4. UNWTO World Tourism Barometer, 2012, №1: статистическое приложение. 5 с.
5. WTTC Russian Federation. Travel & Tourism Economic Research, 2012:
[Электронный ресурс] // URL: http://www.wttc.org/research/economic-impact-
research/country-reports/r/russian-federation/ (Дата обращения: 03.03.2012).
СТАТИСТИКА
УДК 336(075.8)
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ РАЗЛИЧНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ FINANCIAL FLOW FORMATION AND USE IN DIFFERENT ECONOMIC SECTORS WITHIN CIS CONCEPT
Селезнева Анна Николаевна, специалист по ведению бухгалтерского учета I категории,
Аудиторско-консалтинговая компания «Финансовый Контроль и Аудит»,
г. Москва
Выявление специфических особенностей формирования и эффективного использования финансовых потоков экономических субъектов различных секторов экономики в рамках концепции СНС способствует повышению эффективности управления финансовыми потоками, а значит, и поддержанию стабильности в экономической среде как в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, так и экономики страны. В данной статье рассмотрены финансовые потоки различных секторов экономики, дана краткая характеристика финансовых потоков различных институциональных единиц, выделены специфические черты и описаны их основные отличия.
Ключевые слова: финансовый поток, система национальных счетов, приток, отток.
The article considers that uncovering peculiarities in formation and efficient use of subjects ’ financial flows in different economic sectors within the CIS concept increases the efficiency of financial flow management and therefore maintains economic stability both within a concrete competence and the economy of the country. This article considers financial flows in different economic sectors, gives a brief description of financial flows in different institutional units, marks peculiarities and determines their main differences.
Key words: financial flow, system of national accounts, flow-in, runoff.
Система национальных счетов (далее СНС) дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических субъектов - резидентов от момента производства до момента конечного потребления или создания разных видов накопления. Однако СНС не учитывает особенности формирования финансовых потоков
хозяйствующий субъектов в конкретных секторах экономики, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на полноте отражения информации, представленной в рамках концепции СНС.
Несмотря на то, что многие авторы в той или иной степени рассматривали финансовые потоки различных хозяйствующих субъектов, ни в одной работе не дается четкая характеристика финансовых потоков по секторам экономики в рамках концепции СНС. Вместе с тем, по мнению автора, информация, за счет чего формируется финансовый поток и на какие цели он используется, крайне необходима и важна при формировании основных экономических показателей любого хозяйствующего субъекта и экономики в целом. Недостаточное изучение данного вопроса послужило поводом для проведения подробного исследования в области формирования и использования финансовых потоков различных секторов экономики с акцентированием особого внимания на специфику финансовых потоков различных секторов экономики в рамках концепции СНС.
В соответствии с методологией СНС в экономике выделяются следующие секторы:
- нефинансовые корпорации;
- финансовые корпорации;
- государственные учреждения;
- некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
- домашние хозяйства;
- остальной мир.
Сектор «Нефинансовые корпорации» состоит из резидентских единиц (организаций и предприятий), занятых на коммерческой основе в производстве товаров и нефинансовых услуг.
В состав сектора нефинансовых корпораций включается следующая совокупность резидентных институциональных единиц:
- нефинансовые корпорации;
- нефинансовые квазикорпорации, включая все отделения иностранных нефинансовых предприятий, учрежденные на данной экономической территории на долгосрочной основе (где квазикорпорация - это вид некорпоративных предприятий, экономическое поведение которых по многим признакам аналогично поведению корпоративных образований [3]);
- некоммерческие организации, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг.
Подробнее остановимся на финансовых потоках нефинансовых корпораций, а именно, на финансовых потоках предприятия, сформированных за счет текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (таблица 1). Как видно из таблицы, формирование и использование финансовых потоков продиктовано специфическими чертами той или иной деятельности предприятия.
Таблица 1 - Финансовые потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности
Приток Отток
Текущая деятельность
Денежная выручка от реализации продукции в текущем периоде; Платежи дебиторской задолженности; Поступления от продажи в результате бартерной сделки; Авансы, полученные от покупателей. Платежи по счетам поставщиков и подрядчиков; Выплата заработной платы; Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; Отчисления на социальную сферу.
