Научная статья на тему 'Формирование идеи правового государства в Росси'

Формирование идеи правового государства в Росси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4632
660
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / РАЗВИТИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / ПОНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вестов Ф. А.

В статье сделана попытка проанализировать формирование идеи правового государства в досоветский, советский период и период преобразования России на современном этапе в соответствии с Конституционным определением российского государства как социального и правового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование идеи правового государства в Росси»

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2

ПРАВО

УДК 323:316.422

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Ф.А. Вестов

Саратовский государственный университет,

кафедра уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии

E-mail: jurid@info.sgu.ru

В статье сделана попытка проанализировать формирование идеи правового государства в досоветский, советский период и период преобразования России на современном этапе в соответствии с Конституционным определением российского государства как социального и правового.

Ключевые слова: идея правового государства, развитие, становление, понятия. Formation of the Idea of the Legal State Definition in Russia F.A. Vestov

In the article the author analyzes the formation problem of the idea of the legal state definition in soviet and till the soviet period and period of reformation in Russia at the modern stage in according to the constitutional definition of Russian state as social and legal one.

Key words: idea justice state, development, become (get), conception.

Преобразования в различных сферах государственного строительства, экономической жизни, а также интенсивное проведение правовой реформы вызвали в российском обществе необходимость осмысления правового положения членов общества и, как следствие, углубленного исследования понятия правового государства.

Корни идеи правового государства уходят в древность. Именно в этот период, указывает В.С. Нерсесянц, «начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей и согласованного взаимодействия права и власти»1. Аристотель, Ульпиан, Г ай, Антифонт, Цицерон, Аврелий Августин, Калликла, Сократ, Шан Ян, Исократ и другие древние философы так или иначе подходили к идее правового государства. Их взгляды «явились важными элементами будущей доктрины правового государства и сыграли роль в многовековом движении теоретического правосознания к постижению глубинных связей права и государства ...», однако «... теория правового

государства как внутренне согласованная разветвленная система идей оформляется ... в новое время»2.

В новое время происходит осмысление «общественным сознанием основных принципов и контуров, новых политико-правовых форм общества, приходящего на смену феодальному с его произволом, абсолютизмом, бесправием и незащищенностью личности. Формирующаяся доктрина была результатом осмысления не только внутренней, но и внешней деятельности государства ...

Важными предпосылками формирования доктрины правового государства стали «концепции договорного происхождения государства, разделения властей и неотчуждаемых прав и свобод человека»3, отраженные в трудах Ж.Ж. Руссо4, Дж. Локка5, Ш.Л. Монтескье6,

Э. Роттердамского7, А.Я. Каменского8. Но как целостное интеллек-

туальное построение, учение о правовом государстве оформилось

у И. Канта.

© Ф.А. Вестов, 2008

Ф.А Вестов. Формирование идеи правового государства в России

И. Кант понимал государство (сгу^аБ) как объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Он утверждал, что государство - это правовая организация, не что иное, как организационное и материальное выражение и средство обеспечения правил правомерного поведения, совокупность средств, институтов, обеспечивающих правовое регулирование. В природе государства ничего другого нет. Если появляется что-то ещё, то это - случайное. Природа государства - правовая9. Таким образом, И. Кант вплотную подошел к понятию правового государства. Но термин «правовое государство» (Rechtsstaat) впервые появился в первой трети XIX в. в трудах К.Т. Велькера10, Р. фон Моля, Ф.Ю. Шталя и других. Так, например, в своей работе «Наука о полиции согласно принципам правового государства», опубликованной в 1832 г., Р. фон Моль признавал правовую государственность характерной для высшей стадии государственного развития, связывал ее с приоритетной защитой прав и свобод всех и каждого государством и наличием системы государственной организации, обеспечивающей достижение этой высшей цели. Моль понимал правовое государство «как новый тип конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении механизма судебной защиты индивида»11.

По мнению Ф.Ю. Шталя, государство посредством права «должно точно определить и твердо гарантировать направление и границы своей деятельности, равно как и пространство свободы своих граждан; оно должно в силу нравственной идеи государства ... не вторгаться в то, что относится к сфере права. Это и есть понятие правового государства»12.

Особую роль в определении значения права в жизни общества, повлиявшего на исследователей правового государства в России, имели работы С.А. Муромцева «Определение и основное разделение права»13 и «Что такое догма права?»14. В этих трудах была последовательно изложена стройная социально-научная теория права, ставшая основой общепризнанной концепции российского либерализма конца XIX - начала XX в.

Сторонником теории С.А. Муромцева одним из первых выступил профессор Киевского университета Б.А. Кистяковский. Взяв за основу социально-научную теорию, он определил правовое государство как «правовую организацию народа»15. Соглашаясь с близостью понятий «правовое» и «конституционное» государство, Б.А. Кистяковский уточнял, что «правовое государство есть вполне и последовательно развитое конституционное государство»16.

