Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухаревская Е.Ю.

В современных условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования качество обучения все больше зависит от профессиональных компетенций педагога. В статье раскрываются направления формирования и развития ИКТ-компетентности учителя начальной школы с позиции практико-ориентированного подхода в контексте профессионального стандарта «Педагог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухаревская Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

In modern conditions of implementation of federal state educational standard of primary education the quality of education increasingly depends on the professional competence of the teacher. The article reveals the directions of formation and development of ICT-competence of primary school teachers from a practice-oriented approach in the context of the professional standard «Teacher».

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Е. Ю. СУХАРЕВСКАЯ, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (Ростов-на-Дону) suharevskaya@yandex.ru

В современных условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования качество обучения все больше зависит от профессиональных компетенций педагога. В статье раскрываются направления формирования и развития ИКТ-компетентности учителя начальной школы с позиции практи-ко-ориентированного подхода в контексте профессионального стандарта «Педагог».

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

In modern conditions of implementation of federal state educational standard of primary education the quality of education increasingly depends on the professional competence of the teacher. The article reveals the directions of formation and development of ICT-competence of primary school teachers from a practice-oriented approach in the context of the professional standard «Teacher».

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная компетентность, развитие профессиональной компетентности, ИКТ-компетентность учителя

Key words: professionalism, professional competence, development of professional competence, ICT-competence of the teacher

На современном этапе начальное общее образование претерпевает существенные изменения, связанные с внедрением и реализацией федерального государственного стандарта начального общего образования. Но какие бы реформы в системе образования ни проходили, в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе — школьном учителе. Именно педагог для успешного введения в практику различных инноваций должен обладать не только необходимым уровнем профессионализма, но и высоким уровнем профессиональных компетентностей.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять опре-

деленную деятельность с заданными показателями качества, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Однако владение стандартом деятельности — еще не показатель профессионального мастерства, а скорее необходимый минимум, с которого начинается становление профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки (практики) и долгого опыта работы, но может его и не приобрести, а лишь «числиться» профессионалом.

Таким образом, необходимой составляющей профессионализма человека является и профессиональная компетентность (далее — профкомпетентность). Напомним, что «компетенция» (competentia)

в переводе с латинского означает круг вопросов, функций, правомочий, в которых человек осведомлен, обладает познаниями и опытом. «Компетенция — это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, а компетентность — мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека» [1].

Следовательно, под профессиональной компетентностью понимается совокупность как профессиональных, так и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Активно развивающиеся процессы модернизации российского образования предъявляют все более высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, уровню их теоретических знаний и практических умений.

Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде [10]. «Вопрос о профессиональном развитии педагога, формировании инновационного типа его профессионального поведения, — это вопрос не только и не столько привития специальных навыков и умений, то есть его оснащения программно-методическим и информационно-учебными ресурсами, сколько выращивания способности этими навыками распорядиться» [5].

В современных условиях развития программно-технической среды образовательного пространства профессиональная деятельность учителя все больше зависит от сформированности ИКТ-компетент-ности.

В профессиональном стандарте «Педагог» выделяется три вида ИКТ-компе-тентности учителя: общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность [4].

В контексте единой методологической основы ФГОС НОО (системно-деятель-ностный подход), рассмотрим вопросы основания ИКТ-компетентности учителя начальной школы с позиции практико-ориентированного подхода. В содержании Программы формирования универсальных учебных действий определены необходимые элементы формирования ИКТ-ком-петенции ученика начальной школы как способности решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника.

Общепользовательская ИКТ-компетент-ность учителя проявляется в процессе обучения младших школьников. Так, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и изменениями в СанПин [3] учитель начальных классов должен научить ребенка клавиатурному вводу информации; приемам и соблюдению правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ; навыкам поиска в интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ; видео-и аудиофиксации процессов в окружающем мире.

Общепедагогическая ИКТ-компетент-ность способствует более рациональной организации образовательного процесса. Сегодня педагог, используя средства ИКТ при подготовке к уроку, создает презентацию, готовит задания для обучающихся на интерактивной доске и т. п., что способствует более эффективной деятельности школьников. Умение фиксировать промежуточные и итоговые результаты учащихся в интерактивном дневнике (журнале) позволяет наладить диалог «учитель— родитель». Сегодня, когда остро стоят вопросы обучения детей с ограни-

В современных условиях развития программно-технической среды образовательного пространства профессиональная деятельность учителя все больше зависит от сформированности ИКТ-компе-тентности.

