Научная статья на тему 'Формирование и развитие местных органов полиции в Российской империи в XVIII веке'

Формирование и развитие местных органов полиции в Российской империи в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4542
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / ПОЛИЦИЯ / ДЕЖУРСТВО / ГОРОДОВОЙ / ДОЛЖНОСТЬ / ПОРЯДОК / REFORM / POLICE / DUTY / POLICEMAN / POSITION / ORDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дятлов Георгий Александрович

В центре суждений находится проблема формирования и развития местных органов полиции в Российской империи в XVIII веке. В статье осуществляется попытка исследования задач и компетенции столичной полиции и полиции в уездных городах России. По мнению автора, на протяжении XVIII века в России происходило совершенствование государственного института полиции по охране порядка и спокойствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation and development of local police departments in the Russian Empire in XVIII century

Тhere is a problem of formation and development of local police in Russian Empire in XVIII century in the centre of reasoning. The author of the article makes an attempt to analyze goals and competences of the capital police and chief towns' of a uyezd police. In author's judgment improvement of government institution of police for the maintenance of a public order and peace was happening during the XVIII century in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие местных органов полиции в Российской империи в XVIII веке»

Г.А. Дятлов

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII ВЕКЕ

Созданию регулярных полицейских органов в России послужило учреждение в Петербурге полицейской канцелярии указом от 20 мая 1715 года, при которой для исполнения полицейских обязанностей состояли солдаты и унтер-офицеры. В мае 1718 года в Петербурге была введена должность генерал-полицмейстера; в подчинении у него находилась городская полицейская канцелярия. Как справедливо отмечал профессор Р.С. Мулукаев, в этот период регулярная полиция рассматривалась как орган, на который возлагались обширные задачи по обеспечению «добрых гражданских порядков» [1, с. 7]. Штатная численность полиции Петербурга в первые годы была немногочисленна: в начале 1719 г. - 67 человек, а в 1723 г. - 88 человек.

Полицейские чины носили форменное обмундирование, получали жалование и провиант на общих основаниях с военнослужащими [2, с. 12]. Верное служение закону, «правовое и благонамеренное управление» всегда рассматривались в качестве одного из важнейших требований, предъявляемых к чиновникам [3, с. 13], в том числе и полицейским.

Что касается полицейских органов, в периферийных городах они получили название полицейских контор и находились в подчинении Главной полицмейстерской канцелярии, которую возглавлял генерал-полицмейстер. Укрепляя провинциальную полицию, были выделены дополнительные штатные должности полицейских в Санкт-Петербурге. Так, указом от 22 сентября 1732 г. в помощь генерал-полицмейстеру была введена должность обер-полицмейстера; в полицмейстерскую канцелярию дополнительно были определены: «... 2 советника, квартирьер 1, капитан 1, прапорщик 1, архитектор с учеником, 2 секретаря, 4 канцеляриста, 29 копиистов; для караулов и прочего полицейского исправления велено посылать из Санкт-Петербургского гарнизона унтер-офицеров 6, капралов 16, рядовых 120 человек для патрулирования» [4, с. 10-14].

В первой половине XVIII в., как и во времена Петра I, полицейские функции выполняли специальные команды, состоящие из солдат и офицеров, драгунских и пехотных гарнизонных полков.

В 1737 г. императорским указом было утверждено сложившееся деление столицы на 5 частей: Адмиралтейскую, Василеостровскую, Санкт-Петербургскую, Литейную и Московскую. В основу деления города был заложен топографический принцип, а не количество дворов и населения (в Адмиралтейской части было 413 дворов, в Василеостровской - 608, Санкт-Петербургской - 2 491, Литейной - 1330, в Московской - 402 двора) [5, с. 28].

В 1762 г. в России был упразднен институт сыщиков [6]. Их обязанности были переданы в ведомство губернских, провинциальных и воеводских канцелярий, т.е. в местные полицейские органы. Профессор Р.С. Мулукаев отмечал, что в конце XVIII ве-ка произошло расширение аппарата общеуголовной полиции [1, с. 8]. Однако полиция в полной мере не могла обеспечить охрану порядка и спокойствия.

После подавления бунта под предводительством Пугачева была предпринята попытка укрепления местного административного аппарата, число губерний было увеличено до 50, в уездные и губернские учреждения на государственную службу стали привлекать помещиков и дворян - все это, по мнению Екатерины II, должно было усилить административный надзор за крестьянами с целью предотвращения возможного повторения крестьянских восстаний [7, с. 237].

В результате проведенной существенной реорганизации органов местного управления создается уездная полиция в виде нижнего земского суда. В этот период она представляла собой уездное полицейское управление, состоявшее из капитан-исправника, который избирался на три года дворянством уезда, и нескольких заседателей из числа дворян, утверждавшихся в должности губернатором, которому и подчинялись [8, с. 41]. При нижнем земском суде имелась канцелярия, состоявшая из 2-х столов - исполнительного и следственного. На полицию была возложена обязанность «предупреждать и пресекать преступления и принуждать к исполнению законов» [1, с. 8].

8 апреля 1782 г. в Российской империи был подписан и обнародован Устав благочиния, или Полицейский, являющийся одним из самых замечательных памятников не только русского законодательства, но и истории административного права XVIII в. Этим документом практически неограниченная судебная власть, которой пользовалась полиция, была поставлена в тесные рамки закона и оставлена только за коллегиальными органами.

В городах создаются управы благочиния. В столицах они возглавлялись обер-полицмейстерами, в губернских городах - полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа благочиния состояла из двух приставов, назначавшихся в столицах Сенатом, в остальных городах - губернским правлением двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.

