Научная статья на тему 'Формирование идеологии патриотического движения в Северной Америке в условиях новой колониальной политики Великобритании (1763-1766 гг. )'

Формирование идеологии патриотического движения в Северной Америке в условиях новой колониальной политики Великобритании (1763-1766 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1116
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММА ГРЕНВИЛЛА / АНГЛИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ / ПАТРИОТЫ (ВИГИ) / GRANVILLE'S PROGRAMME / PATRIOTS (WIGS) / NEW COLONIAL POLICY / ENGLISH CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаева Александра Николаевна

В статье рассматриваются характерные черты новой колониальной политики Великобритании 1763-1765 гг., проводимой в период пребывания Дж. Гренвилла на посту премьер-министра, ее последствия для развития Североамериканских колоний и влияние на формирование идеологии патриотического движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEOLOGY OF PATRIOTIC MOVEMENT IN NORTH AMERICA IN CONDITIONS OF NEW COLONIAL POLICY OF GREAT BRITAIN (1763-1766)

The article considers the main features of new colonial policy of Great Britain of 1763-1765 made during being J. Granville a prime-minister, its consequences for development of North American colonies and influence on formation of ideology of patriotic movement.

Текст научной работы на тему «Формирование идеологии патриотического движения в Северной Америке в условиях новой колониальной политики Великобритании (1763-1766 гг. )»

УДК 93/99-971

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (1763-1766 гг.)

© Александра Николаевна НИКОЛАЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры всеобщей истории, e-mail: alexandra.nik@mail.ru

В статье рассматриваются характерные черты новой колониальной политики Великобритании 1763-1765 гг., проводимой в период пребывания Дж. Гренвилла на посту премьер-министра, ее последствия для развития Североамериканских колоний и влияние на формирование идеологии патриотического движения.

Ключевые слова: новая колониальная политика; программа Гренвилла; английская конституция; патриоты (виги).

10 февраля 1763 г. подписанием в Париже мирного договора между Англией и Францией завершилась Семилетняя война (в американской историографии этот конфликт получил название Французско-Индейской войны). Вместе с тем правительство короля Георга III, счастливое победой в затяжном конфликте, переживало крайне тяжелый финансовый кризис из-за огромных материальных затрат (до 200 000 ф. ст. ежегодно) на содержание большой армии. Чтобы компенсировать ущерб, нанесенный государственной казне участием в войне, английский парламент по инициативе премьер-министра Джорджа Гренвилла принял решение обложить население 13 колоний новыми прямыми и косвенными налогами. Однако эта мера имела не только конкретную прагматическую цель, но составляла один из важнейших элементов нового курса колониальной политики Англии, вошедшего в историю под названием «Программа Гренвилла».

Главным содержанием этой программы было установление тесных экономических, политических и культурных связей между Англией и ее Североамериканскими колониями. Богатые природными ресурсами и полезными ископаемыми, обладавшие развитым сельским хозяйством и промышленностью территории на побережье Атлантического океана были необходимы для стабильности и успешного развития Британской империи. В течение второй четверти XVIII в. объем торговли между метрополией и «Западной Индией» вырос на 225 %, т. е. более чем в 3 раза, с 1 885 000 до 4 105 000 ф. ст. ежегодно. Как пишет американский историк

А. Олсон, англичане XVIII столетия «курили американский табак, ели американский сахар, крупы и рыбу, одевались в ткани, окрашенные американскими красителями, и плавали на кораблях, построенных из американского леса» [1, Р. 22].

Однако к середине XVIII в. хозяйственное и культурное процветание Североамериканских колоний являлось не только источником прибыли для Великобритании. Не прекращавшаяся борьба за власть и сферы влияния между английскими губернаторами и местными законодательными ассамблеями, все чаще вспыхивавшие восстания против колониальной администрации свидетельствовали о глубоком кризисе, поразившем империю. В петициях на имя короля губернаторы большинства колоний (за исключением Массачусетса и Виргинии) жаловались, что они не обладают реальной властью и, будучи не в состоянии следовать указаниям из метрополии, вынуждены постоянно уступать локальным интересам колониальных элит под давлением оппозиции. По мнению современного американского историка Дж. Грина, к концу правления английского короля Георга II Британская колониальная империя находилась на грани распада [2, р. 104].

