Научная статья на тему 'Формирование и становление нового качества жизни общества и человека на основе теории активности'

Формирование и становление нового качества жизни общества и человека на основе теории активности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОДХОДЫ К ИХ ИССЛЕДОВАНИЮ / QUALITY OF LIFE AND ACTIVITY OF INDIVIDUAL APPROACHES TO THEIR STUDY / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / WORK / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсеньев Юрий Николаевич, Давыдова Татьяна Юрьевна

Рассматриваются образовательная политика государства, подходы в исследовании уровней активности личности, качества жизни общества, оценка трудовой деятельности и соблюдения баланса в обществе, проблемы познания. Проанализированы источники внешней и внутренней неопределенности в инновационно-интеллектуальной деятельности человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арсеньев Юрий Николаевич, Давыдова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We consider the educational policy of the state, approaches to the study of the levels of activity of the person, the quality of life of the society, the assessment of employment and respect for balance in the society, the problem of knowledge. Analyzed the sources of internal and external uncertainty in innovation and intellectual activity of man and society.

Текст научной работы на тему «Формирование и становление нового качества жизни общества и человека на основе теории активности»

ства на рынке розничной реализации бензина марки АИ - 98 в городе Екатеринбурге увеличилась до 49,9 % . Свердловская область является регионом с высоким уровнем спроса на нефтепродукты. В перспективе можно ожидать дальнейшего роста рыночной доли таких компаний, как ОАО АНК «Башнефть», ОАО «НК Роснефть».

В результате принятых государством мер по регулированию рынка нефтепродуктов ценовая ситуация в региональном сегменте остается стабильной. Институт биржевой торговли и регистрация внебиржевых сделок позволили дать надежные индикаторы цен на внутреннем рынке [4]. Оптовые и розничные цены на нефтепродукты, реализуемые дочерними предприятиями вертикально - интегрированных нефтяных компаний, формируются с учетом биржевых цен. Кроме того, установление цен осуществляется нефтяными компаниями на основе принципов, закрепленных в правилах торговой практики [3]. Применение указанных инструментов ценообразования позволило исключить на региональном рынке ситуацию с манипулированием цен на нефтепродукты, приводящим к необоснованному их росту.

Список литературы

1. Информационно - аналитическая справка, подготовленная Советом общественной безопасности Свердловской области «О проблемах проведения отопительного сезона 2014/2015 годов на территории Свердловской области. -Екатеринбург, 2015, 32с.

2. Князева И.В., Салтевский В.А. Формирование конкурентных отношений и естественно - монопольных видов деятельности на рынке электрической энергии //Современная конкуренция. - 2012. - № 1 - С.32 - 40.

3. Пресс - релиз. Анатолий Голомолзин о налогообложении нефтяной отрасли. [Электронный ресурс].URL: http:// fas.gov.ru/press-center/ news/

detail. Html id=45522 (дата обращения 18.05.2016).

4. Презентация Голомолзина А.Н. Модернизация в нефтеперерабатывающей отрасли. [Электронный ресурс]. URL: http:// fas.gov.ru/upload/vedia-

archive/presentation 20.04.2016.pdf (дата обращения 18.05.2016).

5. Стофт С.Экономика энергосистем. М.: Мир, 2006, 623 с.

ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ

АКТИВНОСТИ

Арсеньев Юрий Николаевич

Д-р техн. наук, проф., РАНХиГС, Тульский филиал, каф. менеджмента

Давыдова Татьяна Юрьевна

Канд. пед. наук, доцент, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются образовательная политика государства, подходы в исследовании уровней активности личности, качества жизни общества, оценка трудовой деятельности и соблюдения баланса в обществе, проблемы познания. Проанализированы источники внешней и внутренней неопределенности в инновационно-интеллектуальной деятельности человека и общества.

ABSTRACT

We consider the educational policy of the Sate, approaches to the &udy of the levels of activity of the person, the quality of life of the society, the assessment of employment and respect for balance in the society, the problem of knowledge. Analyzed the sources of internal and external uncertainty in innovation and intellectual activity of man and society.

