Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
РОССТАТ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / КАЧЕСТВО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА / LEAN-МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Наталия Сергеевна, Аркадьева Ольга Геннадьевна

В настоящее время органы власти действуют, управляя финансовыми ресурсами, занимаются реализацией государственных программ и национальных проектов, направленных на повышение эффективности расходования государственных средств, ускорение экономического развития страны, стимулирование развития всех секторов экономики. Целью исследования выступила разработка мер по совершенствованию процесса формирования и использования финансовых ресурсов федеральных органов исполнительной власти на примере Федеральной службы государственной статистики. Авторами исследованы теоретические аспекты организации финансов федеральных органов исполнительной власти, проанализирован процесс формирования и использования финансовых ресурсов федеральных органов исполнительной власти на примере Федеральной службы государственной статистики с учетом особенностей деятельности в условиях пандемии COVID-19, выявлены проблемы и определены основные направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов Росстата в качестве одного из администраторов средств федерального бюджета. Итогом исследования выступили разработанные меры по повышению эффективности финансирования и использования финансовых ресурсов органов власти, что может способствовать приращению теоретического и практического фундамента функционирования государственного сектора. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке экономико-теоретических предпосылок формирования и использования финансовых ресурсов федеральными органами исполнительной власти, выявлении закономерностей и направлений его развития, определении критериев и способов повышения эффективности использования средств федерального бюджета. Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты и рекомендации касательно формирования и эффективности использования финансовых ресурсов могут быть применены в своей деятельности федеральными органами исполнительной власти, имеющими разветвленную организационную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Наталия Сергеевна, Аркадьева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND EFFECTIVE USE OF FINANCIAL RESOURCES OF THE FEDERAL STATE STATISTICS SERVICE

Currently, the authorities act by managing financial resources, they are engaged in implementing state programs and national projects aimed at improving the efficiency of public funds spending, accelerating the country's economic development, stimulating the development of all economy sectors. The purpose of the study was to develop measures to improve the process of forming and using the financial resources of federal executive authorities on the example of the Federal State Statistics Service. The authors examined the theoretical aspects of organizing the federal executive authorities' finances, analyzed the process of forming and using the financial resources of federal executive authorities on the example of the Federal State Statistics Service, taking into account the specifics of activities in the conditions of the COVID-19 pandemic, they determined the problems and identified the main directions to improve the formation and the use of Rosstat's financial resources as one of the administrators of federal budget funds. The study resulted in the development of measures to improve the efficiency of financing and the use of authorities' financial resources, which can contribute to the augmented theoretical and practical foundation for the public sector functioning. The theoretical significance of the research lies in the development of economic and theoretical prerequisites for forming and using the financial resources by federal executive authorities, in identifying the patterns and directions of its development, determining the criteria and the ways to increase the efficiency of using federal budget funds. The practical significance of the study lies in the fact that its main results and recommendations regarding the formation and efficiency of using the financial resources can be applied in their activities by federal executive authorities with an extensive organizational structure.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Б01: 10.47026/2499-9636-2022-1-1-19

УДК 336.1:[061.1:311.312](470) ББК У261.1 (2Рос): С62е(2Рос)к21

НС. АНДРЕЕВА, О.Г. АРКАДЬЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Ключевые слова: Росстат, финансовые ресурсы, государственные программы, качество финансового менеджмента, 1еап-менеджмент.

В настоящее время органы власти действуют, управляя финансовыми ресурсами, занимаются реализацией государственных программ и национальных проектов, направленных на повышение эффективности расходования государственных средств, ускорение экономического развития страны, стимулирование развития всех секторов экономики. Целью исследования выступила разработка мер по совершенствованию процесса формирования и использования финансовых ресурсов федеральных органов исполнительной власти на примере Федеральной службы государственной статистики.

Авторами исследованы теоретические аспекты организации финансов федеральных органов исполнительной власти, проанализирован процесс формирования и использования финансовых ресурсов федеральных органов исполнительной власти на примере Федеральной службы государственной статистики с учетом особенностей деятельности в условиях пандемии СО¥Ю-19, выявлены проблемы и определены основные направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов Росстата в качестве одного из администраторов средств федерального бюджета. Итогом исследования выступили разработанные меры по повышению эффективности финансирования и использования финансовых ресурсов органов власти, что может способствовать приращению теоретического и практического фундамента функционирования государственного сектора. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке экономико-теоретических предпосылок формирования и использования финансовых ресурсов федеральными органами исполнительной власти, выявлении закономерностей и направлений его развития, определении критериев и способов повышения эффективности использования средств федерального бюджета. Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты и рекомендации касательно формирования и эффективности использования финансовых ресурсов могут быть применены в своей деятельности федеральными органами исполнительной власти, имеющими разветвленную организационную структуру.

Вопросы установления степени эффективности управления государственными расходами и принятия соответствующих мер по итогам такой оценки в настоящее время являются главными в бюджетной политике стран мира. Развитие экономики страны зависит прежде всего от рационального построения финансовой системы. В условиях российской действительности роль эффективности управления государственными финансами особенно велика, так как рациональное распределение и использование получателями бюджетных средств влияют не только на эффективность выполнения ими задач и целей

государства, но и на управление рисками общественного развития [2. С. 79], изменение социально-экономическую ситуацию в стране в лучшую сторону.

В связи с этим особую актуальность приобрел финансовый менеджмент в государственном секторе экономики. Финансовые ресурсы, распределяемые государством в рамках органов государственной власти, ограничены, вследствие чего возникает необходимость в оценке эффективности их использования. В табл. 1 представлены поступления доходов в федеральный бюджет по главному администратору - Росстату - за 2018-2020 гг.

Таблица 1

Поступления доходов в федеральный бюджет по Росстату за 2018-2020 гг., млн руб.

Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г.

