Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ»'

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурова Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются переменные, характеризующие потенциал и эффективность управления хозяйствующим субъектом, необходимые для определения перспективных направлений формирования инновационной системы управления. Показано положение хозяйствующего субъекта, учитывающего эффективность его инновационной системы управления и системы управления маркетингом. Отмечается важность при формировании инновационной системы управления хозяйствующим субъектом проведения оценки эффективности инновационной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF AN INNOVATIVE SYSTEM OF MANAGEMENT OF A BUSINESS SUBJECT ON THE EXAMPLE OF THE BRANCH “KCHK”JSC“UCC“URALCHEM”

The article considers the variables that characterize the potential and efficiency of managing an economic entity, which are necessary to determine promising directions for the formation of an innovative management system. The identified position of an economic entity is shown, taking into account the effectiveness of its innovative management system and marketing management system. The importance is noted in the formation of an innovative management system for an economic entity to assess the effectiveness of an innovative management system for an economic entity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ»»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_4_388 УДК 338.012

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА

«КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ»

Гурова Екатерина Сергеевна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, Вятский государственный университет, г. Киров, Россия, e-mail: gurekser@gmail. œm

В статье рассматриваются переменные, характеризующие потенциал и эффективность управления хозяйствующим субъектом, необходимые для определения перспективных направлений формирования инновационной системы управления. Показано положение хозяйствующего субъекта, учитывающего эффективность его инновационной системы управления и системы управления маркетингом. Отмечается важность при формировании инновационной системы управления хозяйствующим субъектом проведения оценки эффективности инновационной системы управления.

Ключевые слова: инновационная система управления; потенциал хозяйствующего субъекта; система управления маркетингом; конкурентоспособность; инновации.

UDC 338.012

FORMATION AND EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF AN INNOVATIVE SYSTEM OF MANAGEMENT OF A BUSINESS SUBJECT ON THE EXAMPLE OF THE BRANCH "KCHK"JSC"UCC"URALCHEM"

Gurova Ekaterina Sergeevna,

Senior Lecturer, Department of Management and Marketing, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: gurekser@gmail.œm

The article considers the variables that characterize the potential and efficiency of managing an economic entity, which are necessary to determine promising directions for the formation of an innovative management system. The identified position of an economic entity is shown, taking into account the effectiveness of its innovative management system and marketing management system. The importance is noted in the formation of an innovative management system for an economic entity to assess the effectiveness of an innovative management system for an economic entity.

Keywords: innovative management system; the potential of the economic entity; marketing management system; competitiveness; innovation.

В ранее опубликованной статье был сделан вывод о том, что формировать инновационную систему управления необходимо, либо отбирая элементы системы управления инновационного типа, либо развивая необходимые из имеющихся элементов до их инновационного уровня [5]. Также были проанализированы переменные, характеризующие

возможность развития системы управления по мнению ученых и специалистов в области управления инновациями.

Для определения перспективного направления формирования инновационной системы управления филиала «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» вначале были определены переменные, которые в большей степени могут

характеризовать возможности и эффективность системы управления хозяйствующим субъектом, согласованные с сотрудниками аппарата управления, а также предложенны-

ми специалистами и учеными (рассмотренными в ранее опубликованных научных статьях) (табл. 1).

Таблица 1 - Переменные, характеризующие потенциал и эффективность управления филиала

«КЧХК» АО «ОХК «Уралхим»

Номер переменной Название переменных, характеризующих эффективность управления

X1 Профессиональные кадры

X2 Аудит внешней среды

X3 Цели развития субъекта хозяйствования

X4 Техническое обеспечение деятельности

X5 Аудит деятельности других субъектов хозяйствования

X6 Аудит процесса управления в рамках других субъектов хозяйствования

X/ Опыт управленцев

X8 Взаимозависимость процессов управления

Х9 Матрица распределения ответственности

Х10 Релевантность передачи информации

Х11 Экономичность процессов управления

Х12 Скорость изменений в управлении

Х13 Неизменяемость процессов управления

Х14 Система мотивации персонала

Х15 Организационная структура

Х16 Технология управления

Х17 Система обучения персонала

Х18 Аудит по результатам деятельности субъекта хозяйствования

Х19 Информационная система (среда)

Х20 Правила, нормы и взаимоотношения в субъекте хозяйствования

Х21 Аудит собственных ресурсов

Х22 План внедрения нововведений

Х23 Стиль управления

Х24 Планирование материально-технического обновления

Х25 Аудит выполнения сотрудниками своих задач

Впоследствии был проведен экспертный браны 20 сотрудников предприятия. Зада-опрос руководителей и специалистов фили- ча анкетирования заключалась в оценке по ала «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим», были вы- 10-балльной шкале важности предложенных

о -| _________

2 А б 8 Ю 12 14 16 18 20

Количество факторов

Рисунок 1 - График «каместной осыпи» для определения количества факторов НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

25 переменных, характеризующих потенциал и эффективность управления филиала «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим».

