Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ КАРБОНОВЫХ ПОЛИГОНОВ И КАРБОНОВЫХ ФЕРМ'

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ КАРБОНОВЫХ ПОЛИГОНОВ И КАРБОНОВЫХ ФЕРМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / КАРБОНОВЫЙ ПОЛИГОН / КАРБОНОВАЯ ФЕРМА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД / УГЛЕРОДНАЯ ЕДИНИЦА / УГЛЕРОДНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агафонов В. Б.

Статья посвящена анализу и оценке перспектив формирования и развития законодательства РФ в сфере создания и эксплуатации карбоновых полигонов и карбоновых ферм. По результатам проведенного исследования нормативных правовых актов и методических документов в рассматриваемой сфере выявлены правовые проблемы, которые потенциально могут повлиять на обеспечение стратегической цели, поставленной в документах государственного стратегического планирования, - достижения углеродной нейтральности Российской Федерации к 2050 г.Доказан вывод, согласно которому под реализацию пилотного проекта по созданию карбоновых полигонов предоставлены и в настоящее время используются совершенно различные по своему правовому режиму участки природной среды, при этом действующее экологическое законодательство не устанавливает особенности использования и охраны природных ресурсов и объектов при создании и эксплуатации карбоновых полигонов. Вместе с тем правовой режим использования и охраны природных ресурсов в границах карбонового полигона до настоящего времени не создан, равно как и не сформирована единая правовая модель использования карбоновых полигонов.По итогам проведенного исследования предложены основные направления совершенствования действующего законодательства по эколого-правовому обеспечению создания и функционирования карбоновых полигонов. Обоснован вывод о необходимости отдельного комплексного межотраслевого нормативного правового регулирования создания и эксплуатации карбоновых ферм, создаваемых на основе действующих карбоновых полигонов, в том числе регулирования порядка создания, деятельности по производству и последующему обращению углеродных единиц, создания рынка торговли углеродными единицами, системы мониторинга обращения углеродных единиц и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL AND LEGAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF A PILOT PROJECT FOR THE CREATION OF CARBON LANDFILLS AND CARBON FARMS

The article is devoted to the analysis and evaluation of the prospects for the formation and development of the legislation of the Russian Federation in the field of creation and operation of carbon landfills and carbon farms. According to the results of the study of regulatory legal acts and methodological documents in the field under consideration, legal problems have been identified that could potentially affect the provision of the strategic goal set in the documents of state strategic planning to achieve carbon neutrality of the Russian Federation by 2050.The conclusion is proved, according to which completely different areas of the natural environment are provided and currently used for the implementation of a pilot project for the creation of carbon polygons, while the current environmental legislation does not establish the specifics of the use and protection of natural resources and objects during the creation and operation of carbon polygons. At the same time, the legal regime for the use and protection of natural resources within the boundaries of the carbon landfill has not yet been created, nor has a unified legal model for the use of carbon polygons been formed.Based on the results of the study, the main directions for improving the current legislation on environmental and legal support for the creation and functioning of carbon polygons are proposed. Also, based on the results of the study, the conclusion is substantiated that there is a need for a separate comprehensive intersectoral regulatory legal regulation of the creation and operation of carbon farms created on the basis of existing carbon landfills, including regulation of the procedure for the creation, production and subsequent circulation of carbon units, the creation of a carbon unit trading market, a system for monitoring the circulation of carbon units, etc.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ КАРБОНОВЫХ ПОЛИГОНОВ И КАРБОНОВЫХ ФЕРМ»

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Правовое регулирование адаптации к изменениям климата

Эколого-правовое обеспечение реализации пилотного проекта по созданию карбоновых полигонов и карбоновых ферм1

Аннотация. Статья посвящена анализу и оценке перспектив формирования и развития законодательства РФ в сфере создания и эксплуатации карбоновых полигонов и карбоновых ферм. По результатам проведенного исследования нормативных правовых актов и методических документов в рассматриваемой сфере выявлены правовые проблемы, которые потенциально могут повлиять на обеспечение стратегической цели, поставленной в документах государственного стратегического планирования, — достижения углеродной нейтральности Российской Федерации к 2050 г.

