Научная статья на тему 'Формирование и регулирование процесса диверсификации инновационной деятельности промышленного предприятия'

Формирование и регулирование процесса диверсификации инновационной деятельности промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИБКОСТИ ПРОИЗВОДСТВА / DIVERSIFICATION OF MANAGEMENT / PRODUCTION DIVERSIFICATION / FINANCIAL AND ECONOMIC PURPOSES OF A DIVERSIFICATION / TECHNOLOGICAL PURPOSES OF ENSURING FLEXIBILITY OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухов Сергей Игоревич, Джурабаев Кахраман Турсунович

Рассматривается основное содержание диверсификации производства как деятельность субъектов хозяйствования. проявляющаяся в покупке действующих предприятий, организаций новых предприятий, перераспределении инвестиций в интересах организации и освоения новой продукции на имеющихся производственных площадях. Представлены наиболее важные организационно-экономические цели диверсификации управления инновационной деятельностью промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и регулирование процесса диверсификации инновационной деятельности промышленного предприятия»

Формирование и регулирование процесса диверсификации инновационной деятельности промышленного предприятия Алтухов С.И., Джурабаев К. Т.

Новосибирский государственный технический университет, г.Новосибирск

Термин «диверсификация» происходит от позднелатинского «diversificatio» -изменение, разнообразие или от латинского «diversus» - разный и «fasio» - делаю [1, с.432].

Понятие диверсификации производства рассматривает явления выпуска предприятием разнообразной продукции. В общем плане под диверсификацией производства принято понимать организационно-экономический процесс, сутью которого является расширение номенклатуры продукции, производимой субъектами хозяйствования, их проникновения в другие отрасли экономики (хозяйства). Причем, взгляды российских и зарубежных экономистов на диверсификацию в общем плане не имеют принципиальных различий.

В «Экономической энциклопедии», вышедшей в 1972 году под редакцией A.M. Румянцева, понятие диверсификации определяется как расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями или объединениями предприятий, связанное с использованием собственных накоплений предприятий на организацию новых видов производства, проникновение в другие отрасли и сферы хозяйства [1, с.432] .

Другие российские авторы дают ей такое определение: «Под диверсификацией имеется ввиду проникновение крупных компаний в другие отрасли, не находящиеся в прямой связи с их основной отраслью» [2, с.33].

Ф. Котлер говорит о диверсификации как средстве или пути осуществления роста фирмы за счет проникновения в новые отрасли [1, с.583-584].

На наш взгляд наиболее точным определением диверсификации производства является следующее: «Диверсификация производства (productline diversification) - переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции и выходом с ними на новые рынки [3, с.79].

Разнообразие определений диверсификации производства говорит о том, что данное понятие недостаточно полно разработано в экономической российской и зарубежной литературе. Однако, как следует из приведенных выше точек зрения на определение диверсификации производств, а можно сделать вывод о том, что большинство исследователей диверсификацию рассматривают с одной стороны, как экономическое явление, а с другой, как организационно-экономический процесс.

Сутью диверсификации производства как экономического явления представляется выпуск субъектом хозяйствования наряду со старыми новых товаров. Причем их производство должно основываться на разных производственно-технологических процессах.

Одновременный выпуск (производство) различных модификаций одной и той же продукции не является диверсификацией производства, как таковой, так как в этом случае расширяется не номенклатура продукции, а ее ассортимент. В.А. Новиков, в связи с этим, вводит в оборот такие понятия как «диверсификация продукции» и концентрическая диверсификация. Под диверсификацией продукции он понимает «...производство большого числа модификаций одного и того же вида товара, расширяющее интересы потребителей, однако приводящего в большинстве случаев к удорожанию продукции» [4,с.51]. В качестве концентрической диверсификации он рассматривает «... пополнение ассортимента изделиями производимого ранее вида с улучшенными параметрами для сохранения рынка сбыта» [4,с.89].

В то же время, диверсификацией можно считать и ведение различных видов финансово-хозяйственной деятельности. Например, производство какой-либо продукции

сочетается с оказанием услуг населению, деятельностью на рынке недвижимости, на рынке ценных бумаг и т.п.

В данной связи, необходимо сделать одно уточнение. К диверсификации нельзя относить те случаи, когда один вид финансово-хозяйственной деятельности является, как бы, логическим (функциональным) продолжением другого. Например, к ней нельзя отнести случай, когда в рамках одного субъекта осуществляется снабженческая, производственная и сбытовая деятельность в интересах выпуска этим субъектом какой-либо продукции, даже тогда, когда эти виды деятельности осуществляют дочерние предприятия, являющиеся юридическими лицами. Подобная организация дела в экономической литературе получила название вертикальной интеграции.

