Научная статья на тему 'Совершенствование дополнительного профессионального образования педагогов на основе усиления их воспитательного потенциала'

Совершенствование дополнительного профессионального образования педагогов на основе усиления их воспитательного потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / FURTHER PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHERS / PROFESSIONAL COMPETENCE / EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE TEACHER / MUNICIPAL INFORMATION AND EDUCATION CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савотина Наталья Анатольевна

В статье раскрываются подходы к совершенствованию системы дополнительного профессионального образования педагогов. Обосновывается необходимость усиления воспитательного потенциала педагога. Анализируются ошибки и содержательные моменты современной практики подготовки и переподготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савотина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ADDITIONAL EDUCATION OF TEACHERS ON THE BASIS OF THEIR EDUCATIONAL POTENTIAL GAIN

The article reveals some ways of improving the system of the teachers' further professional training. The necessity to enhance the teacher's educational potential is justified. The mistakes and the meaningful moments of the modern way of training and retraining of the teachers are analyzed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование дополнительного профессионального образования педагогов на основе усиления их воспитательного потенциала»

Савотина Н.А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ УСИЛЕНИЯ ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

В статье раскрываются подходы к совершенствованию системы дополнительного профессионального образования педагогов. Обосновывается необходимость усиления воспитательного потенциала педагога. Анализируются ошибки и содержательные моменты современной практики подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование педагогов, профессиональная компетентность, воспитательный потенциал педагога, муниципальный информационно образовательный центр.

Формирование новых подходов к дополнительному профессиональному образованию (ДНО) требует активизации работы по различным направлениям: развития многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров на основе продуктивных моделей обучения (дистанционных, индивидуальных); внедрения накопительной системы повышения квалификации; расширения договорных и грантовых исследований по актуальным проблемам подготовки; оказания научно - методической помощи в создании и освоении образовательных инноваций среди педагогических коллективов; создания и развития эффективно действующей инфраструктуры (издательской базы, компьютерных сетей). Происходящие в образовании процессы, связанные с улучшением оснащения современными техническими средствами образовательных учреждений, лишь частично создают условия для развития института дополнительного профессионального образования.

Достижение качественно новых результатов в духовнонравственном и гражданском становлении личности зависит и от действий со стороны федеральных министерств и ведомств, и от активности самих педагогов. Принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом: не преодолены последствия кризисных явлений постсоветского российского общества, выразившихся в резком снижении воспитательного потенциала ведущих институтов воспитания. Многие исследования фиксируют тот факт, что гуманитарные и личностные проблемы обучающихся большей частью остаются за преде-

лами внимания педагогов, профессиональная позиция которых характеризуется нацеленностью на формирование основ предметных знаний (15%), способности их применять (19%), познавательного интереса к своему предмету (16%) и активности в обучении (18%). Так, исследование Н.М.Борытко показывают, что из 837 опрошенных педагогов лишь 4% выделили в своих целевых воспитательных установках становление у обучающихся гражданского самосознания и чувства собственного достоинства, 9% — гуманности и сострадания, 7% —профессиональноличностного самоопределения, 5% — культуры и духовности, 3% — способности к жизнетворчеству [1].

Анализ современных исследований позволяет обнаружить характер ошибок, влияющих на результативность профессиональной подготовки педагога: обращенность образования к целостному развитию личности и попытки реализовать и контролировать результаты при помощи просветительских или количественных методов; педагогически целесообразный характер образовательной деятельности и эмпирический (методом проб и ошибок) подход большинства педагогов к решению проблем воспитания в вузе; настоятельная потребность массовой образовательной практики в воспитательной подготовке педагога и формализация, вытеснение на задний план вопросов воспитания при составлении учебных планов и программ в вузе.

Результаты анализа современных научных исследований позволяют сделать следующие выводы относительно главных акцентов в содержании ДНО: наиболее распространенным направлением исследований в настоящее время является совершенствование системы ДНО с помощью информационно-компьютерных технологий (ИКТ); вне широкого поля исследований остаются направления подготовки педагогов в процессе дополнительного профессионального образования к воспитанию, к организации самоуправления студентов; новое направление исследований «Тьюторство в системе повышения квалификации»; требуют обстоятельной содержательной проработки такие направления исследований, как «Социальная адаптация педагогов в последипломном образовании», «Организационнопедагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования педагогов», «Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию со студентами в условиях технического вуза» и др.

