УДК 371398 О.А. Вакурова1, О.А. Филиппова2
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-4-14
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Москва, Россия 2 Компания «Антиплагиат», Москва, Россия
Формирование и оценка навыков самостоятельной подготовки письменных работ в общем образовании
Цель исследования. На сегодняшний день информатизация и цифровизация школьного образования вышла на качественно новый уровень, в школах теперь доступен быстрый интернет, современная компьютерная техника и т.д. Однако при этом качество самостоятельных письменных работ обучающихся рискует сильно упасть, ввиду открытого и свободного доступа к уже готовым работам (сочинениям, докладам, эссе), а также отсутствия процесса формирования у подрастающего поколения базовых навыков самостоятельной работы. В связи с вышесказанным целью исследования стали постановка проблемы формирования и оценки навыков самостоятельной подготовки письменных работ в общем образовании, а также рассмотрение текущего положения дел в данной области общего образования и выработка предложений для решения выявленной проблемы.
Материалы и методы. Для разрешения обозначенной ситуации авторами статьи был проведён анализ работ российских и зарубежных авторов в области педагогики, научных статей, посвящённых цифровому поколению и формированию информационного общества в Российской Федерации, а также законодательных актов Российской Федерации. Дополнительно был проведен анализ опыта использования систем обнаружения заимствований в организациях общего образования, вузах РФ и зарубежных стран.
Результаты. Проведённое исследование позволило выявить состояние текущей ситуации с оценкой и формированием основных навыков самостоятельной и творческой работы учащихся разных уровней обучения, а именно: отсутствие единых стандартизованных методологических основ и практики преподавания основ академической этики и академического письма, а также отсутствие автоматизированных средств контроля самостоятельного выполнения письменных работ, что, несомненно, ведет к снижению качества выполнения учебных работ школьниками. Заключение. В статье авторы приводят базовые рекомендации и предложения по улучшению текущей ситуации, такие как: введение в систему школьного образования информирования учащихся о требованиях к самостоятельности при выполнении учебных работ как части академической этики, включение в образовательный процесс занятий по типам цитирования и правилам его оформления, внедрение использования систем обнаружения заимствований в письменных работах для контроля самостоятельности их выполнения и разработка программ освоения преподавателями данных средств контроля.
Ключевые слова: общее образование, среднее образование, школа, академическая этика, проверка текстов, антиплагиат, проверка на плагиат, самостоятельная работа, экспертная оценка текста на заимствования, неправомерные заимствования.
Olga A. Vakurova1, Olga А. Filippova2
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia 2 Antiplagiat Company, Moscow, Russia
Formation and Assessment of Skills of Independent Preparation of Written Works in General Education
Purpose of research. Today, the informatization of school education has reached a qualitatively new level, schools now have access to fast Internet, modern computer equipment, etc. However, the quality of independent written work of students may significally fall, due to open and free access to fabricated texts (essays, reports, essays), as well as the lack of basic skills of independent work and curiosity among the younger generation. In this regard, the purpose of the study is to pose the problem offormation and evaluation of skills for independent preparation of written work in General education, to consider the current state of affairs in this area of primary education, to develop proposals and solutions to this problem.
Materials and methods. To solve this problem, the authors of the article have analyzed the works of Russian and foreign authors in the field of pedagogy, as well as works on the digital generation and the information society formation in the Russian Federation and legislative acts (Federal law «on education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 N 273-FZ, national project «Education», order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated December 17, 2010 No. 1897 «on approval of the Federal state educational standard of basic General education», The procedure for admitting citizens to study in educational programs of primary
General, basic General and secondary General education, approved by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of January 22, 2014, No. 32, etc.). Results. The study has revealed the current situation in teaching and explaining the basic skills of independent and creative work of students: the lack of methodological foundations and practice of teaching the basics of academic ethics and academic writing, the lack of automated means of monitoring the independent performance of written works. Conclusion. In the article, the authors provide basic recommendations and suggestions for improving the current situation, such as the introduction of elements of informing the school system about the requirements for independence in the performance of educational work as part of academic ethics, elements of independence control (systems for detecting borrowings in written works), the development of programs for teachers to master the means of controlling the independence of students' written work.
Keywords: General education, secondary education, school, academic ethics, checking texts, anti-plagiarism, checking for plagiarism, independent work, expert evaluation of the text for borrowings, illegal borrowings.
Введение
Проблема несамостоятельности при подготовке письменных учебных работ очевидно обострилась в начале двухтысячных годов с развитием информационных технологий: любой, у кого есть доступ в Интернет, может за несколько минут скомпилировать работу из фрагментов чужих текстов, не указывая ни источники, ни границы цитат. Подготовить несамостоятельную работу сегодня гораздо проще, чем обнаружить её несамостоятельность. Отечественные исследователи отмечают, что «присвоение чужих результатов интеллектуального труда является прямой и явной угрозой развитию отечественной науки и, соответственно, существенным препятствием стабильному технологическому развитию страны» [1]. Помимо выявления плагиата в уже опубликованных научных работах и предупреждения использования плагиата во вновь публикуемых, в научном сообществе сейчас ведётся активная просветительская работа по разъяснению норм научной этики, стандартов написания и оформления научных работ и ответственности за плагиат [2]. Однако большинство учёных и молодых исследователей выросло в те времена, когда ещё не было систем поиска и обнаружения заимствований, наподобие системы «Антиплагиат» [3], и многие считали абсолютно нормальным беззастенчиво заимствовать чужие труды без указания авторства, а само слово плагиат было известно лишь единицам, при том, что системы обнаружения неправомерных заимствований работают в вузах достаточно давно. Самая ранняя статья, которая упоминает «Антиплагиат» — первую систему обнаружения текстовых заимствований на русском языке, опубликована в 2005 году [2].
