Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКВЕСТРАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ / УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД / УГЛЕРОДНАЯ ЕДИНИЦА / РЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬ КЛИМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА / ОПЕРАТОР РЕЕСТРА УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ / ОБРАЩЕНИЕ УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Маргарита Александровна, Тяглов Сергей Гаврилович

В статье исследуются предпосылки формирования секвестрационной индустрии в России, в частности, на примере рынка углеродных единиц. Рассмотрены основные факторы, оказавшие влияние на его формирование, также проведен сравнительный анализ зарубежных механизмов снижения углеродного следа в продукции промышленных производств: введение углеродного налогообложения и использование рыночных механизмов обращения эмиссионных углеродных квот. Россия пошла по второму пути, и уже в 2022 году была сформирована и апробирована рыночная инфраструктура торговли углеродными единицами. В статье приведены результаты исследования основных участники такого рынка, а также способы и механизмы их взаимодействия как при совершении сделок, так и при получении и подтверждении официального статуса участника углеродного рынка. Обращение углеродных единиц в России имеет как общие, схожие с международными правилами и нормами, так и свои специфические черты. Несмотря на то, что обращение углеродных единиц осуществляется путем проведения открытых биржевых торгов, вся деятельность по их выпуску и отчуждению фиксируется в едином государственном реестре под жестким государственным контролем на основании единых принципов и правил. Кроме того, такой реестр содержит полную верифицированную информацию обо всех участниках рынка. Осуществление сделок, не прошедших такую верификацию и регистрацию, не допускается. Все эти меры направлены, прежде всего, на повышение управляемости процессами декарбонизации экономики нашей страны и, как следствие, ускорение ее темпов. Кроме того, в статье рассмотрены перспективы и ключевые тенденции развития углеродного рынка в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF CARBON UNITS

The article examines the prerequisites for the formation of the sequestration industry in Russia, in particular by the example of the carbon units market. The main factors that influenced its formation are considered, and a comparative analysis of foreign mechanisms for reducing the carbon footprint in industrial products is also carried out: the introduction of carbon taxation and the use of market mechanisms for the circulation of carbon emission quotas. Russia has followed the second path, and already in 2022 a market infrastructure for trading carbon units was formed and tested. The article presents the results of a study of the main participants of such a market, as well as the ways and mechanisms of their interaction both when making transactions and when obtaining and confirming the official status of a participant in the carbon market. The circulation of carbon units in Russia has both common, similar to international rules and regulations, and its own specific features. Despite the fact that the circulation of carbon units is carried out through open exchange trading, all activities for their release and alienation are recorded in the unified state register under strict state control on the basis of uniform principles and rules. In addition, such a register contains complete verified information about all market participants. Transactions that have not passed such verification and registration are not allowed. All these measures are aimed, first of all, at increasing the manageability of the decarbonization processes of our country's economy and, as a result, accelerating its pace. In addition, the article discusses the prospects and key trends in the development of the carbon market in our country.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

www.hjournal.ru

Journal of Economic Regulation, 2022, 13(4): 89-98 DOI: 10.17835/2078-5429.2022.13.4.089-098

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА

УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ

СКВОРЦОВА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: skvortsovamargarita1988@mail.ru;

ТЯГЛОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: tyaglov-sg@rambler.ru

Цитирование: Скворцова М.А., Тяглов С.Г. (2022). Формирование и развитие российского рынка углеродных единиц. Journal of Economic Regulation 13(4): 89-98. DOI: 10.17835/2078-5429.2022.13.4.089-098

В статье исследуются предпосылки формирования секвестрационной индустрии в России, в частности, на примере рынка углеродных единиц. Рассмотрены основные факторы, оказавшие влияние на его формирование, также проведен сравнительный анализ зарубежных механизмов снижения углеродного следа в продукции промышленных производств: введение углеродного налогообложения и использование рыночных механизмов обращения эмиссионных углеродных квот. Россия пошла по второму пути, и уже в 2022 году была сформирована и апробирована рыночная инфраструктура торговли углеродными единицами. В статье приведены результаты исследования основных участники такого рынка, а также способы и механизмы их взаимодействия как при совершении сделок, так и при получении и подтверждении официального статуса участника углеродного рынка. Обращение углеродных единиц в России имеет как общие, схожие с международными правилами и нормами, так и свои специфические черты. Несмотря на то, что обращение углеродных единиц осуществляется путем проведения открытых биржевых торгов, вся деятельность по их выпуску и отчуждению фиксируется в едином государственном реестре под жестким государственным контролем на основании единых принципов и правил. Кроме того, такой реестр содержит полную верифицированную информацию обо всех участниках рынка. Осуществление сделок, не прошедших такую верификацию и регистрацию, не допускается. Все эти меры направлены, прежде всего, на повышение управляемости процессами декарбонизации экономики нашей страны и, как следствие, ускорение ее темпов. Кроме того, в статье рассмотрены перспективы и ключевые тенденции развития углеродного рынка в нашей стране.

