Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО КОНЦЕПТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА РОМАНА ГРЭМА СВИФТА «WATERLAND»)'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО КОНЦЕПТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА РОМАНА ГРЭМА СВИФТА «WATERLAND») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА РОМАНА / МАКРОКОНЦЕПТ / СУБКОНЦЕПТ / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Землякова К. В.

Данная статья посвящена когнитивно-семантическому анализу текстовых репрезентаций концепта «HISTORY» в романе Г. Свифта «Waterland». Цель исследования - описать формирование индивидуально-авторского концепта в произведении. Интерпретация макроконцепта «HISTORY» и его субконцептов в романе осуществляется посредством анализа языковых и стилистических средств, что позволяет представить полное описание смысловой структуры концептосферы художественного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INDIVIDUAL AUTHOR’S CONCEPT IN FICTION (BASED ON THE NOVEL “WATERLAND” BY GRAHAM SWIFT)

The paper is devoted to a cognitive-semantic analysis of textual representations of the concept HISTORY in the novel “Waterland” by G. Swift. The purpose of the research is describing formation of an individual author’s concept in fiction. The interpretation of the macro-concept HISTORY and its sub-concepts in the novel is performed through the analysis of language means and stylistic devices that help to provide a full description of the semantic structure of the concept-sphere in fiction.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО КОНЦЕПТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА РОМАНА ГРЭМА СВИФТА «WATERLAND»)»

Научная статья

УДК 811.111'1

DOI 10.52070/2542-2197_2023_1_869_62

Формирование индивидуально-авторского концепта

в художественном произведении

(на примере текста романа Грэма Свифта «Waterland»)

К. В. Землякова

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича

Санкт-Петербург, Россия, ksu-zemlyakova@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена когнитивно-семантическому анализу текстовых репрезентаций кон-

цепта «HISTORY» в романе Г. Свифта «Waterland». Цель исследования - описать формирование индивидуально-авторского концепта в произведении. Интерпретация макроконцепта «HISTORY» и его субконцептов в романе осуществляется посредством анализа языковых и стилистических средств, что позволяет представить полное описание смысловой структуры концептосферы художественного произведения.

Ключевые слова: концептуализация, художественный концепт, концептосфера романа, макроконцепт, субконцепт, индивидуально-авторское содержание концепта, языковые средства, стилистические средства

Для цитирования: Землякова К. В. Формирование индивидуально-авторского концепта в художественном произведении (на примере текста романа Грэма Свифта «Waterland») // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 1 (869). С. 62-68. DOI 10.52070/2542-2197_2023_1_869_62

Original article

Formation of an Individual Author's Concept in Fiction (based on the novel "Waterland" by Graham Swift)

Ksenia V. Zemlyakova

Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications, Saint Petersburg, Russia, ksu-zemlyakova@mail.ru

Abstract.

Keywords:

For citation:

The paper is devoted to a cognitive-semantic analysis of textual representations of the concept HISTORY in the novel "Waterland" by G. Swift. The purpose of the research is describing formation of an individual author's concept in fiction. The interpretation of the macro-concept HISTORY and its sub-concepts in the novel is performed through the analysis of language means and stylistic devices that help to provide a full description of the semantic structure of the concept-sphere in fiction.

conceptualisation, artistic concept, concept-sphere of a novel, macro-concept, sub-concept, individual author's content of a concept, language means, stylistic devices

Zemlyakova, K. V. (2023). Formation of an Individual Author's Concept in Fiction (based on the novel "Waterland" by Graham Swift). Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 1(869), 62-68. 10.52070/2542-2197_2023_1_869_62