Основным содержанием диверсификации производства как организационно -экономического процесса представляется деятельность субъектов хозяйствования, направленная на развитие предприятий, объединений, отраслей экономики за счет расширения номенклатуры производимых товаров (работ, услуг) на базе новых производственно-технологических процессов, расширение сфер их финансово-

хозяйственной деятельности за счет проникновения в другие отрасли экономики. Эта деятельность может проявляться в трех формах, а именно: покупка действующих

предприятий, организация новых предприятий с созданием соответствующих

производственных мощностей, перераспределение инвестиций в интересах организации и освоения выпуска новой продукции на имеющихся производственных площадях и оборудовании, принадлежащих данному субъекту хозяйствования.

Таким образом, под диверсификацией производства мы будем понимать

функционирование в рамках одного субъекта хозяйствования не связанных друг с другом функционально и технологически производств, а так же совокупность организационноэкономических мер по его развитию за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции своей отрасли или внедрения в новые сферы финансово-хозяйственной деятельности или отрасли экономики.

Диверсификация производства, как и любой другой планомерный экономический процесс, имеет свою систему целей и задач. В этой системе можно выделить

организационно-экономические, финансово-экономические, социально-экономические и производственно-технологические цели. В современных условиях развития рыночных отношений в России все эти группы целей подчинены инновационной стратегической экономической цели государства - осуществлению структурной реформы экономики в интересах улучшения социально-экономических показателей развития общества в целом. При этом мы рассматриваем диверсификацию как один из факторов, способствующих достижению этой цели.

Рассмотрим наиболее важные организационно-экономические цели диверсификации управления инновационной деятельностью промышленного предприятия.

Первая из них связана с формированием хозяйственной среды экономики рыночного

типа.

Осуществляя диверсификацию своего производства, промышленные предприятия выходят на новые для них товарные рынки. При этом они решают задачи выбора подходящего для диверсификации вида продукции, обеспечение оборудованием, сырьем и материалами нового производственного процесса, проблему продвижения и сбыта новой продукции. В ходе их решения предприятия могут создавать собственную инфраструктуру для реализации новой производственной программы в виде отделов, служб, производственных подразделений, дочерних фирм или пользоваться услугами сторонних организаций для решения возникших задач и проблем. Это приводит к развитию рыночной инфраструктуры и формированию хозяйственной среды рыночной экономики.

И, во-вторых, демонополизация рынка в процессе диверсификации производства. Она идет по двум направлениям.

Первое дает выход на новые рынки продукции новых фирм, что приводит к усилению конкуренции и перераспределению долей рынка между его субъектами. Широко известен случай, когда фирма «ИБМ» всего за один год переориентировала спрос сразу на 30 процентов выпуска своих компьютеров, потеснив при этом на рынке персональных ЭВМ такие фирмы, как «Эпл» и «Макинтош», признанных лидер в этой сфере бизнеса.

Второе - разукрупнение промышленных предприятий и объединений (за счет выделения из их состава дочерних фирм), дифференциация производственной деятельности по продуктовому признаку, что ограничивает возможности монополизации рынка данного товара [5, с.82; 6, с.169] .

Основные финансово-экономические цели диверсификации, следует рассматривать с точки зрения задач, решением которых они достигаются.

Первая - уменьшение размеров внутренней государственной задолженности, может быть достигнута в ходе диверсификации производства за счет сокращения расходов госбюджета на нужды социальной помощи безработным в связи с сокращением безработицы при проведении диверсификации промышленного производства и увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет за счет увеличения массы прибыли диверсифицированных промышленных предприятий.

Вторая - снижение уровня инфляции, достигается благодаря тому, что управление диверсификацией производства способствует снижению уровня инфляции за счет привлечения свободных капиталов и накоплений к расширению сферы производства новых товаров. При этом происходит увеличение товарного покрытия наличной денежной массы в результате наращивания физического объема выпускаемой продукции.

Третья - вовлечение в воспроизводственный процесс внутри страны свободного капитала и накоплений.

Четвертая - увеличение массы прибыли предприятий в условиях управления диверсификации достигается, во-первых, обеспечением оптимального сочетания производимых фирмой товаров на основе учета их жизненных циклов, во-вторых, наращиванием физических объемов выпускаемой продукции и связанной с этим экономией на масштабах производства и использованием эффекта производственного рычага [7, с.105], и, в-третьих, снижением порога рентабельности предприятия при диверсификации его производства [8, Т.1, с.71; 7, с.112].

Пятая - повышение запаса финансовой прочности диверсифицируемого промышленного предприятия происходит, с одной стороны, вследствие увеличения массы выручки, и, с другой стороны, в связи со снижением порога рентабельности предприятия. Этот показатель отражает размер снижения выручки, который предприятие может выдержать при изменении рыночной конъюнктуры без серьезной угрозы для своего финансового положения [7, с.111].

Рассматривая ведущие социально-экономические цели управления диверсификацией производства, необходимо отметить, что первая из них - усиление социальной защищенности его работников - достигается за счет того, что управление диверсификацией производства предполагает выполнение комплекса мер по переквалификации персонала промышленной фирмы. Овладение новыми профессиями объективно способствует повышению социальной защищенности работников, так как они расширяют свои потенциальные возможности по трудоустройству (в том числе и на других предприятиях). В условиях рынка наличие работы является одной из главнейших гарантий социальной защищенности.