Ключевые слова: секвестрационная индустрия, углеродный след, углеродная единица, регулируемая организация, исполнитель климатического проекта, оператор реестра углеродных единиц, обращение углеродных единиц

© Скворцова М.А., Тяглов С.Г., 2022

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF CARBON UNITS

MARGARITA A. SKVORTSOVA,

Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russia, e-mail: skvortsovamargarita1988@mail.ru;

SERGEY G. TYAGLOV,

Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russia, e-mail: tyaglov-sg@rambler.ru

Citation: Skvortsova M.A., Tyaglov S.G. (2022). Formation and development of the russian market of carbon units. Journal ofEconomic Regulation 13(4): 89-98 (in Russian). DOI: 10.17835/2078-5429.2022.13.4.089-098

The article examines the prerequisites for the formation of the sequestration industry in Russia, in particular by the example of the carbon units market. The main factors that influenced its formation are considered, and a comparative analysis of foreign mechanisms for reducing the carbon footprint in industrial products is also carried out: the introduction of carbon taxation and the use of market mechanisms for the circulation of carbon emission quotas. Russia has followed the second path, and already in 2022 a market infrastructure for trading carbon units was formed and tested. The article presents the results of a study of the main participants of such a market, as well as the ways and mechanisms of their interaction both when making transactions and when obtaining and confirming the official status of a participant in the carbon market. The circulation of carbon units in Russia has both common, similar to international rules and regulations, and its own specific features. Despite the fact that the circulation of carbon units is carried out through open exchange trading, all activities for their release and alienation are recorded in the unified state register under strict state control on the basis of uniform principles and rules. In addition, such a register contains complete verified information about all market participants. Transactions that have not passed such verification and registration are not allowed. All these measures are aimed, first of all, at increasing the manageability of the decarbonization processes of our country's economy and, as a result, accelerating its pace. In addition, the article discusses the prospects and key trends in the development of the carbon market in our country.

Keywords: sequestration industry, carbon footprint, carbon unit, regulated organization, climate project executor, carbon unit registry operator, carbon unit circulation

JEL: О13, Р18, Q35

1. Предпосылки формирования рынка обращения углеродных единиц в России

Проблема глобального потепления уже не один год стоит на повестке дня мирового сообщества, при этом в России средние темпы потепления в 2,5 раза выше, чем в мире.

С учетом последних тенденций мировой практики, одним из наиболее перспективных и эффективных методов борьбы с климатическими изменениями считается так называемая декарбонизация экономики. Однако предпринимаемые для борьбы с глобальным потеплением международным сообществом меры могут привести к сокращению углеродоемкого российского экспорта и дискриминации российской углеродоемкой продукции на мировых рынках.

В условиях внешних вызовов трансграничного углеродного регулирования встал вопрос о необходимости разработки и внедрения комплекса мер, направленного на поддержку российских компаний-производителей и экспортеров углеродоемкой продукции. Одним из механизмов, позволяющих снизить углеродный след, является введение в оборот углеродных квот. Целью настоящей статьи является исследование предпосылок формирования, модели функционирования и перспектив развития рынка углеродных единиц в нашей стране.

Необходимость во внедрении данного института в российскую экономику продиктована решением Еврокомиссии о введении трансграничного механизма углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism), который заключается в обложении специальным сбором товаров, ввозимых в Евросоюз из стран с более низким уровнем климатического регулирования. Данный механизм предусматривает расчет углеродного следа на протяжении всей цепи добавленной стоимости ввозимых товаров.

Учитывая, что основу экономики нашей страны составляет экспорт углеводородного сырья (примерно треть всего российского экспорта приходится на Евросоюз), а также товаров, созданных на его основе, такая мера неизбежно приведет к многомиллиардным убыткам для крупнейших российских компаний: грядущий трансграничный налог может сказаться на 42% всего экспортного потока из России в Европу.

Россия на протяжении многих лет концептуально поддерживала международные экологические тренды и принципы, однако проактивных действий до недавнего времени в рассматриваемом направлении не предпринимала.

Анализ научных публикаций по исследуемой в настоящей статье проблематике также показывает, что вопросы секвестрационной индустрии в отечественной литературе освещены весьма слабо. Вместе с тем достаточно широко освещены смежные вопросы: опубликовано значительное число работ, посвященных аспектам «зеленой экономики» и устойчивого развития на основе лучших доступных технологий. Имеющаяся научная база дает возможность сформировать теоретическую и методологическую основу для дальнейшего исследования вопроса (Кузнецов и др., 2020).

Так, например, вопросы реализации экологических проектов на промышленных предприятиях в целях обеспечения устойчивого развития территорий Кузбасса были предметом исследования таких ученых как А. Шевчук, А. Панов, В. Ефимов.

