Формирование и реализация инвестиционной политики транспортного комплекса
&
Б
а
2 о
Габбасов Ирек Муфаздалович,
аспирант кафедры инновационной экономики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», [email protected].
В современных условиях особое значение приобретают вопросы формирования и реализации эффективной инвестиционной политики транспортного комплекса на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике. Как установлено автором в ходе исследования, эффективное управление инвестиционной политикой транспортного комплекса - основополагающее условие структурных преобразований, необходимых для его модернизации. Учитывая это, в статье уточнено понятие «инвестиционная политика», выделены ее элементы, рассмотрен процесс формирования и реализации инвестиционной политики транспортного комплекса, определены принципы инвестирования модернизации и развития транспортного комплекса. Ключевые слова: инвестиционная политика, транспортный комплекс, ресурсное обеспечение, управление инвестиционными процессами, источники финансирования, модернизация.
Основной целью формирования и реализации инвестиционной политики транспорта является формирование эффективного механизма, способного встраиваться в рыночную систему с учетом изменения соотношения спроса и предложения. Это позволит оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка транспортных услуг в современных условиях хозяйствования.
Инвестиционная политика осуществляется на микро-, мезо- и макроуровне [4]. Если на микроуровне она осуществляются на основе индивидуальных инвестиционных решений, то на мезо- и макроуровне инвестиции представляют собой потоки экономических ресурсов, формирующих единый непрерывный инвестиционный процесс. При этом инвестиционный процесс - это процесс привлечения инвестора к объекту инвестиций в целях достижения эффективного развития социально-экономической системы [5, 8].
В литературе наиболее часто встречаются определения инвестиционной политики на макроуровне и микроуровне. Вместе с тем не конкретизируется понятие инвестиционной политики отдельных сфер деятельности, в частности, транспортного комплекса.
Так, инвестиционная политика на макроуровне - это часть экономической политики государства и хозяйствующих субъектов, направленная на сбалансированное формирование источников долговременных вложений за счет ограничения текущего потребления и рациональное использование этих вложений для социально-экономического развития общества и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
По мнению Балабанова И. Т., инвестиционная политика предприятия - составная часть финансовой стратегии, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления производственного потенциала [1]. Вилен-ский П. Л. под инвестиционной политикой подразумевает систему хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций как внутри хозяйствующего объекта (предприятия, фирмы, компании и т. д.), региона, страны, так и за пределами в целях развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов [6]. В современном экономическом словаре Райзберга Б. А. «инвестиционная политика» - это составная часть экономической политики, проводимой предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня [9]. Бланк И. А. под инвестиционной политикой предприятия понимает часть общей финансовой стратегии, заключающейся в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых инвестиций в целях обеспечения высоких темпов его развития и расширения экономического потенциала хозяйственной деятельности» [2].
В целом инвестиционная политика означает регулирование производственной деятельности во взаимосвязи с развитием
внутреннего рынка, выбором приоритетов развития экономики. Она направлена на углубление общественного разделения труда внутри хозяйственных отраслей с учетом особенностей экономического потенциала регионов и участия их в международном хозяйственном обороте.
В узком смысле инвестиционная политика представляет собой систему мер, ориентированных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.
Исходя из сказанного, по инвестиционной политикой транспортного комплекса следует понимать системууправ-ления инвестиционным процессом, основанную на постоянном воспроизводстве инвестиционной деятельности, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата в целях удовлетворения социально-экономических интересов в процессе формирования и использования инвестиционных ресурсов, рационального сочетания различных источников финансирования, обеспечения повышения конкурентоспособности отрасли, уровня и качества жизни населения.
Инвестиционную политику классифицируют в зависимости от ее направленности. С этой точки зрения выделяют инвестиционную политику, направленную на:
1) повышение эффективности;
2) модернизацию технологического оборудования, технологических процессов;
3) создание новых предприятий;
4) внедрение принципиально нового оборудования и выход на новые рынки сбыта.
Для эффективного осуществления инвестиционной политики выделяют следующие основные элементы инвестиционной политики [4]:
- определение стратегической цели;
- прогноз конъюнктуры рынка и определение приоритетов инвестиций;
-анализ экономических результатов и инвестиционной деятельности;
- планирование инвестиционной деятельности;
- выбор между инвестиционными программами;
- обеспечение ресурсами инвестиционной деятельности.
При этом инвестирование модернизации и развития транспортного комплекса основывается на следующих принципах:
- активного участия государства в инвестиционном обеспечении транспортного комплекса;
- сочетания средств бюджетов, целевых займов, частного инвестирования;
- обеспечения гарантированной сохранности опорной транспортной сети в условиях растущей нагрузки на нее за счет адекватной бюджетной поддержки;
- модернизации и создания новых объектов инфраструктуры за счет сочетания инициирующего и долевого бюджетного финансирования с привлечением заемных и частных инвестиционных средств [11].
