УДК 323.2 + 004.8 ББК 66.2 ГРНТИ 19.31 ВАК 5.9.9.
Б01: 10.24412/2949-2513-2023-32-93-104
Таранова Ю. В.
Санкт-Петербург, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИЙ С ПОМОЩЬЮ ИММЕРСИВНЫХ МЕДИАПРОЕКТОВ
Аннотация. В статье анализируются иммерсивные медиапроекты в российских СМИ, влияющие на формирование имиджа территорий. Выявлены и обобщены возможности иммерсивных медиапроектов в формировании имиджа территориально-государственных образований. Проведен тематический анализ иммерсивных медиапроектов с опорой на сферно-субстанциональную модель имиджа государства/региона, предложенную коллективом исследователей СПбГУ под руководством профессора Д.П. Гавры и при непосредственном участии автора данной статьи. Указанная модель, разработанная в 2010 - 2011 гг., ранее применялась для анализа формирования имиджа территорий в традиционных СМИ. Настоящее исследование подтверждает ее актуальность для анализа формирования медиаимиджа территорий посредством иммерсивных проектов.
Ключевые слова: имидж территории, иммерсивный медиапроект, медиаимидж, СМИ.
Taranova Yuliya V. St.Petersburg, Russia
FORMATION OF TERRITORY IMAGE BY MEANS OF IMMERSIVE
MEDIA PROJECTS
Abstract. The article analyzes immersive media projects in the Russian mass media that influence the formation of place image. The possibilities of immersive media projects in shaping the image of places are identified and generalized. А thematic analysis of immersive media projects was conducted with reference to the The paper describes sphere-substantional Model of State/Region Image proposed by a team of researchers from St. Petersburg State University under the leadership of Professor D.P. Gavra and with the direct participation of the author of this article. The above model, developed in 2010 - 2011, was previously used to analyze the formation of the image of places in traditional media. The present study confirms its relevance in so fare as immersive projects are concerned.
Key words: image of the place, immersive media project, media image, mass media.
Введение и проблематика исследования
Формирование имиджа при помощи медиа (медиаимиджа) является на протяжении долгих лет ведущим способом формирования опосредованного имиджа территориально-государственного образования в сознании аудитории [Таранова, 2010: 309-310; Гавра, Таранова, 2013: 47, 102; Ingenhoff, Segev, Chariatte, 2020: 94; Galtung, Ruge, 1965: 64].
При этом медиа, функционируя в новых условиях (с учетом изменений, произошедших как с каналами, так и с аудиториями), перешли от модели информирования, трансляции информации пассивной аудитории, к модели взаимодействия и вовлечения аудитории в диалог.
Вместе с тем и территориальный субъект переходит от позиции только трансляции сообщений посредством медиа к тому, чтобы стать медиа самому. Бывший журналист Financial Times и автор бестселлеров на тему медиа и их влияния на деятельность организаций Том Форемски еще в 2010 году
сформулировал тезис: «Каждая компания - это медиакомпания (Every Company Is A Media Company (EC=MC)), поскольку она публикует информацию для своих клиентов, персонала, соседей, сообществ» [Foremski Tom, 2010]. Те же тенденции, с которыми сталкиваются организации, актуальны и для территорий. Сегодня можно также сказать, что каждый регион - это медиа регион. Каждая территория транслирует информацию о себе посредством различных и многочисленных медиаканалов, вступает в коммуникацию с различными субъектами и участвует в формировании своего медиаимиджа.
Т. А. Морозова в монографии «Медийная концепция имиджа города: теоретико-методологические основы исследования» под медиаимиджем понимает «образ, создаваемый средствами массовой информации, редакциями, журналистами и другими представителями массовых коммуникаций в целях привлечения внимания к объекту имиджирования (в контексте нашего исследования к имиджированию города)» [Морозова, 2012: 61]. Д. П. Гавра под медиаимиджем понимает имидж территориально -государственного субъекта, возникший как результат восприятия информации о нем из массмедиа [Гавра, Таранова, 2013: 47].
Отметим, что вследствие изменений, который произошли в течение последующих примерно десяти лет после введения в научный оборот данных дефиниций, понятие медиаимиджа расширилось и теперь мы можем сказать, что речь идет не только об информации из традиционных средств массовой информации, но и поступающей аудитории при помощи новых медиаканалов - социальных сетей, мессенджеров, блогов и пр.
