ИСТОРИОГРАФИЯ/ HISTORIOGRAPHY
УДК: 930
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-10-13-20
Дата поступления (Submitted) 12.09.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 28.09.2024
Формирование идеологии американского неоконсерватизма в советской и современной российской историографии
ЛАРИСА ВИЛОРОВНА БАЙБАКОВА
д.и.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова кафедра Новой и новейшей истории стран Европы и Америки 119192, Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп.4, Г444
e-mail: nastya.zaycheva@mail.ru
АНАСТАСИЯ ВИТАЛЬЕВНА ЗАЙЦЕВА
аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова кафедра Новой и новейшей истории стран Европы и Америки Москва, 119192, Ломоносовский проспект, д.27, корп.4, Г.444
e-mail: nastya.zaycheva@mail.ru
Аннотация. Неоконсерватизм - одно из влиятельных течений политической мысли второй половины XX в. Он стал известен, благодаря программам президента США Р. Рейгана и премьер-министра Великобритании М. Тэтчер, пришедших к власти на волне экономического кризиса в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Изучение идеологии неоконсерватизма - актуальная с научной точки зрения задача, поскольку он и по сей день оказывает непосредственное влияние на внутреннюю и внешнюю политику американского государства. В отечественной и зарубежной историографии природа неоконсерватизма исследуется не одно десятилетие, при этом каждый автор выбирает собственные методологические ориентиры и предпочтительную проблемную область. Считается, что идеология неоконсерватизма, возникнув после Второй мировой войны, окончательно сложилась к началу 1980-х гг. Однако сфера интересов ученых сосредоточена преимущественно на зрелом неоконсерватизме, в то время как истоки его формирования до сих пор мало исследованы. В статье анализируется эволюция представлений советских и современных российских ученых относительно времени зарождения неоконсерватизма как течения политической мысли. Автором изучены главные достижения историографии советского периода, обозначены позиции современных исследователей, а также определены новые ракурсы в изучении этого влиятельного идейно-политического течения, к которым стали обращаться российские ученые на рубеже ХХ-Х1Х в.
Ключевые слова: общественная мысль, американский консерватизм, истоки и принципы неоконсерватизма, советская литература, современная российская историография
The Formation of the American Neoconservatism'Ideology in Soviet and Modern Russian Historiography
LARISA VILOROVNA BAIBAKOVA
Doctor of Historical Sciences, Professor of the Lomonosov Moscow State University Department of Modern and Contemporary History of European and American Countries
119192, Moscow, Lomonosovsky Prospect, 27, bldg. 4, G. 444
e-mail: nastya.zaycheva@mail.ru
ANASTASIA VITALIEVNA ZAITSEVA
postgraduate student of Moscow State University named after M.V. Lomonosov Department of Modern and Contemporary History of European and American Countries
119192, Moscow, Lomonosovsky Prospect, 27, bldg. 4, G. 444
e-mail: nastya.zaycheva@mail.ru
Abstract. Neoconservatism is one of the influential currents of political thought of the second half of the 20th century. It is known for the programs of U.S. President R. Reagan and British Prime Minister M. Thatcher, who came to power on the wave of economic crisis in the late 1970s - early 1980s. Studying the ideology of neoconservatism is a relevant task from a scientific point of view, since it still has a direct impact on US internal and external policies. In domestic and foreign historiography, the nature of neoconservatism has been studied for decades, with each author choosing his own methodological guidelines and preferred problem area. It is believed that the ideology of neoconservatism, having emerged after World War II, was finally formed by the early 1980s. However, the sphere of scholars' interests is focused mainly on mature neoconservatism, while the origins of its formation are still poorly studied. The article analyzes the evolution of Soviet and contemporary Russian scholars' perceptions of the time of the emergence of neoconservatism as a current of political thought. The author studies the main results of the Soviet period historiography, outlines the positions of modern researchers, and identifies new angles in the study of this influential ideological and political current, which scholars began to turn to after 1991.
Keywords: Social thought, American conservatism, the origins and principles of the neoconservatism, Soviet literature, modern Russian historiography
В США консервативная идея, зародившись в конце XVIII в., прошла длинный путь эволюции. По справедливому замечанию отечественного историка В. В. Согрина, «популярный в XVIII в. принцип «власти законов» изначально был лозунгом революционной буржуазии, но американские политики, стоявшие у истоков консерватизма, использовали его для освящения сложившегося порядка и направляли против неприемлемых, в первую очередь, демократических нововведений» [1, с. 47]. Теоретическим источником американского консерватизма являлась философия Просвещения. Однако «если в Европе либерализм и консерватизм формировались как антагонистические идейно-политические традиции - первый защищал буржуазные ценности, а второй служил интересам аристократии, то в США два этих идеологических течения представляли разную интерпретацию фундаментальных принципов Просвещения - демократическую и умеренно консервативную» [1, с. 48]. Одной из первых консервативных политических групп традиционно считаются «федералисты», выступавшие в период президентства Дж. Вашингтона против радикальных преобразований и поддерживавшие идею сильного централизованного правительства, способного удерживать в правовых рамках подверженного греховному падению человека.