Доказан вывод, согласно которому под реализацию пилотного проекта по созданию карбоновых полигонов предоставлены и в настоящее время используются совершенно различные по своему правовому режиму участки природной среды, при этом действующее экологическое законодательство не устанавливает особенности использования и охраны природных ресурсов и объектов при создании и эксплуатации карбоновых полигонов. Вместе с тем правовой режим использования и охраны природных ресурсов в границах карбонового полигона до настоящего времени не создан, равно как и не сформирована единая правовая модель использования карбоновых полигонов. По итогам проведенного исследования предложены основные направления совершенствования действующего законодательства по эко-лого-правовому обеспечению создания и функционирования карбоновых полигонов. Обоснован вывод о необходимости отдельного комплексного межотраслевого нормативного правового регулирования создания и эксплуатации карбоновых ферм, создаваемых на основе действующих карбоновых полигонов, в том числе регулирования порядка создания, деятельности по производству и последующему обращению углеродных единиц, создания рынка торговли углеродными единицами, системы мониторинга обращения углеродных единиц и т.д. Ключевые слова: климатические проекты; парниковые газы; карбо-новый полигон, карбоновая ферма; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности; экологический мониторинг; углеродный след; углеродная единица; углеродная нейтральность.

Вячеслав Борисович АГАФОНОВ,

и.о. заведующего кафедрой, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент

vagafonoff@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.103.3.017-027

1 Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

© Агафонов В. Б., 2023

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

VYACHESLAV B. AGAFONOV,

Acting Head, Professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Associate professor vagafonoff@mail.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

Environmental and Legal Support for the Implementation

of a Pilot Project for the Creation of Carbon Landfills and Carbon Farms

Abstract. The article is devoted to the analysis and evaluation of the prospects for the formation and development of the legislation of the Russian Federation in the field of creation and operation of carbon landfills and carbon farms. According to the results of the study of regulatory legal acts and methodological documents in the field under consideration, legal problems have been identified that could potentially affect the provision of the strategic goal set in the documents of state strategic planning to achieve carbon neutrality of the Russian Federation by 2050.

The conclusion is proved, according to which completely different areas of the natural environment are provided and currently used for the implementation of a pilot project for the creation of carbon polygons, while the current environmental legislation does not establish the specifics of the use and protection of natural resources and objects during the creation and operation of carbon polygons. At the same time, the legal regime for the use and protection of natural resources within the boundaries of the carbon landfill has not yet been created, nor has a unified legal model for the use of carbon polygons been formed.

Based on the results of the study, the main directions for improving the current legislation on environmental and legal support for the creation and functioning of carbon polygons are proposed. Also, based on the results of the study, the conclusion is substantiated that there is a need for a separate comprehensive intersectoral regulatory legal regulation of the creation and operation of carbon farms created on the basis of existing carbon landfills, including regulation of the procedure for the creation, production and subsequent circulation of carbon units, the creation of a carbon unit trading market, a system for monitoring the circulation of carbon units, etc. Keywords: climate projects; greenhouse gases; carbon landfill, carbon farm; environmental protection; environmental safety; environmental monitoring; carbon footprint; carbon unit; carbon neutrality.

В настоящее время климатическое законодательство РФ находится в активной стадии формирования и развития. Принятие Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»2 и ряда иных нормативных правовых актов климатической повестки фактически открыло новые возможности для реализации экологических инновационных проектов и проведения уникальных экспериментов, направленных на обеспечение контроля и снижение эмиссии парниковых газов3. При этом, как показывает практика реализации климатических проектов за последние два года, участниками данных проектов становятся не только юридические лица или индивидуальные предприниматели, обладающие необходимыми финансовыми ресурсами или располагающие соответствующими специалистами, но также образовательные учреждения, организации и физические лица.