Заняв пост премьер-министра, Гренвилл начал энергично приводить политику укрепления колониальной администрации. В 1763-

1764 гг. численность английской армии в Североамериканских колониях увеличилась с 7,5 тыс. до 20 тыс. солдат и офицеров. В марте 1765 г. в ответ на жалобы главнокомандующего английскими войсками в колониях генерала Томаса Гейджа, столкнувшегося с

трудностями обеспечения армии из-за неприязненного отношения к ней американцев, в парламенте началось обсуждение законопроекта о постое (Quartering Bill), который разрешал бы войскам квартировать в домах гражданского населения во время военных действий. В результате активного противодействия членов Палаты общин этому законопроекту, посягавшему, по их мнению, на личную свободу подданных Британской империи, формулировка билля была изменена: солдатам дозволялось занимать нежилые дома, если в городе не было специально построенных бараков, а колониальные власти обязывались снабжать армию пищей, постельным бельем, отоплением, пивом или сидром [3, p. \22].

В то же время была проведена таможенная реформа. Закон английского парламента \7б3 г. предписал чиновникам таможни в колониях совершать обязательный осмотр всех торговых кораблей грузоподъемностью меньше 50 тонн и отдавать в руки правосудия моряков, провозивших контрабанду на своих судах. Количество служащих таможни возросло, и большинство из них стали составлять приезжие из метрополии, т. к. местные чиновники не желали или не могли вступать в конфронтацию с наживавшейся на контрабанде богатой колониальной буржуазией.

Следуя принципам меркантилизма,

Гренвилл стремился оградить английскую промышленность на американском рынке от конкуренции со стороны иностранных товаров. «Сахарный закон» (Sugar Act), принятый по его инициативе парламентом в \7б4 г., запретил поставку в колонии рома и спирта неанглийского производства и предписал в обязательном порядке нумеровать тюки и ящики с красным перцем, кокосовыми орехами, какао, китовым усом и другими товарами, загружаемыми на американские корабли. Таможенные пошлины жители колоний должны были платить не бумажными деньгами, а в твердой валюте - фунте стерлингов [4, p. \б8]. 22 марта \7б5 г. Георгом III был подписан закон о гербовом сборе (Stamp Act), согласно которому все официальные документы в канцелярии губернаторов, все колониальные газеты и журналы, завещания, памфлеты и даже игральные карты должны были печататься на специальной гербовой бумаге, привозимой из Англии.

Североамериканская просвещенная элита, в течение пятидесяти лет, прошедших с подписания Утрехтского мира, привыкла к халатности и попустительству колониальной администрации при Георге I и Георге II и восприняла новую политику Гренвилла как покушение на свои права и свободы. Вскоре после принятия закона о гербовом сборе в колониях начались акции протестного движения, которые охватили широкие слои населения от богатых плантаторов и купцов до мелких фермеров, ремесленников и арендаторов. На английского премьер-министра посыпался град из едких эпиграмм, остросатирических политических памфлетов и карикатур. Одна из карикатур, изображавшая траурную процессию и Гренвилла несущим в руках детский гроб, называлась «Отмена, или похороны г-жи Марки» [5]. Ненависть в адрес Гренвилла и его политики была настолько всеобщей, что, как утверждал Джон Адамс, любого американца, посмевшего высказаться в их поддержку, «каким бы ни был выдающимся его характер, финансовое положение или влияние раньше», неминуемо ожидали позор и презрение со стороны соотечественников [6, р. 50].

