Научная статья на тему 'Формирование и реализация инвестиционной стратегии инновационного развития регионов'

Формирование и реализация инвестиционной стратегии инновационного развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
932
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ / ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ТИПЫ СТРАТЕГИЙ / INVESTMENT STRATEGY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGION / FORMATION PRINCIPLES / REALIZATION PRINCIPLES / OPTIMUM STRATEGY / TYPES OF STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валинурова Лилия Сабиховна

В статье исследуются подходы к формированию и реализации инвестиционной стратегии инновационного развития регионов. Выявлены типы инвестиционных стратегий и проанализированы тенденции их использования, Предложен подход к формированию инвестиционной стратегии инновационного развития, принципы формирования и реализации инвестиционных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND REALIZATION OF INVESTMENT STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS

In article approaches to formation and realization of investment strategy of innovative development of regions are investigated. Types of investment strategy are revealed and tendencies of their use are analysed, the approach to formation of investment strategy of innovative development, principles of formation and realization of investment strategy Is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация инвестиционной стратегии инновационного развития регионов»

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

УДК 330.322:001.895

Валинурова Лилия Сабиховна

д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой управления инновациями и инвестиционной деятельностью ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» Тел.: 8-(347) 276 14 07 E-mail valinurovalilia@.mail.ru

В статье исследуются подходы к формированию и реализации инвестиционной стратегии

инновационного развития регионов. Выявлены типы инвестиционных стратегий и проанализированы тенденции их использования, Предложен подход к формированию инвестиционной стратегии инновационного развития, принципы формирования и реализации инвестиционных стратегий.

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, инновационное развитие, регион, принципы формирования, принципы реализации, оптимальная стратегия, типы стратегий.

Valinurova Lilija Sabihovna

the Doctor of Economics, the professor, the honored worker of a science of the Russian Federation, managing chair of management of innovations and investment activity of the Bashkir academy of public service and management at the President of Republic Bashkortostan» Ph.: 8 (347) 276 14 07 E-mail: valinurovalilia@mail.ru

FORMATION AND REALIZATION OF INVESTMENT STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS

In article approaches to formation and realization of investment strategy of innovative development of regions are investigated. Types of investment strategy are revealed and tendencies of their use are analysed, the approach to formation of investment strategy of innovative development, principles of formation and realization of investment strategy Is offered.

Keywords: investment strategy, innovative development, region, formation principles, realization principles, optimum strategy, types of strategy.

1. Введение

Реализация планов и программ инновационного развития региона требует решения проблемы инвестиций, что с необходимостью предполагает формирование инвестиционной стратегии региона. Основные задачи формирования такой стратегии должны заключаться в следующем:

- обеспечение социально-экономического развития региона и создание условий для функционирования конкурентоспособных производств;

- максимальное удовлетворение инвестиционных потребностей региона;

- определение влияния инвестиционной привлекательности на приток капита-лообразующих инвестиций и социально-экономическое развитие региона;

- разработка мероприятий по регулированию инвестиционной привлекательности региона для обеспечения необходимого притока инвестиционных ресурсов.

- выяснение причин, влияющих на инвестиционную привлекательность региона;

- осуществление мониторинга инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности.

При решении поставленных задач особенно важно сохранение единого экономического пространства и общих принципов формирования стратегических планов на всей территории развития. Анализ методологических подходов к формированию инвестиционной стратегии регионов показал отсутствие единого подхода к разработке стратегии инвестиционного развития, что определяет несогласованность различных уровней и звеньев экономики, а, следовательно, усиливает и дифференциацию регионального развития, что нарушает единство экономического пространства России.

2. Принципы формирования и реализации инвестиционной стратегии региона

Учитывая особенности формирования инвестиционной стратегии, на основе системного подхода с учетом динамичного и разнохарактерного развития регионов, выделены основные принципы формирования инвестиционной стратегии развития регионов, соблюдение которых призвано обеспечить объективность, достоверность и реалистичность разрабатываемой стратегии.

