Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИНЖИНИРИНГОВОГО ЦЕНТРА'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИНЖИНИРИНГОВОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖИНИРИНГ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Житяева О.И.

В статье автором предлагается создание информационнно-методического обеспечения организационно-управленческих инноваций (ИМО ОУИ) для промышленных предприятий, которое представляет собой набор стандартов, методик, норм и положений по осуществлению инновационной деятельности, регламентированных соответствующими институтами и определяющих «правила игры». Организационно-управленческие инновации выбраны автором в связи с тем, что в последнее время основное внимание уделяется продуктовым и технологическим инновациям, а организационным и управленческим или не уделяется совсем, или уделяется не в должной мере, хотя это существенные резервы повышения объемов инновационной деятельности. Методический инструментарий развития информационнно-методического обеспечения организационно-управленческих инноваций в промышленном секторе особенно актуален для детализации основных операций инновационного процесса, мониторинга и управления параметрами логических связей между элементами управления этим процессом. На основании этого автором делается вывод, что информационнно-методическое обеспечение организационно-управленческих инноваций в настоящеее время на современном предприятии промышленности априори формулирует необходимость по применению автоматизированных систем информатизации по управлению инновационными процессами, с учетом их постоянного анализа, оценки, мониторинга и обновления, согласно требуемых изменений в инновационной деятельности предприятия. В статье исследовано новое направление инновационных процессов промышленного комплекса РФ - использование и унификация инжиниринговых инноваций, с целью повышения их эффективности. Автором предлагается сформировать модель информационно- инновационного инжинирингового центра (ИИИЦ) на основе «унифицированных маршрутов проектирования инжиниринговых инноваций», с непосредственной привязкой процессов проектирования организационно-управленческих инноваций к фазам жизненного цикла инжиниринговых инноваций, в границах которых производится обмен результатами между исполнителями различных фаз инновационной деятельности. Автор выделяет уникальные особенности, используемые при формировании информационно-инновационного инжинирингового центра, заключающиеся в пространственном разнесении технологических и информационных ресурсов по разным субъектам инновационной деятельности, путем организации и применения распределенных информационных сетей. Предложенная автором модель ИИИЦ направлена на развитие инновационной активности промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Житяева О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION AND METHODOLOGICAL TOOLS FOR ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS BASED ON THE ENGINEERING CENTER

In the article, the author proposes the creation of information and methodological support for organizational and managerial innovations for industrial enterprises, which is a set of standards, methods, norms and regulations for the implementation of innovative activities, regulated by the relevant institutions and determining the «rules of the game». Organizational and managerial innovations were chosen by the author due to the fact that recently, the main attention is paid to product and technological innovations, and organizational and managerial innovations are either not paid at all, or are not given enough, although these are significant reserves for increasing the volume of innovation. Methodological tools for the development of information and methodological support for organizational and managerial innovations in the industrial sector are especially relevant for detailing the main operations of the innovation process, monitoring and managing the parameters of logical connections between the elements of control of this process. Based on this, the author concludes that the information and methodological support of organizational and managerial innovations at the present time in a modern industrial enterprise a priori formulates the need for the use of automated informatization systems for managing innovative processes, taking into account their constant analysis, assessment, monitoring and updating, according to the required changes in the innovative activity of the enterprise. The article studies a new direction of innovative processes in the industrial complex of the Russian Federation - the use and unification of engineering innovations in order to increase their efficiency. The author proposes to form a model of an information and innovation engineering center, based on "unified routes for designing engineering innovations", with direct linking of the design processes of organizational and managerial innovations to the phases of the life cycle of engineering innovations, within the boundaries of which the results are exchanged between the performers of different phases of the innovation activities. The author highlights the unique features used in the formation of an information and innovation engineering center, consisting in the spatial distribution of technological and information and resources for different subjects of innovation, through the organization and use of distributed information networks. The model proposed by the author of the information and innovation engineering center is aimed at the development of innovative activity of industrial enterprises

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИНЖИНИРИНГОВОГО ЦЕНТРА»

EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY

Житяева О.И. Zhityaeva 0.1.