Известно, что в настоящее время школьное образование в
России и в мире претерпевает изменения в сторону цифро-визации и увеличения количества занятий в онлайн-фор-мате. В значительной степени эти изменения ускорились под влиянием ситуации, связанной с противостоянием вирусу Covid-19: за последнее время дистанционное обучение приобрело значительные масштабы. После нескольких месяцев «дистанционки» появилась возможность оценить влияние ее массового внедрения и подготовиться к решению возникающих проблем.
Несомненно, онлайн-обра-зование не может и не должно заменить очное посещение учебных организаций, однако мы видим явную тенденцию к росту количества дистанционно проводимых занятий. Можно предположить, что движение в эту сторону не остановится, а наоборот, приобретет дополнительный импульс.
Одной из особенностей цифровизации общего образования является увеличение доли письменных работ. Нельзя не признать, что «... письменные работы формируют такое немаловажное для профессионала качество, как способность искать и отбирать релевантную информацию и использовать ее для принятия решений» [3]. Именно поэтому самостоятельные письменные работы составляют значительную долю заданий в средней и старшей школе. Авторы предполагают, что доля письменных заданий с течением времени будет только расти. Однако сейчас в средней школе не уделяется должного внимания ни формированию навыков самостоятельной подготовки письменных работ, ни контролю самостоятельности их выполнения. Обучение сводится к выдаче заданий, к последующей их проверке и оценке.
При этом готовность школы работать в изменившихся условиях серьезно отстает. Эта неготовность проявляется
одновременно и в использовании заданий, созданных в доцифровую эпоху, и в отсутствии в школьных программах тем, направленных на обучение принципам пользования информационными технологиями с выработкой понимания существующих этических ограничений, и в неиспользовании современных средств контроля самостоятельности — в частности, средств проверки на наличие неправомерных заимствований (которые чаще называют попросту плагиатом).
Наиболее ярко проблема неправомерных заимствований в учебных работах проявляется в вузах. Российская медиагруп-па РБК 03 августа 2020 года разместила на своем сайте статью, посвященную результатам исследования отношения профессорско-преподавательского состава российских вузов к дистанционному формату образования. Исследование проводилось совместно Министерством науки и высшего образования и Российской академией народного хозяйства и государственной службы с 25 июня по 10 июля 2020 года. В частности, в статье говорится, что в условиях дистанционного обучения «большинство педагогов (51,2%) пожаловались на возросшее количество случаев академического мошенничества в виде плагиата, списываний или сдачи экзамена другим человеком» [4].
Российские исследователи отмечают, что «преподаватели высших учебных заведений отмечают, что вчерашние школьники, становясь студентами, оказываются не готовы к тому, что в их письменных работах начинают контролировать количество и качество заимствований. В то же время общеобразовательная система как в России, так и за рубежом практически не использует инструментарий для поиска заимствований» [5].
В изученных нами статьях отечественных авторов, посвя-
щенных развитию образовательной системы Российской Федерации [6, 7, 8] речь идет исключительно о системе высшего образования. Исследования процесса общего образования практически отсутствуют в современном научном поле.
Изучение опыта зарубежных коллег показывает, что наибольшую склонность к применению неправомерных заимствований в средней и старшей школе имеют те учащиеся, которые склонны откладывать выполнение работ «на потом», при этом у школьников мужского пола эта склонность значительно выше, чем у школьниц [9]. Об этом говорят авторы из Испании. Они же отмечают, что ситуация обострилась именно в период развития цифровизации и интернет-технологий, а также указывают на преемственность склонности к плагиату, т. е. на перенос этой привычки учащихся из школ в университеты.
Джулиан Купер отмечает, что использование в университетах Великобритании систем обнаружения заимствований помогло значительно улучшить оформление цитат в студенческих работах [10]. Помимо обязательных проверок на заимствования, недопустимость плагиата там определяется этическим кодексом, руководством для студентов и общим сводом правил.
Dominic A. Sisti [11] считает, что преподаватели старших классов должны стремиться создавать такие задания, которые поощряют и порождают чувство причастности учащихся к полученному продукту. Это может быть достигнуто за счет использования специальных технологий для обучения, а не просто инструментов исключительно для добычи контента. Автор, очевидно, имеет в виду проектную деятельность, совместную работу над домашними заданиями, когда каждый ученик вносит свой вклад в достижение общих результатов.
Авторы статьи ставят перед собой задачу анализа проблемы отсутствия или недостаточной сформированности у обучающихся навыков самостоятельности при подготовке письменных учебных работ и предложения возможных путей решения данной проблемы в рамках общего среднего образования. Затронуты аспекты оценки и формирования навыка самостоятельной подготовки письменных работ.
