Научная статья на тему 'Формирование и развитие региональной системы размещения государственного социального заказа у некоммерческих организаций'

Формирование и развитие региональной системы размещения государственного социального заказа у некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL SERVICES COMMISSIONING / NON-PROFIT ORGANIZATION / SOCIOECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сербулов Алексей Валентинович, Перко Марина Вячеславовна

Проводится сравнительный анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру размещения государственного социального заказа в ряде субъектов РФ. Кроме того, уточняется понятие данной формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций, описываются преимущества государственного социального заказа как механизма реализации социально-экономической политики региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сербулов Алексей Валентинович, Перко Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is an attempt at a comparative analysis of legal documents regulating social services commissioning in a number of constituent entities of the Russian Federation. Furthermore, the authors specify the concept of the given form of interaction of public authorities and noncommercial organizations and describe the advantages of social services commissioning as a mechanism of the implementation of regional socioeconomic policy

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие региональной системы размещения государственного социального заказа у некоммерческих организаций»

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.146

А. В. Сербулов, М. В. Перко

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА У НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Проводится сравнительный анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру размещения государственного социального заказа в ряде субъектов РФ. Кроме того, уточняется понятие данной формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций, описываются преимущества государственного социального заказа как механизма реализации социально-экономической политики региона.

This article is an attempt at a comparative analysis of legal documents regulating social services commissioning in a number of constituent entities of the Russian Federation. Furthermore, the authors specify the concept of the given form of interaction of public authorities and noncommercial organizations and describe the advantages of social services commissioning as a mechanism of the implementation of regional socioeconomic policy.

Ключевые слова: государственный социальный заказ, некоммерческая организация, социально-экономическая политика.

Key words: social services commissioning, non-profit organization, socioeconomic policy.

Государственный социальный заказ как форма взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций (далее — НКО) на территории Российской Федерации используется далеко не везде, о чем свидетельствуют данные о наличии в тех или иных субъектах Российской Федерации локальных нормативных актов, регламентирующих процедуру размещения государственного социального заказа.

Отсутствие на федеральном уровне закона, регламентирующего размещение государственного социального заказа, привело к тому, что на сегодняшний день как на уровне субъектов Российской Федерации, так и муниципальном уровне приняты и разрабатываются нормативные документы, дающие собственное определение термина «государственный социальный заказ», устанавливающие собственные критерии выбора победителя при проведении конкурсных процедур.

Первые нормативные документы, регламентирующие процедуру размещения государственного социального заказа, появились в Ир-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 3. С. 108—114.

кутской, Нижегородской, Оренбургской областях, Кабардино-Балкарии, однако многие из них на сегодняшний день утратили силу. Такая же ситуация сложилась и в Калининградской области, где с 21 октября 2002 г. вступило в силу постановление администрации Калининградской области № 519 «О проведении открытых конкурсов по формированию и размещению социальных заказов». Однако данный нормативный документ просуществовал недолго и был признан утратившим силу в связи с изданием постановления администрации области от 03.12.2003 № 678 «О координационных и консультационных органах, образованных администрацией области» [4]. Оно упразднило координационные и консультационные органы, образованные администрацией Калининградской области, в том числе и комиссию при администрации области по оформлению и размещению социальных заказов.

В результате понятие социального заказа, а также механизм его функционирования фактически выпал из правового поля региона. Несмотря на это, в ряде нормативно-правовых актов Калининградской области, таких как, например, закон Калининградской области от 14.03.2002 № 128 «О взаимодействии органов государственной власти Калининградской области и общественных объединений», термин «социальный заказ» до сих пор присутствует [1].

В ряде регионов разработаны проекты нормативных документов в сфере взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций, затрагивающие государственный социальный заказ. Стоит отметить, что только в Оренбургской области продолжает действовать нормативный документ, регламентирующий процедуру размещения государственного социального заказа независимо от сферы его размещения.

Проведем сравнительный анализ нормативно-правовых документов в сфере социального заказа в ряде субъектов РФ [2; 5 — 7].