директор Центра дистанционных образовательных технологий, Национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация

УДК 001.892

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-30-36

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИНЖИНИРИНГОВОГО ЦЕНТРА

В статье автором предлагается создание информационнно-методического обеспечения организационно-управленческих инноваций (ИМО ОУИ) для промышленных предприятий, которое представляет собой набор стандартов, методик, норм и положений по осуществлению инновационной деятельности, регламентированных соответствующими институтами и определяющих «правила игры». Организационно-управленческие инновации выбраны автором в связи с тем, что в последнее время основное внимание уделяется продуктовым и технологическим инновациям, а организационным и управленческим или не уделяется совсем, или уделяется не в должной мере, хотя это существенные резервы повышения объемов инновационной деятельности. Методический инструментарий развития информационнно-методического обеспечения организационно-управленческих инноваций в промышленном секторе особенно актуален для детализации основных операций инновационного процесса, мониторинга и управления параметрами логических связей между элементами управления этим процессом. На основании этого автором делается вывод, что информаци-оннно-методическое обеспечение организационно-управленческих инноваций в настоящеее время на современном предприятии промышленности априори формулирует необходимость по применению автоматизированных систем информатизации по управлению инновационными процессами, с учетом их постоянного анализа, оценки, мониторинга и обновления, согласно требуемых изменений в инновационной деятельности предприятия.

В статье исследовано новое направление инновационных процессов промышленного комплекса РФ - использование и унификация инжиниринговых инноваций, с целью повышения их эффективности. Автором предлагается сформировать модель информационно-инновационного инжинирингового центра (ИИИЦ) на основе «унифицированных маршрутов проектирования инжиниринговых инноваций», с непосредственной привязкой процессов проектирования организационно-управленческих инноваций к фазам жизненного цикла инжиниринговых инноваций, в границах которых производится обмен результатами между исполнителями различных фаз инновационной деятельности.

Автор выделяет уникальные особенности, используемые при формировании информационно-инновационного инжинирингового центра, заключающиеся в пространственном разнесении технологических и информационных ресурсов по разным субъектам инновационной деятельности, путем организации и применения распределенных информационных сетей. Предложенная автором модель ИИИЦ направлена на развитие инновационной активности промышленных предприятий.

Ключевые слова: инжиниринг, информационное обеспечение инновационной деятельности, организационно-управленческие инновации, промышленный комплекс, инновационная инфраструктура, инновационная продукция, инновационная активность, информационно-методическое обеспечение, инновационные технологии, инновационный потенциал.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION AND METHODOLOGICAL TOOLS FOR ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS BASED ON THE ENGINEERING CENTER

In the article, the author proposes the creation of information and methodological support for organizational and managerial innovations for industrial enterprises, which is a set of standards, methods, norms and regulations for the implementation of innovative activities, regulated by the relevant institutions and determining the «rules of the game». Organizational and managerial innovations were chosen by the author due to the fact that recently, the main attention is paid to product and technological innovations, and organizational and managerial innovations are either not paid at all, or are not given enough, although these are significant reserves for increasing the volume of innovation. Methodological tools for the development of information and methodological support for organizational and managerial innovations in the industrial sector are especially relevant for detailing the main operations of the innovation process, monitoring and managing the parameters of logical connections between the elements of control of this process. Based on this, the author concludes that the information and methodological support of organizational and managerial innovations at the present time in a modern industrial enterprise a priori formulates the need for the use of automated informatization systems for managing innovative processes, taking into account their constant analysis, assessment, monitoring and updating, according to the required changes in the innovative activity of the enterprise. The article studies a new direction of innovative processes in the industrial complex of the Russian Federation - the use and unification of engineering innovations in order to increase their efficiency. The author proposes to form a model of an information and innovation engineering center, based on "unified routes for designing engineering innovations", with direct linking of the design processes of organizational and managerial innovations to the phases of the life cycle of engineering innovations, within the boundaries of which the results are exchanged between the performers of different phases of the innovation activities. The author highlights the unique features used in the formation of an information and innovation engineering center, consisting in the spatial distribution of technological and information and resources for different subjects of innovation, through the organization and use of distributed information networks. The model proposed by the author of the information and innovation engineering center is aimed at the development of innovative activity of industrial enterprises.

