Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ТАЛАНТЫ-КАДРЫ-ТАЛАНТЫ'

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ТАЛАНТЫ-КАДРЫ-ТАЛАНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / КАДРЫ / ТАЛАНТЫ / ФОРМУЛА ТАЛАНТА / EDUCATION SYSTEM / DIGITAL TRANSFORMATION / MANAGEMENT / PERSONNEL / TALENTS / TALENT FORMULA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганчерёнок Игорь Иванович, Горбачёв Николай Николаевич

Статья посвящена системному видению управления человеческими ресурсами в условиях цифровой трансформации. Впервые представлены развернутая мультипликативная «формула таланта» и авторская ментальная модель управления талантами. Рассмотрена проблематика развития человеческого капитала в эпоху цифровой трансформации и нелинейной фрактальности социальных процессов. При этом отмечается, что ключевым фактором успеха процессов цифровизации экономики и формирования информационного общества, способного откликаться на современные вызовы, является наличие высококвалифицированных кадров и талантов в их диалектической взаимосвязи (синергетический параметр порядка) в достаточном объеме для соответствующих рабочих мест, а также системы непрерывного дополнительного образования, формирующей профессиональные компетенции для разработки, внедрения и освоения сквозных цифровых технологий (СЦТ), которые определяются как ключевые научно-технические направления, оказывающие наиболее существенное влияние на развитие рынков. В процесс управления талантами акцентируется необходимость интеллектуальной мобильности в условиях интернационализации высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT EQUATION FOR DIGITAL ECONOMY: TALENTS-PERSONNEL-TALENTS

The article is devoted to the systemic vision of human resourcebi management in the context of digital transformation. For the first time, a detailed multiplicative “talent formula” and the author's mental model of talent management are presented. It examines the problems of human capital development in the era of digital transformation and nonlinear fractality of social processes. It is noted that a key factor in the success of the processes of digitalization of economy and formation of information society, able to respond to modern challenges is the availability of highly qualified staff and talents in their dialectical interaction (synergetic parameter of order) in sufficient number for adequate jobs, as well as the system of continuous further education, forming professional competencies for elaborating and implementation of end-to-end digital technologies, which are defined the key scientific and technical directions, those that have the most significant impact on the development of markets. Necessity of intellectual mobility under the conditions of internationalization of higher education during the process of talent management is underlined.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ТАЛАНТЫ-КАДРЫ-ТАЛАНТЫ»

Управленческое уравнение для цифровой экономики: таланты-кадры-таланты

Ганчерёнок Игорь Иванович,

доктор физ.-мат. наук, профессор, директор Белорусско-Узбекского института прикладных технических квалификаций

Горбачёв Николай Николаевич,

старший преподаватель Академии управления при Президенте Республики Беларусь E-mail: nick-iso@tut.by

Статья посвящена системному видению управления человеческими ресурсами в условиях цифровой трансформации. Впервые представлены развернутая мультипликативная «формула таланта» и авторская ментальная модель управления талантами. Рассмотрена проблематика развития человеческого капитала в эпоху цифровой трансформации и нелинейной фрактальности социальных процессов. При этом отмечается, что ключевым фактором успеха процессов цифровизации экономики и формирования информационного общества, способного откликаться на современные вызовы, является наличие высококвалифицированных кадров и талантов в их диалектической взаимосвязи (синергетический параметр порядка) в достаточном объеме для соответствующих рабочих мест, а также системы непрерывного дополнительного образования, формирующей профессиональные компетенции для разработки, внедрения и освоения сквозных цифровых технологий (СЦТ), которые определяются как ключевые научно-технические направления, оказывающие наиболее существенное влияние на развитие рынков. В процесс управления талантами акцентируется необходимость интеллектуальной мобильности в условиях интернационализации высшего образования.

Ключевые слова: система образования, цифровая трансформация, управление, кадры, таланты, формула таланта.

«Талант -

единственная новость, которая всегда нова.»