Инвестиционная деятельность
Продажа основных средств; Дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений; Возврат других финансовых вложений. Приобретение основных средств и нематериальных активов; Капитальные вложения; Долгосрочные финансовые вложения.
Финансовая деятельность
Краткосрочные кредиты и займы; Долгосрочные кредиты и займы; Поступления от эмиссии акций; Целевое финансирование. Возврат краткосрочных кредитов и займов; Возврат долгосрочных кредитов и займов; Выплата дивидендов; Погашение векселей.
Финансовый поток, формирующийся в результате текущей деятельности предприятия, имеет следующие особенности.
1. Текущая деятельность является главным компонентом всей хозяйственной деятельности предприятия, определяет его профиль, поэтому ее финансовый поток имеет наибольший удельный вес в совокупном финансовом потоке предприятия.
2. Формы и методы текущей деятельности зависят от отраслевых особенностей, поэтому циклы финансовых потоков различных предприятий будут отличаться.
3. Хозяйственные операции, определяющие текущую деятельность предприятия, отличаются регулярностью, что делает финансовый цикл достаточно четким.
4. Текущая деятельность предприятия ориентирована в основном на товарный рынок, поэтому финансовый поток связан с состоянием товарного рынка и отдельными его сегментами.
5. Финансовыми потоками текущей деятельности присущи специфические виды рисков, объединяемые понятием «операционные риски», которые могут нарушить финансовый цикл.
6. Основная деятельность является практически основным источником прибыли, следовательно, она является и основным источником денежных средств.
Рассмотрим основные особенности формирования и эффективного использования финансовых потоков, образованных за счет инвестиционной деятельности предприятия.
1. Инвестиционная деятельность предприятия носит подчиненный характер по отношению к его текущей деятельности, поэтому приток и отток финансовых ресурсов от инвестиционной деятельности должны определяться темпами развития текущей деятельности.
2. Формы и методы инвестиционной деятельности в гораздо меньшей степени зависят от отраслевых особенностей предприятия, поэтому на разных предприятиях циклы финансовых потоков инвестиционной деятельности, как правило, идентичны.
3. Приток финансовых ресурсов от инвестиционной деятельности во времени, как правило, значительно отдален от оттока, т.е. цикл характеризуется длительным временным периодом.
4. Инвестиционная деятельность имеет различные формы (например, приобретение, строительство и т.п.) и разную направленность финансовых потоков в отдельные периоды времени.
5. Инвестиционная деятельность связана с товарными и финансовыми рынками, колебание которых часто не совпадает, поэтому они по-разному могут влиять на инвестиционные финансовые потоки.
6. На финансовые потоки инвестиционной деятельности влияют специфические виды рисков, объединяемые понятием «инвестиционные риски».
7. Поскольку при благополучном ведении дел предприятие стремится к расширению и модернизации производственной мощности, то инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку финансовых ресурсов предприятия.
При формировании и использовании финансовых потоков, образованных от финансовой деятельности следует обратить особое внимание на следующие особенности.
1. Финансовая деятельность носит подчиненный характер по отношению к текущей и инвестиционной деятельности, следовательно, финансовый поток финансовой деятельности должен формироваться не в ущерб текущей и инвестиционной деятельности предприятия.
2. Объем финансовых потоков финансовой деятельности должен зависеть от наличия временно-свободных денежных средств, поэтому финансовые потоки финансовой деятельности могут существовать не на каждом предприятии и не постоянно.
3. Финансовая деятельность непосредственно связана с финансовым рынком и зависит от его состояния. Развитый и устойчивый финансовый рынок может стимулировать финансовую деятельность предприятия и, как следствие, обеспечить увеличение финансового потока этой деятельности и наоборот.
4. Финансовой деятельности присущи специфические виды рисков, определяемые как финансовые риски, которые характеризуются особой опасностью и существенно влияют на финансовый поток.
Сектор «Финансовые корпорации» объединяет резидентные экономические единицы, участвующие на коммерческой основе в посреднической финансовой или вспомогательной финансовой деятельности.
В СНС в составе сектора финансовых корпораций выделяются:
- центральный банк;
- депозитные корпорации;
- финансовые вспомогательные корпорации;
- страховые корпорации и пенсионные фонды;
- прочие финансовые посредники.
