ФОРМИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, ПОДГОТОВКЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ
С.Б. Сборщиков, М.Н. Сборщикова
МГСУ
Важнейшее место в ускорении научно-технического и социально-экономического прогресса во всех отраслях народного хозяйства занимает капитальное строительство. Эффективность капитального строительства в значительной мере определяется эффективностью функционирования строительного комплекса.
В настоящее время развитие строительного комплекса и совершенствование управления процессом создания строительной продукции постоянно находятся в центре внимания государственных органов.
Реализация задач на уровне субъектов Российской Федерации, предусмотренных национальным проектом «Доступное и комфортное жильё» и целевой программой «Жилище», вызывает необходимость в разработке и применении современных организационно-экономических и управленческих методов их решения с учетом специфики регионов.
Наиболее передовым опытом в сфере управления инвестиционно-строительной деятельностью обладает г. Москва. Одним из прогрессивных направлений является создание комплексной автоматизированной системы управления, в рамках которого МГСУ были выполнены и продолжаются работы по разработке общей модели сетевого планирования и комплекса мер по переходу на сетевое планирование городских программ жилищного строительства в г. Москве». Формирование указанной модели связана с выявлением наиболее рациональной схемы взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности, являющаяся составной частью информационно-аналитической системы на основе сетевого планирования, которая может быть использована:
- для взаимной увязки сетевых моделей по уровням управления: строительный объект - муниципальный округ - административный округ - структурные подразделения Правительства Москвы и строительного комплекса;
- для оперативных и прогнозных параметров инвестиционно-строительных программ;
- для формирования рациональной системы принятия управленческих решений;
- для разработки межведомственной программы перехода на сетевое планирование и управление в строительном комплексе Москвы.
Информационно-аналитическая система на основе сетевого планирования предназначена для обеспечения эффективного осуществления функций по контролю и управлению реализацией программ строительства и реконструкции г. Москвы с применением специализированных программ средств управления.
3/2009 ВЕСТНИК
Применение подобной системы предполагает получение на всех уровнях и во всех звеньях управления достоверных данных, включая этапы планирования городских программ: выпуск необходимых распорядительных документов, подготовка и освобождение строительной площадки, начало производства строительно-монтажных работ, а также выполнения работ по объекту, ввод, эксплуатация, и как следствие способствует своевременному принятию адекватных управленческих решений.
Сам процесс управления на основе методов сетевого планирования предусматривает:
- идентификацию сетевой модели, определение продолжительности этапов, их взаимосвязей, критических путей;
- анализ причин отклонения хода выполнения работ в программе, как на весь период ее жизненного цикла, так и во временных разрезах каждого этапа работ;
- выработка и принятие управленческих решений по устранению отклонения, а также по корректировки программ и планов последующих этапов в целях обеспечения сроков выполнения программы в целом.
Так как целью создания информационно-аналитических систем на основе сетевого планирования является обеспечение наиболее полного использования потенциальных возможностей жилищного строительства для решения конкретных задач, определенных Правительством города Москвы, то эффективность данной информационно-аналитической системы возможно определить сопоставлением результатов от её функционирования и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития.
В качестве результатов от функционирования информационно-аналитической системы можно принять систему обобщенных показателей, которые должны отражать её характеристики. А к показателям затрат ресурсов можно отнести материальные, людские, финансовые, временные и др. затраты.
Источниками экономической эффективности информационно-аналитической системы на основе сетевого планирования являются сокращение потерь и использование резервов улучшения реализации жилищных программ в городе Москве в результате её создания, функционирования и развития.
К факторам экономической эффективности, т. е. средствам реализации источников эффективности, относится совершенствование перспективного, годового, текущего планирования и оперативного регулирования жилищных программ в городе Москве, совершенствование управления технологическими процессами, получение достоверной информации о состоянии инвестиционно-строительной сферы города.
Экономическую эффективность от внедрения автоматизированной системы сетевого планирования при управлении жилищными программами в городе Москве можно рассчитывать на трёх уровнях:
- городском (городского бюджета), т. е. соответствующих департаментов Правительства г. Москвы, административных округов, префектур. Этот тот случай, когда жилищное строительство осуществляется за счет собственных или привлеченных средств города Москвы. Показатели эффективности данного уровня являются основными;
- корпоративном - генподрядных и субподрядных организаций, а также заказчиков-застройщиков коммерческого жилья;
- конкретного строительного объекта.