Основные направления исследований в области дополнительного профессионального образования педагогических кадров посвящены раскрытию сущности и содержания системы ДНО, его структуры, функций,

организации с использованием комплекса подходов - системного (основные компоненты, связи и механизмы функционирования), социальнопедагогического (взаимосвязи среды и потребностей педагогического образования), регионального (влияние региональных, средовых факторов на формирование и развитие системы), стратегиального (определение концептуального подхода к развитию всей системы), синергетического (особенности саморазвития системы в зависимости от влияния различных факторов и достигаемого уровня), личностно-ориентированного (наиболее полное удовлетворение потребностей конкретных педагогов в ДНО).

Недагогическая система ДНО в исследованиях определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) определяет «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и делает акцент на основных составляющих их компетентности [2].

Профессиональная компетентность - качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.

Коммуникативная компетентность - качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных.

Информационная компетентность - качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами,

позволяющими проектировать решение управленческих, педагогических проблем и практических задач, ведение школьной документации на электронных носителях.

Правовая компетентность - качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы.

ЕКС определяет квалификационные характеристики, отражающие должностные обязанности, выполнение которых значительно расширяет воспитательный потенциал педагога независимо от вида образовательного заведения: знание возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей воспитанников; создание условий для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проведение воспитательных мероприятий с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современные информационные технологии; способности в реализации прав воспитанников; участие в организации вечеров, праздников, походов, экскурсий; поддержка социально значимых инициатив в сфере свободного времени, досуга и развлечений; ориентация на личность воспитанника, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей; анализ достижений.

Нотребность практики в переносе акцентов на воспитательную функцию образования влечет за собой потребность в специалистах сферы воспитания. Сегодня их готовят педагогические колледжи, вузы и университеты. Однако оперативный отклик на запросы практики свойственен немногим подобным учебным заведениям. Быстрее всех перестроились на новые специальности учреждения Минобороны: начиная с 2001 года НВВКУ (Новосибирское военное высшее командное училище) готовит офицеров-воспитателей, с 2006г. специальность «менеджер по управлению персоналом» (офицер-воспитатель) введена еще в 11 военных училищах страны. В Нижегородской области (Нижегородский и Арзамасский пединституты) готовят кадры для преподавания православноориентированных предметов. В Стерлитамаке (СГПИ, СПК) началась подготовка воспитателей (патронатных воспитателей) для семейных детских садов. В Новокузнецке (КузГНА и педколледж №2) - воспитателей детских садов. Воспитателей образовательных дошкольных учреждений (воспитатель-гувернер, воспитатель-логопед) успешно готовят педкол-

леджи Москвы (№8, 9, 12, 14). На базе СПГПУ им.А.И.Герцена (отделение социально-правовой охраны несовершеннолетних) ведется подготовка воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми. Активно проводится подготовка воспитателей дошкольных учреждений в ЯНУ(Саха) и пединституте при ЯГУ (Саха) по специальностям «помощник воспитателя» и «младший воспитатель (няня)».

В мировой практике появилась специальность «воспитатель для гимнастической элиты» (Академия ФИЖ, Швейцария). Наиболее важные направления модернизации педагогического образования в зарубежных странах: модернизация систем педагогического образования в европейских странах в контексте Болонского процесса при сохранении национальных особенностей; гуманизация и гуманитаризация педагогического образования; подготовка учителя к работе в поликультурной школьной среде. В одних странах в университетах функционируют специальные педагогические факультеты, в других студенты обучаются на математических, биологических, исторических и иных факультетах, где обстоятельная педагогическая подготовка не предусматривается. Носле окончания трех-четырех курсов те студенты, которые намереваются занять стационарные должности учителей, должны пройти двухгодичную профессионально-педагогическую подготовку в специально созданных педагогических институтах или центрах. В учебные планы разных факультетов, в том числе и естественнонаучных, включаются курсы философии, социологии, антропологии, этики с «выходом» на проблемы обучения и воспитания. В Западной Европе и США, где постоянно расширяются инокуль-турные диаспоры, в программы подготовки учителей вводятся специальные курсы с примерным названием «поликультурное образование», имеющие четкий воспитательный аспект. Они носят междисциплинарный характер, находятся на пересечении дидактики, теории воспитания, сравнительной педагогики, культурологии.