Далее, полученные результаты были обработаны с помощью метода факторного анализа в программе МтКаЬ для получения более узкого количества переменных, на которые стоит обратить внимание при формировании инновационной системы управления (рис. 1).

Результаты факторного анализа позволили сформировать модель, помогающую определить 5 факторов - направлений формирования инновационной системы управления: механизм управления (фактор 1), интенсивные технологии управления (фактор 2), процессное управление (фактор 3), система обучения и наставничества (фактор 4), план развития субъекта хозяйствования (фактор 5) (табл. 2).

Таблица 2 - Дисперсия, объясненная каждым фактором

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5

Собств. значения 2,9365 2,8135 2,6749 2,5187 2,3246

Доля, % 12,7 12,3 11,2 10,4 9,8

Коррелирующие переменные Х3, Х7, Х11, Х12, Х18, Х19 Х1, Х3, Х4, Х11, Х20 Х3, Х8, Х11, Х24 Х7, Х17, Х20, Х25 Х18, Х22, Х24

Условное название фактора Механизм управления Интенсивные технологии управления Процессное управление Система обучения и наставничества План развития субъекта хозяйствования

Среди полученных результатов ключевыми являются первый и второй факторы, показывающие возможность формирования инновационной системы управления за счет всех основных элементов системы управления (Х3 - цели развития субъекта хозяйствования, Х11 -экономичность процессов управления, Х1 - профессиональные кадры, Х7 - опыт управленцев, Х4 - техническое обеспечение деятельности, Х19 - информационная система (среда), Х18 - аудит по результатам деятельности субъекта хозяйствования и Х20 - правила, нормы и взаимоотношения в субъекте хозяйствования).

После изучения деятельности филиала «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим», проработки возможности выхода предприятия на новый уровень развития (с возможностью внедрения организационных инноваций) и полученных результатов исследования данный хозяйствующий субъект может определить для себя перспективное направление формирования инновационной системы управления за счет формирования инновационного механизма управления хозяйствующим субъектом или внедрения интенсивных технологий управления.

На основе выявленной возможности (имеющийся в наличии потенциал элементов системы управления) сформировать в филиале «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» инновационную

систему управления на основе внедрения организационных инноваций было принято решение определить, насколько в настоящее время реализованы функции управления инновационной системой и как их выполнение влияет на уровень конкурентоспособности предприятия на рынке (на основе системы управления маркетингом). Для этого были проведены два опроса: первый - экспертный опрос руководителей и специалистов филиала «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» (20 человек), в котором оценивались по 5-балльной шкале предложенные 40 функций управления инновационной деятельностью с учетом биодинамического подхода и определившиеся приоритетные направления формирования инновационной системы управления; второй - экспертный опрос руководителей и специалистов филиала «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» (20 человек ответили на 23 вопроса по методике разработанной В. И. По-хабовым [4]), по которому проводился анализ эффективности системы управления маркетингом субъекта хозяйствования. Результаты опроса показали следующие результаты: - эффективность инновационной системы управления хозяйствующим субъектом получила от 2,6 до 3,5 баллов - значит, хозяйствующий субъект имеет слабоэффективную (низкоэффективную) инновационную систему управления. Необходимо оценить качество осуществляемых функций управления

инновационной системой, усилить контроль их выполнения и определиться с целью инновационного развития;

- эффективность системы управления маркетингом - 8,1-16 баллов: средний уровень развития системы маркетингового управления свидетельствует о том, что высшее руководство и коллектив хозяйствующего субъекта в целом уже осознали пре-

Как видно из табл. 3, филиал «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» не имеет развитой инновационной системы управления с одновременно развитой системой управления маркетингом. Положения хозяйствующего субъекта характеризуется инновационной системой управления низкого уровня и системой управления маркетингом со средним уровнем эффективности.

Оценив влияние инновационной системы управления предприятия химической промышленности на систему управления маркетингом, приходим к выводу о необходимости оценивать эффективность инновационной системы управления и влияние данной системы на инновационную активность предприятия. Для этого предлагается воспользоваться авторской методикой оценки, представленной на рис. 2.

На первом этапе необходимо провести аудит механизма инновационного управления.

имущества от использования маркетинговых принципов и инструментария в современных условиях.

Полученные данные позволили определить положение филиала «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» на авторской матрице эффективности инновационной системы управления и системы управления маркетингом хозяйствующим субъектом (табл. 3).

Он позволяет оценивать, как реализуются этапы инновационной системы управления. Если проводить данный аудит ежегодно, будет видна динамика результатов инновационного управления.

На втором этапе предлагается провести оценку биодинамики элементов инновационной системы управления, которая покажет наличие инновационного потенциала элементов системы управления [1]. Показатели для такой оценки предлагаем разрабатывать на основе предложений С. В. Комарова и А. В. Молодчика (показатели характеризуют возможность развития элементов системы управления [3]) и В. Я. Дубровского (система должна становиться самоуправляемой [2]).