Оценка навыков самостоятельной подготовки письменных работ в среднем общем образовании
Поднимая вопрос о необходимости оценки школьными педагогами самостоятельности выполнения обучающимися письменных учебных работ, то есть по сути, о появлении у учителя нового дополнительного функционала, нельзя не принять во внимание и проблему максимально допустимой нагрузки на учителя [12, 13, 14]. В результате преодоления демографической ямы 90-х годов прошлого века и повышения рождаемости, с каждым годом численность школьников неумолимо растёт (рис. 1). Соответственно, на фоне объединения учебных заведений, растёт и процентное соотношение количества школьников на одного учителя (рис. 2).
Таким образом, педагоги общего образования, несомненно, нуждаются в технических средствах, которые помогут уменьшить нагрузку при проверке письменных учебных работ. Инструментом для оценки самостоятельности выполнения письменных работ выступают электронные системы обнаружения текстовых заимствований. Такие системы позволяют оценить долю оригинального текста в проверяемом документе, выявить источники заимствования и провести анализ правомерности заимствований.
В настоящее время российские организации высшего профессионального образования имеют высокие требования и достаточно развитые средства контроля самостоятельности: осуществляются обязательные проверки выпускных квалификационных работ на заимствования с использованием электронных систем. Во многих вузах проверки любых письменных работ начинаются уже с 1 курса бакалавриата.
Сейчас использование электронных систем поиска заимствований в средней школе можно встретить достаточно редко. Необходимо отметить, что попытки внедрить подобные инструменты в систему среднего образования в России уже предпринимались для обязательной проверки школьных итоговых сочинений. Так, пунктом 9.4. Письма Рособр-надзора от 17.10.2016 № 10-764 «О направлении уточненных редакций методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году» было указано: «Руководителю образовательной организации рекомендуется возложить на технического специалиста обязанность по осуществлению проверки соблюдения участниками итогового сочинения (изложения) требования № 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" посредством системы автоматической проверки текстов на наличие заимствований ("Антиплагиат" и др.)» [16]. Однако, с учетом того, что школьные итоговые сочинения пишутся от руки на бумажном носителе, подобная проверка представляется технически сложно выполнимой. Видимо, именно поэтому в последующие годы данная рекомендация была отменена, хотя само требование самостоятельного написания сочинения осталось: «Требование № 2. "Самостоя-
Рис. 1. Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тыс. чел.
Источник: составлено авторами на основе Центральной базы статистических данных сайта Федеральной службы государственной статистики // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.04.2021) [15]
Рис. 1. Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тыс. человек.
Источник: составлено авторами на основе Центральной базы статистических данных сайта Федеральной службы государственной статистики // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.04.2021) [15]
Рис. 2. Численность учителей (без учёта совместителей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования,
тыс. чел.
Источник: составлено авторами на основе Центральной базы статистических данных сайта Федеральной службы государственной статистики // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.04.2021) [15]
Рис. 2. Численность учителей (без учёта совместителей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования,
тыс. чел.
Источник: составлено авторами на основе Центральной базы статистических данных сайта Федеральной службы государственной статистики // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.04.2021) [15]
тельность написания итогового сочинения (изложения)"
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочи-
нения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опублико-
ванный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)» [17].
Можно предположить, что продолжающийся рост цифро-визации образования приведет к тому, что школьные сочинения будут уже в обозримом будущем сдаваться учащимися в электронном виде. И тогда удобство использования системы для обнаружения неправомерных заимствований выйдет на передний план. Внедрение подобных систем станет большим подспорьем для преподавателей, а также позволит обучающимся избежать соблазна нарушить этические нормы. Если неокрепшие умы сразу приучать к тому, что расплата за плагиат будет неизбежной, это поспособствует закреплению нормы писать работы самостоятельно.
Отдельные российские школы также предпринимают попытки установить нормы академической этики. Так, например, в Общеобразовательном частном учреждении Международная гимназия инновационного центра «Сколково» существует «Политика академической честности», где прописаны требования к соблюдению этики при написании и оформлении учебных, творческих, контрольных и экзаменационных работ. В частности, там содержится требование самостоятельного написания работы: «1.2. Все работы, представляемые к внутреннему или внешнему оцениванию, являются самостоятельными» и требование обязательного оформле-
ния ссылок: «1.3. Работы являются авторскими работами студентов, либо содержат надлежащим образом оформленные ссылки на используемую литературу и иные произведения, представляющие объект авторского права». Также в документе сформулировано понятие «академической нечестности»: «2.2. «Академическая нечестность» включает следующие аспекты:
2.2.1. копирование чужих авторских текстов из любых информационных источников и представление их как собственных (плагиат);
2.2.2. использование цитат из авторских материалов и Интернета, без надлежащим образом оформленных ссылок на используемую литературу и иные произведения, представляющие объект авторского права;
2.2.3. списывание у другого студента и представление работы как собственной».
И, наконец, в Политике академической честности» предусмотрена проверка учебных работ с помощью «ан-типлагиатных» систем: «7.1. Работы студентов (в обязательном порядке - расширенное эссе и эссе по Теории познания) проверяются через системы AntiPlagiarism» [18].
Однако необходимо понимать, что «шаблонный перенос в школу инструментов и практик, используемых в вузах, обречен на неудачу. Во-первых, работы школьников обладают существенной спецификой, в том числе они имеют небольшой средний размер, могут содержать высокую долю заимствованного текста. Во-вторых, предъявляются более высокие требования к отсутствию орфографических ошибок. Наконец, требования, предъявляемые к школьным работам, очевидно, должны быть гораздо более мягкими, по сравнению с требованиями к студенческим работам» [5].
