Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ САМОБЫТНОГО ПУТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ САМОБЫТНОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
837
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ / НАПРАВЛЕНИЕ / ИСТОКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цамцурова Д.Д., Титова Ю.В.

Для того, чтобы разобраться в специфике русской философской мысли. В данной статье рассматривается история отечественной философии и её специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN PHILOSOPHY: THE ORIGINS AND EVOLUTION OF THE ORIGINAL WAY

In order to understand the specifics of Russian philosophical thought. In this article, the history of Russian philosophy and its specificity are examined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ САМОБЫТНОГО ПУТИ»

В равной степени важны как вера в собственные возможности, так и представление о задачах, требующих решения. Осмысленный подход к собственной жизни позволит избежать горьких ошибок, лишних разочарований, которые, по сути, и так встречаются на пути.

Использованные источники:

1. Кондратьева С. Б. Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход: Автореф. дисс. ... к. филос. н. - М.: 2011. -29 с.

2. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. -М.: Академия, 2007. - 250 с.

УДК-001.

Цамцурова Д.Д. студент Титова Ю.В. студент

Ульяновский Государственный Технический Университет

РФ, г. Ульяновск

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ САМОБЫТНОГО ПУТИ

Аннотация:

Для того, чтобы разобраться в специфике русской философской мысли. В данной статье рассматривается история отечественной философии и её специфика.

Ключевые слова:

русская философия, философская мысль, направление, истоки.

Tsamtsurova D.D.

student, Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk

Titova Y. V.

student, Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk

FORMATION AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN PHILOSOPHY:

THE ORIGINS AND EVOLUTION OF THE ORIGINAL WAY.

Abstract:

In order to understand the specifics of Russian philosophical thought. In this article, the history of Russian philosophy and its specificity are examined.

Key words:

Russian philosophy, philosophical thought, direction, origins.

На протяжении многих десятилетий идет полемика о национальной самобытности и времени возникновения отечественной философии. Предмет спора кратко можно сформулировать так: когда возникла русская философия как самостоятельное направление?

Русская философская мысль традиционно ориентировалась на

осмысление прошлого, преображение настоящего и в ней же присутствует тема будущего, искания справедливого общественного устройства. Первые достоверные свидетельства о философских исканиях на Руси относятся примерно к Х- XI вв.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную область познания и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии. [1]

Временем появления философии в России в ее современном значении, как отмечают многие исследователи (В.В. Зеньковский (1881 - 1962), А.И. Введенский (1856-1925), Э.Л. Радлов (1854-1928), Г.Г. Шпет (1879-1937), А.Ф. Лосев (1893-1988)), можно считать 1755г. - год основания Московского университета, т.е. эпоху Просвещения. В развитии русской философии как духовного явления выделяют следующие этапы:

Философская мысль Киевской Руси Х-Х11 вв. В этот период философская мысль зарождается и развивается под сильным влиянием Византии. Из Византии на Русь пришло христианство, благодаря которому произошло крещение Руси. Одним из первых древнерусских философов является Илларион, Киевский митрополит. Известно, что он входил в число приближенных князя Ярослава Мудрого, был одним из основателей Киево-Печерского монастыря.

Яркими представителями русской философской мысли выступают второй после Иллариона митрополит Климент Смолятич и епископ г. Турова Кирилл.

Своеобразным сочинением является «Поучение» князя Владимира Мономаха, в котором он отмечает, что праведная жизнь любого человека достигается добрыми делами: «покаянием», «слезами» и «милостыней».

Ценными источниками русской общественной мысли явились литературные памятники: «Слово о полку Игореве» и летопись «Повесть временных лет». [2]

"Подготовительный период", или "пролог", - Х^-ХУШ вв. В.В. Зеньковский указывает на сборник "Диоптра" (1305), в котором уже выдвигаются и обсуждаются философские вопросы. До эпохи Петра Великого в русской философии решение проблем было проникнуто духом мистического реализма и интуитивными озарениями. Философствующий человек этого периода реализует свои мысли в собственных деяниях и поведении. Он знает истину, он постиг ее. Это отличает его от обычных людей, вызывая у последних самые разные чувства - от восхищения до гнева.