Key words: engineering, information support of innovative activity, organizational and managerial innovations, industrial complex, innovative infrastructure, innovative products, innovative activity, information and methodological support, innovative technologies, innovative potential.

Эффективность управления инновационными процессами промышленных предприятий оценивается путем соотношения результата и затрат при использовании управленческого инструментария. Используемые алгоритмы управления позволяют определить наиболее качественные и эффективные инструменты, способствующие формированию и развитию информационнно-методиче-ского обеспечения организационно-управленческих инноваций (ИМО ОУИ), применяемых на предприятиях промышленного комплекса, с использованием технологии блокчейн, позволяющие определить наиболее продуктивное и оптимальное использо-

вание информационного пространства для отечественных промышленнных предприятий [1].

В настоящее время технологически для управления инновационными процессами предприятий промышленности применяют три вида информационных технологий [2]:

- локальные программные средства (ЛПС);

- интегрированные информационные технологии (ИИТ);

- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Для развития эффективности ИМО ОУИ необходимо обеспечить унифицированный доступ к базе данных информационных

- 31

Economics and management in the industries and areas of activity

ресурсов [3]. Для организации этого доступа автором предлагается использовать модель взаимодействия субъектов ОУИ на базе технологии блокчейн, в которой основным элементом является информационное наполнение их инновационных процессов, что и определяет возможность по формированию комплексной системы ИМО на технологической базе информационно-консультационной платформы инновационного обеспечения ОУИ, а также информационного обеспечения комплексного взаимодействия элементов ОУИ на основе системы мониторинга предприятия.

Прежде чем адаптировать данную модель к развитию эффективности ИМО ОУИ, автором был осуществлен анализ организационной и информационной поддержки инновационной деятельности на предприятих. Информационные сети по поддержке и развитию инновационных процессов отражают структуру ИМО ОУИ.

Построение модели осуществления взаимодействия субъектов ОУИ на базе технологии блокчейн базируется на формировании информационно-консультационной платформы, доступ к которой производится за счет подключения к автоматизированной информационной системе всех участников инновационной деятельности промышленного комплекса, создающих технологиче-

ские, продуктовые, маркетинговые и ОУИ

[4].

В модели для унификации доступа к информационным ресурсам предлагается использовать технологии блокчейн, которые позволяют осуществить сетевизацию промышленных предприятий для получения оперативной информации в анализируемой сфере в онлайн-режиме [5, 6]. Информационно-консультационная платформа выполняет функции:

- интегратора ИКТ и систем предприятия с сетями внешнего доступа;

- интегратора единого информационного пространства (ЕИП) и ГИСП;

- сумматора инновационных проектов. Данная функция платформы используеется для определения особо значимых и приоритетных инновационных проектов, а также экспертизы на предмет их включения в государственные инновационно-инвестиционные программы и проекты.

ИМО в модели играет роль методического обеспечения, осуществляемого инструментарием обеспечения инновационной деятельности.

Также важная функция принадлежит блоку мониторинга и контроля параметров инновационных процессов и, в случае их несоответствия, платформа меняет начальные условия [7].

Рисунок 1. Модель развития эффективности взаимодействия субъектов ОУИ на основе ИМО

В модели для унификации доступности к информационным ресурсам предприятиям предлагается технология блокчейн, которая позволяет осуществить сетевизацию промышленных предприятий для получения оперативной информации в анализируемой сфере деятельности [8].