Первый принцип — использование системного подхода к региону как к целостному объекту развития. Регион рассматривается как множество взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой и взаимодополняющих друг друга. Охватываются все уровни экономических и властных отношений, воздействующие на развитие региона: федеральный, республиканский, муниципальный. Наряду с взаимодействиями по вертикали предметом изучения и анализа должны стать горизонтальные цепи связей: межрегиональные между городами и районами региона (внутренние), связи с регионами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья (внешние). Реализация системного подхода к исследованию инвестиционного процесса в регионе позволяет выявить приоритетные направления развития отраслей не только в совокупности по региону, но и дифференциацию по городам и районам. За счет этого обеспечивается структуризация развития производственного комплекса и формируются мероприятия, способствующие его оптимизации.

Второй принцип — основан на определении приоритетных направлений развития инвестиционной политики региона — позволяет в условиях ограниченных бюджетных ресурсов создавать возможности для дальнейшего более успешного протекания инвестиционного процесса. Данный принцип базируется на исследование инвестиционного климата и инвестиционных ресурсов хозяйствующего субъекта. Сопоставление потребностей в инвестировании с реальным притоком капитала позволяет установить необходимый объем привлекаемых ресурсов и на основе полученных результатов определить направления воздействия на инвестиционный процесс. Дополнительная оценка возможностей региона по реализации того или иного направления помогает сформулировать базовые положения инвестиционной стратегии развития.

Третий принцип — формирование системы управления инвестиционным

процессом должно основываться на четком разграничении предметов ведения, распределение функций и полномочий между федеральными и региональными органами власти и управления.

Решающее условие разработки инвестиционной стратегии и претворения в жизнь ее целевых установок—четкое и долговременное закрепление за федеральным центром, регионом и муниципальными уровнями соответствующих функций, полномочий и ответственности. Это касается разграничения объектов государственной собственности федерального, регионального и муниципального уровней, сфер финансирования, налоговых и иных поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты. Это принцип реализуется на базе бюджетного федерализма, что позволяет увеличить объем располагаемых ресурсов региона. Распределение функций и полномочий упрощает систему мониторинга инвестиционного процесса, значительно сокращает затраты региона для достижения поставленных целей.

Четвертый принцип формирования инвестиционной стратегии— использование программного метода для реализации предусмотренных в концепции направлений развития — предусматривает разработку целевых комплексных программ по отраслям, городам и районам, а также пакет законодательных и нормативных актов по реализации системы управления инвестиционным процессом. За счет целевой направленности учитываются особенности городов, районов и отраслей, формируется индивидуальный подход, позволяющий минимизировать поиск оптимального решения в области управления инвестиционным процессом.

Пятый принцип провозглашает сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов. Государственные органы инициируют и разрабатывают стратегию развития региона с помощью экономических методов, привлекают весь имеющийся потенциал для ее реализации. Направления и степень вмешательства государства в социально-экономические процессы определяются необходимостью правового обеспечения (установления стабильных "правил игры"). Содействуя эффективному внедрению рыночных механизмов (финансово-кредитной системы, конкуренции, рынка ценных бумаг, стабилизации денежного обра-

щения), гибкому использованию преимуществ тех или иных форм собственности, государство создает условия для повышения деловой активности, свободного предпринимательства.

Шестой принцип формирования инвестиционной стратегии — рациональное использование кадрового потенциала при осуществлении стратегического плана развития инвестиционного процесса в регионе — основан на переподготовке существующих и подготовке нового поколения руководителей предприятий и учреждений для реализации намечаемого курса.

При этом реализацию инвестиционной стратегии развития региона целесообразно осуществлять, используя следующие принципы:

1. Ориентация на конечного пользователя (органы управления социально-экономической системой) — заключается в том, что предлагаемые приемы и способы управления инвестиционным процессом должны быть обеспечены организационно, методически и технически.