Период до 70-х гг. XVIII в. характеризуется развитием светской культуры в России под влиянием идей европейского Просвещения и связан с

разработкой социальных учений. В это время живут и действуют такие мыслители, как Татищев, Щербатов, Новиков, Радищев, в трудах которых превалировала социальная и нравственная проблематика. В этот период выступает и М.В. Ломоносов (1711 - 1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт и религиозный мыслитель. Это был типичный представитель эпохи Просвещения, получивший строгое научное образование и познакомившийся не только с трудами, но и с самими мыслителями Европы данного периода, такими, как Г. Лейбниц, X. Вольф.

Период конца XVШ-XIX в., который А.И. Введенский называет временем "господства немецкого идеализма", характерен наиболее бурным развитием философии в России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская. После войны 1812 года в Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как В.Ф. Одоевский и П.Я. Чаадаев.

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись: декабристская философия, философия западников и славянофилов, революционно-демократическая философия, либеральная философия.

1) Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других. Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были: приоритет естественного права, необходимость для России правового строя, отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает, личная свобода человека, ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.

2) Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и "славянофилов". Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению западников, Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на

русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

3) Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были: Н.Г. Чернышевский; народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев; анархист П. Кропоткин; марксист Г.В. Плеханов.

Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному. [3]

Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор. В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

4) Наиболее ярким представителем либерального направления являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 - 1900).

В.С Соловьев - крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, основой которой, по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма).

После революции в России наступил догматический период бесконечной интерпретации трудов классиков марксизма, а позже -марксизма-ленинизма и сталинизма. Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философские изыскания в нашей стране не стояли вдали от магистральных линий развития мировой философии.Попыткой своеобразного ухода от идеологии явилось развитие, прежде всего историко-философской проблематики, а также вопросов эпистемологии, логики и философии науки. [4]

Творчество именно этого поколения русских философов вывело отечественную философию на мировые просторы, продемонстрировало ее самобытность, высокий нравственный и духовный потенциал. В двадцатые годы XX века формирование русского религиозно-философского идеализма как своеобразной школы мировой философской мысли достигает заключительной стадии. Будущее покажет, в каких формах продолжится реализация идей и принципов нравственной духовности, составивших

краеугольное основание русской философии, может быть, и не отвечающей традиционным критериям философской типологии, но, несомненно, заявившей о своей реальности живым словом и трепетной мыслью ее подвижников.

Использованные источники:

1. Судьбы философии в России: http://www.knigafund.ru/books/116922/read#page5

2. Русская философия. Генезис и основные особенности, этапы развития русской философии: http://psyera.ru/russkaya-filosofiya-genezis-i-osnovnye-osobennosti-etapy-razvitiya-russkoy-filosofii-1080.htm

3. Основные этапы и направления развития русской философии: http://mir-filosofii.ru/drevnyaya-filosofiya/107-osnovnye-etapy-i-napravleniya-razvitiya-russkoj -filosofii-konca- 19-nachala-20-veka

4. Особенности развития русской философии: http://filinnik.ru/1-/1-1-/109-1-1-6.html?start=1

УДК 331.108

Чернецова О.Н. студент 4 курса кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ДГТУ в г. Шахты Правдюк В.Н.

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ АУТСОРСИНГА ПЕРСОНАЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО ФИРМА «ДАЙКОМ»)

Аннотация. В работе изложена сущность аутсорсинга и сфера его применения. На основе проведенного маркетингового анализа, автором выявлены тенденции развития рынка аутсорсинга города Шахты. В работе предложен алгоритм применения инструментов аутсорсинга персонала для совершенствования системы управления персоналом.

Ключевые слова: аутсорсинг, кадровый аутсорсинг, аутсорсинг персонала, управление персоналом.

Chernetsova O.N.

Student of the 4th year of the department "Management and

Entrepreneurship"

Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) DGTU in Shakhty

Pravdyuk V.N.

DEVELOPMENT OF THE ALGORITHM OF APPLICATION OF PERSONNEL OUTSOURCING INSTRUMENTS FOR IMPROVING THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM IN THE ORGANIZATION (ON THE EXAMPLE OF DIKOM FIRM LLC)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.