Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / МОДЕЛЬ / ОВОЩЕВОДСТВО / ПРОГНОЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крючков Г.Г.

Цель научной работы состоит в исследовании современного состояния конъюнктуры рынка овощей в Саратовской области и разработке модели прогнозирования конъюнктуры продовольственного рынка. Задачи научного исследования: проанализировать динамику значимых показателей конъюнктуры рынка овощей, определить наличие связей между данными показателями, на основе выявленных зависимостей построить экономико-математическую модель прогнозирования конъюнктуры рынка овощной продукции в Саратовской области. Используемые методы исследования: статистико-экономический, монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, математического моделирования. Исследование рынка позволяет предвидеть развитие рыночной конъюнктуры и разработать меры адекватного воздействия на сложившуюся на рынке ситуацию для получения максимального эффекта от производственно-сбытовой деятельности хозяйствующих субъектов. Главным звеном в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает их динамику. Проанализирована динамика значимых показателей конъюнктуры рынка овощей, определено наличие связей между данными показателями, на основе выявленных зависимостей построена экономико-математическая модель прогнозирования конъюнктуры рынка овощной продукции в Саратовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ»

УДК 338.12.017

Г.Г. Крючков, младший научный сотрудник, ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса» e-mail: djoker2333@yandex.ru

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ

РЫНКА ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ

Цель научной работы состоит в исследовании современного состояния конъюнктуры рынка овощей в Саратовской области и разработке модели прогнозирования конъюнктуры продовольственного рынка. Задачи научного исследования: проанализировать динамику значимых показателей конъюнктуры рынка овощей, определить наличие связей между данными показателями, на основе выявленных зависимостей построить экономико-математическую модель прогнозирования конъюнктуры рынка овощной продукции в Саратовской области. Используемые методы исследования: статистико-экономический, монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, математического моделирования. Исследование рынка позволяет предвидеть развитие рыночной конъюнктуры и разработать меры адекватного воздействия на сложившуюся на рынке ситуацию для получения максимального эффекта от производственно-сбытовой деятельности хозяйствующих субъектов. Главным звеном в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает их динамику. Проанализирована динамика значимых показателей конъюнктуры рынка овощей, определено наличие связей между данными показателями, на основе выявленных зависимостей построена экономико-математическая модель прогнозирования конъюнктуры рынка овощной продукции в Саратовской области.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, конъюнктура рынка, модель, овощеводство, прогноз, конкурентоспособность, эффективность.

Агропромышленный комплекс является наиболее зависимым от различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. В связи с этим становится объективной необходимостью регулирующее влияние региональных и федеральных органов власти на его развитие. Данная проблема обусловлена рядом причин, среди которых важнейшими являются: обеспечение продовольственной безопасности страны, низкая производительность отрасли, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень оплаты труда работников сельского хозяйства и неконкурентоспособность производимой продукции, что особенно важно в условиях применяемых к России санкции и ее вступлением в ВТО [1].

Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что должно быть совместное действие государственного и рыночного саморегулирования, но если для государственного регулирования требуются финансовые и административные ресурсы, то рыночное саморегулирование основано на равновесии между спросом и предложением путем колебания цен и приспособления структуры производства к рыночной конъюнктуре

[3].

На сегодняшний день исследование рынка позволяет предвидеть развитие рыночной конъюнктуры и разработать меры адекватного воздействия на сложившуюся на рынке ситуацию для получения хозяйствующими субъектами максимального эффекта от производственно-сбытовой деятельности. Основная цель изучения конъюнктуры рынка -

установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на развитие рынка, на его состояние в ближайшем будущем и какие меры необходимо принять, чтобы рациональнее использовать имеющиеся у предприятия ресурсы, более полно удовлетворить спрос населения на товары [2].

Именно поэтому комплексное исследование рынка и, прежде всего, рыночной конъюнктуры, а также прогнозирование ее дальнейшего развития является инструментом, позволяющим управляющим органам проводить мониторинг и регулирование ситуации, а товаропроизводителям - избежать ошибок и снизить риск при принятии управленческих решений.

При изучении конъюнктуры отдельного товарного рынка следует исходить из того, что конъюнктура рынка определяется присущими только ей особенностями, обусловленными спецификой отрасли, характером и разнообразием поведения конкретных участников рыночных отношений. Так, например, рынку овощной продукции присущ ряд специфических особенностей, отличающих его от других продуктовых рынков. В первую очередь, это связано с особенностью спроса на овощи, заключающегося в том, что при всех достоинствах они еще не стали для основной массы населения продуктом ежедневного потребления [9].