И речь здесь идет не только о появлении новых акторов медиапространства, транслирующих информацию посредством указанных каналов, но и о расширении возможностей для непосредственно самих традиционных СМИ и адаптации их под изменившуюся реальность.
Появление иммерсивных медиапроектов - часть этого процесса.
Теоретический обзор
Одна из основных возможностей, которую иммерсивные медиапроекты привнесли в формирование имиджа субъектов, в том числе территориальных, - это создание иллюзии получения непосредственного, живого, личного опыта, но с применением технического медиапосредника.
Объединив обе возможности формирования имиджа - посредством немедиатизированной и медиатизированной коммуникации [Евстафьев, 2023: 24] - в одну, с перспективой взять достоинства и нивелировать недостатки каждой.
Вид журналистики, основанный на использовании иммерсивных технологий, получил название иммерсивной или журналистики погружения. Под иммерсивной журналистикой подразумевают «журналистскую деятельность с использованием инструментов виртуальной реальности, для создания сложных гибридных медиапродуктов мультимедийного формата, синтезирующих текстовые, визуальные и звуковые средства, для достижения интенсивного погружения/проживания актуальных тем, проблем аудиторией» [Гаврилова, Яковлева, 2023: 319].
«Ее [иммерсивной журналистики] преимущество заключается в способности... создавать интерактивное поле, вовлекающее зрителя в мультимедийную или трансмедийную среду экранного повествования» [Гаврилова, Яковлева, 2023: 318; Новикова, Кирия, 2018: 276-288].
В настоящей статье мы рассмотрели иммерсивные медиапроекты РИА Новости - первого СМИ в России, наладившего системную работу в иммерсивных форматах.
Методы исследования
Впервые проведен тематический анализ иммерсивных медиапроектов с опорой на сферно-субстанциональную модель имиджа государства/региона, предложенную коллективом исследователей СПбГУ под руководством Д.П. Гавры и при непосредственном участии автора данной статьи. Указанная модель, разработанная в 2010-2011 гг. [Гавра, Савицкая, Шишкин, 2011; Гавра, Таранова, 2013: 88-97], ранее применялась для анализа формирования
имиджа территорий в традиционных СМИ. Настоящее исследование подтверждает ее актуальность для анализа формирования медиаимиджа территорий также посредством иммерсивных медиапроектов.
Описание проведенного исследования и полученные результаты
Первым СМИ в России, наладившим системную работу в иммерсивных форматах, стало РИА Новости. «AR- и VR-форматы помогают вовлечь аудиторию в активное взаимодействие с контентом, дать пользователю не только информацию, но и опыт взаимодействия с фактами и событиями, а также создать эмоциональную связь, максимально погружая его в историю», обозначено на сайте РИА Новости (https : //ria.ru/20230113/riavr-1841965276.html).
Помимо указанных форматов (AR и VR), выделяют также технологии 360 градусов, которые в территориальном имиджмейкинге обычно используются для проведения BD-туров. Пользователю создается возможность визуально погрузиться в транслируемую среду, предоставляется круговой обзор локации.
Опыт иммерсивной журналистики в Российских СМИ был проанализирован А.А. Гавриловой и М.Г. Яковлевой и опубликован в журнале Modern Studies of Social Issues 2023, Volume 15, Number 2 • http ://soc-j ournal. ru. Исследователи проанализировали методом контент-анализа 216 иммерсивных материалов телеканала Russia Today и 26 иммерсивных материалов РИА Новости. Ими были выявлены численность, хронометраж, жанрово-тематическая специфика иммерсивных материалов и их популярность среди аудитории [Гаврилова, Яковлева, 2023: 313-341].
В своем исследовании мы, частично опираясь на данные, опубликованные в статье А. А. Гавриловой и М. Г. Яковлевой, сконцентрируемся только на тех иммерсивных материалах РИА Новости, которые оказывают влияние на формирование имиджа территорий. Выявим численность таких материалов, обозначим сопутствующие технологии, способствующие формированию имиджа территорий (сторителлинг,
геймификация и др.), выявим возможности иммерсивных материалов СМИ в контексте территориального имиджмейкинга, обозначим тематический спектр таких материалов с опорой на сферное измерение сферно-субстанциональной модели имиджа государства Д. П. Гавры (политическая, экономическая, социальная, культурная, спортивная сферы, имиджевые константы -историко-архетипический и природно-географический компоненты) [Гавра, Таранова, 2013: 93-95].
