Научная статья на тему 'Формирование и развитие инновационной активности и восприимчивости организаций промышленности'

Формирование и развитие инновационной активности и восприимчивости организаций промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / АКТИВНОСТЬ / ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масленникова Н. П., Румянцев В. С.

формирование инновационной активности и восприимчивости является конкурентной силой. Факторы, увеличивающие инновационный потенциал, основаны на взаимосвязи с внешней средой: по цепочки ценности, со стратегическими партнерами, с элементами институциональной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Масленникова Н. П., Румянцев В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие инновационной активности и восприимчивости организаций промышленности»

Таким образом, предложенная трехступенчатая градация уровней трудовой активности и методика их оценки позволяет не только единовременно определить уровень трудовой активности молодых специалистов на конкретном предприятии, но и дает возможность на основе изменения уровня трудовой активности молодых специалистов оценить эффективность применяемых мер и необходимость изменения, дополнения и разработки новых схем и принципов работы с молодыми специалистами в конкретной организации.

Литература

1. Гайворонюк В.А. Система факторов мотивации трудовой активности персонала организации // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. № 10.

2. Ефанов Л.А. Повышение трудовой активности рабочего класса - главное направление совершенствования социалистического образа жизни. Дисс.. .к.ф.н.-Симферополь, 1984.

3. кЦр://ш1г81оуаге1. сот/

4. http://ru.wiktionary.org/

Н.П. Масленникова В. С. Румянцев

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

И ВОСПРИИМЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE ACTIVITY AND SUSCEPTIBILITY OF THE PRODUCTION ORGANIZATION

Аннотация: формирование инновационной активности и восприимчивости является конкурентной силой. Факторы, увеличивающие инновационный потенциал, основаны на взаимосвязи с внешней средой: по цепочки ценности, со стратегическими партнерами, с элементами институциональной среды.

Ключевые слова: организация, инновация, активность, восприимчивость, развитие.

Abstract: formation and development of the innovative activity and susceptibility is a strong competitive force. Factors that increase innovation potential based on interconnection with elements of external environment, such as: strategic partners, members of the value chain and the elements of institutio nal economics.

Keywords: organisation, innovation, activity, suceptibility, development.

В современных условиях агрессивной конкуренции формирование и развитие инновационной активности и восприимчивости является важнейшим фактором успешной деятельности организации. Главной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации и потреблении продукции и услуг. Разработка и внедрение новшеств является стимулом повышения конкурентоспособности организации и экономического развития страны в целом.

Следующие факты позволяют сделать вывод о необходимости инновационного развития организаций и экономики нашей страны [2]. По индексу способности к развитию науки и технологий - 19 место в рейтинге после США, Японии, Кореи,

© Н.П. Масленникова, В.С. Румянцев, 2012

Тайваня, Израиля. Учитывались такие факторы как уровень общего экономического развития, доля ученых и инженеров среди населения, число научных публикаций, затраты на НИОКР, число патентов. (Данные RAND Corporation). По способности к инновациям Россия заняла 25 место из 117 стран после США, Китая, Индии. В расчет принимались уровень образования нации, доля занятых в сфере научных исследований и разработок, уровень расходов на НИР, количество регистрируемых патентов. (Данные Конференции ООН по торговле и развитию). По индексу экономики знаний, ориентированному на макроэкономические показатели РФ занимает 41 место с посредственным показателем 6,05 пунктов из 10 возможных. (Данные Всемирного банка).

В целом, анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран. Общий уровень инновационной активности российских предприятий остается невысоким. Главными причинами такого положения являются отсутствие инновационной культуры, инновационного менталитета, понимания, что именно инновационный путь и освоение новых технологий могут укрепить экономику. Определенную роль играют также так называемая «утечка мозгов» и старение научных кадров.

Но есть и обнадеживающие данные. Россия входит во вторую группу стран (29 стран разделены на 4 группы по способности освоить 16 ключевых технологий) и занимает в ней 8 место. Страны догоняющей группы - Польша, Индия, Китай - вместе с Россией теоретически могут к 2020 году освоить 10-12 ключевых технологий. Россия выгодно отличается от других стран наличием потенциала. И основная составляющая потенциала формируется в высшей школе - уровень образования. Состояние российской экономики во многом не соответствует требованиям совре-менного рынка, тем не менее, к её основным конкурентным преимуществам можно отнести относительно высокий образовательный уровень населения; развитую сеть университетов; научно-технические заделы в ряде областей, определяющие развитие мировой экономики; наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов.