Механизмы трансформации региональных стратегий по инновационно-ориентированному сценарию, модели формирования и развития в регионах постиндустриальной и «зеленой» экономики, инструменты модернизации региональной экономики на основе энергоэффективных, наилучших доступных технологий, широко освещены в научных трудах таких ученых, как: И. Потравный (2020), С. Липина (2020), С. Тяглов, Н. Кузнецов (2020), Е. Александрова, С. Бобылев, В. Воловик, Г. Громов, К. Дзидзоев, В. Захаров, Я. Лунева, М. Пономарева, О. Черненко, Р. Шеховцов, И. Юргенс и др.

Вопросы, эффективности взаимодействия научных учреждений и промышленных предприятий и его роли в предупреждении и минимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, модернизации и повышения энергоэффективности российской экономики, а также в отдельных регионах, рассматриваются в работах таких ученых, как: О.А. Фиофанова (2019), Т.И. Клименко (2020), А.В. Богатырев, О.Ю. Бубнова, Н.А. Миронов, О.М. Елфимов (2020), И.Л. Авдеева, Т.А. Головина, Л.В. Парахина, О.В. Бабич (Публичное управление..., 2020), Л.С. Будович, Ю.В. Старцева (2020).

Изложенные в вышеуказанных трудах теоретические наработки в той или иной степени были положены в основу решений, включаемых в комплексную программу декарбонизации российской экономики.

Кроме того, был учтен и опыт тех стран, которые уже начали проводить работу по данному направлению: проведение сделок с эмиссионными квотами в США и Китае, введение углеродных налогов в странах Азии и Европы (Ермакова, 2020). Кроме того, ускоренными темпами развиваются разнообразные международные системы регулирования выбросов, сформированные по отраслевому принципу (например, система Corsia в сфере авиации), а также имеют место добровольные системы зачета снижения объема выбросов (voluntary carbon offsetting).

Первым шагом в развитии отечественной секвестрационной индустрии стало создание на территории нашей страны карбоновых полигонов, представляющих собой обособленные территории леса, сельскохозяйственных угодий или водной акватории, обладающие уникальной экосистемой. Данные объекты позволяют не только получить объективную информацию о состоянии эмиссии и поглощения парниковых газов, но также верифицировать ее в целях дальнейшей оценки на предмет соответствия международным стандартам. Применяемые на территориях карбоновых

полигонов технологии позволяют обеспечить дистанционный или наземный контроль за эмиссией парниковых газов, включая СО2, а также проводить мониторинг иных влияющих на изменение климата факторов, в том числе с применением технологии искусственного интеллекта (Гессен, Воротников, 2021).

Карбоновые полигоны также имеют большое значение для мониторинга состояния экологической безопасности не только отдельно взятых производств, но и прилегающих к ним территориям, включая населенные пункты.

Следующим шагом на пути формирования секвестрационной индустрии является создание карбоновых ферм. Если карбоновый полигон является по своей сущности научным объектом, позволяющим получить объективную и полную информацию о состоянии эмиссии парниковых газов, то карбоновая ферма представляет собой коммерческий проект, позволяющий не просто сократить углеродный след продукции, но и принести доход своему владельцу за счет реализации вырабатываемых на ферме углеродных единиц. Это связано с тем, что владельцы углеродоемкого производства готовы платить реальную цену за «законсервированный» CO2, с целью сокращения углеродного следа своей продукции.

В практике зарубежных стран уже применяется процедура аттестации ферм, по результатам которой ферме присваивается статус участника системы торговли квотами, что дает право продавать компенсационные квоты, освобождающие импортеров от уплаты углеродного налога (Mandaroux et al., 2021).

Механизм реализации квот заключается в следующем. При создании карбоновой фермы нужно рассчитать и подтвердить объем поглощаемого ею CO2. После этого такая ферма может получить статус карбоновой и начать продажу квот или углеродных единиц тем предприятиям, которым необходимо повысить свой экологический статус.

Если учесть, что организация поглощения на карбоновой ферме одной тонны углекислого газа имеет стоимость €5, а рыночная стоимость ее составляет около 15 евро. При этом средний размер штрафа в Европе оставляет около 30 евро за тонну. Соответственно такое предложение бизнесу будет интересно (Степанов, Галимова, 2021).

Карбоновые фермы уже функционируют на территории США и Австралии. Так, в рамках заключенного соглашения о партнерстве между Министерством сельского хозяйства США и фирмой Chevrolet, последняя приобрела порядка 40 тыс. квот у нескольких десятков владельцев пастбищ, которые на своих фермах будут применять технологии нулевой обработки почвы.

Если говорить о сущности таких квот, то в целом они соответствуют по формальным признакам ценным бумагам, однако их номинал исчисляется в тоннах утилизированного СО2. Механизм обращения на рынке эмиссионных квот заключается в определении на государственном уровне верхнего порога эмиссии парниковых газов с последующей выдачей предприятиям разрешений на эмиссию. При превышении предприятием в ходе своей производственной деятельности установленного ему предельного объема, указанного в разрешении, предприятие может приобрести дополнительный объем у государства либо у других участников рынка эмиссионных квот. И в том, и в другом случае, чем больше объем дополнительных выбросов, тем выше издержки компании.

