Территория науки, 2013.№4
2. Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учебн. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2011.-24с.
3. Вобликов А.В., Антонова Н.А., Субботин Н.А. Таможенное право: учеб пособие - Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, 2011.-180с.
4.Зубач А.В., Граве А.В., Рожина Н.А. Терентьев Р.В. Таможенное право. Москва 2013. 479 с.
5.Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. - М.: РИО РТА, 2012.
Смольянинова И.В., Ахмедова О.И., Мамедов Ф.М.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: агропродовольственный рынок, товародвижение, ценообразование.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы развития агропродовольственного рынка России.
Keywords: agri-food market, merchandising, pricing.
Abstract: This article deals with the problems and prospects of development of the agri-food market in Russia.
В подавляющем большинстве экономически развитых стран мира давно сложилась структурно организованная система распределения продовольствия, сырья и сельскохозяйственной продукции. Что касается Российской Федерации, то, несмотря на тот факт, что в 90-е годы государством был принят целый блок мер по формированию товарных рынков, состояние этой инфраструктуры, является наиболее слабым звеном в системе товародвижения этого крупнейшего государства мира. Объясняется это как отсутствием четко функционирующих ее отдельных элементов (товарных бирж, оптовых рынков продовольствия и сельскохозяйственной продукции), так и неприспособленностью вновь созданных рыночных субъектов этой сферы экономики к работе в рыночных условиях. Все это дает нам основание заключить, что положение в области распределения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РФ и снабжения ими регионов России остается по-прежнему хаотичным. Существовавшая при советской власти адекватная ей система
83
Территория науки, 2013.№4
товаропродвижения своевременно не была заменена новыми рыночными структурами (прежде всего в оптовом звене торговли), а появление массы неорганизованных посредников привело к резкому взлету цен, мощной монополизации важнейших сфер рынка, а также к резкому усложнению сбыта продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями пищевого комплекса.
Структурно организованная система распределения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, четко отработанная в экономически развитых странах, у нас пока так и не сложилась. В стране не выработан эффективный механизм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, нет четкой системы регулирования цен на продовольствие и сырьевые ресурсы, в том числе на скоропортящуюся продукцию. Случилось так, что разрушение действовавшей системы государственного контроля за производством и торговлей продуктами питания и сырьем аграрных производителей, поставило внутренний рынок в сложнейшую ситуацию, лишив его возможности противостоять разрушающей экономику России внешней продуктовой экспансии.
Отсутствие организованных форм оптовой торговли сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, до недавнего времени, не являлось серьезным дестабилизирующим фактором в переходе к цивилизованному рынку в стране.
Появилась настоятельная потребность в организованных оптовых продовольственных рынках, с помощью которых можно было бы решить эти и другие проблемы крупных промышленных центров в наиболее развитых странах мира.
Настоящий оптовый продовольственный рынок (ОПР) - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда, реализуемой в виде управляемой и регулируемой системы товародвижения, оптимальное функционирование которой должно обеспечиваться адекватной инфраструктурой, включающей комплекс продовольственных помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими службами, службу контроля качества (с включением санитарно-эпидемиологического контроля продукции), расчётнофинансовый центр (банк), сервисные службы;
По мнению многих авторов, в международной практике становится все более очевидным тот факт, что фирмы-поставщики продуктов, аккредитованные на оптовом рынке, стали в настоящее время настолько независимыми, что в состоянии определять свою политику в
84
Территория науки, 2013.№4
отношении импорта, оптовых поставок и распределения товаров по рынку, доведения их до потребителя.
Если компании, занимающиеся торговлей продовольствием, сконцентрированы в одном месте, т.е. под «крышей» одного оптового рынка, то это дает им следующие преимущества:
1) создается эффективная система ценообразования, где цены определяются спросом и предложением;
2) компании-соседи чувствуют себя в этих условиях довольно комфортно рядом со своими потребителями и торговыми партнерами;
3) создаются условия для быстрого распространения новых технологий, методов работы, получения оперативной информации о ситуации на рынке;
4) перегруженные городские магистрали не обременяются дополнительными потоками грузовых автомобилей;
5) упрощаются функции супервайзеров, консультантов, инспекторов, аккредитованных на рынке.