Вторая - повышение занятости рабочей силы - может быть достигнута за счет создания дополнительных рабочих мест на предприятиях при развертывании на них нового производства или замене части производственных мощностей (инженерно-технический персонал, монтажники и наладчики занятые разработкой, строительством, монтажом, наладкой и пуском). На этапе непосредственной производственной деятельности эта часть персонала предприятия может быть задействована на техническое обслуживание нового

оборудования. При диверсификации могут быть привлечены дополнительные трудовые ресурсы. В условиях рыночной экономики выпуск дополнительной или новой продукции обуславливает необходимость создания определенного количества рабочих мест и для обеспечения для ее продвижения на рынке, доведения до потребителя и послепродажного обслуживания.

Третья - повышение уровня и улучшение условий жизни населения - достигается за счет того, что управление диверсификацией производства приводит к перераспределению государственных расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение, экология и т.п.). Затраты на них являются своего рода капиталовложениями в развитие и совершенствование производительных сил, что создает предпосылки к дальнейшему росту национального богатства общества и, в перспективе, к увеличению прибылей предпринимателей (более квалифицированная рабочая сила приносит больший доход). Вторым фактором, влияющим на достижение этой цели, выступает повышение уровня занятости населения, обеспечивающей стабильность его доходов и, следовательно, расходов и изменения их структуры в пользу непродовольственных товаров.

Производственно-технические цели управления инновационной деятельности состоят в следующем.

Первая из них предусматривает преодоление затратного характера общественного производства в целом, и промышленного сектора в частности, играет для Российской Федерации важную роль.

Общепризнанно, что путями достижения этой цели могут быть внедрение высоких ресурсосберегающих технологий, снижение материало- и фондоемкости продукции на основе последних достижений науки. Одним из магистральных путей решения проблемы является повышение производительности труда.

Вторая требует адаптации оборудования и технологии к производству новой продукции; она, поэтому, заслуживает особого внимания. При освоении новой продукции в процессе диверсификации к использованию имеющегося оборудования нужно подходить избирательно. Существует опасность, что себестоимость диверсификационной продукции будет значительно выше аналогов, имеющихся на рынках, что повлечет за собой снижение конкурентоспособности продукции и эффективности производства. В связи с этим, представляется интересным подход, предлагаемый Л. Ефановым [ 9, с.18]. Суть его взгляда -в определении трех возможных групп оборудования и технологий предприятия с точки зрения их использования для производства новой продукции.

Первая. Оборудование и технологии, предназначенные для производства продукции двойного назначения: автомобилей, подъемнотранспортных средств, газовых турбин, стройматериалов и т.п. Это наиболее легкое и эффективное направление. Оно характеризуется низким уровнем затрат на изменение производственно-технологических процессов. Как указывает Л. Ефанов, при этом на первый план выходят показатели качества и конкурентоспособности продукции.

Вторая. Оборудование, пригодное для производства новой продукции после внесения частичных изменений в производственно-технологические процессы. Это направление характеризуется практически теми же показателями, что и первое.

Третья. Узкоспециализированные виды оборудования и технологий, непригодные для использования в производстве новой продукции или требующие таких значительных затрат на их адаптацию, что участие их в процессе диверсификации становится экономически нецелесообразным.

Четвертая из производственно-технических целей обеспечение гибкости производства в целом. Осуществляя освоение в ходе управления диверсификацией производства новых видов оборудования и технологий, необходимо подходить к этому с точки зрения обеспечения гибкости производства в целом. Предпочтение необходимо отдавать оборудованию, которое может быть использовано как в существующем, так и новом,

диверсифицированном производствах, что позволит оперативно реагировать на конъюнктурные изменения в обоих рыночных сегментах промышленного производства.

Литература

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1991. - 736с.

2. Никитин С., Демидова Л. Монополия, олигополия и конкуренция / Мировая экономика и международные отношения. - М., 1989. - № 3. - С 20.

3. Словарь делового человека (для ВУЗов) / Под ред. В.Ф.Халипова. - М.: Интерпракс, 1994.

4. Christopher Lorenz. «Pioneers :The Anti- Merger Specialists», Financial Times, Jet.30, 1981, p.16.

5. Voss W. Die Rustungsindustrie Zeiten.- Bre men, 1992 .-S. 82 .

6. Fischer M. Gleishgewicht gestort Wirtschsftswoche.- 1992.- №23.-S.169.

7. Финансовый менеджмент. - М. : Перспектива,1993.-С.43- 47,105-112.

8. Самуэльсон П. Экономика. - М.: МГП АЛГОН,ВНИИСИ - 1992.-Т.1.-С.71.

9. Voss W. Die Rustungsindustrie Zeiten.- Bre men, 1992 .-S. 82 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.