I. Налоговые и неналоговые доходы 412 031,00 416 982,00 447 072,70

1. Налоговые доходы - - -

2. Неналоговые доходы 412 031,00 416 982,00 447 072,70

В том числе: от использования имущества в государственной собственности 29 716,5 24 718,6 34 684,4

от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 373 327,7 386 811,0 376 666,4

от продажи материальных и нематериальных активов 1 182,2 783,0 1 308,3

штрафы, санкции, возмещение ущерба 7 795,1 4 662,9 34 390,4

прочие неналоговые доходы 9,5 6,5 23,2

II. Безвозмездные поступления 506,0 - 341,6

Доходы - всего 412 537,0 416 982,0 447 414,2

Примечание. Табл. 1 составлена авторами на основе данных, представленных в [8].

В 2018 г. доля от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства в общем поступлении доходов в федеральный бюджет составляет 90,5%, в 2019 г. - 92,8%, в 2020 г. - 84,2%. Исполнение прогноза поступлений по Росстату за 2020 г. составило 447,4 млн руб., или 118,3% к уточненному и первоначальному прогнозам поступлений. Рост поступлений по Росстату в 2020 г. относительно предыдущих периодов произошел в результате поступления в федеральный бюджет штрафов за непредоставление первичных статистических данных, которые до 2020 г. поступали в местные бюджеты.

Бюджетная смета Росстата, как и большинства главных администраторов бюджетных средств, формируется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования [3. С. 30]. В 2018-2020 гг. финансирование расходов службы на реализацию функций и задач предусматривалось в рамках пяти государственных программ.

Среднесрочное планирование в области статистики и наибольшая часть финансирования расходов Росстата заложены в подпрограмме «Официальная статистика» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»1 (далее - ГП-15). Данные об объеме

1 Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/gosudarstvennaya_programma_ekonomich-eskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika.

бюджетного финансирования Росстата, в том числе на реализацию целей подпрограммы «Официальная статистика» ГП-15, приведены на рис. 1.

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

J 33 483,4 33 948,5

22 009,4 J 22 672,7

18 677,3 J 18 798,0

17 057,3 17 209,2

23 331,7 23 472,9

16 902,4

17 028,8

0

5 000

10 000

14 948,1

15 061,8

15 000 20 000

25 000

30 000

35 000

40 000

Объем бюджетного финансирования Росстата на релизацию целей подпрограммы «Официальная статистика»

Объем бюджетного финансирования Росстата

Рис. 1. Объем бюджетного финансирования Росстата, в том числе на реализацию целей подпрограммы «Официальная статистика» за 2014-2020 гг., млн руб.

(диаграмма составлена авторами на основе ведомственной классификации расходов в законах о федеральном бюджете на соответствующие годы)

Федеральная служба государственной статистики также является участником других государственных программ. В 2018-2020 гг. Росстату доведены лимиты бюджетных обязательств:

- на проведение в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» Федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (подпрограмма «Информационное государство»)1 (далее ГП-23);

- на проведение в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» выборочного Федерального статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций (подпрограмма «Повышение эффективности государственной

1 Государственная программа «Информационное общество» [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: сайт. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1.

поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»)1 (далее ГП-03). Росстат является ответственным исполнителем основного мероприятия 4.2 «Организация статистических обследований и переписей»;

- на проведение отдельных мероприятий по ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России»)2 (далее - ГП-05).

Следует отметить, что Росстат не является участником государственной программы ГП-05 и бюджетные ассигнования Росстату на выполнение данной госпрограммы не утверждены. Бюджетные ассигнования по подпрограмме в 2018-2020 гг. выделены Росстату в соответствии с внесенными в сводную бюджетную роспись изменениями. В табл. 2 приведены данные об объеме бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью, в разрезе программных и непрограммных направлений расходов в 2018-2020 гг.

Таблица 2

Объем бюджетного финансирования Росстата в разрезе программных и непрограммных направлений расходов в 2018-2020 гг., млн руб.

Наименование 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Утверждено бюджетной росписью 18 798,0 22 672,7 33 948,5

В том числе Программная часть расходов: 18 791,7 22 665,6 33 948,4

Подпрограмма «Официальная статистика» ГП-15 18 677,3 22 009,4 33 483,4

Подпрограмма «Совершенствование системы государственного стратегического управления» ГП-15 540,0 200,6

Подпрограмма «Информационное государство» ГП-23 82,0 82,7 82,2

Подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» ГП-05 28,8 29,9 178,6

Подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» ГП-03 3,6 3,6 3,6

Непрограммная часть расходов (реализация функций иных федеральных органов государственной власти) 6,3 7,1 0,1

Примечание. Табл. 2 составлена авторами на основе ведомственной классификации расходов в законах о федеральном бюджете на соответствующие годы, а также данных, представленных в [8].

1 Государственная программа «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: сайт. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/2.

2 Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации: сайт. URL: http://government.ru/rugovclassifier/870/events.

В 2021 г. Росстат является соисполнителем государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»1, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316, а также ответственным исполнителем подпрограммы 9 «Официальная статистика» и участником подпрограммы 8 «Совершенствование системы государственного стратегического управления».

Кроме того, Росстат в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан» (подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций») выполняет основное мероприятие 4.2 «Организация статистических обследований и переписей», а также «Информационное общество» (подпрограмма «Информационное государство»). Исполнение показателей по данным государственным программам за Росстатом не закреплено, ответственным исполнителем мероприятий Росстат не является.

Структура расходов Росстата за 2021 г. в разрезе государственных программ Российской Федерации представлена в табл. 3.

Таблица 3

Структура расходов Росстата за 2021 год, млн руб.