Анализ конъюнктуры рынка овощной продукции показывает, что одним из структурных недостатков в развитии овощеводства в Саратовской области является отставание в производстве овощей защищенного грунта (таблица 1).

Таблица 1. Анализ конъюнктуры рынка овощей в Саратовской области в 2015 году

Показатели Овощи открытого грунта Овощи защищенного грунта

Валовой сбор, т 494563,0 31683,0

Средняя себестоимость, руб./т 8533,8 47506,3

Товарооборот, т 35406,0 31550,8

Прибыль от реализации, руб./т 1900,2 11610,1

Рентабельность продаж, % 18,2 19,6

Коэффициент насыщенности спроса 1,40 0,97

Источник: Федеральная служба государственной статистики. Примечание: составлено автором

Данные таблицы 1 показывают, что при относительно одинаковом размере товарооборота коэффициент насыщенности спроса рынка овощей защищенного грунта всего 0,97, что немного ниже необходимого уровня самообеспеченности. Вместе с тем, при более высокой себестоимости и сравнительно низком объеме производства рентабельность продаж овощей защищенного грунта немного выше, чем в сегменте овощей открытого грунта. Основной особенностью рынка овощей открытого грунта в Саратовской области является то, что большая часть продукции производится в хозяйствах населения, именно поэтому при товарообороте всего в 35,4 тыс. т коэффициент насыщенности спроса равен 1,40.

Исследования рынка овощей позволили нам агрегировать показатели конъюнктуры и разработать регрессионную модель, аппроксимирующую зависимость уровня цен на овощную продукцию от производственных показателей и показателей товарно-денежного обмена (рису-

нок 1). Из производственно-стоимостной функции с уровнем цен на овощи как открытого, так и закрытого грунта наибольшую зависимость имеют:

- цена производителей (Ау1=Ах7*0.813; Ау2=Ах19*1.292);

- себестоимость продукции (Ау1=Ах8*1.778; Ау2=Ах20*0.657);

- посевная площадь (Ау1=Ах9*2.648; Ау2=Ах21*0.052).

Производственно-результативная функция описывает взаимодействие ценообразования рассматриваемого сегмента со следующими показателями:

- количество реализованной продукции (Ау1=Ах10*(-0.339); Ау2=Ах22*(-4.433));

- ожидаемая сумма выручки от реализации (Ау1=Ах11*0.07; Ау2=Ах22*0.103);

урожайность (Ау1=Ах12*(-1.717); Ау2=Ах23*(-1048.3)).

Произведенные расчеты также показывают высокую корреляционную связь между уровнем

Овощи открытого грунта

Кол-во реализованной продукции, т (х10) Ожидаемая сумма выручки от реализации, тыс. руб. (х 11) Урожайность, ц/га (х12)

¿Щ492М-0,33982*х10+0,0703*х11-1^167^x12]

Средняя розничная иена, рубУт (у!)

1у1=^ТШ0,38+0,81326*х7+1,77812*х8+2^64829*х9

Цена Полная Посевная

производите- зебестоимос-п площадь, га

лей, руб./т (х7 руб./т (х8) (х9)

х8=603,643+3,91674*х5/х валовой сбор-5,949*х6/хвщювой сбор

Материальные затраты, тыс. руб. (х5)

Затраты на оплату труда, тыс. руб. (хб)

Уровень самообеспеченности, % (у4) I---/

у4=х25/х26

Производство овощей, т (х25)

Потребление овощей, т (х26) ............I

х25=-52825а4+у3^11,35091 "N1—

Средняя розничная цена

овощной продукуии^ руб./т

73=3^64+0,5*^1+0,5 *у2

х5=8456,97+5,91247*х1-2,76613*х2-0,57032*х3-3,16034*х4

Затраты на семена, тыс. руб. ГхП Удобрения, тыс. руб. (х2) Химические средства защиты, тыс. тб. Гх31 Затраты на нефтепродукты, тыс. руб. (х4)

Овощи защищенного грунта

Кол-во реализованной продукции, т (х22 Ожидаемая сумма выручки от реализации, тыс. руб. (х 23) Урожайность, кг/м2 (х24)

^2=82922ДЗ-4,4333*'х22+0,103*х23-1048,31 *х24

Средняя розничная иена, руб./т (у2)

у2=50222Д+1,292*х19+0,65715*х20+0Д)5Т54*х2Г

Цена Полная Посевная

производите- себестоимость площадь, м2

лей, руб./т (х19) руб./т (х20) (х21)

х20=23790,7+3,0702*х17/х валовой сбор-0,465*х18/х валовой сбор

Материальные затраты, тыс. руб. (х17)

Затраты на оплату труда, тыс. руб. (х18)

х17=7412.12+1.049*х13+0.72575*х14+1.52434*х15+1.295*х16

Затраты на Удобрения, Химические Затраты на

семена, тыс. тыс. руб. средства за- электроэнер

руб. (х13) (х14) щиты, тыс. гию, тыс.

