УДК 73.3
Н. И. Шипулин, С. А. Майдуров
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ
Для образования понятия «проект», «проектирование» не являются абсолютно новыми. Еще в конце XIX в. основатели проектной технологии в образовании Джон Дьюи и Уильям Килпатрик отмечали, что метод проекта - это обучение учащихся в процессе воспроизведения уже существующих социально - значимых видов деятельности. Новый импульс для возрождения актуальности проектного обучения, метода проекта в период модернизации российского образования связан с ориентацией на развитие деятельностных компетентностей ученика. Использование проектирования в инновационных образовательных практиках в большинстве своем связано с решением проблемы изменения содержания образования, определением деятельности, в том числе и проектной (структуры, этапов, способов и форм) как особой единицы содержания образования. Методологические основания проектирования, порожденные в процессе осмысления дизайна и инженерно-технического проектирования и конструирования все больше развиваются в гуманитарную сторону, ориентируются на возможности и границы человеческих ресурсов в процессе порождения и реализации проектных инициатив.
Необходимо отметить, что постепенно в процессах проектирования все большую роль начинают играть исследования, позволяющие учитывать ценностно-смысловые составляющие образовательной деятельности и через них восстанавливать и осмысливать предметы и проблемы проектной деятельности. Все это говорит о том, что проектирование сегодня уже не ограничивается системой формального образования. Оно все более учитывает гуманистический и гуманитарный контекст.
Это обусловлено тем, что в настоящее время образование выдвигается на первое место среди факторов развития человечества. Роль образования в экономическом развитии стран мира стремительно возрастает, вытесняя значимость средств производства и природных ресурсов. Сейчас уже сами ценности создаются «производительностью» и «нововведениями», которые привносит в производительную сферу образованный человек [1].
Предметом проектирования становятся такие социально-педагогические пространства, в которых обеспечивается возможность самоорганизации и саморазвития, как образовательных систем, так и субъектов образовательного процесса. Тем самым происходит значительное сближение понятий «инновационная деятельность» и «проектная деятельность», актуа-
лизируя проблему подготовки к проектной и инновационной деятельности не только управленцев, но и учителей. Это обусловлено появлением все большего количества педагогических инициатив со стороны учителей, и, главное, признанием их права на педагогическое творчество со стороны официальных управленческих структур. Являясь видом педагогического творчества, проектирование способствует становлению субъективности и личностно-ориентированной позиции учителя в педагогическом процессе [2].
Авторы отмечают, что накапливается опыт проектирования новых систем управления образовательными учреждениями, но при этом в программах развития школ недостаточно прописаны проекты новых систем управления. Отмечается дефицит необходимых для проектировщиков знаний, умений, навыков и психологических установок. Дело в том, что управление - это наука практико-ориентированная и проектно-ориентированная, служащая не столько для описания и объяснения существующих моделей и систем управления, сколько для обоснования новых, более совершенных. Это невозможно осуществить без проектирования и следующего за ним формирующего эксперимента по созданию реальных систем управления, соответствующих современным идеям и моделям. Известно, что именно в проектировании наука в полной мере реализует свой созидательный потенциал.
Можно согласиться с тем, что нет другого более радикального способа обновления образовательных систем, нежели проектирование новых систем управления, которые учитывают открытость управляемой системы. Именно открытость (система называется открытой, если она обменивается энергией, веществом и информацией с окружающей средой) в сочетании с интерактивностью (взаимозависимостью компонент) и нелинейностью делает систему способной создавать новые формы и структуры [3].
Управление открытыми системами предполагает самоорганизацию, что и превращает само управление в открытое управление [4].
Многочисленные опасности приводят к необходимости трансформировать вертикальные организационные структуры в органические, перейти от административного управления и от управления по конечным результатам к управлению через обучение, что позволит формировать стратегию предприятия на основе использования его способности к самоорганизации.
Управление на основе самоорганизации опирается на обучение персонала, согласование интересов и делегирование полномочий. Высокая квалификация сотрудников и создание условий, при которых их цели реализуются через достижение целей предприятия, существенно уменьшают потребность в контроле труда. Управление при этом во многом сводится к управлению-обучению.
Управление по конечным результатам, ориентированное на снижение упущенной выгоды, предполагает смещение акцентов с исполнительной вертикали в сторону развития горизонтальных связей и перехода к органическим организационным структурам.