Показатели структуры бюджетных назначений Утвержденные бюджетные назначения

Всего 31 504,64

В том числе: Программная часть расходов: 31 504,51

ГП-15 31 425,65

Подпрограмма 8 «Совершенствование системы государственного стратегического управления» 120,0

Подпрограмма 9 «Официальная статистика» 31 305,65

ГП-03 3,26

ГП-23 75,6

Непрограммная часть расходов (реализация функций иных федеральных органов государственной власти) 0,13

Примечание. Табл. 3 составлена авторами на основе ведомственной классификации расходов в законах о федеральном бюджете на соответствующие годы, а также данных, представленных в [8].

Как и в предыдущих годах, расходы на финансирование деятельности Росстата предусматриваются в рамках государственных программ. На рис. 2 представлена прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета на реализацию целей подпрограммы «Официальная статистика» ГП-15.

1 Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/gosudarstvennaya_programma_ekonomich-eskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika.

35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

Рис. 2. Прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета на реализацию целей подпрограммы «Официальная статистика», млн руб. [12]

Прогнозная оценка расходов федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Официальная статистика» на 2021 г. в два раза превышает прогнозные значения 2022-2024 гг., что связано с переносом сроков проведения Всероссийской переписи населения с 2020 г. на 2021 г.

В табл. 4 приведены данные о доведенных лимитах бюджетных обязательств и фактическом кассовом исполнении Росстатом федерального бюджета по расходам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2018-2019 гг. объем бюджетных ассигнований, утвержденный Росстату сводной бюджетной росписью по состоянию на 31 декабря, превышает объем бюджетных ассигнований утвержденный Федеральным законом: в 2018 г. -на 2699 млн руб. (на 14,4%), в 2019 г. - на 4127,4 млн руб. (на 22,3%), что обусловлено внесением в течение года изменений в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств без внесения изменений в Федеральный закон.

Таблица 4

Объем бюджетного финансирования Росстата в 2018-2020 гг.

Наименование 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Утверждено федеральным законом о федеральном бюджете, млн руб. 16 099,0 18 545,3 40 497,0

Утверждено бюджетной росписью, млн руб. 18 798,0 22 672,7 33 948,5

Кассовые расходы, млн руб. 18 446,7 21 263,0 31 695,0

Кассовое исполнение, % 98,1 93,8 93,4

Примечание. Табл. 4 составлена авторами на основе ведомственной классификации расходов в законах о федеральном бюджете на соответствующие годы, а также данных, представленных в [8].

Сводной бюджетной росписью по состоянию на 31 декабря 2020 г. Росстату утверждены бюджетные ассигнования в объеме 33 948,5 млн руб., что

на 6548,5 млн руб.1, или на 16,2%, меньше объема, утвержденного Федеральным законом № 380-ФЗ2. Уменьшение объема бюджетных ассигнований обусловлено в основном связанным с пандемией коронавирусной инфекции переносом сроков проведения Всероссийской переписи населения с 2020 г. на 2021 г. и необходимостью исполнения поручения Правительства Российской Федерации об увеличении бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Общая сумма кассовых расходов Росстата по итогам 2020 г. по сравнению с таковой в 2019 г. выросла на 10 432,0 млн руб. (на 49,1%); по итогам 2019 г. по сравнению с аналогичным показателем в 2018 г. - на 2816,3 млн руб. (на 15,3%). Наибольшая доля в структуре расходов приходится на закупку товаров, работ и услуг [8]. Динамика и структура расходов Росстата представлены на рис. 3.

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

Рис. 3. Структура расходов Росстата за 2019-2020 гг. [6]

Расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий увеличились в 2020 г. на 9220,8 млн руб., или в 5,5 раза. Объем расходов на закупки товаров, работ, услуг в иных целях (за исключением закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий) возрос на 704,1 млн руб., или на 13,3% [8].

1 Сводная бюджетная роспись федерального бюджета и бюджетная роспись главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также лимиты бюджетных обязательств [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: сайт. URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/Бюджет/Закон%20о%20бюджете/Сводная%20бюджетная%20ро спись?_adf.ctrl-state=18rw617na1_4&regionId=97.

2 О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Фед. закон от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons doc LAW 339305.

13 664,2 13 880,1

2019 2020

Расходы по оплате труда (с начислениями) В Закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий Закупки товаров, работ, услуг в иных целях

В последние три года наблюдается рост доли неисполненных расходов в общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренном сводной бюджетной росписью. В 2018 г. неисполнение по расходам составило 1,9%, в 2019 г. - 6,2%, в 2020 г. - 6,6%. Неполное освоение бюджетных средств из года в год наблюдалось в основном в той части доведенных до Росстата лимитов бюджетных обязательств, которые были предусмотрены на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд по видам расходов 242 и 244. Структура неисполненных расходов в разрезе видов расходов представлена в табл. 5.

Таблица 5

Неисполненные бюджетные назначения Росстата в разрезе видов расходов за 2018-2020 гг., млн руб.

Наименование вида расхода 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (242) 10,6 770,4 1 107,9

Прочая закупка товаров, работ и услуг (244) 301,0 580,0 1 070,4

Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда (122) 17,2 26,3 51,0

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов (129) 16,0 27,9 21,9

Иные виды расходов (119, 121, 241, 243, 321, 831, 851, 852, 853, 862) 6,5 5,1 2,4

Итого неисполнение по расходам 351,3 1409,7 2253,6

Примечание. Табл. 5 составлена авторами на основе данных, представленных в [8].

Наибольшие доли в объеме неисполненных назначений в 2018-2020 гг. приходятся на закупки товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (2018 г. - 3%, 2019 г. - 54,6%, 2020 г. - 49,2%), а также на прочую закупку товаров, работ и услуг (2018 г. - 85,7%, 2019 г. -41,1%, 2020 г. - 47,5%). В 2020 г. основной причиной неисполнения по расходам являлось нарушение поставщиками, подрядчиками, исполнителями сроков исполнения и иных условий государственных контрактов.