Социальный заказ для негосударственных некоммерческих организаций (далее — ННКО) Оренбургской области представляет собой «задание органа государственной власти области, выдаваемое в пределах его компетенции на конкурсной основе негосударственной некоммерческой организации на выполнение возмездных услуг в рамках утвержденной социальной программы в соответствии с основными сферами деятельности, определенными федеральным законом «О некоммерческих организациях» [5].

В нормативном документе Республики Бурятия рассматриваемый термин трактуется как «совокупность заключаемых по итогам проведения торгов договоров между государственным заказчиком и исполнителем (некоммерческой организацией), по условиям которых исполнитель обязуется провести, а заказчик оплатить социально значимые мероприятия для ветеранов, инвалидов, граждан пожилого возраста, а также граждан других социально уязвимых категорий населения» [7]. Размещение государственного социального заказа в

данном субъекте РФ осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-94) [3].

В Тамбовской области наряду с региональным законом от 30.04.2008 № 369-з «О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти Тамбовской области» (далее — Закон № 369-з) разработан перечень основных направлений (проектов) социальных заказов на 2010 г. Данные нормативные документы не дают трактовку термина социального заказа, однако вступление в силу Закона № 369-з привело к тому, что существовавший на тот момент закон Тамбовской области от 24 ноября 2006 года № 114-З «О социальном заказе Тамбовской области» прекратил свое действие. Вместе с ним из правового поля ушло и понятие социального заказа, которое трактовалось как «совокупность контрактов, предусматривающих предоставление субсидий или субвенций из областного бюджета юридическому или физическому лицу в связи с выполнением определенных работ и (или) оказанием определенных услуг, направленных на решение общественно значимых социальных проблем области, на выполнение областных социальных программ или их отдельных мероприятий». Тем не менее согласно Закону № 369-з государственный социальный заказ выступает как одна из форм поддержки негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти области, осуществляемая в порядке, предусмотренном ФЗ-94 [2].

Стоит отметить, что чаще всего в нормативно-правовых документах субъектов Российской Федерации государственный социальный заказ рассматривается и как механизм реализации социальной политики путем предоставления социальных услуг населению, и как форма поддержки НКО как института гражданского общества.

Проанализировав рассматриваемые нормативно-правовые документы (табл. 1), можно выделить ряд общих характерных особенностей государственного социального заказа, присущих нормативным правовым документам анализируемых субъектов РФ:

1) направлен преимущественно на реализацию целевых социальных программ и (или) отдельных мероприятий целевых социальных программ;

2) размещается у некоммерческих организаций;

3) основным источником финансирования является бюджет субъекта РФ.

Таким образом, на наш взгляд, под государственным социальным заказом следует понимать способ удовлетворения государственных социальных нужд путем заключения государственных (муниципальных) контрактов с некоммерческой организацией на реализацию мероприятий целевых социальных программ и (или) оказание услуг в социальной сфере, частично или полностью финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

Сравнительная характеристика нормативных документов в сфере государственного социального заказа отдельных субъектов РФ

Показатель Оренбургская область Республика Бурятия Тамбовская область

Цель размещения государственного социального заказа Реализация целевых социальных программ Повышение эффективности расходования бюджетных средств, направляемых для решения социальных проблем, развитие и поддержка новых форм социальных услуг, поддержка некоммерческих организаций Привлечение ННКО к решению общественно значимых социальных проблем области, выполнению областных социальных программ и их отдельных мероприятий, осуществлению социально значимых проектов (программ), защите экономических, социальных и личных прав и свобод граждан

Основа размещения государственного социального заказа Отобранные проекты участников в приоритетных направлениях предоставления социального заказа, обозначенных в информационном сообщении о проведении конкурса Проекты участников, соответствующие характеристикам и параметрам планируемых заказчиком социально значимых мероприятий Требования к качеству, техническим характеристикам работ, услуг, к их безопасности, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика Требования к качеству, техническим характеристикам работ, услуг, к их безопасности, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика

Исполнители государственного социального заказа Негосударственные некоммерческие организации Некоммерческие организации Негосударственные некоммерческие организации

Источники финансирования Областной бюджет Внебюджетные источники Средства республиканского бюджета Средства и ресурсы, привлекаемые исполнителем Добровольные пожертвования и иные не запрещенные законодательством поступления Областной бюджет

к*

к*

к*

к*

Окончание табл.