Ключевые слова: образование, качество жизни и активность личности, подходы к их исследованию, трудовая деятельность, инновации, интеллект.

Keywords: education, quality of life and activity of individual approaches to their &udy, work, innovation, intelligence.

Встраивание России в мировое сообщество потребовало от государства и общества существенной корректировки компонентов общеобразовательной и профессиональной школы, систем дополнительного, профессионального, в т.ч. послевузовского образования. Приоритетом становится повышение качества образования, развития природной познавательной активности человека, овладевающего определенным стандартом современных знаний, применения их на практике. Эта личность постоянно находится в инновационном познавательном поиске необходимой информации, применении ее в текущих социально-экономических, интеллектуально-культурных и прочих условиях.

Главный стержень образовательной политики государства - достижение качества образования, адекватного акту-

альным и перспективным потребностям личности, общества и государства, динамичным изменениям в повышении уровня социально-экономического и профессионально-квалификационного потенциала для улучшения качества жизни качества каждого человека и всего общества. В сфере образования сложились следующие противоречия [1-4]:

- возрастающая потребность общества в личностях, способных самостоятельно, с высокой степенью активности, воли к успеху и ответственности решать сложные текущие и перспективные проблемы социально-экономического развития России сталкивается с неготовностью образовательной системы их реального и адекватного решения;

- проводимая модернизация образовательных структур, содержания, технологий пока не достигла всестороннего

решения из-за слабой опоры на социально-природный механизм развития познавательной активности каждой личности, недостаточного осознания ею своей роли в становлении и развитии качества своей и жизни всего общества;

- научные исследования качества жизни человека, выбора им стратегии своего развития для повышения уровня жизни общества носят локальный характер, слабо связаны с познавательной активностью самого человека и возможностью ее развития в учебно-воспитательном процессе;

- психолого-педагогические исследования познавательной активности, интересов, самостоятельности человека не связаны со становлением нового качества его жизни и жизни общества.

Устранить (минимизировать) эти противоречия реально можно на основе учета комплекса факторов, психосоциальных возможностей и способностей человека, зависящих от его генотипа, природной и образовательной активности, стратегии и тактики поведения, потребностей, целей, мотиваций, ценностных ориентиров личности. Последнее складывается в процессе деятельности через воспитание, обучение, отношение человека к себе, близким и к обществу, развития когнитивной, регулятивной и коммуникативной сфер личности.

Активность человека с позиции биологии, живого организма оценивается его реакцией, уровнем адаптации, опережающего отражения, предвидения и т.п. Активность познавательной деятельности человека учитывается с позиций творчества, способности модельного отражения реальности в сознании. Активность свойств социального субъекта связана с целеполаганием, инициативой, преобразованием, оцениванием качества, полезности, ценности, выгоды и т.п. Сегодня от личности обучающегося требуется способность познавательной активности «через всю жизнь» с постоянным пополнением и обновлением полученных знаний. Среди множества подходов к активности особо выделяются

Подходы в исследовании акти

онтологический (текущее и будущее развитие), гносеологический (знаниевый) и социологический (см. таблицу).

Деятельностный, социально-исторический и мировоззренческий анализ активности предусматривает изучение факторов, влияющих на ее становление. Это, прежде всего, две формы активного отношения человека к миру - предмет-но-деятельностное отношение к природе (деятельностная схема активности); социальные связи, организующие это отношение (конкретно-историческое содержание). В процессе исследовательской деятельности при применении новых технологий обучения (модульных, проблемно-модульных, информационных и т.д.) субъект образования вырабатывает познавательную активность, функционирующую «через всю жизнь», являющуюся необходимым велением времени в условиях слияния объективных закономерностей социального прогресса и активных сознательных действий человека.

Познавательная активность сопряжена с выяснением форм проявления активности на уровне социальной формы движения материи вплоть до современного общества, выступающей чертой гражданина, человека, личности, сознательно формирующих способ жизнедеятельности.