Ключевой проблемой формирования и реализации инвестиционной политики транспорта является поиск источников финансирования.Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в транспортный комплекс. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерально-
го бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. Необходимо отметить, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Это города Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие.
Если говоритьо потенциальных источниках финансирования капитальных вложений, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в сложной геополитической обстановке ограничен. Это обусловлено рядом причин. Помимо сложившейся ситуации в отношениях с определенными странами влияет также несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов -таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и транспортного комплекса в частности.
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы (2010-2020 годы)» завершены следующие объекты: строительство путепровода на автодороге Московское малое кольцо через Икшу, Ногинск, Бронницы, Го-лицыно, Истру на км 2 участка от Киевского до Минского шоссе; устройство искусственного электроосвещения на участках автодорог: М-2 «Крым» Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород на км 305, км 316; Р-119
О £
ю
9
2 а
6
со
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Орел - Ливны - Елец - Липецк -Тамбов км 106+720 - км 109+525, км 145+580 - км 146+505; Р- 22 «Каспий» км 719+000 - км 720+000 транспортная развязка, км 665+250
- км 665+950, км 784+000 - км 786+000; Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград км 673+450
- км 675+847; А-141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь км 0 +600, км 12+700 - км 13+300, км 20+450 и М-13 Брянск-Новозыбков до границы с Республикой Беларусь км 4+800- км 7+500, км 7+500 - км 9+200, км 9+220 -км 10+140; А-350 Чита - Забай-кальск граница с Китайской Народной Республикой на участке км 388+200; Р-239 «Казань -Оренбург» на участках км 117, км 127, км 131, Республика Татарстан; установка осевого барьерного ограждения на автодороге М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке км 593+600 - км 674+130; строительство пешеходного перехода в разных уровнях на автодороге 1Р-132 Калуга - Тула - Михайлов - Рязань км 96+040, на автодороге Р-298 Курск - Воронеж - автодорога Р-22 «Каспий» км 25+350 и на автодороге 1Р 242 Пермь - Екатеринбурга км 328+270; реконструкция стационарного пункта весового контроля на км 352+890 автодороги М-2 «Крым» Москва - Тула -Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной; установка шу-мозащитного экрана на автодороге А-181 «Скандинавия» на участке км 159+000- км 159+600; строительство автодороги А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург - Сортавала -автодорога Р-21 «Кола» на участке км 173 - км 197, Республика Карелия [10].
Действительно, в транспортном комплексе России реализуются крупномасштабные инвестиционные проекты. При этом транспорт - важнейшая составная часть инфраструктуры России, он создает объективные условия для непрерывного функционирования и развития всех других отраслей эко-
номики. Это определяет важнейшую особенность инвестиционной политики транспорта - высокий уровень социально-экономического эффекта реализации крупных инвестиционных проектов. Субъекты рынка, заинтересованные в реализации крупных инвестиционных проектов на транспорте - это предприятия транспорта, бизнес, государство и население. При этом следует отметить значимость реализации крупных транспортных инвестиционных проектов для субъектов рынка:
- для государства - расширение спектра деятельности государства через привлечение инвестиций бизнеса, развитие отрасли, поступление налогов, обеспечение высокого уровня занятости работников, гибкость в решении проблем приватизации и национализации;
- для бизнеса - повышение качества и скорости доставки грузов, повышение мобильности работников, сокращение транспортной составляющей в экономике, оптимизация и выбор направлений грузо- и пассажиропотоков;
- для населения - ликвидация дискриминации в передвижениях, вызванная значительной территориальной протяженностью страны, доступность передвижения, подвижность человеческого капитала, обеспечениезанятости;
-для предприятия транспорта-инвестора - возможность расширения рынка, его диверсификация, наращивание стоимости предприятия, повышение конкурентоспособности, возможность избежать банкротства и продлить жизненный цикл предприятия на стадии роста [7].
Как показали результаты исследования, формирование инвестиционной политики представляет собой комплекс мер по ресурсному обеспечению транспортного комплекса, а как основное направление ее реализации - формирование системы эффективной воспроизводственной структуры [3, 4, 5, 8]. При этом формирование
инвестиционной политики транспортного комплекса включает следующие этапы:
1)исследование условий и факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка;
2) анализ инвестиционной деятельности, изучение инвестиционных намерений и ожиданий на соответствие целям и задачам инвестиционной политики;
3) оценка сильных и слабых сторон инвестиционной деятельности транспортного комплекса, определяющих особенности ее инвестиционной политики;
4) формирование стратегических целей инвестиционной деятельности с учетом перспектив социально-экономического развития, транспортной и энергетической стратегии страны;
5)определение приоритетных направлений инвестиционной политики;
6) формирование перечня инвестиционных проектов по основным направлениям инвестиционной деятельности;
7) разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации инвестиционной политики;
8) оценка результативности инвестиционной политики и выбор ее оптимального варианта.