Основными предпосылками правового государства Б.А. Кистяковский считал неотъемлемые права и свободы человека. В числе таких прав и свобод он выделял, в частности, свободу совести, культов, слова устного и печатного, общения,

свободу союзов и собраний, передвижения, право на доброе и незапятнанное имя, на неприкосновенность личности и т.д. Б.А. Кистяковский указывал, что благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности, в правовом (или конституционном) государстве государственная власть не только ограничена, но и «строго подзаконна»17.

Оппонентами концепции Б.А. Кистяковско-го выступали сторонники естественного права, например, С.А. Котляровский, который в полемике с Б.А. Кистяковским утверждал, что правовое государство в конечном счете - это определенный «уклон, устремление», выраженное в государственном строении и деятельности. В разные исторические периоды уже существовали государства, в которых проявлялось это качество, в том числе, например, в феодальном обществе18. «Можно ставить вопрос только о различном проникновении права или правовых принципов в различные типы государства,

- говорил в ответ Б.А. Кистяковский, - а отнюдь не самого правового государства или его принципов»19.

Свои позиции в понимании правового государства отстаивали и другие представители естественного права - П.И. Новгородцев, И.А. Ильин и др. Однако диаметрально противоположной точки зрения придерживались сторонники марксистской школы. Они считали правовым исключительно социалистическое государство. Как справедливо указывает М.Н. Марченко, «это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. ... Зачастую практика была иной. Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть действовала на практике совершенно по-иному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики»20.

Заметим, что теория социалистического правового государства как государства, в котором, прежде всего, соблюдается социалистическое законодательство, с одной стороны, служила политическому режиму, а с другой стороны, в период «перестройки» была ориентирована на радикальное реформирование политико-правовой системы СССР.

Полагаем, что концепция Б.А. Кистяковского более чем другие находит признание в наши дни. Например, В.С. Нерсесянц, исходя из дефиниции Б.А. Кистяковского, определяет правовое государство как правовую (т.е. основанную на принципе формального равенства) организацию «публичной власти свободных индивидов»21. Ценностный смысл этой идеи состоит в создании системы государственно-правовых отношений,

Право

55

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2

обеспечивающей приоритет права во всех сферах общественной жизни22.

Итак, учитывая очевидную взаимосвязь трактовок правового государства с правопони-манием, можно констатировать, что основные линии исторической эволюции правопонимания закладывали основы соответствующего понимания правового государства. Основной признак такого государства заключается в том, что в нем власти положены известные границы, то есть власть ограничена и подзаконна. Причем в правовом государстве как некоторые органы власти, так и сам правовой порядок организуется при помощи народа.

Являясь наиболее реальным типом государственного бытия, правовое государство создает те условия, при которых возможна гармония между общественным целым и личностью. В правовом государстве государственная индивидуальность не подавляет индивидуальность отдельного лица, а наоборот, в каждом человеке представлена и воплощена определенная культурная цель как нечто жизненное и личное.

В условиях Конституции РФ правовая государственность служит отражением такого состояния государственно-правового и общественного развития, при котором демократическая конституция и правовые законы «связывают» и «ограничивают» государство, а в содержании самих законов (как и конституции) нравственные идеи являются превалирующи-ми23. То есть мы можем отметить, что в Конституции РФ закреплены основные положения правового государства:

- права и свободы граждан России;

- обязанность государства способствовать реализации прав и свобод своих граждан;

- ограниченность деятельности государства правами и свободами граждан России;

- формирование гражданского общества, являющегося некоторым гарантом реализации прав и свобод гражданина России.

В Конституции РФ определен способ достижения и сохранения такого государства, предусматривающего выборность высших органов власти и управления народом как непосредственно (выборы президента России) так и опосредованно, через представительные органы (Государственная Дума, думы субъектов федерации, представительные органы муниципальных образований).

Можем ли мы утверждать, что это стало реальностью правовой жизни России? И да и нет! Когда мы говорим о демократических преобразованиях в обществе, возможности выбора, формировании независимых ветвей власти, создании политических партий; общественных организаций, общественной палаты и т.п., то все это свидетельствует о политической направленности движения развития общества в соответствии с принципами правового государства.

Отступления от реализации права на жилье, труд, достойную жизнь, коррупция, только формирующееся гражданское общество и многое другое свидетельствуют о имеющихся проблемах в реализации основных идей правового государства.

На наш взгляд, в Конституции России закреплен социальный идеал правового государства как справедливого, гармоничного устройства общественной жизни. По мнению М.Н. Марченко, правовое государство выступает в качестве некоего государственно-правового идеала, своего рода законченного государственно-правового штампа, идеологизированного и идеализированного варианта развития того или иного государства, стремящегося к совершенству24.