В России формируются новые центры экономического роста (промышленно-энергетические зоны) - Каспийский, Западно-Европейский, Восточно-Сибирский и Охотноморский. Промышленно-экономическую зону называют кластером. Это система горизонтально связанных промышленных, научных, социально-культурных и образовательных организаций. Это не привычные вертикально интегрированные компании, а отдельные структуры, увязанные в цепочку ценности. С их развитием появится реальная возможность к 2020-2025 гг. стать одной из самых мощных экономических держав мира. Новая целевая программа повышения конкурентоспособности организаций и России в целом за счет инновационного развития ставит задачу формирования инновационной восприимчивости и подготовки специалистов - менеджеров в инновационной сфере.

Типичные недостатки инновационного развития российских организаций следующие:

- разработки не превращаются в продукты из-за дефектов бизнес-планирования, неумения составлять бизнес-планы;

- инновации являются решениями для бедных, некими «заплатками», новыми элементами на «старом костюме»;

- предлагаются решения, основными достоинствами которых являются дешевизна при полной аналогии с имеющимися образцами;

- непонимание выгоды ценовой конкуренции: новая технология это не экономия денежных средств, это, прежде всего, новое качество. (Не

случайно, одно из определений инновации состоит в рассмотрении ее как средства, разрешающего противоречие между потребностью и возможностями. Удовлетворение новых потребностей не приводит к экономии денежных средств, скорее наоборот);

- непонимание, что технологии не имеют национальности, они едины для всего мира;

- разработке технологии «для мира» препятствует не отсутствие технологических возможностей, а незнание о потребностях мира. Новые технологии возникают не из спроса, а из возможностей разработчиков;

- отсутствие информационного канала знаний о глобальном мире и его инновациях: часто разработчик доказывает, что его идея уникальна, а аналоги уже продаются на рынке и привезены из Китая;

- нет каналов проникновения опыта коммерциализации инноваций. В России работает лишь несколько лабораторий крупных технологических концернов (Intel, Sun Motorola);

- собственный технологический экспорт представлен лишь технологическими услугами, например, оффшорное программирование, продажа готовых технологий;

- в технологическом бизнесе разработчики ограничиваются ролью инженеров, а не менеджеров, пытаясь уйти от деловых решений;

- отсутствуют технологические предприниматели, ориентированные не на гарантированный низкий результат, а на рисковый многомиллионный бизнес;

- отсутствует стартовый капитал, так как нет ни венчурных фондов, ни «ангелов», нет состоявшихся предпринимателей, обладающих средствами для рисковых вложений;

- используется консервативная европейская модель венчурного финансирования, основанная на просчете будущих денежных потоков, а не американская модель, позволяющая принимать решение о финансировании, исходя из объемов рынка, который может захватить новая технология.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности не может быть достигнуто без высокого уровня организации процесса активизации инновационной деятельности, что достигается формированием инновационной активности и инновационной восприимчивости. Исследование сущности дефиниций, определяющих инновационную активность позволило рассмотреть разные стороны содержания инновационной активности.

Общепринятое определение активности следующее:

Активность (деловая) (лат. activus - деятельный, энергичный):

1. свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе. Подобные качества особенно важны для бизнесменов, деловых людей;

2. характеристика состояния предпринимательской деятельности в отрасли, фирме, стране; оценивается специальными индексами, в частности индексом динамики курсов ценных бумаг.

Исследование содержания инновационной активности позволило выделить следующие особенности и отличительные признаки [1].

1. Инновационная активность является фактором достижения стратегических преимуществ и повышения конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность бизнеса и получение коммерческого успеха, а, следовательно, и устойчивое финансовое состояние, являются основными целями организации на современном этапе развития экономики. Практика показывает, что такой цели достигают организации, отличающиеся высокой инновационной активностью.

2. Инновационная активность характеризует эффективность и регулярность инновационной деятельности (ИД) организации. Под инновационной активностью понимают созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращения новизны, технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время. Ряд авторов характеризуют успешной инновационную деятельность, итогом которой является нововведение, имеющее определённый уровень новизны и область применения. Кроме этого, подчеркивается важность времени разработки и момент внедрения на рынке.