Б. Пастернак

Введение

Системная экономика как комплексная система от мега- до нано- экономик не допускает несогласованности при учёте временного фактора, особенно в рамках её цифровизации. Именно экономическая системность ориентирует на формирование прорывной концепции профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, учитывающей динамизм состава востребованных профессий, соответствующий быстро развивающимся информационным и цифровым технологиям. Эти технологии существенно влияют на различные аспекты жизнедеятельности и самосознание современного человека, его самооценку и подготовленность при решении проблемных ситуаций. Специалистам требуется развитие системных способностей, обеспечивающих поддержку их деятельности в сложных многофакторных динамичных средах: природных, техногенных, социальных, информационных, управленческих и других, которые обеспечивают процесс устойчивого развития государства. При этом информационные ресурсы и человеческий капитал становятся всё более востребованными государственными активами. Как правило, проблемные ситуации решаются несколькими специалистами, умеющими интегрировать и активировать компетенции и коммуникации в целостный коллективный интеллект. Поэтому необходимо ориентировать образовательные технологии на формирование новой инновационной и динамичной цифровой образовательной среды, обеспечивающей как поиск и развитие талантов (интеллектуальных лидеров), так и на коллективную деятельность психологически совместимых индивидуумов (мобильных интеллектуальных групп). В рамках этой среды должны формироваться «сквозные» цифровые образовательные технологии, погружающие в нее человека в соответствии с принципом «образование через всю жизнь».

В современном динамичном мире вопросы цифровой трансформации приобрели очевидную актуальность. 4-ая индустриальная революция (4ИР), современная пандемия COVID-19, уже существенным образом трансформировала и изменит в ближайшей перспективе мировую конфигурацию экономических, политических и общественных взаимоотношений, находящихся в тесной взаимосвязи. В системе миропорядка зародились новые тренды и исходящие от них вызовы и угрозы. Основатель и исполнительный директор Все-

сз о

со £

m Р

сг

от А

мирного экономического Форума в Давосе Клаус

Шваб сформулировал 10 проблемных вопросов [1,

с. 3], на которые человечеству в режиме глобального диалога предстоит дать ответы:

1. Экономическое сотрудничество: создание системы новых правил и институтов, которые интегрируют все аспекты глобальной экономической кооперации, включая интеллектуальную собственность, человеческую мобильность, защиту данных, обменные курсы, фискальные и другие конкурентные политики, государственную собственность и национальную безопасность.

2. Технологическое развитие: необходимость определения принципов создания новых технологий, таких как искусственный интеллект, генное редактирование, для обеспечения этических принципов и подчиненность системе признанных ценностей.

3. Кибербезопасность: координация коллективных усилий для сохранения доверительности и безопасности инновационной и технологической магистрали 4ИР.

4. Финансовая и монетарная системы: необходимо совместное технологическое совершенствование финансовой и монетарной систем, включая крипто-валюту и блокчейновые технологии, позволяющее сделать их более эластичными для достижения устойчивости и долгосрочно общественного благосостояния.

5. Экономическая политика: «пересмотр» современных экономических теорий в системе структурных изменений, обусловленных 4ИР, таких как, например, изменение содержания категории «производительность».

6. Эластичность риска: улучшение коллективных решений по управлению ключевыми системами окружающей среды (климат, океаническая система, биосфера), обеспечивающими будущее нашей планеты.

7. Человеческий капитал: поскольку компетенции необходимые для сохранения конкурентоспособности постоянно эволюционируют, необходимо глобальное осмысление (мозговой штурм) будущего рынка труда и человеческого капитала.

8. Новая социальная парадигма: необходимо сформировать новую социальную парадигму -«сдвиг» от материального к более гуманистическому. Другими словами - от производства и потребления к заботе и совместному использованию (шеринг-экономика).

9. Индустриальные системы: 4ИР позволяет значимо увеличить доступность и обеспечение услугами в сферах здравоохранения, энергетики, связи, транспорта и других.

