Г.А. Дятлов
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII ВЕКЕ
Созданию регулярных полицейских органов в России послужило учреждение в Петербурге полицейской канцелярии указом от 20 мая 1715 года, при которой для исполнения полицейских обязанностей состояли солдаты и унтер-офицеры. В мае 1718 года в Петербурге была введена должность генерал-полицмейстера; в подчинении у него находилась городская полицейская канцелярия. Как справедливо отмечал профессор Р.С. Мулукаев, в этот период регулярная полиция рассматривалась как орган, на который возлагались обширные задачи по обеспечению «добрых гражданских порядков» [1, с. 7]. Штатная численность полиции Петербурга в первые годы была немногочисленна: в начале 1719 г. - 67 человек, а в 1723 г. - 88 человек.
Полицейские чины носили форменное обмундирование, получали жалование и провиант на общих основаниях с военнослужащими [2, с. 12]. Верное служение закону, «правовое и благонамеренное управление» всегда рассматривались в качестве одного из важнейших требований, предъявляемых к чиновникам [3, с. 13], в том числе и полицейским.
Что касается полицейских органов, в периферийных городах они получили название полицейских контор и находились в подчинении Главной полицмейстерской канцелярии, которую возглавлял генерал-полицмейстер. Укрепляя провинциальную полицию, были выделены дополнительные штатные должности полицейских в Санкт-Петербурге. Так, указом от 22 сентября 1732 г. в помощь генерал-полицмейстеру была введена должность обер-полицмейстера; в полицмейстерскую канцелярию дополнительно были определены: «... 2 советника, квартирьер 1, капитан 1, прапорщик 1, архитектор с учеником, 2 секретаря, 4 канцеляриста, 29 копиистов; для караулов и прочего полицейского исправления велено посылать из Санкт-Петербургского гарнизона унтер-офицеров 6, капралов 16, рядовых 120 человек для патрулирования» [4, с. 10-14].
В первой половине XVIII в., как и во времена Петра I, полицейские функции выполняли специальные команды, состоящие из солдат и офицеров, драгунских и пехотных гарнизонных полков.
В 1737 г. императорским указом было утверждено сложившееся деление столицы на 5 частей: Адмиралтейскую, Василеостровскую, Санкт-Петербургскую, Литейную и Московскую. В основу деления города был заложен топографический принцип, а не количество дворов и населения (в Адмиралтейской части было 413 дворов, в Василеостровской - 608, Санкт-Петербургской - 2 491, Литейной - 1330, в Московской - 402 двора) [5, с. 28].
В 1762 г. в России был упразднен институт сыщиков [6]. Их обязанности были переданы в ведомство губернских, провинциальных и воеводских канцелярий, т.е. в местные полицейские органы. Профессор Р.С. Мулукаев отмечал, что в конце XVIII ве-ка произошло расширение аппарата общеуголовной полиции [1, с. 8]. Однако полиция в полной мере не могла обеспечить охрану порядка и спокойствия.
После подавления бунта под предводительством Пугачева была предпринята попытка укрепления местного административного аппарата, число губерний было увеличено до 50, в уездные и губернские учреждения на государственную службу стали привлекать помещиков и дворян - все это, по мнению Екатерины II, должно было усилить административный надзор за крестьянами с целью предотвращения возможного повторения крестьянских восстаний [7, с. 237].
В результате проведенной существенной реорганизации органов местного управления создается уездная полиция в виде нижнего земского суда. В этот период она представляла собой уездное полицейское управление, состоявшее из капитан-исправника, который избирался на три года дворянством уезда, и нескольких заседателей из числа дворян, утверждавшихся в должности губернатором, которому и подчинялись [8, с. 41]. При нижнем земском суде имелась канцелярия, состоявшая из 2-х столов - исполнительного и следственного. На полицию была возложена обязанность «предупреждать и пресекать преступления и принуждать к исполнению законов» [1, с. 8].
8 апреля 1782 г. в Российской империи был подписан и обнародован Устав благочиния, или Полицейский, являющийся одним из самых замечательных памятников не только русского законодательства, но и истории административного права XVIII в. Этим документом практически неограниченная судебная власть, которой пользовалась полиция, была поставлена в тесные рамки закона и оставлена только за коллегиальными органами.
В городах создаются управы благочиния. В столицах они возглавлялись обер-полицмейстерами, в губернских городах - полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа благочиния состояла из двух приставов, назначавшихся в столицах Сенатом, в остальных городах - губернским правлением двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.
Основные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиния и доброправие» сохранялось. Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она осуществляла контроль за исполнением законов, постановлений местной власти и решений судов городскими жителями, занималась вопросами санитарного надзора на ярмарках, ловила беглых крепостных крестьян, следила за состоянием дорог и мостов [9, с. 7]. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество (на сумму не более 20 руб.). Кроме того, в ведении полиции находились пожарные команды.