Примечания

1 Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 94.

2 См.: Ударцев С.Ф. Правовое государство: смысловые грани доктрины (из истории философии права) // Науч. тр. «Адилет» (Алматы). 2001. № 1 (9). С. 15.

3 Там же.

4 См.: Руссо Жан Жак. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998. С. 228.

5 См.: ЛоккДж. Избранные философские произведения. М., 1960; Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., исп. и доп. М., 2007. С. 83

6 См.: Монтескье Ш.Л. Избр. произв. М., 1955; Он же. Дух законов. СПб., 1900; Он же. О духе законов. Избр. произв. М., 1966.

7 См.: Роттердамский Э. Жалоба мира. 1517 // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 61.

8 См.: Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении человеческих дел. С. 73, 78-79.

9 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. С. 231, 233.

10 См.: WelcherK.T. Die letzten Grunde von Recht Staat und Strafe. Ciesen, 1813. S. 25, 71.

11 См.: MohlR. Die Polizeiwissensenschaft nach den Grund-satzen des Rechtsstaatts. Tubingen, 1832-1833. Bd. 1-2.

12 Цит. по: Ледях И.А. Теория правового государства // Из истории политических учений. М., 1976. С. 164.

13 См., напр.: Муромцев С. Определение и основное разделение права. М., 1879.

14 Он же. Что такое догма права? М., 1885.

15 Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913. С. 6.

16 Он же. Философия и социология права. С. 328.

17 См.: Он же. Государство правовое и социалистическое // Вопр. философии. 1990. № 6. С. 147, 145.

18 См.: Котляровский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915. С. 120, 188, 207, 350 и др.

19 Кистяковский Б.А. Философия и социология права. С. 327.

20 Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2004. С. 75.

56

Научный отдел

О.Ю. Апарина. Концепция социального государства: истоки и современность

21 Нерсесянц B.C. Теория права и государства. М., 2001. С. 30.

22 См.: Он же. Конституционная модель российской правовой государственности: опыт прошлого, проблемы и перспективы // Правовое государство, личность, законность. М., 1997. С. 13.

23 См.: Симаков К.А. Модель правового государства по Конституции Российсой Федерации // Гражданин и право. 2007. № 2. Февраль.

24 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 290.

УДК [342.4+340.5](100)

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

О.Ю. Апарина

Саратовский государственный университет, кафедра конституционного и муниципального права E-mail: apparina@rambler.ru

Понятие «социальное государство» все шире, особенно в последние годы, используется в отечественной экономической, политической, юридической науке. В статье предпринята попытка осмысления основных положений концепции социального государства.

Ключевые слова: социальное государство, социальные права, конституция, права человека, гарантия прав.

The Concept of the Social State: Sources and the Present O.Y. Aparina

The concept «the social state» all is wider, especially last years, is used in domestic economic, political, jurisprudence. In the scientific article attempt of judgement of substantive provisions of the concept of the social state is undertaken.

Key words: social state, social rights, constitution, human rights, guarantees of the rights.

Гуманитарная направленность многих государств в формально-юридическом плане всегда отражала общие цивилизационные подходы. В практическом же плане наблюдались и наблюдаются немалые расхождения между социальной политикой и реальностью. Между тем последние пятьдесят лет характеризуются небывалым расширением социальной сферы общества и повышенным вниманием государств к обеспечению прав граждан и высокого уровня их жизни. Обогащается содержание социальной функции государства, признаются конституционные приоритеты в данной сфере, интенсивно развиваются отрасли социального законодательства.

И для нашей страны характерен акцент на обеспечение прав граждан и укрепление их гарантий. Новые императивы социального государства и социального партнерства побуждают действовать в этом направлении всех граждан, государственные и муниципальные органы, социальные учреждения и организации, экономические структуры.

Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Представляется, что данная статья точно и адекватно отражает современное понимание социального государства и полно раскрывает его суть.

Социальные права - это гарантированные Конституцией Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами возможности, а также средства воздействия на сознание и поведение человека, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и социальную защи-щенность1.

Традиционно они относятся ко второму поколению прав человека. Объем и степень реализованности социальных прав во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения менее развиты2.

Провозглашение Российской Федерации социальным государством не означает закрепления государственного патернализма с присущим ему тотальным регулированием экономики и неприятием экономической свободы и активности личности, предпринимательства и иной хозяйственной деятельности. Конституционное закрепление социального государства означает возложение на государство общесоциальной функции. Государство - фактор общественного благополучия, основывающегося на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества.

Закрепление социальных прав на конституционном уровне преследует следующие цели:

© О.Ю. Апарина, 2QQS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.