2. Повышение роли понятийного аппарата — заключается в расстановке акцентов при исследовании связей в социально-экономических системах, в уточнении взаимовлияния между элементами инвестиционного процесса и качественно новой интерпретации сущности инвестиционного процесса.

3. Использование диалектического подхода при исследовании инвестиционных процессов — заключается в выявлении особенностей эволюционирования его элементов, установлении логической пространственно-временной связи между ними и оценке влияния внешних по отношению к социально-экономической системе факторов.

4. Процессный подход и органично с ним связанный системный подход, т.е. инвестиционный процесс и его элементы рассматриваются как некая длительность и как система, имеющая вход и выход, т.е. своих «поставщиков» и «потребителей».

5. Постоянное улучшение — заключается в отказе от установления жестких пределов; само улучшение (исследования, анализа, управления инвестиционным процессом) должно быть системой. С этих позиций управление инвестиционным процессом — это самосовершенствующаяся система, обеспечивающая соответствие теоретических разработок практическим потребностям и повышающая уровень развития

социально-экономической системы в целом.

6. Принятие решений, обеспечивающих эффективное развитие инвестиционного процесса, — основывается на использовании современных методов исследования и позволяет исключить необоснованные выводы и решения.

7. Межуровневые отношения — заключается в признании единого подхода к организации и исследованию взаимодействий между социально-экономическими системами различного уровня, позволяет достичь максимальной эффективности управленческих решений.

Инвестиционная стратегия предполагает реализацию мероприятий, направленных на максимальное удовлетворение инвестиционных потребностей региона и повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов. Инвестиционный процесс обладает инертностью и протекает неравномерно, что обусловлено возмущениями неэкономического характера. Исходя из этого, при осуществлении мониторинга и контроллинга инвестиционного процесса необходимо учитывать свойство инертности и определенного периода запаздывания управленческих решений.

Обязательными условиями инвестиционной стратегии развития региона должны стать:

- Направленность действий субъекта управления на достижение конкретных целей. Четкое формулирование целей позволяет точно определить методы их достижения, сократить затраты за счет отказа от ненужных действий по управлению инвестиционным процессом.

- Комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль, путем использования единой методологической базы ко всем этапам управления и учета обратной связи в системе управления.

- Единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего непрерывность, путем формирования инвестиционной политики в разрезе стратегии и тактики. Их единство определяет не только устойчивость развития региона, но и позволяет повысить точность прогнозирования и планирования перспектив его развития.

- Контроль за принимаемыми управленческими решениями как важнейший фактор их реализации — позволяет из-

бежать необратимых последствий за счет непрерывного отслеживания параметров инвестиционного процесса, сопоставления их с запланированными значениями и своевременного исправления несоответствий.

- Материальное и моральное стимулирование всех участников инвестиционного процесса, заключающееся в дополнительном субсидировании, льготировании и т.д. для инвесторов, в повышении уровня заработной платы, в возможности использовать часть результата управления инвестиционным процессом на решение социальных задач для органов управления социально-экономической системой.

- Индивидуальный подход к каждому региону, позволяющий максимально использовать ее потенциал; реализуется за счет учета уровня социально-экономической системы и за счет горизонтальной дифференциации систем одного уровня.

- Гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи — дает возможность органам управления социально-экономической системой быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, на новые требования рынка и адаптироваться к ним.

При формировании мероприятий, направленных на эффективное управление инвестиционным процессом, необходимо учитывать, что показатели, характеризующие факторы инвестиционной привлекательности, влияют на инвестиционный процесс в различной степени и разнонаправлено, неодинаково поддаются воздействию со стороны управляющего субъекта. Например, если изменение показателя повлияет на инвестиционный процесс в скором времени, то такое мероприятие целесообразно включать в план тактических действий. И наоборот, если ожидается, что изменение показателя повлияет на инвестиционный процесс через длительный промежуток времени, такое мероприятие разумно включить в план стратегии инвестиционной политики, при этом осуществлять постоянный контроль за результатами изменений.