Основные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиния и доброправие» сохранялось. Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она осуществляла контроль за исполнением законов, постановлений местной власти и решений судов городскими жителями, занималась вопросами санитарного надзора на ярмарках, ловила беглых крепостных крестьян, следила за состоянием дорог и мостов [9, с. 7]. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество (на сумму не более 20 руб.). Кроме того, в ведении полиции находились пожарные команды.

По Уставу благочиния губернские и крупные города делились на части (200-700 домов). Во главе каждой части находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий» дом (иногда просто «часть»). Части подразделялись на кварталы от 50 до 100 домов [10, с. 338]. Полицейские части проводили дознание по уголовным преступлениям. Частному приставу вменялось в обязанности в случае совершения преступления выяснить все обстоятельства, связанные с ним. Все руководящие должности в полиции того времени занимали лица дворянского происхождения, которым приписывалось на службе находиться в мундирах. Исполнительные полицейские функции в городах были возложены на штатные команды и при необходимости - на гарнизонные войсковые подразделения.

Реформы полиции в период правления императрицы Екатерины Великой имели для России большое значение. Однако необходимо отметить, что в результате осуществления реформирования полиции были допущены весьма ощутимые просчеты в организации управления полицейским аппаратом. Так, под юрисдикцией полиции оставалось ведение следственных и судебных дел, что в этот период усложняло и без того обширный круг полицейских обязанностей.

Радикальной реорганизации подверглась столичная полиция при императоре Павле I. Организационная структура полиции закреплялась в особых правовых актах: Уставе столичного города Санкт-Петербурга от 12 сентября 1798 г. и Уставе столичного города Москвы. В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга руководство полицией возлагалось на петербургского военного генерал-губернатора. Его помощником являлся обер-полицмейстер. Город по-прежнему делился на части (районы), но полицейский аппарат в них был существенно увеличен. В помощь частному инспектору (так теперь именовался частный пристав, руководивший полицейскими силами части города) дополнительно были назначены два офицера. В распоряжение квартального унтер-инспектора (квартального надзирателя) были приданы два квартальных комиссара, каждый из которых контролировал половину квартала.

Кроме того, в каждый квартал назначался городовой в чине унтер-офицера. Городовые осуществляли постоянное дежурство в своих кварталах в особых полицейских будках. Контроль за дежурством городовых возлагался на квартальных унтер-инспекторов. Учреждение института городовых положило начало формированию регулярной патрульно-постовой службы в полиции. Завершилась реформа созданием в столичной полиции воинской команды «из способных и здоровых кавалерийских полков солдат» [11, с. 14]. Из состава этой команды в каждую часть города в оперативное подчинение частным инспекторам были переданы особые команды - конные, в составе 4 унтер-офицеров и 24 драгун, и пешие, по 4 унтер-офицера и 20 рядовых солдат. Они привлекались в качестве приданных сил и состояли в постоянном резерве для усиления патрулирования, для пресечения возможных беспорядков. Конные полицейские команды формировались в основном из солдат и офицеров драгунских полков и, как правило, сохраняли свое прежнее обмундирование и вооружение.

30 ноября 1798 г. для успешного взаимодействия с земской полицией городская полиция передается в ведение гражданского губернатора. В 1799 г. во все губернские города назначаются полицмейстеры с соответствующим штатом полицейских служащих. Кроме полицмейстера и двух его помощников, назначаемых губернатором, город был обязан содержать избираемых частных приставов и квартальных надзирателей, причем не обязательно по числу кварталов, а исходя если не из потребностей, то из финансовых возможностей города.

В дополнение к указу о введении должности полицмейстеров губернаторам и комендантам предписывалось лично формировать штаты полиции из числа чиновников. В 1800 г. полиция была признана как «часть гражданская». В этот период для служащих полиции были введены специальные жетоны, указывающие их должность. Проведение радикальной реформы полиции в России было связано с усилением революционного движения в Европе. Правительство боялось «революционной заразы», исходившей из Франции, где, как известно, еще в 1789 г. началась Великая французская революция. В заключение можно отметить, что на протяжении XVIII века в России наблюдался процесс совершенствования специализированных органов по охране порядка и спокойствия. Каждый исторический период развития нашего государства ставил перед полицией определенные задачи,

уточнялось и совершенствовалось законодательство, функции и компетенция городской и сельской полиции. Отличительной чертой деятельности полиции на протяжении XVIII ве-ка являлось многообразие в ее организации, что во многом определялось отсутствием центрального органа управления полицейскими учреждениями империи.

Литература

1. Мулукаев Р.С. Общеуголовная полиция дореволюционной России, ее классовый характер: Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1979.

2. Мулукаев Р.С. Политическая полиция дореволюционной России, ее реакционный, антинародный характер: Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1976.

3. Позднышов А.Н. Служба в органах внутренних дел как особый вид государственной службы: Монография. Ростов н/Д: РГУ, 2002.

4. Военная одежда русской армии. М., 1994.

5. Сизиков М.И. История полиции России (1718-1917). М., 1992. Вып. 1.

6. Указ от 12 октября 1711 г. «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников» // ПСЗ. Т. 4. № 2439.

7. Хрестоматия по истории СССР (1682-1856) / Сост.: С.С. Дмитриев, М.В. Нечкина. М.: ГУПИ, 1953. Т. 2.

8. Некрасов В.Ф., Борисов А.В., Детков М.Г. и др. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996.

9. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917). М., 1992. Вып. 2.

10. История СССР с древних времен до конца XVIII в.: Учебник / Под ред. Б.А. Рыбакова. М.: Высшая школа, 1983.

11. Курицин В.М. История полиции России. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.