ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ О.О. Шендрикова, канд. экон. наук, доцент
e-mail: [email protected] С.П. Хрусталева, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В статье рассматриваются современные экономические условия, основные тенденции развития экономики России по состоянию на 2018 год. Освещается актуальность вопросов обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции, рассматривается особенность обеспечения конкурентоспособности продукции промышленного назначения, раскрываются факторы ее обеспечения. Рассматриваются тенденции изменения объемов промышленного производства в России на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Конкретизируется понятие категории «имидж организации», перечисляются его виды. Представляется обобщенная структура имиджа промышленного предприятия, входные и выходные информационные потоки при ее формировании, основные составляющие имиджа промышленного предприятия. Обуславливается необходимость формирования сильного имиджа в современных условиях хозяйствования. Рассматриваются условия формирования сильного имиджа, факторы, оказывающие влияние на его формирование, а также возможности промышленного предприятия при наличии сильного имиджа и последствия ослабления имиджа организации. Перечисляются составляющие экономического эффекта при наличии сильного имиджа промышленного предприятия
Ключевые слова: промышленное предприятие, продукция, конкурентоспособность, имидж предприятия
THE FORMATION OF THE IMAGE OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
IN MODERN CONDITIONS O.O. Shendrikova, Candidate of Economic Science, Assistant Professor
e-mail: [email protected] S.P. Khrustaleva, Candidate of Economic Science, Assistant Professor
e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University
The article discusses the current economic conditions, the main trends in the development of the Russian economy as of 2018. The article highlights the relevance of the issues of ensuring the competitiveness of industrial products, considers the feature of ensuring the competitiveness of industrial products, reveals the factors of its provision. The article deals with the trends in the volume of industrial production in Russia on the basis of data from the Federal state statistics service. A concrete notion of the category "corporate image" will be listed. The generalized structure of the image of the industrial enterprise, input and output information flows in its formation, the main components of the image of the industrial enterprise. The necessity offormation of strong image in modern conditions of managing is caused. The conditions of formation of a strong image, the factors influencing its formation, as well as the possibility of an industrial enterprise in the presence of a strong image and the consequences of weakening the image of the organization are considered. The components of the economic effect in the presence of a strong image of an industrial enterprise are listed
Key words: industrial enterprise, production, competitiveness, image of the enterprise
Современные экономические условия по со- обусловлено рядом факторов, среди которых отстоянию на 2018 год характеризуются восстанов- мечают [1,2,3]:
лением отечественной экономики после кризиса - отсутствие необходимых государственных
2014 года, улучшением макроэкономических по- реформ;
казателей, сохранением положительных тенден- - зависимость российской экономики от
ций, намеченных за прошедшие 2016-2017 гг. [1]. нефтяных котировок;
Однако на сегодняшний день имеет место отста- - действующие санкции стран Европы и ЕЭС,
вание темпов роста российской экономики от ев- ограничивающие доступ к зарубежным финансо-ропейских стран, которое, по мнению экспертов, вым рынкам;
__- отток капитала, обуславливающий отрицательную динамику отечественной экономики в © Шендрикова О.О., Хрусталева С.П., 2018 среднесрочной перспективе. 10 ЭКОНОМИНФО. 2018. Т.15. № 3
В условиях влияния вышеперечисленных факторов важным остается вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий, выпускающих продукцию промышленного назначения. По данным органов Федеральной службы государственной статистики на начало 2018 года наблюдался небольшой рост объемов продукции промышленного назначения, о чем свидетельствует линия тренда на рисунке [1]. Однако в целом, интенсификация конкуренции на отечественных и зарубежных рынках приводит к ситуации, когда такие факторы, как снижение цен и повышение качества изготавливаемой продукции не являются достаточным гарантом успеха промышленных предприятий.