введение

Структурирование мира в языке предстает результатом двух познавательных процессов - концептуализации и категоризации - и носит интерпретирующий характер [Болдырев, 2020, с. 25]. Осуществлять упорядочение знаний в результате их когнитивной обработки позволяет такой «инструмент», как концепт. Являясь центральным понятием в когнити-вистике и лингвокультурологии, концепт является лингвоментальным образованием, которое также используется в качестве инструмента анализа текста, и прежде всего, текста художественного [Сергеева, 2022, с. 72]. Ученые, рассматривающие художественные тексты в системе лингвистического анализа и теории языка, предлагают разграничивать концепты-универсалии (национальные, общекультурные) и индивидуальные авторские концепты (О. С. Акетина 2013, Т. И. Васильева 2015, С. В. Капустина 2011, Е. В. Сергеева 2022). Т. И. Васильева пишет о трансформации национальных представлений сквозь призму индивидуального сознания, в результате чего возникает индивидуально-авторская составляющая в структуре концептосферы [Васильева, 2015, с. 38]. Е. В. Сергеева трактует индивидуально-авторский художественный концепт как «феномен, отличающийся номинацией, а также рядом специфических содержательных и вербали-зационных особенностей» [Сергеева, 2022, с. 77]. Исследователь причисляет концепты к индивидуально-авторским, если они не просто имеют образные средства воплощения, а наполнены авторским содержанием и отличаются от концептов-универсалий набором репрезентантов.

По убеждению Е. А. Огневой, «художественный концепт - это компонент концептосферы художественного текста автора, включающий те ментальные признаки и явления, которые отражены в сознании народа и являются когнитивно-прагматически значимыми в рамках заданной автором сюжетной линии произведения» [Огнева, 2013, с. 54]. Отражение явлений окружающей действительности в сознании народа, то есть обработка некого знания коллективным сознанием, сближает художественный концепт с концептом в когнити-вистике и может дать методологические основания для его вычленения и описания из пространства художественного произведения. Опираясь на вышесказанное, считаем возможным предложить подробную схему изучения художественного концепта. Для начала необходимо представить описание аналогичной концептуальной ячейки, занимаемой концептом «HISTORY» в конкретном языке и культуре, а затем следует соотнести языковые репрезентации концепта в тексте романа и выявить

индивидуально-авторские «надстройки» в его интерпретации. Согласимся с мыслью Н. Н. Болдырева: «Универсальное, общее всегда проявляется в особенном, частном, предполагает его наличие и наоборот - частное не может существовать без общего как основы для сравнения» [Болдырев, 2020, с. 26]. С таких позиций нами проанализирован концепт HISTORY в романе Грэма Свифта «Waterland» (1983). Данный художественный текст до сих пор находится в фокусе рассмотрения учеными с разных ракурсов: с позиций языкознания и литературоведения. Роман содержит обширный материал для анализа функционирования языковых единиц, для рассмотрения их лингвокуль-турологической специфики, а также подтверждения значения романа в европейском и мировом литературном процессе [Hewitt, 2006; Землякова, 2022; Проскурнин, 2013].

экспликация макроконцепта «history» и его субконцептов в произведении

Исследователями творчества Г. Свифта подтвержден статус макроконцепта HISTORY как центрального, базового в тексте романа «Waterland» [Стринюк, 2013; Стринюк, 2016; Тарасова, 2016; Трынкова, 2008]. Имя макроконцепта выбрано как название для определенной совокупности абстрактных понятий, входящих в макроконцепт в виде субконцептов. Считаем, что макроконцепт HISTORY составлен из входящих в него концептуальных областей LIFE, DEATH, TIME.

Описание ключевого макроконцепта осуществляется двумя группами средств: языковых и стилистических. Языковые средства позволяют описать круг значений, в которых слово-имя концепта возникает в художественном тексте. Стилистические средства значимы с точки зрения обнаружения неочевидных вариантов употреблений универсальных лексем, появления в несвойственных им контекстах. Как пишет Е. А. Огнева, «лингвистический анализ художественного текста направлен на выявление стилистически обусловленных средств, которые раскрывают индивидуально-авторские особенности использования разноуровневых единиц в художественной речи» [Огнева, 2013, с. 51-52]. Рассматриваемый нами художественный текст обладает высокой степенью метафоризации. Метафорической вербализации подвергается такие абстрактные субконцепты, как «LIFE», «DEATH», «TIME». Ввиду ограниченного объема статьи подробнее остановимся на вербализаторах субконцепта LIFE как наиболее представленного метафорическими моделями в тексте романа.