На сайте РИА Новости (https://ria.ru/20230113/riavr-1841965276.html) в разделе «Иммерсивные проекты» представлены: 1) VR-проекты (12):
Гордость Улыпа. VR-легенды Чувашии
Ворота Куликова поля. Битва за Епифань
Игра ремесел. VR-погружение в мир народных промыслов
Крузенштерн. Кругосветка Надежды
Тайны Куликова поля
Нюрнберг: VRдикт народов
Неизвестный знаменосец
Чудо на кукурузном поле. VR-расследование
Лунная станция 2038 года. Прогноз-реконструкция
Валерка встречает Гагарина
Музей исчезнувших картин
Слепые в большом городе. VR-история. Реконструкция Указанные проекты в основном опираются сразу на обе имиджевые константы. Активно применяют технологии сторителлинга и элементы игры как способа вовлечения пользователя в реальность. В основном тематически увязаны с культурной (наибольшее число роликов), а также политической и социальной сферами. Особое внимание уделено теме космоса (VR-история «Валерка встречает Гагарина» и «Лунная станция 2038 года. Прогноз-реконструкция»). Проекты обращены как к теме прошлого (VR-реконструкция «Ворота Куликова поля. Битва за Епифань», «Крузенштерн. Кругосветка
Надежды», «Тайны Куликова поля», «Валерка встречает Гагарина»), так и к теме будущего («Лунная станция 2038 года. Прогноз-реконструкция»). Ряд роликов направлен на объединение прошлого с настоящим и будущим (Проект «Игра ремесел. VR-погружение в мир народных промыслов» «позволяет узнать историю промыслов и декоративного искусства, а также создать свои варианты применения традиционных узоров в современных интерьерах и предметах») (https://ria.ru/20230113/riavr-1841965276.html).
Можно сделать вывод, что прямо или косвенно практически все указанные проекты оказывают влияние на имидж территорий и в большинстве присутствует опора на ядро сферной модели имиджа государства Д.П. Гавры - имиджевые константы [Гавра, Таранова, 2013: 94-95]. 2) AR-проекты (7):
AR-игра «Охотники за мусорными монстрами» Солнечное затмение и исчезновение Луны. AR-реконструкция AR-игра «Спутник-мусорщик: как, зачем и от чего будут очищать орбиту»
Как это устроено: атомный ледокол «Арктика». AR-реконструкция AR-игра «Как на пожар! История и эволюция средств и способов борьбы с огнем»
AR-история «Путешествие к центру черной дыры» AR-реконструкция «Внутри стихии. Как устроены лесные пожары» В AR-проектах также активно применяют технологии сторителлинга и элементы игры как способа вовлечения пользователя в реальность, взаимодействия с ним. Такие проекты часто несут дополнительную образовательную функцию, обогащают знания пользователя и просвещают его. Среди проектов также пользуется популярностью тема космоса (3 проекта из 7), затрагиваются темы экономики и экологии («Охотники за мусорными монстрами»).
В этих проектах связь с имиджем территории, скорее, косвенная, но тем не менее, очевидная. Например, в AR-игре «Спутник-мусорщик: как, зачем и
от чего будут очищать орбиту» «перед пользователем стоит миссия: очистить орбиту Земли, взяв под управление три прототипных спутника-мусоросборщика из разных стран мира». Спутник какой страны окажется более эффективным?
В проекте «Как это устроено: атомный ледокол "Арктика"» можно увидеть вблизи новейший российский атомный ледокол, «узнать, как он разбивает трехметровый лед и не ломается, сколько времени корабль может провести без дозаправки, как мощны его двигатели» и другие факты. (https://ria.ru/20230113/riavr-1841965276.html).
В AR-реконструкции «Внутри стихии. Как устроены лесные пожары» показана сибирская тайга и рассказано об угрозе, которую несут для нее лесные пожары. Транслируется ценность и значимость сохранения природных богатств страны.
3) Проекты формата видео 360°. На сайте РИА Новости представлено 2 проекта в сотрудничестве с Большим Московским цирком. Проекты очень интересные, но здесь на них подробно останавливаться не будем, так как связь с формированием имиджа территории только косвенная.