Реализация инвестиционной политики представляет собой непрерывный динамический процесс обоснования и принятия управленческих решений.
Таким образом, в рамках инвестиционной политики транспортного комплекса первостепенное внимание должно уделяться привлечению инвестиций из различных источников, оптимальному использованию инвестиционных ресурсов, рационализации структуры инвестиций. Специфика транспортного комплекса предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае совокупности эко-
номических ресурсов и стимулов управления инвестиционной политикой. Исходя из этого, формирование и реализация инвестиционной политики транспортного комплекса - это непрерывный процесс привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов в целях создания благоприятного инвестиционного климата.
Литература
1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 224 с.
2. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, 2007. - 473 с.
3. Валинурова Л.С. Эффективное управление инвестиционными процессами инновационной экономики: тенденции, предпосылки, концепция / Л.С. Валинурова // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2013. - № 5. - С. 7175
4. Валинурова Л.С. Механизм формирования инновационной политики / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова, Н.А. Кузьминых // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 2. - С. 223226.
5.Валинурова Л.С.Теорети-ко-методологические проблемы активизации инновационных процессов в отечественной экономике / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова, Н.А. Кузьминых, Э.И. Исхакова. - М.: Русайнс, 2015. - 156 с.
6. Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестицион-
ных проектов: теория и практика / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - М.: «Дело», 2006. - 408 с.
7. Калашник Н.Е. Государственно-частное партнерство как инструмент развития инвестиционной деятельности на транспорте: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Н. Е. Калашник. - Санкт-Петербург, 2009.
8. Кузьминых Н.А. Инвестиционное обеспечение инновационной деятельности / Н.А. Кузьминых // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2012. -№ 2. - с. 81-86
9.Райзберг Б.А. Курсэкономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 1997.
10. http://economy.gov.ru/ minec/about/structure/ depmacro/2015281202.
11. http://www.mintrans.ru: 8080/ pressa/ TransStrat_Gossovet_ Rab_ Groop_37.htm.
Formation and implementation of the investment policy of the transport complex Gabbasov I.M.
Bashkir State University In modern conditions of particular importance are the issues of formation and implementation of effective investment policy of the transport complex on the basis of a comprehensive analysis of contemporary condition and problems of the transport system in close relationship with general direction and magnitude of the socio-economic development of the country, and global strategic trends in the economy. As determined by the author of the study, effective management of the investment policy of the transport complex is a basic condition for structural transformation necessary for its modernization. With this in mind, the article clarifies the notion of «investment policy», its elements
are highlighted, the process of the formation and implementation of investment policy in transport sector, principles of investments for the modernization and development of transport complex. Keywords: investment policy, transport sector, resource support, management of investment processes, funding sources, modernization. References
1. Balabanov I.T. Financial management
: textbook. manual / I.T. Balabanov.
- M.: Finances and statistics, 2004.
- 224 p.
2. Blank I.A Investment management:
training course / I.A Blank. - Kiev: Nika-Centre, 2007. - 473 p.
3. Valinurova L.S. Effective management
of the investment processes of the innovation economy: trends, background, concept / L.S. Valinurova // Economy and management: scientific-practical journal. - 2013. - No. 5. - P. 71-75.
4. Valinurova L.S. The mechanism of
formation of innovation policy / L.S. Valinurova, O.B. Kazakova, N.A Kuzminykh // Innovations and investments. - 2015. - № 2. - P. 223-226.
5. Valinurova L.S. Theoretical and methodological problems of activation of innovative processes in Russian economy / L.S. Valinurova, O.B. Kazakova, N.A Kuzminykh, E.I. Iskhakova - M.: Rusyns, 2015. - 156 p.
6. Vilensky P.L. Evaluation of investment
projects effectiveness: theory and practice / P.L. Vilensky, V.N. Livshits, S.A Smolyak. - M.: Delo, 2006. -408 p.
7. Kalashnik N.E. Public-private partnerships as a tool for development of investment activity in transport: abstract. dis. ... candidate. Econ. Sciences: 08.00.05 / N.E. Kalashnik. - St. Petersburg, 2009.
8. Kuzminykh N.A Investment support
of innovative activity / N.A Kuzminykh // Intelligence. Innovation. Investments. - 2012. -No. 2. - p. 81-86/
9. Raizberg B.A Economics Course: the
textbook / under the editorship of B.A Raizberg. - M.: INFRA-M, 1997.
10. http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depmacro/ 2015281202.
11. http://www.mintrans.ru:8080/ pressa/ TransStrat_Gossovet_Rab_Groop_37.htm.
О À
BS
I
го e
6