10.Институциональные реформы: необходимо пе-^ реосмысление глобальных институциональных = систем, созданных более 70-ти лет назад с це-е лью их наполнения новым политическом, экономическом и социальном контекстом.

° Следует отметить, что существенно важной ав проблемой является формирование и управление

интеграцией информационных пространств в рамках как управления ими, так и разрешения на их основе указанных проблемных ситуаций.

Таким образом, технологии преобразуют и усложняют миропорядок. Глобальная экономическая система испытывает значимую нелинейную динамику. С синергетической позиции ответы на сформулированные К. Швабом глобальные вопросы представляют собой синергетические параметры порядка для обеспечения глобальной управляемости и устойчивого развития.

В настоящей статье мы обратимся к проблеме развития человеческого капитала в эпоху цифровой трансформации [2, с. 90; 3, с. 19] и значимой турбулентности социальных процессов, постулируя утверждение, что ключевым фактором успеха процессов цифровизации экономики, формирования информационного общества, способного адекватно отвечать на вызовы современности, является не только последовательное совершенствование структуры социально-экономических субъектов и развитие соответствующих условий, включая обеспечение безопасности и суверенитета национального цифрового пространства [3, с. 20], но и наличие высококвалифицированных кадров и талантов в их диалектической взаимосвязи (синергетический параметр порядка) в достаточном объеме для соответствующих рабочих мест, а также системы непрерывного дополнительного образования, формирующее профессиональные компетенции для разработки, внедрения и освоения СЦТ, которые определяются как ключевые научно-технические направления, оказывающие наиболее существенное влияние на развитие рынков. СЦТ, как правило, охватывают несколько трендов или отраслей: большие данные; нейро-технологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; промышленный интернет, технологии виртуальной и дополненной реальностей и другие.

Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда. Наряду с распространением информационно коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах жизни цифровые компетенции становятся критически важными с точки зрения работодателей. Ожидается масштабная трансформация требований к специалистам, профессиональным и образовательным стандартам, поскольку многие операции, которые не были затронуты предыдущими волнами внедрения цифровых технологий, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы.

Одной из ключевых компетенций персонала, определяющих конкурентные преимущества компаний будущего, становится аналитика больших данных. Умение работать с большими массивами структурированной и неструктурированной информации позволяет предприятиям повысить качество когнитивного и ситуационного анализа, прогнозирования потребностей и спроса, оптимизировать технологические и управленческие процессы. Внедрение цифровых технологий обуслов-

ливает значительные изменения потребностей в персонале и требований к специалистам:

- уменьшение потребностей в профессиях, ориентированных на выполнение формализованных повторяющихся операций;

- ограничение жизненного цикла профессий в связи с возрастающей динамикой технологий;

- стабильная модификация профилей компетенций персонала в связи с постоянным изменением инструментария и технологий производственной деятельности;

- динамичное возникновение новых специальностей, специализаций и профессий (переподготовка, повышение квалификации);

- повышение требований к гибкости и адаптируемости персонала;

- динамичность надпрофессиональных компе-тенций/метакомпетенций, которые отвечают за успешную реализацию СЦТ, обеспечивая высокую производительность труда и эффективность технологических переходов, связанных с разными предметными областями;

- рост спроса на специалистов, эффективно использующих существующие и разрабатывающих, внедряющих ЦСТ;

- потребность в сотрудниках для виртуальных, мобильных и «расширенных» предприятий. Поэтому эффективное сочетание талантов, экспертов, высококвалифицированных специалистов, а также специалистов, обеспечивающих их результативную работу, и цифрового (информационно-коммуникационного и функционально-прикладного) инструментария остаётся важнейшей задачей кадрового обеспечения цифровой экономикой. «Сквозные» технологии кадрового мониторинга, подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации позволят провести эффективную цифровизацию образования и рынка труда.