В качестве главного распорядителя средств федерального бюджета и главного администратора доходов федерального бюджета деятельность Федеральной службы государственной статистики может оцениваться по важнейшим параметрам, составляющим методику оценки качества финансового менеджмента. В 2018-2020 гг. мониторинг качества финансового менеджмента проводился по 94 главным администраторам, результаты оценки деятельности Росстата представлены в табл. 6.

Таблица 6

Сводные результаты мониторинга финансового менеджмента Федеральной службы государственной статистики за 2018-2020 гг., баллов

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Место 49 76 46

Общая оценка 77,72 75,42 75,67

Примечание. Табл. 6 составлена авторами на основе данных, представленных в [8].

Средняя итоговая оценка Федеральной службы государственной статистики в 2020 г. составляет 75,67 балла, что ниже аналогичного показателя за 2018 г. (77,72) на 2,05 пункта. Оценка качества финансового менеджмента Рос-стата за 2018-2020 гг. свидетельствует о том, что группа показателей «Управление расходами бюджета» (вес 0,5) остается практически на одинаковом уровне - наблюдается небольшое увеличение с 78,4 балла до 78,7. В анализируемый период произошло ухудшение качества по группе показателей:

- «Управление доходами бюджета» (вес 0,2) с 58,2 балла до 57,2, при общем ухудшении качества управления по среднему показателю с 83,0 до 53,5;

- «Внутренний контроль и аудит» (вес 0,1) с 87,8 балла до 65,4, при общем улучшении качества управления по среднему показателю с 73,1 до 75,5;

По группе показателей «Учет и отчетность» (вес 0,1) наблюдается положительная динамика с 98,3 балла в 2018 г. до 100 в 2020 г., при общем улучшении качества управления по среднему показателю с 80,8 балла в 2018 г. до 90,3 в 2020 г. Группа показателей «Управление активами» (вес 0,1) остается примерно на том же уровне: в 2018 г. - 82,9 балла, в 2019 г. - 85,8, в 2020 г. - 83,5.

В анализируемый период Федеральная служба государственной статистики входила в список главных администраторов с высокой оценкой качества финансового менеджмента. Несмотря на то, что в рассматриваемый период качество финансового менеджмента Росстата оценивается как высокое, наблюдается ухудшение оценок по показателям «Управление доходами бюджета» и «Внутренний контроль и аудит». Оценка по группе показателей «Управление расходами бюджета» остается примерно на одинаковом уровне, однако итоговая оценка Росстата по этой группе (78,7 балла) в 2020 г. не достигает целевого значения - 80. Следует отметить, что эта группа показателей имеет наибольший вес (0,5) среди других показателей, поэтому необходимо уделить внимание повышению эффективности управления расходами в службе. К примеру, из года в год наблюдается неполное освоение выделенных бюджетных средств. Так, кассовое исполнение расходов к сводной бюджетной росписи в 2018 г. составило 97,8%, в 2019 г. - 93,8 %, в 2020 г. - 93,4 %.

На итоговые оценки качества финансового менеджмента Росстата в 2020 г., как и всех главных администраторов, повлияло существенное снижение оценок по группе показателей «качество управления доходами бюджета», вызванное низким качеством планирования поступлений доходов и отсутствием изменений в Федеральном законе от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», обусловленное приостановлением действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлением особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. № 367-ФЗ1.

1 О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году: Фед. закон от 12.11.2019 г. № 367-ФЗ [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_337347.

Сравнивая итоговые оценки качества финансового менеджмента с целевым значением итоговой оценки качества для главных администраторов средств федерального бюджета, можно сказать, что в 2019-2020 гг. итоговые значения Федеральной службы государственной статистики ниже установленных целевых значений. Если в 2018 г. итоговая оценка Росстата качества финансового менеджмента была выше целевого значения на 2,72 пункта, то в 2019 г. ниже на 2,08 пункта, в 2020 г. ниже на 4,33 пункта.

В настоящее время можно выделить ряд основных проблем, влияющих на качество формирования и использование финансовых ресурсов.

1. Значительные расходы системы Росстата, как и других федеральных органов исполнительной власти в целом, предусматриваются на содержание подразделений, которые занимаются решением вопросов организационного, доку-ментационного, финансового-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности. К ним можно отнести отделы закупок, отделы материально-технического снабжения, отделы кадров, отделы бюджетного учета и отчетности, отделы начисления заработной платы и т.д. В настоящее время во многих государственных органах и учреждениях вносятся единые требования к планированию и осуществлению деятельности обеспечивающих отделов. В связи с этим необходимо совершенствовать инструменты, позволяющие объединить функции обеспечивающих подразделений территориальных органов в центральном аппарате Росстата. Поэтому одним из основных направлений оптимизации системы Росстата является централизация (специализация) обеспечивающих функций центрального аппарата и подведомственных им учреждений в рамках единых служб финансового обеспечения и государственных закупок, имущественного комплекса, кадровой службы, что позволит эффективно распоряжаться всеми видами ресурсов органа [10. С. 112]. Данный подход существенно отличается от принятого в развитых странах, например, в США [1. С. 105], однако позволяет учитывать особенности построения и функционирования системы государственного управления в РФ.

Также в рамках централизации представляется возможным создание межрегиональных управлений при объединении нескольких территориальных органов. Среди преимуществ такого вида централизации можно выделить: приведение к единому стандарту организации административных процессов, эффективное использование временных, финансовых и кадровых ресурсов при реализации процессов, что в совокупности позволит повысить управляемость в системе Росстата.

Следовательно, одним из внутренних вызовов для работы территориальных органов Росстата можно считать исполнение функций получателя бюджетных средств и осуществление закупок в условиях процессов централизации ведения бухгалтерского учета и отчетности. При этом предполагается, что централизация приводит к более эффективному расходованию бюджетных средств.

