Научная статья на тему 'Модернизация агропромышленного комплекса как одно из условий социально-экономического развития региона'

Модернизация агропромышленного комплекса как одно из условий социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ECONOMIC DEVELOPMENT / AGRIBUSINESS / MODERNIZATION / INNOVATION DEVELOPMENT / REGIONAL POLICY / REGION POTENTIAL / GROSS REGIONAL PRODUCT / REPUBLIC OF MORDOVIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болтунов В.В.

Статья посвящена проблемам агропромышленного комплекса Республики Мордовия, модернизация которого необходима в целях обеспечения устойчивого экономического развития региона в будущем. В последние годы агропромышленный комплекс выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия. Тем не менее ситуация с инвестиционной и инновационной активностью сельскохозяйственных производителей в регионе продолжает ухудшаться. Поэтому именно модернизация, основанная на формировании высокотехнологичных ресурсов, реализации современных систем управления, эффективном вовлечении в хозяйственный оборот современных разработок позволит обеспечить устойчивое развитие региона. Целями данной работы являются изучение агропромышленного комплекса Республики Мордовия, определение методов и способов его развития путем внедрения новых технологий производства, а также выработка ряда предложений для дальнейшего развития изучаемой отрасли. В статье на основе статистических данных и графических методов проведен сравнительный анализ реализованных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Республики Мордовия за последние семь лет. В ходе проведенной работы были выявлены сильные и слабые стороны в исследуемом процессе. Определено, что для Республики Мордовия характерны проблемы, схожие с проблемами для Российской Федерации в целом. Отмечено, что в настоящее время в республике наметились положительные тенденции, которые связаны с осуществлением инвестиционных проектов. Сделан вывод о важности развития существующих фондов в системе социально-экономического развития. Предложены пути комплексной социально-экономической модернизации регионов. При этом необходимы совершенствование государственной региональной политики, усиление государственного регулирования, внедрение современных эффективных форм и методов воздействия на социально-экономические процессы, качественное изменение системы управления. Областью применения результатов работы может служить практическая деятельность работников агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болтунов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the region's agro-industrial complex as a condition for socio-economic development of the region

Importance The article considers the problems of agro-industrial complex of the Republic of Mordovia, modernization of which is necessary in order to ensure the region's sustainable economic development in the future. In recent years, agribusiness has been singled out as one of the main priorities of the Republic of Mordovia economic policy. However, the situation with investment and innovative activity of agricultural producers in the region continues deteriorating. The modernization, based on the high-tech resources, the implementation of modern management systems, and the effective involvement in economic turnover of modern development will facilitate the region's sustainable development. Objectives The goals of the research is to study the Republic of Mordovia agro-industrial complex, the definition of methods and ways of its development through the introduction of new production technologies, as well as the generation of a number of proposals for the further development of the researched industry. Methods On the basis of statistical data and graphical methods, I made a comparative analysis of the carried out investment projects in the Republic of Mordovia agro-industrial complex over the last seven years. The paper identified the strengths and weaknesses of the research process. I determined that similar problems are characteristic to the Republic of Mordovia, which is similar to the problems for the Russian Federation, in general. The article emphasizes that at present, there are visible positive trends that relate to carrying out of investment projects in the Republic of Mordovia. Results I draw a conclusion about the importance of existing funds in the system of socio-economic development, and propose the ways of an integrated socio-economic modernization of regions. Conclusions and Relevance The paper highlights the need to improve the State regional policy, to enhance the State regulation and to implement the modern effective forms and methods, which impact the socio-economic processes, qualitative change of management system. The scope of the paper's findings application may include practical activities of agribusiness employees.

Текст научной работы на тему «Модернизация агропромышленного комплекса как одно из условий социально-экономического развития региона»

УДК 332.021.8

модернизация агропромышленного комплекса как одно из условий социально-экономического развития региона

в.в. болтунов,

аспирант кафедры государственного и муниципального управления E-mail: boltunovvv@inbox.ru Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Статья посвящена проблемам агропромышленного комплекса Республики Мордовия, модернизация которого необходима в целях обеспечения устойчивого экономического развития региона в будущем. В последние годы агропромышленный комплекс выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия. Тем не менее ситуация с инвестиционной и инновационной активностью сельскохозяйственных производителей в регионе продолжает ухудшаться. Поэтому именно модернизация, основанная на формировании высокотехнологичных ресурсов, реализации современных систем управления, эффективном вовлечении в хозяйственный оборот современных разработок позволит обеспечить устойчивое развитие региона.