Формирование нового взаимоотношения с творческой созидательной познавательной активностью требует учета различных социальных и внесоциальных форм активности. Познавательная активность превратилась в универсальный элемент мирного взаимоотношения и преобразований людьми в информационном обществе как способа творческого отношения к миру, жизни, к себе в течение всей жизни. Синтез познавательных мотивов и способов самостоятельного поведения в интересах развития своего качества жизни и качества жизни общества должен вестись с учетом глобальных последствий своего взаимодействия с природой и биосферой.

ости личности и качества жизни

Подход Семантика аспекта

Онтологический Отражает активность как объективную форму существования и развития природных и социальных систем. Анализируется проявление активности на разных уровнях движения материи (неживая, живая, социально организованная) с позиции наличия общих элементов, связей, закономерностей функционирования активных систем, психофизиологических механизмов активности живого, системно-структурного анализа активности систем

Гносеологический Изучение активности познающего субъекта, существенных особенностей познавательной активности и деятельности субъекта, характеристика субъект-объектного отношения, формы выражения активности человека, в т.ч. активности сознания

Социологический Получение научных данных о носителях активности в обществе на базе социально значимых критериев (степень общности субъекта, сфера занятости, пол, возраст), наблюдение реализации и роста активности в политической, трудовой и духовной сферах

Уровень жизни человека Степень развития материальных условий жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей отдельных социальных групп и членов общества

Образ жизни Исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности, включающий труд, учебу, физический отдых, свободное время

Качество жизни человека и общества Включает ряд компонент: биологическую (генотип, здоровье); социальную (комфортность, безопасность, защищенность, гармония, душевное спокойствие в отношениях с социумом); материальную (жилье, другие материальные блага, экономические возможности); экологическую (состояние биосферы); личностно-ориентированную - саморазвитие, самореализация, креативность

Активность человека Отношение человека к труду (труд детерминирует развитие человека, как инициативного существа до степени всеобщности самой активности, превращает социальную практику в реальный способ жизнедеятельности общественного человека)

Пути развития энергетики, биотехнологий, интернета, изменения ландшафтов, истребления видов - лишь некоторые из принимаемых решений менеджментом в политике и высшим руководством страны. Они должны оцениваться как по экономическим, этическим, эстетическим, так и нравственным критериям, нравственной ответственности человека, возможной при психологической подготовленности, понимании сущности жизни общества.

Эффективность действий и решений зависит как от точности и адекватности экономико-математических методов и моделей, алгоритмов принятия решений, так и от взаимосвязи наших действий с процессами эволюции биосферы, комплексного учета экологических и человеческих факторов. Этика выступает высокой степенью ответственности за все живое, а эффективность управления ростом качества и уровня жизни населения неотъемлема от объективной оценки уровня, образа и качества его жизни. Поэтому важнейшая задача современного образования - интеллектуальное осмысление проблем становления нового качества жизни на базе развития природно-социальной познавательной активности человека.

Можно выделить следующие уровни активности: первый - созидающая активность в умении принятия неадекватных решений, стремлении личности влиять на природу, адаптировать ее к себе;

второй - творческая активность (проявление творчества личности в любой сфере, стремление внести в нее что-то новое, оригинальное);

третий - социально-репродуктивная активность (подчинение личности среде, адаптации к ней без проявления своих способностей).

В целом активность человека исполняет самые разнообразные роли в его функционировании во всех сферах жизни - от координации, организации всех жизненных отношений и проявлений личности до посредничества между требованиями общественной и личной жизни, повседневной рутины деловых операций. Активность личности, реализующей планы и множество действий, приобретает форму самореализации, исполняющей временные планы -саморегуляции, а в ценностном плане - самовыражения или самолюбия в жизни своего «Я». Знание человеком своих высших личностных жизненных качеств позволяет стратегически их использовать в оптимальном сочетании. Ум, чувства, воля действуют слаженно, гармонично или вступают в противоречие, рассогласование в зависимости от спо-