Начиная с 1830-х гг., проводником консервативных идей стала демократическая партия, ратовавшая за сохранение рабства в южных штатах и стремившаяся закрепить экономическую систему плантационного хозяйства, построенного на эксплуатации труда чернокожих рабов [1, с. 52]. «Каноны консервативной мысли, - как указывала Л. В. Байбакова, - оправдывали сохранение института рабовладения, доказывали его превосходство перед буржуазными отношениями в северных штатах» [2]. После Гражданской войны 1861-1865 гг. идеологические различия между демократической и республиканской партиями значительно уменьшились, поскольку они стремились к созданию оптимальных условий для стимулирования экономического роста.
Приоритет отдавался крупным капиталистическим объединениям, поскольку искусственное сохранение нерентабельных предприятий противоречило принципам построения «здорового» капиталистического общества. Участие республиканцев и демократов в дележе «национального пирога» явилось тем фундаментом, на базе которого стал возможен демонтаж устаревших идеологических принципов и оформление межпартийного консенсуса на консервативной основе [3, с. 208-210].
1920-е гг., вошедшие в историю как десятилетие «просперити», стали периодом заката традиционного консерватизма. Идейно-политическая доктрина находившейся у власти республиканской партии пополнилась принципом, который советские историки охарактеризовали как «твердый индивидуализм» [4, с. 100]. Согласно точке зрения А. А. Галкина и П. Ю. Рахшмира, он был характерен для праворадикальных разновидностей консерватизма [4, с. 100]. «Великая депрессия» 1929-1933 гг., вызвавшая в качестве ответной реакции всплеск реформизма в период «нового курса» Ф. Д. Рузвельта, нанесла сокрушительный удар по его идеологии, поэтому вплоть до начала 1980-х гг. это идейно-политическое течение находилось в состоянии относительного упадка [5].
Его обновленная версия, получившая название «неоконсерватизм», возникла во второй половине XX в. Среди ее основных принципов выделялись опора на религию и традиционные ценности, стремление к ограниченному правительству, защита свободной рыночной экономики и поддержание мирового порядка силовыми методами. В широком смысле неоконсерватизм стал известен, благодаря политике президента США Р. Рейгана и премьер-министра Великобритании М. Тэтчер, пришедших к власти на волне экономического кризиса рубежа 1970-х - 1980-х гг.
Актуальность этой работы продиктована возросшим в последние годы интересом к проблеме неоконсерватизма, связанным с деятельностью экс-президента США Д. Трампа. В 2024 г.
политик, заявивший о себе как закоренелый консерватор, готов вновь принять участие в президентских выборах с целью переизбрания. В хотя пока неизвестно, каких результатов стоит ждать от его предполагаемого второго срока, но политик уже сейчас готов отказаться от сохранения в неизменном виде «либерального миропорядка». С большой долей вероятности, в случае если он займет Белый дом, Трамп будет выстраивать внутри- и внешнеполитический курс на идеях экономического национализма, нативизма и сохранения традиционных ценностей, направленных на эффективное развитие экономики при ограниченном государственном вмешательстве [6, с. 265-269].
Целью статьи является попытка проанализировать эволюцию представлений в советской и современной российской историографии относительно зарождения неоконсерватизма как течения политической мысли в ХХ в. Автору было важно обозначить достижения и лакуны в его изучении, чтобы указать на перспективы для его дальнейшего исследования.
Прежде чем перейти к рассмотрению концепций советских ученых, нам предоставляется необходимым разобраться в понятийном аппарате и дать общую характеристику политического спектра США периода 1960-х - начала 1970-х гг., дающего представление об упорядоченности идеологии в обществе. Советский ученый Ю. А. Замошкин, исследуя эволюцию американского политического сознания, выделил в нем следующие компоненты - неоконсерватизм, традиционализм и либертаризм [7, с 136-137]. По его мнению, до 1970-х гг. традиционализм и либертаризм «были господствующими типами в рамках американского консервативного политического сознания», при этом основная линия размежевания между их носителями и либералами проходила по вопросу об отношении к роли и функциям государства». Иными словами, так называемые «новые» либералы настаивали на государственном регулировании экономики и социальных отношений, тогда как либертари-сты и традиционалисты продолжали выступать за невмешательство государства в стихию рыночных отношений [7, с 136-137]. Специфика неоконсервативного политического сознания, с точки зрения автора существенно отличалась от предшествовавших консервативных типов и «нового» либерализма, поскольку от первых его разнило признание активной роли государства в социально-экономической жизни, а от второго - стремление ограничить социальный активизм строгими рамками, чтобы положить предел безудержному либеральному реформизму с упором на использование рыночных механизмов [7, с. 138-139].
Интерес к изучению неоконсерватизма у советских исследователей возник в результате идеологического противостояния СССР и США
в период «холодной войны». Первым обозначил истоки его формирования Н.В. Сивачев, считавший, что предпосылки новой идеологии нужно искать в десятилетиях 1930-1940-х гг. [8, с. 115-116]. Он утверждал, что «влиятельные круги монополистической буржуазии США (представлявшие в конгрессе реакционный блок республиканцев и правых демократов) накануне Второй мировой войны выступили против «нового курса» Ф. Рузвельта и, прежде всего, против дальнейших уступок народным массам». Властвующая элита считала политику социального маневрирования «опасным оружием» и потому требовали отказа от социальных экспериментов и перехода к политике «твердой руки». И хотя, по мнению Сивачева, реакционные силы по-прежнему выдвигали лозунг возврата к философии «твердого индивидуализма», представители консервативных кругов в республиканской и демократической партиях в той или иной степени признавали целесообразность расширения отдельных функций государства. Единственным условием для них становился строгий контроль над протестной деятельностью трудящихся масс [8, с. 116].