Финансовые потоки кредитной организации, как и любого хозяйствующего субъекта, можно разделить на внутренние и внешние. Первые имеют место, как и на любом предприятии, между учредителями (как правило, акционерами), администрацией банка и его работниками, с филиалами и т.д. Поскольку внутренние финансовые потоки кредитной организации не отличаются от аналогичных отношений предприятий других сфер услуг какими-либо особенностями, то уделим особое внимание внешним финансовым потокам, предполагая, что главным их участниками являются Центральный банк РФ, иные хозяйствующие субъекты (юридические лица) и физические лица (клиенты).
Формирование и использование финансового потока коммерческого банка определяется такими факторами, как ассортимент и качество ведения банковских, небанковских и прочих операций, вид бизнеса, осуществляемого исключительно в финансово-кредитной сфере. Структура финансового потока, как по притоку, так и по оттоку, достаточно сложна, динамична и весьма специфична для каждого коммерческого
банка в отдельности. Вместе с тем преобладающим в структуре финансового притока российских банков следует считать элементы, формирующиеся в результате выполнения операций по привлечению финансовых средств, а в структуре финансового оттока -процентные расходы [2].
С точки зрения Ефимовой М.Р., в СНС секторы нефинансовых и финансовых корпораций (включающие соответствующие резидентные корпорации и квазикорпорации) следует рассматривать в качестве единого - корпоративного сектора экономики. Однако, по мнению автора, такое объединение не является разумным, т.к. данные сектора имеют свои специфические особенности, которые следует учитывать.
Сектор «Государственные учреждения» в СНС объединяет совокупность институциональных единиц - юридических лиц, имеющих законодательную, юридическую или исполнительную власть над другими институциональными единицами.
В состав данного сектора включаются следующие группы:
- учреждения центрального, регионального и местного уровней управления;
- фонды социального обеспечения;
- нерыночные некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые государственными органами.
Основным источником формирования финансовых потоков данной деятельности являются налоговые поступления, но также существуют и неналоговые поступления.
К притоку финансовых ресурсов, образованных за счет налоговых поступлений, относят: прямые налоги на прибыль, доход и прирост капитала; налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда; налоги на имущество; налоги на товары и услуги; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; платежи за использование природных ресурсов; прочие налоги, сборы и пошлины.
В свою очередь, к притоку финансовых ресурсов, образованных за счет неналоговых поступлений, можно отнести: доходы от продажи имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных источников; административные сборы и платежи; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые поступления; безвозмездные перечисления от нерезидентов и бюджетов других уровней, государственных организаций, наднациональных организаций.
Использование финансовых потоков государственных учреждений направлено на выполнение ими основных функций, связанных с предоставлением товаров и услуг
обществу в целом или индивидуальным домашним хозяйствам, осуществлением распределительных функций и участием в нерыночном производстве.
Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» объединяет резидентные организации, специализирующиеся в предоставлении товаров и услуг домашними хозяйствам на некоммерческой основе.
В рамках СНС данный сектор экономики состоит из групп юридических или имеющих общественный статус лиц, созданных для производства товаров и услуг, но статус которых не позволяет им являться источником получения финансовой выгоды (прибыли, доходов и др.) для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют [5].
В соответствии с приведенным определением, в данный сектор не включаются некоммерческие организации, занятые в коммерческом (рыночном) производстве, к которым в СНС также относят некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые государственными учреждениями.
Источниками формирования финансовых потоков некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, являются средства, получаемые в виде взносов или пожертвований.
В СНС выделяются два вида некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства:
- некоммерческие организации, организованные и финансируемые на основе регулярных взносов (сборов) объединениями физических лиц для предоставления (как правило, на безвозмездной основе) товаров и услуг их членами (профессиональные потребительские ассоциации, религиозные организации, политические партии, клубы и
др.);
- некоммерческие организации, созданные в благотворительных целях для предоставления товаров и услуг всем категориям нуждающихся домашних хозяйств на некоммерческой основе, источниками формирования финансовых потоков в таких организациях, как правило, являются пожертвования в денежной или в натуральной форме (в том числе от нерезидентов).
