Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ - НАУКА - ПРОИЗВОДСТВО»'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ - НАУКА - ПРОИЗВОДСТВО» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / МОНИТОРИНГ МИРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА / INFORMATION AND INTELLECTUAL CAPITAL / MONITORING OF WORLD EDUCATIONAL TRENDS / HARDWARE AND SOFTWARE PLATFORMS / DIGITAL TRANSFORMATION / THE CONCEPT OF PROCESS MANAGEMENT / DIGITAL COMPETENCIES OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батова Марина Михайловна

В статье анализируются механизмы формирования информационно-интеллектуального капитала на уровне мезосистемы, объединяющей образование, науку и производство. Автор акцентирует внимание на инновационных факторах развития такой системы. Делает вывод о взаимосвязи элементов информационно-интеллектуального капитала. Предлагает схему использования информационно-интеллектуального капитала для эффективного развития системы «образование - наука - производство» в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION AND INTELLECTUAL CAPITAL IN THE SYSTEM «EDUCATION - SCIENCE - PRODUCTION»

The article analyzes the mechanisms of formation of information and intellectual capital at the level of the mesosystem, which unites education, science and production. The author focuses on the innovative factors of system development. Concludes about the relationship between the elements of information and intellectual capital. Proposes a scheme for using information and intellectual capital for the effective development of the system «education - science - production» in the digital economy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ - НАУКА - ПРОИЗВОДСТВО»»

 Формирование информационно-интеллектуального капитала в системе «образование - наука - производство»

М.М. Батова доцент кафедры информатики и управления ФГК ВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва)

Марина Михайловна Батова, batova_m_m@mail.ru

Введение

В условиях высокого уровня турбулентности внешней среды конкурентное преимущество экономических субъектов и их способность перехода в разряд инновационно-ориентированных структур в значительной степени формируется под влиянием трендов, характерных для Четвертой промышленной революции. Среди этих трендов наиболее значимыми являются информатизация и роботизация бизнес-процессов, интеллектуализация труда персонала и т. д.

В связи с этим одним из ключевых условий эффективной деятельности экономических субъектов в цифровом пространстве становится наличие у них интеллектуальной составляющей ресурсов. Интеллектуальные ресурсы, трансформируясь в интеллектуальные активы, а затем в интеллектуальный капитал, становятся инструментом перехода инновационно-ориентированных структур на качественно новый уровень развития.

Особенно актуальна такая задача для научно-производственных предприятий, которые являются одним из ключевых звеньев формирующейся в России национальной инновационной системы. Деятельность научно-производственных предприятий, ориентируясь на производство наукоемкой продукции и услуг с высокой долей интеллектуальных затрат, сопряжена с принятием управленческих решений в условиях

высокого уровня неопределенности. Для повышения достоверности этих решений необходим постоянный мониторинг реализуемых научно-производственным предприятием бизнес-процессов с целью их совершенствования. В условиях цифровой трансформации ключевым инструментом такого совершенствования выступает концепция процессного управления (Business Process Management - BPM). Согласно этой концепции бизнес-процессы рассматриваются как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям внешней и внутренней среды. Для эффективной реализации подобной концепции научно-производственному предприятию необходимы, во-первых, информационные системы класса Process Intelligence (Business Process Management System - BPMS), представляющие собой платформу Business Intelligence (BI), во-вторых - интеллектуальные ресурсы высокого качества.

Система «образовательная организация - научно-

производственное предприятие» как источник экономического роста

Стремление научно-производственного предприятия обеспечить высокий уровень качества интеллектуальных ресурсов, вовлекаемых в производственную сферу, диктует необходимость расширения сотрудничества с образовательными органи-

зациями. Стратегия такого сотрудничества охватывает ряд направлений:

• совместное участие научно-производственных и образовательных структур в различных научно-исследовательских программах и технологических платформах;

• выполнение инновационных проектов;

• использование в образовательном процессе лабораторной базы и интеллектуального потенциала предприятия;

• разработка новых образовательных технологий и их использование в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала научно-производственного предприятия и т. д.