Там же авторы отмечают, что основная цель проверки работ
на заимствования заключается не в наказании школьников, а в знакомстве их с принципами подготовки самостоятельных письменных работ, наработке опыта работы с источниками, приобретении навыков корректного указания ссылок на использованные материалы. Этой целью определяется и основной набор дополнительных к проверке на заимствования задач, которые система обнаружения заимствований должна решать, чтобы быть пригодной к использованию в среде общего образования [5]. Таким образом, мы приходим к выводу, что электронные системы поиска заимствований в средней школе должны служить не только средством оценки навыка самостоятельности подготовки письменных работ, но и инструментом его формирования.
Формирование навыков самостоятельной подготовки письменных работ в среднем общем образовании
Нельзя не признать, что сейчас наиболее остро встает вопрос, что же делать организациям общего образования для того, чтобы приучать учеников правильно работать с источниками, верно оформлять цитирование, уважать результаты чужого интеллектуального труда и не допускать мыслей об их присвоении. Если школьник с 1 по 11 классы готовит доклады, рефераты и др. виды работ, старательно скачивая готовые тексты из интернета, он перенесёт эту привычку в высшие учебные заведения. И наоборот, полученный еще в школе крепкий навык самостоятельного написания письменных работ чрезвычайно пригодится при получении высшего или среднего профессионального образования.
Сейчас, когда студент сталкивается с необходимостью проверки его работ через систему «Антиплагиат», это становится для него неприятной неожи-
данностью. Оправившись после первого шока, многие пытаются обойти систему обнаружения заимствований путём использование различных методов технических обходов [19]. И далее, уже в научной деятельности, они продолжают идти по проторенной дорожке, заимствуя фрагменты чужих текстов и искусственно завышая процент оригинальности собственных работ уже более изощренными способами. Здесь и перевод на свой язык трудов иностранных авторов, и глубокое перефразирование, и покупка услуг по «волшебной» обработке текста, после которой его оригинальность резко повышается.
Как мы понимаем, это не идет на пользу ни науке, ни образованию, ни стране в целом. А ведь если у каждого ученика с самого юного возраста будет сформировано понимание и осознание ценности чужого интеллектуального труда, если он будет с самого начала учебной деятельности посвящен в тонкости самостоятельной подготовки текстов, ситуация будет выправляться вместе с ростом (физическим и интеллектуальным) каждого учащегося!
Начальная, основная и средняя общая школа — это ступени к профессиональному образованию. Значительная часть заданий при получении профессионального образования требуют навыков самостоятельной подготовки текстов, а это значит, приобретать такие навыки нужно именно в школе. Когда обучающийся покидает школу, перед ним стоит множество сложных задач, и наличие сформированного навыка создания интеллектуального продукта собственным умом позволяет снять с его плеч довольно большую нагрузку: когда привычка уже есть, её гораздо проще применить и в новых условиях.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования» указано, что мета-
предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации <...>, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников», а также «умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований <...> правовых и этических норм, норм информационной безопасности» [20]. Но достаточно ли внимания уделяется формированию этих навыков на практике?
В современной школе существует элективный курс для 10-11 классов «Деловой русский», программа которого предусматривает изучение норм делового письменного и устного языка, однако в ней отсутствует блок об оформлении и культуре цитирования, об академической честности.
В курсах «Обществознание» и «Технология» 10-11 классов рассматриваются такие теоретические понятия как «интеллектуальная собственность», «авторское право» и их защита, что абсолютно не мешает школьникам скачивать тексты готовых рефератов из Интернета.
Если вернуться к примеру гимназии инновационного центра «Сколково», то в уже упомянутой выше «Политике академической честности» предусмотрен целый ряд «учебных и организационных мероприятий, направленных на повышение компетенций, необходимых для соблюдения принципов академической честности» [18]. Например, проведение сессии о правилах оформления ссылок и списков используемых источников при
написании учебных, исследовательских и творческих работ, которую организует библиотека. Но это скорее исключение, подтверждающее «правило» отсутствия подобных практических занятий в подавляющем большинстве общеобразовательных организаций.
Итак, в средней школе необходим комплекс мер, направленных на формирование навыка самостоятельности при подготовке письменных работ. Такой комплекс мер по мнению авторов может включать:
— Изучение основ академической этики.
— Изучение основ академического письма.
— Обучение применению электронных систем поиска заимствований.
Все три составляющие могут быть успешно интегрированы в существующий образовательный процесс, а могут быть вынесены в отдельный элективный курс. Это могут быть дополнительные занятия, проводимые учителем с периодичностью 1-2 раза в неделю; занятия в виде семинаров и мастер-классов, проводимые приглашёнными специалистами в области обнаружения некорректных заимствований и развития навыков академического письма; онлайн-курсы, прохождение которых школьники могут осуществлять как в школе на дополнительных занятиях, так и самостоятельно дома.
На наш взгляд, просветительскую работу об этических нормах использования результатов чужого интеллектуального труда следует начинать уже с раннего возраста, во время обучения в начальной школе. Чем раньше у подрастающего поколения будут развиваться навыки самостоятельной работы и уважительное отношение к чужому труду, тем лучше.