языковые средства вербализации макроконцепта «history»

Начнем с имени макроконцепта и его словарных значений. На языковом уровне макроконцепт HISTORY эксплицируется в многозначности лексемы history и ее синонимах a fairy-tale, a tale, a story, a yarn. В английском языке лексема history многозначна и трактуется через следующие дефиниции.

1) В своем первом значении это события прошлого (history - all the events that happened in the past; record of important or public events1). В книге Г Свифта воспоминания главного героя о мрачном прошлом его родного края накладываются на еще более мрачный личный опыт. Том - учитель истории, чьи уроки представляют собой долгое и сложное повествование. Его лекции содержат не просто рассказ об общественном и экономическом развитии Фенленда - края на востоке Англии, но и индивидуальную историю взросления и историю о том, как он стал свидетелем убийства. Подобные эпизоды преподносятся ученикам в виде притч, баек.

2) Второе значение лексемы - «дисциплина, историческая наука» (history - the study of past events as a subject at school or university; study of past events, especially human affairs2). В эпиграфе к роману автор ставит на первое место именно этот аспект изучения истории.

3) Третье значение - «рассказ, история» (history - a written or spoken account of past events3). В данном значении лексема является ядром синонимического ряда. В роман включены многочисленные формы, жанры историй: a story, a yarn, a tale, a fairy-tale. Рассказы героя представлены как перволичное повествование в виде «диалогически и устно ориентированной формы воспоминания» [Авраменко, 2021, с. 203]. Таким образом, многократно употребляемая лексема history возникает в романе в различных значениях. Сама лексема и ее синонимы могут реализовать сразу несколько значений: и науки, дисциплины, т. е. точного знания, и придумки, сказки, байки, т. е. ненаучного, субъективного изложения хода событий.

Следующие текстовые репрезентации содержат рассуждения героя об истории как феномене и о своем месте в ней. Они подтверждают субъективное образное мировидение учителя и могут быть описаны через модель «ЧЕЛОВЕК - РАССКАЗЧИК ИСТОРИЙ»:

1 Hornby A. S. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Oxford University Press, 2000. P 567.

2 Там же.

3 Там же.

- History is a yarn.

- The Cricks spun yarns.

- Stories have been told ... to quell restless thoughts.

- these hesitant but tell-tale traits broke surface.

- But man - let me offer you a definition - is the story-telling animal.

С «историей» как объектом познания выполняются действия: человек плетет истории (по аналогии с плетением нити, закручиванием пряжи), рассказывание баек успокаивает его тревожные мысли. Компоненты tell-tale traits (болтовня, красноречие), yarn (байка, сказка), stories содержат значения субъективного знания, фантазийного, недостоверного.

Следующие дефиниции лексемы history объединяет общий компонент антропоцентричности -наличие человека и связь исторического процесса с человеческой деятельностью, жизнью, артефактами.

4) History - a record of something happening frequently in the past life of a person, family or place; systematic account of natural phenomena4 (история -то, что вершится не только с человеком, с его семьей и народом: каждый предмет, место или природное явление (объект) обладает своей собственной, не менее богатой, чем у человека, судьбой, хранит в себе индивидуальный опыт). Стоит отметить, что в данном значении содержится компонент мифического мышления, идея некой судьбы: события могут происходить с кем-то помимо его воли.

5) History - whole train of events connected with nation, person, thing5. Иными словами, носителем и творцом истории в самом общем смысле выступает народ. С. А. Стринюк в своих работах, посвященных проблематике романа, пишет о незначительном влиянии поворотных исторических моментов на жизни простых людей [Стринюк, 2016, с. 68], так как индивидуальные ценности и индивидуальное сознание представляют большую важность и интерес [Стринюк, 2013, с. 186].