2. В большинстве случаев наблюдается неоптимальная организация административных процессов внутри системы Росстата, которая требует дополнительной траты временных и финансовых ресурсов [7]. Зачастую между центральным аппаратом и территориальными органами Росстата происходят

дублирование функций и выполнение лишних этапов в процессах, таких как повторная работа с документами и многократный ввод информации. Кроме того, в системе Росстата организация идентичных процессов существенно отличается, а также нет единых стандартов организации административных процессов и структуры территориальных органов, что увеличивает риски управления службой и затрудняет их объективную оценку [5. С. 86].

3. В настоящее время сбор, хранение и обработка статистической отчетности проходят в два этапа. Первый этап начинается с предоставления респондентами статистической отчетности по разным формам федерального статистического наблюдения по месту своего нахождения, т.е. в территориальный орган Росстата. После чего данные обрабатываются территориальным органом и отправляются в агрегированном виде в Главный межрегиональный центр Росстата. На следующем этапе Главный межрегиональный ГМЦ Росстата формирует таблицы в разрезе субъектов и по России, после центральный аппарат России на основании этих таблиц формирует официальную статистическую информацию. Обработка информации в два этапа увеличивает сроки ее обработки, появляются неточности, которые требуют исправления, что, в свою очередь, приводит к увеличению расходования ресурсов. Кроме того, сохранение традиционного способа сдачи статистической отчетности требует большего срока сбора и обработки статистической отчетности и, как результат, выделения дополнительных бюджетных средств.

Преимуществом заполнения респондентами статистической отчетности в электронном виде во избежание ошибок и неточностей является прохождение арифметических и логистических контролей, что, в свою очередь, обеспечивает повышение качества первичных статистических данных. Кроме того, сократятся сроки на сбор и обработку статистической отчетности от респондентов, что позволит существенно сократить расходование бюджетных средств [11. С. 73]. Для решения данной проблемы необходимо внести соответствующие поправки в действующее законодательство, предусматривающие предоставление статистической отчетности в электронном виде в обязательном порядке, а также разработать единые правила и технологии для всех субъектов официального статистического учета.

4. В России более 60 ведомств ведут деятельность по производству статистической информации. При этом каждое ведомство использует свою методологию сбора и обработки статистических данных, вследствие чего полученные данные часто дублируются и противоречат друг другу. Все это влияет не только на недоверие пользователей к статистике, но и на эффективность выделяемых бюджетных средств в целом.

5. Также выявлены следующие недостатки в части исполнения Росстатом полномочий администратора доходов федерального бюджета:

1) порядком расчета стоимости предоставления статистической информации на основе договоров об оказании информационных услуг, утвержденным руководителем Росстата 26 октября 2018 г., предусмотрена возможность применения при расчете стоимости услуг понижающего коэффициента, значения

которого утверждаются руководителем территориального органа Росстата. При этом порядок определения значений такого коэффициента не установлен. Фактически в 2020 г. понижающий коэффициент применялся территориальными органами с высокой вариативностью (значения варьировались от 20 до 80%). Отсутствие утвержденного алгоритма определения значений понижающего коэффициента вызывает риск занижения стоимости услуг по предоставлению статистической информации и соответствующего занижения объема доходов федерального бюджета;

2) Росстатом недостаточно эффективно реализуются полномочия администратора доходов, установленные п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ1 в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним. Территориальными органами Росстата не обеспечена полнота поступления административных штрафов, установленных гл. 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ)2, за административные правонарушения в области связи и информации, налагаемых судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (иные штрафы). В отношении статистической информации, предоставляемой в Рос-стат в 2020 г., респондентами не представлены 1 683 244 годовые формы, 1 057 624 квартальные формы, 725 220 ежемесячных форм П-4. В случае применения минимальных штрафов, установленных КоАП РФ, начисления и впоследствии поступления могли составить 34 660,8 млн руб. (расчетно). При этом в 2020 г. в федеральный бюджет поступило 27,3 млн руб., или 0,08% расчетного значения.

Таким образом, одной из наиболее значимых проблем, характерной для сектора государственного управления в целом, является недостаточная эффективность использования выделенных бюджетных средств, связанная, прежде всего, с отсутствием эффективных инструментов оценки использования финансовых ресурсов на осуществление административных действий по производству статистических данных и последствиями постоянного совершенствования административных процессов, что увеличивает риски управления государственными финансами.

В соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р3, одним из основных направлений

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34661.

3 Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах: распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 г. № 117-р [Электронный ресурс] // Правительство России: сайт. URL: http://government.ru/docs/35598.

совершенствования системы государственного управления и бюджетного процесса является централизация обеспечивающих функций. Следует отметить, что для эффективной и качественной централизации обеспечивающих функций необходима комплексная автоматизации финансово-хозяйственной деятельности на базе современных информационных технологий.

Для совершенствования деятельности необходим анализ построения всех административных процессов системы Росстата, начиная с организационно-штатной структуры и заканчивая стандартизацией внутренних процессов для центрального аппарата и территориальных органов службы.

1. Ввиду сложной организационной структуры службы возможно создание межрегиональных управлений или специализированных учреждений по примеру ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», которые могут объединить удовлетворение финансово-хозяйственных потребностей нескольких территориальных органов Росстата, что позволит снизить издержки и уменьшить время выполнения составляющих реализации государственных функций, а также эффективнее и с большей отдачей использовать бюджетные средства. Создание таких межрегиональных управлений, функционирующих в рамках единых служб по финансам, государственным закупкам и имущественному комплексу, даст возможность наиболее эффективно распоряжаться ресурсами организации. Например, были сформированы управления межрегионального уровня Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (Крымстат) путем слияния Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Севастополю, Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (Северо-Кавказстат) путем присоединения Ингушетиястата и Северная Осетиястата к Ставропольстату, объединены территориальные органы государственной статистики по г. Москве и Московской области.