Особенность обеспечения конкурентоспособности продукции промышленного назначения заключается в необходимости обеспечения эффективной работы всех производственно-технологических подразделений предприятия, качества используемых в процессе производства полуфабрикатов, компонентов, деталей, сборочных единиц, цен исходного сырья и материалов, высокого качества сборки готовой продукции,
обеспечении работы огромного количества вспомогательных подразделений.
По этой причине на сегодняшний день все промышленные предприятия осознают важность информированности окружения о выпускаемой продукции, виде совей деятельности и роли в обществе [4]. В сложившихся условиях важнейшим стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности и развития промышленного предприятия становится его положительный имидж. Именно формирование имиджа предприятия дает возможность повышения его стоимости, характеризует отношения с партнерами и конкурентами, государственными и муниципальными органами управления, повышает привлекательность организации как работодателя, способствует стабилизации и укреплению рыночных позиций за счет привлечения и удержания потребителей, повышению инвестиционной привлекательности предприятия, развитию инновационности и технологичности производства и продукции, обеспечению роста устойчивости финансового состояния, развитию корпоративной культуры.
Индексы промышленного производства в % к среднемесячному значению2015г.
па ■ 116 ■ 114 ■
110 ■ 108 -
104 -102 ■
100 J 9$ 96 -94 -92 ■ 90 ■
п
йй ... Г П Ш IV V VI vn та IX X ЗЛ ХП Г П Ш IV V VI vn vn IX X XI ХП I 2016г. 2017г. 2018г. по общему объему с. исключением сезонного и календарного факторов - тренд
Тенденции изменения объемов промышленного производства в России
Принимая во внимание исследования, про- деловой сфере, авторитет в конкретной отрасли водимые учеными в области изучения сущности промышленности. Таким образом, имидж пред-категории «имидж организации», с точки зрения приятия зависит от ряда факторов, наиболее авторов статьи под имиджем промышленного важными среди которых являются результаты предприятия следует понимать его репутацию в деятельности организации, связанные с надеж-
ностью его продукции, соотношением в его деятельности понятия «цена-качество», государственной поддержкой отдельно взятого промышленного предприятия, гарантиями постпродажного обслуживания.
Для формирования положительного имиджа промышленного предприятия его специалисты должны принимать во внимание наличие видов имиджа, а именно: реальный, желаемый, благоприятный, традиционный, идеализированный, позитивный и новый (обновленный) [5], понимать особенности каждого из них.
Наиболее существенными факторами в вопросах формирования имиджа предприятия являются [5,6]:
- точность оформления деловой документации;
- внешний вид предприятия;
- оформление и стиль печатной продукции, характеризующей деятельности предприятия;
- уровень организации деловых контактов;
- соблюдение телефонного этикета;
- соблюдение делового этикета;
- общая результативность системы управления;
- технологический потенциал предприятия;
- кадровая политика в области развития предприятия.
Обобщенная структура имиджа промышленного предприятия должна включать в себя отображение вышеперечисленных факторов и их взаимосвязей в пространстве рассматриваемой организации. Таким образом, имидж промышленного предприятия будет представлять собой «черный ящик», на «входе» которого будут находиться реальные качества изготавливаемой продукции и реальные качества, соответствующие промышленному предприятию [6]. При этом, под реальными качествами имиджа конкретного объекта (промышленного предприятия) будет пониматься набор существенных свойств, присущих объекту по мнению потребителей, партнеров, конкурентов, органов государственной и муниципальной власти.
С точки зрения информационных потоков, входной информацией при формировании имиджа предприятия будут являться каналы средств массовой информации, мнение потребителей, отношение государственных контрагентов (в случае крупных промышленных предприятий,
выпускающих продукцию особого назначения). На «выходе» будет находиться коллективное и индивидуальное осознание потребителями результатов деятельности предприятия, оценка качества и полезности выпускаемой им продукции.
