Научная статья на тему 'Формирование оптового продовольственного рынка региона'

Формирование оптового продовольственного рынка региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / СФЕРА ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / FOOD MARKET / WHOLESALE TRADE / SPHERE OF COMMODITY CIRCULATION / THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдук Владимир Иванович, Багмут Сергей Владимирович

В статье обоснована целесообразность формирования оптового продовольственного рынка региона, представлены критерии и принципы его функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайдук Владимир Иванович, Багмут Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Regional Wholesale Food Market

The article explains the rationale behind creation a wholesale food market in the region as well as criteria and principles for the operation of such market.

Текст научной работы на тему «Формирование оптового продовольственного рынка региона»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 5

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

B.И. Гайдук1,

докт. экон. наук, профессор, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

C.В. Багмут2,

соискатель, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО

РЫНКА РЕГИОНА

В статье обоснована целесообразность формирования оптового продовольственного рынка региона, представлены критерии и принципы его функционирования.

Ключевые слова: продовольственный рынок, оптовая торговля, сфера товарного обращения, организационная структура.

The article explains the rationale behind creation a wholesale food market in the region as well as criteria and principles for the operation of such market.

Key words: food market, wholesale trade, sphere of commodity circulation, the organizational structure.

Развитие регионального агропродовольственного рынка подразумевает свободу хозяйствующих субъектов в выборе направлений предпринимательской деятельности, ценообразовании, передвижении товаров в рыночном пространстве, равноправие субъектов рынка вне зависимости от форм собственности, конкурентную среду в производстве и реализации продукции, согласованность экономических интересов рыночных субъектов с формами и методами государственного регулирования рыночных отношений.

Для продвижения продовольственных товаров населению участники сферы товарного обращения должны обеспечивать завоз товаров на склады оптовой торговли, посреднических организаций и в последующем — в магазины. Все связи здесь основываются на взаимовыгодном сочетании экономических интересов субъектов рынка, что ведет к объективной необходимости решения вопроса о размещении оптовых и розничных предприятий и создании наиболее совершенных форм торговли, которые формируют базис инфраструктуры сферы обращения.

1 Гайдук Владимир Иванович, тел.: +7 (861) 221-58-47; e-mail: vi_gayduk@mail.ru

2 Багмут Сергей Владимирович, тел.: +7 (918) 489-50-00; e-mail: sergeibagmut@ gmail.com

При переходе к развитому рынку ключевое место отводится оптовой торговле. Значение оптовой торговли для экономики обусловлено следующими факторами:

1) предприятия оптовой торговли обеспечивают более тесное взаимодействие сферы производства и сферы потребления, ликвидируют излишние промежуточные звенья между потребителями продовольствия и производителями;

2) оптовики имеют возможность осуществлять закупку и продажу небольших партий товара без необходимости создания товарных запасов и тем самым сокращать отвлечение оборотных денежных средств до минимума. Такая способность особенно привлекательна для малых производителей, которые не всегда могут иметь собственную мощную сеть распределения, а также для производителей, которые стремятся вложить средства в развитие производственных, а не торговых мощностей. Даже производители, обладающие некоторыми возможностями по осуществлению собственных торговых операций, часто заинтересованы в использовании оптовиков на тех территориях, где маленькая плотность населения или где объем продаж достаточно низок для того, чтобы в должной мере оплатить услуги своего торгового агента;

3) имея большие складские площади, необходимое складское оборудование, квалифицированный персонал, оптовик сокращает расходы и снижает риски по хранению товара. Оптовые фирмы, заявляя о закупке какой-либо продукции, принимают на себя риски производителей, фермеров и розничных торговцев;

4) оптовик, закупая товар значительными партиями, получает соответствующие скидки в цене, сокращает собственные транс-портно-экспедиционные расходы на единицу продукции и затраты производителя, связанные с отгрузкой и транспортировкой большого количества мелких партий товара. Кроме того, он часто занимается упаковкой товара, тарой, утилизацией отходов и т.д.;

5) оптовик нередко обеспечивает финансирование как потребителей, так и поставщиков. Он предоставляет кредиты и льготные условия платежа для своих клиентов, а также финансирует их путем авансовых платежей;

6) содержание деятельности по оптовой купле-продаже составляют сделки по покупке и продаже товаров, что обусловливает однородность юридических отношений (основным является договор купли-продажи);

7) оптовик занимается маркетинговыми исследованиями, тем самым снабжая производителя информацией о потенциальных конкурентах, их намерениях, новых товарах, изменениях цен и конкурентоспособности товаров, а также о ситуации, сложившейся на рынке продовольственных товаров;

8) оптовик часто принимает на себя расходы, связанные с поездками торговых агентов, подготовкой выставочного сервиса и рекламы; содействует решению вопросов относительно учета и анализа деятельности и контроля за складскими операциями для своих партнеров по розничной торговле. Также зачастую оптовик организует учебу персонала и различные виды технической помощи для своих поставщиков3.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что оптово-посреднические организации необходимы.

