Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ СТРАН ЕАЭС'

ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ СТРАН ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЕДИНЫЙ РЫНОК / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИМПОРТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / МОНИТОРИНГ / ОРГАНИКА / ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРАНЫ ЕАЭС / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MUTUAL TRADE / SINGLE MARKET / EURASIAN ECONOMIC UNION / IMPORT / INTEGRATION / INTEGRATION PROCESSES / COMPETITION / MONITORING / ORGANIC / ORGANIC PRODUCTS / PRODUCTION / FREE TRADE / AGRICULTURE / EAEU COUNTRIES / EXPORT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова Марина Львовна

В ходе изучения проблем формирования и перспектив развития единого рынка органической продукции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подчеркивается необходимость разнопланового исследования нормативно-правового обеспечения развития органического производства и обращения органической продукции в рамках ЕАЭС как на национальном, так и на наднациональном уровнях, задачи повышения экспортного потенциала органического сельского хозяйства в ЕАЭС. Предлагается выработать предложения по наднациональной координации политики стран - участниц ЕАЭС в области регулирования органического сельского хозяйства в целях обеспечения беспрепятственного обращения органической продукции, сформулировать единые подходы в законодательстве стран ЕАЭС для повышения их экспортного потенциала. Отмечается, что законы должны благоприятствовать производству и экспорту органической продукции, а не ставить барьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and prospects of development of the single market of organic products the EAEU

In the course of studying the problems of formation and prospects of development of the single market of organic products of the countries of the Eurasian economic Union (hereinafter - the EAEU), the need for a diverse study of regulatory and legal support for the development of organic production and circulation of organic products within the EAEU at both national and supranational levels, the task of increasing the export potential of organic agriculture in the EAEU is emphasized. It is proposed to develop proposals for supranational coordination of the policy of the member States of the Eurasian economic Union (EAEU) in the field of regulation of organic agriculture in order to ensure the smooth circulation of organic products, to formulate common approaches in the legislation of the EAEU countries to increase the export potential of the countries. It is noted that the laws should promote the production and export of organic products, and not put barriers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ СТРАН ЕАЭС»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 20 • Номер 3 • март 2019 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

Формирование и перспективы развития единого рынка органической продукции стран

Вартанова М.Л.1

1 Институт социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН ФНИСЦ), Москва, Россия

В ходе изучения проблем формирования и перспектив развития единого рынка органической продукции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подчеркивается необходимость разнопланового исследования нормативно-правового обеспечения развития органического производства и обращения органической продукции в рамках ЕАЭС как на национальном, так и на наднациональном уровнях, задачи повышения экспортного потенциала органического сельского хозяйства в ЕАЭС. Предлагается выработать предложения по наднациональной координации политики стран - участниц ЕАЭС в области регулирования органического сельского хозяйства в целях обеспечения беспрепятственного обращения органической продукции, сформулировать единые подходы в законодательстве стран ЕАЭС для повышения их экспортного потенциала. Отмечается, что законы должны благоприятствовать производству и экспорту органической продукции, а не ставить барьеры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимная торговля, единый рынок, Евразийский экономический союз, импорт, интеграция, интеграционные процессы, конкуренция, мониторинг, органика, органическая продукция, производство, свободная торговля, сельское хозяйство, страны ЕАЭС, экспортный потенциал..

Formation and prospects of development of the single market of organic products the EAEu

Vartanova M.L.1

1 The Institution of Russian Academy of Sciences the Institute of Socio-Political Research RAS, Russia

введение

Вопросам формирования и дальнейшего развития единого рынка органической продукции стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) уделяется в настоящее время много внимания. Требуют дальнейшего развития и уточнения концептуальные подходы к формированию и развитию единого рынка стран-участников ЕАЭС органической продукции. По поисковым запросам на портале ELIBRARY.RU за последние годы можно отобрать ряд публикаций таких авторов, как А. Г. Аганбегян [1, 2] (Aganbegyan Л.О., 2018), Б. Н. Порфирьев [2] (Aganbegyan, Рофтеу, 2015), К. М. Багдасарян [3]

ЕАЭс

АННОТАЦИЯ:

(Bagdasaryan, 2016), М. Л. Вартанова [4, 5-8, 10, 14] (Vartanova, 2019; Vartanova, Drobot, 2019; Vartanova, Drobot, 2019; Vartanova, Osadchaya, 2018; Vartanova, Gazimagomedova, Salavatova, 2018; Vartanova, Osadchaya, Yudina, 2018), Е. В. Дробот [5, 6, 10], М. Ф. Ткаченко [11] (Tkachenko, 2014), И. Г. Ушачев, В. В. Маслова, В. С. Чекалин [12] (Ushachev, Maslova, Chekalin, 2017) и др.