Приведем в качестве иллюстрации описание иммерсивного VR-проекта РИА Новости, напрямую связанного с формированием имиджа территории, включающего также элементы сторителлинга и геймификации и опирающегося сразу на обе имиджевые константы - историко-архетипическую и природно-географическую - «Гордость Улыпа. VR-легенды Чувашии». Проект был создан для выставки-форума «Россия». Благодаря иммерсивным технологиям, «пользователь отправляется в небольшое путешествие, в котором, дополняя друг друга, смешиваются традиционные и новые образы, почерпнутые из художественных произведений, легенд, сказок и реальной истории чувашского народа» (https://ria.ru/20231201/chuvashiya-1913005054.html). Проект объединяет традиционные ценности и новейшие технологии, в его основе - опора на историю, мифологию, архетипы, заложенные в литературных памятниках и
фольклоре. Такой проект способен ярко и занимательно раскрыть пользователю культуру и образ Чувашии. То, что проект был представлен в рамках выставки-форума «Россия», позволило ему стать доступным огромной заинтересованной аудитории выставки из разных регионов страны.
В дальнейшем проведенное исследование можно расширить за счет более явного обозначения компонентов субстанциональной структуры: ценности, институты, акторы, инфраструктура, продукты. А также за счет указания тональности и интенсивности оценки [Гавра, Савицкая, Шишкин, 2011: 193].
Выводы
Иммерсивные технологии - VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность) - позволяют пользователям взаимодействовать со средой, а также переживать различные сценарии такого взаимодействия, что может не только создать иллюзию реального опыта, но и расширить его. При помощи иммерсивных технологий турист может «путешествовать» как в пространстве (посетить удаленные, подчас недосягаемые, локации), так и во времени (увидеть прошлое, настоящее и возможное прогнозируемое будущее одной и той же дестинации).
Также иммерсивные технологии позволяют геймифицировать процесс взаимодействия пользователя с местом [Таранова, 2024: 189]. Согласно недавнему исследованию K. Dag, S. Çavuçoglu и Y. Durmaz, иммерсивный опыт положительно влияет на удовлетворенность местом, вовлеченность пользователей и воспринимаемую аутентичность [Dag, Çavuçoglu, Durmaz, 2024: 1331-1346]. А иммерсивные медиапроекты способны стать мостиком между демонстрируемой локацией и пользователем, вовлеченным в коммуникацию.
Библиография
Гавра Д. П., Савицкая А. С., Шишкин Д. П. Внешний имидж государства в медиапространстве // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2011. №3. C. 187 - 196. Дата обращения: 23.09.2024. URL: https://cyberlenmka.m/article/n/vneshniy-imidzh-gosudarstva-v-mediaprostranstve
Гавра Д. П., Таранова Ю. В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013.
Гаврилова А. А., Яковлева М. Г. Опыт иммерсивной журналистики в российских СМИ // Современные исследования социальных проблем. 2023. Т. 15, No 2. С. 313 - 341. Дата обращения: 23.09.2024. URL: https://soc-joumal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/362
Морозова Т. А. Медийная концепция имиджа города: теоретико-методологические основы исследования: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012.
Новикова А. А., Кирия И. В. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 2. С. 276 - 288. Дата обращения: 23.09.2024. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/estetika-immersivnosti-osobennosti-tvorcheskoy-deyatelnosti-zhurnalista-v-multimediynyh-i-transmediynyh-proektah/viewer
Стратегические коммуникации. Теория и практика / под ред. В. А. Евстафьева, Т. Э. Гринберг. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2023. С. 11 - 47.
Таранова Ю. В. Традиционные и новые медиа в региональном имиджмейкинге в информационном сетевом обществе // Известия Алтайского государственного университета, выпуск №4/1 Политология. 2010. С. 309 - 312.
Таранова Ю. В. Иммерсивные технологии в формировании имиджа территорий // Медиа в современном мире. 63-и Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (18-20 апреля 2024 г.) / отв. ред. А. А. Малышев. В 2 т. Т. 2. СПб.: Медиапапир, 2024. Дата обращения: 23.09.2024. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1713856382_9275.pdf
Dag K., £avu§oglu S. and Durmaz Y. (2024) The effect of immersive experience, user engagement and perceived authenticity on place satisfaction in the context of augmented reality, Library Hi Tech, Vol. 42 No. 4: 1331 - 1346.