6) History - the set of facts that are known about somebody's past life6. Как видим, пятое и шестое значения лексемы history связаны с событиями, опытом, имеющими вещественное, материальное воплощение, привязанными в сознании человека к определенным вещам его быта. Это значение синонимично словосочетанию human history.

7) History - the past events concerned in the development of a particular place, subject7. В этой

4 Oxford English Dictionary Online. URL: // https://www.oed.com/

5 Longman Dictionary of Contemporary English Online. URL: https://www. ldoceonline.com/

6 MacMillan Dictionary Online. URL: https://www.macmillandictionary. com/dictionary

7 Longman Dictionary of Contemporary English Online. URL: https://www. ldoceonline.com/

дефиниции лексемы history присутствует компонент движения, развития. В описании понятийной составляющей макроконцепта «HISTORY» также имеет значение сема «особенности» (particular), связанности с чем-либо особым, отдельным, исключительным.

8) Помимо вышеперечисленных значений, слово history может употребляться в языке в сочетании с не менее важным для человеческого сознания концептом «LIFE»: life history - all the events that happen during the life of a living thing (person, animal or plant)1.

На основе вышесказанного заключаем, что в романе траектория описания макроконцепта HISTORY представлена в виде движения от частных, конкретно ощутимых предметов (например, бутылки эля, сваренного прадедом героя) к целому роду и нации. «Проводником» авторской трактовки выступает человек, главный герой.

Связь разномасштабных пластов истории в рассматриваемом произведении описана в работе Б. М. Проскурнина. Ученый указывает на плю-ральность исторических планов в романе: «план настоящего (Том Крик дает свой последний урок), план недавнего прошлого (события, объясняющие, почему урок оказался последним), план прошлого (детство и отрочество героя) и, наконец, план давно прошедшего времени - история предков и края - Фенов - где происходят все события романа» [Проскурнин, 2013, с. 49].

Результаты рассмотрения словарных дефиниций дают более точное и полное представление о том, какими субконцептами представлен макроконцепт HISTORY в индивидуальном человеческом сознании: жизнь, судьба, время, труд, человек, природа, окружающие предметы, развитие, движение от прошлого через настоящее в будущее, опыт. Данные субконцепты («LIFE», «FATE», «TIME», «WORK», «HUMAN», «NATURE», «MOVEMENT», «EXPERIENCE») образуют концептосферу романа.

стилистические средства вербализации макроконцепта

«history»

Мы остановимся на субконцепте «LIFE» как наиболее представленном в романе стилистическими средствами - авторскими метафорами. Считаем, что представленные в романе стилистические репрезентанты придают субконцепту LIFE индивидуально-авторское содержание.

1 Longman Dictionary of Contemporary English Online. URL: https://www. ldoceonline.com/

По мысли Н. Н. Болдырева, личный языковой опыт, различные характеристики предметов и событий и приписываемая им индивидуальная оценка выражаются в виде авторских метафор, образных сравнений [Болдырев, 2020, с. 33]. Согласно концепции распознавания индивидуально-авторской метафоры, разработанной Е. Б. Рябых, метафора порождается из личностно-физиологического, исторического, ситуативного контекста и социокультурного контекста автора [Рябых, 2021, с. 90]. Для интерпретации авторских метафор требуется восприятие полного контекста романа и понимание социально-исторического фона.

Жизненный путь каждого из героев романа нелегок. Изначально он обусловлен тем, что в их судьбе непременно заложена необходимость борьбы с водной стихией за территорию, борьбы с заболачиванием земель. Семейство Криков в романе олицетворяет поколение «творцов» истории в болотном крае Фенов. Именно они приложили большие усилия для формирования ландшафта этой территории. Поселяясь у рек, предки были вынуждены сначала превращать болотистую почву в пригодный для проживания край, где можно жить, растить детей, таким образом, буквально создавая жизнь целого рода из воды:

- Whereas the Cricks emerged from water, the Atkinsons emerged from beer.

