Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ЧАСТНОЕ ПРАВО / СИСТЕМА ПРАВА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дерябина Елена Михайловна

В статье рассматриваются вопросы формирования и соотношения отраслей публичного и частного права Европейского союза, их характерные особенности, которые прослеживаются как в рамках национальных правовых систем, так и в системе Европейского права. Оценивается возможность применения в рамках правовой системы Европейского союза тех правил деления права на публичное и частное, которое традиционно используется в национальных правовых системах. Обращает на себя внимание слабое развитие отраслей публичного права, со значительным уклоном в сторону конституционного и административного права. Что же касается отраслей частного права, то на надгосударственном уровне Европейского союза они имеют гораздо меньшую защиту, чем формирующиеся отрасли публичного права. Анализ указанных аспектов позволяет получить некоторое представление о том, как развивается процесс формирования отраслей Европейского права. Изучаемый вопрос позволяет расширить наши познания в государственно-правовой сфере, а опыт функционирования правовой системы Евросоюза может способствовать развитию других региональных государственно-правовых и надгосударственных правовых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF BRANCHES OF PUBLIC AND PRIVATE LAW IN THE EUROPEAN UNION

The article deals with the formation and correlation of branches of public and private law of the European Union. Their characteristic features, which can be traced both within the framework of national law and in the system of European law. The possibility of applying within the framework of the legal system of the European Union the rules of the division of law into public and private, which is traditionally used in national law, is evaluated. Attention is drown to the weak development of branches of European public law, with a significant bias towards constitutional and administrative law. As for the branches of private law, they have much less protection at the supranational level of the European Union than the emerging branches of public law. An analysis of these aspects allows us to get some idea of how the process of formation of branches of European law is developing. The issue under study allows us to expand our knowledge in the state-legal sphere, and the experience of the functioning of the legal system of the EU can contribute to the development of other regional and supranational legal system.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Формирование и развитие отраслей публичного и частного права в Европейском союзе

Дерябина Елена Михайловна,

к.и.н., доцент, доцент кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны РФ E-mail: d.lena14@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования и соотношения отраслей публичного и частного права Европейского союза, их характерные особенности, которые прослеживаются как в рамках национальных правовых систем, так и в системе Европейского права. Оценивается возможность применения в рамках правовой системы Европейского союза тех правил деления права на публичное и частное, которое традиционно используется в национальных правовых системах. Обращает на себя внимание слабое развитие отраслей публичного права, со значительным уклоном в сторону конституционного и административного права. Что же касается отраслей частного права, то на надгосударственном уровне Европейского союза они имеют гораздо меньшую защиту, чем формирующиеся отрасли публичного права. Анализ указанных аспектов позволяет получить некоторое представление о том, как развивается процесс формирования отраслей Европейского права. Изучаемый вопрос позволяет расширить наши познания в государственно-правовой сфере, а опыт функционирования правовой системы Евросоюза может способствовать развитию других региональных государственно-правовых и надгосударственных правовых систем.

Ключевые слова: публичное право, частное право, система права, национальное право, Европейское право, источники права, административное право.

Исследуя вопрос о становлении и развитии отраслей публичного и частного права в правовой системе Евросоюза, следует отметить, что он является составной частью общего вопроса о содержании публичного права вообще, и о его разграничении с частным правом в особенности.

Данная тематика традиционно привлекает отечественных и зарубежных авторов. Одним из ключевых по своему характеру и значимости вопросов является вопрос о специфике публичного права по сравнению с частным правом [1;2;3;4;].

Для начала, необходимо отметить, что термин «публичное право» употребляется для обозначения очень разных правовых явлений, например таких, как государственные нормативно-правовые предписания; правовые средства удовлетворения публичных интересов; тип правового регулирования общественных отношений; государственные нормативно-правовые предписания и др., а также составной части «национальных правовых систем ряда государств континентальной Европы» [5, а17].

Для решения задачи, поставленной в данной работе, выделим общепризнанные критерии идентификации публичного и частного права. К особенностям публичного права относятся такие, как наличие публично-правовых норм; регулирование правовых отношений с обязательным участием государства; направленность на защиту потребностей всего общества и государства (публичных интересов) и др. Принципы публичного права также можно рассматривать как идентификатор его особенностей. По справедливому замечанию авторов, они отражают сложившуюся в конкретно-исторических условиях «систему представлений о роли и значении государства в процессе его взаимодействия с обществом» [5, а19]. Структуру данного правового феномена в полной мере можно отнести к его отличительным признакам, в отличие от структуры частного права, складывающейся в основном из системы норм, регулирующих частные интересы физического лица и определяющих его правовой статус. Нормы публичного права имеют другой характер и правовую природу. Они определяют статус государственных органов, узаконивая их государственно-властные полномочия и устанавливая порядок реализации этих полномочий, а также закрепляют основания

5 -о

сз

<

и порядок применения мер государственного воздействия на правонарушителя [6].