Дальнейшее развитие основ неоконсерватизма произошло уже в послевоенные годы, когда его идеологи признали необходимость активизации роли государства при условии сдерживания профсоюзного движения. С точки зрения Сивачева, «деология индивидуализма уступила дорогу различным концепциям, основой которых являлась «неолиберарально-нео-консервативная комбинация, представленная двухпартийной системой демократов и республиканцев» [8, с. 271-272].
В свою очередь, исследователей А.А. Галкина и П. Ю. Рахшмира заинтересовала идеологическая предрасположенность ранних неоконсерваторов, поскольку американский консерватизм уступал европейскому по глубине и многообразию традиций. Истоки идейно-политического течения они выявили в группе консерваторов-интеллектуалов из академической среды, которые после Второй мировой войны стремились обогатить консервативную традицию за счет заимствований из Европы. Первым таким интеллектуалом был назван писатель П. Вирек, выпустивший в 1949 г. работу, во многом обосновавшую философию неоконсерватизма. В центре его внимания оказалась деятельность австрийского канцлера К. фон Меттерниха по созданию в начале XIX в «Священного союза». Разработанные им принципы, объединенные в «систему Меттерниха», среди которых идея подчинения интересов любого государства интересам системы государств в целом, баланса сил, неукоснительного осуществления договорных обязательств, защиты социального и государственного порядка внутри каждой отдельной страны, могли быть применены при строитель-
стве под началом американцев Североатлантического блока [4, с. 102]. По словам Рахшми-ра, меттерниховский Священный союз и союз западных стран имели общую цель - создание объединенной и космополитической Европы, у которой был один и тот же враг - революция [4, с. 102]. Позже автор, углубляясь в истоки неоконсерватизма, был вынужден признать, что префикс «нео» лишь фиксировал процесс обновления консерватизма на рубеже 1970-х - 1980-х гг., когда неоконсерваторами стали именовать представителей практически всего правого спектра - от умеренных консерваторов до праворадикальных групп [9, с. 4].
И все же зарождение неоконсерватизма традиционно связывается с периодом 1960-х - начала 1970-х гг., когда, с одной стороны, огромную популярность приобрели журналы правого толка "Commentary" и "Public Interest", а, с другой - возникли такие неоконсервативные формирования, как «Коалиция за демократическое большинство», основанная в 1972 г. в недрах демократической партии для борьбы с леволи-беральными политиками. По мнению советских ученых, именно в 1970-е гг. настроения идеологов становились все более консервативными, при этом их внимание постепенно смещалось с внутриполитических вопросов в область внешней политики [4, с. 155].
В работах А. Ю. Мельвиля отчетливо подчеркивалась тенденция к увеличению влияния консервативных сил в американском обществе в послевоенный период [10, с. 141]. Если возникновение традиционализма и либертаризма, представлявших ультраправый спектр политического пространства, было отнесено к периоду 1930-х - 1940-х гг., то складывание неоконсерватизма историк датировал началом 1970-х гг. [10, с. 7]. По его мнению, неоконсерватизм являл смесь либеральных и консервативных идей [11, с. 90], которая характеризовалась плеядой влиятельных философов, социологов, литературных критиков (Д. Белла, И. Кристола, Н. Глейзера, Н. Подгореца и др.), стоявших на охранительных позициях. Сама же идеология в содержательном плане унаследовала традиционное «кредо» консерватизма, включавшее идеи о существовании всеобщего морального порядка, поддерживаемого религией, прирожденного неравенства людей и общественного расслоения, первичной роли частной собственности в достижении личной свободы и защите социального порядка [11, с. 94].
Внимание советских ученых особенно привлекло изучение консервативной волны 1980-х гг., оформленной в практическом плане в так называемой политике «рейганизма» [4, с. 101; 11]. Утверждалось, что в системе идеологических координат постепенно брали верх выступавшие под флагом традиционализма лица, состоявшие из вчерашних либералов и либертарианцев, при-
способивших консервативную традицию к задачам консолидации власти [12, с. 46-47]. Исходя из этого, следовало, что возникновение неоконсерватизма отражало реакцию социальных слоев общества, интересы которых в ходе экономического кризиса 1970-х гг. оказались под угрозой потери завоеваний, достигнутых в годы «нового курса» [12, с. 47].
Идею о перерождении бывших либералов в неоконсерваторов под влиянием условий объективной реальности развил К. С. Гаджиев. Он отмечал, что для формировавшегося нового идейного течения была характерна теоретическая неопределенность, что первоначально затрудняло его выделение в качестве единого и целостного направления общественно-политической мысли [13, с. 288]. Вот почему в его рамках некоторое время сосуществовали, как сторонники государственного регулирования, так и приверженцы его ограниченного варианта. Признаком поворота либералов вправо, с точки зрения ученого, стало выступление социолога Д. Мойнихэна в 1967 г. перед молодежной организацией «Студенты за демократическое общество». Именно тогда он обосновывал мысль о том, что «главная цель либералов должна состоять в сохранении существующей системы и противодействии всем силам, подрывающим ее». Используя лозунг «закон и порядок», он приглашал либералов вступать в более эффективные союзы с консерваторами» [13, с. 286]. Размышляя о типологизации консерватизма, Гаджиев отмечал его гибкость, позволившую оперативно ощущать смену настроений широких масс населения, требовавших принятия мер по ликвидации безработицы, застоя в экономике, растущей инфляции и расточительства государственных средств [14, с. 185].
