Научная статья на тему 'Выбор инвестиционном политики на основе рейтинговой оценки транспортного комплекса'

Выбор инвестиционном политики на основе рейтинговой оценки транспортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТА / АГРЕССИВНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОМПРОМИССНАЯ (УМЕРЕННАЯ) ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОНСЕРВАТИВНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РИСК / ДОХОД / СТЕПЕНЬ ИЗНОСА / COMPROMISE (MODERATE) INVESTMENT POLICY / INVESTMENT POLICY / INVESTMENTS / TRANSPORT INDUSTRY / TRANSPORT ACTIVITIES / AGGRESSIVE INVESTMENT POLICY / CONSERVATIVE INVESTMENT POLICY / RISK / INCOME / DEGREE OF DEPRECIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габбасов Ирек Муфаздалович

В статье предложена методика выбора инвестиционной политики различных видов деятельности транспорта, основанная на рейтинговой оценке результатов инвестиционной деятельности и позволяющая конкретизировать управленческие решения в целях модернизации и развития транспортного комплекса. Автором проведена апробация данной методики на информационных массивах статистики за 2009 г., разработаны мероприятия по повышению эффективности инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габбасов Ирек Муфаздалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF INVESTMENT POLICY BASED ON THE RANKING SCORE OF THE TRANSPORT INDUSTRY

The author offers the selection method of the investment policy of different transport activities based on the ranking score of investment activities outcomes and allowing specificating managerial decisions for purposes of modernization and development of transport industry. The author gives the confirmation of this method on basis of statistics for 2009 and works out the measures to increase the investment policy effectiveness.

Текст научной работы на тему «Выбор инвестиционном политики на основе рейтинговой оценки транспортного комплекса»

ВЫБОР ИНВЕСТИЦИОННОМ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

УДК 330.322

Ирек Муфаздалович Габбасов,

соискатель кафедры инновационной экономики ГБОУ ВПО «БАГСУ» Эл. почта: [email protected]

В статье предложена методика выбора инвестиционной политики различных видов деятельности транспорта, основанная на рейтинговой оценке результатов инвестиционной деятельности и позволяющая конкретизировать управленческие решения в целях модернизации и развития транспортного комплекса. Автором проведена апробация данной методики на информационных массивах статистики за 2009 г., разработаны мероприятия по повышению эффективности инвестиционной политики.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиции, транспортный комплекс, виды деятельности транспорта, агрессивная инвестиционная политика, компромиссная (умеренная) инвестиционная политика, консервативная инвестиционная политика, риск, доход, степень износа.

Irek M. Gabbasov,

Degree-seeking student, the Department of Innovative Economy,

The Bashkir Academy of Public Administration and Management under the President of the Republic of Bashkortostan, E-mail: [email protected]

SELECTION OF INVESTMENT POLICY BASED ON THE RANKING SCORE OF THE TRANSPORT INDUSTRY

The author offers the selection method of the investment policy of different transport activities based on the ranking score of investment activities outcomes and allowing specificating managerial decisions for purposes of modernization and development of transport industry. The author gives the confirmation of this method on basis of statistics for 2009 and works out the measures to increase the investment policy effectiveness.

Keywords: investment policy, investments, transport industry, transport activities, aggressive investment policy, compromise (moderate) investment policy, conservative investment policy, risk, income, degree of depreciation.

1. Введение

Инвестиции, выступая общесистемным фактором роста и главным условием формирования количественного (экономический рост) и качественного (социально-экономическое развитие) векторов общей эволюции экономической системы, преимущественно (по сравнению с другими факторами экономической динамики) определяют основные параметры ее расширенного воспроизводства и модернизации. В современных условиях хозяйствования инвестиционная деятельность играет центральную роль в обеспечении эффективности функционирования различных сфер деятельности, в том числе и транспортного комплекса. Учитывая это, эффективное управление инвестиционной политикой транспортного комплекса - основополагающее условие структурных преобразований, необходимых для его модернизации. При этом важными вопросами выступают конкретизация содержания понятия «инвестиционная политика», ее элементов, принципов, процесса выбора типа инвестиционной политики в целях совершенствования системы управления инвестиционной политикой транспортного комплекса.