Для совершенствования ИМО ОУИ автором предлагается использование и унификация инжиниринговых инноваций с целью повышения их эффективности при использования на промышленных предприятиях [9], для чего следует сформировать модель информационно-инновационного инжинирингового центра (ИИИЦ), деятельность которого должна быть направлена на развитие инновационной активности. Для реализации данной модели необходимо выполнить следующую работу [10]:

- сформировать информационно-аналитический комплекс, интегрирующий научную, образовательную, производственную и инновационную деятельность;

- сформировать научно-технический и технологический инжиниринговый задел на предприятиях, функционирующий совместно с отделами НИОКР;

- создать комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, информационных и экспертных лабораторий;

- организовать привязку деятельности лабораторий к жизненному циклу инновационных процессов;

- организовать взаимодействие и сетевиза-цию инжиниринговых центров в РФ и за рубежом.

Инфраструктура ИИИЦ является динамичной, т.е. производит свое развитие в секторе освоения новых методов ижиниринга и в секторе приобретения нового аппаратно-программного оборудования. Элементы ИИИЦ осуществляют взаимодействие через ЕИП, применяя ИКТ и промышленные комплексы информатизации. Виртуальная информация по инновационной деятельности документируется в цифровом виде, с использованием баз данных и систем хранения информации, для которых характерен значительный объем хранимых файлов с

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

информацией, соответствующей масштабам инновационных проектов и скорости передачи необходимых объемов информации [11]. Для информационного обеспечения инжиниринговых инноваций применяется методология PLM, которая представляет реализацию единой интегрированной платформы для организации НИОКР. Другими словами, РЬМ - это стратегия организации бизнеса с набором стандартизированных решений по информационной поддержке и обеспечению инновационного продукта (услуги) в процессе его формирования, разработки, применения и эксплуатации на протяжении полного жизненного цикла инновационного изделия. Модель ИИИЦ представлена на рисунке 2.

Ресурсная база ИИИЦ обеспечивает все потенциальные задачи, отражаемые НИОКР. Организация сетевой инновационной деятельности центра предлагает дополнительные возможности по применению компетенций, формирует взаимодействие с заинтересованными предприятиями и организациями.

При взаимодействии ИИИЦ с промышленным комплексом деятельность центра способствует модернизации ОУИ, т.е. созданию новых инжиниринговых инноваций, приводящих к стимулированию в создании инноваций и активизации всей инновационной деятельности [12].

ИИИЦ предназначен для реализации функций НИОКР не только на этапах инжиниринговых разработок и выполнения проектных задач, но и в промышленном производстве и для организационных внедрений. Лабораторный комплекс с находящимся в нем технологическим и производственным оборудованием применяется на определенных фазах жизненного цикла инжиниринговых инноваций. Инжиниринг ОУИ, представленный на всех этапах деятельности центра, делает его привлекательным для инновационных разработок и сотрудничества с другими предприятиями. В данном случае реализуется комплексность решений инновационной деятельности, повышается потенциал промышленного производства, базирующегося вокруг центра.

Economics and management in the industries and areas of activity

Инфраструктура инновационного обеспечения

ЕИП, ГИСП

Сетевые организации и предприятия-партнеры

Промышленный комплекс

Совместный НИОКР Инжиниринговый задел ОУИ

Методология PLM - единая интегрированная платформа НИОКР

Инновационный инжиниринговый центр

Лабораторно-испытательный комплекс Ресурсная база Знания и компетенции Унифицированная маршрутизация проектирования

Модернизация инноваций

Продуктивные

бизнес-коммуникации

Диспетчеризация НИОКР

Создание интеллектуальной собственности

Научно-исследовательский сектор

Конструкторное проектирование

Прототипирвание

Производственное проектирование

Инжиниринг ОУИ

Рисунок 2. Модель ИИИЦ

Кроме этого, актуальным процессом является формирование «унифицированных маршрутов проектирования инжиниринговых инноваций», с непосредственной привязкой процессов проектирования ОУИ к фазам жизненного цикла инжиниринговых инноваций, в границах которых производится обмен результатами между исполнителями различных фаз инновационной деятельности. Повышается и точность проектирования, достигаемая за счет использования эффективных средств и методов верификации на всех фазах жизненного цикла инновационного инжиниринга, применением стандартных алгоритмов и аппаратно-программных средств, которые реализуются с помощью виртуальных и сетевых компонентов РЬМ.