В исследованиях советского периода были заложены основы изучения идеологии неоконсерватизма. Исследователи определили верхнюю границу ее возникновения, выделили основные принципы и очертили первоначальный состав идеологов. С распадом Советского Союза интерес к изучению неоконсерватизма не угас, напротив, появились работы, в которых проблема стала разрабатываться под новым углом зрения.
После распада СССР, ознаменовавшего окончание «холодной войны», а, следовательно, ослабление противостояния двух стран, началась проверка хронологии истоков неоконсерватизма. В частности, П. Ю. Рахшмир, связал его формирование с деятельностью в 1930-е гг. городского колледжа Нью-Йорка, на котором собирались студенты-троцкисты, включая И. Кристола, Д. Белла, М. Липсета и Н. Глейзера, ставших через несколько десятилетий его главными идеологами. Именно тогда они, вдохновленные итогами «нового курса» президента Ф.Д. Рузвельта, стали выступать против деятельно-
сти И. В. Сталина, использовавшего, с их точки зрения, жесткие методы управления страной. В 1950-е гг. антисталинизм переродился в антикоммунизм, а разочарование в троцкизме подтолкнуло участников группы в либеральный лагерь [9, с. 4].
С подобной корректировкой хронологии не согласился американист В. В. Согрин, который придерживался традиционной концепции, относившей формирование неоконсерватизма к 1970-м гг. [15, с. 312]. К его характерным чертам он отнес, помимо стенаний по временам прошлого внешнеполитического величия, критику социально-экономического регулирования, а также сопротивление «завышенным ожиданиям» чернокожих и низкооплачиваемых слоев населения в выделяемых объемах государственной помощи. [15, с. 320]. В послевоенные годы «США обладали более богатым выбором средств, как поддержания и расширения господства в мире, так и утверждения гражданского мира в собственной стране». Модель либеральной демократии не отменялась, но претерпевала определенную трансформацию, приобретая форму либерально-консервативного консенсуса. «В политической сфере консерваторы превозносили ценности, обеспечивавшие социальный мир и консенсус, преемственность и долговремен-ность общественных связей» [16, с. 253, 269].
Согласно точке зрения Согрина, в республиканской партии в момент прихода президента Р. Рейгана к власти существовали 3 консервативных течения, среди которых выделялись утративший господствующую позицию ортодоксальный консерватизм во главе с Б. Голдуотером, социальный консерватизм, именуемый «новым республиканизмом», и формирующийся неоконсерватизм [16, с. 307-308]. По мнению ученого, «новый консерватизм не разрушил ортодоксальный, а соперничал и сосуществовал с ним, более того, современный этап обнаружил возможность их синтеза» [17, с. 323]. Его формирование шло преимущественно вокруг журналов "Commentary" и "The Public Interest" объединивших на одной платформе таких разных идеологов, как Н. Глейзер, И. Кристол, Д. Мойнихэн, Д. Уиллон и др. К ним примкнули идеологи либерализма 1960-х гг., среди которых выделялись С. Липсет и Д. Белл [15, с. 319]. К залугам Согрина следует отнести расширение неоконсервативного лагеря путем его пополнения за счет политолога Дж. Муравчика и политического активиста П. Кембла, вышедших из «новых левых» [15, с. 319].
Исследуя генезис американского консерватизма, А. А. Хворостяныи уточнил, что в середине 1970-х гг. в политическом пространстве Америки выделялись радикальный либертаризм, традиционализм и «умеренныи» (республиканский) консерватизм. Отсчет рождения «нового» консерватизма автор начал вести с середины
1970-х гг., когда разработка его основ началась в ведущих консервативных «фабриках мысли» («Гуверовском институте воины, революции и мира», «Американском предпринимательском институте», «Фонде наследия»). Концепция неоконсерватизма, по мнению историка, зиждилась на широком синтезе идеи различных направлении. Так, от либертаризма неоконсерватизм заимствовал идею об ограничении вмешательства государства в экономику, развитии частной инициативы и конкуренции как залога оздоровления экономики; а от традиционализма - апелляцию к «американскому характеру», пуританскои этике в противовес моральному разложению и нигилизму ультралибералов. Он утверждал, что главными задачами, по мнению разработчиков «неоконсервативнои» стратегии, явилось ограничение социальных программ государства, снижение налогов и поощрение частной инициативы, что должно было способствовать возрождению самобытного американского характера [5, 41-51].
Ю. В. Ирхин, изучая теорию и методологию неоконсерватизма, зафиксировал его нижнюю хронологию периодом 1960-х - 1970-х гг. Среди основных причин его возникновения он отметил «кризис либеральных и социалистических идей, негативные влияния в экономике, провалы в государственном управлении и духовной сфере». Согласно его мнению, неоконсерватизм стал ответом на вызовы общества в связи с переходом к постиндустриальному развитию, для чего потребовалось не только обновление основ либерализма, но и синтез либеральных и традиционалистских установок [18, с. 4-13].