Однако образование в последнее время большого числа новых юридических лиц из-за ускоренной приватизации предприятий и организаций рыночной инфраструктуры привело к деградации единой технической политики по развитию инфраструктуры агро-продовольственного рынка. Вследствие этого предприятия и организации оптовой торговли агропродовольственными товарами в регионе имеют низкий уровень оснащенности современным тор-гово-складским оборудованием, холодильными установками, по-грузо-разгрузочными и фасовочными машинами и механизмами.

Сложившуюся обстановку в агропромышленном комплексе регионов России можно оценить как довольно сложную: закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию практически не покрывают затраты на ее производство; сельскохозяйственные товаропроизводители не допускаются к оптовой торговле в цивилизованных формах, что влечет повышение розничных цен для покупателей и занижение закупочных цен для производителей. Следствием этого является уменьшение спроса на сельскохозяйственную продукцию, падение уровня ее потребления и снижение объемов производства. Однако объективной необходимостью является не только увеличение объема сельскохозяйственного производства, но и доведение продукции до конечного потребителя в соответствующем количестве, ассортименте и качестве.

Нужно формировать материальные предпосылки в виде товаропроизводящих сетей, которые позволят быстро продвигать продукт от производителя к конечному потребителю с наименьшими потерями количества и качества. Организацию такой эффективной рыночной системы распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия целесообразно осуществлять на основе системы оптовых агропродовольственных рынков региона.

3 См.: Гайдук В.И., Вороков С.С. Формирование рыночных отношений в АПК (теория и методология). Краснодар, 2002; Гайдук В.И. Региональный рынок продукции животноводства: экономические проблемы развития: Дисс. ... докт. экон. наук. Краснодар, 2001; Добросоцкий В.И., Юрко Л.М. Оптовый продовольственный рынок: предпосылки, создание и опыт развития. Волгоград, 1996.

Необходимость создания оптового агропродовольственного рынка диктуется и особенностью системы продовольственного обеспечения крупных городов региона. Эта система требует взаимодействия с районными структурами, сферой городского хозяйства по приему, хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Формирование регионального оптового агропродовольственного рынка будет способствовать:

— координации и концентрации в одном месте предложения основных видов агропродовольственной продукции поставщиков субъекта РФ и близлежащих регионов;

— созданию благоприятных условий по реализации продукции не только для крупных, но и мелких представителей агробизнеса, производящих значительную долю товаров, которые реализуются через рыночную систему;

— упорядочению процесса товародвижения, формированию реальной рыночной цены на реализуемую продукцию, осуществлению ценового мониторинга и контроля за товарными потоками государственными органами и предпринимательскими структурами;

— предоставлению всем поставщикам этой продукции возможности стабильного выхода на конкурентный рынок;

— ускорению и упрощению финансовых расчетов и всего процесса товародвижения на основе создания высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых и информационных потоков;

— поддержке производителей посредством создания упорядоченной системы сбыта продукции через оптовиков на оптовом аг-ропродовольственном рынке и налаживанию обратной связи от конечного потребителя до производителя;

— обеспечению контроля государства за безопасным распределением сельскохозяйственной продукции и исключению доступа на внутренний рынок опасной для здоровья населения продукции;

— поддержке предприятий розничной торговли и общественного питания в области минимизации их издержек, связанных с закупкой продовольствия в широком ассортименте;

— легализации всех товарных потоков оптового и розничного звена, поступающих в розничную оптовую сеть и общепит, что будет способствовать значительному пополнению бюджетов всех уровней;

— повышению экономической эффективности распределительной сети за счет оптимизации размера грузопотоков, рациональному использованию хранилищ и складских помещений, сокращению потерь продукции и издержек обращения, что в свою очередь позволит предложить покупателям качественную продукцию по приемлемым ценам;

— аккумулированию продовольственных сырьевых ресурсов, производимых на месте и приобретаемых со стороны (включая страны ближнего и дальнего зарубежья), и реализации приобретенных и переработанных (включая глубокую переработку) продуктов питания мелким торговым предприятиям в собственном и соседних регионах;

— более тесному взаимодействию сферы производства и сферы потребления, ликвидации лишних промежуточных звеньев между потребителями товаров (населением) и их производителями (пред-приятиями)4.