1. Системный подход к кадровой политике в условиях цифровой трансформации

Изменения в подходах к подготовке кадров должно начинаться со школы, с ликвидации цифрового неравенства, освоения персонального цифрового инструментария (персональный электронный офис, персональные ситуационные центры на основе персональных гаджетов) и технологий его правильного использования, формирования информационной культуры. На их базе должно вестись внедрение цифровых образовательных платформ, причём не только в рамках рационализации, оптимизация и инноваций учебного процесса, «выведения» преподавателей от планово-отчётной рутины, но и на основе создания информационно-технологической экосистемы, которая характеризует существенный пласт работ по формированию и использованию концептуально новых образовательных методик и прорывных образовательных технологий. При этом важен системный подход

к поддержке такой экосистемы, включая системный и ситуационный анализ проблем, формирование единого информационного и технологического (с отфильтровованием параинформации и дезинформации) образовательного пространства (рисунок 1). Причем в качестве модельно предлагаем рассматривать активно формируемое Европейское образовательное пространство [4].

/

10ДСЛИ лучших >разовательных годик и практик

:.ч а компетенции и навыки

Единое информационное и технологи чес кое образовательное пространство

Динамика профессии. I! профессиональны* и образовательных стандартах

«Сквозные» образовательнь технологии в образоватеяьнс »косистеме

ГТерсонифнкац

обучения

(таланты) и мобильные интеплектуальн группы

Рис. 1. Концептуальная модель кадровой цифровизации

Решать эти проблемы должны помочь как образовательные учреждения, так и библиотеки, другие информационно-образовательные организации дополнительного образования, ИТ-компании (открывая в школах и вузах соответствующие виртуальные и реальные классы, лаборатории, базовые кафедры и даже факультеты). Это будет способствовать сокращению разрыва между концептуальными наработками, созданием новых образовательных механизмов и инструментария и практикой их использования. Общаясь с состоявшимися профессионалами и участвуя в реальных проектах, школьники, студенты и слушатели могут из первых рук узнавать о свежих трендах и методиках, еще не успевших попасть в учебники, а глаопережающей подготовки и переподго-товкивное, приобретать именно те компетенции, которые востребованы на рынке труда.

Концептуальная модель кадровой цифровиза-ции представляет собой достаточно полный набор спецификаций направлений цифровой трансформации, ориентированный на её организационную поддержку в рамках создании «расширенных» учреждений образования, реализующих концепцию «образования через всю жизнь». Это могут быть учебно-научно-производственные комплексы, функционирующие на основе «государственно-частного партнёрства». Это позволит синхронизировать результаты образовательного процесса с потребностями в кадрах цифровой экономики, использованием «цифровых двойников» для опе-

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

режающеи подготовки и переподготовки кадров. Общаясь с состоявшимися профессионалами и участвуя в реальных проектах, школьники, студенты и слушатели могут не только из первых рук узнавать о свежих и перспективных трендах, методиках и инструментарии, даже еще не успевших широко воИти в практику, но и приобретать такие компетенции, которые будут востребованы и обеспечат конкурентоспособность на рынке труда. Это позволит также более действенно формировать и интерпретировать метакомпетенции специалистов, состав которых представлен в [5]:

Системное мышление - тип мышления, который обусловливается целостным восприятием предметов и явлений, в их множестве и взаимодействии через измеряемые (оцениваемые) свойства, показатели и индексы.

Визуальное мышление - использование возможностей человека видеть (глазами или мысленно), формировать (генерировать) образы и отображать их, позволяющее получать дополнительную информацию и находить на её основе идеи, не выявляемые иным образом; плодотворно развивать их, а затем доносить таким образом, чтобы окружающие быстро понимали и принимали их.

Экологическое мышление учёт геосферных и ноосферных факторов прм системном анализе проблемных ситуаций в сочетании с бережливым отношением к используемым природным ресурсам и эффективным использованием отходов.

Работа в условиях неопределенности - подготовка и принятие решений по проблемным ситуациям в условиях неполной информации, неявного целеполагания, ограниченности ресурсов и времени.

