УДК 001.895:332.1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ КАКОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
О. Н. ВЛАДИМИРОВА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: olgav@akadem. ru О. Ю.ДЯГЕЛЬ, кандидат экономических наук, доценткафедры экономического анализа и статистики E-mail: dygel06@mail. ru Красноярский государственный торгово-экономический институт
Проанализирована разработка теоретических вопросов формирования инновационной восприимчивости применительно к региональному уровню. В статье предложено и обосновано авторское понимание категории «инновационная восприимчивость региона», показана ее взаимосвязь с другими базовыми понятиями теории инновации. Проведена классификация видов инновационной восприимчивости.
Ключевые слова: региональная инвестиционная система, инновация, инновационная восприимчивость, категория теории инновации, вид инновационной восприимчивости.
В современном мире инновации приобретают все большее значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальных экономик. Данные тенденции непосредственно связаны и с эволюцией региональных инновационных систем (далее — РИС), из которых складывается национальная система. В российской практике РИС, особенностью которых является использование имеющихся региональных конкурентных преимуществ (научная, ресурсная база) при одновременной государственной поддержке в разных формах, получили достаточно широкое
распространение. Однако только 11 регионов в Российской Федерации отличаются высоким уровнем инновационной активности. К их числу можно отнести Томскую, Новосибирскую, Нижегородскую области, РеспубликуТатарстан.
Общеизвестно, что активизация инновационной деятельности определяется совокупностью различных компонент: научных разработок и новых идей, инновационной инфраструктуры, инвестиций в научную деятельность, механизмом взаимодействия основных субъектов инновационной сферы и т. д. С другой стороны, по мнению авторов, успешное решение задач, связанных с дальнейшим развитием РИС в России, во многом зависит от наличия у субъекта необходимых условий для эффективного внедрения инновационных процессов, от способности к осуществлению модернизации и инноваций. Все это в конечном итоге определяет и инновационный потенциал, и инновационный климат, и инновационную конкурентоспособность региона [3].
В этом контексте актуальными будут раскрытие и классификация понятия, детерминирующего дальнейшее развитие экономики субъектов РФ на основе инноваций, — «инновационная восприимчивость региона».
Обращение к источникам правового характера показывает слабое развитие понятийно-категорий-ного аппарата инновационной сферы. В частности, определение инновационной восприимчивости на федеральном уровне отсутствует, а на региональном уровне отражено лишь в ограниченном числе законодательных актов.
Тем не менее понятие «инновационная восприимчивость», являясь сравнительно новым в отечественной экономической терминологии, в последнее время активно применяется в научных исследованиях и публикациях, в законодательных документах. Это обусловливает необходимость его понятийного анализа.
Систематизация сложившихся определений рассматриваемой категории «инновационной восприимчивости» представлена в табл. 1.
Изучение различных источников позволяет выделить несколько четко выраженных подходов
к пониманию инновационной восприимчивости. В частности, ее определяют: как основу инновационной активности (О. В. Чернова); как часть инновационного потенциала и составляющую для оценки инвестиционной активности, конкурентоспособности региона (А. Б. Гусев, Е. А. Мо-настырный, Г. Н. Гродская); как функцию спроса (проект закона Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области», Ю.В. Шленов); как комплексную, интегральную характеристику всего инновационного процесса (О.Б. Стрелков); как некую способность к изменениям (М. В. Егорова, Т. А. Нелюба, А. Э. Петросян, Л. В. Фильберт, Ю. В. Шленов).
Понятие «инновационная восприимчивость» применяется преимущественно в отношении предприятий, в большинстве случаев целью инновационной восприимчивости определяется обеспечение потребительского спроса, характеристика системы.