Мировой опыт организованных оптовых продовольственных рынков значительно упростил сложные вопросы ценообразования. Именно здесь теперь складываются внутренние национальные рыночные цены на овощи, фрукты, картофель, скот и мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Цены, складывающиеся на оптовых продовольственных рынках, служат ориентиром для всех других каналов реализации сельскохозяйственной продукции, создание контрактных цен, а также поддерживаемых государством цен.
На современном этапе к числу основных задач, которые должны решить оптовые продовольственные рынки, относятся следующие:
- обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания;
- стимулирование роста объемов производства и реализации продукции;
- предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности свободного доступа на конкурентные рынки;
- увеличение доходности отечественных товаропроизводителей посредством государственных программ по поддержке аграрного сектора;
- наличие единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и др.
Оптовые продовольственные рынки служат эффективным альтернативным каналом продвижения сельскохозяйственной продукции от производителей к потребителям, содействуют развитию внутри- и межрегиональных связей, являются важным средством
85
Территория науки, 2013.№4
укрепления рыночных отношений и увеличения доходов рыночных субъектов. От формирования и деятельности оптовых продовольственных рынков выигрывают все: сельскохозяйственные товаропроизводители, заготовительные организации,
перерабатывающие и торговые предприятия, конечные потребители.
Следует отметить, что одним из самых сложных является решение о выборе канала распределения, т.е. того конкретного пути, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Члены канала распределения могут выполнять следующий ряд очень важных функций: изучение конъюнктуры рынка, стимулирование сбыта, установление контактов (налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями), продвижение товара (подгонка товара под требования покупателей), проведение переговоров (попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения), организация товародвижения (транспортировка и складирование товара), финансирование и принятие риска (изыскание и использование средств и принятие на себя ответственности за функционирование канала).
Каждая из перечисленных функций требует определенных затрат, реализация же ее предполагает получение определенного дохода. Априорно предполагается, что выполнение к-й функции может приносить прибыль nk с вероятностью pk или убыток zk с вероятностью qk = (1 - pk). Тогда ожидаемый эффект (прибыль) от реализации k-го этапа (функции) будет равен:
Ek = pknk + qk-zk.
Для данной группы событий (гипотез) заданы априорные вероятности pi= p(Ai), i = 1,2,...,m. В дальнейшем при функционировании данного экономического объекта или при реализации того или иного этапа (функции) появляется некоторое событие В, которое позволяет пересмотреть наши первоначальные (априорные) вероятности гипотез Ai, A2, ..., Am. Расчет апостериорных вероятностей гипотез A1, A2, ..., Am после наступления события В (p(Ai|B), i =1, 2,., m) осуществляется с помощью теоремы Байеса:
Таким образом, по истечении достаточно длительного промежутка времени будет наблюдаться достаточно устойчивое распределение вероятностей гипотез A1, A2, ., Am.
Определяя, таким образом, апостериорные вероятности для каждого из этапов, мы можем принимать обоснованные управленческие решения по управлению рисками. Обозначая через pik
86
Территория науки, 2013.№4
апостериорную вероятность получения прибыли в размере nik при реализации k-й функции, получим размер ожидаемой прибыли.
Схема, по которой фирма организует хранение, грузовую обработку и перемещение товаров с той целью, чтобы они оказались доступными для потребителей в нужное время и в нужном месте, называется товародвижением. Основные издержки товародвижения обычно складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товароматериальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Каждая фирма вынуждена хранить товар до момента его реализации (продажи). Поэтому вопросы организации хранения приобретают в производственном процессе особое значение. Дело в том, что циклы производства и хранения редко совпадают друг с другом (например, в сельскохозяйственном производстве). Устранить это противоречие помогает рациональная организация складского хранения продукта (товара).
Природа задачи управления запасами определяется неоднократным размещением и получением заказов заданных объемов продукции в определенные моменты времени.
Экономичный размер заказа достигается путем минимизации следующей функции затрат.
S = S1 + S2 + S3 + S4,
где S - суммарные затраты системы управления запасами; Si -затраты на приобретение; S2 - затраты на оформление заказа; S3 -затраты на хранение заказа; S4 - потери от дефицита запаса.
Все эти стоимости должны быть выражены как функции искомого объема заказа у и интервала времени между заказами.
Суммарные затраты в единицу времени (обозначается TCU -сокращение от Total Cost per Unit time, т.е. суммарные затраты в единицу времени) можно представить как функцию от у.