В качестве примера можно привести Европейскую систему торговли эмиссионными квотами (ETS, Emissions Trading System), которая в настоящее время является одним из лидеров данного рынка и покрывает около 40% выбросов СО2. Стоимость эмиссионных квот в данной торговой системе показала значительный рост: начиная с 20 евро за тонну СО2 в период до пандемии до 50 евро на текущий год (Simionescu et al., 2020). По мнению отдельных экспертов, к 2030 году стоимость одной тонны СО2 может достичь не менее 100 евро. Если говорить об общем объеме международного рынка торговли углеродными квотами, то по разным оценкам он составляет около 100 млрд долл. Соответственно в случае достижения к 2030 году прогнозной стоимости в 100 евро за тонну и пропорциональном увеличении общего объема мирового рынка, карбоновая отрасль имеет все шансы стать одной из лидирующих отраслей в мировой экономике.

2. Модель функционирования углеродного рынка, особенности российского рынка углеродных единиц

В настоящее время на экологической и экономической повестке институт рынка углеродных единиц получил признание в качестве одного из наиболее эффективных механизмов, способствующих сокращению углеродного следа продукции и снижению выбросов парниковых газов (Лебедева, 2022). Система торговли углеродными квотами взята на вооружение всеми экономически развитыми странами и в настоящее время насчитывается уже 25 таких систем.

Все углеродные рынки можно условно поделить на две группы: добровольные и обязательные.

Добровольные рынки формируются по инициативе и в целях обслуживания интересов коммерческих компаний, неправительственных организаций, заинтересованных в реализации «зеленой повестки». При этом их участие является добровольным, а цены на квоты формируются исключительно исходя из текущей конъюнктуры рынка.

Обязательные рынки формируются по решению органов власти и (или) межправительственных международных организаций, а их создание сопровождается или предваряется введением на государственном уровне жесткой системы ограничения эмиссии парниковых газов. При этом система торговли эмиссионными квотами также достаточно жестко регламентируется правовыми актами. Одним из примеров такого рынка является Евросоюз.

Говоря об обязательных рынках нельзя не упомянуть об еще одной модели ограничения эмиссии парниковых газов — механизме налогового регулирования предприятий, оставляющих углеродный след. В данном случае углеродный налог становится климатическим регулятором посредством установления на государственном уровне нормативно определенной платы за каждую единицу выбросов.

В качестве одного из преимуществ института рынка эмиссионных квот можно рассматривать установление предельных объемов выбросов для предприятий, это позволяет формировать прогноз объема эмиссии. Однако, ввиду того, что цена на квоты устанавливается в соответствии с рыночным законом спроса, она подвержена колебаниям в зависимости от конъюнктуры рынка. Подобная нестабильность цен в свою очередь снижает возможность предприятий прогнозировать свои издержки, что, безусловно, не в лучшую сторону отражается на инвестиционной активности компаний (Галанина, 2021).

С этой стороны, углеродный налог является более прогнозируемым явлением и позволяет предприятиям рассчитать расходы на его уплату исходя из заранее известной налоговой ставки.

Несмотря на то, что обе рассмотренные модели имеют как свои достоинства, так и недостатки, реализация эмиссионных квот посредством рыночного механизма получила большее распространение в мировой практике по сравнению с применением углеродного налога.

Россия также пошла по пути формирования рынка обращения углеродных квот (единиц). Так, с 2022 года вводится новый порядок ограничения выбросов парниковых газов, определяющий механизм регулирования отношений хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов. На государственном уровне определены ключевые участники данного рынка (Астраханцева, Гатина, 2022).

Во-первых, это регулируемые организации, к которым относятся те хозяйствующие субъекты, деятельность которых сопряжена с производством углеродосодержащей продукции или продукции, оставляющей углеродный след. Отнесение той или иной компании к регулируемым организациям осуществляется в зависимости от объема выбросов парниковых газов в год (общий критерий) и видов производственных процессов или хозяйственной деятельности (специальный критерий). Общий критерий устанавливается для всех хозяйствующих субъектов независимо от отраслевой принадлежности и определяется в качестве порогового значения выбросов парниковых газов, масса которых составляет не менее 150 тыс. тонн СО2 в год. Специальный критерий носит вариативный характер и определяется исходя из показателей хозяйственной деятельности. Так, например, для компаний черной металлургии в качестве такого показателя установлен объем производства продукции, с учетом вида продукции: для производства кокса определено значение 0,56 тыс. тонн, для металлического кремния — 5,03 тыс. тонн (наибольшее значение показателя), для производства железорудных окатышей — 0,03 тыс. тонн (наименьшее значение

показателя). Важно отметить, что для присвоения статуса регулируемой организации необходимо одновременное соответствие двум критериям. Вместе с тем, допускается добровольное участие организаций, не удовлетворяющих указанным критериям. Такой гибкий подход к определению участников рынка, безусловно, имеет ряд достоинств. С одной стороны, очень четко и точно определяются те участники, деятельность которых сопряжена с наибольшим воздействием на окружающую среду, и они уже не могут отказаться от включения в секвестрационные механизмы, с другой стороны, отсутствуют барьеры для входа на рынок тех компаний, которые также готовы активно включаться в климатическую повестку, но объем их негативного воздействия существенно ниже, чем у крупных промышленных производств.