Сектор «Домашние хозяйства» в СНС определяется как совокупность групп физических лиц, имеющих общее место проживания, совместно потребляющих товары (например, в виде продуктов питания) и услуги (в основном жилищные) и объединяющих частично или полностью свои доходы. К данному сектору также относятся лица,
находящиеся в течение длительного времени вне мест постоянного проживания (больницах, тюрьмах, домах престарелых и др.).
Выделение домашних хозяйств в виде самостоятельного сектора в СНС определяется, прежде всего, практическими проблемами, связанными с построением баланса активов и пассивов или других счетов для отдельных членов домашних хозяйств. В связи с этим, в СНС некорпоративные предприятия, полностью принадлежащие одному или нескольким членам одного домашнего хозяйства, рассматриваются как часть домашнего хозяйства, а не как отдельная институциональная единица, за исключением случаев, когда такие предприятия классифицируются как квазикорпорации [4].
В системе национальных счетов формирование финансового потока домашних хозяйств будет состоять из следующих элементов:
1) оплата труда;
2) доходы от предпринимательской деятельности;
3) доходы от собственности;
4) социальные выплаты (трансферты).
Оплата труда представляет собой денежные средства, получаемые членами домашних хозяйств за выполненную ими по найму работу. Предпринимательский доход -это доход домашних хозяйств, возникающий в процессе ведения ими предпринимательской деятельности. Он выражается в виде прибыли либо оплаты труда. В большинстве случаев, доходы от собственности состоят из средств, получаемых от сдачи помещений либо иных материальных активов, принадлежащих им на праве собственности. Кроме того, в состав доходов от собственности также входят проценты по банковским вкладам (депозитам) и ценным бумагам, дивиденды по акциям, рента и др. Однако не стоит забывать, что домашние хозяйства могут выплачивать проценты по кредиту. В связи с этим, конечное сальдо доходов от собственности будет равно разнице между полученными и выплаченными доходами от собственности.
Еще одной весомой частью доходов, а следовательно, и притока финансовых ресурсов домашних хозяйств, может являться получение социальных выплат (трансфертов). Они представляют собой пенсии, социальные пособия и иные поступления из бюджетов и внебюджетных фондов. В свою очередь, домашние хозяйства регулярно вносят трансферты (налоги, отчисления на социальные нужды и т.п.) в бюджетные и внебюджетные фонды. В этой связи, конечное сальдо будет определяться как разница между полученными и переданными трансфертами.
В соответствии с функциональным назначением, использование финансовых потоков домашних хозяйств подразумевает покупку товаров и оплату услуг; обязательные платежи и добровольные взносы; сбережения в виде банковских вкладов, в ценных бумагах, в иностранной валюте.
При этом отток финансовых ресурсов домашних хозяйств определяется уровнем их фактического потребления, поэтому наиболее существенная часть расходов домашних хозяйств приходится на затраты на покупку товаров и оплату услуг. В общей структуре финансового потока их удельный вес может достигать 80%. Кроме того, затраты домашних хозяйств осуществляются как в денежной, так и в натуральной формах.
К обязательным платежам и добровольным взносам относятся налоги с физических лиц, коммунальные платежи населения, страховые платежи и обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (для индивидуальных предпринимателей), проценты за товарный кредит и т.д. Их удельный вес составляет примерно 10%.
По мере укрепления и стабилизации экономики возрастают возможности населения для создания сберегательных резервных фондов, т.е. население помещает свои денежные средства в виде сбережений (вкладов) в кредитных организациях, покупает и хранит дома иностранную конвертируемую валюту, всё в больших размерах приобретает ценные бумаги. Удельный вес также может достигать 10% от общей массы финансового потока.
Сектор «Остальной мир» в СНС определяется как совокупность нерезидентных институциональных единиц, участвующих в экономических операциях или имеющих другие экономические связи с резидентными единицами.
Выделение данного сектора в рамках концепции СНС связано в первую очередь с необходимостью идентификации групп институциональных единиц, осуществляющих экономическую деятельность в пределах и за пределами конкретной экономической территории, что является принципиально важным при формировании макроэкономических показателей, относящихся к внутренней и национальной экономике. Используемыми для этих целей критериями являются такие признаки, как расположение центра экономических интересов институциональных единиц, положительность физического пребывания на данной территории и т.д.