Другие определения исследуемой категории сводятся к количественной оценке совокупности работ организации, связанных с освоением в производстве новых или усовершенствованных видов продукции, услуг и технологических процессов; приобретением прав на патенты, лицензий на использование изобретений; проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

3. Инновационная активность характеризует интенсивность инновационной деятельности. Под инновационной активностью понимается комплексная характеристика инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Инновационная активность определяется как степень интенсивности создания и внедрения нововведений в организации, также учитывается её ресурсное обеспечение. Любая деятельность требует затрат и приводит к некоторому экономическому достижению. При этом указывается на существование связи между её намеченным содержанием и результатами, которые, в свою очередь, зависят от поведения хозяйствующих субъектов на рынке. Дело в том, что при одних и тех же целях, стратегиях, потенциале они могут достигать разных итоговых показателей (выручки, прибыли, рентабельности), что обусловлено неодинаковой степенью их активности при реализации планируемых действий. В нормативно-правовых актах и международных документах Европейского союза, Организации экономического сотрудничества и развития инновационная активность также употребляется в значении «интенсивность».

4. Инновационная активность как способность к мобилизации инновационного потенциала. Под инновационной активностью понимают комплексную характеристику интенсивности инновационной деятельности, основанную на способности организации к мобилизации инновационного потенциала. При этом указывается на то, что исследуемая экономическая категория, во-первых, отражает интенсивность нововведенческого процесса; во-вторых, на наличие ресурсной и результативной составляющих его инновационного потенциала.

5. Инновационная активность как результативность и эффективность инновационной деятельности. В утверждённом в 2007 г. инструментарии для организации статистического наблюдения в области науки, инвестиций и труда её содержание становится более определённым. Она оценивается тремя основными показателями:

1) наличием завершённых технологических (продуктовых и процессных), маркетинговых и (или) организационных инноваций;

2) степенью участия хозяйствующего субъекта в их разработке;

3) установлением наиболее значимых из инноваций за последние 3 года.

Таким образом, такие факторы, как время разработки новшества и момент его

появления на рынке, играют решающую роль в обеспечении значимых конкурентных преимуществ.

6. Инновационная активность как способность к разработке (или приобретению) и рыночной реализации инновационных решений. До 2006 г. учитывались только процессные и продуктовые нововведения. Однако в условиях низкой мотивации отечественных организаций к их созданию и внедрению этот подход оказался неоправданным. Непосредственное влияние на активизацию технологических инноваций в производстве оказывают качество и современный уровень менеджмента.

Выводы:

1. Конкурентоспособность организации определяется её способностью создавать и внедрять инновации. Причём, чем интенсивнее и динамичнее эта деятельность, тем больше стратегических преимуществ она получает.

В отечественной теории и практике сложилось представление об инновационной активности, как комплексной характеристики организации, включающей следующие составляющие:

- степень эффективности и интенсивности действий по созданию (или приобретению) и внедрению новых продуктов, процессов, организационных или маркетинговых изменений, а также их своевременность;

- способность мобилизовать инновационный потенциал для достижения поставленных целей.

2. Рассмотрение инновационной активности только как категории инновационной способности (разрабатывать, осваивать и реализовывать нововведения на основе эффективного использования имеющихся ресурсов), недостаточно отражает её содержание. Принимаются во внимание только внутренние бизнес-процессы. Исследование дефиниции инновационной активности позволило сделать вывод, что инновационная активность рассматривается в различных аспектах:

- как фактор достижения стратегических преимуществ и повышения конкурентоспособности организации;

- характеризует эффективность и регулярность инновационной деятельности организации;

- характеризует интенсивность инновационной деятельности;

- определяется как способность к мобилизации инновационного потенциала;

- как результативность и эффективность инновационной деятельности;

- как способность к разработке (или приобретению) и рыночной реализации инновационных решений.

Наиболее актуальным представляется определение инновационной активности как конкурентной силы во внешней среде. Этот подход обеспечивает учёт влияния действий самой организации на результаты инновационной активности, а также изменений во внешней среде на формирование инновационной активности организации. Более того рассмотрение формирования инновационной активности во взаимосвязи с внешней средой предполагает неразрывную связь инновационной активности с инновационной восприимчивостью. Потенциал образованности в инновационной сфере можно увеличить, формируя инновационную активность и восприимчивость специалиста по управлению инновациями.

Компетентность менеджера в инновационной сфере должна охватывать следующие знания и умения:

1. Способность обнаружить инновации в информационном поле, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное сформированному образу развития организации.

2. Осуществить оценку инновации, используя весь арсенал имеющихся методов, не только финансовых, но маркетинговых.

3. Инициировать принятие или разработку инновации к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности.