Так, вследствие процессов централизации за последние 10 лет количество территориальных органов государственной статистики уменьшилось на 21,4% -с 84 до 66.

В утвержденной Казначейством России документе под названием «Публичная декларация целей и задач Казначейства России на 2021 год»1 одной из целей деятельности является завершение перехода на централизованный бюджетный учет и отчетность на федеральном уровне за период 2018-2021 гг. При этом предполагается достижение социального эффекта - повышение прозрачности и доступности информации о деятельности организаций в государственном секторе и уровня доверия граждан к власти. Кроме того, в качестве ожидаемого результата выделяются обеспечение централизованного ведения бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, начисление и выплата заработной

1 Публичная декларация целей и задач на 2021 год [Электронный ресурс] // Федеральное казначейство: сайт. URL: https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/f7a/Publichnaya-deklaratsiya-tselei_-i-zadach-na-2021-god.pptx.

платы федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и федеральных казенных учреждений, полномочия которых переданы Федеральному казначейству.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г.1, процесс передачи полномочий Федеральному казначейству осуществлялся в три этапа:

1) с I квартала 2020 г. - 14 федеральных органов исполнительной власти, а также их территориальные органы и подведомственные казенные учреждения. Также в первом этапе были переданы полномочия Федеральному казначейству Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области;

2) по 1 июля 2020 г. - 20 федеральных органов исполнительной власти, а также их территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, в том числе Росстат, его территориальные органы (за исключением Крас-нодарстата и Волгоградстата), а также федеральное казенное учреждение «Объект № 5068А» Федеральной службы государственной статистики;

3) с 1 января 2021 г. по 1 июля 2021 г. включительно - 17 федеральных органов исполнительной власти, а также их территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

Предоставление Федеральному казначейству полномочий по ведению бюджетного учета, в том числе полномочий по централизованной закупке программного обеспечения для ведения бюджетного учета, позволило обеспечить технологическую и функциональную централизацию учетных процедур, а также стандартизацию бизнес-процессов.

Заметная роль среди обеспечивающих функций отведена функции материально-технического обеспечения, включая закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд. При этом именно закупка является одной из самых рискоёмких общих функций управления Росстата, наибольшие доли в объеме неисполненных назначений из года в год приходятся на закупки товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Перспективным является использование так называемых централизованных закупок, в связи с чем было принято постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 8922. Описанная выше практика наделения полномочиями по осуществления государственных закупок является примером межведомственной централизацией госзакупок. Также возможна внутриведомственная централизация госзакупок по примеру МЧС России, Росрезерва, Казначейства России и др.

1 О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений: Постановление Правительства РФ от 15.02.2020 г. № 153 [Электронный ресурс] // Гарант: сайт. URL: https://base.garant.ru/73573452.

2 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 89: Постановление Правительства РФ от 11.09.2021 г. № 1538 [Электронный ресурс] // Гарант: сайт. URL: https://base.garant.ru/402794108.

2. Ввиду того, что в системе Росстата организация идентичных процессов существенно отличается, возможным представляется применение инструментов повышения внутренней эффективности, характерных для бизнес-структур. Кроме того, в системе Росстата нет единых стандартов организации административных процессов, что требует развития нормативно-правого обеспечения деятельности, а именно принятие единых стандартов для всех органов государственной статистики. К примеру, стоимость предоставления статистической информации на договорной основе в территориальных органах существенно отличается из-за отсутствия утвержденного алгоритма определения значений понижающего коэффициента.

Очевидно, что повышение эффективности деятельности, в том числе использования финансовых ресурсов, невозможно без внутренней трансформации. Поэтому множество начинаний ориентированы на внутреннюю эффективность, оптимизацию работы, повышение кадрового потенциала.

В настоящее время одним из наиболее популярных методов внутреннего повышения эффективности деятельности государственных органов власти стал Lean-подход [4. С. 7]. Стимулом для внедрения новых методов управления в сферу государственной власти России послужила административная реформа 2006-2010 гг. Ее целью было повышение эффективности органов исполнительной власти. В министерствах и администрациях начались структурные и функциональные перемены, возникла необходимость совершенствовать внутренние и внешние процессы, регламентировать процедуры. Lean позволяет ускорить процессы и уменьшить расходы. В связи с этим органы власти стали активно обращаться к мировому опыту эффективного управления. Например, во Франции провели цифровое преобразование госслужбы с целью сокращения бюджетных расходов при повышении качества услуг.

Росстат уже применяет инструменты повышения внутренней эффективности, характерные для бизнес-структур. Активно внедряются современные практики бережливого производства и повышения эффективности работы центрального аппарата и территориальных органов. Применяются инструменты бережливого производства (lean production) для повышения эффективности статистических процессов.

Система «Бережливый Росстат» нацелена на вовлечение каждого сотрудника в процесс улучшений, повышения эффективности и качества всех процессов. Целью системы «Бережливый Росстат» является формирование культуры непрерывного совершенствования внутренних процессов путем устранения потерь на всех этапах деятельности. В рамках проекта «Бережливый Рос-стат запущены «пилотные» проекты по внедрению системы менеджмента качества (СМК) и Бережливому офису-5С и начато внедрение СМК в территориальные органы.

Основной акцент сделан на максимальное использование и развитие кадрового потенциала, поддержку оптимальной организационно-штатной структуры; повышение эффективности финансов, включая оптимизацию бюджетных расходов и развитие внебюджетной деятельности подведомственных

учреждений, информатизацию процессов делопроизводства и контроля исполнения поручений.

3. Повышение качества, достоверности и доступность статистической информации является одним из основных целей системы государственной статистики. Эффективным решением при реализации этой цели на данном этапе развития становится применение новых цифровых технологий. В связи с этим предоставление статистической информации в электронном виде респондентами является важным шагом на пути к упрощению сбора, обработки и хранения информации, но позволяет существенно повысить качество данных.

