Научная статья на тему 'Формирование и развитие рынка промышленной продукции'

Формирование и развитие рынка промышленной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
829
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Н. Н.

Оценка развития экономики по «классической» модели показала ее несостоятельность и была принята реализации либеральная модель. Ретроспективный анализ выявил недостатки в развитии рыночных отношений и определил необходимые к реализации меры государственного регулирования и саморегулирования. Обоснованы функции, вменяемые государству в условиях стабилизации рыночных отношений, глобализации экономики и финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие рынка промышленной продукции»

13.3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Миронова Н.Н., д.э.н., профессор НИБ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. Оценка развития экономики по «классической» модели показала ее несостоятельность и была принята реализации либеральная модель. Ретроспективный анализ выявил недостатки в развитии рыночных отношений и определил необходимые к реализации меры государственного регулирования и саморегулирования. Обоснованы функции, вменяемые государству в условиях стабилизации рыночных отношений, глобализации экономики и финансового кризиса.

Ключевые слова: финансовый кризис, экономические модели

В условиях, когда мировая экономическая система переживает финансовый кризис, важным становится вопрос о стратегических подходах к формированию рынка реального сектора экономики, тем более, что этот процесс его развития приобретает глобальный характер, и те концептуальные основы, которые складываются в рамках отдельных экономических систем неминуемо отражаются на экономическом положении других сфер и производстве промышленной продукции в частности.

Из истории экономической науки известно, что рынок появился вместе с возникновением товарного производства. Вместе с тем научное обоснование теории рынка было положено А. Смитом1, который при организации производства выдвинул принцип «невидимой руки», основанный на том, что каждый индивидуум, преследуя свои эгоистические цели, как бы направляется чьей-то недвижимой рукой в интересах достижения блага для всех. А. Смит и его последователи, провозглашая принципы рыночного равновесия, отрицали вмешательства государства в регулирование экономических отношений.

Практика показала, что многие положения А. Смита оказалась ложными. В тридцатые годы в западноевропейских странах и США произошел небывалый экономический кризис. Были резко снижены объемы производства, появилась массовая безработица. В этих условиях Дж. Кейнс теоретически обосновал необходимость активного вмешательства государства в экономику, особенно в связи с цикличностью воспроизводственного процесса и устойчивости. В его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Дж. Кейнсом была обоснована новая методология рыночных отношений, основанная на государственном регу-

1 Смит А. Исследование в природе и причины богатства народов. //Соцэкономлитература, 1962, 350 с.

лировании экономики в сочетании с саморегулированием рынка как наиболее важного средства повышения эффективности вкладываемого в производство капитала. В основе его теории - цикличное государственное регулирование, которое способствует расширению совокупного спроса в период производства и его ограничение на фазе подъема. Он полагал, что формирования эффективного спроса, достижения равновесия при неполном использовании ресурсов необходимо активное вмешательство государства. Дж. Кейнс отмечал: «Нашей конечной целью может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем»2. Его заслуга состоит в том, что впервые доказал важную роль государства в регулировании рыночных отношений.

В настоящее время на других позициях по сравнению с Кейнсианством по вопросам рынка и обеспечения равновесия в системе общественного воспроизводства находится некенсианское направление в экономической теории, которое наиболее характерно представлено в работах М. Фридмана3. Он считает, что главным механизмом функционирования экономики является рынок и свободное предпринимательство, а государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной сферой.

Заслуживает внимание теоретические положения о рыночных отношениях в работах Дж. Гельбрей-та4, основанные на институционализации при котором государство, корпорации и профсоюзы выступают в качестве инструментов смешанной рыночной экономики.

Формирование различных школ теории рыночных отношений являются отражением многообразия объективных социально-экономических процессов в обществе и субъективных подходов к этим процессам.

В России в основу методологического подхода была положена монетористская теория рынка, результаты которой имеют самые негативные последствия. Это особенно проявилось в 1998 г., когда страна оказалась в системном финансовом кризисе. Произошел резкий спад производства во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в промышленном комплексе. Возник небывалый в истекшем столетии финансовый кризис.