Авторская уникальность формирования ИИИЦ центра заключается в пространствен-

ном разнесении технологических и информационных ресурсов по разным субъектам инновационной деятельности путем организации и применения распределенных информационных сетей.

Ключевые сервисы ИИИЦ:

- определение, анализ, учет и формализация потребностей отечественных промышленных комплексов в ОУИ, повышениие инновационной активности;

- декомпозиция и синтез потребностей промышленных комплексов в отдельно решаемые задачи в рамках компетенций центра;

- формирование интегрированных сетевых цепочек из отечественных компаний и научных структур; разработка и реализация проектов инжиниринга;

- совместная реализация с промышленными комплексами инжиниринговых инно-

вационных проектов, с совместным использованием компетенций и ресурсов;

- получение и представление необходимого результата для предприятий-заказчиков на любой из фаз жизненного цикла ОУИ: инновационные продукты и технологии, GR, ОУИ.

Ижиниринговые инновации, представленные в виде латентных резервов промышленного предприятия, позволяют существеннно повысить его инновационный потенциал, получить значительный прирост объемов вновь созданной продукции при использовании несущественного материального обеспечения, незначительного использования дополнительных затрат энергетических и материальных ресурсов, а также дополнительной рабочей силы.

1. Предложено создание информационно-методического обеспечения организационно-управленческих инноваций для промышленных предприятий, представляющего собой набор стандартов, методик, норм и положений по осуществлению инновационной деятельности, регламентированных соответствующими институтами.

2. Предложена модель взаимодействия субъектов организационно-управленческих инноваций на базе технологии блокчейн, с использованием технологий информаци-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

онно-консультационной платформы инновационного обеспечения организационно-управленческих инноваций, а также информационного обеспечения комплексного взаимодействия элементов организационно-управленческих инноваций на основе системы мониторинга предприятия, где основным элементом является информационное наполнение инновационных процессов.

3. Предложена модель информационно-инновационного инжинирингового центра (ИИИЦ), деятельность которого направлена на развитие инновационной активности. Авторская уникальность формирования ИИИЦ центра заключается в пространственном разнесении технологических и информационных ресурсов по разным субъектам инновационной деятельности, путем организации и применения распределенных информационных сетей.

4. Сформированы «унифицированные маршруты проектирования инжиниринговых инноваций», с непосредственной привязкой процессов проектирования организационно-управленческих инноваций к фазам жизненного цикла инжиниринговых инноваций, в границах которых производится обмен результатами между исполнителями инновационной деятельности.

Список литературы

1. Арский Ю., Яшукова С., Цветкова В., Полунина Т. Информационная система России: прошлое, настоящее и будущее // Информационные ресурсы России - 2006. -№ 2 (90). - С. 37-39.

2. Богачев А.И., Полякова А.А. Инновационный потенциал и инновационная активность российских предприятий // Научный журнал КубГАУ. - 2020. - No 64 (10). [Электронный ресурс] URL: http://ej. kubagro.ru/2010/10/pdf/04.pdf.

3. Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2019-2030 годы». Утверждена постановлением Правительства № 337 РФ от 27.03.2019 года. СПС «Консультант Плюс».

4. Короткевич Л.С. Государственная система научной и технической информации в СССР: итоги и уроки. - М.: ВИНИТИ, 1999. - 273 с.

5. Кулагин М.В., Лопатенко А.С. Научные информационные системы и электронные библиотеки. Потребность в интеграции. http://www.cs.man.ac.uk/.

6. Малютин А.С. Управление резервами повышения эффективности производства на предприятиях промышленного комплекса региона: теория, методология, практика: Автореф. дис. канд. ... экон. наук. -Чебоксары, 2010. - 49 с.