Закономерной тенденцией развития сотрудничества становится конвергенция бизнес-процессов, реализуемых образовательными и научно-производственными структурами, что приводит к формированию в системе «образовательная организация -научно-производственное предприятие» новых интеллектуальных продуктов с расширенным функционалом. Одним из интегральных результатов сотрудничества научно-производственных и образовательных структур становится переход такой категории, как интеллектуальный капитал, на качественно новый уровень. Этот переход характерен для всех участников системы, как научно-производственного предприятия, так и образовательной организации. Отражая в образовательных программах постоянно обновляющиеся знания в области развития техники, технологий, проектирования продуктовых инноваций, организации их производства и т. д., интеллектуальный капитал становится ключевым ресурсом, обеспечивающим эффективность стратегии инновационного развития участников системы «образовательная организация - научно-производственное предприятие».

Цифровая трансформация обуславливает качественное развитие системы «образовательная организация - научно-про-

изводственное предприятие». Это в равной степени затрагивает всех участников системы, обуславливая реинжиниринг производственных и образовательных бизнес-процессов. Результатом реинжиниринга становится качественное изменение как производственных, так и образовательных продуктов и технологий. Для научно-производственного предприятия этим результатом выступает создание прорывных технологических инноваций, освоение, производство и сбыт продуктовых инноваций, а для образовательной организации - разработка новых образовательных технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированного персонала, компетенции которого отвечают требованиям цифровой экономики [5].

Интеграция цифрового инструментария в деятельность участников системы «образовательная организация - научно-производственное предприятие» невозможна без привлечения высококвалифицированного персонала, использования современных информационных систем и технологий, поэтому особенностью функционирования системы «образовательная организация -научно-производственное предприятие» в цифровом пространстве становится конвергенция человеческого и процессного капиталов. Это приводит к появлению в структуре интеллектуального капитала интеллектуально-информационной составляющей, которая становится значимым фактором эффективного функционирования системы «образовательная организация -научно-производственное предприятие».

На формирование интегральных показателей, отражающих результаты деятельности системы «образовательная организация - научно-производственное предприятие», кроме уже отмеченного фактора, оказывают влияние ряд других факторов. Так, диверсифицированный характер деятельности научно-производственного предприятия, высокий уровень конкуренции на отечественных и мировых рынках высоких технологий и наукоемких продук-

тов диктует необходимость подготовки персонала с широким набором компетенций в различных областях знаний.

Таким образом, реализуемые образовательной структурой программы должны постоянно пополняться новыми знаниями, адаптируясь к изменению требований рынка к профессиональным компетенциям персонала [1]. В связи с этим для того чтобы быть конкурентоспособной, образовательной организации необходимо проводить постоянный мониторинг мировых образовательных трендов, отслеживая появление новых технологий и форм обучения.

Инфокоммуникационные технологии в стратегии формирования

интеллектуальных ресурсов научно-производственного предприятия

Взаимодействуя с научно-производственным предприятием, образовательная организация решает широкий спектр задач, создавая инфраструктуру обучения, разрабатывая программы обучения, инструментарий и технологии передачи знаний [2]. При решении этих задач образовательная организация генерирует образование новых элементов в структуре интеллектуального капитала, как научно-производственного предприятия, так и непосредственно самой организации. Реализация процесса подготовки интеллектуальных ресурсов увеличивает в структуре интеллектуального капитала научно-производственного предприятия величину человеческого капитала. Это достигается за счет приобретения персоналом новых знаний и навыков, повышения его компетенций, активизации творческих способностей.

При этом актуализируется задача измерения степени освоения компетенций персоналом научно-производственного предприятия. Решение подобной задачи связано с формированием соответствующих индикаторов [3]. Эти индикаторы охватывают комплекс характеристик, раскрывающих ту или иную компетенцию. В мировой образо-

вательной практике индикаторы достижения компетенций измеряются с помощью дескрипторов, которые являются качественными критериями оценивания (например, низкий, средний или высокий уровень достижения компетенции). Также дескриптор может быть использован для оценки уровня образовательной программы, включая оценку новизны знаний, необходимых персоналу в условиях цифровой трансформации научно-производственного предприятия [3].

Информатизация процесса обучения персонала научно-производственного предприятия генерирует рост интеллектуальных (в том числе нематериальных) активов образовательной организации. В конечном итоге это обуславливает не только увеличение доли информационной составляющей в структуре интеллектуального капитала организации, но и качественное изменение этой составляющей. Подобное изменение имеет стоимостную оценку и оказывает влияние на имидж образовательной организации, формируя положительную динамику стоимости ее деловой репутации [4].