Для обеспечения электронного сбора статистической отчетности были внесены изменения в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»1. Данные поправки обязывают всех юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), предоставлять первичные статистические данные по формам федерального статистического наблюдения исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Для субъектов малого предпринимательства эта норма начала действовать с 1 января 2022 г. Ранее, с 1 января 2020 г., в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»2 была введена обязанность по предоставлению в электронном виде обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, что предполагает наличие у всех предпринимателей и организаций усиленной квалифицированной электронной подписи.

Росстатом обеспечены два способа сдачи статистической отчетности в электронном виде: через личный кабинет респондента (система Веб-сбора) и через спецоператоров связи. Отказ предоставления статистический отчетности в бумажном виде в пользу электронного способа сдачи решит ряд проблем, среди которых сокращение бюджетных расходов на организацию сбора и обработки бумажной статистической отчетности, повышение качества, достоверности и полноты официальной статистической информации.

4. В части решения проблемы отсутствия единой методологии сбора и обработки статистических показателей, вследствие чего происходит дублирование данных, спроектирована «единая цифровая аналитическая платформа», которую предполагается внедрить в государственную систему управления данными. Основными задачами цифровой платформы являются:

I. Пересмотр всех форм федерального статистического наблюдения и как следствие снижение нагрузки на респондентов, устранение дублирования статистических показателей разными ведомствами, для чего предполагается создать «единый Реестр показателей» для всех участников статистического производства.

1 Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации: Фед. закон от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72844.

2 О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»: Фед. закон от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312099.

II. Создание единого учета объектов - «Реестр объектов статистического наблюдения», который будет доступен для всех участников статистического производства.

III. Автоматизация процесса формирования Федерального плана статистических работ.

IV. Повышение эффективности использования огромного объема первичной статистической отчетности путем создания единого канала загрузки первичных статистических данных и хранение их массива.

V. Улучшение работы личного кабинета респондентов как одного из способов сдачи статистической отчетности.

VI. Создание BI системы, которая позволит пользователям формировать данные по разным статистическим показателям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, одним из ключевых направлений совершенствования бюджетного процесса в рамках деятельности рассматриваемого государственного органа является цифровизация всех административных процессов производства статистической информации. Внедрение механизмов информационных технологий позволяет решать целый перечень задач. Будет оптимизировано осуществление весьма объемного документооборота, сбора и обработки статистической информации, а также будет усовершенствован анализ информации и принятие оперативных решений, в том числе и установление закономерностей, формулирование прогнозов и выявление возможных рисков.

Литература

1. Александрова О.Г., Березина Н.В. Оценка социальных программных расходов бюджета США // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 104-109.

2. Аркадьева О.Г., Березина Н.В. Анализ методологических подходов и принципов оценки рисков на основе построения рейтингов интегральных риск-индексов // Проблемы анализа риска. 2019. Т. 16, № 6. С. 78-89. DOI 10.32686/1812-5220-2019-16-6-78-89.

3. Аркадьева О.Г., Березина Н.В. К вопросу об актуализации фундаментального знания о публичном бюджетировании - аспекты безопасности // Экономическая безопасность как парадигма современной теории и практики управления: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. С. 30-35.

4. Бережливое управление в госсекторе. Как наладить процессы: доклад / под ред. А.В. Ожа-ровского, К. А. Ткачевой. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с.

5. Березина Н.В., Аркадьева О.Г. Ограничения государственной оценки рисков общественного развития // Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. М.: Моск. ун-т им. С.Ю. Витте, 2019. С. 81-91.

6. Бюджет. Качество финансового менеджмента в государственном секторе. Результаты за 2021 г. [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/fin_quality/results/res2021.

7. Жукова А.Г. Развитие сектора государственного управления на основе менеджмента качества. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. 143 с.

8. Заключение о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 год в Федеральной службе государственной статистики: утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 28 апреля 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/grbs-2020/Заключение_Росстат.pdf.

9. Использование бюджетных средств. Сведения об использовании Росстатом, его территориальными органами и подведомственными организациями бюджетных средств. Архив (2009-2019 годы) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/funds.

10. Кокорина А.А. Проблемные аспекты оценки качества управления финансами территориальных органов Федеральной службы государственной статистики в условиях централизации бухгалтерского учета и отчетности // Статистика в стратегическом развитии России: сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2020. С. 107-113.

11. Лукашов А.И. Отдельные направления повышения эффективности государственного управления в условиях цифровизации // Финансовый журнал. 2021. № 3 С. 67-75.

12. Экономическое развитие и инновационная экономика - ресурсное обеспечение реализации программы за счет средств федерального бюджета [Электронный ресурс] // Портал государственных программ РФ: офиц. сайт. URL: https://programs.gov.ru/Portal/program/15/resources.

АНДРЕЕВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрантка II курса направления «Финансы и кредит», экономический факультет, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (natali.andreeva.2015@inbox.ru).

АРКАДЬЕВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (knedlix@yndex.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4868-2365).

Natalia S. ANDREEVA, Olga G. ARKADEVA

FORMATION AND EFFECTIVE USE OF FINANCIAL RESOURCES OF THE

FEDERAL STATE STATISTICS SERVICE

Key words: Rosstat, financial resources, government programs, quality of financial management, lean management.

Currently, the authorities act by managing financial resources, they are engaged in implementing state programs and national projects aimed at improving the efficiency of public funds spending, accelerating the country's economic development, stimulating the development of all economy sectors. The purpose of the study was to develop measures to improve the process of forming and using the financial resources of federal executive authorities on the example of the Federal State Statistics Service.

The authors examined the theoretical aspects of organizing the federal executive authorities' finances, analyzed the process of forming and using the financial resources of federal executive authorities on the example of the Federal State Statistics Service, taking into account the specifics of activities in the conditions of the COVID-19 pandemic, they determined the problems and identified the main directions to improve the formation and the use of Rosstat's financial resources as one of the administrators offederal budget funds. The study resulted in the development of measures to improve the efficiency of financing and the use of authorities' financial resources, which can contribute to the augmented theoretical and practical foundation for the public sector functioning.