Оптовый агропродовольственный рынок — это совокупность организационно-экономических и нормативно-правовых условий, регламентирующих и обеспечивающих совершение операций по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольствия в специально отведенных местах. Кроме того, это самостоятельная юридическая хозяйственная структура, образованная посредством объединения имущества и финансовых средств и предназначенная для осуществления операций по купле-продаже различных видов продовольствия в соответствии с установленными законодательными актами. Оптовый агропродовольственный рынок не является собственником продукции, и основная его деятельность заключается в предоставлении помещений и торгового оборудования для проведения торгов коммерческим оптовым организациям на условиях долгосрочной аренды, а также в закупке и завозе больших партий товара и формировании ассортимента.

Важно отметить, что экономическую основу деятельности оптового агропродовольственного рынка предопределяет выбор его организационно-правовой формы, от которой зависят принципы формирования начального капитала и результаты его хозяйственной деятельности.

Появление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка вносит системность и планомерность в отношения между субъектами, поскольку есть специально обустроенное место, где всегда могут встретиться продавец и покупатель и осуществить акт купли-продажи по определенным правилам.

Решение вопросов взаимодействия субъектов неразрывно связано с определением места размещения оптовых и розничных предприятий и созданием наиболее совершенных материально-технических средств торговли, которые в будущем должны стать основой материально-технической базы сферы обращения.

Оптовый агропродовольственный рынок при полномасштабной его деятельности способен стабилизировать аграрное производство

4 См.: Гайдук В.И. Указ. соч.; Хасенко П.В. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности на агропродовольственном рынке (по материалам Ставропольского края): Дисс. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.

в регионе и создать условия для его дальнейшего развития. Мировая практика имеет большой опыт в формировании различных оптовых рынков, но наибольшее распространение в большинстве цивилизованных стран получили оптовые агропродовольственные рынки. Анализ условий и факторов функционирования оптовых агропродовольственных рынков в различных странах позволяет сделать следующие выводы:

1) особенно активно интерес к созданию оптовых рынков проявляют местные власти, для которых важной задачей является улучшение жизни горожан за счет упорядочения поступления в торговлю в широком ассортименте скоропортящейся сельскохозяйственной продукции под единым гарантированным контролем качества;

2) рынки способствуют легализации товарных и финансовых потоков и как следствие — получению дополнительных налоговых поступлений как в муниципальную, так и в национальную казну;

3) оптовые рынки по торговле сельскохозяйственной продукцией обычно оперируют достаточно крупными ее партиями. В связи с этим на рынках ведет торговлю определенный контингент продавцов и покупателей товаров;

4) источниками поступления дохода для оптового агропродо-вольственного рынка являются:

— арендные платежи за предоставление помещений и офисов продавцам и потребителям;

— плата за оказание услуг;

— арендные платежи за торговые места или торговая наценка за право реализации продукции на рынке (рыночный сбор);

— членские взносы участников рынка,

— поступления от сертификации качества продукции.

Основная цель организации системы контроля качества продукции на оптовом агропродовольственном рынке заключается в стимулировании поступления на рынок высококачественной продукции на тех условиях, которые позволяют дифференцировать цены в зависимости от качества товара;

5) на большинстве оптовых рынков зарубежных стран основными поставщиками продукции являются крупные производители, фермерские кооперативы, предприятия оптовой торговли или частные торговые агентства;

6) основными покупателями на оптовом агропродовольственном рынке являются предприятия розничной торговли (супермаркеты, специализированные магазины), предприятия оптовой торговли, занимающиеся заготовкой и хранением продукции с последующей реализацией ее в розничной торговле либо доставкой ее в другие регионы или страны, и перерабатывающие предприятия. Оптовые рынки, генерируя конкуренцию между супермаркетами и неболь-

шими магазинами, спасают последние от разорения в результате неравной конкуренции с «монстрами» современной торговли.

Масштабы деятельности оптового агропродовольственного рынка определяются, с одной стороны, потенциальными объемами производства сельскохозяйственного сырья аграрными предприятиями в собственном регионе и потенциальными объемами поставок его на оптовый агропродовольственный рынок, а также возможностью и необходимостью поставок продовольствия из других близлежащих регионов, а с другой — объемами спроса на продовольствие со стороны различных мелкооптовых и розничных продовольственных магазинов и прочих потребителей.