Во-вторых, исполнители климатических проектов — непосредственно те организации и физические лица, которые занимаются реализацией мероприятий, направленных на снижение объема выбросов парниковых газов либо на увеличение их поглощения (климатические проекты). В качестве климатических проектов могут выступать проекты, направленные на повышение энергоэффективности оборудования, мероприятия по высадке и восстановлению зеленых насаждений определенных сортов, проекты по развитию устойчивого и экологичного земледелия и другие подобные мероприятия. Результатом выполнения климатических проектов является выпуск в обращение углеродных единиц, но при этом такие результаты должны пройти обязательную процедуру верификации организациями, уполномоченными Росаккредитацией.

Для того чтобы проект получил признание в качестве климатического он также должен одновременно соответствовать определенным критериям:

1) мероприятия проекта должны соответствовать национальным стандартам ограничения выбросов парниковых газов;

2) в качестве результатов проекта должно быть либо уменьшение объема выбросов С02, либо увеличение объема их поглощения;

3) мероприятия проекта не должны приводить к обратным негативным процессам за пределами территории реализации данных мероприятий;

4) положительный эффект от реализации проекта должен быть связан исключительно с мероприятиями проекта, а не с другими факторами, непосредственно не связанными с проектом;

5) мероприятия проекта должны быть дополнительными по отношению к уже реализуемым обязательным требованиям, а не дублировать их.

Следует подчеркнуть, что любой климатический проект должен пройти процедуру валидации на соответствие указанным критериям, без этого доступ на рынок углеродных единиц для такого проекта закрыт.

В рамках запущенного с 1 сентября реестра углеродных единиц зарегистрирован первый климатический проект и выпущены 96 углеродных единиц. Исполнителем проекта стала компания ООО «ДальЭнергоИнвест», верифицировавшая отчет о реализации проекта по использованию возобновляемых источников энергии на присоединенных объектах и в мини-сетях в Сахалинской области. В рамках реализации климатического проекта построена станция на 648 солнечных батарей мощностью 250 кВт. По предварительным оценкам комплекс данных мероприятий позволит ежегодно экономить для бюджета региона примерно 15 млн руб. за счет сокращения закупок дизельного топлива.

В-третьих, еще одним участником рынка являются владельцы углеродных единиц — лица, которым принадлежат углеродные квоты. Это могут быть не только исполнители климатических проектов, но и другие держатели эмиссионных квот.

В-четвертых, важная роль в модели углеродного рынка отводится единому оператору реестра углеродных единиц, в качестве которого выступает юридическое лицо, уполномоченное Правительством на ведение реестра углеродных квот. В настоящее время в качестве оператора определено АО «Контур», осуществляющее свою деятельность соответствии с заключенным с Минэкономразвития концессионным соглашением, срок действия которого составляет 30 лет.

Если говорить непосредственно о самих углеродных квотах, то следует отметить, что в нашей стране выбран путь, аналогичный международным стандартам, и таким же образом определена

эквивалентность одной углеродной единицы одной тонне углекислого газа. Безусловно, такой подход представляется наиболее удачным, поскольку позволит гармонично включиться в мировой рынок углеродных квот.

Однако, в отличие от опыта зарубежных стран, деятельность по обращению углеродных единиц в нашей стране достаточно жестка зарегламентирована. Информация обо всех участниках рынка подлежит обязательному включению в единый государственный реестр. Также в указанном реестре содержится полная информация о выпущенных в обращение углеродных единицах и всех сделках с ними.

Такая система позволяет взять под полный контроль не только рынок эмиссионных квот, но и всю ситуацию, связанную с выбросами парниковых газов и мероприятиями, направленными на их сокращение.

Оператор реестра проводит операции с углеродными единицами на основании распоряжения владельца счета. Все операции осуществляются исключительно через посредничество федерального оператора, который берет плату за свои услуги на основании договора.

Сделки с углеродными единицами осуществляются по правилам, установленным гражданским законодательством и оформляются путем заключения договоров на организованных торгах, который ведет организатор торговли.

До начала торгов владелец углеродных единиц подает оператору заявку о маркировании углеродных единиц, которые планируется выставлять на организованные торги.