Еще одно объяснение истоков неоконсерватизма предложил известный философ Э. Я. Баталов. Говоря о консерватизме XX в., он выделил в идейном спектре три течения - традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм [19, с. 78], при этом неоконсерватизм считал относительно молодым явлением по сравнению с другими идейными течениями. По мнению ученого, он начал складываться в 1940-х гг. как реакция на политику «нового курса» Ф. Д. Рузвельта, учитывая проходившие в стране и мире изменения [19, с. 85]. Им было выделено четыре принципа неоконсерватизма, которые доминировали до окончания «холодной войны». Речь шла об обеспокоенности американцев вопросами демократии и прав человека, убеждении в необходимости применения военной машины для защиты нравственных основ общества, растущем скептицизме относительно возможностей международных институтов в деле гарантии безопасности, а также представлений о негативном влиянии активного социального реформаторства в жизни общества. Более того, Баталов дополнил их еще одним принципом об убежденном антикоммунизме властвующей элиты по отношению к Советскому Союзу, ставшим впоследствии ос-
новополагающим. «Приверженцы неоконсерватизма, формирование основ которого пришлось на годы холоднои воины, были убежденными антикоммунистами и ярыми противниками Советского Союза, что, естественно, наложило печать на всю эту идеологию», - подчеркивал автор [19, с. 85].
Несомненный интерес вызывает исследование эволюции понятия «неоконсерватизм», предпринятое Р. А. Матвиенко. Анализируя процесс его закрепления в политическом словаре, он констатирует, что само это слово имеет долгую предысторию употребления в академических трудах. Его первое появление относится к 1955 г. в журнале, в котором политический обозреватель Ю. Вальтер использовал данный термин для критики взглядов консервативных идеологов Р. Кирка, П. Вирека и К. Россистера. Позже понятие стало употребляться как обозначение осовремененного консерватизма, наследующего типичные установки американских правых. Неоконсерватизм являл собой совокупность позиции влиятельных интеллектуалов, в прошлом разделявших либеральные взгляды, но перешедших в консервативный лагерь. По словам Матвиенко, в 1973 г. в журнале "Dissent" появился ряд статеи о «новом консерватизме», в которых критиковались взгляды ученых и публицистов, ранее отстаивавших либеральный подход, а впоследствии перешедших в правый лагерь [20, 134-136]
Е. А. Торопов уточнил представление о либеральных истоках неоконсерватизма, связав его появление с кризисом политики «Великого общества». Он констатировал, что на заре своего формирования неоконсерватизм не был однородным явлением. Одни его представители критиковали концепцию всеобщего благосостояния, созданную в 1960-х гг., в то время как другие, подвергнув критике внешнюю политику США, делали ставку на борьбу с коммунизмом. Автор разграничил платформу неоконсерваторов и традиционалистов, заявив, что главным элементом традиционалистского консерватизма являлась принципиальная антиидеологич-ность и неприязнь к различного рода абстрактным схемам об идеальном общественном устройстве [21]. Неоконсерваторы, напротив, полагали, что политика без идеологии невозможна, поэтому выступали за реидеологизацию государственной политики. Согласно Торопову, «неоконсерваторы подчеркнуто использовали морализаторскую риторику, что отличало их от традиционалистов, считавших недопустимым отождествление политических и социально-экономических стандартов с ценностями отдельно взятого общества» [21, с. 74-77].
В последние десятилетия возросло число отечественных исследователей, анализирующих внешнеполитические концепции американского неоконсерватизма [22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29;
30]. Показательным является исследование С. В. Кислицына, в котором убедительно доказано, что его идеология прошла длительныи эволюци-онныи путь, впитав в себя элементы различных школ и течении. По его словам, «американскии неоконсерватизм представляет идеологию ин-тегративного типа, совмещая в себе как правые, так и левые идеи (что и добавляет к нему приставку нео-)». Анализируя социальную базу родоначальников неоконсерватизма, он обратил внимание на то, что ими являлись преимущественно выходцы из иммигрантских семеи (И. Кристол, Д. Белл, Н. Глейзер, С. Липсет), которые изначально придерживались социалистических взглядов, но затем перешли на позиции антикоммунизма [22, с. 40]. Особое внимание Кислицын уделил внешнеполитическим константам неоконсерватизма, среди которых выделил принципы политического реализма и идеализма, «баланс сил», идею «американской исключительности и веру в создание империи «Pax Americana» [22, с. 47-48]. «Основой стабильности международных отношении неоконсерваторы видят наличие глобального гегемона, «Левиафана», стоящего над прочими акторами», - констатирует исследователь, усматривая в этом основную цель внешнеполитических устремлений их идеологов [22, с. 48].