Основная часть

Популяризация здорового питания ведет к росту спроса на органические продукты. Кроме того, по экспертным оценкам, по итогам 2017 года международный оборот органических продуктов составил порядка 90 млрд долларов США и ожидается его ежегодное увеличение на 10-15%: до 130 млрд долларов к 2020 году, а к 2024 году он может достичь 324 млрд долларов. Экологическая ситуация в мире требует внимания. Наконец, производство органики считается одной из стратегических и приоритетных задач Евразийского экономического союза.

Очень важно обеспечить создание общей благоприятной законодательной ситуации, чтобы не существовало препятствий для бизнеса в сфере органики в странах ЕАЭС и для перемещения органической продукции. В настоящее время в трех странах ЕАЭС действует закон об органическом производстве. В 2008 году таковой был принят в Армении, в Казахстане в 2015 году, а теперь и в Российской Федерации (подписан

ABSTRACT:_

In the course of studying the problems of formation and prospects of development of the single market of organic products of the countries of the Eurasian economic Union (hereinafter - the EAEU), the need for a diverse study of regulatory and legal support for the development of organic production and circulation of organic products within the EAEU at both national and supranational levels, the task of increasing the export potential of organic agriculture in the EAEU is emphasized. It is proposed to develop proposals for supranational coordination of the policy of the member States of the Eurasian economic Union (EAEU) in the field of regulation of organic agriculture in order to ensure the smooth circulation of organic products, to formulate common approaches in the legislation of the EAEU countries to increase the export potential of the countries. It is noted that the laws should promote the production and export of organic products, and not put barriers.

KEYWORDS: mutual trade, single market, Eurasian economic Union, import, integration, integration processes, competition, monitoring, organic, organic products, production, free trade, agriculture, EAEU countries, export potential

JEL Classification: E23, E23, F15 Received: 01.03.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. (11marina11@mail.ru)

CITATION:_

Vartanova M.L. (2019) Formirovanie i perspektivy razvitiya edinogo rynka organicheskoy produktsii stran EAES [Formation and prospects of development of the single market of organic products the eaeu]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 20. (3). - 633-644. doi: 10.18334/rp.20.3.40514

президентом России в 2018 году. В Белоруссии закон сейчас отправлен на одобрение в Совет республики, в Кыргызстане законопроект рассматривается парламентом. В принятых и планируемых к принятию законах разных стран есть различия, в том числе в сфере аккредитации и стандартизации.

В России органическое производство начало активно развиваться примерно с 2010 года, и за 8 лет произошел хороший скачок вперед в контексте роста с одного органического производителя до 90. Однако на 140 млн населения эта цифра очень маленькая, поэтому стоит задача стимулировать развитие сектора органики. Объем российского рынка также небольшой и составляет порядка 160 млн евро. При этом Россия сама производит только чуть более 20 процентов потребляемой ею органической продукции, а 80 процентов - это импорт. Однако из стран ЕАЭС в Россию импортируется крайне мало органических товаров - менее 1% импортного объема. У производителей органического сельского хозяйства есть большое желание, чтобы при дальнейшем росте органики в России страны ЕАЭС принимали в этом более активное участие.

На сегодня рынок органической продукции в России формируется довольно быстро. Был некоторый спад потребления в 2014-15 годах, но мы его быстро преодолели. Сейчас рынок растет примерно на 10-15 процентов в год. И благодаря наличию ресурсов мы можем расти гораздо быстрее. Из более чем 30 млн га брошенных пашен в России порядка 12 млн га можно ввести в органику довольно быстро.

