Научная статья на тему 'Формирование и развитие государственной поддержки биотехнологий в сельском хозяйстве'

Формирование и развитие государственной поддержки биотехнологий в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самыгин Д. Ю., Медведева Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие государственной поддержки биотехнологий в сельском хозяйстве»

Игроки Зарубежные конкуренты

Всероссийская Ассоциация Стратегии Инновации первого типа Инновации второго типа

Инновации первого типа (Сії, Фі) )2 ■о ,2

Инновации второго типа (С21, ^21) (c22, ^22)

Таким образом, предлагаемый алгоритм учета процес- учесть возникающие при этом риски и осуществить

сов интеграции внутри страны и глобализации в рамках выбор оптимальных инновационных проектов.

мировой экономики при выборе инноваций позволяет

5.6. Экономика биоресурсов, инновационные биотехнологии и процессы глобализации

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ БИОТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Д.Ю. Самыгин, к.э.н., доц., Т.М. Медведева, студентка Пензенского государственного университета

В 2006 г. в сельском хозяйстве последовала череда экономических преобразований. На этом этапе произошла смена вектора государственной политики, позволившая признать отрасль национальным приоритетом. С 2007 г. вступил в действие новый федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», реализуется множество программа экономического и социального развития сельскохозяйственного производства и села в целом.

На базе действующего законодательства происходит многократное увеличение государственной поддержки сельского хозяйства.

Общий объем финансирования в 2010-2012 гг. за счет средств федерального бюджета составит 375 млрд руб., в том числе в 2010 г. - 120 млрд руб., в 2011 г. - 125 млрд руб., в 2012 г. -130 млрд руб. За счет бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников предполагается привлечь сумму примерно двукратного размера по сравнению с указанной выше.

Конечно, уровень существенности поддержки российского товаропроизводителя против примерно 180 млрд долл. в ОЭСР в 1991 г., и примерно 70 млрд долл. в США в 2000 г. выглядит не таким значительным, однако против собственного уровня 6,4 млрд руб. в 2000 г. - это колоссальные деньги [3].

Сельскохозяйственное производство находится в большой зависимости от природных условий. Для решения насущных проблем сельского хозяйства государство активизировало федеральные и региональные ресурсы, направляемые на поддержку отрасли. Принимаемые меры по поддержке товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции способствовали увеличению объемов ее производства.

Реализация мер господдержки предполагает привлечь в аграрный сектор огромные ресурсы частного банковского капитала и других финансовых институтов. Значительная доля средств поддержки будет направлена на субсидирование процентной ставки по привлеченным в сельское хозяйство кредитам, компенсацию затрат на страхование, частичную оплату лизинговых платежей.

Политика удешевления финансовых ресурсов для сельского хозяйства реализуется с начала экономических преобразований после распада СССР. Такой опыт показал, что названные меры оказывают слабое влияние на развитие сельского хозяйства, в низкой степени способствуют увеличению финансовых результатов, а, следовательно, не направлены на решение возникших и сущест-

вующих почти 20 лет проблем, связанных с созданием условий хотя бы для ведения простого воспроизводства основных, материальных и трудовых ресурсов.

Многие сельскохозяйственные товаропроизводители в настоящее время не способны решать даже текущие задачи, связанные с обновлением устаревших основных фондов, обеспечением необходимых материальных запасов, своевременной выплатой заработной платы, не превышающей зачастую, минимально установленных законом, размеров.

Развитие сельского хозяйства в основном за счёт формирования взаимоотношений аграрного и финансового секторов экономики в условиях убыточности и неплатёжеспособности большинства сельскохозяйственных организаций не позволяет им выступать равноправными и платёжеспособными партнёрами финансовых институтов. Следует учитывать, что если не будет динамично развиваться аграрный сектор, то и сами финансовые структуры (банки, лизинговые и страховые компании) не получат дальнейшего развития на селе.

Компенсация процентной ставки сама по себе не гарантирует возможности получения кредита, если для банка привлекательность аграрного сектора низка по причинам высоких рисков в сочетании с относительно длительными сроками кредитования и плохого экономического состояния заемщиков («закредитованность» предприятий, плохая кредитная история), недостатка залога, то есть неценовых факторов.

Действующими инструментами государственной поддержки могут пользоваться лишь экономически крепкие хозяйства. Необходимость освоения выделенных на поддержку села средств приводит к их концентрации в небольшой группе экономически сильных хозяйств, которые в большинстве своем за счет насыщенности производства не могут обеспечить рост эффективности от использования таких средств и получают их только за счет своего статуса.

Кроме того, на фоне решения социальноэкономических проблем сельского хозяйства пока не находят отражения вопросы производства экологически чистых продуктов питания, экологически чистых органических удобрений, которые способствуют восстановлению и увеличению естественного плодородия почв. Многие руководители сельскохозяйственных организаций высказываются за поддержку проектов по получению биогаза и биоэнергии.

Решение проблем такого характера возможно на основе осуществления мер поддержки по внедрению высоких технологий, развитию инноваций на селе, субсидированию затрат на НИОКР.