7. Нечипоренко В.П., Полунина Т.К., Цветкова В.А. От ГСНТИ СССР к ГСНТИ России // НТИ-99: Интеграция.Информа-

EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY

ционные технологии. Телекоммуникации: 4-я Междунар. конф., Москва, 17-19 марта 1999 г.: Матер. конф. - М., 1999. - С. 152-154.

8. Гершман М.А., Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. и др. Статистический мониторинг рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 80 с. - (Научно-методические материалы). - ISBN 978-5-7598-1360-6 (в обл.).

9. Указ Президента РФ № 204 от 7 июня 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». СПС «Консультант Плюс».

10. Gadrey J. The Misuse of Productivity Concepts in Services: Lessons from a Comparison between France and the United States // Productivity, Innovation and Knowledge in Services: New Economic and Socio-Economic Approaches. Cheltenham: Edward Elgar, 2002; Gronroos, C. Service Productivity: Towards a Conceptualization of the Transformation, 2004. 57. - P. 414-423.

11. Flikkema, M. Identifying Neo-Schumpeterian Innovation in Service Firms: A Conceptual Essay with a Novel Classification / M. ia, P.as, .iw//cics Iatiawch.-2007. - P. 541558.

12. Howells J. Services and Innovation and Service Innovation / Gallouj F., Djellal F., Gallouj C. (eds.) The Handbook of Innovation and Services. - Cheltenham: Edward Elgar, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Arsky Yu., Yasukawa S., Tsvetkova V., Polunina T. Information system of Russia: past, present and future // Information resources of Russia. - 2006. - № 2 (90). - Р. 37-39.

2. Bogachev A.I., Polyakova A. A.Innovative potential and innovative activity of Russian enterprises // Scientific Journal of KubGAU. -2020. - No 64 (10): electronic resource. URL: http://ej.kubagro.ru/2010/10/pdf/04.pdf.

3. State Program «Scientific and Technological Development of the Russian Federation for 2019-2030». Approved by Government Resolution No. 337 of the Russian Federation of 27.03.2019. SPS «Consultant Plus».

4. Korotkevich L.S. State system of scientific and technical information in the USSR: results and lessons. - Moscow: VINITI, 1999. - 273 p.

5. Kulagin M.V., Lopatenko A.S. Scientific information systems and electronic libraries, The need for integration. http://www.cs.man. ac.uk/.

6. Malyutin A.S. Management of reserves for improving production efficiency at enterprises of the industrial complex of the region: theory, methodology, practice: author's abstract candidate of Economic Sciences. - Cheboksary, 2010. - 49 p.

7. Nechyporenko V.P., Polunin T.K., Tsvetkov V.A. GSNTI From the USSR to Russia GSNTI / STI-99: Integration. Information technology. Telecommunications: 4th Intern. conf., Moscow, March 17-19, 1999: Mater. conf. - M., 1999. - P. 152-154.

8. Gershman M.A., Gokhberg L.M., Kuznetsova I.A. et al. Statistical monitoring of the market of engineering services and industrial design / Nats. research. Higher School of Economics, Moscow, Higher School of Economics. - 2016. - 80 p. (Scientific and methodological materials). ISBN 978-5-75981360-6 (in the region).

9. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of June 7, 2018 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024». SPS «Consultant Plus».

10. Gadrei J. Incorrect use of productivity concepts in the service sector: lessons from the comparison of France and the United States // productivity, innovation and knowledge in the service sector: new economic and socioeconomic approaches. Cheltenham: Edward Elgar, 2002; Gronroos, C. Productivity maintenance: towards conceptualizing the transformation // RABC SS with an arch. - 2004. 57. - P. 414-423.

11. Flikkema M. determination of Neo-Schumpeterian innovation in service firms: a conceptual essay with a Novel classification // CICS Iatiawch. - 2007. - P. 541-558.

12. Gallouj F., Djellal F., Gallouj C. (EDS.) Howells, services and innovation and service innovation // The Handbook of innovation and services. - Cheltenham: Edward Elgar, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.