Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/09PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Перевезенцева Н.Л. Формирование идентичности личности в период кризиса взрослости в условиях информационного пространства // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Perevezentseva N.L. (2019). Formation of personal identity in the period of adulthood crisis in the conditions of the information space. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN419.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.31
Перевезенцева Наталия Леонидовна
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Хабаровск, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Формирование идентичности личности в период кризиса взрослости в условиях информационного пространства
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных и значимых проблем психологической науки - проблема идентичности в период кризиса взрослости и возможности ее обретения личностью в современном информационном (виртуальном) пространстве, в своем положительном смысле. Автором ставится вопрос о том, как информационное пространство позволяет человеку в период кризиса средней взрослости, конструировать свой образ «Я», трансформируясь через желаемый образ «Я виртуальное» в «Я реальное»; что позволяет ему идентифицироваться с самим собой, новыми социальными ролями, а также позволяет адаптироваться к новым обстоятельствам жизни и новой ситуации развития. Проблема формирования идентичности личности с учетом влияния внешних и внутренних условий, носит процессуальный характер, поскольку, с одной стороны, является задачей перехода человека от одного возрастного периода развития к другому, с другой, повседневной задачей обретения идентичности в активно трансформирующихся условиях современности, предлагающих человеку широкий спектр взаимодействий, в том числе в условиях информационного пространства. Поэтому исследование феномена формирования идентичности в период кризиса взрослости в условиях информационного пространства представляет отдельный интерес для его теоретического и практического осмысления.
Ключевые слова: идентичность; кризис; взрослость; информационное пространство; виртуальное пространство; социальная роль; самопринятие; «Я реальное»; «Я виртуальное»; акме-развитие; онтогенетическое развитие
В настоящее время, наблюдается усиление интереса психологов-исследователей к проблемам личности в период кризиса взрослости, а также сам процесс вхождения в данный возрастной период. Интерес исследователей к вопросам сохранения целостности внутреннего мира в период кризиса взрослости во всех сферах жизненного пространства человека -
становится актуальным не только в теоретическом осмыслении, но и практическом значении. В ряде исследований отмечается, что в настоящее время растут темпы старения населения, и к 2025 году каждый пятый россиянин достигнет возраста 60 лет и старше, а это составит примерено 25 % населения страны. Соответственно, перед психологическим сообществом стоит не простая задача - задача по решению вопросов психологического сопровождения человека, входящего в период взрослости, создании условий психологического комфорта и поддержки в отношении формирования личностной идентичности, ее конструировании в новом информационном пространстве, а также развитии позитивного образа «Я», освоении и принятии новой социальной роли.
В современных условиях личность оказывается погруженной в мир большого потока информации, информационного пространства, который не просто воздействует на внутренний мир человека, но и изменяет его самосознание, отношение к себе, как субъекту деятельности и к миру. Включаясь в onlife-пространство, овладевая им человек, постепенно погружается в ситуацию, в которой информация становится его жизненной необходимостью и потребностью. Таким образом, привычные институты социализации заменяются виртуальной средой, той виртуальной реальностью, которая требует от индивида новых способов построения взаимоотношений с другими людьми и освоения соответствующих стратегий поведения.
В современных исследованиях проблема человека в информационном пространстве, изменения форм адаптации и социализации, влияния технологий виртуальной реальности и зависимость от техносферы, психологическая безопасность в информационном пространстве, изменение и усложнение социальных и межличностных взаимодействий, освещаются в исследованиях Голубевой Н.А., Давыдовой Е.В., Иноземцевой С.А., Марцинковской Т.Д., Скорик Г.В. и др. [1-3].
Реализуя себя в профессиональном, личностном и социальном планах человек, в период взрослости, не останавливается на достигнутом, продолжает активно развиваться в условиях, которые не всегда этому способствуют (морфо-функциональные изменения, изменения профессионального и социального статуса, социальной роли, социально-экономические изменения и др.). И в этом случае, объективно стоит задать вопрос о том, что все -таки может способствовать человеку в период кризиса взрослости развиваться в условиях, этому не способствующих, что позволит ему идентифицироваться и принять свой новый образ, социальную роль и находиться в состоянии психологического комфорта и безопасности? Поскольку тема нашей работы обращена к проблеме формирования идентичности человека в период кризиса взрослости и значении в этом процессе информационного пространства (виртуального, onlife-пространства), то в исследовательское поле попадают концептуальные вопросы идентичности как базовой составляющей самосознания человека, которое реализуется в адаптации и выборе стратегий поведения в новой ситуации развития.