Конечно, развитие биотехнологические компаний на селе имеет определённые трудности, в частности, большой риск потери денежных вложений и долгий срок окупаемости. Но инвестиции в эти отрасли стоят того.

Так, на базе наиболее представительных биотехнологических международных компаний было проведено исследование и в результате была получена зависимость выручки указанных компаний от затрат НИОКР:

у = 4,097х □ 204,686

где у - это выручка, а х - затраты на НИОКР.

Данная модель говорит о том, что объем продаж биотехнологических компаний увеличится на 4,097 миллионов долларов при увеличении затрат на НИОКР на 1 млн долл. При этом коэффициент детерминации общей зависимости равен 99,6%, что доказывает огромное значение ежегодных расходов на научную и исследовательскую деятельность для успешного ведения бизнеса в этой отрасли.

Развитие биотехнологического производства и увеличение затрат на исследования в этой сфере

позволит увеличить занятость населения и снизить отток квалифицированных кадров. Кроме того, развитие агропромышленного сектора экономики за счет увеличения биотехнологий может увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции, например, в страны Азии и Африки, обеспечить страну продовольствием, снизить импорт и себестоимость сельхозпродукции, а также повысить уровень экологической безопасности.

Кроме того, частичная переориентация мер поддержки на развитие биотехнологий в сельском хозяйстве позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям получать наибольшие финансовые результаты в будущем. Другими словами государственная поддержка биотехнологичного сельскохозяйственного производства является финансовым обеспечением будущего данной отрасли.

Источники

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".

2. Российский статистический ежегодник 2010 - Москва, РОСТАТ, 2010.

3. С.Г. Кара-Мурза. Сельское хозяйство России: результаты реформы (часть 2) // Альманах «Восток», 2003. - № 3.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА БИОГАЗА И МОЛОКА: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД (опыт Германии)

Т.И. Грудкина, к.э.н., доц. Орловского государственного аграрного университета

Производство биоресурсов в европейских странах в качестве основы альтернативных источников энергоресурсов способствует решению важных экологических, энергетических, агрономических, социальных и иных проблем сельского хозяйства. В настоящее время объемы производимого биогаза посредством тотальной переработки отходов органического происхождения способствуют замещению потребности некоторых европейских государств в природном газе на 25-50%. В странах ЕС производится оборудование для фермерских биогазовых установок, при этом производители биогаза подключаются к магистральным газораспределительным сетям.

В связи с актуальностью данной проблемы вызывает практический интерес, требует изучения и при потенциальной возможности и целесообразности внедрения опыт Германии по производству биогаза на базе функционирующих животноводческих ферм1. Данный комплексный подход и опыт рассмотрим на примере германской фирмы ВюдаБ ОтЬИ & Со КО1, эксплуатирующей современную биогазовую установку мощностью 500 кВт с использованием тепловой энергии на базе молочного комплекса. Фирма была образована в результате объединения 12 учредителей и 6 хозяйств.

Преимущество биогазовых установок состоит в том, что основой для получения энергосодержащей биомассы служат отходы молочного комплекса, расположенного рядом. Ведь процессы, проте-

1 Автором изучен опыт и собран материал, во время повышения квалификации на базе Академии РЕША-МепЬигд (Германия) с посещением фирмы ВюдаБ ОтЬИ & Со КО в рамках реализации инновационной образовательной программы в ФГОУ ВПО Орел ГАУ, позднее обобщен.

кающие в желудке коровы, сходны с процессами получения биогаза. Таким образом, для работы биогазовой установки в качестве сырья используют все, что производят коровы, кроме молока и телят: навоз, растительные остатки. Также составной сырьевой частью является биокукуруза - силос из кукурузы с содержанием сухого вещества 35 %. Суточная загрузка биогазовой установки составляет 25 т силоса кукурузного, 15 т жидкого навоза летом, 20 т - зимой.

С помощью биогазовой установки переработанная биомасса превращается в высокоэффективный легкоусвояемый растениями биогумус, который поступает в качестве удобрений на поля. При этом выделяется биогаз, из которого вырабатывается тепловая и электрическая энергия. Состав биогаза следующий: метан - 52%; диоксид углерода - 42%; вода - 4%; азот - 1%; кислород -1%; сероводород - 0,01%.

Биогазовая установка включает три метан-тенка объемом по 2000 м3, Навоз, силос и растительные отходы загружаются погрузчиком в доза-торную установку. Дозатор ежечасно добавляет порцию массы в первый метантенок, в котором идет предварительное сбраживание массы, в результате чего получают примерно 25-30% от всего вырабатываемого биогаза. Далее масса поступает во второй метантенок, где идет основное брожение, именно здесь получают от 60 до 70% от всего вырабатываемого биогаза. Практически перебродившая масса поступает в третий метантенок, в котором происходит окончательное ее сбраживание, и в виде образовавшегося биогумуса транспортируется на поля.

Производство биогаза полностью автоматизировано. В АСУТП биогазовой установки контроль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.