Подводя общий итог, стоит отметить ряд достижений в изучении неоконсерватизма в советской и современной российской историографии. Исследователями были уточнены хронологические рамки, определены идеологические принципы и расширен круг приверженцев. Большинство ученых склонно датировать его возникновение периодом 1960-х - 1970-х гг. [4; 15; 17], хотя некоторые авторы опускают его истоки до 1930-х - 1940-х гг. [9; 19]. Сейчас общепризнано считать, что ряд факторов повлиял на зарождение неоконсерватизма, поскольку он стал, во-первых, реакцией на эволюцию либерализма, которой в период 1960-х гг. сместился в сторону социализма, продемонстрировав, тем самым, неспособность либерально мыслящих политиков вывести страну из экономического кризиса. Во-вторых, не менее важную роль сыграли, как студенческие волнения и протесты 1960-х гг., так и подъем «новых левых», вызванный проблемами капиталистической системы. Кроме того, существует мнение, что формирование неоконсерватизма было связано с непопулярностью умеренного консерватизма и праворадикальных течений [5]. Спорным вопросом является идеологическая принадлежность ранних неоконсерваторов. Часть исследователей склонна полагать, что они были преимущественно бывшими либералами [9; 21; 22], а другие включают в ряды неоконсерваторов, помимо либералов, либертарианцев, и традиционалистов [5; 20].
Осмысление идеологии неоконсерватизма с точки зрения исторического мирового опыта
идет медленно, хотя и частично восполняется трудами, подготовленными в рамках философских и политологических исследований, в которых рассматриваются сугубо его концептуальные основы [21; 31; 32; 33; 34]. И хотя за годы разработки интересующего нас вопроса ученые значительно продвинулись в теоретической пла-
Литература и источники
не, до сих пор отсутствует единое представление относительно истоков и дальнейшего развития неоконсерватизма, что свидетельствует о наличии соответствующих лакун и обуславливает необходимость дальнейшего уточнения ряда его аспектов на основе использования конкретно-исторического материала.
1) Согрин В. В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до конца XX века. М.: Наука, 1995. 238 с.
2) Байбакова Л.В. От реакции к консерватизму: у истоков «нового» Юга (70—80-е годы XIX в.) // Проблемы американистики, Вып.8: Консерватизм в США: прошлое и настоящее / Под ред. Е.Ф. Язькова. М.: Изд-во МГУ,1990. С. 46-64.
3) Байбакова Л.В. Двухпартийная система в период вступления США в индустриальное общество (последняя треть XIX в.). М.: Макс Пресс, 2002. 436 с.
4) Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1987. 192 с.
5) Хворостяный А.А. Генезис американского консерватизма: от федералистов до неоконсерваторов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. №2. С. 41-51.
6) Дулина Н. В., Моисеева Д. В. Трампизм как новое социальное явление: анализ современного научного дискурса // Социологический альманах. 2019. №10. С. 262-272.
7) Современное политическое сознание в США / [Э. Я. Баталов, Б. В. Михайлов, А. Ю. Мельвиль и др.; Отв. ред. Ю. А. Замошкин, Э. Я. Баталов]. М.: Наука, 1980. 446 с
8) Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США. М.: Издательство Московского университета, 1971. 332 с.
9) Рахшмир П.Ю. Американские неоконсерваторы и имперская идея // Новая и новейшая история. 2008. № 4. С. 3-25.
10) Мельвиль А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М: Политиздат, 1980. 143 с.
11) Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М: Искусство, 1976. 263 с.
12) Мельвиль А.Ю. США — сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США 80-х годов. М.: Наука, 1986. 214 с.
13) Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии: 50-70-е годы. М.: Наука, 1982. 332 с.
14) Гаджиев К.С. Американский консерватизм (проблемы типологизации) // Проблемы американистики. М.: Издательство Московского университета, 1990. С. 158-197.
15) Согрин В.В. Политическая история США. М.: Весь Мир, 2001. 389 с.
16) Согрин В.В. США в XX-XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М.: Издательство «Весь Мир», 2015. 592 с.
17) Харц Л. Либеральная традиция в Америке: Пер. с англ., общ. ред., вступ. сл. и послесл. Согрина В. В. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1993. 400 с.
18) Ирхин Ю.В. Теория и методология анализа консерватизма и неоконсерватизма // Социально-гуманитарные знания. 2013. №4. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-metodo]ogiya-analiza-konservatizma-i-neokonservatizma (дата обращения: 20.06.2024).
19) Баталов Э.Я. Американская политическая мысль XX века. М.: Прогресс-Традиция, 2014. 621 с.
20) Матвиенко Р.А. Изобретение неоконсерватизма: история понятия // Власть. 2014. №9. [Электронный ресурс]. С. 134-137.
21) Торопов Е.А. Извилистый путь американского консерватизма: от Рассела Кирка до неоконсерваторов// Философия и общество. 2019. №3 (92). С. 62-81.
22) Кислицын С.В. Мир посредством силы: внешнеполитическая идеология и практика американского неоконсерватизма. М.: Издательство «Весь Мир», 2020. 216 с.
23) Безруков А.Э. Особенности неоконсервативной внешней политики (на примере США) // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Т. 9. N02. 2016. С. 50-66.
24) Блохин К.В. Крестоносцы холодной войны. Американский неоконсерватизм: идеологи и практика глобальной гегемонии. М.: Издательство «Весь мир», 2016. 176 с.
25) Громыко А.А. Метаморфозы американского неоконсерватизма: идеология на излете // Обозреватель. 2007. N08. С. 56-67.
26) Павлов А.В. Прагматичные наследники политической философии Лео Штрауса // История Философии. Вып. 13. М.: ИФ РАН, 2008. С. 98-109.