Одним из таких климатических экспериментов является создание на территории Российской Федерации сети карбоновых полигонов и карбоновых ферм. Как отмечал Президент РФ на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ — 2021), для реализации климатических проектов необходимо в первую очередь «детально проработать критерии таких проектов, определить, на каких территориях, участках их лучше запускать, какие технологии применять, также необходимо наладить мониторинг эмиссии и поглощения парниковых газов, основанный в том числе на наблюдениях из космоса, цифровых технологиях и методиках искусственного интеллекта... Для этого создается сеть так называемых карбоновых полигонов, где отрабатывается контроль эмиссии и поглощения углекислого газа в режиме реального времени, производится оценка состояния природных систем, качества водных ресурсов и других параметров»4.

В настоящее время правовое регулирование создания и функционирования карбоновых полигонов осуществляется в соответствии с общими положениями документов стратегического планирования первого уровня целеполагания, а именно:

— Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, в части необходимости проведения исследований процессов, происходящих в сфере взаимодействия общества и природы, развития природоподобных технологий, управления климатом и экосистемами и т.д.;

— Климатической доктрины Российской Федерации, утвержденной распо- Др ряжением Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп, согласно которой в Россий- >> ской Федерации оказываются меры государственной поддержки и обеспечения соответствия мировому уровню: систематических наблюдений за климатом; фундаментальных и прикладных исследований в области климата и смежных областях науки; применения результатов исследований для оценки рисков и выгод,

2 СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. I). Ст. 5124.

3 Подробнее см.: Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Климатические аспекты националь- Н ° ной экологической политики // Юрист. 2022. № 1. С. 2—8. DOI 10.18572/1812-3929-20221-2-8. EDN ICNECM.

4 Пленарное заседание Петербургского Международного экономического форума. 4 июня £ m

2021 г., Санкт-Петербург // URL: kremlin.ru (дата обращения: 26.01.2023). КЛИМАТА

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

связанных с последствиями изменений климата, а также возможности адаптации к этим последствиям.

Особо следует отметить такие стратегические документы программного характера, как Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021—2030 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 1335, предусматривающая «создание наукоемких технологических решений, направленных на изучение климатической системы, возможных механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям, проведение научных исследований источников эмиссии и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов на окружающую среду», а также Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 25.12.2019 № 3183-р6, основной задачей планирования мер адаптации Российской Федерации к изменениям климата которого является «научное обеспечение процесса разработки и принятия органами государственной власти и хозяйствующими субъектами решений, направленных на повышение уровня безопасности (защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства) от последствий изменений климата для населения и экономики, включая опасные природные явления и чрезвычайные ситуации природного характера».

Непосредственно сам эксперимент по созданию на территории Российской Федерации сети карбоновых полигонов осуществляется в рамках реализации пилотного проекта Минобрнауки РФ в соответствии с приказом от 05.02.2021 № 74 «О полигонах для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса»7, согласно которому карбоновый полигон создается для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса как специально оборудованных участков местности, используемых для разработки и испытаний технологий дистанционного и наземного контроля эмиссии парниковых газов и других значимых для изменения климата параметров и проведения исследований источников и поглотителей парниковых газов.

В настоящее время в Российской Федерации действуют 15 карбоновых полигонов, расположенных на территории общей площадью 39 157,3 га, участки проведения исследовательских программ, характеристики которых существенно различаются:

1) «For&st carbon» в Воронежской области (лес, пашни, мелиоративные насаждения);

2) «Евразийский карбоновый полигон» в Республике Башкортостан (ковыльная степь, залежные земли, леса, болота);

3) «Мухрино» в Ханты-Мансийском автономном округе (болото, лес, озера);

4) «Way carbon» в Чеченской Республике (горы, лес, степь, пастбища);

5) «БиоКарбон» в Новосибирской области (равнинная лесостепь, предгорная подтайга);

5 СЗ РФ. 2022. № 8. Ст. 1151.