Межотраслевая коммуникация - информационное обеспечение моделирования и поддержки «сквозных» технологий и бизнес-процессов, описание проблемных ситуациё во взаимодействующих смежных и несмежных отраслях.

Мультиязычность и мультикультурность -владение несколькими естественными и искусственными (SQL, XML, HTML) языками, учёт национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики и традиций работы в отраслях других стран.

Клиентоориентированность - учёт потребностей партнёров и умение выявить запросы потребителей.

Управление проектами - способность инициировать проекты, управлять ими и эффективно завершать их в цикличном формате.

Системность таланта, на наш взгляд, проявляется дуально: когда талант является системо-

образующим фактором или целевой доминантой и когда он выступает в роли «синтезирующего» элемента. При этом обеспечение эффективности в управлении талантами потребует не просто системного подхода к этой проблеме, но и соответствующих концептуальных изменеий в кадровой и образовательной сферах.

2. Формула таланта

Для уточнения специфики таланта человека необходимо рассмотреть особенности когнитивной составляющей такой специфической группы специалистов как эксперты. Эксперт характеризуется как интеллектуально компетентная личность в определенной предметной области, имеющий высокие практические результаты, прошедший специальное обучение, готовый осуществлять подготовку и принимать эффективные решения в рамках проблемных ситуаций, в том числе в нетривиальных и экстремальных условиях; способный к формированию экспертного заключения (решающего совета). Таким образом, компетентность эксперта представляет из себя проявление одаренности (таланта) человека. Эксперты лучше представляют и систематизируют свои знания (формируют свои онтологические модели), которые расширяются (концептуализируется) на основе разнообразных фиксированных или генерируемых связей между отдельными объектами и понятиями, получаемые новые знания оперативно соотносится (ассоциируются) с базисными. Они знают, как применить и интерпретировать свои знания, при этом эксперты быстрее локализуют релевантную и пертинентную информацию в доступном информационном пространстве. Наконец, они формируют и владеют персонифицированными данными и метаданными об интегрированном информационном пространстве. Выявление и обучение экспертов организуется, но только локально и не систематически и не по всем предметным областям. Технологии «больших данных», блокчейн, дистанционного мониторинга и интеллектуального тестирования предоставляют возможности накапливать и анализировать сведения, характеризующие человека на всём его жизненном пути и обеспечивающие ему разностороннюю информационную и сервисную поддержку (в том числе в сфере образования, на рынке труда и в социальной сфере). Тогда появляются возможности объективной оценки и самооценки человека-эксперта в образовательной и профессиональной сфере, в управлении талантами (рисунок 2), где компетентность трактуется в рамках модели - «усилия-время-результат».

Ое

см

03

Рис. 2. Формула таланта

Рассматривая место талантов в структуре рынка труда, можно выделить следующие интеллектуальные группы:

1) «сообразительные» - люди с высоким уровнем интеллектуального развития (показатель Ю > 135-140 единиц), которые проявляются с помощью психометрических тестов;

2) «блестящие ученики» - лица с высоким уровнем успешности обучения (показателями учебных достижений); определяются оценочно-ориентированным тестированием;

3) «креативные» - сотрудники с высоким уровнем развития дивергентных способностей в виде оперативности, количества и оригинальности генерируемых идей; выявляются на основе тестов креативности;

4) «компетентные» - люди с высокой успешностью в выполнении тех или иных конкретных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значи-

тельный практический опыт работы в соответствующей предметной области; определяются на основе портфолио;

5) «талантливые» - лица с исключительными интеллектуальными способностями и достижениями, которые нашли свое воплощение в некоторых реальных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных формах;

6) «мудрые» - люди с высоким уровнем и опытом интеллектуально-аналитической и прогностической деятельности, владеющие значительными объемами информации и аналитико-прогнозным инструментарием (технологиями).

Расширяя и дополняя рассмотренные выше концепции модно предложить ментальную модель понятия «талант» (рисунок 3), учитывающую и цифровые технологии, которые позволяют оптимизировать выявление, оценку и развитие талантов.

