologies, digital culture, transformation, digital literacy, digital competencies.

Введение. Современное общество отличается сетевой организацией и информационной направленностью, что предполагает стремительно нарастающую технологизацию социального пространства.

Культура современного общества отличается использованием не только новых технологий практически во всех сферах деятельности, а также формированием взаимодействия человека с техникой. Использование инноваций в различных сферах деятельности продиктовано цифровизацией общества, которая и лежит в основе формирования современной культуры, цифровой.

Увеличение скорости протекания процесса цифровизации общества происходит одновременно с изменением ценностных ориентиров человека, картины мироздания, изменением особенностей коммуникаций, моделей поведения, отношений в социуме. Поэтому исследование цифровой культуры затрагивает различные стороны жизни современного человека, предполагая анализ изменений самих практик и продуктов человеческой деятельности [9].

Масштабное применение информационных ресурсов, а также научных знаний, использование цифровых технологий в различных областях деятельности требуют овладения информационными навыками и ценностного подхода к их использованию. Цифровые технологии начинают применяться как средства коммуникации и как средства обучения. При этом темпы цифровизации часто опережают навыки пользователей по их освоению. Не случайно актуализируется проблема расширения цифрового потребления, формирования цифровой культуры, которая необходима для жизни в современном цифровом обществе, на основе определенных принципов.

В последнее время мы наблюдаем процесс реформирования системы образования, который предполагает изменение условий обучения детей. На первое место выходит организация ресурсов данных, плодотворное сотрудничество, сбор, оценивание и использование информации. Таким образом, мы можем говорить о необходимости наличия у современного человека цифровой (информационной) культуры как элемента культуры общечеловеческой, а ее формирование становится одной из важнейших составляющих и в системе образования [7]. Цифровая культура предполагает использование информационных технологий для решения всевозможных задач, включая профессиональные, направленные на возможное увеличение производительности труда [6].

Интернет, мобильная связь, цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) оказывают значительное влияние на становление личности подростков. Данная проблема является актуальной и активно рассматривается в научной среде. Эта проблема в своих разных аспектах стала объектом у М. Пренски, Г. Рейнгольда, Г. Солдатовой, Т. Пестика, Д. Палфи, У. Гассера, Т. Марцинковской и мн. др. Важность и актуальность таких исследований очевидна, так как то, что происходит с молодежью в настоящем, определяет будущее нашей культуры.

Таким образом, цифровая культура для подрастающего поколения является средой, которая формирует его как личность, а для повышения уровня этой культуры (цифровой) необходимо введение в процесс обучения цифровых образовательных ресурсов.

Изложение основного материала статьи. Сегодняшнее поколение с рождения погружено в цифровизацию. В современном обществе влияние приобретает становление особого, своеобразного типа цивилизации. По мнению авторов В.Ш. Расумова, З.М. Ахмадовой, в настоящее время происходит погружение традиционной культуры в цифровую среду, что приводит к формированию новых характеристик привычной культуры [8].

В своих исследованиях Д.Н. Карпова говорит о том, что цифровизация является глобальным процессом преобразования информации в цифровую форму, коренным образом изменяющий характер межгрупповых и межличностных взаимоотношений людей. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что основополагающим фактором становления цифровой культуры выступают именно инновационные технологии, органически присущие современному обществу [5].

Опираясь на данные современной педагогики, мы утверждаем, что к настоящему времени уже накоплен достаточный опыт использования цифровизации в учебном процессе. Цифровые технологии используются эффективно только в рамках образовательной среды, обеспечивающей не только обмен данными между различными информационными системами., но и консолидирующей различные цифровые технологии. С учетом вышеизложенного, цифровую образовательную среду следует рассматривать как комплекс ресурсов, создающих условия ведения учебного процесса и процесса управления образовательным учреждением.

Цифровизацию образовательного процесса можно рассматривать как трансформацию образовательного процесса и его элементов, с одной стороны, и цифровых средств, и технологий, с другой. Цель такой трансформации заключается в максимально полном использовании потенциала дидактических возможностей цифровых технологий и направлена на максимально возможное их приспособление к эффективному решению педагогических задач. В ряде случаев такой тип обучающихся самостоятельно формирует свой образовательный маршрут, при этом возможна интеграция учебы, работы и личностного развития.

Очевидно, что в условиях изменяющейся внешней среды, современный человек не может комфортно существовать в обществе, пока информационная культура не станет элементом его общечеловеческой культуры. Современные реалии требуют от системы образования реализации одной из важнейших задач формирования цифровой культуры обучающихся.

Рассмотрим соотношение понятий «цифровая грамотность», «цифровые компетенции», «цифровая культура». Понятийно-терминологический аппарат для обеспечения однозначности вышеназванных понятий до настоящего времени не унифицирован. Зарубежная модель информационной подготовки граждан, международные стандарты базируются на понятиях «компьютерная грамотность» и «цифровая грамотность», последнее в буквальном переводе означает свободное владение цифровыми данными. К цифровой грамотности за рубежом относят владение компьютерной грамотностью и широким спектром социальных технологий, а также «цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровую безопасность, которые необходимы, чтобы жить в цифровом мире [2].