ченными возможностями здоровья (ОВЗ), учитель может консультировать дистанционно обучающихся при выполнении заданий, организовывать поддержку взаимодействия учащегося с тьютором.

Общепедагогическая ИКТ-компетент-ность проявляется в умении учителя подготовить и сделать выступление с компьютерной поддержкой; представить результаты собственной деятельности в пространстве интернета, участвовать в сетевом педагогическом сообществе.

Требования к предметно-педагогической ИКТ-компетентности зависят от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать. Для учителя начальной школы эта компетентность довольно обширна в вопросах различных предметов обучения.

Например, на уроках математики учитель обучает младших школьников получать числовые данные с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств; обрабатывать числовые данные с помощью инструментов компьютерной визуализации, строить таблицы, диаграммы [2].

На уроках по предмету «Окружающий мир» учитель может поставить и провести эксперимент в виртуальной лаборатории; научить распознавать объекты на картах и космических снимках; представлять информацию в виде родословного древа и линии времени и т. п.

На уроках русского языка и литературного чтения поддержка учителем реализации всех элементов ИКТ в работе обучающихся (использование онлайн-словарей; нахождение в пространстве интернета картинок и видео по теме исследования для создания собственных презентаций и т. п.) вызывает неподдельный интерес к изучению предмета.

Требования к предметно-педагогической ИКТ-компетентности зависят от той предметной области, в которой работает учитель.

Использование цифровых технологий при создании музыкальной композиции и исполнении, визуальном творчестве, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики на предметах «Технология», «Музыка» и «Изобразительное искусство», вызывает восторг и желание ребят заниматься творчеством.

Построение индивидуального маршрута учителя начальной школы в формировании и развитии ИКТ-компетентности возможно по следующим направлениям.

3 Как отмечают учителя начальных классов Г. Н. Бахтеева [7], А. В. Корниенко [8], Г. А. Савченко [9] оформление основной документации в электронном формате позволяет быстро вносить поправки и дополнения в рабочие программы, планы внеклассных мероприятий. Информацию, сохраненную в компьютере или на съемных носителях, можно быстро отыскать, так как все материалы упорядочены по специальным папкам. Образовательные организации включаются в информационную систему «Электронное образование», и учителю необходимо вести электронный журнал, электронные дневники.

3 Применение самостоятельно созданного продукта с помощью ИКТ на уроках. Как известно, в основе обучения младших школьников лежит наглядно-образное мышление. Медиапрезентации учителя повышают интерес учащихся к предмету изучения, а возможность моделировать объекты и явления на интерактивной доске способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению.

3 Использование готовых программных продуктов для начальной школы, таких как интернет-ресурсы, интерактивный курс по математике для начальной школы Uchi.ru, энциклопедия «Кирилла и Мефодия» и другие, сегодня становится более актуальным, поскольку готовые продукты выполнены на более высоком профессиональном уровне, чем самостоятельно созданный учителем начальных

классов (если у него нет специальности «Информатика»).

3 Участие в дистанционных конкурсах дает сегодня учителю возможность получить независимую оценку качества собственной деятельности (организация участия учеников в дистанционных конкурсах и олимпиадах для начальной школы «Медвежонок», «Кенгуру», «Лисенок», «Совенок» и другие).

3 Участие в дистанционных творческих проектах учеников начальных классов. В данном варианте учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения.

3 Создание в интернет-пространстве собственного сайта позволяет учителю обобщить и систематизировать собственный опыт работы; обмениваться опытом с коллегами и устанавливать контакты; расширять свои возможности для получения внешней оценки.

3 Создание в интернет-пространстве личного блога. Образовательный блог выступает как ресурс сетевого взаимодействия учителя, родителя и ученика (например, блог «Маленькая страна» учителя начальных классов Г. А. Прядко, Ростовская область). Эта новая форма взаимодействия позволяет учителю решать совсем другие задачи:

— делать записи в блоге;

— узнавать новости учительского интернет-сообщества и расширять свой кругозор;

— использовать новые веб-инструменты и совершенствовать свои ИКТ-навыки;

— обмениваться полезными ссылками на ресурсы сети Интернет.