Изучение проблемы идентичности имеет как социальные, так и психологические аспекты. В психологическом словаре А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского дается следующее определение понятия - идентичность (лат. identicus - тождественный, одинаковый) включает чувство индивидуальности, целостности и тождественности, ощущение синтеза, единства и социальной солидарности [4]. Кроме того, это осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Н.И. Козлов определяет личностную идентичность как внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью, то, кем человек считает себя в глубине души. Как он отвечает на вопрос: «Кто я?» [5].
Понятие «идентичность» находит свое детальное описание в теории личностного развития Э. Эриксона, который рассматривает «социальную идентичность», как центральное интегративное начало личности [6]. Автор отмечает, что групповая, социальная идентичность
начинает формироваться очень рано, еще в детстве и затем, постепенно у индивида формируется индивидуальная идентичность, т. е. чувство устойчивости и непрерывности своего образа «Я», осознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что и другие признают это. Индивидуальная идентичность может быть представлена как личностная идентичность и Я-идентичность. Причем, «Я-идентичность» рассматривается как эго-идентичность, что означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности. В случае если в силу определенных обстоятельств (внутренних или внешних изменений, возрастных или социальных изменений) Я-идентичность утрачивается или меняется, то человек вынужден бороться за ее сохранение [7]. В процессе формирования идентичности можно выделить три ключевых момента: развитие чувства идентичности, собственно, процесс формирования идентичности и идентичность как результат. Усвоенный индивидуальный опыт, знания об окружающем мире позволяют человеку осмыслить собственную тождественность, принять образ себя в социальных контактах, создает условия для адекватного принятия «Я» независимо от ситуации, а также позволяет личности самостоятельно принимать решения на каждом этапе развития.
Б.Г. Ананьев в концепции жизненного пути личности рассматривает идентичность как условие успешной социальной адаптации. Для человека важно, в каждый момент жизненного пути решить вопрос как включиться в новую социальную ситуацию развития, при этом не потерять свою индивидуальность, личностную целостность и стабильность, особенно, когда человек выступает субъектом деятельности. Но и не менее важным остается вопрос идентичности в отношении бытия человека, когда он выступает в качестве субъекта жизни (по Б.Г. Ананьеву), что предполагает способность посмотреть на себя глазами других людей. Таким образом, идентичность является динамическим образованием, непрерывно изменяющимся на протяжении всей жизни человека, что позволяет органично сочетать прошлое и будущее, включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации [8].
А.А. Бодалев отмечает, что идентичность предполагает способность человека настроиться на других людей через знания о себе, других людях, что позволяет ему настроиться не только на общение, но и выбрать адекватный обстоятельствам способ поведения [9]. Особенно данное положение является актуальным в период кризиса взрослости 40-60 лет. И, несмотря на то, что в науке возрастная граница достаточно продолжительна и относительно размыта, большинство исследователей связывают данный кризис с проблемой идентичности. В современной психологической науке данный период, рассматривается как онтогенетически продолжающееся развитие человека, возраст развития (Б.Г. Ананьев, М.Д. Александрова, М.В. Ермолаева, О.Н. Молчанова, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, О.В. Краснова, Э. Эриксон и др.).