Целями данной работы являются изучение агропромышленного комплекса Республики Мордовия, определение методов и способов его развития путем внедрения новых технологий производства, а также выработка ряда предложений для дальнейшего развития изучаемой отрасли.

В статье на основе статистических данных и графических методов проведен сравнительный анализ реализованных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Республики Мордовия за последние семь лет.

В ходе проведенной работы были выявлены сильные и слабые стороны в исследуемом процессе. Определено, что для Республики Мордовия характерны проблемы, схожие с проблемами для Российской Федерации в целом. Отмечено, что в настоящее время в республике наметились положительные

тенденции, которые связаны с осуществлением инвестиционных проектов.

Сделан вывод о важности развития существующих фондов в системе социально-экономического развития. Предложены пути комплексной социально-экономической модернизации регионов. При этом необходимы совершенствование государственной региональной политики, усиление государственного регулирования, внедрение современных эффективных форм и методов воздействия на социально-экономические процессы, качественное изменение системы управления.

Областью применения результатов работы может служить практическая деятельность работников агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: экономическое развитие, агропромышленный комплекс, модернизация, инновационное развитие, региональная политика, потенциал региона, валовый региональный продукт, Республика Мордовия

В первом десятилетии 2000-х гг. экономика регионов Российской Федерации находилась на подъеме и имела устойчивый рост [19, с. 57]. Социально-экономические показатели отличались стабильностью, но при этом, несмотря на все усилия, это был рост без развития, т.е. без качественных изменений структуры экономики, технического переоснащения, инновационного обновления производства, роста производительности труда, что рано или поздно должно привести к новому застою как в

экономике, так и в социальной сфере [1, с. 112]. Поэтому основной целью государственной политики в настоящее время является модернизация экономики и социальной сферы, перевод их на инновационный путь развития. Таким образом, главными целями модернизации являются формирование сильной инновационной экономики регионов, способной обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, а также поддержание конкурентоспособности страны в глобальной экономике [2, с. 19].

При модернизации экономического развития территорий регионов наиболее остро стоят следующие вопросы [6, с. 30]:

- что имеет первоочередную значимость, ускорение темпов экономического роста или сдерживание инфляции;

- с какой модернизации начинать, с институциональной (улучшение институтов) или технологической (стимулирование экономического роста);

- на какой спрос ориентироваться, внутренний или внешний.

Принципиально важен также выбор пути модернизации: 1) сверху или 2) снизу. [15, с. 39].

В случае выбора первого пути роль государства сводится:

- к жесткому регулированию;

- к перераспределению валового внутреннего продукта в свою пользу;

- к концентрации ресурсов, необходимых для массированных инвестиций в реконструкцию хозяйства;

- к выбору отраслевых приоритетов и усилению администрирования [9, с. 4].

Второй путь предполагает доминирующую роль низовых звеньев экономики [7, с.141]:

- предприятий и их корпоративных объединений;

- рыночных сил;

- частной инициативы.

Государству здесь отводится задача создания условий инициативного хозяйствования.

Характерной особенностью рассматриваемых вариантов является недостаточный учет пространственного фактора, формируемого широкой совокупностью территориальных особенностей страны, так как долгосрочные стратегии должны основываться на имеющемся потенциале регионов [16, с. 36].

Модернизация национальных экономик может осуществляться как при использовании собственных ресурсов государства и частного бизнеса (кре-

ативный тип), так и путем привлечения внешних инвестиций, новых знаний, разработок и технологий (адаптивный тип) [12, с. 62]. По мнению автора, для российских регионов характерна модернизация смешанного типа с органичным использованием передовых зарубежных достижений и возможностей собственного научно-инновационного потенциала [4, с. 216]. Выбор конкретного типа модернизации для той или иной территории должен осуществляться на основе подробного анализа состояния социально-экономического потенциала региона и охватывать производственную базу, уровень развития технологий, уровень профессиональной компетенции различных категорий трудовых ресурсов, имеющийся научно-технический потенциал, финансовые возможности территорий и т.д. [20, с. 212].