4. Разработать план внедрения и осуществить внедрение инновации, вводя необходимые изменения в систему управления и преодолевая сопротивление изменениям, которые влечет за собой инновация.

5. Систематически проводить рутинизацию (превращение инновации в привычную, которая характеризуется предсказуемой структурой поведения работников и повторяющимися схемами деятельности).

Таким образом, важнейшей задачей менеджмента в инновационной сфере является создание механизма формирования инновационной активности во взаимосвязи с развитием инновационной восприимчивости организаций к изменяющимся условиям внешней среды, направленного на становления и развитие инновационно-восприимчивой организации и формирование потенциала инновационной восприимчивости.

Политика организации должна быть направлена на инициирование перемен, т. е. проведение систематизированной инновационной деятельности, которая создает отношение к организации как к лидеру перемен. Эта политика заставит каждого члена организации видеть в изменениях новые возможности. Инновационная деятельность должна быть организована как одна из функций каждого подразделения организации и на каждом уровне управления.

Основные принципы политики перемен сводятся к следующему [1]:

- Политика, создающая будущее. Надо перестать жить вчерашним днем. Необходимо выработать политику, которая заставляет настоящее работать на будущее.

- Плановая организованная ликвидация всего старого и ненужного в организации.

- Плановое совершенствование или плановое, организованное улучшение.

- Использование собственных достижений и превращение их в фундамент последующей деятельности.

- Инициирование перемен.

- Организация подготовки к изменениям.

- Планирование финансовой деятельности и бюджетной политики.

- Уравновешивание изменений стабильностью фундаментальных аспектов деятельности.

Основные факторы, увеличивающие потенциал инновационной активности и восприимчивости организации к инновациям сводятся к следующим:

1. Взаимосвязи по цепочки ценности:

- Организация взаимосвязи с поставщиками, сотрудничество в области использования инноваций. Открытость каналов информации для инноваций.

- Организация взаимосвязи с потребителем и ориентация инноваций на социально-экономические требования потребителей, клиентов. Открытость каналов информации для инноваций.

2. Взаимосвязь с партнерами по кооперации:

- Непрервность, полнота и четкость связей с организациями -разработчиками новшеств.

- Открытость каналов информации для инноваций. Двусторонние контакты и взаимосвязь внешних разработчиков инноваций и организаций, использующих ее.

- Создание временных подразделений (матричных проектных групп) у разработчика новшеств для обеспечения преемственности инновации в действующем производстве.

- Создание временных подразделений (матричных проектных групп) у заказчика для привязки новшества к конкретным условиям производства.

- Проведение испытаний новшеств на базе организации, предполагающей его внедрение.

3. Взаимосвяь с конкурентами:

- Развитие коммуникационных свойств. Открытость каналов информации для инноваций.

- Наличие и систематическое обновление научно-технической, маркетинговой информации, сведений о поведении конкурентов.

4. Взаимосвязь с элементами институциональной среды: государственными, общественными, финансовыми организации:

- Наличие благоприятного инвестиционного климата.

- Открытость каналов информации для инноваций.

- Сотрудничество в области разработки и использования инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Организация партнерской сети.

5. Организация внутренних процессов управления инновационной деятельностью:

- Использование критерия эффективности: быстрота реагирования на изменение внешней среды, внедрение инноваций во ответ на изменение ситуации во внешней среде.

- Открытость процессов управления для инноваций.

- Наличие политики развития инновационной восприимчивости и активности.

- Наличие механизма управления развитием инновационной восприимчивостью и инновационной активностью.

Формирование и развитие инновационной активности и восприимчивости организаций позволит преодолеть отставание, в частности, привлечь инвесторов, сформировать технологических предпринимателей, разрабатывать глобальные мировые инновации, ориентируясь на потребности рынка и на возможность выхода на новые рынки с новыми технологиями.

Литература

1. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями, Юрайт. - М., 2009. - 711 с.

2. Справочно-правововая система «Консультант-плюс».

А.В. Новоселов

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

И ЕЕ ОЦЕНКИ

FUNCTIONAL STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

AND ITS EVALUATION

Аннотация: в статье содержится подробное описание создания функциональной стратегии развития среднего машиностроительного предприятия. Функциональная стратегия может развиваться в нескольких направлениях и содержать несколько проектов развития. Функциональная стратегия показывает возможности развития предприятия, как в отдельных направлениях, так и развития в целом. Разработанная модель позволяет скорректировать гармоничное развитие в

© А.В. Новоселов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.