Таблица 1
Понятие «инновационной восприимчивости» и его отражение в специальной литературе
Автор (источник) Содержание понятия
Научно-учебная литература
Гродская Г. Н.[4] Составляющая оценки конкурентоспособности региона
Гусев А. Б.[6] Составляющая для оценки инновационной активности
Ггорова М. В.[8] Характеристику наличия желания, условий и возможностей в регионе для создания (или приобретения) реализации, распространения и использования различного рода нововведений во всех сферах функционирования общества и экономики
Масленникова Н. П.[9] Процесс оценки инновации, инициации ее принятия, осуществления инновации и ру-тинизации (превращения инновации в привычную, которая характеризуется предсказуемой структурой поведения работников и повторяющимися схемами деятельности)
Монастырный Г. А.[10] Характеристика системы и ее элементов {прим. авторов — под системой здесь понимается инновационный потенциал)
Муравьев А. П., Игнатьев A.M., КрутикА.Б.[11] Форма проявления экономической самостоятельности организации
Нелюбина Т А.[12] Способность социально-экономических систем включать в свою структуру и деятельность (т. е. воспринимать) изменения, вызванные инновационным процессом
Петросян А.Э.[13] Готовность и способность организации к поиску и освоению новшеств
Стрекалов О.Б.[16] Востребованность обществом, в целом, и конкретными потребителями в частности, продуктов и результатов, получаемых в сфере инновационной деятельности
ФильбертЛ. В.[21] Степень готовности (стремление и возможности) предприятия к разработке и реализации инновационных проектов или программ инновационных преобразований и внедрения инноваций
Чернова 0,А.[20] Необходимый императив инновационного развития, обеспечивающий максимально полную реализацию социально-экономического потенциала за счет расширения форм участия хозяйствующих субъектов в инновационных процессах
Шленов Ю. В.[17] Способность к быстрому и эффективному освоению новшества, побуждению, созданию и внедрению новаций, восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса
Нормативно-законодательнаялитература
Проект закона Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области» [14] Способность социально-экономической системы к восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса
В частности, Е.А. Монастырный на основе применения системного анализа определяет инновационную восприимчивость в контексте одного из элементов интегральной оценки инновационного потенциала и формулирует ее как характеристику системы и ее элементов [10]. Соглашаясь с O.A. Черновой в том, что инновационная восприимчивость является основой инновационного развития, подчеркнем, однако, что это более широкое понятие, чем потенциал, ведь она отражает способность и возможность разработки инновации, а также создание необходимых для этого организационных и других условий. Данная точка зрения находит подтверждение в работах О. Б. Стрекалова, который подчеркивает, что инновационный потенциал как совокупность элементов осуществления инновационной деятельности представляет собой одну из основных характеристик инновационной восприимчивости, определяющей реальный уровень интенсивности внедряемых новшеств, т.е. инновационную активность [16].
Распространено позиционирование инновационной восприимчивости в структуре других индикаторов. Например, А. Б. Гусев [6] при построении рейтинга инновационного развития регионов России выделяет группу индикаторов, характеризующих инновационную восприимчивость через показатели технологической эффективности региональной экономики: производительности труда, фондоотдачи и экологичности производства. В рассмотренном подходе инновационная восприимчивость трактуется как составляющая для оценки инновационной активности. На взгляд авторов, здесь имеет место сужение сферы определения восприимчивости, которая ограничивается только тремя составляющими.
Разрабатывая методику оценки конкурентоспособности регионов, Г. Н. Гродская определяет инновационную восприимчивость как составляющую оценки конкурентоспособности, обосновывая это тем, что инфраструктура региональной инновационной системы не является объектом статистического учета [4].
Таким образом, изучение методологических аспектов определения «инновационной восприимчивости» показало многообразие направлений понимания данного понятия и недостаточность отражения регионального компонента большинством предлагаемых определений.
С этих позиций более интересна точка зрения тех авторов, которые предлагают интерпретировать инвестиционную восприимчивость как некую
способность регионов к изменениям. Например, в работах М. В. Егоровой ее предлагается рассматривать как характеристику наличия желания, условий и возможностей в регионе для создания (или приобретения) реализации, распространения и использования различного рода нововведений во всех сферах функционирования обществаи экономики [8].