Однако, в научной литературе, не без определенных оснований, высказывается мнение, согласно которому среди отраслей права, традиционно относящихся к публичному праву, «бесспорно можно выделить лишь уголовное право». Что касается остальных публичных отраслей права, то они «почти во всех случаях имеют также и частноправовые нормы» [6, с.17] интенсивность проявление которых различается в зависимости от отрасли права.

В национальных правовых системах зарубежных стран вопрос о принадлежности отрасли к «публичной» или «частной» решается в зависимости от особенностей самой правовой системы, а также от принадлежности этих отраслей к определенной правовой семье.

Так, в системе англосаксонского права весьма слабо проводится не только деление на публичное и частное право, но и само отраслевое деление, по сравнению с тем же романо-германским правом (к которому относится и правовая система России). В делении отраслей на публичные и частные в национальных правовых системах континентального права большое значение имеют их внутринациональные особенности, хотя принципиальных отличий в ведущих правовых системах, таких как системы Германии, Италии, Франции, нет.

Если обратить внимание на правовую систему Европейского союза, то мы увидим, что ситуация выглядит иначе, а именно - существует две группы проблем. Во-первых, Евросоюз и его правовая система кардинально отличается от национальных государств и их правовых систем в силу того факта, что еще в 1990 г. Конституционный суд ФРГ определил Европейский союз как «Союз государств», а после принятия Лиссабонского договора его статус - «Ассоциация суверенных национальных государств». Следовательно, классическая модель деления права на публичное и частное, сложившаяся в рамках национального права, к Евросоюзу не применима, поскольку это не единое государство [7, с.56]. Возникает вопрос, правомерно ли вообще дифференцировать право Европейского союза на публичное и частное так, как это принято в рамках национального права? А во-вторых, зарубежные исследователи нередко задаются вопросом, стоит ли заниматься проблемой разделения права на публичное и частное применительно к правовой системе Евросоюза, есть ли в этом какой-то практический смысл [7, с.56,57].

Существует еще одна группа вопросов относительно публичного и частного права Евросоюза. Это проблема становления и развития в рамках правовой системы Евросоюза конкретных отрас-— лей права, которые можно было бы классифици-2 ровать как публичные и частные. Обращает на сей бя внимание тот факт, что большим вниманием, ° в силу прежде всего политических причин, пользу-ав ются отрасли традиционно известные как публич-

ные. Подтверждением этому может быть, на наш взгляд, успешно функционирующий Институт европейского публичного права; его печатный орган под названием «Европейское публичное право»; периодически проводимые конференции в рамках Европейского союза или отдельных государств-членов по соответствующей тематике. Также как и в национальных правовых системах, в правовой системе Европейского союза в качестве публичных отраслей права или, как иногда пишут по отношению к Евросоюзу, отраслей законодательства, чаще всего рассматриваются конституционное право, финансовое, банковское, уголовное, административное и другие правовые массивы. «Условные» отрасли, так называемого европейского публичного права, имею некоторые отличия от отраслей национального публичного права. Их специфика заключается прежде всего в том, что публичный интерес, который они защищают, является не только национальным интересом государств-членов, но и «отражает ценности всего Европейского сообщества». Кроме того, в правоотношениях, регулируемых европейским публичным правом присутствует не только государство, как это имеет место быть в национальном публичном праве, но и наднациональное образование -Европейский союз. Также, обращает на себя внимание нечеткое разграничение публичного права с частным, в силу довольно слабого общего развития европейского публичного права. Характер публичных правовых норм зачастую носит смешанный характер. Поскольку все европейское публичное право развивается неравномерно, приоритет, с очевидностью, отдается конституционному и административному праву [8].

Отечественные исследователи справедливо отмечают, что приоритет данных отраслей права объясняется назначением и содержанием данных отраслей права, призванных упорядочить взаимоотношения с национальными правовыми системами и государствами [9].

Традиционно, отечественными и зарубежными учеными-юристами уделяется внимание и проблемам развития частного права, в какой бы правовой системе оно не возникало.