В настоящее время в стране сохраняется акцент на использование либеральных рыночных механизмов. Это проявляется в нежелании государства

2 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1979, 230 с.

3 Фридман М. Деньги и экономические развитие. М.: Наука, 1973, 32 с.

4 Гельбрейт Д. Экономическая теория и цели общества. М.: Наука, 1976, 285 с.

в достаточной степени регулировать ценовые отношения между естественными монополиями энергетических ресурсов с промышленными предприятиями.

Рынок - это общественный институт, который со времен Адама Смита развивался сознательным человеческим воздействием. Создание рынка чисто предпринимательская задача и это должно быть осознано в действиях в первую очередь государства.

Рынок основан на отношениях между продавцами и покупателями. Посредник, который устанавливает связь между ними, выступает в качестве его создателя. В капиталистической экономике эту роль, при участии банков, выполняют распределительные системы и оптовые продавцы. Создатель рынка должен быть и посредником и заказчиком. Договор посредника с производителем должен позволить банкам кредитовать производителя. Кредит дает возможность производителю оплачивать труд рабочих, а также покупать у поставщиков сырье, оплачивать энергию и т.д. Все эти функции должны основываться на необходимой законодательной базе. Поэтому для создания и нормального функционирования рынка должен быть свод законов и эффективно действующая правовая база, обеспечивающие выполнение контрактов. Для создания эффективного рынка необходима также разветвленная устойчивая банковская сеть.

В этой связи в качестве должных условий полноценных отношений товарного рыночного обмена можно выделить достаточность товарных масс по количеству, качеству и ассортименту; надежное состояние финансово - кредитной системы; правовой характер отношений поставщиков и потребителей; развитую инфраструктуру движения товаров.

Неотъемлемым элементом рынка являются его субъекты - поставщики товаров и услуг. Состав субъектов рынка зависит от конкретной экономической ситуации, уровня развития производственных сил, экономических (в том числе рыночных) отношений и других факторов.

Проделанный в России путь к капитализму привел лишь к образованию такого рынка, на котором идет обмен уже ранее созданными товарами и ценностями. В большей степени они обмениваются в спекулятивных целях в отсутствии стимулов к увеличению производства и инвестиций.

Преобразовать систему производственных связей или приватизировать и передать в частную собственность товаропроводящую сеть следовало бы на более поздней стадии переходного периода, чем это было сделано. Программа приватизации должна была быть всесторонне и научно обоснована прежде, чем утверждена, и при этом не выглядеть в качестве подзаконного акта исполнительной власти.

Рынок, как сфера товарного обмена, не должен выдвигать требований по поводу определенных форм собственности. Этот механизм не имеет избирательной способности - его содержание в наличии спроса и предложений. Те или иные формы собственности нужны поскольку, поскольку они могут способствовать ускоренному решению социальных и производственных задач в рамках развития общественных отношений.

Сегодня в России рынок проявляется, с одной стороны, в виде либерализации цен, открытости экономики, широкомасштабной приватизации, ликвидации товарного дефицита, что свидетельствует о развитии рыночных отношений; с другой стороны

- вместо роста деловой активности - спад производства, очередь за товарами заменила очередь за деньгами, вместо роста благосостояния граждан

- нищета и разорение огромной массы населения. Единое экономическое пространство оказалось перекрытым множеством сдерживающих выгодный товарообмен административных преград, вместо корпоративного партнерства - постоянно возникающие конфликты.

Согласно либеральной доктрине, с расширением масштабов приватизации должна расти эффективность производства, повышаться и инвестиционная активность предприятий. В промышленности приватизация привела к тому, что несмотря на то, что промышленная продукция производится в основном на негосударственных предприятиях, рентабельность и производительность труда резко снизились.