тгб. Гх151 руб. (х16)

Рисунок 1. Модель прогнозирования конъюнктуры рынка овощей в Саратовской области (Примечание: составлено автором)

розничных цен на овощи и уровнем самообеспеченности региона, увеличение цены реализации овощей на единицу стимулирует товаропроизводителей и увеличивает общий объем производства на 11,3 т, что в свою очередь повышает самообеспеченность региона.

Разработанная модель и целевые показатели государственной программы региона позволили спрогнозировать розничные цены на овощную продукцию в Саратовской области на 2020 год. Данной программой предусмотрено увеличение площади

теплиц на 5 га, что увеличит цену на овощи защищенного грунта до уровня 132,5 тыс. руб. за т (147 % от уровня 2015 года), однако предусмотренное субсидирование затрат на химические удобрения в размере 50 % и на электроэнергию в размере 20 % сдержит рост цен за 5 лет на уровне 140 %. Эти же мероприятия в овощеводстве открытого грунта приведут к тому, что в 2020 году цена на овощи открытого грунта возрастет всего лишь до уровня 33,2 тыс. руб. за 1 т или 122 % от уровня 2015 года (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика цен на овощную продукцию Саратовской области (Примечание: составлено автором)

Рентабельность производства овощей вследствие выполнения изложенных в программе мероприятий возрастет до уровня 30,0 %.

Проведенный нами анализ конъюнктуры рынка на основе множественной регрессии основан на использовании нескольких независимых переменных в уравнении регрессии. Это усложняет анализ, делая его многомерным. Однако регрессионная модель более полно отражает действительность, так как в реальности исследуемый

параметр, как правило, зависит от множества факторов.

Таким образом, проведение оценки конъюнктуры региональных товарных рынков способствует оптимизации взаимодействий субъектов рыночных отношений с учетом стратегических социально-экономических приоритетов развития региональных хозяйственных систем, с ее помощью предпринимается попытка формального описания механизма взаимодействия всех субъектов рыночных отношений.

Литература

1. Ададимова, Л.Ю. Моделирование анализа рисковых ситуаций и оценки угроз потери устойчивости развития аграрного производства / Л.Ю. Ададимова, Ю.Г. Полулях, Т.В. Брызгалин // Научное обозрение: теория и практика. - 2016. - № 3. - С. 90-103.

2. Белокопытова, Л.Е. Конъюнктура рынка - важный резерв роста экономики отрасли / Л.Е. Белокопытова, Г.Г. Крючков // Научное обозрение: теория и практика. - 2016. - № 9. - С. 38-45.

3. Белокопытова, Л.Е. Агропродовольственный рынок региона: проблемы формирования и развития / Л.Е. Белокопытова, И.В. Павленко, Е.В. Кудряшова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 8-1. -С. 193-197.

4. Бурмистров, А.В. Особенности развития зернопродуктового рынка: на примере Саратовской области: дис... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Бурмистров Алексей Владимирович. - Саратов, 2007. - 188 с.

5. Завгородняя, А.В. Базовые условия моделирования экономической конъюнктуры / А.В. Завгородняя // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 46. - С. 115-118.

6. Калинина, А.Э. Теоретико-методологические аспекты исследования конъюнктуры региональных аспектированных рынков / А.Э. Калинина, Н.А. Михайлова // Региональная экономика: теория и практика. -2007. - № 13. - С. 105-112.

7. Комолов, С.М. Формальный маркетинг: некоторые аспекты анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка / С.М. Комолов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 9. - С. 137-139.

8. Сергиенко, В.С. Принятие предпринимательских решений и прогнозирование экономической конъюнктуры на плодоовощном рынке Ставропольского края / В.С. Сергиенко // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2008. - № 44. - С. 147-160.

9. Силко, Е.А. Современное состояние рынка овощной продукции в России / Е.А. Силко, А.Н. Карпов // Основные направления развития оптовых продовольственных рынков и их роль в обеспечении продовольственной безопасности страны в условиях воздействия внешних угроз: материалы Международ. науч.-практ. конф. 08-10 октября 2014 г., Москва / Центр научной информации по социально-экономическим проблемам АПК Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства. -Москва, 2014. - С. 206-219.

10. Сучкова, Н.Р. Перспективные направления развития плодоовощного подкомплекса Саратовской области / Н.Р. Сучкова, Г.Г. Крючков // Аграрная Россия. - 2015. - № 8. - С. 38-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.