Частное право, наряду с публичным, обладает рядом характерных для него черт, не зависимо от его принадлежности к конкретной правовой системе [10;11].

Прежде всего, обращает на себя внимание то, каким способом происходит его формирование. Его можно определить как «совокупность формулируемых организациями и гражданами правил поведения» с намерением реализации «своих собственных, частных интересов, обязательных для суда и других государственных органов, куда они могут обращаться за их защитой» [12, с.43]. Частное право развивается не государством, хотя и поддерживается им, как это имеет место быть в случае с публичным правом, а различными негосударственными организациями и гражданами. Соответственно и интерес, защищаемый норма-

ми частного права, является законным, частным интересом, а не «любым» государственным интересом, защищаемым нормами публичного права. Государству важно, чтобы частноправовые нормы и опосредуемые ими интересы не нарушали интересы других субъектов публичного права; не противоречили общим интересам социума, которые закрепляют нормы публичного права; соответствовали принципам национального права [12, с.46-49].

Систему частного права в основном составляют нормы, содержащиеся в договорных актах, которые заключают между собой субъекты частноправовых отношений - индивиды и создаваемые ими организации. К частноправовым нормам относятся и корпоративные нормы, которые регулируют внутрикорпоративные отношения и создаются органами управления корпорации.

Среди ученых нередки споры по вопросу о том, какие отрасли могут быть включены в систему частного права. Однако, гражданское право общепризнанно считается ведущей отраслью частного права [13].

В процессе исследования европейского частного права, ученые нередко сталкиваются с аналогичными проблемами, которые возникаю при исследовании европейского публичного права.

Одна из таких проблем связана с возможностью или невозможностью использования теоретической модели частного права, которая традиционно применяется в национальных правовых системах, в рамках внутригосударственного права. Если быть точнее, то проблема связана не с процессом возникновения и развития частного права, поскольку государство не принимает здесь непосредственного участия и частноправовые нормы совершенствуются на частной основе, а с возможностью обеспечения механизма функционирования и защиты, при необходимости, частного права. А именно, в рамках национального права частноправовые нормы могут претендовать на государственную защиту, тогда как надгосударствен-ный уровень правовой системы Евросоюза такую защиту не обеспечивает.

Процесс изучения европейского частного права, показывает, что ряд проблем возникает в связи с его относительно низким уровнем развития на современном этапе. Это обстоятельство вызывает некоторые затруднения с его идентификацией на надгосударственном уровне и, следовательно, с разграничением с публичным правом.

Как известно, вопрос о соотношении публичного и частного права на национальном уровне решается неоднозначно. Как правило, публичное право имеет приоритет по сравнению с частным правом, реже говорят об их равенстве. Относительно последнего авторы часть высказывают сомнения: «если публичное право - это система полноправных и самостоятельных отраслей материальных и ... процессуальных, а частное право (синонимом которого, по мнению многих, является гражданское право) - всего лишь одна, пусть и ги-

гантская, отрасль, или суперотрасль» [12, с.62], то правомерно ли говорить об их равенстве.

В системе наднационального права, в данном случае в системе права Евросоюза, ситуация аналогичная. Дело не только в количестве отраслей публичного или частного права, а скорее в их социальном значении. Например, такая отрасль публичного права как конституционное право дает основу для формирования и развития отраслям частного права, но не наоборот. Таким образом, публичное право обладает несомненным приоритетом и доминирует в любой правовой системе по всем направлениям. Основная особенность европейского права заключается в том, что при отсутствии конституции, как единого Европейского основного закона, при отсутствии европейского конституционного права, как отрасли, роль основополагающего акта выполняют учредительные договорные акты Евросоюза, на основе которых сформирован Европейский союз и его правовая система. После неудачной попытки принять единую Конституцию Евросоюза, они выполняют роль основного закона - Конституции. Таким образом, использование традиционной для национального права модели идентификации и соотношения публичного и частного права по отношению к европейскому праву, представляется затруднительным.

Хотелось бы отметить еще несколько особенностей европейского частного права, создающих трудности его развития и функционирования по сравнению с публичным правом. Европейское частное право по своей структуре многоуровневое, т.е. оно складывается из норм, которые содержатся в международных договорах и конвенциях, из норм, созданных государствами - членами Европейского сообщества в их законах и подзаконных актах, а также из системы частноправовых норм Европейского союза и других Европейских сообществ.

Кроме того, посредством публичного права и вместе с ним, европейское частное право непрерывно оказывает влияние на национальное право. Этот процесс вполне естественен, т.к. по мере развития европейского права расширяется и сфера его воздействия на национальное право не только посредством первичных источников права - учредительных договоров, но и через вторичные источники права Евросоюза, которые создаются его институтами.