Foremski T. Welcome - When Every Company Is A Media Company... Date of access: 06.09.2024. URL: https://www.everycompanyisamediacompany.com/every-company-is-a-media-/2010/03/welcome-when-every-company-is-a-media-company.html#more
Galtung J. & Ruge M. (1965) The Structure of Foreign News. Journal of Peace Research. 2: 64-90. Date of access: 23.09.2024. URL:
https://www.researchgate.net/publication/238431199_The_Structure_of_Foreign_News
Ingenhoff D., Segev E., Chariatte J. (2020) The Construction of Country Images and Stereotypes: From Public Views to Google Searches // International Journal of Communication. 14(2020): 92-113.
References
Dag K., Çavuçoglu S. and Durmaz Y. (2024) The effect of immersive experience, user engagement and perceived authenticity on place satisfaction in the context of augmented reality. Library Hi Tech, Vol. 42 No. 4: 1331 - 1346.
Evstafyev V. A. (2023) Teoriya strategicheskikh kommunikatsiy [Theory of strategic communications]. In: Strategicheskiye kommunikatsii. Teoriya i praktika [Strategic communications. Theory and practice] / Ed. V. A. Evstafyev, T. E. Grinberg. M.: Izdatel'stvo «Aspekt Press», pp. 11 - 47.
Foremski T. Welcome - When Every Company Is A Media Company... Date of access: 06.09.2024. URL : https://www.everycompanyisamediacompany.com/every-company-is-a-media-/2010/03/welcome-when-every-company-is-a-media-company.html#more
Galtung J. & Ruge M. (1965) The Structure of Foreign News. Journal of Peace Research. 2: 64-90. Date of access: 23.09.2024. URL:
https://www.researchgate.net/publication/238431199_The_Structure_of_Foreign_News
Gavra D. P., Savitskaya A. S., Shishkin D. P. (2011) Vneshniy imidzh gosudarstva v mediaprostranstve [External image of the state in the media space] // Vestnik SPbGU. Yazyk i literatura. №3: 187-196. Date of access: 23.09.2024. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshniy-imidzh-gosudarstva-v-mediaprostranstve
Gavra D. P., Taranova Yu. V. (2013) Imidzh territorial'nykh sub"yektov v sovremennom informatsionnom prostranstve: ucheb. posobiye. [The image of territorial entities in the modern information space: textbook]. SPb.: SPbU, School of Journalism and Mass Communications.
Gavrilova A. A., Yakovleva M. G. (2023) Opyt immersivnoî zhurnalistiki v rossiîskikh SMI [Experience of immersive journalism in Russian media] // Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem. T. 15, No 2: 313 - 341. Date of access: 23.09.2024. URL: https://soc-journal.ru/jour/index .php/mssi/arti cle/view/362
Ingenhoff D., Segev E., Chariatte J. (2020) The Construction of Country Images and Stereotypes: From Public Views to Google Searches // International Journal of Communication. 14(2020): 92-113.
Morozova T. A. (2012) Mediynaya kontseptsiya imidzha goroda: teoretiko-metodologicheskiye osnovy issledovaniya: monografiya [Media concept of the city's image: theoretical and methodological foundations of the study: monograph]. Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t.
Novikova A. A., Kiriya I. V. (2018) Estetika immersivnosti: osobennosti tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista v mul'timediynykh i transmediynykh proyektakh [Aesthetics of immersiveness: features of the creative activity of a journalist in multimedia and transmedia projects] // VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyki literatura. T. 15. Vyp. 2: 276-288. Date of access: 23.09.2024. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-immersivnosti-osobennosti-tvorcheskoy-deyatelnosti-zhurnalista-v-multimediynyh-i-transmediynyh-proektah/viewer
Taranova Yu. V. (2010) Traditsionnyye i novyye media v regional'nom imidzhmeykinge v informatsionnom setevom obshchestve [Traditional and new media in regional image making in the information network society] // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta, vypusk №4/1 Politologiya, pp. 309-312.
Taranova Yu.V. (2024) Immersivnyye tekhnologii v formirovanii imidzha territoriy [Immersive technologies in shaping the image of territories] // Media v sovremennom mire. 63-i Peterburgskiye chteniya: sb. mater. Mezhdunar. nauchn. foruma (18-20 aprelya 2024) / ed. A. A. Malyshev. V 2 t. T. 2. SPb.: Mediapapir. Date of access: 23.09.2024. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1713856382_9275.pdf
Сведения об авторе
Таранова Юлия Владимировна - кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественнстью в бизнесе Санкт-Петербургского государственного университета, e-mail: j.taranova@spbu.ru
Taranova Yuliya V. - PhD (Political Science), Saint-Petersburg State University, e-mail: j.taranova@spbu.ru