- The problem of the Fens has always been the problem of drainage.

- You do not reclaim a land without difficulty and without ceaseless effort and vigilance. The Fens are still being reclaimed even to this day. Strictly speaking, they are never reclaimed, only being reclaimed.

Предки Криков осваивают и застраивают болотный край, он расширяется, привлекая к этим территориям все новых людей, которые будут здесь в будущем осушать болота и строить заводы. Следовательно, в субконцепте «LIFE» присутствует значение преодоления, усилия, труда, что выявляется путем метафорического моделирования.

Наиболее представленная и крупная метафора - «LIFE IS TOIL».

- Cricks who out of their watery toils could always dredge up a tale or two...

- their efforts, little by little, were changing the map

- despite emptiness, monotony, this Fenland, this palpable earth raised out of the flood by centuries of toil, is a magical, a miraculous land

Лексемы effort, vigilance, toil из понятийной сферы «человеческая деятельность» формирует понятийный уровень субконцепта «LIFE». Данная метафорическая модель используется в тексте романа также в модифицированном виде, образуя два деривата:

LIFE IS A BATTLE.

- it [rain] transforms the lands around the Ouse and Leem into an aqueous battlefield...

LIFE IS VICTORY.

- to where the peaty soil, such as has been won from water.

Оба контекста направлены на образную реализацию представления о том, что «завоевать» территорию можно только в результате борьбы, битвы с природными явлениями. Все модификации общей метафоры актуализируют модель «LIFE IS A HARD THING», из нее выводится суждение о том, что исторический процесс требует больших усилий, история строится и протекает через преодоления всевозможных препятствий, и в своей жизни человек сталкивается с множеством сложностей.

Еще одним ответвлением модели «LIFE IS TOIL» является ее смысловое продолжение - «LIFE IS PUMPING». Под трудом могут подразумеваться разные действия, и авторское видение уподобляет жизнь с физическим действием откачивания воды:

- Dad is trying to pump up away not just this added curse, but all the ill luck of his life.

Данная реализация смысловой составляющей макроконцепта «HISTORY» и субконцепта «LIFE» возможна только в конкретно взятом романе. Данная метафорическая модель демонстрирует область пересечения общекультурного концепта «HISTORY» и индивидуально-авторского наполнения макроконцепта HISTORY в романе «Waterland». Среди стилистических средств, представляющих развертывание модели «LIFE IS PUMPING», в тексте используются олицетворения и звукоподражание:

- the pumps were tump-tumping, as they do, incessantly, so that you scarcely notice them, all over the Fens.

- When I was a boy a pump still worked on Scott's Drain. adding its pulse-beat to that of many others.

Компоненты pulse-beat, incessantly задействованы для уподобления насосов человеку, который не устает, а их работа сравнивается с ударами человеческого сердца. Авторская «настройка» в интерпретации субконцепта «LIFE» может быть сформулирована в виде следующей идеи: размеренный ход жизни героев сопровождается мерным постукиванием насосов, будто сообщая им о том, что все идет своим чередом, как надо, символизируя спокойствие, стабильность, благополучие. Парадоксальность борьбы за жизнь на этой территории заключается в том, что процесс осушения, выкачивания воды из земли постоянен, как сама жизнь, не прекращается ни на минуту. Стоит упомянуть, что данная мысль получает закрепление в модифицированной модели «HUMAN IS A PUMP», которая участвует в вербализации субконцепта «HUMAN» в романе:

- For there is such a thing as human drainage too, such a thing as human pumping.