Изначально было ясно, что надо формировать единый органический рынок ЕАЭС, поэтому Россия была инициатором создания межгосударственного стандарта для всех стран ЕАЭС. Данный стандарт был утвержден и введен в действие с 1 января 2018 года, и у нас была надежда, что к этому межгосударственному стандарту присоединятся другие страны.

К сожалению, пока что только Кыргызстан и Россия ввели этот стандарт у себя в качестве национальных стандартов, другие страны находятся пока в периоде ожидания. И хотелось бы, чтобы в этом активное участие приняли и другие страны ЕАЭС, поскольку это было бы интересно с точки зрения развития единого рынка и свободного хождения товаров. Поэтому Россия призывает и другие страны присоединиться к этому стандарту и уже вместе вырабатывать в его рамках единые правила и техноло-

ОБ АВТОРЕ:_

Вартанова Марина Львовна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции, заведующая отделом докторантуры и аспирантуры Института социально-политических исследований Российской академии наук Федерального научно-исследовательского социологического центра (11marina110mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Вартанова М.Л. Формирование и перспективы развития единого рынка органической продукции стран ЕАЭС // Российское предпринимательство, 2019. - Том 20. - № 3. - С. 633-644. Сог 10.18334/гр.20.3.40514

гии производства органической продукции. В противном случае придется запустить процесс взаимопризнания. Так, ориентируясь на зарубежный опыт, следует отметить, что процесс взаимопризнания США и Европы в сфере органики, например, занял 12 лет. Это, конечно, очень серьезный срок, поэтому, на наш взгляд, странам ЕАЭС следует ориентироваться на единый рынок.

Сейчас, в России принят Закон об органическом производстве, который вступит в силу с 1 января 2020 года, и на данный момент перед российским органическим сообществом стоит задача отработать целый ряд внутренних вопросов в связи с этим: Идет большая работа по формированию сертификационной системы. В отличие от большинства стран ЕАЭС в России есть собственные сертификаторы. Необходимо создать внутренний сертификационный рынок, и здесь важна тесная работа с Росаккредитацией.

Считаем необходимым ввести графический знак органики: каждая страна имела б свой символ, который является правопреемником знака качества советского периода, или стоит сделать один общий знак для стран ЕАЭС, который может присваиваться в рамках межгосударственного стандарта.

Важным вопросом также остается создание реестра производителей органики в России. Это будет создаваться под эгидой государства. Такие же реестры планируют создавать и другие страны ЕАЭС. Отмечается, что было бы очень хорошо, если бы эти реестры были взаимопересекаемые, чтобы потребитель мог по единому реестру проверить производителя продукта, стоящего на полке.

Белоруссия находится пока на начальном этапе становления рынка органики, однако процесс движется активно. Разработан проект Закона о производстве и обращении органической продукции, он рассматривается в Совете республики. Развитие сектора органики важно с точки зрения обеспечения населения качественными продуктами питания, развития малых и средних форм бизнеса, развития экспортного потенциала.

В настоящее время в Белоруссии 20 крупных производителей, включая фермерские хозяйства. Общая площадь органических земель составляет 1,5 тысяч гектаров. Пока отсутствует национальное законодательство в сфере органики, однако уже есть сертифицированные в Евросоюзе организации, которые уполномочены выдавать сертификаты производителям органики на территории республики.

Возникла необходимость провести социологическое исследование среди потребителей и фермеров, чтобы понять, насколько население информировано и готово потреблять органические товары. В ходе опроса было выяснено, что общая степень осведомленности жителей об органической продукции находится на среднем уровне и что-либо об органике знают не более 35-48 процентов. Есть и ошибочные представления об органической продукции. К примеру, выявились такие сложности, как трудности сбыта органической продукции, недостаточный спрос, нехватка профессиональных кадров, квалифицированных специалистов, недостаточная маркетинговая стратегия.

В результате исследования были сделаны выводы о том, что недостаточная осведомленность в сфере органики во многом связана с отсутствием законодательной базы. Отмечена необходимость развивать технологии, готовить кадры, а также уделять много внимания информационному ресурсу, просветительской работе.