Обосновывая авторский взгляд на понимание инвестиционной восприимчивости, с целью более полного раскрытия сущности данной категории следует исходить из дефиниции понятия «восприимчивость».
Восприимчивость вообще можно рассматривать как «сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире» [2]. Иначе говоря, восприятие — это способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. С позиций лингвистики восприятие означает наличие совокупности механизмов, обеспечивающих переход от первичного описания информации к ее интерпретации как определенной единицы системы, т. е. идентификации [2, 18].
Определяя сущность категории «инновационная восприимчивость», необходимо установить ее логическую связь с другими составляющими понятийного аппарата теории инноваций: инвестиционный потенциал, инвестиционный климат, инновационная активность и конкурентоспособность. Для этого обратимся к их характеристике.
В Современном экономическом словаре инновационный потенциал рассматривается как научно-технический потенциал страны в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций [15].
По мнению В.Н. Гунина, инновационный потенциал — это предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура) [5]. С точки зрения Э.А. Уткина, инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей эко-номическихсубъектов [19].
Инновационный же климат в ряде опубликованных работ [7] предлагается рассматривать как
целостную совокупность взаимодействующих социальных институтов и организаций региона, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг в целях обеспечения социально-экономического роста.
Применительно к предприятиям инновационная активность определяется как комплексная характеристика инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность, прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций [18].
Инновационную конкурентоспособность, не вдаваясь в полемику по этому вопросу, можно определить как возможность достижения более выгодных позиций региона в результате разработки и реализации инноваций.
Очевидно, что инновационная восприимчивость должна создавать условия для осуществления инновационной деятельности, к которым необходимо отнести, в том числе, и наличие инновационного потенциала, и, соответственно, создавать основу для формирования инновационного климата, реализации инновационной активности и инновационной конкурентоспособности. Инновационный потенциал и инновационный климат фиксируют наличие ресурсов, инновационная активность и конкурентоспособность — результативность инновационной деятельности. Инновационная восприимчивость отражает совокупность
Инновационная конкурентоспособность
Инновационная активность
ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
Инновационный потенциал
Результат
Инновационный климат
Ресурсы
Взаимосвязь инновационной восприимчивости с категориями теории инноваций
ресурсного компонента, готовности субъектов разрабатывать, осуществлять и реализовывать инновации, и эффект от взаимодействия названных элементов в виде итоговых показателей (см. рисунок).
Определение такой взаимозависимости обосновано совпадением составляющих элементов указанных категорий, наглядно представленное в табл. 2. В частности, элементы кредитно-финансовой сферы и трудовые ресурсы входят во все рассматриваемые понятия, государственное регулирование и инфраструктурное обеспечение рассматриваются как составные инновационной конкурентоспособности, инновационного потенциала. Очевидно, что инновационную восприимчивость логично интерпретировать с позиций обеспечения взаимосвязи между приведенными категориями.
Таким образом, на основе вышеизложенного авторами статьи предлагается рассматривать инновационную восприимчивость как наличие и способность субъектов региона и органов исполнительной власти создавать, осуществлять и реализовывать инновационные процессы исходя из имеющихся условий и ресурсов, в рамках определенной и проводимой региональной инновационной политики. В этом
Таблица 2
Матрица взаимосвязи элементов отдельных категорий теории инноваций
Категория теории инноваций Элемент, определяющий содержание категории
Внутренний потенциал экономики Связи на внешнеэкономическом рынке Государственное регулирование Кредитно-финансовая сфера Управленческая система Научно-технический прогресс Трудовые ресурсы Потребительский Ресурсно-сырьевой Инфраструктура (институциональный) Информационный
Инновационный потенциал + + + + + + +
Инновационный климат + + + + + + + +
Инновационная восприимчивость + + + + +
Инновационная активность +
Инновационная конкурентоспособность + + + + + + +
Таблица 3
Характеристики инновационной восприимчивости
Наименование признака Содержание признака
Качество инновационной стратегии региона Соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям региона
Уровень мобилизации инновационного потенциала Компетентность органов управления и субъектов инновационной деятельности при привлечении и использовании очевидной и латентной частей инновационного потенциала
Уровень привлеченных капиталовложений (инвестиций) Достаточность требуемых по объему и приемлемых по источникам инвестиций
Организационное обеспечение Применение в инновационнойдеятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ
Соответствие характера Стратегической ситуации и адекватной реакции региона Соответствие состояния внешней среды и уровня стратегической и тактической активности участников инновационной деятельности
Обоснованность инновационной восприимчивости Наличие условий для создания и продвижения новшеств, проведения стратегических инновационных изменений
определении инновационная восприимчивость рассматривается как способность совокупности субъектов, ресурсов, условий обеспечивать инновационные процессы. Восприимчивость системы к инновационному развитию определяется спецификой региона как элемента макроэкономической системы, обладающей целостной ресурсно-территориальной, институциональной, производственно-технологической и другими подсистемами.