Современные инфокоммуникационные технологии позволяют образовательной структуре сформировать качественно новый уровень организации внутренней среды, который характеризуется устойчивой динамикой роста интеллектуально-информационного капитала. Это способствует тому, что образовательная организация приобретает статус консолидирующего научно-образовательного и экспертного центра, реализующего функции кадрово-компетентностно-го и научно-технологического обеспечения стратегии развития как отдельного научно-производственного предприятия, так и макросистемы «образование - наука - производство» в целом.

Для реализации подобной парадигмы образовательная организация использует совокупность инфокоммуникационных технологий, включая офисные, сетевые и телекоммуникационные технологии. Офисные технологии дают возможность, используя

MS Word, MS Excel и MS Power Point, разработать совокупность электронных учебно-методических материалов.

Сетевые технологии позволяют в рамках локальной и глобальной сети Internet эффективно использовать эти материалы в процессе передачи знаний персоналу научно-производственного предприятия. Реализуя сетевые технологии, образовательная организация активно применяет в учебном процессе компьютерные обучающие системы, системы поддержки технологий дистанционного обучения, инструментальные средства для создания электронных учебно-методических материалов и т. д. В процессе подготовки интеллектуальных ресурсов для научно-производственного предприятия образовательная организация ориентируется на различные телекоммуникационные технологии, включая мультимедийные компьютерные технологии, технологии дистанционного обучения (теле- и видеоконференции, чаты, форумы и т. д.), интеллектуальные и гипертекстовые обучающие системы, технологии виртуальной реальности, технологии информационного моделирования и ряд других технологий.

Процессы цифровизации обуславливают не только целесообразность использования интеллектуальных обучающих систем, но и постоянное расширение областей их применения. Интеллектуальные обучающие системы позволяют моделировать процесс обучения, применять динамически развивающиеся базы данных. Это дает возможность в рамках стратегии сотрудничества образовательной и научно-производственной структур повышать гибкость процесса подготовки интеллектуальных ресурсов научно-производственного предприятия, осуществляя автоматический подбор дисциплин, включаемых в программу обучения персонала. В этом случае успешно реализуются процессы автоматизированного учета новых знаний и другой информации, поступающих в базу данных интеллектуальной обучающей системы.

Другое важное направление деятельности образовательной организации связано с выполнением профессорско-преподавательским персоналом организации научных исследований. В рамках этого направления образовательная организация использует автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), системы компьютерной поддержки процессов проектирования (CAD-системы - Computer-Aided Design), например системы автоматизированного проектирования конструкторских и технологических решений (САПР). В условиях необходимости обработки больших объемов данных актуализируется роль систем компьютерной поддержки инженерных расчетов (САЕ - Computer-Aided Engineering), графического представления данных и математических вычислений (MathCad) [6], а также различных интеллектуальных систем поиска и обработки информации, включая информационные экспертные системы и системы поддержки принятия решений.

Для решения задач управления образовательной организацией применяются распределенные автоматизированные системы управления, системы электронного документооборота, информационно-аналитические системы и т. д. В этом случае образовательная организация решает задачи управления ресурсами (персоналом, финансами, закупками). С точки зрения основной функции образовательной организации эти задачи являются для организации непрофильными, тем не менее они существенным образом влияют на формирование результирующих показателей основной деятельности.

Информационные системы как инструмент повышения качества подготовки интеллектуальных ресурсов

Информатизация бизнес-процессов образовательной организации, являясь компонентой стратегией повышения результативности взаимодействия организации

с научно-производственными структурами, реализуется в виде комплексной программы, охватывающей совокупность мероприятий. В основе подобной программы могут лежать разные подходы к информатизации.

Например, может быть реализован подход, основу которого составляет использование образовательной организацией известных программных решений. Подобный подход основан на заключении образовательной организацией лицензионных соглашений с фирмами 1Т-сферы на приобретение готовых программных разработок. В этом случае определяющими факторами целесообразности использования подобного подхода выступают стоимость лицензии, а также трудоемкость процесса настройки и адаптации информационной системы к специфике решаемых образовательной организацией задач. Кроме того, необходимость дальнейшей консалтинговой поддержки процессов внедрения и сопровождения информационной системы также генерирует дополнительные затраты, величина которых может существенным образом повлиять на принятие решения приобретения образовательной организацией готового программного продукта.