Литература

1. Черепахин Б.П. К вопросу о публичном и частном праве. Иркутск: Иркут. 1-я Гос. Типо-лит.

1926. - 26 с.;

2. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: Изд-во

БЕК, 1995. - 496 с.;

3. Вагина Н.М. Принципы публичного права: ав-

тореф. дис. ... канд.юр.наук. Казань, 2004. -

29 с.;

5 -о

сз

<

4. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. М.: Изд-во ЭКСМО, 2008. - 446 с.

5. Болгова В.В. Публичное право: проблемы теории, методологии, практики: автореф.дис. ...д-ра юр.наук. Тамбов, 2009. - 47с.

6. Деркач Т.В. Частное и публичное право как парные юридические категории: автореф. дис. ... канд.юр.наук. Саратов, 2011. - 23с.

7. Reich N. The public/private divide in European Law // in: Miklitz H., Cafaggi F. (eds.) European Private Law after the Common Frame of Reference. - Northampton, 2010. -253p.

8. Parpworth N. Constitutional and Administrative Law. - Oxford, 2010. - 190 p.

9. Право Европейского Союза / под ред. С. Ю. Каш-кина. М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2019. -172 с.

10. Кейтц Х., Цвейгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: Основы. М.: Изд-во Международные отношения, 2000. - 480с.

11. Суханов Е.А. О проблемах становления и развития российского частного права // Цивили-стические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3, 2004. Екатеринбург: Изд-во Статут, Ин-т частного права,2004. -462 с.

12. Кашанина Т.В. Частное право: учебник. М.: Изд-во ЭКСМО, 2009. - 494с.

13. Асланян Н.П. Основные начала российского частного права. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. -270с.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF BRANCHES OF

PUBLIC AND PRIVATE LAW IN THE EUROPEAN UNION

Deryabina E.M.

Military University named after Prince A. Nevsky of the Ministry of Defense of

the Russian Federation

The article deals with the formation and correlation of branches of

public and private law of the European Union. Their characteristic

features, which can be traced both within the framework of national law and in the system of European law. The possibility of applying within the framework of the legal system of the European Union the rules of the division of law into public and private, which is traditionally used in national law, is evaluated. Attention is drown to the weak development of branches of European public law, with a significant bias towards constitutional and administrative law. As for the branches of private law, they have much less protection at the supranational level of the European Union than the emerging branches of public law. An analysis of these aspects allows us to get some idea of how the process of formation of branches of European law is developing. The issue under study allows us to expand our knowledge in the state-legal sphere, and the experience of the functioning of the legal system of the EU can contribute to the development of other regional and supranational legal system.

Keywords: public law, privet law, the legal system, national law, European law, sources of law, administrative law.

References

1. Cherepakhin B.P. To the question of public and private law. Irkutsk: Irkut., 1926. - 26p.

2. Tikhomirov Yu.A. Public law. M.: BEK, 1995. - 496p.

3. Vagina N.M. Principles of public law: dissertation abstract for the degree of candidate of legal sciences. Kazan, 2004. - 29p.

4. Tikhomirov Yu.A. Modern public law. M.: EXMO, 2008. - 446p.

5. Bolgova V.V. Public law: problems of theory, methodology, practice: dissertation abstract for the degree of Doctor of law. Tambov, 2009-47p.

6. Derkach T.V. Private and public law as paired legal categories: dissertation abstract for the degree of candidate of legal sciences. Saratov, 2011-23p.

7. Reich N. The public/private divide in European Law // in: Miklitz H., Cafaggi F. (eds.) European Private Law after the Common Frame of Reference. - Northampton, 2010. -253p.

8. Parpworth N. Constitutional and Administrative Law. - Oxford, 2010. - 190 p.

9. Law of the European Union / ed. S. Yu. Kashkin. M.: Yurayt, 2019. - 172p.

10. Keitz H., Zweigert K., Introduction to Comparative Law in Private law: Fundamentals. M.: MO, 2000. - 480p.

11. Sukhanov E.A. On the problems of formation and development of Russian private law // Civilistic notes: Interuniversity collection of scientific papers. Ekaterinburg: Statyt, 2004. - 462p.

12. Kashanina T.V. Private law. M.: EXM0,2009. - 494p.

13. Aslanyan N.P. Basic Principles of Russian Private Law. Irkutsk: IGEA, 2001. - 270p.

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.