Смысловые компоненты со значением физического действия выкачивания воды используются не только применительно к земле, почве, но и к человеческому телу (телу утонувшего мальчика): futile pumping at Freddie's body,

Анализ выявленных моделей позволяет заключить, что осмысление писателем макроконцепта «HISTORY» и его субконцептов эксплицируется через метафорические процессы выкачивания воды, откачивания, осушения. На этапе наращивания данных авторских «надстроек» в структуре субконцепта «LIFE» концептосфера романа приобретает индивидуально-авторское содержание. История, по Грэму Свифту, есть последовательность не событий, но действий, образующих жизнедеятельность человека с целью сохранения его жизни и необходимости продолжать род. Согласно авторской логике Свифта, история есть временная последовательность, отражаемая в результатах человеческих действий, накапливаемая и передаваемая из прошлого в будущее, закрепляемая жизнью каждого отдельного индивидуума, который своими преобразованиями формирует часть истории национальной.

заключение

В исследовании приведено описание макроконцепта «HISTORY» через построение его понятийной составляющей на базе словарных дефиниций лексемы-имени макроконцепта в англоязычных словарях. Перечисление смысловых характеристик

концепта позволяет представить концепт в его универсальном употреблении и функционировании. Соотношение словарных значений лексемы history с текстовыми репрезентациями макроконцепта в романе «Waterland» позволяет судить об индивидуально-авторской интерпретации концепта. Авторское содержание макроконцепта отражает его содержательные компоненты, полученные в результате индивидуальной обработки сознанием универсального концепта HISTORY

Описание образной составляющей макроконцепта осуществляется через конструирование его

субконцепта «LIFE» методом метафорического моделирования. Вычлененные модели «LIFE IS TOIL / A BATTLE / VICTORY / PUMPING» объединены общей макромоделью «LIFE IS A HARD THING», соответственно, «HUMAN HISTORY IS A HARD THING».

Также выделяется метафора HUMAN IS A PUMP, которая может быть использована при моделировании субконцепта HUMAN внутри концептос-феры романа. Выявление языковых и когнитивно-стилистических средств репрезентации других субконцептов романа представляет перспективу исследования.

список источников

1. Болдырев Н. Н. Доминантный принцип организации языка и языкового сознания // Когнитивные доминанты языкового сознания. Коллективная монография. 2020. № 4 (43). С. 21-79.

2. Сергеева Е. В. Художественный концепт «прошедшее» в зарубежной прозе И. А. Бунина // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 3. С. 72-78.

3. Васильева Т. И. Художественная концептосфера: национальное и индивидуальное // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-1(48). С. 37-39.

4. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. 2-е изд., доп. М.: Эдитус, 2013.

5. Hewitt K. Waterland by Graham Swift: a commentary with annotations. Perm: Perm State University, 2006.

6. Землякова К. В. Персонификация как средство когнитивной репрезентации концепта ИСТОРИЯ в романе Грэма Свифта "Waterland" // Когнитивные исследования языка. 2022. № 2 (49). С. 235-240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Проскурнин Б. М. О некоторых тенденциях развития современной английской литературы (судьбы романа в Англии 1980-2000-х гг.) // Мировая литература в контексте культуры (Научный журнал). 2013. Вып. 2 (8) С. 38-51.

8. Стринюк С. А. Субъективная проза Грэма Свифта: проблема характера и концепция личности в романе «Водо-земье» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 4 (24). С. 185-191.

9. Стринюк С. А. Концепции исторического развития в романе Г. Свифта «Водоземье» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 2. С. 65-70.

10. Тарасова А. М. Реализация концепта «история» в произведениях современных англоязычных авторов // Перевод и сопоставительная лингвистика. 2016. № 12. С. 75-78.

11. Трынкова О. В. Концепт «history» в составе метафорических моделей в англоязычном постмодернистском романе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 255-259.

12. Авраменко И. А. Ивлин Во «Возвращение в Брайдсхед»: нарратив, прошлое, воспоминание // Два века английского романа: коллективная монография. Санкт-Петербург: Маматов, 2021. С. 190-205.