Экономическая эффективность капитальных вложений в реализацию городских жилищных программ должна рассчитываться с соблюдением сопоставимости затрат и эффекта. Так как капитальные вложения в жилищное строительство распределены по периодам, необходимо проводить расчет влияния разновременности инвестиций на эффективность управления городских жилищными программами, при обеспечении нормативных сроков проектирования строительства и ввода в эксплуатацию. Для этого затраты более поздних лет приводят к текущему моменту при помощи коэффициента приведения (дисконтирования), который определяется по формуле:
Д,
где Е - норма дисконтирования - в качестве него можно использовать ставку банковского процента; t - период времени приведения в годах.
Капитальные вложения более поздних лет, приведенные к базисному году, рассчитываются по формуле:
Кпр - кт ■ д ,
где Кт - затраты в периоде времени приведения.
Влияние сокращения сроков проектирования, продолжительности строительства и освоения вкладываемых средств на условную экономию рассчитывается как сокращение потерь от «замораживания» капитальных вложений.
Расчет потерь от «замораживания» капитальных вложений вследствие превышения нормативной продолжительности строительства ведется по следующей формуле:
т,
сн
К.
Уш' = J?, (1 + £ У
где Ксн - капитальные вложения каждого года после окончания нормативного срока строительства; tCH - срок сверхнормативного строительства.
Оценка эффективности информационно-аналитической системы на основе сетевого планирования на городском уровне проводится от сокращения продолжительности строительства объектов и более рационального распределения капиталовложений в городские жилищные программы:
Д + 'Э Р ,
где: Э - величина экономического эффекта в сфере городского бюджета; Эд - эффект от досрочного ввода в эксплуатацию; ЭР - эффект от более целесообразного распределения капитальных вложений города Москвы.
Данную формулу можно использовать при расчете экономического эффекта в сфере городского бюджета по уровням управления г. Москвой - административный округ, префектура и т. д. Чтобы реализовать этот подход необходимо рассматривать объекты, возводимые на территории ограниченной рамками определенных административных образований, которые приняты в Москве.
В тех случаях когда предусматривается сокращение продолжительности строительства коммерческого объекта по сравнению с действующими нормативными значениями
_3/2009_М|ВУТНИК
необходимо учитывать эффект от досрочного ввода в эксплуатацию, определяемую по формуле:
Эд = ЕНФ(Г1 - Т2) ,
где Ен - среднегородской коэффициент эффективности инвестиций в жилищное строительство; Ф - сметная стоимость введенных в действие объектов в руб.; Т1 и Т2 - продолжительность строительства по нормативу и по сетевой модели в годах.
Среднегородской коэффициент эффективности инвестиций в жилищное строительство определяется по формуле:
Ен = 1
Т = ^М2
1 ок ~ '
Н т
Ток
где Ток - среднее значение периода окупаемости инвестиций в жилищное строительство в городе Москва. Его можно рассчитать как
Сс
(С - Сс )
М 2 М 2
где СМС2 - средняя по городу (группе зданий, административному округу, префектуре и т.д.) себестоимость 1 м2 жилья; СМ2 - средняя по городу (группе зданий, административному округу, префектуре и т.д.) стоимость 1 м2 жилья.
При различном распределении в сравниваемых вариантах капитальных вложений по годам строительства эффект от более целесообразного распределения определяется по формуле:
Эр = Ен (К1Т - К2Т2 ) , где К1 и К2 - средний за период строительства размер капитальных вложений по первоначальной программе жилищного строительства и на основании сетевой модели в руб.;
к' ■ К2 К
= (1 + Е) (1 + Е) (1 + Е)
К1;2 = , , П + 1
где К', К'2, К'п - нарастающие итоги капитальных вложений к концу первого, второго и
т.д. календарных периодов за все время строительства приведенных по фактору времени.