В соответствии с выделенными задачами стратегия инвестиционного развития региона способствует реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функций управления инвестиционным процессом.

Оперативные функции связаны с

непосредственным управлением движением капитала. Сюда относится управление собственными инвестиционными ресурсами как государства, так и частного и корпоративного инвестора; непосредственное управление инвестициями, организация инвестиционных потоков и регулирование их взаимосвязи; управление финансовыми результатами инвестирования; реализация инвестиционного законодательства.

К координационным функциям относятся: структурирование и анализ потребностей в инвестиционных ресурсах различных элементов и уровней социально-экономических систем; установление целесообразного соотношения в характере и параметрах развития инвестиционных рынков, согласование реальных и потенциальных возможностей инвестора; анализ потенциальных возможностей социально-экономической системы «принять» поступающий объем инвестиций и т.д.

Контрольные функции выступают индикатором протекания инвестиционного процесса в социально-экономической системе. К ним относится отслеживание и сопоставление параметров и характеристик инвестиционного процесса, установление отклонений и выявление причин, вызвавших эти отклонения.

Регулирующие функции заключаются в разработке мероприятий, направленных на изменение состояния инвестиционного процесса и условий его протекания, и реализации этих мероприятий.

Для успешного выполнения функций стратегии инвестиционного развития региона необходимо обеспечить поддержание связи инвестиционной стратегии с общей стратегией развития региона. Развитие региона должно быть подчинено единой стратегии, поэтому все аспекты управления инвестиционным процессом должны быть с ней связаны. Это самое главное условие реализации функций инвестиционной стратегии в практической деятельности.

С развитием мирохозяйственных связей и активным использованием достижений НТП все большую актуальность приобретают вопросы активизации интеллектуального и организационного капитала. Поэтому для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности региона необходимо совершенствование организации движения информационных и инвестиционных потоков. Организация информацион-

ных и инвестиционных потоков должна обеспечить возможность контролировать все функции по выполнению задач управления инвестиционным процессом. Все функции управления должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективное решение легче принять, если существуют ответственные за его принятие и реализацию лица.

Формирование рыночных отношений вызывает необходимость ускорения обмена информационными ресурсами, поэтому возникает потребность в своевременном поступлении необходимой информации и современной технологии ее обработки. Выполнение данного требования базируется на компьютеризации процесса принятия решения, (от сбора информации до формулирования и реализации конкретного мероприятия), а также и всего инвестиционного рынка. Сети электронного обмена данными значительно упрощают обеспечение прозрачности рынка, расширяют возможности совершения операций, ускоряют процессы обмена информацией, мониторинга и контроллинга и, как следствие, повышают инвестиционную привлекательность региона.

В связи с ограниченностью инвестиционных ресурсов важное значение имеет эффективное управление ресурсами, имеющимися в распоряжении субъекта управления, и тщательная разработка мероприятий по воздействию на инвестиционный процесс. Рациональное использование ресурсов субъекта управления повышает их компетентность в вопросах управления инвестиционным процессом, сокращает объем необходимых инвестиций со стороны и максимизирует получаемую прибыль. Эффективное распределение ресурсов заключается, во-первых, в инвестировании наиболее приоритетных отраслей, получивших развитие в регионе, во-вторых, в финансировании социально-значимых отраслей, обеспечивающих достойный уровень жизни населения. Реализация одновременно этих противонаправленных задач заключается в оптимизации структуры инвестиционных вложений в регионе, которая может быть достигнута за счет управления инвестиционной привлекательностью как отраслей экономики региона, так и самого региона.