При управлении инвестиционной политикой учитывается ряд условий, важнейшими из которых являются нестабильность развития экономики, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, несовершенство законодательной базы. Исходя из этого, назрела необходимость внедрения эффективных методов формирования и реализации инвестиционной политики транспортного комплекса, в том числе методики выбора инвестиционной политики. Нерешенность в практическом плане проблематики эффективного управления инвестиционной политикой транспортного комплекса, а также недостаточное освещение данного вопроса в отечественной и зарубежной литературе определили актуальность данной тематики.

2. Инвестиционная политика: понятие, сущность, элементы и принципы

Инвестиционная политика осуществляется на микро-, мезо- и макроуровне.

Если на микроуровне она осуществляются на основе индивидуальных инвестиционных решений, то на мезо- и макроуровне инвестиции представляют собой потоки экономических ресурсов, формирующих единый непрерывный инвестиционный процесс. При этом инвестиционный процесс - это процесс привлечения инвестора к объекту инвестиций в целях достижения эффективного развития социально-экономической системы.

В литературе наиболее часто встречаются определения инвестиционной политики на макроуровне и микроуровне. Вместе с тем не конкретизируется понятие инвестиционной политики отдельных сфер деятельности, в частности, транспортного комплекса.

Так, инвестиционная политика на макроуровне - это часть экономической политики государства и хозяйствующих субъектов, направленная на сбалансированное формирование источников долговременных вложений за счет ограничения текущего потребления и рациональное использование этих вложений для социально-экономического развития общества и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

По мнению Балабанова И. Т., инвестиционная политика предприятия - составная часть финансовой стратегии, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления производственного потенциала [1]. Виленский П. Л. под инвестиционной политикой подразумевает систему хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций как внутри хозяйствующего объекта (предприятия, фирмы, компании и т. д.), региона, страны, так и за пределами в целях развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов [3]. В современном экономическом словаре Райзберга Б. А. «инвестиционная политика» - это составная часть экономической политики, проводимой предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня [4]. Бланк И. А. под инвестиционной политикой предприятия понимает часть общей

финансовой стратегии, заключающейся в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых инвестиций в целях обеспечения высоких темпов его развития и расширения экономического потенциала хозяйственной деятельности» [2].

В целом инвестиционная политика означает регулирование производственной деятельности во взаимосвязи с развитием внутреннего рынка, выбором приоритетов развития экономики. Она направлена на углубление общественного разделения труда внутри хозяйственных отраслей с учетом особенностей экономического потенциала регионов и участия их в международном хозяйственном обороте.

В узком смысле инвестиционная политика представляет собой систему мер, ориентированных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.

Исходя из сказанного, определение инвестиционной политики транспортного комплекса может быть дано в следующей формулировке: это система управления инвестиционным процессом, основанная на постоянном воспроизводстве инвестиционной деятельности, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата в целях удовлетворения социально-экономических интересов в процессе формирования и использования инвестиционных ресурсов, рационального сочетания различных источников финансирования, обеспечения повышения конкурентоспособности отрасли, уровня и качества жизни населения. Учитывая это, под управлением инвестиционной политикой транспортного комплекса понимается системный процесс организационного воздействия на формирование и реализацию инвестиционной политики со стороны органов власти во взаимодействии с бизнесом, направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, развития институциональной среды и упорядочение инвестиционных процессов транспортного комплекса.

Инвестиционную политику классифицируют в зависимости от ее направленности. С этой точки зрения выделяют инвестиционную политику, направленную на:

1) повышение эффективности;

2) модернизацию технологическо-

го оборудования, технологических процессов;

3) создание новых предприятий;

4) внедрение принципиально нового оборудования и выход на новые рынки сбыта.