6 СЗ РФ. 2020. № 1 (ч. II). Ст. 115.

7 СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

6) «Геленджик» в Краснодарском крае (лес, водоем);

7) «Карбон-Поволжье» в Республике Татарстан (лес, реки, водохранилища);

8) «Карбон-Сахалин» в Сахалинской области (прибрежная территория, море);

9) «Росянка» в Калининградской области (торфяник, сельскохозяйственные земли, море);

10) «Урал-Карбон» в Свердловской области (таежные леса);

11) «Чашниково» в Московской области (смешанный лес, сельскохозяйственные земли);

12) «Калужский» в Калужской области (сельскохозяйственные земли, смешанный лес);

13) «Семь Лиственниц» в Ямало-Ненецком автономном округе (лесотундра);

14) «Томский карбоновый полигон» в Томской области (болотные, лесные и пойменные территории);

15) «Тюменский карбоновый полигон» в Тюменской области (смешанный лес, водоем).

Из анализа данного перечня следует, что под пилотный проект по созданию карбоновых полигонов предоставлены и используются совершенно различные по своему правовому режиму территории и даже акватории, вместе с тем единый правовой режим (единая правовая модель создания и функционирования) карбоновых полигонов четко не определены действующим законодательством.

Остается неясным, по каким критериям осуществляется предоставление земельных участков из состава земель различных категорий, лесных участков, водных объектов или их частей, каков порядок пользования природными ресурсами и природными объектами в границах карбоновых полигонов, могут ли в состав этих земель включаться особо охраняемые природные территории и объекты и каков правовой режим их использования и охраны (например, можно ли проводить эксперименты в границах участков ядра государственного природного заповедника), могут ли граждане реализовывать свое право общего природопользования на данных участках и не будет ли это препятствовать достижению цели и задач создания карбонового полигона, предусмотрены ли какие-либо законодательные ограничения хозяйственной и иной деятельности в непосредственной близости от карбонового полигона и может ли сама деятельность на карбоновом полигоне (в рамках исследовательских программ и иных научных проектов) оказывать антропогенное воздействие на окружающую среду, и если да, то в какой степени. Др

В настоящее время единственным документом, в котором частично содержатся ответы на поставленные вопросы, является Регламент рассмотрения Экспертным советом при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам научного обеспечения развития технологий контроля углеродного баланса инициативных предложений от заинтересованных органи- д^

заций по созданию на базе научных организаций и образовательных организаций высшего образования карбоновых полигонов в рамках пилотного проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05.02.2021 № 74 (далее — Регламент), утвержденный протоколом Экспертного ИН

совета при Министерстве науки и высшего образования РФ по вопросам научного обеспечения развития технологий контроля углеродного баланса от 17.05.2021

КЛИМАТА

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

№ ВФ/14-пр8. При этом данный документ официально опубликован не был, вследствие чего возникают вопросы о степени его нормативности и обязательности.

Регламент определяет основные цели, задачи, формы осуществления деятельности участников карбонового полигона, планируемые направления расходования средств федерального бюджета, выделяемых Минобрнауки России, и значения целевых показателей деятельности карбонового полигона, а также затрагивает иные вопросы, касающиеся создания и развития карбонового полигона.

Срок работы полигона должен составлять не менее 15 лет. Инициаторами создания карбонового полигона могут стать образовательные организации высшего образования, научные организации, предприятия реального сектора экономики, заинтересованные органы государственной власти.

В Регламенте предусмотрено наличие категориального аппарата. В частности, для целей настоящего исследования представляет интерес базовое понятие карбонового полигона (полигона), который рассматривается как «один или несколько участков земной поверхности с репрезентативными для данной территории рельефом, структурой растительного и почвенного покрова, на котором реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие научного, кадрового и инфраструктурного потенциалов в области разработки и испытаний технологий контроля баланса климатически активных газов природных экосистем».