Достаточно часто стратегию информатизации образовательное учреждение реализует на основе собственных программных решений. Однако в этом случае требуются высококвалифицированные специалисты в области информационно-коммуникативных технологий, имеющие опыт разработки и внедрения сложных информационных систем с развитой архитектурой. В рамках реализации подобной стратегии создаваемая архитектура информационной системы должна опираться на технические решения, отвечающие требованиям цифровой трансформации, обеспечивая как интеграцию,

так и распределение информации, метаданных и приложений в единой информационной среде образовательной организации [2, 3]. На практике высокий уровень интеграции данных и приложений достигается за счет создания в рамках единого информационного пространства образовательной организации обобщенного центра метаданных.

Информатизация, выступая источником формирования информационно-интеллектуального капитала, реализуется как стратегически значимый проект развития образовательной организации в цифровом пространстве. Этот проект базируется на ряде принципов.

Во-первых, проект направлен на создание в образовательной организации единой информационной среды, без которой успешная информатизация невозможна. Наличие подобной среды автоматически обеспечивает авторизованным пользователям доступ к информационным ресурсам, необходимым для реализации функций обучения и управления образовательной структурой как единой сложной системой.

Во-вторых, создаваемая информационная система должна ориентироваться на масштабируемые аппаратно-программные платформы с высоким уровнем надежности. Использование подобных платформ даст возможность обеспечить эффективное функционирование различных составляющих информационной системы, включая подсистемы управления базами данных (СУБД), электронным документооборотом (СУЭД) и т. д.

Информатизация деятельности образовательной организации предусматривает возможность реализации OLAP-технологий1, технологий виртуализации 2 вычислительных ресурсов и распределен-

1 OLAP-технология (online analytical processing, аналитическая обработка в реальном времени) - технология обработки данных, заключающаяся в подготовке суммарной (агрегированной) информации на основе больших массивов данных, структурированных по многомерному принципу.

2 Виртуализация - процесс создания программных виртуальных приложений, серверов, хранилищ и сетей. Является инструментом сокращения расходов на ИТ-инфраструктуру при одновременном повышении эффективности функционирования организации и ее адаптивности.

ных вычислений 3. Кроме того, единое информационное пространство позволяет повысить надежность функционирования локальных систем, используя функции архивирования и восстановления данных, резервного копирования и защиты резервных копий от несанкционированного доступа.

В ситуации, когда стратегия информатизации образовательной структуры ориентирована на применение готовых программных продуктов, целесообразно оценить функциональные возможности того или иного продукта, его преимущества и недостатки, возникающие при решении задач образовательной организации. В настоящее время российский рынок программных продуктов предлагает ряд информационных систем, обеспечивающих достаточно глубокую автоматизацию образовательного учреждения [4].

Подобные продукты охватывают разработки компании «1С» (системы 1С: Университет и 1С: Университет ПРОФ), компании Tandem (система Tandem University), группы компаний Naumen (система Naumen University), компании Microsoft (система Intranet: Academic), группы компаний ИВС (система КИС Университет), компании «Галактика» (система Управление вузом), Ассоциации программистов России «Интел-лект-21 век» (система Спрут), компании «РУТ АйТи» (система Магеллан). Каждый из этих программных продуктов, различаясь функциональными возможностями, способен обеспечить повышение качества образовательного процесса. Это качество отражается в таких компонентах, как повышение активности познавательной деятельности, оптимизация процессов поиска необходимой информации, интенсификация усвоения новых знаний, развитие и наращивание навыков самообучения и самоконтроля и т. д.