The theoretical significance of the research lies in the development of economic and theoretical prerequisites for forming and using the financial resources by federal executive authorities, in identifying the patterns and directions of its development, determining the criteria and the ways to increase the efficiency of using federal budget funds. The practical significance of the study lies in the fact that its main results and recommendations regarding the formation and efficiency of using the financial resources can be applied in their activities by federal executive authorities with an extensive organizational structure.

References

1. Aleksandrova O.G., Berezina N.V. Otsenka sotsial'nykhprogrammnykh raskhodov byudzheta SShA [Estimation of social program expenditures in the USA]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2014, no. 3, pp. 104-109.

2. Arkad'eva O.G., Berezina N.V. Analiz metodologicheskikh podkhodov i printsipov otsenki riskov na osnove postroeniya reitingov integral'nykh risk-indeksov [Analysis of methodological approaches and principles of risk assessment based on the construction of ratings of integral risk indices]. Problemy analiza riska, 2019, vol. 16, no. 6, pp. 78-89. DOI: 10.32686 /1812-5220-2019-16-6-78-89.

3. Arkad'eva O.G., Berezina N.V. K voprosu ob aktualizatsii fundamental'nogo znaniya o publichnom byudzhetirovanii - aspekty bezopasnosti [On the issue of updating fundamental knowledge about public budgeting - aspects of security]. In Ekonomicheskaya bezopasnost' kak paradigma sovremennoi teorii i praktiki upravleniya: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proc. of. Russ. Sci. Conf. "Economic security as a paradigm of modern management theory and practice"]. Cheboksary, Chuvash State University Publ, 2019, pp. 30-35.

4. Berezhlivoe upravlenie v gossektore. Kak naladit' protsessy [Lean management in the public sector. How to establish processes]. Moscow, RANEPA Publ., 2021, 184 p.

5. Berezina N.V., Arkad'eva O.G. Ogranicheniya gosudarstvennoi otsenki riskov obshchestven-nogo razvitiya [Limitations of the state assessment of the risks of social development]. In Razvitie innovatsionnoi ekonomiki: dostizheniya i perspektivy: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Proc. of. VI Int. Sci. Conf. «Development of an innovative economy: achievements and prospects»]. Moscow, S.Yu. Witte Moscow University Publ., 2019, pp. 81-91.

6. Byudzhet. Kachestvo finansovogo menedzhmenta v gosudarstvennom sektore. Rezul'taty za 2021 g. [Budget. The quality of financial management in the public sector. Results for 2021]. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/fin_quality/results/res2021.

7. Zhukova A.G. Razvitie sektora gosudarstvennogo upravleniya na osnove menedzhmenta kachestva [Development of the public administration sector based on quality management]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Economics Publ., 2021, 143 p.

8. Zaklyuchenie o rezul'tatakh vneshnei proverki ispolneniya Federal'nogo zakona «O federal'nom byudzhete na 2020 god i na planovyi period 2021 i 2022 godov» i byudzhetnoi otchetnosti ob ispolnenii federal'nogo byudzheta za 2020 god v Federal'noi sluzhbe gosudarstvennoi statistiki: utverzhden Kollegiei Schetnoi palaty Rossiiskoi Federatsii 28 aprelya 2021 g. [Conclusion on the results of an external audit of the execution of the Federal Law "On the federal budget for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022" and budget reporting on the execution of the federal budget for 2020 in the Federal State Statistics Service: approved by the Board of the Accounts Chamber Russian Federation April 28, 2021]. Available at: https://ach.gov.ru/upload/pdl7budget/grbs-2020/Zaklyuchenie_Rosstat.pdf.

9. Ispol'zovanie byudzhetnykh sredstv. Svedeniya ob ispol'zovanii Rosstatom, ego terri-torial'nymi organami i podvedomstvennymi organizatsiyami byudzhetnykh sredstv. Arkhiv (2009-2019 gody) [Use of budget funds. Information on the use of budgetary funds by Rosstat, its territorial bodies and subordinate organizations. Archive (2009-2019)]. Available at: https://rosstat.gov.ru/funds.

10. Kokorina A.A. Problemnye aspekty otsenki kachestva upravleniya finansami territorial'nykh organov Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki v usloviyakh tsentralizatsii bukhgalterskogo ucheta i otchetnosti [Problematic aspects of assessing the quality of financial management of territorial bodies of the Federal State Statistics Service in the context of centralization of accounting and reporting]. In Statistika v strategicheskom razvitiiRossii [Proc. of. Sci. Conf. «Statistics in the strategic development of Russia»]. Irkutsk, 2020, pp. 107-113.

11. Lukashov A.I. Otdel'nye napravleniya povysheniya effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya v usloviyakh tsifrovizatsii [Certain directions of increasing the efficiency of public administration in the context of digitalization]. Finansovyi zhurnal, 2021, no. 3, pp. 67-75.

12. Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika - resursnoe obespechenie realizatsii programmy za schet sredstv federal'nogo byudzheta [Economic development and innovative economy - resource support for the implementation of the program at the expense of the federal budget]. Available at: https://programs.gov.ru/Portal/program/15/resources.

NATALIA S. ANDREEVA - Master's Program Student of the Direction «Finance and Credit», Economics Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (natali.an-dreeva.2015@inbox.ru).

OLGA G. ARKADEVA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Finance, Credit and Economic Security, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (knedlix@yandex.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4868-2365)._

Формат цитирования: Андреева Н.С., Аркадьева О.Г. Формирование и эффективное использование финансовых ресурсов Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 1. - С. 1-19. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/sin-gle/2022/1/1. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-1-1-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.