Показатель Оренбургская область Республика Бурятия Тамбовская область

Нормативно-правовая база размещения государственного социального заказа Постановление администрации Оренбургской области от 2 апреля 2002 г. № 51-п «О формировании социальных заказов» Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Критерии выбора победителя конкурса на размещение государственного социального заказа Актуальность Значимость для реализации социальной политики области Реализуемость и результативность, долговременный эффект Наличие у участника конкурса ресурсов, необходимых для выполнения государственного социального заказа Организационное, технико-экономическое, кадровое, финансовое и иное обеспечение проекта Ожидаемый социальный эффект реализации предлагаемого проекта Число граждан, которые получат конкретную пользу в результате реализации проекта Другие критерии, предусмотренные государственным социальным заказом Соответствие целей и задач общественно значимых (социальных) программ ННКО основным направлениям их деятельности, нуждающимся в поддержке органов государственной власти области Значимость общественно значимых (социальных) программ ННКО для социального развития области Эффективность общественно значимых (социальных) программ ННКО Соответствие целей и задач общественно значимых (социальных) программ уставным целям ННКО Наличие необходимой базы (финансовой, материально-технической и др.) ННКО, позволяющей реализовывать общественно значимые (социальные) программы Доступность и открытость информации о деятельности ННКО

Как мы видим, размещение государственного социального заказа в Республике Бурятия и Тамбовской области осуществляется согласно ФЗ-94, в соответствии с которым могут предоставляться преимущества при проведении торгов только для учреждений, предприятий уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов. Остальные некоммерческие организации при такой системе размещения государственного социального заказа преимуществ не имеют [3].

В Калининградской области государственный социальный заказ как форма взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций в настоящий момент практически не имеет правовой основы.

Преимущества государственного социального заказа как механизма реализации государственной социально-экономической политики существенны. Стоит отметить, что при соответствующей поддержке со стороны государства некоммерческие организации могут быть поставщиками качественных социальных услуг населению и при этом существенно экономить бюджетные средства. Формирование и развитие региональной системы размещения государственного социального заказа окажет содействие в решении экономических задач региона. На преимуществах государственного социального заказа более подробно остановимся в дальнейшем исследовании. Однако уже сейчас можно говорить о том, что данный механизм является эффективным инструментом реализации региональной социально-экономической политики, что требует разработки нормативных документов, регламентирующих процедуру размещения государственного социального заказа, в том числе и на уровне субъекта Федерации.

Список литературы

1. О взаимодействии органов государственной власти Калининградской области и общественных объединений [Электронный ресурс]: закон Калининградской области от 14.03.2002 № 128. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти Тамбовской области [Электронный ресурс]: закон Тамбовской области от 30.04.2008 №369-з. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О координационных и консультационных органах, образованных администрацией области [Электронный ресурс]: постановление администрации Калининградской области от 03.12.2003 № 678. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О формировании социальных заказов [Электронный ресурс]: постановление администрации

Оренбургской области от 02.04.2002 № 51-п. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении перечня основных направлений (проектов) социальных заказов Тамбовской области на 2010 год [Электронный ресурс]: постановление администрации Тамбовской области от 03.03.2010 № 233. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О государственном социальном заказе на проведение социально значимых мероприятий для ветеранов, инвалидов, граждан пожилого возраста, а также граждан других социально уязвимых категорий населения в республике Бурятия [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Бурятия от 05.05.2008 № 227. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об авторах

Алексей Валентинович Сербулов — д-р экон. наук, проф., Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, [email protected]

Марина Вячеславовна Перко — асп., Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, [email protected]

About authors

Prof. Aleksej Serbulov, Baltic Fishing Fleet State Academy, [email protected]

Marina Perko, PhD student, Baltic Fishing Fleet State Academy, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.