Выводы

В условиях, когда общество активно пе-

реходит на цифровые технологии, значимыми факторами эффективности цифровой трансформации становятся такие функции, как интенсификация когнитивных процессов, расширение коммуникативных способностей персонала. Развитие сотрудничества образовательных и научно-производственных структур направлено на активизацию этих функций у персонала - участников сотрудничества. Как ключевое звено циф-ровизации информатизация способствует успешному развитию подобного инструментария, генерируя эффект синергии в системе «образовательная организация - научно-производственное предприятие». Так, например, использование образовательной организацией информационных систем в рамках формирования интеллектуальных ресурсов переводит компетенции персонала научно-производственного предприятия на качественно новый уровень, позволяя разрабатывать спектр управленческих решений и выбирать оптимальный вариант решения в нестандартных условиях.

Одним из значимых результатов информатизации деятельности образовательной организации становится не только рост информационно-интеллектуального капитала, но и позитивные изменения в организационной культуре, которая является структурным элементом организационного капитала. В свою очередь, увеличение организационного капитала положительно влияет на имидж образовательной организации во внешней среде, генерируя дальнейший рост интеллектуального капитала организации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Batova M. M., Baranova I. V, Zhao K. Integration of information systems into the strategy of change management in organizing cooperation between research, production and educational structures // Science, society, progress - 2019: Proceedings of articles the V International Scientific Practical Conference.

3 Распределенные вычисления - вычисления, выполняемые на независимых, но связанных между собой компьютерах, представляющих распределенную информационную систему.

Czech Republic, Karlovy Vary, Russia, Moscow, June 28-29. 2019. P. 29-37.

2. Ермаков А. В. Мультисервисная информационная система вуза: цели, задачи, проблемы внедрения // Научные ведомости. 2015. № 13. С. 170-175.

3. Михайлова Е. Л., Родионова З. В. Проблема управления изменениями в современном вузе. В кн.: Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте / Материалы Международной научно-практической конференции. Кемерово : издательство КузГТУ, 2017. С. 30-34.

4. Dreizis Yu. I., Kalinina M. V., Zinoviev P. S. Comparative analysis of the information systems market for the automation of university activities // European Journal of Computer Science. 2016. № 2. P. 26-37.

5. Кулешова Н. В., Полетайкин А. Н. Методика разработки индикаторов достижения профессиональных компетенций и построения дескрипторной модели компетенций. В кн.: Качество высшего и среднего профессионального образования в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения / Материалы межвузовской научно-методической конференции. Новосибирск : издательство СибГУТиИ, 2019. С. 112-118.

6. Батова М. М., Шевченко О. К., Смирнова Т. С. Методические особенности применения различных информационных технологий и компьютерной системы Ма^СаЬ в процессе обучения высшей математике в военном вузе // Мир образования - Образование в мире. 2018. № 3 (71). С. 229-237.

Лемчик, Крупский и Партнеры

СТРУКТУРНЫЙ И НАЛОГОВЫЙ КОНСАЛТИНГ

л

ояльность к интересам клиента

Креативность при реализации проектов Профессионализм, основанный на практике

Наша компания - профессиональная команда корпоративных юристов, налоговых консультантов и адвокатов - работает на рынке правовых услуг более 12 лет. За эти годы накоплен большой опыт в построения юридических структур и в организации финансово-хозяйственной деятельности компаний, работающих практически во всех областях бизнеса. Мы можем по праву гордиться тем, что многие наши клиенты активно развиваются во многом благодаря выстроенным нами юридическим и корпоративным структурам их бизнеса, вовремя выявленным налоговым и юридическим рискам и правовому «щиту» в виде комплексного юридического сопровождения, защищающего клиентов от неправомерных действий контролирующих органов и недобросовестных контрагентов.

КОМПАНИЯ ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ В СЛЕДУЮЩИХ ОБЛАСТЯХ:

• разработка и диагностика юридической структуры бизнеса

• анализ правовых и налоговых рисков (Due Diligence)

• налоговый консалтинг, налоговое планирование

• международное налоговое планирование

• сопровождение налоговых проверок, налоговые споры

• представительство интересов клиентов в судах

• структурирование сделок M&A

• сопровождение процедур банкротства

• разрешение вопросов в области нематериальных активов и интеллектуального права

• трудовые отношения и споры

• помощь бизнесу в период пандемии COVID-19

127006, г. Москва, ул. М. Дмитровка, д. 20 БЦ «Дмитровка», этаж 2 тел.: +7 (495) 544-16-99, e-mail. office@LKPconsult.ru, сайт LKPconsult.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.