13. Riabykh E. B. Schöpfung, verständnisund erkennenderindividuellen Autorenmetapher im Rahmen des künstlerischen Diskurses // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. No 4. P. 90-98. DOI 10.20916/1812-3228-2021-4-90-98.

references

1. Boldyrev, N. N. (2020). Dominantnyy printsip organizatsii yazyka i yazykovogo soznaniya = The dominants-oriented principle of language and linguistic consciousness structure. Kognitivnye dominanty yazykovogo soznaniya, 4(43), 21-79. (In Russ.)

2. Sergeeva, E. V. (2022). Khudozhestvennyy kontsept «proshedshee» v zarubezhnoy proze I. A. Bunina = The artistic concept of "the past" in the foreign prose of I. A. Bunin. Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshey shkoly, 3, 72-78. (In Russ.)

3. Vasil'eva, T. I. (2015). Literary conceptual sphere: national and individual. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 6-1(48), 37-39. (In Russ.)

4. Ogneva, E. A. (2013). Kognitivnoe modelirovanie kontseptosfery khudozhestvennogo teksta = Cognitive modeling of literary concept-sphere. Moscow: Editus. (In Russ.)

5. Hewitt, K. (2006). Waterland by Graham Swift: a commentary with annotations. Perm: Perm State University.

6. Zemlyakova, K. V. (2022). Personifikatsiya kak sredstvo kognitivnoy reprezentatsii kontsepta ISTORIYA v romane Grema Svifta "Waterland" = Personification as a means of cognitive representation of the concept HISTORY in the novel "Waterland" by Graham Swift. Kognitivnye issledovaniya yazyka, 2(49), 235-240. (In Russ.)

7. Proskurnin, B. M. (2013). O nekotorykh tendentsiyakh razvitiya sovremennoy angliyskoy literatury (sud'by romana v Anglii 1980-2000-kh gg.) = On some principal tendencies of contemporary English literature development (dynamics of novel in England of the 1980s - 2000s). Mirovaya literatura v kontekste kul'tury, 8, 38-51. (In Russ.)

8. Strinyuk, S. A. (2013). Subjektivnaya proza Grema Svifta: problema kharaktera i kontseptsiya lichnosti v romane "Vodozem'e" = Subjective narrative in Graham Swift's writing: character and personality in the novel "Waterland". Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya, 4(24), 185-191. (In Russ.)

9. Strinyuk, S. A. (2016). Concepts of historic development in Graham Swift's novel "Waterland". Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika, 2, 65-70. (In Russ.)

10. Tarasova, A. M. (2016). Realizatsiya kontsepta «istoriya» v proizvedeniyakh sovremennykh angloyazychnykh avtorov = Implementation of the concept "HISTORY" in the works of modern English authors. Perevod i sopostavitel'naya lingvistika, 12, 75-78. (In Russ.)

11. Trynkova, O.V. (2008). Kontsept"history"v sostave metaforicheskikh modeleyv angloyazychnom postmodernistskom romane = The concept "history" in metaphorical models in the English postmodern novel. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2, 255-259. (In Russ.)

12. Avramenko, I. A. (2021). Evelyn Waugh "Brideshead Revisited": narrative, past, reminiscence. In Dva veka angliyskogo romana (pp. 190-205). Saint Petersburg: Mamatov. (In Russ.)

13. Riabykh, E. B. (2021). Schöpfung, verständnisund erkennenderindividuellen Autorenmetapher im Rahmen des künstlerischen Diskurse = Generation, understanding and recognition of an individual author'smetaphor within the framework of artistic discourse. Voprosy kognitivnoy lingvistiki, 4, 90-98. 10.20916/1812-3228-2021-4-90-98.

информация об авторе

Землякова Ксения Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича

information about the author Zemlyakova Ksenia Vladimirovna

PhD (Philology), Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

12.11.2022 26.11.2022 30.11.2022

The article was submitted approved after reviewing accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.