Предлагаем включить в школьную программу, начиная с 4 класса, обучающий курс по самостоятельной работе с информацией, по научной и учеб-
ной этике. В материалы уроков необходимо включать примеры оформления работ различных категорий, а также проводить практические занятия, на которых школьники будут обучаться основам написания качественных работ, получат навыки грамотного оформления собственных текстов и правильной работы с источниками. В программу адаптированного для школьников курса академической этики будет целесообразно включить краткую историю возникновения моральных и нравственных принципов в связи с развитием цивилизации, понятия об авторстве и плагиате, о критериях хорошей учебной работы, самостоятельно созданной школьником, о видах цитирования, правилах оформления цитат и списка литературы, о последствиях нарушения учебной этики, а также о системах обнаружения заимствований и возможностях их использования школьниками.
Необходимо формировать у подрастающего поколения неприятие неправомерных заимствований, учить детей правильно оформлять цитирование, уважая чужой опыт и труд. При этом очень важно понимать, что требование лишь достижения закрепленного в регламентах процента оригинальности приведет к нежелательным последствиям. Процент оригинальности вообще не может являться главным требованием к учебной и даже научной работе. Самое важное при оценке оригинальности работы — самостоятельность выполнения работы, правильное оформление цитат и понимание уместности их количества.
Школьник должен уметь в своих письменных работах не только воспроизводить полученные знания, но и формулировать собственные выводы, аргументировать свою точку зрения, не бояться высказать свое мнение. Для этого педагог должен поощрять желание учеников высказывать свою
позицию, не требуя только дублирования данных из учебников и конспектов уроков. Несомненно, такой подход сейчас непривычен и может считаться революционным, сложным к внедрению. Однако умение лишь воспроизводить знания во взрослой жизни редко становится необходимым и достаточным условием для успешного развития и, к примеру, построения карьеры. Копирование — это первый необходимый этап обучения детей, но только умение мыслить самостоятельно, вести в т.ч. и проектную деятельность, не копируя чужой опыт, а создавая свой личный, будет значимым приобретением юного участника учебного процесса для дальнейшего достижения собственных высоких целей.
Среди главнейших задач преподавателя — обучать школьников основам академической этики, прививать навыки правильного оформления цитирования и всячески поощрять самостоятельное выполнение письменных работ. Это позволит быть уверенными в том, что у подрастающего поколения сформируется готовность решать новые задачи, стоящие перед ним, собственными силами.
При внедрении в образовательный процесс электронных систем поиска заимствований школам необходимо учитывать негативные результаты, полученные в организациях высшего образования, такие как проверка объема заимствований и жесткое требование достижения порогового процента оригинальности. Объем заимствований не говорит ровно ни о чем, а требование достичь определенного процента провоцирует использование неэтичных способов повышения этого пресловутого показателя. На наш взгляд, главным требованием к письменным учебным работам должно стать отсутствие неправомерных (скрытых) заимствований и кор-
ректное оформление прямого и косвенного цитирования [21].
Немаловажным представляется и вопрос о том, кто будет являться пользователем систем обнаружения заимствований. Если переносить в среднее образование опыт вузов, то это учитель. Однако, если принять во внимание не столько контролирующую, сколько обучающую функцию «антипла-гиатных» систем, то «в идеале школьник должен получать промежуточные результаты и подсказки в процессе подготовки работы. Это позволило бы достичь понимания учениками «границы дозволенного» в относительно мягкой форме»
[5].
Безусловно, внедрение указанных направлений в систему среднего общего образования потребует детальной проработки. Во-первых, это подготовка и реализация программ повышения квалификации учителей, т.к. сегодня большинство педагогов не обладают необходимыми компетенциями. Во-вторых, это разработка соответствующих образовательных программ для начального, среднего и общего образования, а также создание необходимых учебных и методических пособий. Наконец, это апробация указанных программ на практике с привлечением конкретных школ как экспериментальных площадок.
Помимо прочего, для эффективного применения в средней школе определенные изменения должны быть внесены и в функционал системы поиска текстовых заимствований «Антиплагиат». Это могут быть, например, «предложение корректного оформления цитат с обнаруженным заимствованным текстом», поиск подходящих источников, автоматическая проверка орфографии, контроль списывания и другие возможности, актуальные для системы среднего образования [5].
Выводы
С проблемой неправомерных заимствований сейчас активно борются организации высшего профессионального образования и научные организации, но борьба явно далека от своего завершения. При этом в современной школе отсутствует практика подготовки обучающихся к таким аспектам получения профессионального образования, как основы академической этики и академического письма. Наращивая объём самостоятельной работы старших школьников, школа не использует автоматизированные средства контроля самостоятельности. Для того чтобы общеобразовательные организации не столкнулись в ближайшем будущем с проблемами академического плагиата, в данной статье предлагается вводить в систему школьного образования:
1) изучение основ академической этики и академического письма как необходимого условия для формирования навыка самостоятельности при выполнении письменных учебных работ;
2) использование электронных систем обнаружения заимствований как инструмента формирования и оценки навыка самостоятельности при подготовке письменных работ.
Предложенные изменения потребуют разработки и экспериментальной апробации новых образовательных программ как для обучающихся, так и для педагогов, а также доработки функционала электронных систем поиска заимствований с учетом специфики письменных работ в средней школе.
Авторы надеются, что широкое обсуждение проблемы в научном и образовательном сообществах позволит как доработать и конкретизировать предложенные пути решения, так, возможно, и найти дополнительные способы, которые не были рассмотрены в настоящей статье.