На третьем этапе предлагается провести оценку уровня инновационной активности субъекта хозяйствования по авторским показателям, характеризующим инновационную активность системы управления; инноваци-

Таблица 3 - Матрица эффективности инновационной системы управления и системы управления маркетингом хозяйствующим субъектом (филиал «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим»)

Эффективность инновационной системы управления хозяйствующим субъектом Эффективность системы управления маркетингом Субъект хозяйствования с развитой инновационной системой управления Субъект хозяйствования со средним уровнем инновационной системы управления Субъект хозяйствования с низким уровнем инновационной системы управления Аутсайдеры рынка

5,0....4,6 4,5.3,6 3,5.2,6 2,5.0

Субъект хозяйствования с развитой системой управления маркетингом 1 5 9 13

24,0. ..16,1

Субъект хозяйствования со средним уровнем развития системы управления маркетингом 2 6 10 филиал «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» 14

16,0.8,1

Субъект хозяйствования со слабым уровнем системы управления маркетингом 3 7 11 15

8,0.5,1

Субъект хозяйствования с низким уровнем развития системы управления маркетингом 4 8 12 16

5,0.0

Рисунок 2 - Методика оценки эффективности инновационной системы управления

хозяйствующим субъектом

онную активность субъекта хозяйствования.

Взяв за основу предложенную авторскую методику оценки эффективности инновационной системы управления хозяйствующим субъектом и используя ее для анализа филиал «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим», были получены следующие результаты:

- инновационная система управления не является эффективной, необходимо качественно проанализировать инновационные возможности и определить цель своего инновационного развития в долгосрочной перспективе, можно выбирать в качестве перспективных направлений формирования инновационной системы «механизм управления» или «интенсивные технологии управления». Филиал «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» качественно анализируют специфические факторы, проводит анализ внутренних условий инновационного управления, но мало внимания уделяет анализу инновационных целей и норм, правил и взаимоотношений между аппаратом управления, качеству выполняемых функций инновационного управления; нужно более тщательно проанализировать результаты эффективности каждого элемента инновационной системы и качество выполняемых функций инновационного управления;

- имеется достаточный потенциал для формирования инновационной системы на основе биодинамического подхода, каждый

элемент инновационной системы управления данных показывает свое развитие;

- уровень инновационной активности инновационной системы управления низкий и составляет 30 %.

Проведя исследование в вопросе возможности формирования инновационной системы управления в филиале «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» приходим к выводу о наличии инновационного потенциала и необходимости произвести организационные изменения в хозяйствующем субъекте за счет внедрения инноваций. Оценка переменных, характеризующих потенциал и эффективность управления хозяйствующим субъектом, показала возможность внедрить перспективное направление - «механизм управления», обеспечивающее реализацию биодинамического подхода. Использование данного направления позволит повысить конкурентоспособность на рынке, изменив положение хозяйствующего субъекта на средний уровень эффективности инновационной системы управления, и обеспечит субъекту хозяйствования развитую систему управления маркетингом. За счет внедрения организационных инноваций будет обеспечено повышение качества выполняемых функций инновационного управления и уровень инновационной активности инновационной системы управления будет составлять более 50 %.

Список литературы _

1. Гурова Е. С., Знаменская Е. П. Повышение эффективности управленческих решений с помощью внедрения системы встроенного качества // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. № 11(107). С. 54-59.

2. Дубровский В. Я. Абсолютно нормативная концепция деятельности. (Нормы и отклонения с ситемодеятельной точки зрения) // Очерки общей теории деятельности. 2011. № 38-39. С. 410-464.

3. Комаров С. В., Молодчик А. В. Методологические основы теории 2с-систем: механизмы самоорганизации и матрица организационного развития // Вестник Пермского университета. Экономика. 2012. Вып. 2(13). С. 124130.

4. Похабов В. И., Пономарченко И. И. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятии // Маркетинг. 2001. № 5. С. 102-120.

5. Созинова А. А., Гурова Е. С. Инновационная система управления предприятием: трансформация с целью устойчивого развития в долгосрочной перспективе // Индустриальная экономика. 2021. № 5-4. С. 362-368.

References_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gurova E. S., Znamenskaya E. P. Improving the efficiency of management decisions through the introduction of an integrated quality system. Economics and management: problems, solutions. 2020. Vol. 1. No. 11(107). Pp. 54-59.

2. Dubrovsky V. Ya. Absolutely normative concept of activity. (Norms and deviations from the system-activity point of view). Essays of the general theory of activity. 2011. No. 38-39. Pp. 410-464.

3. Komarov S. V., Molodchik A.V. Methodological foundations of the theory of 2c systems: mechanisms of self-organization and the matrix of organizational development. Bulletin of Perm University. Economy. 2012. Issue 2(13). Pp. 124-130.

4. Pokhabov V. I., Ponomarenko I. I. Methodology for evaluating the effectiveness of the marketing management system at the enterprise. Marketing. 2001. No. 5. Pp. 102-120.

5. Sozinova A. A., Gurova E. S. Innovative enterprise management system: transformation for sustainable development in the long term perspective. Industrial economy. 2021. No. 5-4. Pp. 362-368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.