Экономия трудовых ресурсов в аппарате управления (на уровне соотвествующего департамента Правительства г Москвы, административного округа, префектуры и т.д.), высвобождаемых в результате внедрения информационно-аналитической системы на основе сетевого планирования, ЭТ может быть подсчитана по формуле:
V
ЭТ =-Т—100% ,
Гр • кв
где УТ - уменьшение трудовых затрат в аппарате управления жилищным строительством, чел.-дн.; гр - численность персонала в аппарате управления жилищными програм-
мами; Кв - количество выходов на работу одного сотрудника аппарата управления в расчетном периоде.
В качестве дополнительных показателей эффективности использования информационно-аналитической системы на основе сетевого планирования можно рассматривать параметры её результативности на уровне подрядной организации или заказчика-застройщика коммерческого жилья (корпоративном уровне). На этом уровне эффективность внедрения информационно-аналитической системы определяется сокращением условно-постоянных накладных расходов в результате уменьшения сроков строительства жилья, и рассчитывается по формуле:
эн - н •
( т \
1 - Т2 т
V 1 1 У
где н - условно-постоянные накладные расходы в руб.
Экономический эффект от внедрения методов сетевого планирования и информационно-аналитической системы может определяться в целом на годовой объем работ и по объекту.
По объекту в целом экономический эффект определяется по формуле:
Э -((С1 - С2 - С3 )+ Ен (ТНК1 - ТФК2 - ТФКД,) ,
где С1 и С2 - себестоимость строительно-монтажных работ по сравниваемым вариантам (до и после внедрения информационно-аналитической системы) в руб.; С3 - дополнительные затраты, связанные с внедрением сетевого планирования и управления строительствам, относимые на себестоимость строительно-монтажных работ; тн - продолжительность строительства объекта в соответствии с нормативом в годах; тФ - продолжительность строительства объекта по сетевому графику в годах; К1 и К2 - среднегодовая стоимость основных и оборотных производственных фондов, необходимых при производстве строительно-монтажных работ по сравниваемым вариантам в руб.; Кд -среднегодовые дополнительные капитальные затраты, связанные с внедрением сетевого планирования и управления строительствам в руб.
Годовой экономический эффект, учитываемый в подрядной организации за счет создания и внедрения информационно-аналитической системе на основе сетевого планирования, определяется как:
э - а с3 - сз )+ Ен (к1 - к; - кд )]
где А - годовой объём строительно-монтажных работ.
Определение показателей, входящих в приведенную формулу, производится в следующем порядке.
Если сетевой график оптимизирован по стоимости, то в качестве показателей С1 и С2 следует принимать полную себестоимость строительно-монтажных работ.
Если же оптимизация ведется только по продолжительности строительства, то можно ограничиться исчислением условно-постоянных расходов, которые изменяются на единицу работ пропорционально продолжительности строительства.
На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что формирова-
3/2009 ВЕСТНИК
ние и использование информационно-аналитических систем управления в практике строительного производства на всех уровнях иерархии может дать сильный толчок развитию не только управлению инвестиционно-строительной сферы, но строительного производства, материально-технического обеспечения, существенно повысить их эффективность и тем самым создать условия для успешного достижения целей национального проекта «Доступное и комфортное жильё» и целевой программы «Жилище».
Литература
1. Сборщиков С.Б. и др. Управление инвестиционно-строительным циклом/ Научное издание - М.: Издательство АСВ, 2007. - 170 с.
2. Теличенко В.И., Король Е.А., Сборщиков С.Б. и др. Основы управления инвестиционно-строительными программами в условиях мегаполиса / Монография - М.: Издательство АСВ, 2008. - 220 с.
Ключевые слова: концепция устойчивого развития энергетического строительства; формирование и функционирование системы управления строительством; новые организационные схемы реализации инвестиционно-строительных проектов в энергетическом секторе; закономерности и особенности организации воздействий на инвестиционно-строительную деятельность; регулирующие воздействия; технико-экономические системы; организационная структура регулирования инвестиционно-строительной деятельности; механизм регулирования инвестиционно-строительной деятельности.
Рецензент: Директор ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», профессор, к.э.н. Ермолаев Е.Е.