Республика Мордовия представляет собой индустриально-аграрный район. Важнейшей отраслью ее экономики является сельское хозяйство, в котором создается 14,3% валового регионального продукта и обеспечивается занятость 13,2% населения, поэтому именно данное направление оказывается в центре внимания при рассмотрении вопроса о необходимости модернизации экономики1.

В последние годы развитие агропромышленного комплекса выделено в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия. Тем не менее ситуация с инвестиционной и инновационной активностью сельскохозяйственных производителей в регионе, несмотря на активизировавшуюся государственную поддержку, продолжает ухудшаться.

Необходимо отметить, что в Республике Мордовия с 2007 по 2009 г. наблюдался рост объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. Но в период 2010-2012 гг. произошло абсолютное и относительное снижение инвестиций по сравнению с 2009 г. В 2012 г. доля инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций в основной капитал по народному хозяйству в республике составила 11,2% (табл. 1).

Что касается источников финансирования указанного вида инвестиций, то в Республике Мордовия в последнее время доля собственных средств инвестиций в сельское хозяйство возросла на 7,5%, а государственных - сократилась на 1,4%. При этом наблюдается тенденция снижения доли федераль-

1 Десять лет созидания. Республика Мордовия 1995-2005. Саранск: Мордовское книжное издательство 2005. С. 17.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах) в 2007-2012 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Инвестиции в основной капитал, млн руб. (% ко всем инвестициям) 2 929,9 (17,5) 4 546,3 (19,6) 4 972,4 (15,8) 3 666,2 (14,5) 3 216,1 (9,9) 3 691,5 (11,2)

Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия.

Таблица 2

Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве Республики Мордовия в 2007-2012 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Собственные средства 49,7 3,4 40,4 40,5 70,5 64,9

Привлеченные средства 50,2 66,6 59,6 59,5 29,5 35,1

Из них бюджетные средства 3,4 3,0 3,5 3,4 2,0 1,0

В том числе:

- из федерального бюджета 2,0 2,9 2,7 2,4 0,4 0,7

- из бюджетов субъектов Российской Федерации 1,4 0,1 0,7 0,9 0,6 0,3

Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия.

4 520

4 171

ного бюджета и увеличения регионального. Главная причина изменения в структуре источников финансирования агропромышленного комплекса - резкая смена политики государственного финансирования по всем направлениям, предопределенная радикальными преобразованиями в экономике [14, с. 24]. Однако стоит отметить, что большинство сельскохозяйственных предприятий не имеют возможности использовать собственные средства для осуществления долгосрочных инвестиций [3, с. 59], и снижение уровня государственной поддержки оказывает на них крайне негативное влияние (табл. 2).

Следовательно, можно сделать вывод о явно недостаточных вложениях в пополнение материально-технической базы агропромышленного комплекса республики. Происходит ежегодное сокращение парка тракторов в среднем на 7%, зерноуборочных комбайнов - на 8%. Для того, чтобы сократить выбытие сельскохозяйственной техники, необходимо ежегодно поставлять не менее 21 тыс. тракторов и 6 тыс. зерноуборочных комбайнов.

В Республике Мордовия за 2007-2012 г. количество тракторов сократилось на 22,3%, а зерноуборочных комбайнов - на 17% (рис. 1).

Динамика обеспеченности техникой в агропромышленном комплексе Республики Мордовия в 2007-2012 гг. представлена в табл. 3

Кроме того, технический потенциал хозяйства физически и морально устарел. Из-за отсутствия бюджетной поддержки материально-техническая база пришла в упадок. Степень износа основных фондов в сельском хозяйстве в Республике Мордо-

5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

3 840

3 764

3 560

3 514

1 266

1 140

1 083

1 088

1 053

1 050

2007

2008

Тракторы

2009

2010

2011

2012

■Зерноуборочные комбайны

Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия.