30 марта 1765 г. законодательной ассамблеей Виргинии по инициативе молодого адвоката и талантливого оратора Патрика Генри была принята резолюция о незаконности и деспотизме действий правительства метрополии, потому что только сами виргинцы имеют право облагать новыми налогами своих сограждан. В своем страстном выступлении перед ассамблеей Генри, указывая на печальную судьбу тиранов древности и недавнего прошлого (Тарквиния, Цезаря, Карла I), предупреждал Георга III о том, что если он не извлечет из этого урок, его ждет участь предшественников от рук нового Брута или Кромвеля [7, с. 96].

Несколько дней спустя после принятия виргинской резолюции Джеймс Отис, депутат законодательной ассамблеи Массачусетса, выдвинул предложение созвать межколониальный конгресс для обсуждения сложившегося положения. 7 октября 1765 г. представители 9 из 13 колоний (Северная Каролина, Нью-Гэмпшир, Виргиния и Джорджия отказались посылать своих делегатов) собрались в г. Нью-Йорке на конгресс, по итогам работы которого было решено обратиться с

петициями об отмене несправедливых налогов к королю, Палате лордов и Палате общин.

Однако к концу лета 1765 г. жители Североамериканских колоний все чаще стали переходить от мирных и законных способов борьбы к агрессивным и незаконным методам. 14 августа в Бостоне толпа мелких ремесленников и лавочников под руководством «Верной девятки» (Loyal Nine), тайной организации, позднее переименованной в «Сыны Свободы» (Sons of Liberty), ворвалась в дом сборщика налогов Э. Оливера, разграбила его имущество и повесила на виселице на городской площади чучело, изображавшее сбежавшего чиновника. Пребывая в страхе за собственную жизнь, Оливер подал в отставку. В ночь на 26 августа был разгромлен до основания (осталась лишь кирпичная кладка) особняк вице-губернатора Массачусетса Томаса Хатчинсона. По воспоминаниям современников, «Хатчинсон и его семья едва успели выскочить на улицу из-за стола, за которым сидели за ужином. Повстанцы топорами выломали двери. Масса людей хлынула во внутренние покои, сдирая со стен обивку и украшения, кромсая мебель и ломая стены комнат...» [7, с. 99]. Под влиянием этих событий в Англию вернулись все высокопоставленные чиновники, назначенные парламентом контролировать осуществление закона о гербовом сборе: кто-то, подобно З. Худу в Мэриленде и Дж. Ингресоллу в Коннектикуте, сбежал после бесплодных попыток противостоять атакам восставших колонистов; кто-то, как У. Кокс в Нью-Джерси или Дж. Мак-Эверс в Нью-Йорке, - еще до появления реальной угрозы своей безопасности.

Следует заметить, что недовольство у американцев вызывал не размер или назначение какого-то конкретного налога, а само стремление Гренвилла и его сторонников восстановить разваливавшуюся Британскую империю, вернуть ей былое величие за счет финансов колоний незаконным, противоречившим английской конституции способом. Английская конституция, а точнее два основополагающих для английской монархии конца XVII - первой половины XVIII в. закона (Билль о правах и Habeas Corpus Act). являлась, по мнению просвещенной колониальной элиты, причиной появления самой мудрой, справедливой, свободной и совершенной системы правления, которая когда-

либо существовала на свете, и которая достойна зависти и восхищения других народов [8, p. 11]. Хотя для многих стран Западной и Центральной Европы Эпохи Просвещения была характерна англофилия как феномен политической и духовной культуры [9, p. 46], преклонение перед английским государственным устройством в Северной Америке приобретало особое значение в развитии идеологии патриотического движения накануне Войны за независимость.