Модель информационной подготовки граждан в России длительное время базировалась на понятии «информационная культура». Данное определение в связи со смещением образования и экономики в сторону цифровизации, становится основой понятия «цифровая культура».

При определении цифровой культуры личности, выделяют следующие компоненты:

- умения и знания;

- готовность использования умений и знаний;

- оценки и установки.

Цифровая грамотность - это базовый набор знаний и умений, которые необходимы для работы с различного рода информацией в информационно-коммуникационной среде: чтение с экранов гаджетов, поиск и обработка всевозможной информации, общение с применением различных устройств. Обладать знаниями и навыками использования цифрового оборудования, должен каждый современный человек.

Цифровые компетенции содержат критическую оценку информации, готовность пользоваться цифровыми ресурсами и соблюдением информационной безопасности. Они отражают способность человека к эффективному решению различного рода задач: учебных, профессиональных, с применением цифровых устройств и информационных технологий.

Цифровая культура дополняет цифровые компетенции посредством мировоззренческого аспекта и направлена на ценностное взаимодействие в инфрмационно-цифровой среде, новые этические принципы. Таким образом, «цифровая культура» - понятие весьма многогранное.

По мнению Е.Е. Елькиной, для анализа уровней цифровой культуры необходимо исследовать влияние интернета и конвергентных технологий на изменение идентичности человека, социальной реальности и культуры как жизненного мира современного человечества [4].

Российским ученым Д.В. Галкиным определена уровневая структура цифровой культуры, включающая материальный уровень, функциональный, символический, ментальный и духовный. Вопросы взаимосвязи указанных уровней автор оставляет открытым [3].

Современные информационные технологии, как определяющий фактор цифровой культуры, отражены в работах следующих авторов: И.И. Горловой и А.Л. Зорина. Очевидно, что цифровой образовательный процесс основан на новой науке в педагогике - цифровой дидактике.

Несмотря на многочисленность публикаций по проблеме формирования цифровой культуры, практически отсутствуют исследования по системному формированию цифровой культуры в области школьного образования.

Цифровизация образования открывает разные возможности в процессе образования между учителем и учеником. Инновационные технологии дают возможность использовать методы, которые, способствуя обучению, не могут реализовываться в учебном процессе иначе. Благодаря цифровизации, рождаются новые педагогические методики, применяемые в работе как «учитель-ученик», так и дистанционно.

Процесс цифрового обучения должен иметь отправную точку в виде цели обучения и определения знаний и компетенций обучающихся. Четкой основой в построении обучающего процесса является осознание компетенций, знаний, навыков обучающихся, приобретенных ранее в процессе обучения. Проблема проектирования - это принятие факта достижения компетентностей разными обучающимися в соответствии с поставленными целями по-разному [1].

В процессе общения друг с другом, с целью получения необходимой информации современные подростки, школьники, молодые люди активно используют новационные информационные технологии. Являясь цифровым поколением, активными участниками интернет-пространства создают и размещают в сетях цифровую продукцию, созданную самостоятельно.

Востребованность цифровой среде придают преимущества, свойственные для ее самовыражения и делающие ее востребованной. К ним относятся следующие особенности: технологическая доступность, простота использования цифровых средств, большое количество приложений для решения разного рода задач, информационная структуру, которая предоставляет доступ к цифровому содержанию; факторы, имеющие социальный характер: способность быстрого распространения результатов своего творчества, возможность быстрой ответной реакции, анонимность, коллективная деятельность.

Все-таки пользовательские навыки, необходимые для повседневной коммуникации, и навыки применения новых технологий, предназначенных для достижения образовательных результатов, имеют практический разрыв. Данные проблемы возникли у учителей и учеников в период перехода на дистанционное обучение, в период действия COVID.

Выводы. Цифровизация в современном мире коснулась всех сторон жизни нашего общества, став неотъемлемой его частью. Новые информационные технологии мы наблюдаем в образовании, профессиональной, досуговой, художественной деятельности. Они коренным образом оказали влияние на нашу жизнь. Однако для представителей цифрового поколения, наших детей, цифровизация является естественным процессом, сопровождающим их с самого рождения. Информационные технологии затрагивают все стороны нашей жизни, формируя при этом системы социального взаимодействия, способы восприятия и обработки поступающей информации, затрагивая интеллектуальную и эмоциональную сторону личности.

«Цифровая культура» и «культура нецифровая» - два понятия, которые трудно отделить друг от друга. Но только цифровая культура, включающая в себя применение новых информационных технологий и всю систему цифровой среды, способна формировать личностную и культурную идентичность, и только цифровая среда способна оказать определяющее влияние на молодое поколение, наших детей.

На основании изучения вышеизложенного, мы говорим о необходимости воспитания у обучающихся цифровой культуры, как элемента культуры общечеловеческой, а ее формирование выходит на первый план системы школьного образования. Что невозможно без принятия информационных ценностей, под которыми мы понимаем специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образами и ориентирами информационной деятельности в обществе.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе способствует формированию цифровой культуры обучающихся в информационно-образовательной среде.