Рассмотрение инновационной восприимчивости с позиций квалиметрии позволяет определить наличие у нее как объекта измерения свойства признака — количественного параметра (показателя). Признак «инновационная восприимчивость», отражающий как комплексный показатель определенную совокупность частных свойств, сам имеет характеристики, обобщенные в табл. 3.
По мнению авторов, инновационная восприимчивость должна рассматриваться с позиции, способствующей выявлению основных факторов, определяющих и влияющих на возможность субъектов создавать, осуществлять и реализовывать инновации.
Восприимчивость зависит от объективных характеристик объекта восприятия, от той деятельности, в которую включены процессы восприятия, что обосновывает необходимость и возможность рассмотреть ее в спектре различных классификационных групп (табл. 4).
Систематизация восприимчивости по классификационным группам позволяет выделить виды инновационной восприимчивости, сходные по каким-либо признакам: определить форму восприятия с целью выявления поведения субъектов инновационной деятельности и др. Классификационные группы обусловливаются
степенью охвата региональных субъектов (масштабностью), значимостью тех или иных видов инновационной восприимчивости для региональной экономики.
Таблица 4 Классификация инновационной восприимчивости
Классификационные группы Инновационная восприимчивость
Уровень системы Национальный; региональный; организации; индивид
Субъекты восприимчивости Гражданское общество; отдельные отрасли; органы управления; регион как система
Функциональный признак Технологический; производственный; сбытовой; экономический финансово-кредитный; управленческий; научный; инфраструктурный
Форма восприятия Активная; пассивная
Уровень оценки Высокая; низкая
Стратегии адаптации субъектов к инновационным процессам Стратегия признания инновационных процессов всеми или большинством элементов системы; стратегия признания инновационных процессов меньшей частью элементов системы; отрицание инновационных изменений подавляющим большинством элементов системы
Инновационную восприимчивость целесообразно рассматривать по уровню системы. Так, М.В.Егоровой [8] представляется возможным выделение четырех основных уровней экономических подсистем (индивид, организация, регион, общество), степень воздействия инновационных процессов на которые обусловлена наличием и состоянием различных условий (факторов) формирования инновационной восприимчивости.
Степень восприимчивости инноваций на уровне отдельного человека во многом определяется тем, насколько высок образовательный уровень их создателей и потребителей, уровень получаемых ими доходов, а также состоянием инновационных характеристик окружающей социально-экономической среды, проявляющемся, в частности, в уровне информатизации и инновационной культуры.
Инновационная восприимчивость организации проявляется в ее способности целесообразно и рационально использовать наиболее доступные результаты и ресурсы инновационной деятельности в сфере удовлетворения потребностей рынка; своевременно и эффективно создавать организационно-экономические механизмы, нацеленные на сокращение жизненного цикла создания инноваций и их коммерциализацию; создавать гибкие организационные структуры; формировать стратегию обеспечения конкурентоспособности на основе нововведений; создавать особую атмосферу (культуру) в организации, использовать и развивать творческую инициативу персонала предприятия, а также передовой опыт и потенциал специалистов в рамках межфирменных соглашений и альянсов; приводить управление, организационную структуру и организационную культуру предприятия в соответствие со стратегией обеспечения конкурентоспособности и факторами удержания конкурен-тныхпреимуществ [8].