Сегодня исследования выполняются в рамках государственных научно-технических программ «Агропромкомплекс-2020», «Промышленные биотехнологии» 20162020 г., а также при поддержке средств инновационных фондов (Минсельхозпрода и местных бюджетов). Разработки охватывают вопросы растениеводства (улучшение почвенного плодородия, биологическая защита растений, регламенты по возделыванию сельскохозяйственных культур), разработка микробиологических препаратов, продуктов переработки, специализированной техники, изучение общих экономических вопросов и т. д.

Следует отметить, что начиная с 2009 года целенаправленная работа по подготовке кадров велась в вузах страны для сельхозпроизводителей, включая фермеров-студентов. Активность проявлена со стороны всех государственных и общественных структур в ходе разработки законопроекта. Несмотря на то, что ведется такая многовекторная работа, она требует комплексного подхода. Для этого разработана Стратегическая карта развития органического сельского хозяйства в Белоруссии, включающая как законодательное и институциональное развитие, так и научно-методическое обеспечение, и подготовку кадров. Важной составляющей этой карты является взаимодействие стран ЕАЭС по развитию внутреннего рынка.

В Кыргызстане, уделяется большое внимание продовольственной безопасности, и большое значение для этого имеет органическое сельское хозяйство. Так, сейчас в Кыргызстане более 1000 хозяйствующих субъектов в сфере органики, органическая продукция выращивается на площади более 7,5 тысяч гектаров. Министерство сельского хозяйства республики уделяет большое внимание помощи фермерам в овладении навыками ведения органического производства.

Большую помощь в разработке национального стандарта органического производства в республике оказывает принятый Евразийским союзом межгосударственный стандарт. Сейчас в Кыргызстане законопроект об органическом сельхозпроизвод-стве одобрен правительством, а также парламентом в первом чтении. Представитель Кыргызстана подчеркнул важность взаимного признания для гармонического развития органического производства в странах ЕАЭС.

В 2002 году в Армении в сельхозсекторе впервые появилось представление об органике. В 2018 году была создана компания «ЭКОГЛОБ». Армения принимает активное участие в разработке частных и национальных органических стандартов. Так, производится сертификация растительного производства, кормов, виноделия, алкоголя и других производств, ведущих деятельность в сфере органики. Данная компания признана в Армении официальным аккредитованным сертификатором, также признана государственными и частными сертифицирующими органами ряда других стран, в

частности, Швеции и Швейцарии. «ЭКОГЛОБ» - член IFOAM international, соучредитель IFOAM Евразия, Армянского фонда органического сельского хозяйства. Важным является и то, что уже сейчас компания работает на рынках стран ЕАЭС, а также сертифицирует производителей в Украине и Грузии. Сегодня реализуется 93 проекта по сертификации, а продукция, сертифицированная «ЭКОГЛОБ», экспортируется в 14 стран мира.

В Армении, существует 730 гектаров сертифицированных органических земель, еще 700 гектаров находится в процессе конверсии, около 5000 гектаров - территория дикого сбора, 1800 ульев, 36 фермеров находятся в процессе сертификации, 22 переработчика. На армянском рынке переработчики стимулируют развитие органического рынка, однако сырьевая база и перерабатывающая промышленность пока оставляют желать лучшего.

Важным с точки зрения использования опыта для стран ЕАЭС является реализация совместного проекта «ЭКОГЛОБ» с ООО «КАВКАЗСЕРТ» по сертификации в рамках стандарта «ГРИН Кавказ», который признан эквивалентным стандарту ЕС и прошел международную аккредитацию по ИСО 17065.

Отмечается, что в Армении мало угодий и фермерских и переходных хозяйств, единственной мотивацией развития органики в стране является возможность экспорта, но этого недостаточно. Проблема также в отсутствии сформированного спроса, во многом из-за наличия сомнительных игроков на рынке. И еще одна важная проблема - это отсутствие государственной поддержки и стимулирования органического сельского хозяйства. В Европе же, где государства поставили себе приоритетной целью поддерживать органическое производство, оно активно развивается.

Для повышения экспортного потенциала стран нужно добиться единых подходов в законодательстве стран ЕАЭС. Возможно рассмотрение нескольких концептуальных направлений межгосударственного взаимодействия:

1. Унификация и гармонизация требований в отношении производства, обращения, сертификации, маркировки органической продукции для взаимного признания в рамках Союза.