Отметим, что данное определение в настоящее время с развитием пилотного проекта уже требует определенной корректировки, так как карбоновые полигоны могут создаваться также и на водных объектах, в том числе на акватории морей или их отдельных частей (например, карбоновые полигоны «Карбон-Сахалин» в Сахалинской области и «Росянка» в Калининградской области).

Также теоретически карбоновые полигоны могут быть созданы на отдельных видах участков недр, на которых возможно проводить научные исследования по реализации климатических проектов, например, по получению геотермальной энергии (в таких регионах, как Камчатка, Северный Кавказ, Ставропольский край, Краснодарский край и др.), развитию технологий по вытеснению нефти путем закачки углекислого газа (СО2) в пласт и т.д.

В Регламенте также дается понятие «земельный участок карбонового полигона», под которым понимаются «земли сельскохозяйственного назначения, лесные и заболоченные территории, территории иных экосистем, находящиеся в долговременной аренде у участника программы создания и функционирования карбонового полигона, и (или) переданные собственником (собственниками) земельного(-ых) участка во временное пользование участнику программы создания и функционирования карбонового полигона на долгосрочной основе, и (или) предоставляемые собственником (собственниками) земельного(-ых) участка во временное пользование участнику программы создания и функционирования карбонового полигона на долгосрочной основе для проведения экспериментов по разработке и испытанию наземных и дистанционных технологий измерения эмиссии (выбросов) и поглощения климатически активных веществ, оценки углеродного баланса, а также осуществления подготовки кадров высшей квалификации в области новейших методов экологического учета и контроля, перспективных

8 URL: https://minobmauki.gov.ru/upload/iblock/7f1/fdtxh03gk5nhaizfh3vtpszellzaal53.pdf.

в

ЕСТНИК Агафонов В. Б.

технологий по контролю углеродного баланса экосистем для низкоуглеродной индустрии, сельского и муниципального хозяйства».

При этом в Регламенте под долгосрочной арендой земельного участка и правом пользования земельным участком на долгосрочной основе «понимается аренда и (или) право пользования на срок не менее 15 лет с даты утверждения Программы создания и функционирования карбонового полигона Экспертным советом при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам научного обеспечения развития технологий контроля углеродного баланса».

Применение данного положения также может вызвать определенные трудности в связи с тем, что действующее природоохранное и природоресурсное законодательство не устанавливает особенности правового режима использования и охраны природных ресурсов и объектов при создании и эксплуатации карбоновых полигонов.

Так, например, ст. 40 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) от 04.12.2006 № 200-ФЗ9 устанавливает порядок и особенности использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Согласно данной статье леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями, что в целом соответствует перечню субъектов, которые могут являться участниками программы создания и функционирования карбонового полигона.

Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям — в аренду.

Правилами использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденными приказом Минприроды России от 27.07.2020 № 48710, предусматривается, что для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности допускается создание и использование на лесных участках полигонов, опытных площадок для проведения научных исследований изучения природы леса, обучения в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с объектами необходимой лесной инфраструктуры. Др

При этом Правилами установлены следующие обязанности для научных организаций, образовательных организаций, использующих леса для научно-исследовательской и образовательной деятельности: составлять проект освое-

д р

охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с проектом освоения д^

лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка; осуществлять использование лесов способами и технологиями, предотвращающими возникнове-

Ир И

ния лесов; осуществлять использование лесов и выполнение мероприятий по

предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других

ИН

--N"1 -1-

9 СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

10 URL: http://www.pravo.gov.ru, 13.10.2020. КЛИМАТА

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

природных объектов; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах; подавать ежегодно лесную декларацию; представлять отчеты об использовании, об охране и о защите лесов; представлять в государственный лесной реестр документированную информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ.