Рис. 1. Парк тракторов и комбайнов в сельскохозяйственных организациях Республики Мордовия в 2007-2012 гг., шт.

Таблица 3

Обеспеченность сельскохозяйственных организаций Республики Мордовия тракторами и комбайнами в 2007-2012 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Количество тракторов на 1 000 га пашни, шт. 6,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0

Объем пашни на один трактор, га 190 212 197 199 209 212

Количество комбайнов на 1 000 га посевов (посадки), шт.:

- зерноуборочных 3,6 3,3 3,2 3,0 3,2 2,9

- картофелеуборочных 16,8 34,4 37,7 37,5 32,6 31,1

- свеклоуборочных 11,7 9,7 7,1 6,1 4,6 3,4

Площадь посевов соответствующих культур на один комбайн, га:

- зерноуборочных 279 300 317 324 316 341

- картофелеуборочных 29 26 27 28 31 32

45,5 45 44,5 44 43,5 43 42,5 42 41,5 41 40,5

100

90 80 70 60 50 40 30 20 10

44,8

42,2

42,2

42,1

42

2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008

2009

2010

2011

2012

Рис. 2. Степень износа основных фондов в сельском хозяйстве Республики Мордовия в 2007-2012 гг., %

Тракторы

Зерноуборочные комбайны

Кормоуборочные комбайны

■ До 3-х лет □ От 3-х до 10 лет И Более 10 лет Рис. 3. Структура парка сельскохозяйственных машин в агропромышленном комплексе Республики Мордовия по срокам использования

вия составляет свыше 40% (рис. 2).

В структуре технического парка сельскохозяйственных организаций имеется существенное преобладание техники и оборудования со сроком эксплуатации от 3 до 10 и более лет, что указывает на низкие темпы обновления оборудования и его техническую отсталость (рис. 3).

Модернизация и инновационные процессы в агропромышленном комплексе Республики Мордовия осуществлялись в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (2006-2007 гг.) и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 гг. За период их осуществления был реализован 131 инвестиционный проект по строительству и реконструкции животноводческих комплексов, в том числе 79 - в молочной отрасли на 32 тыс. скотомест, 23 - в свиноводстве на 48 тыс. скотомест, 11 - по откорму крупного рогатого скота на 12,5 тыс. скотомест, 9 - в птицеводстве (табл. 4).

0

Таблица 4

Динамика реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе

Республики Мордовия в 2006-2012 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Всего

Количество проектов, ед. 56 32 8 5 11 16 3 131

В том числе:

- молочное животноводство 37 20 4 4 4 10 79

- откорм крупного рогатого скота 4 4 1 2 11

- свиноводство 13 4 1 1 1 3 23

- птицеводство 1 2 1 1 2 2 9

- переработка 1 2 1 4

- прочее 1 2 2 5

За 2007-2013 гг. построен ряд новых предприятий:

- сыроваренный завод «Сармич» (мощность переработки - 350 т молока в сутки);

- яйцеперерабатывающий комплекс «Рузово» (мощность переработки - 1,0 млн шт. яиц в сутки);

- комбикормовый завод «Комби С» (мощность -144 тыс. т комбикормов в год);

- комбикормовый завод в ООО «Агросоюз - Ком Эл» (мощность - 48 тыс. т комбикормов в год);

- элеватор в ОАО «Агрофирма «Октябрьская» (60 тыс. т единовременного хранения зерна). Кроме того, была проведена реконструкция

следующих предприятий:

- ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»;

- ОАО «Консервный завод «Саранский»;

- ООО «Ромодановосахар» (мощность по переработке сахарной свеклы увеличилась с 1,5 до 8,5 тыс. т в сутки, в последующем должна быть доведена до 10 тыс. т в сутки).