Литература
1. Катабай П. Х. Концептуальные основы создания экспертно-аналитических центров для анализа научных текстов на наличие некорректных заимствований [Электрон. ресурс] // Электронные библиотеки. 2017. Т. 20. № 5. С. 332—343. Режим доступа: https://elbib.ru/ article/view/434. (Дата обращения: 25.04.2021).
2. Журавлев Ю.И., Рудаков К.В., Иня-кин А.С., Кирсанов А.А., Лисица А.В., Ники-тов Г.В., Песков Н.В., Романов М.Ю., Чехо-вич Ю.В., Яминов Р.И. Система распознавания интеллектуальных заимствований «Антиплагиат» // Математические методы распознавания образов. 2005. Т. 12. № 1. С. 329-332.
3. Никитов А.В., Орчаков О.А., Чехо-вич Ю.В. Плагиат в работах студентов и аспирантов: проблема и методы противодействия [Электрон. ресурс] // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5(81). С. 61-68. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ plagiat-v-rabotah-studentov-i-aspirantov-problema-i-metody-protivodeystviya. (Дата обращения: 25.04.2021).
4. Губернаторов Е. Преподаватели вузов пожаловались на плагиат и списывание из-за уда-ленки [Электрон. ресурс] // Официальный сайт РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/ 03/08/2020/5f2414d29a7947ed990daf8e. (Дата обращения: 25.04.2021).
5. Беленькая О.С., Суворова М.А., Филиппова О.А., Чехович Ю.В. Задачи систем обнаружения заимствований в применении к поиску заимствований в учебных работах средней школы [Электрон. ресурс] // Интеллектуализация обработки информации: Тезисы докладов 13-й Международной конференции. (Москва, 2020 г.). М.: Российская академия наук, 2020, С. 239-243. ISBN 978-5-907366-16-9. Режим доступа: http:// www.machinelearning.ru/wiki/images/3/31/Idp20. pdf. (Дата обращения: 07.04.2021).
6. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Венди-на А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2020. Режим доступа: https://openedu.rea. ru/jour/article/view/711/485. (Дата обращения: 25.12.2020).
7. Соснина Н.Г. Анализ тенденций развития открытого образования в России и Канаде [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2018. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36765359. (Дата обращения: 16.04.2021).
8. Комлева Н.В., Хлопкова О.А. Интеллектуализация сервисов открытого образования [Электрон. ресурс]// Открытое образование. 2015. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23241598. (Дата обращения 25.12.2021).
9. Sureda-Negre J., Comas-Forgas R., Oliver-Trobat M. F. Academic plagiarism among secondary and high school students: Differences in gender and procrastination [Электрон. ресурс] // Comunicar. 2015. № 22(44). 103-111. DOI: 10.3916/C44-2015-11. (Дата обращения: 22.04.2021).
10. Купер Дж. Формирование академической этики — залог искоренения плагиата [Электрон. ресурс] // Федеральный образовательный портал Экономика. Социология. Менеджмент. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/34950174/. (Дата обращения: 25.04.2021).
11. Dominic A. Sisti How Do High School Students Justify Internet Plagiarism? [Электрон. ресурс] // Ethics & Behavior. 2007. DOI: 10.1080/10508420701519163. (Дата обращения: 01.05.2021).
12. Калина И.И. Педагогическая реальность как локальная картина мира // Мир образования — образование в мире. 2011. № 3. С. 48.
13. Соловьева Т.С. Статус учителя в современном российском обществе // Социальное пространство. 2018. № 1(13). DOI: 10.15838/ sa/2018.1.13.3.
14. Исторические аспекты регулирования рабочего времени педагогических работников [Электрон. ресурс] // Общероссийский Профсоюз образования. Режим доступа: http:// www.eseur.ru/Istoricheskie_aspekti_regulirovaniya_ rabochego_vremeni_pedagogicheskih_rabotnikov/. (Дата обращения: 30.04.2021).
15. Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. 2020. Режим доступа: http://www.gks.ru.
16. Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 № 10-764 О направлении уточненных редакций методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной спра-вочно-правовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/? req=doc&base=LAW&n=206108&dst= 100001&dat e=25.12.2020&demo=2.
17. Письмо Рособрнадзора от 24.09.2020 № 05-86 О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году», «Правилами заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году») [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной справочно-правовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https:// login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n =363368&dst=100383&date=25.12.2020&demo=2.
18. Политика академической честности Общеобразовательного частного учреждения Международная гимназия инновационного центра «Сколково» [Электрон. ресурс] // Сайт Международной гимназии Сколково. Режим доступа: https://gymnasium.sk.ru/city/gymnasium/m/ documents/18028/download.aspx. (Дата обращения: 05.05.2021).
19. Суворова М.А. Кто не спрятался, я не виноват [Электрон. ресурс] // Университетская книга. 2019. № 5. С 74—75. Режим доступа: http:// www.unkniga.ru/innovation/tehnology/9514-kto-ne-spryatalsya-ya-ne-vinovat.html. (Дата обращения: 17.04.2021).
20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) [Электрон. ресурс]. http://ivo. garant.ru/proxy/share?data=q40g0aLnpN5Pvp_ qlYqy4bDl1fyY8tC-7LnXAuug8tKk5KPL86_ wk7XDoNGi3 1 Pzu_CQ4o7igP2P_ YfykfGpteqz1L3bv_qP3kTyh_CC4bHpu-i44sU. (Дата обращения: 25.04.2020).