В регулируемой рыночной экономике эффективность основного производственного капитала, как правило, превышает эффективность торгового или финансового капитала, поэтому инвестиции идут в производство. В российской экономике рентабельность реального сектора на порядок ниже рентабельности торгового и тем более - финансового сектора, поэтому деньги в реальном секторе не задерживаются, а аккумулируются в постоянно нарастающих масштабах в финансовом секторе. Для нормальной рыночной экономики характерны защита прав собственности; добросовестная конкуренция; антимонопольное регулирование; пресечение организованной преступности; проведение четкой налоговой реформы. В промышленности рыночная конкуренция и свободное предпринимательство задавлены организованной преступностью и коррупцией. В регулируемых государством рыночных экономиках нет и не может быть такого феномена, как невыплата заработной платы, пенсий или пособий. В экономике России это носит массовый характер.

Система государственного регулирования и саморегулирования должна состоять из следующих блоков:

- взаимодействие государственных органов управления с объектами рынка через экономиче-

ские рычаги (налоги, льготы, пошлины, квоты и др.);

- кооперативные, корпоративные и другие взаимосвязи промышленных предприятий с потребителями продукции;

- государственное регулирование приоритетных направлений развития науки и производства (рис. 6).

Государство в условиях рыночной экономики должно выполнять функции стимулирования развития производства и роста благосостояния, повышения качества жизни, направленных на защиту прав собственности и обеспечение свободы предпринимательства; обеспечение конкуренции и антимонопольное регулирование; защиту интересов отечественного товаропроизводителя; создание условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения и обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование отношений между трудом и капиталом; регулирование цен и доходов; обеспечение социальных гарантий; развитие социальной и производственной инфраструктуры; стимулирование инновационной активности; распространение современные технологий; решение экологических проблем и др.

Такая роль государства экономике позволит рассчитывать в будущем на преодоление экономического и финансового кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию путем принятия и осуществления программ, ориентированных на реализацию конкурентных преимуществ российской экономики, к которым можно отнести:

- богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;

- высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд;

- наличие работников с достаточно высоким уровнем квалификации;

- высокий научно-промышленный потенциал, наличие крупных научных школ и уникальных передовых технологии;

- значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие наращивать производство продукции с относительно незначительными издержками.

Российская Федерация одна из самых высокообеспеченных стран сельскохозяйственными угодьями, что делает ее ведущим производителем в будущем продуктов питания, а также поставщиком продовольствия на мировом рынке.

Для основных отраслей промышленности сложным являются обстановка по вступлению страны в ВТО. Преимущество от вступления в эту организацию получают те государства, которые имеют в структуре, экспортных товаров, высокий уровень добавленной стоимости. В России основная экспортная составляющая это энергоресурсы с очень низким уровнем добавленной стоимости.

В состав этой организации в настоящее время входит 145 стран. Россия должна вступать в ВТО. Но при этом крайне важно использовать те возможности и привилегии, которые она может получить от такого вступления.

Основными проблемами при вступлении в ВТО для подавляющего числа отраслей промышленности являются: требования снижения импортных

тарифов (они и сегодня остаются низкими); установление низкого уровня поддержки реального сектора экономики государства.

Основная цель ВТО - это максимальная либерализация мировой торговли и облегчение конкуренции для ведущих стран мира с развиты промышленным производством.

Для России, с сегодняшним кризисным состоянием промышленности, требуется самое экономическое обоснование, так как вступление в эту организацию может иметь крайне негативное последствие в долгосрочном плане не только для продовольственного комплекса, но и экономики страны в целом.

По нашему мнению, в основу функционирования рынка должны быть положены следующие основные принципы: экономическое стимулирование производства отечественной промышленной продукции посредством проведения соответствующей ценовой, налоговой, таможенной и кредитной политики; повышение уровня жизни населения, рост его платежеспособности, социальная защита малообеспеченных слоев людей; экономическое регулирование импорта важнейших товаров и экспорта промышленной продукции, особенно энергоносителей и сырья с учетом защиты интересов отечественных товаропроизводителей; совершенствование экономических отношений в кооперативных,

корпоративных и интегрированных формированиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.