ГУМАНИТАРИИ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA 2018 Том 7 № 5_2018 Vol. 7 N 5
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
УДК 122/129
DOI 10.23683/2227-8656.2018.5.8
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ НАЦИИ В РОССИИ КАК ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Акаев Вахит Хумидович
Доктор философских наук, главный научный сотрудник, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, академик Академии наук Чеченской Республики, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
Дадуев Магомед Абуевич
Кандидат политических наук, старший научный сотрудник, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
Газиев Ваха Зеудиевич
Кандидат политических наук, доцент кафедры отечественной истории и политологии,
Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
THE FORMATION OF THE CIVILIAN NATION IN RUSSIA AS NATURAL AND HISTORICAL PROCESS
Vakhit Kh. Akayev
Doctor of Philosophical Sciences, Chief Researcher, Kh. Ibragimov Complex Institute of the Russian Academy of Sciences, Academician, Academy of Sciences of Chechen Republic, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Magomed A. Daduev
Candidate of Political Sciences, Senior Research Fellow, Kh. Ibragimov Complex Institute of the Russian Academy of Sciences, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Vakha Z. Gaziev
Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of National History and Political Science, Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Процесс формирования гражданской нации имеет большое значение для современной России, в которой идут бурные модерниза-ционные процессы, сопряженные с кризисными явлениями в развитии экономики, социальной и политической сфер. В этих условиях во внутренней политике страны важно достигнуть внутринациональное единство, совершенствовать межнациональные отношения, понимание народами общего настоящего и будущего, минимизация социального расслоения, напряжения, создание ситуации для формирования сограж-данства, общероссийской идентичности. В этом контексте нужно добиваться этнической, национальной солидарности всех народов на основе поэтапного формирования локальной, местной и общероссийской форм идентичности, что закладывает основу для прочного национального единства.
Ключевые слова: этническая идентичность; многоуровневая идентичность; этнос; национальный вопрос; нация; этническая солидарность; согражданство; гражданская нация.
The process of formation of the civil nation is of great importance for modern Russia, in which there are turbulent modernization processes associated with crisis phenomena in the development of the economy, social and political spheres. In these conditions, it is important to achieve domestic unity in the internal policy of the country, improve interethnic relations, understanding of the common present and the future of the people, minimize social stratification, tension, create a situation for the formation of citizenship, the all-Russian identity. In this context, it is necessary to achieve ethnic and national solidarity of all peoples on the basis of a phased formation of local, local and all-Russian forms of identity, which lays the foundation for lasting national unity.
Keywords: ethnic identity; multi-level identity; ethnos; national question; nation; ethnic solidarity; co-citizenship; civil nation.
Введение
Формирование гражданской нации в России - вопрос, периодически дискутируемый исследователями, политиками. При этом следует признать, что в стране все еще не сложилась единая позиция в интерпретации содержания самого понятия «гражданская нация». Гражданская нация не конструируется искусственно, ибо это - естественно-исторический процесс, политически управляемый государством, реализующим свои важнейшие функции, в том числе и контрольные. С нашей точки зрения, невозможно добиться этого образования без сохранения локальных, этнических, религиозных ценностей, осуществления практики сохранения и укрепления условий совместного бытования всех народов страны. Необходим взаимоприемлемый механизм выработки конкретной системы становления и развития нации. Полагаем, что сам этот процесс должен быть сопряжен с основательным достижением этнической идентичности, а затем направлен на формирование общероссийской идентичности как ключевого компонента становления и развития каждой этнической группы, нации в России.
Российская идентичность: методология исследования
Этническую идентичность можно рассматривать как результат этнической солидарности, осознание представителями этноса своего места в мире, социуме, по отношению к другим народам, бытующей власти, общих социокультурных ценностей, нацеливающих его развитие в рамках единого государства. Общероссийская идентичность как более высокий уровень идентичности достигается посредством освоения этносом ценностей, связанных с объединяющими его представителей настроениями, знаниями, сопряженными с осознанием сути родины, согражданства.