Неотъемлемым элементом страте-

гии инвестиционного развития региона должно стать установление тесной связи с социально-экономическими системами других уровней в области выработки стратегии: округом, страной, страновым сообществом и др. Соответствие стратегий развития социально-экономических систем различного уровня (предприятий, отрасли, региона) определяет эффективность достижения поставленной цели. На каждой ступени происходит конкретизация параметров инвестиционного процесса, поэтому облегчается разработка корректирующих мероприятий. Согласованность этих мероприятий на различных уровнях обеспечивает скорейшее получение результата управления. При этом огромное значение придается открытому и систематическому процессу обмена информацией, который может быть обеспечен только за счет согласованных действий различных уровней государственного управления и едиными стандартами предоставления необходимой информации.

Принятие любого решения основывается на получении экономического результата в случае его реализации. На этой основе строится и формирование инвестиционной стратегии развития региона: решение управленческого характера принимается только в том случае, когда даже при пессимистических условиях развития региона его реализация обеспечивает достижение поставленной цели без дополнительных затрат. Поэтому необходимо обеспечить учет эффективности управления инвестиционным процессом на основе экономических показателей. Это требование позволяет оценить эффективность управленческих решений, поскольку возможно определить их отдачу как отношение полученного результата от изменений к затратам на разработку и реализацию решения. В результате множества наблюдений может быть сформирована нейросетевая модель принятия управленческих решений, основанная на образном восприятии условий реализации инвестиционной стратегии.

Поскольку основной целью функционирования региона как саморазвивающейся экономической системы является обеспечение экономического роста экономики региона, то в качестве конечного ориентира инвестиционной стратегии должно стать определение оптимального уровня развития региона. Выявление желаемого результата изменений и оформление его в виде

количественных показателей значительно облегчает управление инвестиционным процессом, поскольку возможно постоянно определять достигнутое за счет изменений уровня.

Соблюдение перечисленных выше принципов и требований при формировании и реализации инвестиционной стратегии развития региона позволит обеспечить ускорение социально-экономического роста региона, повышения эффективности использования ресурсов и выравнивания отраслевой структуры в регионе за счет:

• выявления различий в инвестиционной привлекательности отраслей региона и установления факторов, определяющие эти различия;

• прогнозирования будущих объемов инвестиций в экономику региона; разработки механизма управления притоком инвестиций, используя многовариантность выбора;

• корректировки системы субсидирования с учетом приоритетных задач экономического развития региона и уровня отраслевой инвестиционной привлекательности;

• уточнения основных направлений действий министерств и ведомств по управлению инвестициями;

• эффективного распределения финансовых ресурсов бюджета региона с учетом основных направлений экономического и инвестиционного развития;

• определения направлений и форм размещения капитала на основе оценки инвестиционной привлекательности региона и развивающихся в нем отраслей.

Таким образом, инвестиционная стратегия развития региона, построенная на принципе управления инвестиционной привлекательностью, позволит реализовать основные цели и задачи социально-экономического развития региона. Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно исходить, прежде всего, из системы целей общей стратегии экономического развития. Эти цели могут быть различными: обеспечение прироста капитала; рост уровня прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности; изменение пропорций в формах реального и финансового инвестирования; изменение технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений; изменение отраслевой и региональной направленности инвестиционных про-

грамм и т.п.

3. Тимы инвестиционных стратегий развития регионов

В зависимости от целей социально-экономического развития региона и приоритетных задач инвестиционной стратегии можно выделить так называемые «чистые» (если цель единственная) и «смешанные» инвестиционные стратегии (если имеется более одной приоритетной цели). Общее количество возможных типов стратегий весьма велико. Тем не менее, анализ массива данных, накопленный за последние четыре года, позволяет выделить типичные инвестиционные стратегии, используемые регионами чаще других.

Типичными оказались все «чистые» стратегии, а из смешанных - мотивированные как «поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства», «расширение производства с обновлением продукции» (отметим, что их используют даже несколько чаще, чем «чистые» инвестиционные стратегии, соответствующие второму мотиву), «интенсификация и модернизация производства с его расширением» и «поддержание мощностей с обновлением продукции». Остальные типы в поле инвестиционных стратегий практически не встречаются.