В рамках данной работы, представляется возможным рассмотреть вопрос формирования идентичности личности в период кризиса взрослости как адаптацию личности к новой ситуации развития, включенной в информационное пространство, которое создает условия для выбора определенной (подходящей) стратеги поведения. Идентичность и ее формирование в кризисе взрослости это реальная попытка стать похожим на другого человека или группу людей через информационное (виртуальное пространство), возможность перенять значимые черты той группы, которая является для личности наиболее близкой, приемлемой, референтной. Кроме того, это возможность установления желаемой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, чувства причастности, единения с ними. С одной стороны, информационное (виртуальное) пространство позволяет человеку проявлять личностные свойства, черты и выбирать способы поведения, которые он по каким-то причинам не проявляет в реальном мире, а иногда, просто конструирует или воображает. С другой, информационное (виртуальное) пространство и характер общения трансформируется, тем самым изменяет сами принципы
https:// mir-nauki. com
конструирования личностью образа «Я». Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Фадеева Л.А. и др., считают, что идентичность в виртуальном пространстве складывается в различных ситуациях из множественных сетевых идентичностей, сознательно используемых индивидом как пользователем информационного пространства [10]. Кроме того, авторами отмечается, что информационное пространство усиливает процесс идентификации в виртуальной коммуникации и его можно рассматривать, как условие пространственной идентичности, поскольку виртуальное пространство информационно-коммуникационных потоков представляет собой среду и одновременно ориентир для самоидентификации личности.
Механизм идентификации личности в разных формах ее проявления является индикатором ее адаптивных функций к новому образу «Я», к той социальной роли, которые позволяют человеку находить новые способы поведения и реализации своей личности, находиться в состоянии психологического комфорта, что не мало важно для периода кризиса взрослости в отношении решения новых задач и обретения чувства собственной целостности (перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности; осмысления внутренних и внешних изменений тела; осмысления и выработки собственной жизненной стратегии поведения.
В проведенном нами исследовании приняли участие 53 человека, из них 28 женщин и 25 мужчин, в возрасте от 45-60 лет, все работают и имеют навыки и доступ к сети Интернет. Для получения эмпирических данных нами был проведен анкетный опрос выборки, с целью выявления интернет активности, посещения испытуемыми Интернет пространства. Оказалось, что примерно к 50 годам и далее, степень активности испытуемых увеличивается, как среди мужчин, так и среди женщин (статистически значимой разницы установлено не было). Так, ежедневно до 2,5-х часов и более, проводят в сети-Интернет - 58 % опрошенных, пользуются ежедневно - 33 %, посещают несколько раз в неделю - 6 % и только 3 % опрошенных - иногда, эпизодически. Таким образом, можно предположить, что в данный возрастной период использование информационного (виртуального) пространства становится привычным, закономерным явлением и, в большинстве случаев, личностной потребностью.
Для изучения идентичности личности, характеристик самосознания взрослых, содержания отношения к информационному пространству (реальной - виртуальной) мы воспользовались модифицированным вариантом методики М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» (20 ответов) - «Кто Я в Интернете?» (10 ответов). Контент-анализ саомописаний испытуемых были отнесены к различным группам. Так, были проанализированы самоописания испытуемых, в которых они себя относят к тем или иным социальным (референтным для них) группам, в которые интегрирована их идентичность (Я-профессионал, Я-турист, Я-дачница, Я-социалочка, Я-будущий дедушка, и др.). В отношении личностных, ценностно-смысловых самоописаний были отнесены «Я не совсем красивая», «Я не успеваю на работе», «Я хочу быть лучше», «Я живу скучно» и др.), остальные самоописания были объединены в нейтральную группу («Я хочу в бассейн», «Я хочу на пенсии отправиться на Луну», «У меня плохие отношения с соседями» и др.); по значимости полученные самоописания были распределены в две группы: позитивные и негативные самоописания. Анализируя полученные результаты, можно отметить, что самоописания личности в контексте социальных отнесений как активных пользователей информационного (виртуального) пространства более значимы, по сравнению с личностными, что возможно объясняется уже сложившейся привычкой или потребностью общаться в социальных сетях, где существует возможность абстрагирования от социальных стереотипов, статусов, социальных ролей и др. Вместе с тем, самоописания испытуемых свидетельствуют о том, что информационное пространство позволяет личности идентифицироваться в отношении удовлетворения коммуникативных потребностей в соответствии с личными предпочтениями и интересами, причем, не зависимо от возраста, пола, профессии, этнической принадлежности.