Итак, оптовый агропродовольственный рынок — это управляемый и регулируемый механизм товародвижения, функционирование которого обеспечивается инфраструктурами, включающими в себя комплекс торговых помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими службами, гостиницу, автостоянку, медпункт, расчетно-кассовый центр (банк), службы контроля качества, санитарно-эпидемиологического контроля продукции, а также другие службы, способствующие его четкой, бесперебойной деятельности (дилерские, маркетинговые, рекламные). Оптовый агро-продовольственный рынок может организовывать школы по подготовке менеджеров, аудиторов, работников оптово-розничной торговли.

Характер взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовом продовольственном рынке определяется гражданским законодательством и основывается на принципах равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства администрации рынка в коммерческую деятельность его участников.

Управляющая рынком компания обеспечивает выполнение требований законодательства РФ к обустройству, оборудованию и содержанию оптового рынка, а также организует деятельность по оптовому обороту сельскохозяйственной продукции.

Управляющая рынком компания в целях организации деятельности по оптовому обороту сельскохозяйственной продукции на оптовом рынке осуществляет полномочия по:

1) разработке и утверждению схемы размещения торговых мест и обособленных мест для покупателей;

2) определению цены договора о предоставлении торгового места;

3) размещению и оборудованию лаборатории ветеринарно-са-нитарной экспертизы, удостоверяющей соответствие качества и безопасности поступающей на оптовый рынок сельскохозяйственной продукции требованиям, установленным законодательством РФ;

4) обеспечению оптового рынка измерительными приборами, соответствующими метрологическим правилам и нормам, созданию условий для сортировки и упаковки сельскохозяйственной продукции;

5) образованию и размещению постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора;

6) организации охраны оптового рынка и участию в поддержании общественного порядка на рынке;

7) разработке, согласованию с органами, уполномоченными осуществлять контроль за обеспечением пожарной безопасности и охрану общественного порядка, и утверждению паспорта безопасности, подтверждающего соответствие оптового рынка установленным законодательством РФ требованиям безопасности;

8) обеспечению соблюдения производителями сельскохозяйственной продукции и комиссионерами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства РФ о защите прав потребителей, законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством РФ требований;

9) обеспечению соблюдения производителями сельскохозяйственной продукции и комиссионерами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;

10) формированию и ведению реестра производителей сельскохозяйственной продукции и комиссионеров, реестра договоров о предоставлении торговых мест и реестра договоров комиссии в соответствии с требованиями;

11) определению режима работы оптового рынка;

12) регистрации сведений о виде, количестве и ценах на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую на оптовом рынке, и размещению данных сведений в средствах массовой информации5.

Целесообразно освобождение оптового рынка как институциональной структуры от уплаты налогов в региональный бюджет на 3 года, а также освобождение клиентов оптового рынка от НДС по сделкам, совершаемым на оптовом рынке, на 2—3 года. Вместе с тем следует ужесточить налогообложение заготовительных и посреднических структур, организовать подготовку кадров и обеспе-

5 Закон Краснодарского края «Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках». Краснодар, 2008.

чение маркетинговой информацией участников рынка, оказать поддержку в приобретении техники и оборудования для организации рынка. В такой ситуации оптовый продовольственный рынок будет более привлекательным для оптовых торгово-посредниче-ских структур, занимающихся межрегиональными поставками и предпочитающих иметь дело с крупными партиями товара.

Таким образом, особенности системы продовольственного обеспечения региона обусловливают необходимость интеграции хозяйствующих субъектов агропродовольственного рынка, а также обязательного участия в этой системе государства как организующего, регулирующего, координирующего и контролирующего органа, наделенного эффективными рычагами воздействия на формирование и работу всей структуры продовольственного обеспечения. Эффективное функционирование такой системы распределения сельскохозяйственной продукции обеспечит предпринимателям аграрного сектора выход на цивилизованный агропродовольствен-ный рынок и возможность устойчивого развития своего бизнеса.

Список литературы

Гайдук В.И., Вороков С.С. Формирование рыночных отношений в АПК (теория и методология). Краснодар, 2002.

Гайдук В.И. Региональный рынок продукции животноводства: экономические проблемы развития: Дисс. ... докт. экон. наук. Краснодар, 2001.

Добросоцкий В.И., Юрко Л.М. Оптовый продовольственный рынок: предпосылки, создание и опыт развития. Волгоград, 1996.

Закон Краснодарского края «Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках». Краснодар, 2008.

Хасенко П.В. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности на агропродовольственном рынке (по материалам Ставропольского края): Дисс. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.