На взгляд авторов, данную классификационную группу логично дополнить международным уровнем, так как в условиях глобализации происходит объединение субъектов различных отраслей, регионов, государств при решении проблем инновационного развития.
Все уровни рассмотрения инновационной восприимчивости объединены друг с другом и взаимодействуют через сеть непосредственных и опосредованных связей, поэтому развитие инновационной восприимчивости региона представляется комплексным многоуровневым процессом и служит одним из необходимых условий формирования
и функционирования региональной инновационной системы.
Инновационная восприимчивость общества (социальная восприимчивость) — это глубоко осознанная обществом и большинством российских граждан (а не только отдельными учеными, специалистами, экспертами и политиками) потребность в инновационном развитии. Она определяется характеристикой социально-экономического положения, технологической и отраслевой структурой народного хозяйства региона; системы образования.
Влияние характеристик региональной системы на восприимчивость к инновационным изменениям можно определять для следующих субъектов:
а) восприимчивость населения (способность генерировать идеи, способность к непрерывному обучению, готовность к риску, экспериментирование, и т.д.);
б) восприимчивость отдельных отраслей (инвестиционная привлекательность, структурно-организационные характеристики, конкурентоспособность отрасли и т.д.);
в) восприимчивость предприятий (абсолютное и структурное обеспечение трудовыми ресурсами, достаточность финансовых ресурсов ит. д.);
г) восприимчивость органов управления (структурное обеспечение, компетентность органов управления, инновационная активность и т.д.);
д) восприимчивость региона как системы (диверсифицированные формы бизнеса, наличие ресурсного потенциала, степень поляризации инновационного развития отдельных территорий ит. д.).
Выделение активной и пассивной форм инновационной восприимчивости связано с поведением субъектов инновационной деятельности. Активная восприимчивость присуща субъектам, производящим и распространяющим нововведения. Пассивная восприимчивость характеризуется наличием устойчивого спроса на инновации со стороны субъектов, выступающих в качестве потребителей.
Рассмотрение инновационной восприимчивости с позиций функционального признака позволяет учесть специфику каждого элемента.
Выделение в качестве классификационной группы стратегий адаптации субъектов к инновационным процессам обусловлено взаимозависимостью результатов адаптации субъектов микроуровня, глубины и перспектив инновационного развития. Стратегия признания инновационных процессов всеми или большинством субъектов
региона предполагает активное включение в инновационные процессы, использование преимуществ инновационных продуктов, приводящее к ускорению инновационного развития в региональной экономике. Стратегия признания инновационных процессов меньшей частью субъектов региона, пассивная восприимчивость инноваций характеризуется отчуждением от инновационных процессов и непринятие в них участия, использование инновационных продуктов не в полной мере. Стратегия отрицания инновационных изменений подавляющим большинством субъектов региона выражается в сознательном противодействии протеканию инновационных процессов, негативном отношении к инновационным трансформациям.
В отдельных публикациях предлагается рассматривать инновационную восприимчивость относительно самих новшеств и информации о них, относительно знаний и передового опыта:
1) восприимчивость к информации о новшествах (новые книги, статьи, выставки, конференции, новые образовательные курсы) и готовность регулярно накапливать, изучать и применять полученные сведения;
2) восприимчивость к передовому опыту, создающемуся внутри организации, и опыту конкурентов, готовность изучать этот опыт, измерять свои и чужие достижения и сравнивать их (готовность к бенчамаркингу);
3) восприимчивость к самим новшествам, новым технологиям и новым продуктам, восприимчивость к инновационному процессу и инновационной деятельности и готовность преодолевать трудности освоения новшеств;
4) восприимчивость как уровень самоактуализации сотрудников и наличие потребностей к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному росту, к решению ситуаций, проблем и задач, к участию в проектах, к успеху, результатам и достижениям, готовность включать новшества в свой бизнес-процесс [1].