27) Самуйлов С.М. Неоконсерваторы и внешняя политика Вашингтона // США и Канада: экономика, политика, культура. 2006. N05. С. 31-50.
28) Батюк В.И. Национальная оборонная стратегия США после неоконсервативной революции // США и Канада: экономика, политика, культура. 2007. №7. С. 21-38.
29) Блохин К.В. Происхождение и факторы внешнеполитической концепции американского неоконсерватизма // Ро1№оок. 2016. №2. С. 165-177.
30) Рассолова П. Э. Имперский статус США в теории неоконсерватизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2009. №4. С. 151-159.
31) Перепёлкина М. В. Философские основания изучения американского консерватизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3. Ч. 1. С. 165-167.
32) Жирное Н. Ф. Концептуальные основы неоконсерватизма // Социология власти. 2008. №6. С. 78-87.
33) Зашихина И. М. Неоконсерватизм как современный политический проект США // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №4. С. 44-48.
34) Казакова А. Д. Истоки возникновения и основное содержание американского неоконсерватизма // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. №. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-vozniknoveniya-i-osnovnoe-soderzhanie-amerikanskogo-neokonservatizma (дата обращения: 26.08.2024).
References
1) Sogrin V. V. Ideologiya v amerikanskoj istorii: ot otcov-osnovatelej do konca XX veka [Ideology in American history: from the founding fathers to the end of the twentieth century]. Moscow, Nauka Publ., 1995. 238 p.
2) Bajbakova L.V. Ot reakcii k konservatizmu: u istokov «novogo» Yuga (70—80-e gody XIX v.) [From Reaction to Conservatism: At the Origins of the "New" South (70-80s of the 19th century)]. Problemy amerikanistiki [Problems of American Studies]. Moscow, Moscow State University Publishing, 1990. P. 46-64.
3) Bajbakova L.V. Dvuhpartijnaya sistema v period vstupleniya SShA v industrial'noe obshchestvo (Poslednyaya tret' XIX v.) [The two-party system in the period of U.S. entry into industrial society (last third of the 19th century)]. Moscow, Max Press, 2002. 436 p.
4) Galkin A.A., Rahshmir P.Yu. Konservatizm v proshlom i nastoyashchem. [Conservatism in the past and present]. Moscow, Nauka Publ., 1987. 192 p.
5) Hvorostyanyj A.A. Genezis amerikanskogo konservatizma: ot federalistov do neokonservatorov [The genesis of American conservatism: from federalists to neoconservatives]. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Seriya: Obshchestvennye nauki. [Series: Social Sciences]. 2006. No.2. P. 41-51.
6) Dulina N. V., Moiseeva D. V. Trampizm kak novoe social'noe yavlenie: analiz sovremennogo nauchnogo diskursa [Trumpism as a new social phenomenon: analysis of modern scientific discourse]. Sociologicheskij al'manah. 2019. No.10. [Sociological Almanac]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nXtrampizm-kak-novoe-sotsialnoe-yavlenie-analiz-sovremennogo-nauchnogo-diskursa (accessed: 26.08.2024).
7) Sovremennoe politicheskoe soznanie v SShA / [E. Ya. Batalov, B. V. Mihajlov, A. Yu. Mel'vil' i dr.; Otv. red. Yu. A. Zamoshkin, E. Ya. Batalov] [Contemporary Political Consciousness in the United States]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 446 p.
8) Sivachev N.V., Yaz'kov E.F. Novejshaya istoriya SShA [Contemporary History of the USA]. Moscow University Press, 1971. 332 p.
9) Rahshmir P.Yu. Amerikanskie neokonservatory i imperskaya ideya [American neoconservatives and the imperial idea]. Novaya i novejshaya istoriya [Modern and Contemporary History]. 2008. No. 4. p. 3-25.
10) Mel'vil' A.Yu. Social'naya filosofiya sovremennogo amerikanskogo konservatizma [Social Philosophy of Modern American Conservatism]. Moscow, Politizdat, 1980. 143 p.
11) Mel'vil' A.Yu., Razlogov K.E. Kontrkul'tura i «novyj» konservatizm [Counterculture and the "new" conservatism]. Moscow, Art Publ., 1976. 263 p.
12) Mel'vil' A.Yu. SShA - sdvig vpravo? Konservatizm v idejno-politicheskoj zhizni SShA 80-h godov [The USA - a shift to the right? Conservatism in the Ideological and Political Life of the USA in the 80s]. Moscow, Nauka Publ., 1986. 214 p.
13) Gadzhiev K.S. Evolyuciya osnovnyh techenij amerikanskoj burzhuaznoj ideologii: 50-70-e gody [Evolution of the main currents of American bourgeois ideology: 50-70s]. Moscow, Nauka Publ., 1982. 332 p.
14) Gadzhiev K.S. Amerikanskij konservatizm (problemy tipologizacii) [American conservatism (problems of typologization)]. Problemy amerikanistiki : sbornik / redkollegiya: N.V. Sivachev (otvetstvennyj redaktor) i dr. Konservatizm v SShA: proshloe i nastoyashchee [Problems of American studies]. Moscow, Moscow University Press, 1990. P. 158-197.
15) Sogrin V.V. Politicheskaya istoriya SShA [Political History of the USA]. Moscow, World Publ., 2001. 389 p.
