ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Эти нормативные акты, наряду с регулированием бухгалтерского учета, фактически устанавливают правила налогообложения налогом на имущество организации. Поскольку налогом на имущество облагаются основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, Минфин России, вводя новые или изменяя старые ПБУ, издавая приказы, может устанавливать объект налогообложения. Кроме того, акты Минфина России могут противоречить гражданскому законодательству.
Несмотря на то, что, согласно НК, при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, а налог на имущество организа-
ций устанавливается только НК и законами субъектов Федерации, объект налогообложения налога на имущество организаций в случае с лизинговой сделкой фактически сведен к ряду ПБУ и приказов Минфина России.
1 Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
2 Принцип экономического основания налогов — это скрытое оружие налогоплательщика или декларативная норма? // Ваш налоговый адвокат. 2009. № 5.
3 Крохина Ю.А. Принцип экономической обоснованности налогов в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации // Налоговед. 2004. № 7. С. 5.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОКАЗЫВАЕМОЙ АДВОКАТОМ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ КАК ГАРАНТИЯ ДОСТУПА ГРАЖДАН К ПРАВОСУДИЮ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ
Л.В. ЛЯШЕНКО,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Камчатского филиала Российского государственного университета туризма и сервиса 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности
Lyashenko- VA@yandex.ru
Аннотация. Анализируются принципы деятельности адвокатуры в современной России. Основной принцип — законность, предполагающий обязанность адвоката при осуществлении своей профессиональной деятельности использовать законные средства. С принципом законности связаны принципы адвокатской этики и независимости.
Ключевые слова: адвокат, адвокатура, адвокатская деятельность, квалифицированная юридическая помощь, суд, судебная реформа.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE PROVIDED A LAWYER FREE LEGAL AID AS A GUARANTEE OF ACCESS TO JUSTICE
IN THE JUDICIAL REFORM
L.V. LIASHENKO,
senior lecturer of the department of theory and history of state and law of the Kamchatka Branch
of the Russian State University for Tourism and Service
The summary. This article is analysed the principles of lawyer activity in modern Russia. The main principal is the principal of legality which intends duty of lawyer when he practices his professional activity to use all legality means. The principal of lawyer ethics and the principal of independence are directly connected with the principal of legality.
Key words: the lawyer, legal profession, the lawyer activity, the qualified legal aid, court, judicial reform.
При осуществлении адвокатской деятельности можно рассматривать как партнера государства, ко-важную роль играет институт бесплатной юриди- торое взяло на себя обязательство обеспечить право ческой помощи. Это связано с тем, что адвокатуру граждан на квалифицированную юридическую по-
мощь. Наиболее ярко публичный характер адвокатской деятельности проявляется при участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда в соответствии со ст. 50 УПК, а также при оказании бесплатной юридической помощи.
По сравнению с Положением об адвокатуре 1980 г. перечень случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно, сокращен. Право на бесплатную адвокатскую помощь имеют только граждане России — физические лица, причем те из них, среднедушевой доход которых не превышает размера прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, и только если они относятся к указанным в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» льготным категориям (ветераны Великой отечественной войны, граждане, пострадавшие от политических репрессий, безнадзорные дети) либо обратились по указанной в этом Законе категории дел (взыскание алиментов; возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; назначение пенсий и пособий; вопросы, связанные с реабилитацией, и др.)
Расходы по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам взяло на себя государство. Размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам России бесплатно, устанавливаются Правительством РФ (п. 9 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Однако реально оказание такой помощи осуществляется за счет адвокатских образований. Дело в том, что установленный постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» размер оплаты услуг защитника по назначению (от 25 до 100 руб. за один день работы) носит в большей мере символический характер и не соответствует реальной стоимости адвокатских услуг. Порядок выплаты адвокату компенсации за оказание юридической помощи бесплатно вообще не установлен вовсе. Адвокаты самостоятельно находят способы организации бесплатной юридической помощи нуждающимся. Так, в Москве адвокаты некоторых адвокатских образований образуют специальные фонды, из которых осуществляются выплаты адвокатам, участвующим бесплатно в ведении дел.
По данным Минюста России, объем бесплатной помощи и помощи по назначению, предоставляемой
* .....ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
населению адвокатами, составляет примерно 36% общего количества выполняемых ими поручений1. В этих условиях полное переложение государством расходов на оказание бесплатной юридической помощи на адвокатов не может являться правильным. Качество юридической помощи, оказываемой бесплатно на основании ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», оставляет желать лучшего. Не все адвокатские образования имеют поступления от платных клиентов, достаточные для покрытия расходов на бесплатную юридическую помощь. Некоторые категории дел требуют долгой и кропотливой работы, которая может отнять несколько дней, а представительство в суде первой инстанции может растянуться на месяцы. На практике адвокаты ограничиваются простейшими консультациями и составлением исковых заявлений.
В регионах практически все клиенты, обращавшиеся за помощью к юристу, относятся к категории малоимущих. Это значит, что юристы должны работать бесплатно, и их работа не будет оплачиваться ни из бюджетных фондов, ни из средств юридической консультации. Очевидно, что ни о какой качественной помощи в таких ситуациях говорить не приходится2.
В любом случае, необходимо принятие специального постановления Правительства РФ о порядке компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам России бесплатно. Кроме того, узкий перечень дел, по которым малоимущие граждане имеют возможность обратиться за бесплатной юридической помощью, сводит на нет право на получение юридической помощи и право на доступ к правосудию по другим не менее значимым вопросам, а вслед за этим и многие другие права, гарантированные Конституцией РФ. Так, трудно обжаловать в суд без помощи юриста решение и действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Таким образом, требуется серьезная реформа института бесплатной юридической помощи, в том числе в части, касающейся защиты по назначению. Одним из способов реформирования этого института можно рассматривать создание за счет государства специальных адвокатских образований, которые будут специализироваться исключительно на оказании бесплатной правовой помощи по типу офисов публичных защитников в Западной Европе и США3.
1 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера-ции» / под ред. Д.Н. Козака. М., 2003 (ком. к ст. 3).
2 Соболева А. Бесплатная юридическая помощь: российская практика и стандарты Совета Европы // Рос. юстиция. 2003. № 5.
3 Там же.