Согласно статье 11 Водного кодекса РФ (ВК РФ) от 03.06.2006 № 74-ФЗ11 право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами (а, как уже было установлено, моря или их отдельные части могут также быть использованы при эксплуатации карбонового полигона). При этом согласно пп. 2 и 3 данной статьи использование акватории водных объектов осуществляется на основании договора водопользования, за исключением случая, когда необходимо решение о предоставлении водного объекта в пользование, если право водопользования приобретается в целях создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов (что возможно при эксплуатации карбонового полигона).

Также лесное и водное законодательство не регламентирует порядок пользования лесными участками и водными объектами, занятыми карбоновыми полигонами, для целей общего природопользования, в частности, в целях пребывания граждан в лесах (ст. 11 ЛК РФ), а также права доступа к водным объектам общего пользования и их бесплатного использования для личных и бытовых нужд (ст. 6 ВК РФ). Могут ли граждане свободно пользоваться данными природными объектами, и если да, то не помешают ли они проведению научных исследований?

Иные нормативные правовые акты природоресурсного законодательства также требуют определенной корректировки с учетом реализации пилотного проекта. Например, особенности использования и охраны объектов животного мира при создании и эксплуатации карбоновых полигонов необходимо закрепить в Федеральном законе от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»12. В настоящее время среди общих мер охраны объектов животного мира на карбоновых полигонах следует выделить только требования ст. 22 данного Закона, согласно которым «любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира». При этом «при совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов... должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий».

11 СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

12 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

Отметим также, что карбоновые полигоны могут создаваться и в границах особо охраняемых территорий как федерального, так и регионального значения и на иных особо защитных участках территорий или акваторий, в связи с чем необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»13, Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»14, а также в иные нормативные правовые акты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствует соответствующая нормативная правовая база и в сфере недропользования в части правовой регламентации возможности проведения перспективных исследований на карбоновых полигонах в целях повышения эффективности использования такой новой отрасли энергетики, как геотермальная энергетика, а также по проведению научных исследований по улавливанию и захоронению углерода (carbon capture and storage technology, CCS) в подземные пласты.

Отметим, что в настоящее время без мер государственной поддержки и субсидирования соответствующих проектов разработать и внедрить новые технологии по использованию геотермальной энергии, а также по улавливанию и поглощению углекислого газа затруднительно даже отечественным нефтегазовым компаниям, несмотря на то, что у некоторых из них даже есть специальные проекты и соответствующий опыт участия в зарубежных проектах по сбору и очистке природного газа с объемом закачки более 100 тыс. т СО2-экв. в год.

На наш взгляд, в связи с этим требуется внесение соответствующих изменений в Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах»15 в части дополнения видов пользования недрами, установленных ст. 6 Закона, а также установления правового режима таких участков недр, включая порядок формирования и рационального использования данных участков недр, закрепления специальных мер по обеспечению экологической и промышленной безопасности и т.д.

Законодательно неурегулированным на федеральном уровне в настоящее время также является правовой режим создания и эксплуатации карбоновых ферм (предприятий по производству углеродных единиц), т.е. бизнес-проектов, которые предполагается реализовывать в процессе использования карбоновых полигонов.

В настоящее время данное понятие не определено действующим федеральным законодательством, вследствие чего для целей настоящей статьи под кар-боновой фермой следует понимать территории или акватории, на которых с по- Др

мощью специальных технологий возможно обеспечить либо улавливание, либо поглощение одной тонны эквивалента СО2 с целью производства и последующего обращения углеродных единиц. Предполагается, что углеродные единицы, про- Ц О

изведенные на карбоновых фермах, в последующем будут покупать хозяйствующие субъекты с целью зачета их прямого или косвенного углеродного следа. дф

Отметим, что такая практика торговли углеродными единицами уже успешно реализуется в Российской Федерации. Например, 26.09.2022 на Национальной

фР

фо

13 СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024. Н Ш

14 СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

15 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. ^^

1992. № 16. Ст. 834 ; СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. КЛИМАТА

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

товарной бирже в г. Москве в режиме товарных аукционов впервые «прошли биржевые торги с углеродными единицами. По итогам первого дня были заключены две сделки купли-продажи общим объемом 20 углеродных единиц. Средневзвешенная цена продажи составила 1 000 российских рублей за углеродную единицу»16.