16) Sogrin V.V. SShA v XX-XXI vekah. Liberalizm. Demokratiya. Imperiya [USA in XX-XXI centuries. Liberalism. Democracy. Empire]. Moscow, World Publ., 2015. 592 p.
17) Harc L. Liberal'naya tradiciya v Amerike: Per. s angl., obshch. red., vstup. sl. i poslesl. Sogrina V. V. [Liberal Tradition in America]. Moscow, Progress Publishing Group, 1993. 400 p.
18) Irhin Yu.V. Teoriya i metodologiya analiza konservatizma i neokonservatizma [Theory and methodology of the analysis of conservatism and neoconservatism]. Social'no-gumanitarnye znaniya [Socio-humanitarian knowledge]. 2013. No.4. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/teoriya-i-metodologiya-analiza-konservatizma-i-neokonservatizma (accessed: 20.06.2024).
19) Batalov E.Ya. Amerikanskaya politicheskaya mysl' XX veka [American political thought of the XX century]. Moscow, Progress-Tradition Publ., 2014. 621 p.
20) Matvienko R.A. The Invention of Neoconservatism: History of the Concept. IN Power. 2014. No.9. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/izobretenie-neokonservatizma-istoriya-ponyatiya (accessed: 20.06.2024).
21) Toropov E.A. Izvilistyj put' amerikanskogo konservatizma: ot Rassela Kirka do neokonservatorov [The winding path of American conservatism: from Russell Kirk to the neoconservatives]. Filosofiya i obshchestvo. [Philosophy and Society]. 2019. No.3 (92). P. 62-81.
22) Kislicyn S.V. Mir posredstvom sily: vneshnepoliticheskaya ideologiya i praktika amerikanskogo neokonservatizma [Peace through force: foreign policy ideology and practice of American neoconservatism]. Moscow, World Publ., 2020. 216 p.
23) Bezrukov A.E. Osobennosti neokonservativnoj vneshnej politiki (na primere SShA) [Features of neoconservative foreign policy (on the example of the USA)]. Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo [Contours of global transformations: politics, economics, law]. 2016. V. 9. No. 2. 2016. p. 50-66.
24) Blohin K.V. Krestonoscy holodnoj vojny. Amerikanskij neokonservatizm: ideologi i praktika global'noj gegemonii [Crusaders of the Cold War. American neoconservatism: ideologists and practice of global hegemony]. Moscow, World Publ., 2016. 176 p.
25) Gromyko A.A. Metamorfozy amerikanskogo neokonservatizma: ideologiya na izlete [Metamorphoses of American neoconservatism: ideology on the wane]. Obozrevatel' [Observer]. 2007. No. 8. p. 56-67.
26) Pavlov A.V. Pragmatichnye nasledniki politicheskoj filosofii Leo Shtrausa [Pragmatic heirs of political philosophy of Leo Strauss]. Istoriya Filosofii [History of Philosophy]. No.13. 2008. p. 98-109.
27) Samujlov S.M. Neokonservatory i vneshnyaya politika Vashingtona [Neoconservatives and Washington's foreign policy]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [USA and Canada: Economics, Politics, Culture]. 2006. No. 5. p. 31-50.
28) Batyuk V.I. Nacional'naya oboronnaya strategiya SShA posle neokonservativnoj revolyucii [National defense strategy of the USA after the neoconservative revolution]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [USA and Canada: Economics, Politics, Culture]. 2007. No. 7. p. 21-38.
29) Blohin K.V. Proiskhozhdenie i faktory vneshnepoliticheskoj koncepcii amerikanskogo neokonservatizma [Origins and factors of the foreign policy concept of American neoconservatism]. PolitBook. 2016. No. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/proishozh-denie-i-faktory-vneshnepoliticheskoy-kontseptsii-amerikanskogo-neokonservatizma (accessed: 20.06.2024).
30) Rassolova P. E. Imperskij status SShA v teorii neokonservatizma [ Imperial status of the United States in the theory of neoconservatism]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Mezhdunarodnye otnosheniya [International Relations]. 2009. No. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/imperskiy-status-ssha-v-teorii-neokonservatizma (accessed: 20.06.2024).
31) Perepyolkina M. V. Filosofskie osnovaniya izucheniya amerikanskogo konservatizma [Philosophical foundations of the study of American conservatism]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Issues of theory and practice]. Tambov: Gramota Publ., 2015. No. 3. Part 1. p. 165-167.
32) Zhirnoe N. F. Konceptual'nye osnovy neokonservatizma [Conceptual Foundations of Neoconservatism]. Sociologiya vlasti [Sociology of Power]. 2008. No.6. P. 78-87.
33) Zashihina I. M. Neokonservatizm kak sovremennyj politicheskij proekt SShA [Neoconservatism as a modern political project of the USA]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University]. 2011. No. 4. P. 44-48.
34) Kazakova A. D. Istoki vozniknoveniya i osnovnoe soderzhanie amerikanskogo neokonservatizma [Origins and main content of American neoconservatism]. Interekspo Geo-Sibir' [Interexpo Geo-Siberia]. 2010. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/isto-ki-vozniknoveniya-i-osnovnoe-soderzhanie-amerikanskogo-neokonservatizma (accessed: 26.08.2024).
© «Клио», 2024 © Байбакова Л.В., Зайцева А.В., 2024