Для эффективного осуществления инвестиционной политики выделяют следующие основные элементы инвестиционной политики:

- определение стратегической цели;

- прогноз конъюнктуры рынка и определение приоритетов инвестиций;

- анализ экономических результатов и инвестиционной деятельности;

- планирование инвестиционной деятельности;

- выбор между инвестиционными программами;

- обеспечение ресурсами инвестиционной деятельности.

При выработке инвестиционной политики целесообразно руководствоваться следующими принципами.

1. Достижение экономического научно-технического и социального эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осуществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих равных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают максимальную эффективность.

2. Получение наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.

3. Рациональное распоряжение средствами на реализацию бесприбыльных проектов, т. е. снижение расходов на достижение научно-технического, социального или экономического эффектов.

4. Использование государственной поддержки для повышения эффективности инвестиций в форме бюджетных ссуд, гарантий Правительства РФ и т. д.

5. Привлечение субсидий и льготных кредитов международных финансово кредитных организаций и частных иностранных инвесторов.

6. Обеспечение минимизации инвестиционных рисков, связанных с реализацией конкретных проектов. Влияние коммерческих рисков (строительных, производственных, транспортных и иных рисков) может быть оценено через вероятное изменение ожи-

даемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности. Такие риски могут быть снижены заказчиками проектов и привлеченными инвесторами посредством самострахования, т. е. созданием финансовых резервов, диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, аварии, беспорядки и др.) обеспечивается путем предоставления гарантий Правительства РФ и страхования инвестиций.

7. Обеспечение ликвидности инвестиций следует предусматривать в силу значительных изменений внешней инвестиционной среды, конъюнктуры рынка или стратегии развития предприятия в предстоящем периоде. Поэтому по отдельным объектам инвестирования может существенно снизиться доходность, что окажет негативное воздействие на общую инвестиционную привлекательность. В силу влияния этих негативных факторов часто приходится принимать решение о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высвобождающегося капитала.

3. Методика определения типа инвестиционной политики

В своей инвестиционной деятельности транспортный комплекс, как и любая социально-экономическая система, может выбирать различные виды инвестиционной политики:

1) агрессивная инвестиционная политика - вариант политики осуществления инвестиционной деятельности, направленной на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска значительно выше среднерыночных;

2) компромиссная (умеренная) инвестиционная политика - вариант политики осуществления инвестиционной деятельности, направленной на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным;

3) консервативная инвестиционная политика - вариант политики инвестиционной деятельности, приоритетной целью которой является минимизация уровня инвестиционного риска. При осуществлении такой политики инвестор не стремится ни к максимизации уровня текущей прибыльности инвестиций, ни к максимизации темпов роста капитала.

Как показали результаты анализа, в настоящее время отсутствует процедура выбора инвестиционной политики и разработки управленческих решений инвестиционного характера. Учитывая это, предлагается использовать рейтинговую оценку показателей для определения типа инвестиционной политики. Последовательность этапов методики выбора инвестиционной политики различных видов деятельности транспорта представляется следующим образом.

1. Выбор показателей, характеризующих эффективность инвестиционной политики.

В соответствии с принципами минимальной существенной достаточности, необходимого разнообразия и количественной определенности в ходе исследования выявлены показатели, являющиеся результатами реализации инвестиционной политики, к которым отнесены:

1) доля инвестиций в основной капитал отдельного вида деятельности транспорта в общем объеме инвестиций в основной капитал транспорта, % - Р1;

2) индекс физического объема инвестиций в основной капитал по основным видам деятельности транспорта, % - Р2;

3) степень износа основных фондов организаций основных видов деятельности транспорта, % - Р..

Данные показатели являются статистическими и доступны в открытой печати, что не затрудняет их сбор и анализ.

2. Количественное измерение отдельных показателей.

По показателям «Доля инвестиций в основной капитал отдельного вида деятельности транспорта в общем объеме инвестиций в основной капитал транспорта» и «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по основным видам деятельности транспорта» 1 присваивается наибольшему значению, а по показателю «Степень износа основных фондов организаций основных видов деятельности транспорта» - минимальному.