Рис. 3. Ментальная модель таланта

3. Управление талантами

Эффективное использование человеческого капитала в цифровой экономике позволяет реализация концепции управления талантами - интегрированного подхода к управлению различными процессами на рынке труда и в работе с кадрами, включая прогнозирование потребностей в кадрах, рекрутинг и тестирование, обучение (подготовка и переподготовка) и развитие, вхождение в должность (наставничество), управление эффективностью деятельности сотрудников и кадровым резервом. Управление талантами характеризует систему образовательных, организационно-экономических и социально-психологических мер, нацеленных на переход от управления по отклонению к управ-

лению по возмущению и ситуационному управлению на базе цифровизации, формирования опережающих компетенций в критических, с точки зрения управления и бизнеса, видах деятельности путём внедрения технологий интеллектуального конвейера и мобильных интеллектуальных групп на базе выявления, привлечения, развития, продвижения и сохранения талантов.

Таким образом, с нашей точки зрения, управление талантами - это целенаправленная деятельность государства и бизнес-сообщества по обеспечению устойчивого развития конкурентной среды в условиях цифровой экономики, развитию корпоративного и самообучения, формирования корпоративных и индивидуальных баз знаний. Ментальная модель управления талантами (рисунок 4),

по сути, не только отражает принципы HR-менед-жмента в его традиционном понимании, но и учитывает возникающие проблемы цифровизации (технологии интеллектуального анализа кадровой информации) кадровой работы и кадрового

обеспечения цифровой экономики. Она отражает различные аспекты управления талантами, включая качественно новый подход к информационно-аналитической работе кадровых служб на основе «сквозных» интеллектуальных технологий.

Рис. 4. Ментальная модель управления талантами

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современной ситуации быстро меняющихся экономических условий и динамики проблемных ситуаций необходимо обеспечение, с одной стороны, более комфортной (цифровизированной) рабочей среды для сотрудников, а с другой - повышение их компетентности и мобильности. Вместе с тем автоматизация большого количества рутинных офисных, производственных и управленческих операций потребует иного, более высокого уровня компетенций. В то же время констатируется высокая потребность в новых талантах и их развитии, в том числе и в развитых экономиках мира [4].

Цифровые технологии обеспечивают непосредственную связь между целями организации, предприятия, корпорации, фирмы (включая стратегические) и личными целями сотрудников, поэтому управление талантами становится глобальным процессом, оперирующий возможностями «сквоз-„ ных» технологий, в том числе образовательных. = Потенциал деятельности по управлению таланта-£ ми в значимой степени формируется возможно-еЗ стями интеллектуальной мобильности в услови-~ ях интернационализации высшего образования, г в том числе, и в рамках создания совместных уч-

реждений высшего образования, интегрирующих научно-образовательные потенциалы различных национальных систем образования [6-7]. В качестве примера можно привести недавно созданный Белорусско-Узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций в городе Ташкенте, призванный обеспечить не только подготовку высоко квалифицированных инженерно-технических кадров, но и управление талантами для устойчивого инновационного развития национальных государств, обеспечивая их активное участие в процессах формирования глобальной экосистемы цифровой экономики и глобального цифрового пространства.

Литература

1. Ганчерёнок, И.И., Горбачёв Н.Н. Глобализация 4.0. Ответ системы образования. / И.И. Ганчерёнок, Н.Н. Горбачёв - Palmarium Academic Publishing, 2018. - 112 с.

2. Ганчеренок И.И., Шемаров А.И., Горбачев Н.Н. Человеческий капитал в информационную эпоху. // Становление и развитие цифровой трансформации и информационного об-

щества (ИТ-страны) в Республике Беларусь/ под ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Беларуская навука, 2019. - С. 90-110.