Необходимо отметить, что целенаправленно создаваемый имидж промышленного предприятия является совокупностью ряда составляющих, выстраиваемых в рейтинговом ряду в соответствии со спецификой его деятельности. При этом в число основных составляющих имиджа промышленного предприятия входит известность в отрасли, репутация, инновационный потенциал, современность применяемых технологических решений, быстрота реагирования на изменения рыночного контингента, соответствие производимой продукции современным требованиям и предпочтениям, уровень рекламной политики, характер связей с иностранными контрагентами и потребителями, конкурентный статус. Для оценки каждого из элементов, составляющих имидж промышленного предприятия, применяется ряд критериев и специфических показателей.
Условно, вышеперечисленные показатели имиджа подразделяются на две крупные группы: сопутствующие, характеризуемые субъективными предпочтениями потребителей, и основные, связанные с непосредственной производственной деятельностью промышленного предприятия.
Создание имиджа промышленного предприятия, как и усиление имиджа уже известных крупных промышленных компаний, дает существенные стратегические преимущества. В свою очередь, создание и поддержание сильного имиджа подразумевает существенные расходы финансовых средств, временных резервов, что ставит в противоречие расходование нераспределенной прибыли на поддержание соответствующего имиджа и вложения в перспективные долгосрочные инвестиционные проекты. Однако следует отметить, что ослабление имиджа на рынке, в соответствии с негативным опытом ряда компаний, влечет за собой гораздо более серьезные последствия помимо упущенной коммерческой выгоды [6].
Расходование средств на создание и поддержание сильного имиджа промышленного предприятия позволяет существенно увеличить
экономический эффект, в качестве составляющих которого выступает:
- лояльность потребителей продукции;
- готовность потребителей платить высокую цену в силу высоких технико-технологических характеристик продукции;
- создание положительного отношения к предприятию и марке выпускаемой им продукции со стороны потребителей и партнеров;
- рост доли рынка продукции промышленного предприятия;
- рост нормы возврата инвестиций;
- увеличение уровня «защитных» барьеров предприятия [6];
Таким образом, современный насыщенный рынок с высоким уровнем конкуренции требует от отечественных промышленных предприятий, продукция которых является достаточно специфичной, наличия сильного имиджа для участия в конкурентной борьбе с иностранными аналогами. В сложившихся современных условиях позитивный имидж предприятия является одной из наиболее важных предпосылок его успешной деятельности и развития, обеспечивает конкурентные преимущества. Положительное восприятие соответствующих целевых групп напрямую зависит от высокой деловой репутации, формируемой под воздействием имиджа предприятия, что обуславливает значимость имиджа в современных условиях, целесообразность расходования финансовых, кадровых и организационных ресурсов на его формирование и поддержание.
Литература
1. Социально-экономическое положение России 2018 / Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс] -режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_ 2018/social/osn-01-2018.pdf
2. Экономическая ситуация в России в 2018 году/ Экономика 2018 // [Электронный ресурс]-режим доступа: http://2018god.net/ekonomich eskaya-situaciya-v-rossii-v-2018-godu/
3. Анализ экономической ситуации в России в 2018 году/Russinfo.net// [Электронный ресурс]-режим доступа: https://russinfo.net/prognoz-na-god/ekonomi cheskij-prognoz/analiz-ekonomiches koj -situacii-v-rossii-v-2018-godu.html
4. Чубукова Л.В. Стратегическое управление имиджем промышленного предприятия в условиях конкуренции / Л.В. Чубукова / автореф. диссертации канд. экон наук. Специальность: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством. - Ижевск. - 2013. - 23с.
5. Иванова И.А. Имидж промышленного предприятия: специфика, механизм формирования и оценка состояния/ И.А. Иванова, Р.Р. Гор-чакова//Экономический анализ: теория и практика - №11 (410). - 2015. - С.40-48
6. Тимошенко О.В. Теоретические основы формирования имиджа промышленного предприятия / О.В. Тимошенко // [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.marka-volga.ru/resursy/112-teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-imidzha-promyshlennogo-predpriyatiya.html