В представлении интеллектуалов XVIII в. правильное устройство общества и государства находилось в гармонии с природой, а неправильное - искажало, разрушало ее. Как указывает современный американский историк Г. Вуд, колониальная просвещенная элита восхищалась английской конституцией не потому, что она была идеальным творением человеческого разума, а потому, что она была создана «в согласии с законами природы». Восторженное восприятие страны, первой вставшей на защиту «священного пламени свободы» и распространившей его на соседние страны, сохранилось у патриотически-настроенных американцев и в период кризиса 1765-1766 гг., однако этот восторг теперь соседствовал в их сознании с презрением и ненавистью к жадным и коррумпированным чиновникам, в руках которых «английская конституция... прогнила до сердцевины» [8, p. 10-12].

В одном из наиболее ярких публицистических произведений второй половины 1760-х гг. «Письма графа Кларендона Уильяму Пиму» (Earl of Clarendon to William Pim, 1766) молодой адвокат из Брейнтри Джон Адамс, скрываясь за эпистолярным диалогом двух известных деятелей Английской революции XVII в., роялиста и сторонника парламента, проводил подробный анализ колониальной политики Великобритании и ее губительных последствий для Северной Америки. Обращаясь к современному «Пиму», анонимному автору серии статей, опубликованных в 1765 г. в «Лондонской газете», он писал о налогах правительства Гренвилла, «более вредных и несправедливых, чем датские деньги1,. которые некогда лишили земли денег, королевство - славы, общин -

1 Датские деньги - ежегодный налог, введенный в Англии в К-Х! вв. для уплаты дани скандинавским викингам, нападавшим на англо-саксонские королевства.

довольства, а суверена - желаемого почета и уважения подданных» [6, р. 46]. Выступая от имени графа Кларендона, Адамс высказывал негодование в адрес своего воображаемого корреспондента: как человек, некогда выступавший против Звездной Палаты, корабельной подати и других мероприятий «позорного царствования» Карла I, может защищать несправедливые адмиралтейские суды и взимание налогов с 5 млн подданных Британской империи не только без их согласия, но откровенно игнорируя их протесты. Особенно несправедливой и преступной эта политика, по мнению автора «Писем», является потому, что она направлена против совсем молодой, «пребывающей в младенчестве» страны, граждане которой наделены всеми достоинствами и добродетелями, сравнимыми с достоинствами римлян, «нежными чувствами человеколюбия и христианского милосердия» и стремлением к свободе [6, р. 60].

В III части «Писем графа Кларендона У. Пиму» Адамс подвергал тщательному анализу государственное устройство Британской империи, используя для этого распространенную среди мыслителей Просвещения натуралистическую метафору человеческого тела. «Что мы имеем в виду, - писал он, -когда говорим о строении человеческого тела? Что значит крепкое и здоровое, или слабое и хрупкое телосложение? Мы не имеем в виду определенное соединение нервов, волокон и мускулов, или определенные свойства крови и других жидкостей... Мы не можем судить о каком-либо телосложении, не учитывая цель существования человека; ни одно суждение о строении тела человека не может быть сформулировано без рассмотрения того, что полезно и что вредно для его жизни, здоровья и силы. здесь находится сфера деятельности врача: изучать его [человека] телосложение и давать ему наилучшие советы, как много ему следует есть и пить, когда и как долго он должен спать, сколько он может в день гулять или ездить верхом. чтобы сохранить и улучшить его здоровье и продлить жизнь» [6, р. 52]. Таким образом, каждый философ и юрист, изучающий устройство государства, по мнению Джона Адамса, всегда должен ставить перед собой цель его постоянного совершенствования.

Следуя за Монтескье, Адамс определял государственное устройство Англии как со-

единение трех форм правления: монархической (в лице короля), аристократической (Палата лордов) и демократической (Палата общин), - при котором каждая из существующих ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) в целях сохранения личной свободы граждан ограничивает и контролирует другие [6, p. 53]. Завершая свои рассуждения, Адамс сделал вывод о том, что принятые парламентом без участия американских граждан законы 1763-1765 гг. и есть проявление деспотизма властей, которого создатели английской конституции стремились избежать.