По Уставу благочиния губернские и крупные города делились на части (200-700 домов). Во главе каждой части находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий» дом (иногда просто «часть»). Части подразделялись на кварталы от 50 до 100 домов [10, с. 338]. Полицейские части проводили дознание по уголовным преступлениям. Частному приставу вменялось в обязанности в случае совершения преступления выяснить все обстоятельства, связанные с ним. Все руководящие должности в полиции того времени занимали лица дворянского происхождения, которым приписывалось на службе находиться в мундирах. Исполнительные полицейские функции в городах были возложены на штатные команды и при необходимости - на гарнизонные войсковые подразделения.
Реформы полиции в период правления императрицы Екатерины Великой имели для России большое значение. Однако необходимо отметить, что в результате осуществления реформирования полиции были допущены весьма ощутимые просчеты в организации управления полицейским аппаратом. Так, под юрисдикцией полиции оставалось ведение следственных и судебных дел, что в этот период усложняло и без того обширный круг полицейских обязанностей.
Радикальной реорганизации подверглась столичная полиция при императоре Павле I. Организационная структура полиции закреплялась в особых правовых актах: Уставе столичного города Санкт-Петербурга от 12 сентября 1798 г. и Уставе столичного города Москвы. В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга руководство полицией возлагалось на петербургского военного генерал-губернатора. Его помощником являлся обер-полицмейстер. Город по-прежнему делился на части (районы), но полицейский аппарат в них был существенно увеличен. В помощь частному инспектору (так теперь именовался частный пристав, руководивший полицейскими силами части города) дополнительно были назначены два офицера. В распоряжение квартального унтер-инспектора (квартального надзирателя) были приданы два квартальных комиссара, каждый из которых контролировал половину квартала.
Кроме того, в каждый квартал назначался городовой в чине унтер-офицера. Городовые осуществляли постоянное дежурство в своих кварталах в особых полицейских будках. Контроль за дежурством городовых возлагался на квартальных унтер-инспекторов. Учреждение института городовых положило начало формированию регулярной патрульно-постовой службы в полиции. Завершилась реформа созданием в столичной полиции воинской команды «из способных и здоровых кавалерийских полков солдат» [11, с. 14]. Из состава этой команды в каждую часть города в оперативное подчинение частным инспекторам были переданы особые команды - конные, в составе 4 унтер-офицеров и 24 драгун, и пешие, по 4 унтер-офицера и 20 рядовых солдат. Они привлекались в качестве приданных сил и состояли в постоянном резерве для усиления патрулирования, для пресечения возможных беспорядков. Конные полицейские команды формировались в основном из солдат и офицеров драгунских полков и, как правило, сохраняли свое прежнее обмундирование и вооружение.
30 ноября 1798 г. для успешного взаимодействия с земской полицией городская полиция передается в ведение гражданского губернатора. В 1799 г. во все губернские города назначаются полицмейстеры с соответствующим штатом полицейских служащих. Кроме полицмейстера и двух его помощников, назначаемых губернатором, город был обязан содержать избираемых частных приставов и квартальных надзирателей, причем не обязательно по числу кварталов, а исходя если не из потребностей, то из финансовых возможностей города.
В дополнение к указу о введении должности полицмейстеров губернаторам и комендантам предписывалось лично формировать штаты полиции из числа чиновников. В 1800 г. полиция была признана как «часть гражданская». В этот период для служащих полиции были введены специальные жетоны, указывающие их должность. Проведение радикальной реформы полиции в России было связано с усилением революционного движения в Европе. Правительство боялось «революционной заразы», исходившей из Франции, где, как известно, еще в 1789 г. началась Великая французская революция. В заключение можно отметить, что на протяжении XVIII века в России наблюдался процесс совершенствования специализированных органов по охране порядка и спокойствия. Каждый исторический период развития нашего государства ставил перед полицией определенные задачи,
уточнялось и совершенствовалось законодательство, функции и компетенция городской и сельской полиции. Отличительной чертой деятельности полиции на протяжении XVIII ве-ка являлось многообразие в ее организации, что во многом определялось отсутствием центрального органа управления полицейскими учреждениями империи.
Литература
1. Мулукаев Р.С. Общеуголовная полиция дореволюционной России, ее классовый характер: Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1979.
2. Мулукаев Р.С. Политическая полиция дореволюционной России, ее реакционный, антинародный характер: Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1976.
3. Позднышов А.Н. Служба в органах внутренних дел как особый вид государственной службы: Монография. Ростов н/Д: РГУ, 2002.
4. Военная одежда русской армии. М., 1994.
5. Сизиков М.И. История полиции России (1718-1917). М., 1992. Вып. 1.
6. Указ от 12 октября 1711 г. «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников» // ПСЗ. Т. 4. № 2439.
7. Хрестоматия по истории СССР (1682-1856) / Сост.: С.С. Дмитриев, М.В. Нечкина. М.: ГУПИ, 1953. Т. 2.
8. Некрасов В.Ф., Борисов А.В., Детков М.Г. и др. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996.
9. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917). М., 1992. Вып. 2.
10. История СССР с древних времен до конца XVIII в.: Учебник / Под ред. Б.А. Рыбакова. М.: Высшая школа, 1983.
11. Курицин В.М. История полиции России. М., 1998.