Если ранжировать мотивы инвестиционной активности по их «прогрессивности», от относительно консервативного «поддержания мощностей» и до «выпуска новой продукции», то типы «чистых» инвестиционных стратегий можно определить как:

1. консервативная (соответствующий мотив инвестиционной активности - «поддержание мощностей») в среднем за рассматриваемый период применялась около 25% регионов РФ;

2. экстенсивная («расширение существующего производства») - около 13%;

3. интенсивная («интенсификация и модернизация производства») - около 9%;

4. прогрессивная («выпуск новой продукции») - около 4%.

К «смешанным» типам стратегий относятся:

1. консервативно-интенсивная («поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства») - 8%;

2. экстенсивно-прогрессивная («расширение производства с обновлением продукции»)- более 5%;

3. экстенсивно-интенсивная («расширение производства с его интенси-

фикацией и модернизацией») - около 5%;

4. консервативно-прогрессивная («поддержание мощностей с обновлением продукции») - около 3%.

Доля типов стратегий, связанных с активностью регионов на финансовых рынках, весьма заметна. Заемную стратегию с мотивацией «привлечение заемных средств» используют почти 5% регионов, ссудную с мотивацией «получение дохода от финансовых инвестиций» - около 3%.

Анализ факторов социально-экономического развития регионов показал, что влияют на выбор инвестиционной стратегии региона. В результате исследования было выявлено, что «чистые» инвестиционные стратегии предприятия выбирают в связи с повышенным влиянием единственного фактора (исключение составляет заемная стратегия). Консервативная стратегия связана с повышенным недостатком оборотных денежных средств, экстенсивная определяется в большей степени дефицитом квалифицированного персонала, интенсивная обусловлена повышенным уровнем конкуренции с импортной продукцией, прогрессивная - недостатком спроса (как и ссудная стратегия, но последняя — при меньшем влиянии прочих факторов).

Недостаток денежных поступлений для финансирования текущей деятельности как фактор предпочтения конкретной инвестиционной стратегии связан в большей степени с выбором консервативно-прогрессивной, а не заемной стратегии. По нашему мнению, это обусловлено некоторой противоречивостью мотивов инвестиционной активности «поддержание мощностей» и «выпуск новой продукции». Заемная стратегия выбирается при большем дефиците спроса, чем при выборе консервативно-прогрессивной стратегии, и меньшем - необходимого оборудования.

Недостаток денежных поступлений для финансирования инвестиционной деятельности с большей вероятностью ведет к выбору консервативно-интенсивной инвестиционной стратегии, и это закономерно. Выбор прогрессивной или экстенсивно-прогрессивной стратегии определяется высоким уровнем ограничений со стороны спроса. На наш взгляд, в этих условиях более рациональна консервативно-прогрессивная стратегия, которая предполагает обновление номенклатуры, но не ее

расширение с сохранением не пользующейся спросом продукции, как экстенсивно-прогрессивная инвестиционная стратегия. Последней оказывают предпочтение в случае большего дефицита необходимого оборудования и профессиональных кадров, несмотря на больший, чем при выборе прогрессивной формы, дефицит оборотных денежных средств.

Консервативно-прогрессивная инвестиционная стратегия предполагает пониженную конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией на фоне повышенного дефицита оборотных денежных средств. Недостаток квалифицированной рабочей силы обусловливает в большей степени выбор консервативно-интенсивной инвестиционной стратегии.

В рамках данного исследования под оптимальной инвестиционной стратегией понимается стратегия, при которой заявленные цели адекватны способам их достижения (то есть формам инвестиций и источникам финансирования). Показателем адекватности мер, в конечном счете, служит оценка социально-экономического развития региона.

Регионы, использующие консервативно-интенсивную инвестиционную стратегию, больше инвестируют в здания, сооружения, машины и оборудование, меньше всех производят финансовых вложений. При этом они испытывают наиболее сильный дефицит инвестиционных денежных ресурсов, несмотря на самую активную амортизационную политику и получение средств по лизингу. Это обусловлено минимальными бюджетными источниками и незначительным обращением к банковскому кредиту. Данный тип стратегии сопровождается постоянным социально-экономическим развитием (то есть является единственным стабильным оптимальным типом из «смешанных» инвестиционных стратегий).