Адамсу вторил его старший современник Джеймс Отис в памфлете «Права американских колоний, заявленные и доказанные» (The Rights of British Colonies Asserted and Proved, 1775): «Закон, противоречащий Конституции, недействителен» [10, c. 31]. Другой заслугой Отиса, как отмечает современный российский историк В.В. Согрин, было привнесение в американскую политическую мысль понятия «естественные права», разработанного Дж. Локком (права на свободу, жизнь и собственность, которыми каждый человек, как разумное существо, наделен от рождения).

Подводя итог, отметим, что формирование революционной идеологии американских колонистов (патриотов, или вигов, как они сами называли себя в память лидеров анти-якобитской оппозиции в Англии в период правления Якова II Стюарта) было сложным, неравномерным процессом, который включал в себя несколько этапов. Первый этап пришелся на 1765-1766 гг., когда в результате серии законов, принятых по инициативе кабинета министров Джорджа Гренвилла («сахарный закон», закон о гербовом сборе и др.), наметился кризис во взаимоотношениях Великобритании и ее Североамериканских колоний. В ходе этого кризиса Дж. Адамс, Дж. Отис, П. Генри и другие представители просвещенной колониальной элиты сформулировали свое понимание сущности английской конституции, «естественных прав» колонистов и «естественного равенства» жителей метрополии и жителей колонии. Впоследствии оно легло в основу идеологии патриотического движения в Северной Америке, вылившегося в Войну за независимость. Также в этот период возникли первые поли-

тические организации («Сыны Свободы»), руководившие патриотическим движением, и вырабатывалась стратегия и тактика вигов, отличавшаяся большим разнообразием (от памфлетной борьбы и петиций законодательных ассамблей колоний королю Англии до восстаний).

1. Olson A.G. The Strategic Importance of the Colonies // A Companion to the American Revolution / ed. by J.P. Greene, J.R. Pole. Blackwell, 2000. P. 19-28.

2. Greene J.P. Origins of the New Colonial Policy // A Companion to the American Revolution / ed. by J.P. Greene, J.R. Pole. Blackwell, 2000. P. 101-111.

3. Thomas P.D.G. The Grenville Program, 1763-

1765 // A Companion to the American Revolution / ed. by J.P. Greene, J.R. Pole. Blackwell, 2000. P. 118-122.

4. Simmons R.C. Trade Legislation and Enforcement, 1748-1776 // A Companion to the American Revolution / ed. by J.P. Greene, J.R. Pole. Blackwell, 2000. P. 165-172.

5. URL: http://en.Wikipedia.org/wiki/George_

Grenville (дата обращения: 4.10.2011).

6. Adams J. The Revolutionary Writings of John Adams / selected and with a foreword by C. Bradley Thompson. Indianapolis, 2000.

7. История США: в 4 т. / под ред. Н.Н. Болховитинова, М.С. Альперовича, Р.Ф. Иванова, Л.Ю. Слезкина и др. М., 1783. Т. 1.

8. Wood G.S. The Creation of the American Republic, 1776-1787. Williamsburg, 1998.

9. Jacob M.C. The Enlightenment: a brief history with documents. Palgrave Macmillan, 2001.

10. Цит. по: Согрин В.В. Политическая история США. XVII-XX вв. М., 2001.

Поступила в редакцию 9.11.2011 г.

UDC 93/99-971

FORMATION OF IDEOLOGY OF PATRIOTIC MOVEMENT IN NORTH AMERICA IN CONDITIONS OF NEW COLONIAL POLICY OF GREAT BRITAIN (1763-1766)

Aleksandra Nikolayevna NIKOLAYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General History Department, e-mail: alexandra.nik@mail.ru

The article considers the main features of new colonial policy of Great Britain of 1763-1765 made during being J. Granville a prime-minister, its consequences for development of North American colonies and influence on formation of ideology of patriotic movement.

Key words: new colonial policy; Granville’s programme; English constitution; patriots (wigs).

3б0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.