3. Сведение всех рейтинговых оценок в итоговую.

По трем указанным показателям считается сумма мест, что является основой для их группировки.

Р = Р1 + Р2 + Р. (2)

4. Анализ и оценка полученных результатов.

На основе проведения исследования за ряд лет была выявлены интервалы изменения показателя:

1) агрессивная инвестиционная политика, где 0 < Р < 10;

2) компромиссная (умеренная) инвестиционная политика, где 10 < Р < 20;

3) консервативная инвестиционная политика, где 20 < Р < 30.

5. Разработка управленческих решений инвестиционного характера.

На данном этапе предлагается комплекс мероприятий по повышению эффективности инвестиционной политики согласно полученным данным.

В работе представлена апробация предложенной методики за 2009 г. (табл. 1, 2, 3, 4, 5)

Итак, для агрессивной инвестиционной политики транспортного комплекса характерны высокие риски и высокие доходы, привлечение достаточно больших объемов инвестиций. В целях страхования от провала инвестиционных проектов в рамках агрессивной инвестиционной политики необходимо повышать качество реализуемых проектов, направленных на модернизацию и развитие различных видов деятельности транспорта, и расширять линейку инвестиционных проектов с высокими показателями доходности и риска средними и низкими. При этом превалировать должны проекты, характерные для агрессивной инвестиционной политики, т. е. высокий риск

Таблица 1. Рейтинг по доле инвестиций в основной капитал отдельного вида деятельности транспорта в общем объеме инвестиций в основной капитал транспорта в 2009 г.

Наименование вида деятельности % Р1

Транспортирование по трубопроводам 39,30 1

Деятельность железнодорожного транспорта 22,27 2

Деятельность городского электрического транспорта 4,83 3

Деятельность воздушного и космического транспорта 0,91 4

Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию 0,79 5

Деятельность морского транспорта 0,62 6

Деятельность автомобильного грузового транспорта 0,55 7

Деятельность внутреннего водного транспорта 0,20 8

Таблица 2. Рейтинг по индексу физического объема инвестиций в основной капитал по основным видам деятельности транспорта в 2009 г.

Наименование вида деятельности % Р2

Транспортирование по трубопроводам 110,40 1

Деятельность городского электрического транспорта 83,00 2

Деятельность железнодорожного транспорта 79,70 3

Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию 76,20 4

Деятельность воздушного и космического транспорта 69,80 5

Деятельность внутреннего водного транспорта 67,20 6

Деятельность автомобильного грузового транспорта 57,20 7

Деятельность морского транспорта 51,50 8

Таблица 3. Рейтинг по степени износа основных фондов организаций основных видов деятельности транспорта в 2009 г.

Наименование вида деятельности % Р3

Деятельность городского электрического транспорта 14,80 1

Деятельность железнодорожного транспорта 27,00 2

Деятельность морского транспорта 34,20 3

Транспортирование по трубопроводам 45,40 4

Деятельность автомобильного грузового транспорта 45,70 5

Деятельность воздушного и космического транспорта 49,80 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию 50,50 7

Деятельность внутреннего водного транспорта 66,00 8

и высокий доход. Вместе с тем необходимо оптимизировать структуру инвестиций за счет повышения доли частных инвестиций. Также следует уде -лять большее внимание инновационному обновлению производственных фондов на основе интенсивного типа воспроизводства.

В рамках компромиссной (умеренной) инвестиционной политики транспортного комплекса характерны средние риски и доходы, привлечение недостаточного объема инвестиций. В данном случае необходимо увеличивать количество инвестиционных проектов и соответственно объемы инвестиционных ресурсов, заручаться в большей степени поддержкой государства как со стороны предоставляемых гарантий, так и за счет финансирования. Здесь доля привлекаемых инвестиционных средств со стороны государства и бизнеса находится приблизительно на одном уровне. В связи с высоким износом производственных фондов для данного вида инвестиционной политики характерен интенсивно-экстенсивный тип воспроизводства. Не стоит забывать об использовании передовых технологий.