Операции по счету в реестре углеродных единиц, связанные с осуществлением сделок с углеродными единицами, которые заключены на организованных торгах, осуществляются на основании реестра договоров, который формируется организатором торговли и направляется оператору. При этом клиент признает реестр договоров распоряжением.

Реестр является ключевой частью инфраструктуры рынка углеродных единиц. Оператор будет вести регистрацию и учет климатических проектов и углеродных единиц, выпущенных исполнителями климатических проектов, а также их движения в рамках сделок на биржевом и внебиржевом рынках. Кроме того, в реестре будут учитываться единицы выполнения квот, выпускаемые в результате реализации эксперимента Сахалинской области по ограничению выбросов парниковых газов.

Таким образом, российский рынок углеродных единиц можно охарактеризовать как «обязательный», имеющий жестко регламентированный порядок функционирования.

3. Перспективы развития российского рынка углеродных единиц

Первые в России организованные торги углеродными единицами состоялись 26 сентября 2022 года на Московской бирже при активной поддержке Сахалинской области, Российского энергетического агентства, а также Университета Иннополис и МГТУ имени Баумана. Биржевые торги проведены в режиме товарных аукционов.

Углеродные единицы, выставленные на торги были выпущены в рамках вышеупомянутого первого климатического проекта ООО «ДальЭнергоИнвест» за счет сокращения выбросов СО2 в результате внедрения объекта генерации на основе солнечной энергии в районе села Рейдово на острове Итуруп. Было выставлено 2 лота по 10 единиц, при этом средневзвешенная цена одной углеродной единицы составила одну тысячу рублей. До конца 2022 года ООО «ДальЭнергоИнвест» планирует выпустить более 1800 углеродных единиц.

Применение механизма биржевых торгов обеспечивает прозрачное и открытое ценообразование рассматриваемой категории активов. Технология товарных аукционов, реализованная на бирже, оптимальна для быстрого вывода на торги новых типов активов, включая углеродные единицы.

В настоящее время доступ к торгам на биржевых аукционах обеспечен только для российских предприятий и к тому же, реализуется напрямую — без брокерской схемы. В дальнейшем планируется применение для оборота углеродных единиц производных финансовых инструментов, что позволит обеспечить доступ к торгам пула частных инвесторов.

Безусловно, проделанная за последние годы в наше стране работа в сфере секвестрационной индустрии еще не может рассматриваться как формирование полноценного рынка эмиссионных

квот, однако является первым шагом в данном направлении. Кроме того, прошедшие в сентябре 2022 года торги на Московской бирже имеет высокую практическую значимость, поскольку позволили провести апробацию разработанной и закрепленной на законодательном уровне модели обращения углеродных единиц.

Однако, на первый взгляд может показаться, что текущая геополитическая ситуация способна поставить под сомнение необходимость развития данного направления и скорректировать намеченный курс на декарбонизацию российской экономики. Действительно, инициатива по внедрению углеродной повестки в российскую нормативную базу была выдвинута и поддержана в целях организации эффективного экономического взаимодействия со странами Евросоюза на взаимовыгодных условиях (Боброва, 2022). Как уже было сказано выше, введение на международном уровне углеродного налога могла привести к снижению прибыли российских экспортеров углеродоемкой продукции. Текущая экономическая ситуация и курс на импортозамещение существенным образом повлияли на сокращение объемов экспорта в европейские страны в 2022 году (Хасанова, 2022).

Вместе с тем представляется, что у отечественного рынка углеродных квот продолжает сохраняться высокий потенциал. Речь идет, прежде всего, о внутреннем спросе, импульсом для роста которого должно стать закрепление на законодательном уровне системы ограничения выбросов парниковых газов, также нельзя забывать и о китайском рынке. К примеру, в планах Сахалинского региона к 2025 году добиться полной углеродной нейтральности. Кроме того, об аналогичных планах заявляли также Калининградская и Нижегородская области.

Снижение экологических угроз — это, прежде всего, глобальная задача, и данная повестка должна реализовываться независимо от геополитической ситуации, поскольку увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу влияет не столько на экономику, сколько на качество и комфортность окружающей среды. Промедление в данном вопросе способно привести к необратимым негативным последствиям для всего населения земного шара, и как следствие для устойчивости мировой экономики.

Уменьшения объема выбросов можно добиться исключительно путем инвестирования в развитие инноваций и технологий, при этом выпуск и оборот углеродных единиц — это оперативная мера по снижению экологического ущерба, нанесенного за счет расширения производств и добычи полезных ископаемых (Афонин, Недорезков, 2021).

В настоящее время спрос на финансовые инструменты подобного рода формируют, главным образом, крупные компании — экспортеры металлургической продукции, химикатов и удобрений, ранее взявшие на себя публичные обязательства в сфере защиты окружающей среды и реализации «зеленой» повестки в силу требований европейского сообщества и продолжающие работу в данном направлении ввиду переориентирования на азиатский рынок. Однако, механизм эмиссионных квот может быть применен и небольшими компаниями, поддерживающими курс на декарбонизацию экономики. Кроме того, есть все основания полагать, что в дальнейшем федеральное регулирование выбросов парниковых газов будет только усиливаться.