2. Взаимное признание национальных систем сертификации и товарных знаков органической продукции, чтобы не подтверждать соответствие в каждой стране отдельно.

Армения не обладает тем потенциалом, как, например, США, Европа, Россия, не имеет таких ресурсов и не может зарабатывать за счет объема. Поэтому делать упор на качество - одно из приоритетных направлений. И на государственном уровне Республика Армения должна разрабатывать ту государственную политику, которая должна быть направлена на популяризацию органического сельского хозяйства».

В Казахстане Закон об органике работает уже три года. Сегодня подготовлены и приняты Требования к процессу производства органической продукции, Требования к органам по сертификации производства органической продукции и органической

продукции, Национальный знак соответствия органической продукции. Технические требования и порядок маркирования органической продукции. В результате проведенного в Казахстане социологического опроса часть производителей считают, что надо ориентироваться на внутренний рынок, часть - что надо ориентироваться на экспорт.

В итоге был сделан вывод, что, конечно, надо развивать экспорт, но не забывать и о внутреннем рынке. Важно было также обеспечить сферу информационной поддержкой. В республике было выпущено руководство по тому, как развивать органическое сельхозпроизводство.

Органическое сельское хозяйство в Казахстане входит в цели стратегического развития страны. Так, в 2018 году был запущен проект технической поддержки по внедрению систем достоверности учета и прослеживаемости органической продукции в Казахстане. Эта система обеспечит прозрачность рынка органической продукции в стране и укрепит доверие к местным производителям и поставщикам экологически чистой продукции. Проект реализуется совместно с Naturland e.V./Organic Services GmbH (Германия) и Центром прикладных исследований «ТАЛАП» (Казахстан). К примеру, если фермер произвел 1000 тонн пшеницы, он отмечается в системе, что позволяет бороться с лжепроизводителями.

На данный момент ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) (англ. Food and Agriculture Organization, FAO) активно поддерживает Министерство сельского хозяйства Казахстана в разработке проекта Концепции развития органического сельского хозяйства республики и Дорожной карты развития органического сельского хозяйства РК (2018-2021 годы).

Таким образом, сегодня ФАО активно участвует в процессах формирования единого рынка стран ЕАЭС. В 2017 году в Москве прошел международный семинар «Перспективы развития органического сельского хозяйства в ЕАЭС», организованный Департаментом агропромышленной политики ЕЭК совместно с Региональным отделением ФАО для Европы и Центральной Азии при содействии Национального органического союза России. В странах Союза уже сегодня ведут активную работу по нормативно-правовому регулированию органического производства на уровне государств.

Считаем, что органическое сельское хозяйство в перспективе станет стабильным драйвером экономики агропромышленного комплекса стран ЕАЭС, а развитие органического производства во всех государствах-членах отнесено к числу стратегических и приоритетных задач.

С точки зрения развития единого рынка стран ЕАЭС сегодня существуют определенные реалии, которые влияют на развитие такого рынка как положительно, так и наоборот.

К минусам можно отнести неразвитость рынка органической продукции, ограниченные цепочки производства, разрозненность реализуемых проектов и мотиваци-

онные проблемы. Плюсы же, которые помогают сектору органики развиваться, а это объединение усилий, законодательные инициативы в Армении, Казахстане, России, добровольные и частные национальные стандарты, возникновение независимой сертификации.

И важно также извлечь опыт из полученных уроков. Одним из важных компонентов является то, чтобы были финансовые потоки, частные инвестиции, государственное стимулирование для поддержки органического рынка. Важно создание условий стимулирования фермеров.

Заключение

В целях обеспечения продовольственной безопасности необходимо разобраться, как удерживать на уровне инновации и конкурентные преимущества. Чем более прозрачным становится производство продуктов питания, тем больше информации будет у потребителей для принятия разумных решений в отношении продуктов питания [5]. Отмечается, что положительные тенденции финансового оздоровления продовольственного обеспечения стран ЕАЭС [8] возможны лишь в условиях принципиальных перемен в аграрной политике, методах и механизмах ее осуществления.