Для консервативной инвестиционная политика характерны низкие риски и доходы. Здесь виды деятельности транспортного комплекса крайне нуждаются в инвестициях. Учитывая это, необходимо увеличивать количество инвестиционных проектов и соответственно объемы инвестиционных ресурсов, заручаться в большей степени поддержкой государства как со стороны предоставляемых гарантий, так и за счет финансирования. Здесь доля привлекаемых инвестиционных средств со стороны государства должна превалировать. В связи с крайне высоким износом производственных фондов для данного вида инвестиционной политики характерен экстенсивно-интенсивный тип воспроизводства. Вместе с тем использование инноваций должно прослеживаться.

4. Заключение

Таким образом, рассмотрение категории «инвестиционная политика» позволяет полнее раскрыть ее сущность, элементы, принципы. Вместе с тем для принятия эффективных управленческих решений необходим соответствующий инструментарий, применение которого позволяло бы определить тип инвестиционной политики транспортного комплекса. Учитывая это, с учетом

Таблица 4. Сведение всех показателей в итоговый

Наименование вида деятельности Рг P2 P3 P

Транспортирование по трубопроводам 1 1 4 6

Деятельность городского электрического транспорта 3 2 1 6

Деятельность железнодорожного транспорта 2 3 2 7

Деятельность воздушного и космического транспорта 4 5 6 15

Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию 5 4 7 16

Деятельность морского транспорта 6 8 3 17

Деятельность автомобильного грузового транспорта 7 7 5 19

Деятельность внутреннего водного транспорта 8 6 8 22

Таблица 5. Выбор инвестиционной политики видов деятельности транспорта

Вид инвестиционной политики Виды деятельности транспорта

Агрессивная инвестиционная политика, где 0 < Р < 10 - Транспортирование по трубопроводам; - деятельность городского электрического транспорта; - деятельность железнодорожного транспорта

Компромиссная (умеренная) инвестиционная политика, где 10 < Р < 20 - Деятельность воздушного и космического транспорта; - деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию; - деятельность морского транспорта; - деятельность автомобильного грузового транспорта

Консервативная инвестиционная политика, где 20 < Р < 30 - Деятельность внутреннего водного транспорта

преемственности знаний, накопленных в данной области мировой и отечественной наукой, предложена методика определения типа инвестиционной политики видов деятельности транспорта, позволяющая разработать управленческие решения инвестиционного характера, направленные на повышение ее эффективности и улучшение инвестиционного климата.

Так, агрессивная инвестиционная политика характерна для транспортирования по трубопроводам, деятельности городского электрического транспорта и железнодорожного транспорта, компромиссная (умеренная) инвестиционная политика - для деятельности автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, морского транспорта, автомобильного грузового транспорта, консервативная инвестиционная политика - для деятельности внутреннего водного транспорта.

Литература

1. Балабанов, И. Т. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / И. Т. Бала-

банов. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 224 с.

2. Бланк, И. А. Инвестиционный менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк.

- Киев. : Ника-Центр, 2007. - 473 с.

3. Виленский, П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. - М. : «Дело», 2006. - 408 с.

4. Райзберг, Б. А. Курс экономики : учебник / под ред. Б. А. Райзберг. - М. : ИНФРА-М, 1997.

References

1. Balabanov, I. T. Financial management: ucheb. posobie / I. T. Balabanov.

- M. : Finansy i statistika, 2004. - 224 s.

2. Blank, I. A. Investment management: uchebnyy kurs / I. A. Blank. - Kiev. : Nika-Centr, 2007. - 473 s.

3. Vilenskiy, P. L. Evaluation of investment projects: theory and practice / P. L. Vilenskiy, V N. Livshic, S. A. Smolyak.

- M. : «Delo», 2006. - 408 c.

4. Rayzberg, B. A. Economics course: textbook / pod red. B. A. Rayzberg. - M.: INFRA-M, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.