В ряде субъектов Российской Федерации разрабатываются инициативно-опережающие законодательные предложения по обеспечению углеродной нейтральности регионов. Например, в Республике Алтай в настоящее время подготовлены комплексные предложения по законодательному закреплению возможности оплаты туристами, посещающими республику, так называемых углеродных офсетов за посещение экологически углеродно-нейтральных территорий с целью компенсации их косвенного карбонового следа и развития экологического туризма в Российской Федерации (пока проектом предполагается, что оплата углеродных офсетов будет происходить по желанию туристов с целью формирования соответствующей экологической культуры в регионе)17.

Аналогичные инициативы в настоящее время разрабатываются и иными субъектами Российской Федерации, в первую очередь, теми субъектами, которые планируют участвовать в реализации эксперимента по достижению углеродной нейтральности, по примеру эксперимента, который проводится в настоящее время на территории Сахалинской области (о желании участвовать в нем заявили Калининградская область, Иркутская область, Хабаровский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан и другие субъекты РФ), в соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2022 № 34-Ф3 «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»18.

Например, в Республике Татарстан создан центр «Циркулярная экономика», который «признан наиболее перспективным механизмом развития инноваций и кооперации между научно-образовательными организациями и предприятиями»19.

Подводя итоги данного исследования, сформулируем основные направления развития действующего законодательства по развитию сети карбоновых полигонов.

Во-первых, необходимо четко определить роль и значение карбоновых полигонов в реализации климатических проектов, в связи с чем предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Во-вторых, с целью создания правового механизма реализации данных инициатив предлагается принять отдельное постановление Правительства РФ,

16 См.: Московская биржа. Торги углеродными единицами стартовали на Московской бирже, 26.09.2022 // URL: https://www.moex.com/n51701/?nt=106 moex.com.

17 См.: Глава Алтая предложил ввести карбоновые офсеты для туристов // URL: https:// tass.ru/ekonomika/13419959, 13.01.2022.

18 СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1391.

19 Лунева Е. В., Сафин З. Ф. Правовые вопросы перехода к «зеленой» экономике: от концепции к реальности // Экологическое право. 2022. № 6. С. 16—22.

в

ЕСТНИК Агафонов В. Б.

определяющее правовой режим карбонового полигона. В данном постановлении необходимо установить:

— критерии выделения земельных участков из состава земель различных категорий, лесных участков, водных объектов или их частей, участков недр и т.д. для целей образования карбоновых полигонов;

— порядок пользования природными ресурсами и природными объектами в границах карбоновых полигонов;

— порядок включения в состав карбоновых полигонов особо охраняемых природных территорий и объектов; правовой режим использования и охраны природных ресурсов и объектов на них;

— порядок доступа заинтересованных лиц к карбоновым полигонам, в том числе порядок доступа граждан в целях реализации права общего природопользования, гарантированного действующим законодательством;

— законодательные ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах карбонового полигона;

— нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду при эксплуатации карбоновых полигонов.

В-третьих, следует закрепить правовой режим карбоновых ферм, в том числе порядок их создания, деятельности по производству и последующему обращению углеродных единиц и т.д.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Климатические аспекты национальной экологической политики // Юрист. — 2022. — № 1. — С. 2—8. — DOI 10.18572/1812-3929-2022-1-2-8. — EDN ICNECM.

2. Лунева Е. В., Сафин З. Ф. Правовые вопросы перехода к «зеленой» экономике: от концепции к реальности // Экологическое право. — 2022. — № 6. — С. 16—22. — DOI: 10.18572/1812-3775-2022-6-16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.