Подводя итог данного исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Формирование и использование финансовых потоков предприятий продиктовано специфическими чертами текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Например, формы и методы текущей деятельности зависят от отраслевых особенностей, поэтому циклы финансовых потоков различных предприятий будут
отличаться. В свою очередь, методы и формы инвестиционной деятельности в гораздо меньшей степени зависят от отраслевых особенностей предприятия, поэтому на разных предприятиях циклы финансовых потоков инвестиционной деятельности, как правило, идентичны. А объем финансовых потоков финансовой деятельности должен зависеть от наличия временно-свободных денежных средств, поэтому финансовые потоки финансовой деятельности могут существовать не на каждом предприятии и не постоянно.
2. Формирование и использование финансовых потоков коммерческого банка определяется такими факторами, как ассортимент и качество ведения банковских, небанковских и прочих операций, вид бизнеса, осуществляемого исключительно в финансово-кредитной сфере.
3. Основным источником формирования финансовых потоков государственных учреждений являются налоговые и неналоговые поступления. Вместе с тем использование финансовых потоков нацелено на выполнение ими основных функций, связанных с предоставлением товаров и услуг обществу в целом или индивидуальным домашним хозяйствам, осуществлением распределительных функций и участием в нерыночном производстве.
4. Источниками формирования финансовых потоков некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, являются средства, получаемые в виде взносов или пожертвований. В этой связи, использование финансовых ресурсов направлено на предоставление товаров и услуг на безвозмездной основе всем категориям нуждающихся домашних хозяйств, а также членам объединений физических лиц в рамках профессиональных потребительских ассоциации, политических партий, клубов и т.п.
5. Для домашних хозяйств формирование финансовых потоков будет состоять из оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности и социальных выплат (трансфертов). При этом использование финансовых потоков домашних хозяйств подразумевает: покупку товаров и оплату услуг; обязательные платежи и добровольные взносы; сбережения в виде банковских вкладов, в ценных бумагах, в иностранной валюте.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что финансовые потоки различных секторов экономики в рамках концепции СНС, при всей внешней схожести, имеют различную направленность и специфические отличия, где главные отличия обусловлены построением различных целей и задач учета для конкретных институциональных единиц.
Литература
1. Богородская Н.А. Статистика финансов: учеб. пособие. СПб.: СПбГУАП., 2004.
С. 17.
2. Зайков В.П. Теория и методология управления финансовыми потоками: дисс. ... д-ра экон. наук. СПб., 2008. С. 246.
3. Социально-экономическая статистика: учебник / под ред. М.Р. Ефимовой. М.: Высшее образование, 2009. С. 192.
4. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105.65) / под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 500.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/vvp/metod.htm. (Дата обращения: 02.03.2012).
УДК: 311.33(075.8)
СТАТИСТИКА ЗАТРАТ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
STATISTICS ON ENVIRONMENTAL EXPENSES
Волкова Надежда Владиславовна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В статье дана характеристика развития статистики затрат на охрану окружающей природной среды (ОПС) в Российской Федерации. Отмечена необходимость более подробного изучения природоохранной деятельности и соответствующих издержек с макроэкономических позиций в рамках Системы комплексного природно-ресурсного и экономического учета (СПЭУ), а также последних международных рекомендаций, развивающих и конкретизирующих эту Систему. Работа как по внедрению СПЭУ, включая реформирование статистики затрат на охрану ОПС, так и по устранению определенного отставания в этой области от многих стран мира должна быть обязательно продолжена. Тем более что сама СПЭУ за рубежом не стоит на месте; она развивается и уточняется. Внедрение элементов данной Системы в России обязано основываться в первую очередь на интересах нашей страны, отвечать реальным задачам и возможностям отечественной статистики.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, статистика, СПЭУ, СНС.
The article considers characteristics of the development of environmental expense statistics in the Russian Federation. The article marks the necessity for deeper environmental protection observations and responding expenses from the point of macroeconomic within the System of complex environmental and resource records (SCERR) as well as the latest