В 2012 г. в Республике Мордовия были введены

в эксплуатацию:

- комплекс на 400 дойных коров в СХПК «Ключ-Сузгарьевский» (Рузаевский район);

- два комплекса на 600 коров каждый в ООО «Агропромсервис» и ООО «Агро-Мир» (Ичал-ковский район);

- комплекс на 240 коров в СХПК «Созидание» (Ковылкинский район);

- комплекс на 300 коров в ООО «Агрофирма «МТС» (Ромодановский район);

- комплекс по откорму крупного рогатого скота на 5 000 голов в ООО «Игнатово» (Большеиг-натовский район);

- свиноводческий комплекс мощностью 1 248 т свинины в год в ООО «Селищинское» (Крас-нослободский район);

- цеха для приемки и переработки 500 тыс. шт. куриного яйца в сутки в ОАО «Птицефабрика «Атемарская» (Лямбирский район);

- цех по первичной переработке и хранению мясной продукции мощностью 5 000 т в живой массе в ОАО МПК «Норовский» (Кочкуровский район);

- семенной завод на 5 000 т семян в ОАО «Агрофирма «Искра» (Атяшевский район);

- энергоцентр мощностью 3 177 кВт в ГУП «Тепличное».

Таким образом, для Республики Мордовия характерны те же проблемы, что и для Российской Федерации в целом: высокая изношенность основных фондов, недостаточность ресурсов для внедрения новых технологий в производство и т.д. Несмотря на это, наметились некоторые положительные сдвиги, связанные с осуществлением инвестиционных проектов в рамках государственной программы или с участием Инвестиционного фонда Российской Федерации2.

Дальнейшая модернизация в аграрном секторе неразрывно связана с повсеместным использованием механизма партнерства между государством и бизнесом. Сельское хозяйство остается одной из важнейших в социальном плане отраслей, поэтому участие в ней государства неизбежно [17, с. 61]. Только при обеспечении качественного уровня взаимодействия в рамках проектов государственно-частного партнерства можно рассчитывать на дальнейшее повышение конкурентоспособности продукции российского сельского хозяйства как на мировом, так и на внутреннем рынках [5, с. 301].

В заключение можно сказать, что модернизация существующих фондов, а также усиление иннова-

2 Федеральная служба государственной статистики // Регионы России. Социально-экономические показатели - 2011 г. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main.htm.

ционной активности должны занимать центральное место в реализации экономической политики государства. Активная государственная инновационная политика является необходимым условием успешной разработки и коммерциализации инноваций, основой для обеспечения устойчивого развития сельских территорий, повышения качества жизни на селе и конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства [8, с. 52]. Финансирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве целесообразно осуществлять посредством выделения бюджетных кредитов, субсидий, в том числе из инновационных фондов, а также через механизмы государственно-частного партнерства, лизинга и компенсаций снижения процентной ставки по кредитам, выданным кредитно-финансовыми организациями [18, с. 74]. В условиях вступления в ВТО и сокращения возможностей прямого государственного финансирования сельхозпроизводителей в рамках государственной инновационной политики в аграрном секторе экономики превалирующие позиции должны занять методы косвенного регулирования посредством предоставления разнообразных налоговых льгот и инвестиционных кредитов [10, с. 138].

Основным условием повышения эффективности управления социально-экономическим развитием регионов в направлении их модернизации является формирование системы стратегического планирования, включающей макро-, мезо- и микроуровни [11, с. 27]. Поэтому необходимо создание пространственно-отраслевой системы стратегического программного управления социально-экономическим развитием [13, с. 620].

Таким образом, для комплексной социально-экономической модернизации регионов необходимо проведение следующих мероприятий:

- совершенствование государственной региональной политики;

- усиление государственного регулирования;

- внедрение современных эффективных форм и

методов воздействия на социально-экономические процессы;

- качественное изменение системы управления.

Список литературы

1. Ахтариева Л.Г. Организационно-институциональное развитие системы стратегического управления экономикой региона в условиях модернизации. М.: МАКС-Пресс, 2009. 396 с.

2. Ахтариева Л.Г. Региональный аспект формирования национальной инновационной стратегии // Экономика и управление. 2007. № 1. С. 17-22.

3. Валинурова Л.С. Формирование механизма управления региональным развитием в инновационной экономике. М.: Палеотип, 2009. 172 с.

4. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. М.: КноРус, 2009. 336 с.

5. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Велби, Проспект, 2007. 360 с.

6. Глазкова Л. Модернизация: завтра будет поздно // Российская Федерация сегодня. 2011. № 21. С. 30-31.

7. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. 498 с.

8. Гуриева Л. Стратегия устойчивого развития региона // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 2. С. 46-57.

9. Лубков А.Н. Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы: цели, задачи, механизмы, инструменты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 12. С. 1-6.

10. Моделирование производственно-инвестиционной деятельности фирмы. М.: ЮНИТИ, 2002. 319 с.

11. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: ИНФРА-М, 2011. 428 с.

12. Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России. М.: МАКС Пресс, 2009. 888 с.

13. СеменоваН.Н., КнязькинаЕ.О. Модернизация - основа инновационного развития аграрного сектора экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 17. С. 22-27.

14. Сухарев О.С. Государственное стратегическое планирование и направления развития экономики России // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С. 26-36.

15. Туфетулов А.М. Формирование концепции отраслевой реструктуризации региональной экономики // Микроэкономика. 2009. № 2. С. 29-33.

16. Цыпин И.С. Инновационное развитие регионов России // Экономика и управление. 2007. № 1. С. 32-37.

17. Шарипов С. Элементы стратегии модернизации АПК региона // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 8. С. 56-64.

18. ШтульбергБ.М., Введенский В.Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000. 208 с.

19. Эмануэль И.В. Инновационный путь развития - основа модернизации отечественного аг-

ропромышленного комплекса // Инновации. 2011. № 8. С. 57-61.

20. Юрьев В.М. Проблемы региональной экономики. Регион как хозяйствующий субъект. Тамбов: ТГУ им. Г.В. Державина. 2008. 673 с.

Regional economics: theory and practice Development strategy

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

MODERNIZATION OF THE REGION'S AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AS A CONDITION FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Valerii V. BOLTUNOV

Abstract

Importance The article considers the problems of agro-industrial complex of the Republic of Mordovia, modernization of which is necessary in order to ensure the region's sustainable economic development in the future. In recent years, agribusiness has been singled out as one of the main priorities of the Republic of Mordovia economic policy. However, the situation with investment and innovative activity of agricultural producers in the region continues deteriorating. The modernization, based on the high-tech resources, the implementation of modern management systems, and the effective involvement in economic turnover of modern development will facilitate the region's sustainable development. Objectives The goals of the research is to study the Republic of Mordovia agro-industrial complex, the definition of methods and ways of its development through the introduction of new production technologies, as well as the generation of a number of proposals for the further development of the researched industry. Methods On the basis of statistical data and graphical methods, I made a comparative analysis of the carried out investment projects in the Republic of Mordovia agro-industrial complex over the last seven years. The paper identified the strengths and weaknesses of the research process. I determined that similar problems are characteristic to the Republic of Mordovia, which is similar to the problems for the Russian Federation, in general. The article emphasizes that at present, there are visible positive trends that relate to carrying out of investment projects in the Republic of Mordovia. Results I draw a conclusion about the importance of existing funds in the system of socio-economic devel-

opment, and propose the ways of an integrated socioeconomic modernization of regions. Conclusions and Relevance The paper highlights the need to improve the State regional policy, to enhance the State regulation and to implement the modern effective forms and methods, which impact the socio-economic processes, qualitative change of management system. The scope of the paper's findings application may include practical activities of agribusiness employees.

Keywords: economic development, agribusiness, modernization, innovation development, regional policy, region potential, gross regional product, Republic of Mordovia

References

1. Akhtarieva L.G. Organizatsionno-institu-tsional'noe razvitie sistemy strategicheskogo uprav-leniya ekonomikoi regiona v usloviyakh modernizatsii [Organizational and institutional development of a strategic management system of the region's economy under the conditions of modernization]. Moscow, MAKS-Press Publ., 2009, 396 p.

2. Akhtarieva L.G. Regional'nyi aspekt formirov-aniya natsional'noi innovatsionnoi strategii [A regional aspect of the national innovation strategy]. Ekonomika i upravlenie = Economics and management, 2007, no. 1, pp. 17-22.

3. Valinurova L.S. Formirovanie mekhanizma upravleniya regional'nym razvitiem v innovatsionnoi ekonomike [Forming a regional development mechanism of the innovation economy]. Moscow, Paleotip Publ., 2009, 172 p.