собности личности к саморегуляции, самоконтролю, силы стремления к гармонизации. Творческая модель организации жизни требует от личности длительной на многие годы высокой активности, умения максимального варьирования своих действий, нахождения неожиданных решений, абстрагирования от всего незначимого, преходящего, несущественного. Корни активности человека лежат не во внешних условиях, а в ее собственных внутренних мотивах. Отражая объективные процессы, сознание человека фиксирует их в форме знаний, на основе которых формируется идея создания нового. Определение конкретных путей и методов повышения активности людей в трудовой, социальной и культурной жизнедеятельности через систему их непрерывного образования является приоритетным условием становления их нового качества жизни. В качественно-количественном единстве характеристик активность выступает условием становления нового качества жизни общества, поэтому необходима новая качественная оценка интеллектуально-трудовой отдачи каждого члена общества с учетом его специфики, способностей и интеллекта. Для подобной оценки можно применить зарубежные данные, в т.ч. США. Там трудовую деятельность работника оценивают по степени тяжести физического и напряженности интеллектуального (умственного) труда. Соотношение оплаты труда для самой высококвалифицированной категории и неквалифицированных работников не должно превышать 20 раз. Однако в российских условиях это условие не выполняется, что усиливает социальную напряженность и ослабляет мотивацию к повышению производительности труда всех категорий работающих. Это положение в России следует решительно менять, переходя к объективным показателям, увеличивая прозрачность ситуации и способствуя внедрению научной организации труда в российской экономике (см. рисунок).

Изменение соотношения реального физического и интеллектуального труда в пользу умственной деятельности происходит при широкой автоматизации и компьютеризации производственно-технологических и организационно-управленческих процессов. Применение прогрессивных технологий, компьютерного моделирования управленческих решений с предварительной оценкой получаемых выгод, социального и экономического эффектов и уровней ущерба негативных последствий от принятия решений позволит существенно учитывать безопасную для здоровья нагрузку на организм работников.

Источники внешней (а) и внутренней (б) неопределенности в ИИД:

1-20 - логические операторы: 1- объективная реальность; 2 - источники информации; известны ли источники (3?) и методы получения информации (4?); достоверна ли информация (5?); поиск новых источников (6) и методов получения (7) информации; 8 - информация об объективной реальности как база принятия решения (ПР); 11 - лицо, принимающее решение (ЛПР); 12 - цели и критерии принятия решений; 13 - известны ли критерии ПР? 14 - есть релевантная информация для ПР?; 15 - есть ли методы обработки информации; 16 - адекватны ли методы обработки информации; 17 - разработка новых критериев ПР; 18 - разрешение проблем объективной неопределенности; 19 - разработка новых методов обработки информации; 20 - информационно-методическая основа ПР.

В российской практике крайне необходима объективная, научно обоснованная оценка уровней тяжести физического и напряженности умственного труда работников для повсеместного внедрения в практику объективной системы оплаты труда, что позволит гармонизировать социальные отношения, объективно оценивать вклад и отдачу каждого работника, государственного служащего в общее дело страны. Это позволит также повысить уровень организационной, корпоративной и инновационной культуры, престиж трудовой деятельности и образованности россиян, приобрести и накопить личностные и корпоративные знания и профессиональные компетенции [2-4].

Научно обоснованный выбор путей и методов повышения трудовой, социальной и культурной активности работников через систему непрерывного образования «через всю жизнь» - важнейший фактор становления и достижения нового качества жизни их и всего российского общества. В этом случае активность выступает индикатором интенсивности социально полезной коллективной деятельности, подлежащим объективному измерению и оценке степени

участия, результативной отдачи каждого участника коллективного созидательного труда на благо себя, своего окружения, всей России.

Список литературы

1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Жданова Н.И., Суш-ков Н.А. Управление проектами и принятие решений: Эффективность, надежность, качество, безопасность: Монография. - М. - Тула: Изд-во ТулГУ 2015. - 244 с.

3. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Минаев В.С. Синергетика, когнитология, комплексная безопасность: системы «природа - общество - человека»: Монография. - М. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. - 308 с.

4. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Инновации, инвестиции, интеллект: потенциал, капитал, модели: Монография.-М.-Тула: Изд-во ТулГУ 2013. 447с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.