3. Тузиков А.В., Григянец Р.Б, Наумен-ко Г.Н. Об основных результатах научно-методического обеспечения информатизации, становления и развития информационного общества (ИТ-страны) в Беларуси//РИНИ-ТИ-2020: доклады XIX Международной конференции. - Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2020. -С.14-21.

4. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of Regions on achieving the European Education Area by 2025 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ec.europa.eu/education/ sites/education/files/document-library-docs/eea-communication-sept2020_en.pdf. - Дата доступа: 18.11.2020.

5. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roscongress.org/ materials/rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam. -Дата доступа: 27.11.2020.

6. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of Regions on achieving the European Education Area by 2025 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ec.europa.eu/education/ sites/education/files/document-library-docs/eea-communication-sept2020_en.pdf. - Дата доступа: 18.11.2020.

7. Gancherenok I.I., Mannanov U.V. International higher education cooperation under conditions of fuzzy terminology: intellectual mobility vector // Chemical Technology, Control and Management. -2020, № 2 (92). - P. 5-10.

8. Uralov O.S. Internationalization of higher education in Uzbekistan // Social Sciences & Humanities Open. - 2020, No. 2. - 7p.

MANAGEMENT EQUATION FOR DIGITAL ECONOMY:

TALENTS-PERSONNEL-TALENTS

Gancherenok I.I., Gorbachyov N.N.

Belarus -Uzbek Intersectoral Institute of Applied Technical Qualifications; Acad -

emy of Public Administration under the Aegis of the President of the Republic

of Belarus

The article is devoted to the systemic vision of human resourcebi management in the context of digital transformation. For the first time, a detailed multiplicative "talent formula" and the author's mental model of talent management are presented. It examines the problems of human capital development in the era of digital transformation and nonlinear fractality of social processes. It is noted that a key factor in the success of the processes of digitalization of economy and formation of information society, able to respond to modern challenges is the availability of highly qualified staff and talents in their dialectical interaction (synergetic parameter of order) in sufficient number for adequate jobs, as well as the system of continuous further education, forming professional competencies for elaborating and implementation of end-to-end digital technologies, which are defined the key scientific and technical directions, those that have the most significant impact on the development of markets. Necessity of intellectual mobility under the conditions of internationalization of higher education during the process of talent management is underlined.

Keywords: education system, digital transformation, management,

personnel, talents, talent formula.

References

1. Gancherenok, I.I., Gorbachev N.N. Globalization 4.0. The answer of the education system. / I.I. Gancherenok, N.N. Gorbachev - Palmarium Academic Publishing, 2018. - 112 p.

2. Gancherenok I.I., Shemarov A.I., Gorbachev N.N. Human capital in the information age. // Formation and development of digital transformation and information society (IT countries) in the Republic of Belarus / ed. V.G. Gusakov. - Minsk: Belaruskaya Navuka, 2019. - S. 90-110.

3. Tuzikov A.V., Grigyanets RB, Naumenko G.N. On the main results of scientific and methodological support of informatization, the formation and development of the information society (IT-country) in Belarus // RINITI-2020: reports of the XIX International conference. - Minsk: OIPI NAS of Belarus, 2020. - S. 14-21.

4. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of Regions on achieving the European Education Area by 2025 [Electronic resource]. - Access mode: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/eea-communication-sept2020_en.pdf. - Date of access: 18.11.2020.

5. Atlas of new professions [Electronic resource]. - Access mode: https://roscongress.org/materials/rossiya-2025-ot-kadrov-k-ta-lantam. - Access date: 11/27/2020.

6. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of Regions on achieving the European Education Area by 2025 [Electronic resource]. - Access mode: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/eea-communication-sept2020_en.pdf. - Date of access: 18.11.2020.

7. Gancherenok I.I., Mannanov U.V. International higher education cooperation under conditions of fuzzy terminology: intellectual mobility vector // Chemical Technology, Control and Management. - 2020, No. 2 (92). - P. 5-10.

8. Uralov O.S. Internationalization of higher education in Uzbekistan // Social Sciences & Humanities Open. - 2020, No. 2. - 7p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.