На взгляд авторов, данный подход в определенной степени формирует основу для построения дифференцированной системы оценки инновационной восприимчивости, но он требует определенной адаптации в региональном аспекте, а также его применения в сочетании с другими классификационными признаками.
По мнению авторов, отличительной чертой представленной выше классификации инновационной восприимчивости является возможность выделения сферы ее формирования, выбор коор-
динирующего органа и вариантов обеспечения. Все это в совокупности должно способствовать выбору адекватных средств управленческого воздействия на инновационную восприимчивость региона, которые будут обеспечивать сбалансированность интересов субъектов на основе институционального компонента федерального и регионального уровней.
Таким образом, инновационная восприимчивость является важнейшей характеристикой, отражающей готовность региона к осуществлению инноваций, а ее формирование определяется рядом факторов и условий развития современной экономики. Понимание этого создает предпосылки для решения методического вопроса оценки инновационной восприимчивости региона, что должно явиться неотъемлемым элементом создания меха-низмауправления инновационным потенциалом.
Список литературы
1. Баранчеев В. П. Измерение инновационной активности компании как ее конкурентной силы // Менеджментсегодня. 2005. № 4. С. 17—21.
2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: www. slovari. yandex, ru.
3. Владимирова О. H. Инновационная восприимчивость как фактор формирования региональной инновационной системы // Креативная экономика. 2010. № 3. С. 63—69.
4. Гродская Г. ^.Инновационная конкурентоспособность региона: оценка и концепция развития: монография. Самара: Изд-во Самар. гос. эконом, ун-та, 2008.
5. Гунин В.Н., Баранчеев В.Н., Устинов В. А. Управление инновациями. М.: Инфра-М, 2000.
6. Гусев А. Б. Рейтинги инновационного развития регионов России // Он-лайн журнал «Капитал страны» от03.04.2009 [Электронныйресурс]. URL: www. kapital-rus. ru/index, php/articles/article/2574.
7. Голова И. M. Инновационный климатрегио-на: проблемы формирования и оценки. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2007.
8. Егорова М. В. Моделирование инновационной восприимчивости экономики региона. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006.
9. Масленникова Н. П. Инновационная восприимчивость как основа роста инновационной активности организации // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции «Проблемы развития инновационно-креативной экономики» / Сборник докладов по итогам международной научно-практической
конференции, Москва, 29 марта — 9 апреля 2010 г. / под общ. ред. проф. О. Н. Мельникова. М.: Креативная экономика, 2010. С. 82—88.
10. МонастырныйЕ. А. Методологическое обеспечение процессов формирования региональной инновационной системы // Инновации. 2006. № 8. С. 98-101.
11. Муравьев А. И., Игнатьев А. М., КрутикА. Б. Предпринимательство: учебник. СПб.: Издательство «Лань», 2001.
12. Нелюбина Т. А. Управление инновационной восприимчивостью социально-экономических систем. Екатеринбург, 2010.
13. Петросян А. Э. Инновации в организациях: понятие, структура, механизмы [Электронный ресурс]. URL: www. ins-car. ru/Articles/Innovations. pdf.
14. Проект закона Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области» // Инновационный портал Уральского федерального округа [Электронный ресурс]. URL: www. invur. ru.
15. РайзбергБ.А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2010.
16. Стрекалов О. Б. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. Казань: Казан, гос. технол. ун-т, 1997.
17. Управление инновациями: в 3 кн. //Кн. 3: Базовые компоненты управления инновационными процессами / под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высшая школа, 2003.
18. Управление организацией: энциклопедический словарь. М: ИНФРА-М, 2009.
19. Уткин Э. А. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996.
20. Чернова O.A. Императивы инновационного развития региональных экономических систем // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 5. С. 24-30.
21. ФилъбертЛ.В. Оценка инновационного потенциала предприятий // Экономика региона. 2007. № 10 [Электронный ресурс]. URL: www. journal, visu, ru/index. php?id=1139.