Есть пути и возможности для интеграции и создания внутреннего рынка и объединения с внешними рынками. Нужно укреплять доверие к органической маркировке со стороны потребителя - это важно для развития внутреннего рынка органики. Нужен также и ассортимент органической продукции. Одними соками и сухофруктами не сформировать внутренний рынок. Нужны мясо, молоко, яйца. И пока этого нет, не будет того потребителя, который будет иметь свой постоянный, стабильный интерес к органической продукции, а для развития внешнего рынка нужно сотрудничество, использование уже существующего опыта взаимопризнания, международная аккредитация органов сертификации.

Стремление обеспечить себе благоприятные условия в этой конкуренции и толкает государства на создание различного рода сообществ. Опыт Евросоюза свидетельствует о том, что тесная экономическая интеграция может быть достаточно эффективной и способна приводить к реальным экономическим успехам [14]. Необходимость обеспечения продовольственной безопасности позволяет как нельзя лучше реализовать принципы общего экономического пространства, максимально задействовав природно-климатические преимущества и производственные возможности каждого из союзных государств в сфере агропромышленного комплекса [14].

Для обеспечения финансовых потоков в органическое сельское хозяйство, в том числе частных инвестиций, донорского финансирования и государственного стимулирования, необходимы создание привлекательных инвестиционных механизмов: льготное налогооблажение, предоставление субсидий, создание рынков, например, средств, применимых только в органике, поддержка фермеров в процессе сертификации.

Текущий этап интеграции, а именно функционирование Союза, обеспечил воз-

можность расширения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проведения согласованной, скоординированной и единой политики [6].

Что касается продвижения органической продукции, производимой в СНГ и ЕАЭС, здесь необходимо создать интегрированное нормативно-правовое поле как для государств-членов ЕАЭС, так и с международным законодательством. Нужно также взаимопризнание органов сертификаций и международная аккредитация этих органов. Вместе с тем ЕАЭС должен обеспечить свободный оборот органической продукции между своими странами, создать единый рынок, сформировать доверие к органическому статусу и создать региональный стандарт для всех участников. При этом страны-участники ЕАЭС должны понять, что развитой органической продукции не будет, если в нее не будет интегрировано сельское хозяйство, природоохранная система и экономика.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аганбегян А.Г. На пути к цивилизованному рынку // Вестник Института экономики

Российской академии наук, 2018. - № 1.

2. Аганбегян А.Г., Порфирьев Б.Н. Замещение импорта продовольствия и развитие //

Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2015. - № 2.

3. Багдасарян К.М. Позиции стран Евразийского экономического союза в мировой

экономике на современном этапе // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2016. - № 9.

4. Вартанова М.Л. Единый рынок услуг в рамках реализации Договора о Евразийском

экономическом союзе: возможности и недостатки // Экономические отношения, 2019. - № 1.

5. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Регулирование цифровых финансовых активов и при-

менение блокчейн технологий в сельском хозяйстве // Креативная экономика, 2019. - № 1.

6. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Возможности расширения свободы движения товаров

в условиях интеграции стран ЕАЭС // Экономические отношения, 2019. - № 2.

7. Вартанова М.Л., Осадчая Г.И. Формирование общих целей и задач экономического

развития стран ЕАЭС // Естественно-гуманитарные исследования, 2018. - № 22.

8. Вартанова М.Л., Газимагомедова П.К., Салаватова Н.А. Мониторинг показателей

продовольственной безопасности стран Евразийского экономического союза в контексте евразийской интеграции // Российское предпринимательство, 2018. -№ 12.

9. Куладжи Т.В., Бабкин А.В. Актуальные вопросы организации производства кон-

курентоспособной продукции в кластере// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, 2017. - № 1-2..

10. Процессы евразийской интеграции: социально-политическое измерение. / Осипов Г.В., Осадчая Г.И., Андреев Э.М., Юдина Т.Н., Вартанова М.Л., Киреев Е.Ю., Дробот Е.В., Селезнёв И.А., Выборнов Д.М. - Москва, 2018.

11. Ткаченко М.Ф. Динамика товарных потоков и их взаимосвязь с показателями национальных рынков труда стран ЕВРАЗЭС // Xii научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых: Сборник тезисов XII научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 2014.

12. Ушачев И.Г., Маслова В.В., Чекалин В.С. Экономические проблемы импорто-замещения в условиях научно-технологического развития АПК России // АПК: Экономика, управление, 2017. - № 11.