8 октября 2010г. принята Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека, которая дает установки практике подготовки кадров следовать ценностям и принципам в области демократии, расширять полномочия и активное участие учащихся, преподавательского состава, родителей. Важным аспектом всего комплекса воспитания демократической гражданственности является содействие социальной сплоченности и межкультурному диалогу, повышение роли многообразия и равенства, в том числе гендерного. С этой целью рекомендуется развивать знания, личные и общественные на-

выки и взаимопонимание, которые регулируют конфликты, повышают уровень оценки и понимания различий между религиями и этническими группами, создают уважение к человеческому достоинству и общим ценностям, поощряют диалог и содействие ненасильственному урегулированию проблем и споров [3].

Картина современной практики подготовки и переподготовки педагогических кадров подтверждает слабость или отсутствие воспитательной компоненты.

Несмотря на особую значимость оценки качества профессиональной деятельности педагога, его профессиональной компетентности, особый акцент ставится на предметной и управленческой компетентности. Состояние же практики воспитания требует, чтобы объектами управления на всех уровнях образовательного процесса стали качество обучения и воспитания, качество условий и образовательных ресурсов. В этой связи обновленная модель аттестации педагогов разработана коллективами учреждений Новосибирской, Московской, Оренбургской, Омской, Нермской, Тюменской, Ярославской областей, Краснодарского края, республик Казахстан, Татарстан. Целью такого нововведения является стимулирование целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, в том числе воспитательной; реализация принципов общественно-государственного управления через введение механизмов общественной экспертизы в части оценки качества образовательной деятельности [4].

Внедрение модели полифункциональной национально-региональной системы ДНО педагогов Республики Саха (Якутия) направлено на обеспечение потребностей республики в профессионально подготовленных педагогических кадрах и обеспечение потребности педагогов в информации для самосовершенствования. Наиболее важные характеристики сложившейся системы ДНО: полифункциональность: гуманистичность (ориентированность на человека (педагога), который стремится к саморазвитию через самоорганизацию, самообразование, самодеятельность); дополнительность (позволяет расширять и повышать уровень профессиональной компетентности различных категорий педагогов); открытость, интегративность, кооперативность (объединение усилий ведущих специалистов республики, других регионов России и зарубежья); самоорганизация и саморазвитие (самоподдержка системы); социальная адаптивность (развитие системы с целью востребованности кадров и повышения их адаптивности). Включение российского образования в Болонский процесс

инициировало изменение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в зачетных единицах (кредитах), разработанных в Институте повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия) (ИПКРО РС (Я) на основе Европейских стандартов (ECTS). ГОУ ИПКРО РС (Я) является членом виртуального образовательного объединения университетов и колледжей Циркумполярного Севера в Университете Арктики (UA). Такое объединение позволяет обеспечивать академическую мобильность в реализации в создании и реализации совместных образовательных программ в системе ДПО. Разработка и реализация указанных программ предполагает в качестве гармонизации образовательного пространства обмен как преподавателями, занятыми в чтении тех или иных курсов, семинаров, проведении практикумов и т.п., так и слушателями, обучающимися по такой программе с целью преодоления национальной замкнутости и приобретения мировой, в том числе общеевропейской, перспективы. В этом смысле сотрудничество с ИПК Дальневосточного федерального округа, Университетом Арктики и партнерство с вузами стран Циркумполярного Севера придают полифункциональной национально-региональной системе ДПО педагогов Республики Саха (Якутия) открытость и интегративность.