Литература:

1. Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. -2018. -№ 14.

2. Берман, Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н.Д. Берман // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Том 8, № 6-2. - С. 35-38

3. Галкин, Д.В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей / Д.В. Галкин // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - № 3. 8. - С. 11-16

4. Елькина, Е.Е Цифровая культура: понятие, модели и практики / Е.Е. Елькина // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. - Выпуск 2. - 2018. - С. 195-203

5. Карпова, Д.Н. Социотехнический поворот в исследовании цифровизации общества / Д.Н. Карпова,

A.C. Проскурина // Власть. - 2020. - № 1.

6. Лосев, C.B. Формирование информационной культуры студентов колледжа-требования к подготовке современного специалиста / C.B. Лосев // Проблемы педагогики. - 2017. - № 7 - С. 30.

7. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятие, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - URL: http: journals.uspu.ru/attachments/article/2133/14.pdf

8. Расумов, В.Ш. Формирование информационной культуры студентов в контексте цифровизации образования /

B.Ш. Расумов, З.М. Ахмадова // МНКО. - 2020. - № 4. - С. 83.

9. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? / НЛ. Соколова // Международный журнал исследований культуры. -2021. - № 3 (8). - С. 6-10

Педагогика

УДК 378.046.4

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и развития отдельных педагогических компетенций у специалистов по социальной работе, не имеющих специального образования в данной сфере. Автором обосновывается необходимость обучения слушателей в области дидактики и методики преподавания. Основным путем развития элементов указанной компетенции является отдельный блок дисциплины «Организационно-методические основы социальной работы». Он посвящен изучению методики разработки занятий с различными категориями клиентов для предотвращения и решения социальных проблем. Автором описывается опыт реализации дисциплины на программах профессиональной переподготовки по профилю «Социальная работа». В статье описывается содержание указанного блока. Даются рекомендации по формам работы со слушателями при проведении аудиторных занятий. Приводится формальная информация о трудоемкости дисциплины и блока. Автор сообщает о способах получения информации о результативности обучения. В заключении автор рассматривает условия, способствующие эффективности достижения целей дисциплины. Статья может быть интересна практикующим специалистам по социальной работе, психологам, начальникам отрядов, нуждающимся в педагогических знаниях и умениях, преподавателям, работающим на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по профилям социально-педагогической и психологической направленности.

Ключевые слова: андрагогика, обучение взрослых, профессиональная переподготовка, профессиональная специализированная компетенция, учебная дисциплина, учебное занятие, цикл занятий.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation and development of individual pedagogical competencies of social work specialists who do not have special education in this field. The author substantiates the necessity of training students in the field of didactics and teaching methods. The main way of developing the elements of this competence is a separate block of the discipline "Organizational and methodological foundations of social work". It is dedicated to the study of the methodology of developing classes with different categories of clients to prevent and solve social problems. The author describes the experience of implementing the discipline in professional retraining programs in the profile "Social Work". The article describes the content of the specified block. Recommendations are given on the forms of working with students during classroom classes. Formal information about the complexity of the discipline and the block is provided. The author reports on ways to obtain information about the effectiveness of training. In conclusion, the author examines the conditions that contribute to the effectiveness of achieving the goals of the discipline. The article may be of interest to practitioners in social work, psychologists, heads of detachments in need of pedagogical knowledge and skills, teachers working on advanced training and professional retraining programs in the profiles of socio-pedagogical and psychological orientation.

Key words: andragogy, adult education, professional retraining, professional specialized competence, academic discipline, educational activity, cycle of classes.

Введение. В рамках реализации программ профессиональной переподготовки по профилю «Социальная работа» мы часто сталкиваемся с обучающимися, не имеющими базового педагогического образования. При этом ряд задач, которые им необходимо решать в рамках осуществления социальной работы, требуют определенных знаний и умений из области педагогики. Так, для профилактики и решения некоторых социальных проблем клиентов, осуществления элементов социального образования требуется целенаправленная методически грамотная разработка, организация и проведение специалистом по социальной работе как отдельных занятий социальной направленности, так и их циклов.

Для формирования педагогически ориентированных методических знаний и навыков у сотрудников социальных служб нами в 2016 году была разработана самостоятельная дисциплина «Организационно-методические основы социальной работы», которая с 2017 года по настоящее время реализуется в программах профессиональной переподготовки по профилю «Социальная работа». Один из ее блоков посвящен методике разработки занятий с различными категориями клиентов для предотвращения и решения социальных проблем. Описанию именно этого вопроса посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. Изучение дисциплины «Организационно-методические основы социальной работы» нацелено на формирование у слушателей элементов профессиональной специализированной компетенции: способность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности функционирования пенитенциарной системы, а также специфику различных категорий осужденных клиентов - в части изучения современных методических требований к организации инновационной, исследовательской работы, социального образования различных категорий граждан в условиях изоляции, а также формирования умений по подготовке рабочей документации различных видов (разработок, планов занятий, проектов и др.) для организационно-методического обеспечения данных направлений деятельности [1,С. 96].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.