13. Экспортный потенциал АПК России: состояние и перспективы. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2017. - 443 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Vartanova M., Osadchaya G., Yudina T. The national food security of the member states of the Eurasian economic union // Economic and Social Development Book of Proceedings, 2018.

15. Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержден решением КТС от 28.01.2011, № 526

16. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 1 марта 2018 года). Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902361843.

17. Об итогах внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза. Аналитический обзор (январь-март 2018г.). Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/ Documents/2018/Analytics_E_201803.pdf.

18. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.

REFERENCES:

Eksportnyy potentsial APK Rossii: sostoyanie i perspektivy [Export potential of

agroindustrial complex of Russia: condition and prospects] (2017). (in Russian). Protsessy evraziyskoy integratsii: sotsialno-politicheskoe izmerenie [The Eurasian

integration process: the socio-political dimension] (2018). (in Russian). Aganbegyan A.G. (2018). Na puti k tsivilizovannomu rynku [On the Way to the

Civilized Market]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (1). (in Russian). Aganbegyan A.G., Porfirev B.N. (2015). Zameschenie importa prodovolstviya i razvitie [Replacement of Food Import and Development of 'Green' Agro-Economy as Strategic Answers to Antirussian Sectoral Sanctions]. Economics of agricultural and processing enterprises. (2). (in Russian).

Bagdasaryan K.M. (2016). Pozitsii stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v mirovoy ekonomike na sovremennom etape [Positions of eurasian economic union member states in the world economy at the present stage]. Vestnik Universiteta. (9). (in Russian).

Kuladzhi T.V., Babkin A.V. (2017). Aktualnye voprosy organizatsii proizvodstva konkurentosposobnoy produktsii v klastere [Topical issues of organization of production of competitive products in cluster]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (1-2). (in Russian).

Tkachenko M.F. (2014). Dinamika tovarnyh potokov i ikh vzaimosvyaz spokazatelyami natsionalnyh rynkov truda stran EVRAZES [Dynamics of commodity flows and their relationship with characteristics of national labour markets of the EURASEC countries]. Xii scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists. (in Russian).

Ushachev I.G., Maslova V.V., Chekalin V.S. (2017). Ekonomicheskie problemy importozamescheniya v usloviyakh nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya APK Rossii [Economic problems of import substitution in the conditions of scientific and technological development of agrarian and industrial complex of Russia]. Agro-industrial complex: economics, management. (11). (in Russian).

Vartanova M., Osadchaya G., Yudina T. (2018). The national food security of the member states of the Eurasian economic union Economic and Social Development Book of Proceedings.

Vartanova M.L. (2019). Edinyy rynok uslug v ramkakh realizatsii Dogovora o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze: vozmozhnosti i nedostatki [A single services market within the framework of implementation of the Treaty on the Eurasian economic Union: opportunities and drawbacks]. Journal of International Economic Affairs. (1). (in Russian).

Vartanova M.L., Drobot E.V. (2019). Regulirovanie tsifrovyh finansovyh aktivov i primenenie blokcheyn tekhnologiy v selskom khozyaystve [Regulation of digital of financial assets and the use of blockchain technology in agriculture]. Creative economy. (1). (in Russian).

Vartanova M.L., Drobot E.V. (2019). Vozmozhnosti rasshireniya svobody dvizheniya tovarov v usloviyakh integratsii stran EAES [The possibility of expanding the free movement of goods in terms of integration of the EEU countries]. Journal of International Economic Affairs. (2). (in Russian).

Vartanova M.L., Gazimagomedova P.K., Salavatova N.A. (2018). Monitoring pokazateley prodovolstvennoy bezopasnosti stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v kontekste evraziyskoy integratsii [The monitoring of indicators of food security in the countries of the Eurasian economic union (EAEU) in the context of eurasian integration]. Russian Journal of Entrepreneurship. (12). (in Russian).

Vartanova M.L., Osadchaya G.I. (2018). Formirovanie obschikh tseley i zadach ekonomicheskogo razvitiya stran EAES [Formation of common goals and objectives of economic development of the EAEU countries]. Natural-humanitarian research. (22). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.