21. Чехович Ю.В. Как найти площадь Ленина, или размышления о практике выполнения приказа № 636, проценте оригинальности, некорректных и неправомерных заимствованиях и законе Гудхарта [Электрон. ресурс] // Университетская книга. 2018. № 2. С. 72—73. http:// www.unkniga.ru/innovation/tehnology/8136-kak-najti-ploschad-lenina-ili-razmyshleniya-o-praktike. html. (Дата обращения: 25.04.2021).
References
1. Katabay P. Kh. Conceptual foundations for the creation of expert-analytical centers for the analysis of scientific texts for the presence of incorrect borrowings [Internet]. Elektronnyye biblioteki = Electronic libraries. 2017; 20; 5: 332-343. Available from: https:// elbib.ru/article/view/434. (cited 25.04.2021). (In Russ.)
2. Zhuravlev Yu.I., Rudakov K.V., Inyakin A.S., Kirsanov A.A., Lisitsa A.V., Nikitov G.V., Peskov N.V., Romanov M.Yu., Chekhovich Yu.V., Yaminov R.I. The system of recognition of intellectual borrowings «Antiplagiat». Matematicheskiye metody raspoznavaniya obrazov = Mathematical methods of pattern recognition. 2005; 12; 1: 329-332. (In Russ.)
3. Nikitov A.V., Orchakov O.A., Chekhovich Yu.V. Plagiarism in the works of students and graduate students: the problem and methods of counteraction [Internet]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz = University management: practice and analysis. 2012; 5(81): 61-68. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/plagiat-v-rabotah-studentov-i-aspirantov-problema-i-metody-protivodeystviya. (cited 25.04.2021). (In Russ.)
4. Gubernatorov Ye. University professors complained of plagiarism and cheating due to the
22. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной справочно-пра-вовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https://logm.consultant.ru/hnk/?req=doc &base=LAW&n=370280&dst=100005&date=25.12 .2020&demo=2.
23. Национальный проект «Образование» [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Министерство просвещения Российской Федерации. 2020. Режим доступа: https://edu.gov.ru/ national-project.
24. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной справочно-правовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=L AW&n=193504&dst=100003&date=25.12.2020&de mo=2.
25. Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной справочно-правовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https://login. consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=3620 50&dst=100002&date=25.12.2020&demo=2.
distance [Internet]. Ofitsial'nyy sayt RBK = Official site of RBC. Available from: https://www.rbc.ru/soc iety/03/08/2020/5f2414d29a7947ed990daf8e. (cited 25.04.2021). (In Russ.)
5. Belen'kaya O.S., Suvorova M.A., Filippova O.A., Chekhovich Yu.V. . Problems of borrowing detection systems as applied to the search for borrowings in secondary school educational works [Internet]. Intellektualizatsiya obrabotki informatsii: Tezisy dokladov 13-y Mezhdunarodnoy konferentsii (Moskva 2020 g.) = Intellectualization of information processing: Abstracts of the 13th International Conference (Moscow 2020). M.: Russian Academy of Sciences; 2020: 239-243. ISBN 978-5-90736616-9. Available from: http://www.machinelearning. ru/wiki/images/3/31/Idp20.pdf. (cited 07.04.2021). (In Russ.)
6. Maliataki V.V., Kirichek K.A., Vendina A.A. Distance educational technologies as a modern means of implementing active and interactive teaching methods in organizing students' independent work [Internet]. Otkrytoye obrazovaniye = Open education. 2020. Available from: https://openedu. rea.ru/jour/article/view/711/485. (cited 25.12.2020). (In Russ.)
7. Sosnina N.G. Analysis of trends in the development of open education in Russia and Canada [Internet]. Otkrytoye obrazovaniye = Open education. 2018. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=36765359. (cited 16.04.2021). (In Russ.)
8. Komleva N.V., Khlopkova O.A. Intellec-tualization of services of open education [Internet]. Otkrytoye obrazovaniye = Open education. 2015. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23241598. (Data obrashcheniya 25.12.2021). (In Russ.)
9. Sureda-Negre J., Comas-Forgas R., Oliver-Trobat M. F. Academic plagiarism among secondary and high school students: Differences in gender and procrastination [Internet]. Comunicar. 2015; 22(44); 103-111. DOI: 10.3916/C44-2015-11. (cited 22.04.2021).
10. Kuper Dzh. Formation of academic ethics - the key to eradicating plagiarism [Internet]. Federal'nyy obrazovatel'nyy portal Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment = Federal educational portal Economics. Sociology. Management. Available from: http://ecsocman.hse.ru/text/34950174/. (cited 25.04.2021). (In Russ.)
11. Dominic A. Sisti How Do High School Students Justify Internet Plagiarism? [Internet]. Ethics & Behavior. 2007. DOI: 10.1080/10508420701519163. (cited 01.05.2021).
12. Kalina I.I. Pedagogical reality as a local picture of the world. Mir obrazovaniya - obrazovaniye v mire = The world of education - education in the world. 2011; 3: 48. (In Russ.)
13. Solov'yeva T.S. The status of a teacher in modern Russian society. Sotsial'noye prostranstvo = Social space. 2018; 1(13). DOI: 10.15838/ sa/2018.1.13.3. (In Russ.)