Предполагается, что интенсивность спроса в единицу времени равна b. Наивысшего уровня запас достигает в момент поставки заказа размером у. Уровень запаса достигает нуля спустя y/b единиц времени после получения заказа размером у.
Пусть К - затраты на оформление заказа, имеющие место всякий раз при его размещении и предположении, что затраты на хранение единицы заказа в единицу времени равны h. Полученное выражение для размера заказа (у*) называют формулой экономического размера заказа Уилсона. Оптимальная стратегия модели предусматривает заказ у* единиц продукции через каждые to* = у*/Ь единиц времени.
87
Территория науки, 2013.№4
Оптовые продовольственные рынки принципиально отличаются по своим функциям и системе торговли от мелкооптовых розничных рынков. Это мощные торговые комплексы: обычно создаваемые на базе овощехранилищ, хладокомбинатов и оснащенные контролирующими, финансовыми и сервисными службами: таможенными и санитарными постами, банковскими терминалами, ресторанами, современными средствами связи, автозаправками и т.д. Покупателями на оптовых рынках могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Описанные рынки, имеют ряд преимуществ. Во-первых, благодаря концентрации на небольшой площади огромного объема товаров гораздо легче и, главное эффективней, можно контролировать качество продовольствия.
Во-вторых, концентрация товаров способствует устранению колебаний цен, общему их снижению. Сговору между продавцами препятствуют определенные механизмы, действующие на рынках. В частности, это ценовой мониторинг, то есть информирование покупателей и продавцов о текущем состоянии дел на всех рынках страны; или резервирование торговых мест для государственных фирм-агентов, которые при росте цен смогли бы, вступив в торговлю, резко увеличить предложение того или иного товара.
Очевидные выгоды просматриваются не только для потребителей и государства, но и для непосредственных участников торговли. Для оптовиков рынок привлекателен широким кругом клиентов, для розничных торговцев - стабильностью, возможностью покупать все группы товаров в одном месте и в нужном количестве.
Развитие и отбор эффективно действующих сбытовых структур в промышленно развитых странах в Западной Европе, Северной Америке, а также в Японии осуществлялись в течение длительного периода, в ходе которого был накоплен значительный опыт, изучение которого плодотворно для нашей страны, переходящей к новой системе хозяйствования. Оптовые рынки играют ведущую роль в сбыте плодоовощной продукции промышленно развитых стран.
Торговля плодоовощной продукцией на оптовом рынке, основывающаяся на публичном открытом торге, создает следующие условия формирования цены:
- свободное выявление ее в процессе оперативного соотношения спроса и предложения;
- наличие торговой конкуренции как на стороне продавцов, так и на стороне покупателей;
88
Территория науки, 2013.№4
- открытость сделок и доступность рыночной информации для всех заинтересованных рыночных субъектов.
Цена, формирующаяся в таких условиях, служит достоверным индикатором состояния товарного рынка и принимается в качестве ориентира, информационной основы для построения всей системы цен на рынке плодоовощной продукции, в частности, для установления контрактных расценок.
Развитие системы реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия в определяющей степени зависит от эффективности функционирования агропромышленного комплекса страны, которая в целом является довольно низкой.
Ситуация в социально-трудовой сфере села также остается сложной. Продолжается негативная тенденция сокращения численности сельского населения. На фоне общей значительной убыли населения России сельская местность «лидирует». По показателю смертности село опережает город в 1,2 раза. Среди лиц в трудоспособном возрасте смертность достигает 25,1% и особенно высока среди мужчин.
Список литературы
1. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Формирование механизма управления интеграционным развитием предприятий пищевой промышленности в современных условиях хозяйствования. -Воронеж: ВЭПИ, 2013.
2. Джанибекова Ф.К. Государственное регулирование
продовольственного рынка региона / Ф.К. Джанибекова // Наука и практика: проблемы, идеи, инновации: ма—териалы V Международной научно-практической конференции. - Чистополь: ИНЭКА,
2011.
3. Семенова Ф.К. Оценка уровня продовольственного обеспечения региона / Ф.К. Семенова // Аграрная наука, творчество, рост: материалы Международной научно-практической конференции. Т. 1. Перспективы развития учетно-аналитической работы на предприятиях различных отраслей экономики, 2013.
89