Однако, на текущем этапе дать оценку потенциальной емкости российского рынка углеродных единиц хотя бы на среднесрочную перспективу достаточно сложно.

Россия в силу своих географических особенностей обладает большим потенциалом для реализации климатических проектов. А это значит, что углеродные единицы можно производить, в том числе и на экспорт. Но для этого необходимо сформировать единые подходы к стандартизации, верификации и реализации на рынке эмиссионных квот. При этом также важно, чтобы иные государства — участники такого международного рынка также следовали этой методологии и стандартам.

4. Заключение

Российская Федерация взяла на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности экономики к 2060 году и несмотря на усиление санкционного давления в 2022 году, указанные обязательства могут быть выполнены к планируемому сроку в условиях закрепления на федеральном уровне механизмов ограничения выбросов СО2 и других парниковых газов.

Данная модель поощряет предприятия, включающиеся в «зеленую» повестку, хотя пока что распространяется в наибольшей степени на крупный бизнес, специализирующийся на производстве углеродоемкой продукции. Вместе с тем взятый нашей страной курс на декарбонизацию экономики позволит уже в обозримом будущем масштабировать опыт Сахалина на другие субъекты РФ.

Проведение в сентябре 2022 года сделок с углеродными единицами на Московской бирже является первым шагом на пути формирования российского рынка, в дальнейшем спрос на подобные финансовые инструменты будет только расти. Отечественные предприятия получили возможность применять понятный и прозрачный инструмент снижения углеродного следа. Кроме того, дальнейшее развитие рассматриваемого рынка станет мощным импульсом для увеличения количества климатических проектов и позволит сформировать совершенно новый сегмент российской экономики. Следует отметить, что формирование рынка углеродных единиц активно поддерживается ключевыми государственными структурами, а также крупнейшими банками и предпринимательским сообществом. Биржевая стоимость первых реализованных квот доказала их востребованность на рынке. И несмотря на то, что российский углеродный рынок в настоящее время проходит стадию роста, уже в ближайшем будущем он может составить существенную конкуренцию нефтяному и газовому рынкам, которые за последние десять лет неоднократно переживали серьезные кризисы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

Астраханцева Е.А., Гатина Э.А. (2022). Углеродные единицы как новый вид инвестиций в АПК в условиях циркулярной экономики. Russian Journal of Management 10(1): 116—120. [Astrakhantceva, E., Gatina, E. (2022). Carbon units as a new type of investment in agriculture in a circular economy. Russian Journal of Management 10(1): 116-120. (In Russian).]

Афонин А.Н., Недорезков С.В. (2021). Проблемы формирования углеродного рынка в Российской Федерации. В сборнике: Конференция молодых ученых «Правовое регулирование деятельности топливно-энергетического комплекса в современных условиях». Сборник научных трудов конференции. Составители: С.Н. Рожнов, С.И. Конев, отв. ред. В.Г. Мартынов. Москва, С. 16-20. [Afonin, A.N., Nedorezkov, S.V. (2021). Problems of formation of the carbon market in the Russian Federation. In the collection: Conference of young scientists "Legal regulation of the fuel and energy complex in modern conditions". Collection of scientific papers of the conference. Compiled by S.N. Rozhnov, S.I. Konev, ed. V.G. Martynov. Moscow, pp. 16-20. (In Russian).]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Боброва О.С. (2022). От устойчивого развития к ESG: опыт европейских компаний и правительств. Государственное управление. Электронный вестник (91): 94-104. [Bobrova, O.S. (2022). From Sustainable Development to ESG: Experience of European Companies and Governments. Public administration. Electronic Bulletin (91): 94-104. (In Russian).]

Богатырев А.В., Бубнова О.Ю., Миронов Н.А., Елфимов О.М. (2020). Экономическая безопасность как совокупность характеристик финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации). Экономика: вчера, сегодня, завтра 10(5А). [Bogatyrev, A.V., Bubnova, O.Y., Mironov, N.A., Elfimov, O.M. (2020). Economic security as a set of characteristics of financial and economic activities of an enterprise (organization). Economy: Yesterday, Today, Tomorrow 10(5А). (In Russian).]

Будович Л.С., Старцева Ю.В. (2020). Инновационная экономика. Санкт-Петербург, 2020. [Budovich, L.S., Startseva, Yu.V. (2020). Innovative economy. St. Petersburg, 2020. (In Russian).]

Галанина И.А. (2021). Система торговли квотами на выброс как инструмент экономического регулирования природопользования. Вестник Тихоокеанского государственного университета (2): 195-202. [Galanina, I.A. (2021). Emission trading system on allowance as a tool for economic environmental regulation. Bulletin of Pacific State University (2): 195-202 (In Russian).]