Читатель блога может:

— получить рекомендации по содержанию учебного материала;

— посмотреть учебные видеофильмы с лекциями;

— получить публикации опросников, тестов, викторин, слайд-шоу;

— получить репортажи о событиях в классе или на уроке;

— обменяться с автором блога ссылками на ресурсы интернета.

3 Профессиональное самосовершенствование невозможно без оценки педагогического сообщества. Использование средств ИКТ в рамках информатизации научно-исследовательской и научно-методической деятельности позволит учителю овладеть системой электронных публикаций в электронных периодических изданиях, не только представлять свою деятельность на методических и педагогических советах школы, но и участвовать в вебина-рах и интернет-конференциях, а также в профессиональных конкурсах в виртуальном пространстве интернета.

Обобщая сказанное, можно сделать несколько выводов, касающихся проблемы формирования и развития у учителей начальной школы ИКТ-компетентности.

Во-первых, стратегия развития современного образования связана с формированием ИКТ-компетенций обучающихся [3]. Готовность учителя работать в рамках данных требований — это основа его профессионализма. ИКТ-компетентность предполагает способность педагога обеспечивать становление самосознания ученика, его субъектности в информационной культуре в условиях адекватного взаимодействия с мультимедийными ресурсами в реальности урока, в домашних условиях.

Во-вторых, структура ИКТ-компетент-ности определяется двумя сферами бытия педагога в профессии, где выделяются: 1) знания и умения владения электронно-образовательными ресурсами; 2) их применение при решении различных педагогических задач (мотивационно-цен-ностная составляющая в ситуации рефлексивного сознания).

Стратегия развития современного образования связана с формированием ИКТ-компетенций обучающихся. Готовность учителя работать в рамках данных требований — это основа его профессионализма.

В-третьих, критериальную базу ИКТ-компетентности составляют показатели, которые позволяют измерять способность учителя решать задачи, связанные с информационно-коммуникационными, цифровыми ресурсами и технологиями. Среди них выделяются умения использовать средства ИКТ в рамках образовательных ситуаций на уроке (в логике изучения предмета), информатизации научно-исследовательской и научно-методической деятельности [6]. Сформированность ИКТ-компетентности способствует самореализации личности учителя в решении про-

фессиональных педагогических проблем; в достижении желаемого профессионального статуса и признания коллективом, большей удовлетворенности в себе.

Вместе с тем ИКТ-компетентность учителя начальной школы может формироваться и развиваться при условии сочетания ряда факторов: наличие достаточной технологической базы общеобразовательной организации, потребность учителя и установка администрации на работу коллектива в информационно-образовательной среде школы в рамках реализации требований ФГОС НОО.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Борытко, Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога / Н. М. Бо-рытко //Эйдос. — 2007 // URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.

2. Пичугин, С. С. Формирование и развитие УУД младших школьников на уроках математики / С. С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2016. — № 1. — С. 47—53.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"».

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).

5. Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива развития человеческого потенциала образовательных систем / В. И. Слободчиков, Г. А. Игнатьева // Вопросы дополнительного профессионального образования. — 2016. — № 1 (5) //URL: https://docviewer.yandex.ru/ ?url = http%3A%2F%2 Fwww.oreni pk.ru%2Fnauka%2Fjour%2FSlobodchikov5-16.pdf&name=Slobodchikov5-16.pdf&lang=ru&c=58b6ac5d867f.

6. Сухаревская, E. Ю. Информатизация научно-методической деятельности педагогов в образовательном учреждении / Е. Ю. Сухаревская // Информационные технологии в образовании : сборник научных трудов участников XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки. — Ростов н/Д, 2012.

7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/02/18/formirovanie -professionalnoy-kompetentnosti-uchitelya-nachalnykh.

8. https://infourok.ru/material.html?mid=130568.

9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/02/ikt-kompe-tentnost-pedagoga.

10. http://webkonspect.com/; http://sc1sar.schoolrm.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.