14. Historical aspects ofthe regulation ofthe working time of teaching staff [Internet]. Obshcherossiyskiy Profsoyuz obrazovaniya = All-Russian Trade Union of Education. Available from: http://www.eseur.ru/ Istoricheskie_aspekti_ regulirovaniya_rabochego_ vremeni_pedagogicheskih_rabotnikov/. (cited 30.04.2021). (In Russ.)
15. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki = Federal State Statistics Service [Internet]. Official site of the Federal State Statistics Service. 2020. Available from: http://www.gks.ru. (In Russ.)
16. Letter of Rosobrnadzor dated 10/17/2016 N 10-764 On the direction of updated editions of methodological documents recommended for use in organizing and conducting the final essay (presentation) in the 2016/17 academic year [Internet]. Nekommercheskaya internet-versiya komp'yuternoy spravochno-pravovoy sistemy Konsul'tant Plyus = Non-commercial Internet version of the computer legal reference system Consultant Plus. Available from: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&ba se=LAW&n=206108&dst=100001&date=25.12.2020 &demo=2. (In Russ.)
17. Letter of Rosobrnadzor dated 09.24.2020 N 05-86 On the direction of methodological
documents recommended for use in organizing and conducting the final essay (presentation) in the 2020/2021 academic year «(together with» Methodological recommendations for organizing and conducting the final essay (presentation ) in the 2020/2021 academic year «,» Rules for filling out the forms for the final essay (presentation) in the 2020/2021 academic year «) [Internet]. Nekommercheskaya internet-versiya komp'yuternoy spravochno-pravovoy sistemy Konsul'tant Plyus = Non-commercial Internet version of the computer legal reference system Consultant Plus. Available from: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&b ase=LAW&n=363368&dst=100383&date=25.12.20 20&demo=2. (In Russ.)
18. Policy of academic honesty of a private general education institution International Gymnasium of the Skolkovo Innovation Center [Internet]. Sayt Mezhdunarodnoy gimnazii Skolkovo = Website of the Skolkovo International Gymnasium. Available from: https://gymnasium.sk.ru/city/ gymnasium/m/documents/18028/download.aspx. (cited 05.05.2021). (In Russ.)
19. Suvorova M. A. Who didn't hide, I'm not to blame [Internet]. Universitetskaya kniga = University book. 2019; 5: 74-75. Available from: http://www. unkniga.ru/innovation/tehnology/9514-kto-ne-spryatalsya-ya-ne-vinovat.html. (cited 17.04.2021). (In Russ.)
20. Federal state educational standard of secondary general education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012 N 413) [Internet]. http://ivo. garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_ qlYqy4bDl1fyY8tC-7LnXAuug8tKk5KPL86_ wk7XDoNGi3 1Pzu_CQ4o7igP2P_ YfykfGpteqz1L3bv_qP3kTyh_CC4bHpu-i44sU. (cited 25.04.2020). (In Russ.)
21. Chekhovich YU. V. How to find Lenin Square, or reflections on the practice of fulfilling order No. 636, the percentage of originality, incorrect and unlawful borrowing and Goodhart's law [Internet]. Universitetskaya kniga = University book. 2018; 2: 72-73. http://www.unkniga.ru/ innovation/tehnology/8136-kak-najti-ploschad-lenina-ili-razmyshleniya-o-praktike.html. (cited 25.04.2021). (In Russ.)
22. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 N 273-FZ [Internet]. Nekommercheskaya internet-versiya komp'yuternoy spravochno-pravovoy sistemy Konsul'tant Plyus = Non-commercial Internet version of the computer legal reference system Consultant Plus. Available from: https://login. consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=3702 80&dst=100005&date=25.12.2020&demo=2.
23. National project «Education» [Internet]. Ofitsial'nyy sayt Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii = Official site of the Ministry of Education of the Russian Federation. 2020.
Available from: https://edu.gov.ru/national-project. (In Russ.)
24. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 12/17/2010 N 1897 (as amended on 12/31/2015) «On the approval of the federal state educational standard of basic general education» [Internet]. Nekommercheskaya internet-versiya komp'yuternoy spravochno-pravovoy sistemy Konsul'tant Plyus = Non-commercial Internet version of the computer legal reference system Consultant Plus. Available from: https://login.consultant.ru/link /?req=doc&base=LAW&n=193504&dst=100003&d ate=25.12.2020&demo=2. (In Russ.)
25. Order of the Ministry of Education of Russia dated 02.09.2020 N 458 «On approval of the Procedure for admission to study in educational programs of primary general, basic general and secondary general education» [Internet]. Nekommercheskaya internet-versiya komp'yuternoy spravochno-pravovoy sistemy Konsul'tant Plyus = Non-commercial Internet version of the computer legal reference system Consultant Plus. Available from: https://login. consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362 050&dst=100002&date=25.12.2020&demo=2. (In Russ.)
Сведения об авторах
Ольга Александровна Вакурова
К.и.н., доцент, доцент кафедры Политической
экономии и истории экономической науки
Российский экономический университет
им. Г.В. Плеханова»,
Москва, Россия
Эл. почта: [email protected]
Ольга Анатольевна Филиппова
Ведущий специалист учебно-методического центра
Компания «Антиплагиат», Москва, Россия Эл. почта: [email protected]
Information about the authors
Olga A. Vakurova
Cand. Sci. (Historical), Associate Professor, Associate
professor in the Department of Political economy and
the history of economic science
Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Olga A. Filippova
Leading specialist of the training and methodological center
Antiplagiat Company, Moscow, Russia E-mail: [email protected]