Гессен С.М., Воротников А.М. (2021). Карбоновые полигоны -новый научно-образовательный проект для Арктики. Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения (2): 98-104. [Gessen, S.M., Vorotnikov, A.M. (2021). Carbon Poligons - a new scientific and educational project for the Arctic. Arctic 2035: Current issues, problems, solutions (2): 98-104. (In Russian).]

Ермакова Е.П. (2020). Развитие правовых основ «зеленого» финансирования в России, ЕС и Китае: сравнительно-правовой анализ. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки 24(2): 335-352. [Ermakova, E.P. (2020). Development of the legal foundations of "green" financing in Russia, the EU and China: comparative legal analysis. RUDN Journal of Law 24(2): 335-352. (In Russian).]

Зайков К.С., Кондратов Н.А., Липина С.А., Бочарова Л.К. (2020). Организационные механизмы реализации политики России в Арктике в XXI. Арктика и Север (39): 75-109. [Zaikov, K.S., Kondratov, N.A., Lipina, S.A., Bocharova, L.K. (2020). Organizational mechanisms for implementing Russia's Arctic strategy in the 21st century. Arctic and North (39): 75-109. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.39.75 (In Russian).]

Клименко Т.И. (2020). Оценка состояния сферы промышленных услуг в российской экономике. Управление устойчивым развитием (2): 20-25. [Klimenko, T.I. (2020). Assessment of the state of the field of industrial services in the Russian economy. Managing sustainable development (2): 20-25. (In Russian).]

Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г., Пономарева М.А., Родионова Н.Д. (2020). Роль наилучших доступных технологий в развитии инновационного потенциала региона. Экономика и управление: теория и практика 6(3): 59-64. [Kuznetsov, N.G., Tyaglov, S.G., Ponomareva, M.A., Rodionova, N.D. (2020). Role of the best available technologies to develop the region's innovative potential. Economy and Management: Theory and Practice 6(3): 59-64. (In Russian).]

Лебедева М.А. (2022). Проблемы декарбонизации экономики России. Проблемы развития территории 26(2): 57-72. [Lebedeva, M.A. (2022). Decarbonization problems of the Russian economy. Problems of Territory's Development 26(2): 57-72. (In Russian).]

Потравный И.М. (2020). Инновационные подходы к развитию зеленой экономики на примере арктических поселений. Островские чтения (1): 125-129. [Potravny, I.M. (2020). Innovative approaches to the development of the green economy on the example of Arctic settlements. Ostrovsky Readings (1): 125-129. (In Russian).]

Публичное управление в условиях цифровой глобализации (2020). Авдеева И.Л., Головина Т.А., Парахина Л.В., Бабич О.В., Левин А.М. и др. Орел. [Public administration in the context of digital globalization (2020). Avdeeva, I.L., Golovina, T.A., Parakhina, L.V., Babich, O.V., Levin, A.M., etc. Eagle. (In Russian).]

Степанов И.А., Галимова К.З. (2021). Цена на углерод: теория и практика регулирования выбросов парниковых газов. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика (4): 95-116. [Stepanov, I.A., Galimova, K.Z. (2021). Carbon price: theory and practice of greenhouse gas emissions regulation. Moscow University Economics Bulletin (4): 95-116. (In Russian).]

Фиофанова О.А. (2019). Система профессиональных квалификаций в сфере науки. Экономика науки 5(3): 185-196. [Fiofanova, O.A. (2019). The system of professional qualifications in the field of science. The Economics of Science 5(3): 185-196. (In Russian).]

Хасанова Ф.Р. (2022). Перспективы введения углеродного налога в условиях антироссийских санкций. Экономические науки (210): 250-252. [Khasanova, F.R. (2022). Prospects for the introduction of a carbon tax in the context of anti-Russian sanctions. Economic Sciences (210): 250-252. (In Russian).] Шевчук А.В., Панов А.А., Ефимов В.И., Мекуш Г.Е. (2020). Стратегические приоритеты экологического развития Кузбасса на период до 2035 года. Экономика промышленности 13(3): 348-356. [Shevchuk, A.V., Panov, A.A., Efimov, V.I., Mekush, G.E. (2020). Strategic priorities of the environmental development of Kuzbass for the period until 2035. Russian Journal of Industrial Economics 13(3): 348-356. (In Russian).]

Kuznetsov, N.G., Tyaglov, S.G., Ponomareva, M.A., Rodionova, N.D. (2020). The alternative energetics development as an important component of regional innovation systems in the context of the best available technologies implementation. International Journal of Economic Policy in Emerging Economies 13(6): 648-662.

Mandaroux, R., Dong, C., Li, G.A. (2021). European emissions trading system powered by distributed ledger technology: an evaluation framework. Sustainability 13(4): 1-21.

Simionescu, M., Pauna, C.B., Diaconescu, T. (2020). Renewable energy and economic performance in the context of the european green deal. Energies 13(23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.