Регионы, использующие экстенсивно-прогрессивную инвестиционную стратегию при минимальных инвестициях в здания и сооружения нерационально много средств отвлекают в финансовые инвестиции. Они не выделяют средства для бюджетной поддержки инвестиционной деятельности, также слабо используют амортизационные ресурсы, но весьма активно - банковские кредиты.

Регионы с экстенсивно-интенсивной инвестиционной стратегией отли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чаются наибольшими инвестициями в машины и оборудование и наименьшими долгосрочными финансовыми вложениями. Они достаточно инвестируют в здания и сооружения, используют лизинг (аренду), и равно активно — все источники финансирования. Такая политика начала положительно сказываться на их социально-экономическом развитии с 2002 г., когда темпы улучшения стали самыми интенсивными на фоне иных стратегий.

Применение консервативно-прогрессивной инвестиционной стратегии сопровождается наибольшими вложениями в лизинг (аренду), при этом средства от лизинга (аренды) абсолютно не используются в качестве источников финансирования инвестиций. Эти регионы характеризует наибольшее использование средств по целевым государственным программам. Обращает на себя внимание противоречие между формами, источниками инвестиций и заявленными инвестиционными целями (напомним, что у этой категории регионов максимальный дефицит даже текущих денежных средств), связанное с высокой нестабильностью социально-экономического развития.

Для прогрессивной инвестиционной стратегии свойственны минимальные вложения в машины/оборудование и достаточно высокие—в лизинг (аренду). В таких регионах стимулируется активное использование прибыли в качестве источников финансирования, при этом амортизационных средств и банковских кредитов привлекают мало. В условиях пониженного спроса на продукцию такая стратегия, в общем, рациональна, хотя формы ее проявления не совсем соответствуют целям. И это подтверждает общая тенденция ухудшения социально-экономического развития регионов, которое изначально было самым лучшим в разрезе «чистых» инвестиционных стратегий. Впрочем, оно так и остается одним из лучших; кроме того, в последнее время появилась слабая тенденция к его улучшению.

Интенсивная инвестиционная стратегия отличается существенными и результативными вложениями в лизинг (аренду), активным использованием амортизации и бюджетных средств как источников финансирования, но небольшим - кредитов и займов.

Экстенсивная инвестиционная стратегия связана с высоким уровнем вложений в наиболее перспективные от-

расли экономики при минимальной поддержке социально-значимых; источником инвестиций в данном случае выступает повышенное бюджетное финансирование.

Консервативная инвестиционная стратегия используется регионами с низким уровнем социально-экономического развития. С финансовой точки зрения обращает на себя внимание низкий уровень использования прибыли.

Анализ показал, что в течение четырех последних лет инвестиционные предпочтения регионов кардинально не менялись. Тем не менее, определенные тенденции существуют, а их направленность свидетельствует о некотором повышении качества инвестиционной стратегии; со временем они выбирают более эффективные, оптимальные стратегии.

В использовании консервативной инвестиционной стратегии наблюдался некоторый подъем (до 26%), но на конец рассматриваемого периода его уровень практически не отличался от начального - 22-23%. Обратная динамика наблюдалась в тенденции применения интенсивной инвестиционной стратегии: 13-14% в начале и конце периода при снижении использования до 7% .

Доля регионов, использующих экстенсивную инвестиционную стратегию, выросла с 5% до 18%. Этот рост, как свидетельствуют результаты корреляционного анализа, происходил за счет замещения наиболее «продвинутых» -интенсивной, прогрессивной и ссудной инвестиционной стратегий. Использование двух последних сократилось с 9% до 1% и с 3,5% до 2%, соответственно.