Результатом работы стало формирование виртуального модуля Музея образования Республики Саха (Якутия), где собраны и доступны для педагогов материалы передового педагогического опыта, народной педагогики и т.п.; создание медиатеки современных учебно-методических материалов (ЭУМК, ЦОР), электронного библиотечного фонда информационно-библиотечного центра ИПКРО РС (Я) и др. На основе информационных технологий созданы такие инновационные проекты, как мультимедийная выставка «Образование»; научно-методический центр телекоммуникационной поддержки образовательной практики ИПКРО «Телевизионная студия "Школа-ХХ1 век"», обеспечивающей информационную (телекоммуникационную) поддержку современного образования; проект «Республиканский образовательный телеканал» (2005-2010 гг.) и др. [5].

Заслуживает внимания опыт Новосибирского Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО) в модернизации системы ДПО. Он представлен двумя направлениями: 1. Реализация современных подходов к повышению квалификации и переподготовки работников образования (накоплен опыт по организации модульно-накопительной системы повышения квалификации, многовекторной модульной системы ПК, дистантного ПК, отрабатывается трехэтап-

ный циклический подход к организации повышения квалификации). 2. Создание особых условий для решения проблем системы ДНО (в институте функционирует библиотека с современной программноинформационной базой, насчитывающая 57.000 единиц хранения; созданы 5 компьютерных классов, аудитория для работы в режиме онлайн-конференций; современная типография, издающая собственные журналы «Сибирский учитель», «Воспитание и дополнительное образование»).

Опыт по оптимизации системы повышения квалификации педагогов Свердловской области включает поддержку образовательных учреждений государственного воспитания, подготовку работников системы образования в области освоения новых информационных технологий, развитие профессиональной компетентности работников образовательных учреждений периода детства, оптимизацию управленческой деятельности, обобщение ее опыта, определение миссии для решения проблем эффективного функционирования системы образования в условиях становления образовательного сообщества и др.

В современной практике наблюдается активное создание системы муниципальных информационно образовательных центров (МИОЦ) по информационно-коммуникационным технологиям в системе дополнительного профессионального образования, направленное на повышение квалификации педагогических кадров в области использования ИКТ. Оказание образовательных услуг в системе МИОЦ включает:

• проведение регулярных методических консультаций на базе МИОЦ для всех педагогов;

• организация и проведение курсов повышения квалификации в области ИКТ для педагогических работников образовательных учреждений на базе МИОЦ без отрыва учителей от работы;

• оказание консультационной помощи образовательным учреждениям в закупке, организации получения, хранения и установки техники и информационных ресурсов, расходных материалов и комплектующих;

• организация и поддержка образовательного портала, формирование сетевых педагогических сообществ;

• организация доступа учителей и методистов образовательных учреждений к медиатеке, музеям образования;

• оказание дополнительных образовательных и консультационных услуг в области использования ИКТ населению муниципалитета;

• формирование регионального хранилища учебно-методических материалов с привлечением лучших работ педагогов образовательных учреждений.

Очень важно, чтобы активное создание системы муниципальных информационно образовательных центров по информационнокоммуникационным технологиям в системе дополнительного профессионального образования не ограничивалось использованием ИКТ в процессе получения знаний, а влияло и на область расширения воспитательного потенциала педагогов.

Таким образом, попытки модернизации системы дополнительного профессионального образования педагогов в современной практике имеют своей целью преобразование ее в настоящую «службу развития». Задача подобной службы не только обеспечивать удовлетворение образовательных потребностей педагогов, касающихся расширения знаний в предметной области, но решать более широкий круг проблем: активно участвовать в формировании воспитательной стратегии учебного заведения, в разработке и реализации образовательных региональных программ и проектов с учетом их воспитательной направленности.

Источники

1. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога - воспитателя в системе непрерывного образования: дисс. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2001.

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г.

3. Антипова В.М., Колесина К.Ю., Нахомова Г.А. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования // Недагогика. 2006. №8. С. 57-62.

4. Трайнев В.А. Новышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: Дашков и К., 2007.

5. Хуторской А.В. Компетенции в образовании. Опыт проектирования. М.: 2007.

Зарегистрирована 21.072011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.