4. Vertakova Yu.V. Issledovanie sotsial'no-eko-nomicheskikh i politicheskikh protsessov [A study on the socio-economic and political processes]. Moscow, KnoRus Publ., 2009, 336 p.

5. Gilyarovskaya L.T. Kompleksnyi ekonomicheskii analiz khozyaistvennoi deyatel 'nosti [A comprehensive economic analysis of economic activities]. Moscow, Velbi, Prospekt Publ., 2007, 360 p.

6. Glazkova L. Modernizatsiya: zavtra budet pozdno [Modernization: tomorrow will be too late]. Rossiiskaya Federatsiya segodnya = Russian Federation Today, 2011, no. 21, pp. 30-31.

7. Granberg A.G. Osnovy regional'noi ekonomiki [The basics of regional economics]. Moscow, SU HSE Publ., 2006, 498 p.

8. Gurieva L. Strategiya ustoichivogo razvitiya regiona [A strategy of the region's sustainable development]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of theory and practice ofmanagement, 2007, no. 2, pp. 46-57.

9. Lubkov A.N. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaistva na 2013-2020 gody: tseli, zadachi, mekhanizmy, instrument [The State program for agriculture development for the period of 20132020: goals, objectives, mechanisms and instruments]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvay-ushchikh predpriyatii = Economics of agricultural and processing enterprises, 2011, no. 12, pp. 1-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Modelirovanie proizvodstvenno-investitsion-noi deyatel'nosti firmy [Simulation of production and investment activity of a company]. Moscow, YUNITI Publ., 2002, 319 p.

11. Raizberg B.A., Lobko A.G. Programmno-tse-levoe planirovanie i upravlenie [Program-oriented and goal-oriented planning and management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011, 428 p.

12. Rozhkov G.V. Genezis innovatsionnoi ekonomiki v Rossii [The genesis of the Russian innovation economy]. Moscow, MAKS Press Publ., 2009, 888 p.

13. Semenova N.N., Knyaz'kina E.O. Modernizatsiya - osnova innovatsionnogo razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki [Modernization as the basis of innovative development of the agrarian sector of economy].

Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2012, no. 17, pp.22-27.

14. Sukharev O.S. Gosudarstvennoe strate-gicheskoe planirovanie i napravleniya razvitiya ekonomiki Rossii [State strategic planning and the Russian economic growth directions]. Ekonomicheskoe vozro-zhdenie Rossii = Economic revival of Russia, 2014, no. 2, pp. 26-36.

15. Tufetulov A.M. Formirovanie kontseptsii otraslevoi restrukturizatsii regional'noi ekonomiki [A concept formation of sectoral restructuring of the regional economy]. Mikroekonomika = Microeconomics, 2009, no. 2, pp.29-33.

16. Tsypin I.S. Innovatsionnoe razvitie regionov Rossii [An innovative development of the Russian regions]. Ekonomika i upravlenie = Economics and management, 2007, no. 1, pp. 32-37.

17. Sharipov S. Elementy strategii modernizatsii APK regiona [The modernization strategy elements of the region's agricultural sector]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of agriculture of Russia, 2010, no. 8, pp. 56-64.

18. Shtul'berg B.M., Vvedenskii V.G. Regional 'naya politika Rossii. Teoreticheskie osnovy, zadachi i metody realizatsii [The Russian regional policy. Theoretical foundations, objectives, and the implementation methods]. Moscow, Gelios ARV Publ., 2000, 208 p.

19. Emanuel' I.V. Innovatsionnyi put' razvitiya -osnova modernizatsii otechestvennogo agropromy-shlennogo kompleksa [An innovation development path as a modernization foundation of the national agribusiness]. Innovatsii = Innovation, 2011, no. 8, pp. 57-61.

20. Yur'ev V.M. Problemy regional 'noi ekonomiki. Region kak khozyaistvuyushchii sub "ekt [Regional economic problems. Region as a business entity]. Tambov, TSU Publ., 2008, 673 p.

Valerii V. BOLTUNOV

Ogarev Mordovian State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation boltunovvv@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.