https:// mir-nauki. com
Таким образом, анализ самоописаний испытуемых позволяет заключить, что информационное (виртуальное) пространство, его разнообразность и анонимность «открывает множество возможностей» для человека-пользователя сети. И прежде всего: «это источник ценной информации», «позволяет быть пользователем услуг», «возможность найти работу», «возможность досуга», «возможность виртуального путешествия» «возможность общаться с новыми людьми», «возможность общаться ежедневно с родственниками, даже в других городах», что зачастую позволяет решать проблему одиночества, изолированности. Кроме того, в условиях информационного пространства человек имеет возможность конструировать, модифицировать свое «Я виртуальное» в направлении идентификации себя «Я реального», пробуя себя в различных образах, социальных ролях, что не только психологически комфортно для человека, но и абсолютно безопасно.
Конечно, данной работой мы не снимаем опасности того, что информационное пространство также может становиться источником формирования и закрепления определенных форм девиантного поведения. Безусловно, данное положение требует отдельного изучения и разработки специализированных способов профилактики и коррекции поведения, опосредованного виртуальным пространством.
В заключении отметим, что период взрослости является не простым периодом онтогенеза, с одной стороны, личность переживает кризис середины жизни, а с другой, достигает высшей точки зенита своего развития (др.-греч. Лкц^ - акме). И, как справедливо замечает Л.И. Анциферова [11] возможно, чтобы избежать возрастной девальвации, грядущих инволюционных изменений и успешно идентифицироваться с новым образом (ролью), человеку в период кризиса взрослости необходимо обладать достаточным репертуаром поведенческой гибкости, который позволит ему погрузиться в качественно новую и семиотически неоднородную информационную среду, которая, станет для него особого рода жизненным и досуговым пространством, а также пространством личностной идентификации и межличностного взаимодействия в преодолении дефицита активности, эмоциональной напряженности, дезадаптивности и осмысления того, ради чего человек живет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20).
2. Иноземцева С.А., Давыдова Е.В. Стратегии обучения студентов вуза безопасной работе в информационном пространстве // Вестник Пятигорского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 105-108.
3. Скорик Г.В. Человек в информационном обществе: проблема идентификации / Томск: автореф. диссертации, 2008. - 147 с.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. Словарь. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
5. Козлов Н.И. Формула личности. - СПб.: изд-во: «Питер» - 2000. (Серия «Мастера психологии»). - 544 с.
6. Эдкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с англ. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013.
7. Роберт Ф., Джеймс Ф. Теории личности. - 3-е изд. - СПб., изд-во: «Издательский Дом ПИТЕР», 2014. (Серия «Мастера психологии») - 607 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. (Серия «Мастера психологии») - 288 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
10. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - С. 66-83.
11. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. - Том 17. - № 6. - С. 60-71.
https:// mir-nauki. com
Perevezentseva Natalia Leonidovna
«Far-eastern state medical university» ministry of health of Russia, Khabarovsk, Russia
E-mail: [email protected]
Formation of personal identity in the period of adulthood crisis in the conditions of the information space
Abstract. The article deals with one of the topical and significant problems of the theory and practice of psychological science - the problem of identity in a period of crisis of adulthood and the possibility of its finding by a person in the modern information (virtual) space, in its positive sense. The author raises the question of how the information space allows a person during a crisis of average adulthood to construct his own image of "I", transforming through the desired image of "I am virtual" into "I am real"; that allows him to identify with himself, new social roles, and also allows him to adapt to new circumstances of life and a new situation of development. The problem of the formation of personal identity, taking into account the influence of external and internal conditions, is of a procedural nature, since, on the one hand, it is the task of a person's transition from one age period of development to another, on the other, the daily task of acquiring identity in actively transforming conditions of modern times, offering a wide range of interactions, including in the conditions of the information space. Therefore, the study of the formation of identity in the period of the adulthood crisis in the conditions of the information space is of particular interest for theoretical and practical understanding.
Keywords: identity; crisis; maturity; information space; virtual space; social role; self-acceptance; "I am real"; "I am virtual"; acme-development; ontogenetic development
09PSMN419