Заемную инвестиционную стратегию относительно стабильно применяли 5% регионов, консервативно-интенсивную - 8%. Несколько вырос уровень использования экстенсивно-интенсивной инвестиционной стратегии (на 3% по тенденции), а экстенсивно-прогрессивной и консервативно-прогрессивной инвестиционной стратегии - наоборот, на 2% уменьшился.

4. Заключение

Как свидетельствуют результаты анализа использования инвестицион-

ных стратегий регионами, консервативная инвестиционная стратегия в большей мере присуща регионам, где наибольшее развитие получили сельское хозяйство, и существенно меньше в регионах, с наиболее развитой торговой сетью. Регионы, в которых наиболее развит промышленный сектор, используют прогрессивную инвестиционную стратегию, а также экстенсивно- и консервативно-прогрессивные инвестиционные стратегии.

Консервативно-интенсивной инвестиционной стратегии больше придерживаются регионы, где приоритетное развитие получили транспорт и торговля, экстенсивно-интенсивной инвестиционные технологии — торговля.

Таким образом, отраслевая структура региона является основой выбора направлений инвестиционной стратегии. При этом, чем выше уровень отраслевой дифференциации в регионе, тем сложнее комбинация «чистых» инвестиционных стратегий. Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что весь процесс формирования инвестиционной стратегии - от постановки целей до разработки конкретных программ - должен быть взаимоувязан и внутренне согласован. Правильная постановка стратегических целей на различных этапах и последовательное движение к их реализации открывает перед регионом возможности продвижения к его основной цели - достижение максимально возможного экономического роста при минимальных затратах.

Литература

1. Валинурова Л.С. Эффективное управление инвестиционными процессами современной экономики. - М.: Издательство Палеотип, 2005. -240 с.

2. Валинурова Л.С. Оценка условий и возможностей инновационного развития регионов. / Экономика и управление. - 2005. - №3. - - 9с.

3. Валинурова Л.С. Инвестиционная привлекательность региона: оценка и анализ. / Закон и право - 2005 - №5. - 5 с.

4. Валинурова Л.С. и др. Формирование инвестиционной стратегии развития российских регионов. - М.: Изда-

тельство Палеотип, 2007. - 100 с.

5. Валинурова Л.С. Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии региона и возможности их совершенствования. / Экономика и управление. - 2008. - № 1. - 16 с.

6. Валинурова Л.С. и др. Управление региональным развитием в инновационной экономике. - М. Издательство «Палеотип», 2008. - 168 с.

7. Валинурова Л.С. Казакова О.Б. Формирование механизма управления региональным развитием в инновационной экономике. - М.: Издательство «Палеотип», 2009. - 176 с.

8. Валинурова Л.С. Инновационное развитие регионов: теория и практика. - М.: Издательство «Палеотип», 2009. -172 с.

References

1 Valinurova L.S. Efficient management of investment processes of modern economy. - М: Publishing house the Palaeo-type, 2005.-240 p..

2. Valinurova L.S. the Estimation of conditions and possibilities of innovative development of regions. / Economy and management. - 2005. - №3. - 9 p..

3. Valinurova L.S. Investment appeal of region: an estimation and the analysis. / the Law and the right - 2005 - №5. - 5 p.

4. Valinurova L.S.., etc. Formation of investment strategy of development of the Russian regions. - М: Publishing house the Palaeotype, 2007. - 100 with.

5. Valinurova L.S.. the Basic approaches to formation of investment strategy of region and possibility of their perfection. / Economy and management. - 2008. - № 1. - 16 p.

6. Valinurova L.S.., etc . Management of regional development in innovative economy. - M. Publishing house the Palaeotype, 2008. - 168 p.

7. Valinurova L.S., Kazakova O.B. Formation of the mechanism of management by regional development in innovative economy. - М: Publishing house "Palaeotype", 2009. - 176 p.

8. Valinurova L.S. Innovative development of regions: the theory and practice. - М: Publishing house "Palaeotype", 2009. - 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.