Управление по конечным результатам означает производство ориентированной на удовлетворение рыночного спроса продукции, что
приводит к развитию структур маркетинга, рекламы и продвижения продукции на рынок. Центр тяжести смещается с организации производства на выявление и удовлетворение потребностей рынка. Это означает не только изменение баланса сил и полномочий в пользу маркетинговых структур, но и усиление роли горизонтальных связей.
Горизонтальные связи, способные к оперативной обработке больших объемов информации, приводят к лучшему, по сравнению с вертикальными структурами, раскрытию творческого потенциала сотрудников, а, следовательно, и к занятию лучшей позиции на кривой аккумулированного опыта.
Ориентированное на получение конечного результата управление, также как и административное, предполагает игровой, а не открытый характер управленческого процесса, что, не способствуя раскрытию творческого потенциала коллектива, ограничивает возможности продвижения по кривой аккумулированного опыта, а также смещения этой кривой вниз.
Управлению по целям соответствует использование инвестиций с целью улучшения системы управления.
Значительное увеличение турбулентности среды вместе с ужесточением конкуренции привело к потребности в возможно более полном раскрытии творческого потенциала сотрудников, что вызвало к жизни процессы демократизации, смену игрового характера управления на открытый. Открытое управление подразумевает свободное обсуждение партнерами своих слабых и сильных сторон; слияние интересов партнеров; сплав рациональных, институциональных и политических интересов, что позволяет перейти от управления по конечным результатам к управлению на основе обучения персонала и использования способности предприятия к самоорганизации.
Современный менеджмент перешел от управления по конечным результатам к управлению-обучению в начале 90-х годов, потому что в настоящее время вложения в обучение персонала приносят наибольшую отдачу, опережая вложения в совершенствование управленческих техник и в приобретение оборудования.
Инвестиции в приобретение нового оборудования и технологий соответствуют, по своей идеологии, этапу административного управления, ориентированному на снижении издержек, в том числе за счет приобретения более эффективных технологий и оборудования. Однако в настоящее время оборудование и технологии стали настолько сложны, что полностью использовать их возможности могут только высококвалифицированные работники.
Современная экономика переходит на информационный экономический уклад, предоставляющий максимальный в настоящее время возврат на вложенные средства и характеризующийся быстрым моральным устареванием
капитала, а также значительными премиями за риск, новизну, качество, сервис. В этих условиях упущенная выгода отказа от перехода на выпуск продукции нового поколения значительно перекрывает минимизацию издержек, достигнутую за счет эффективного использования морально устаревшего оборудования и технологий.
Авторы электронного пособия «Информационные технологии в управлении образованием» отмечают: «Конец ХХ - начало XXI вв. отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность - достоянием посвященных. Вопросы проектирования информационных сред и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования» [5].
К тому же усложнилось и само управление образовательным учреждением (ОУ). Директора ОУ сегодня вынуждены решать не только педагогические и хозяйственные проблемы, но и социально-педагогические, экономические, правовые и финансовые вопросы.
В сложившихся условиях одной из целей повышения квалификации и стимулирования самообразовательной деятельности руководителя школы стало не только овладение им базовыми навыками в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и умением творчески применять эти навыки (базовая ИКТ-компетентность).
Профессиональная направленность образования и самообразования руководителя стимулирует развитие его педагогической компетентности и позволяет в практической деятельности формировать предметно-ориентированный уровень ИКТ-компетентности, так необходимый в процессе организации системы управления информационной средой.
Перечень компетенций администратора образовательного учреждения в сфере ИКТ включает в себя следующие моменты:
1. Наличие представлений о принципах формирования единого информационного пространства образовательного учреждения. Понимание роли и места руководителя в процессе информатизации школы.
2. Знание возможностей использования средств ИКТ для оптимизации труда работника управления образованием.
3. Наличие представлений о программных продуктах, предназначенных для решения административно-образовательных задач. Знание конкретных приложений, составляющих структуру единого информационного пространства образовательного учреждения. Наличие представлений о критериях отбора программного обеспечения и особенностях его внедрения в практику работы.
4. Знание типовых квалификационных требований в области ИКТ, предъявляемых к администраторам системы образования.
5. Умение организовать свое компьютеризированное рабочее место.
6. Наличие базовых представлений о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в учебном процессе и управленческой деятельности.
7. Владение интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, организации информационной среды как файловой системы, владение основными приемами ввода-вывода информации.
8. Владение навыками установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов.
9. Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте управленческой деятельности и подготовки документов:
a. подготовка текстовых документов (ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования);
b. работа с шаблонами документов ОУ;
c. работа с табличными данными (выполнение простых расчетов, составление информационных карт, работа со списками);
d. построение графиков и диаграмм;
e. создание презентаций для выступлений, докладов и т. п.;
f. вывод документов на печать, запись на CD.
10. Владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет, включающими:
a. приемы навигации и поиска информации в WWW, ее получения и сохранения в целях последующего использования в профессиональной деятельности;
b. приемы работы с электронной почтой и телеконференциями;
c. приемы организации общения в сети; навыки работы с ICQ, AOL
и т. п.
11. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах, тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего (начального профессионального) образования.
12. Владение навыками работы с федеральными и региональными образовательными порталами как с источниками образовательных ресурсов и нормативных документов.
13. Наличие представлений о правовых аспектах использования информационных ресурсов сети Интернет в образовании.
14. Умение работать со справочниками по законодательству в сфере образования, представленными в цифровом формате» [Там же].
В настоящее время можно выделить следующие проблемы подготовки педагогических кадров: качество подготовки специалистов; использование инновационных технологий, в том числе ИКТ; совершенствование системы непрерывного педагогического образования; повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров; развитие системы социального
партнерства. Важность решения данных проблем подчеркивается в Концепции модернизации образования РФ, в которой одним из направлений развития системы образования определяется компьютеризация и использование в обучении информационных технологий. Противоречие наблюдается в том, что по школьным предметам и дисциплинам вузовской подготовки в достаточном количестве имеются информационные материалы, представленные на электронных носителях, а по дисциплинам среднего профессионального образования информационный ресурс представлен недостаточно.
Для активного внедрения информационных технологий в образовательный процесс большое значение имеет готовность преподавателей к использованию цифровых ресурсов. Анкетирование преподавателей колледжа показало, что больше половины преподавателей (54,7%) прошли курсы по использованию ИКТ: из них 20% - в Интернет-центре АлтГУ, 34% - в БГПК. В преподавательской деятельности используют ИКТ 28,2 % преподавателей: из них активно используют 8,2%, эпизодически 20%. По программе Ш;е1 обучались как студенты, так и преподаватели колледжа. Всего обучено 28 преподавателей и 110 студентов - выпускников.
В образовательном процессе колледжа возможны следующие варианты использования преподавателями ИКТ: цифровые ресурсы к преподаванию дисциплин (учебники, учебно-методические пособия, лекции, семинарские занятия, тестовые задания); использование презентаций; тестовый контроль знаний студентов; учебные видеофильмы; творческие работы и проекты студентов; исследовательские работы преподавателей и студентов. В настоящее время в колледже разрабатываются следующие виды информационных ресурсов: электронные варианты учебников, учебных пособий, лекций, упражнений, тестовых заданий, учебные видеофильмы, творческие работы студентов, исследовательские работы преподавателей и студентов.
8
Динамика качества знаний студентов по химии
Результативность внедрения ИКТ отслеживается преподавателями учебных дисциплин. Так, в качестве примера можно привести динамику качества знаний по химии с применением ИКТ (рисунок - черная линия) и без него (рисунок - серая линия). Из рисунка очевидна тенденция возрастания качества знаний студентов, обучающихся с помощью информационных технологий.
Для развития и управления информационно-образовательной средой колледжа разрабатываются компьютерные программы: «Диспетчер» (работа с расписанием), «Учебные планы» (работа с образовательными стандартами и учебными планами); «НИРС» (работа с базой данных по организации курсового и дипломного проектирования); «Абитуриент» (для приемной ко -миссии), «Факультет» (для отделений), «Мониторинг успеваемости» (различные виды анализа успеваемости студентов; с автоматическим составлением рейтинговых таблиц успеваемости студентов). В перспективе - переход на электронный документооборот в колледже.
Библиографический список
1. Hartwell A. Scientific Ideas and Education in the 21st Century // Electronic newsletter, 1995.
2. Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А. М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001. -384 с.
3. Merry U. New Science - New Training & Development // Electronic newsletter, 1997.
4. Тренев Н. Н. Методология стратегического управления предприятием на основе использования его способности к самоорганизации. http://www. seminars.ru/
5. Национальный фонд подготовки кадров Федерация Интернет Образования. Электронное учебное пособие «Информационные технологии в управлении образованием». - 8 с.
6. Шматков, Р. Н. Применение математических методов при подготовке специалистов в области юриспруденции // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 3. - С. 42 - 54
УДК 378.01
Л. Х. Зайнутдинова, В. Н. Миронов
ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАКТИКУМА
Переход на многоуровневое образование связан с обязательствами России по присоединению к Болонскому процессу и влечет за собой принятие