В идентичность гражданской нации, по мнению Л.М. Дробижевой, входит чувство принадлежности к Российскому государству, народу, это представление о стране, территории, этническом разнообразии, общие символы и ценности, язык и культура, совместно пережитые драмы и достижения, готовность отстаивать общенациональные интересы1. Общероссийская идентичность - это отождествление себя с гражданами страны и государственно-территориальным пространством (Дробижева, 2017. С. 27).
Общероссийская идентичность - феномен многосоставной, включающий в себя и государственную идентичность, и территориальную, страновую, и историко-культурную (Дробижева, 2017. С. 27). Данная позиция позволяет признать, что через формирование такой формы идентичности, учитывающий её многоуровневый характер, возможно успешное образование российской гражданской нации.
Представляется актуальным вопрос: имеется ли сегодня в России гражданская нация? В Конституции страны зафиксировано понятие «многонациональный российский народ»2. Но в содержательном отношении эти понятия не являются тождественными. В Стратегии государственной национальной политики, принятой в 2012 г., ставится задача укрепления российской гражданской идентичности3, что означает принадлежность к «носителю суверенитета и единственного источника власти»4.
В высказываниях отдельных отечественных исследователей утверждается, что в России существует гражданская нация, такая точка зрения принадлежит В.А. Тишкову, по мнению которого российский народ мо-
1 См.: Выступление Л.М. Дробижевой на заседании Совета по межнациональным отношениям. 31 октября 2016 года. г. Астрахань. URL: http: // kremlin.ru/events/president/news/53173.
2 См.: Конституция Российской Федерации.
3 См.: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635.
4 См.: Конституция Российской Федерации.
жет с полным основанием считаться многоэтничной гражданской нацией (Тишков, 2013. С. 5). Однако имеется и альтернативная позиция, полагаем, что её формирование не завершено. Такого же мнения придерживаются Р.Г. Абдулатипов, социолог М.К. Горшков. Конкретные социологические исследования, проведенные Л.М. Дробижевой, как нам представляется, позволяют установить четкие границы концептуального оформления российской политической нации.
В США отсутствует понятие «многонациональный народ», но есть народ в смысле политической нации. Также существуют немецкая, французская, итальянская, испанская, британская политические нации.
Россия - государство, что не скажешь о США. Как государство и цивилизация, она объединила многих этносов, состоит из многих наций, имеющих свои территории, обычаи, традиции, языки, культуры. Преобладающее большинство из них, находясь в составе России, сохранились, продолжают развиваться.
В этой связи примечательно высказывание русского философа белоэмигранта И. Ильина: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину, всех соблюсти, всех примерить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство» (Путин, 2012). Тем не менее в общественном дискурсе страны встречается «партийная позиция», обосновывающая отделение ряда республик Северного Кавказа от России, предлагающая решить кавказский вопрос «посредством русификации населения Кавказа» (Новая национальная политика России, 2011. С. 30).
Какой должна быть Россия и как нужно решать в ней национальный вопрос, лучше, чем высказывание И. Ильина, приведенное выше, трудно найти. Как видно, для него Россия - не мачеха, а мать, Родина для всех народов, объединяющая их на основе общих ценностей, что принципиально важно в нынешнем национальном строительстве общего государства. Сказанное означает, что взаимоотношения между государством и его народами должны иметь характер не одностороннего, а двустороннего движения. Государство должно заботиться обо всех своих народах, относиться бережно к их культурам, образу жизни, способствуя их успешному социально-экономическому и духовно-культурному развитию. Вместе с тем и народы России обязаны проявлять высокий уровень патриотизма, гражданственность, готовность отстаивать национальные интересы страны, которые должны быть их идейным, жизненным принципом. Очевидно, что у нас в стране всё-таки происходит успешное ста-
новление российского самосознания, российской гражданской идентичности как основы формирования политической нации. Но тем не менее многое в этом отношении ещё предстоит сделать.
Некоторые особенности российской идентичности
Российская идентичность имеет многосоставный, многоуровневый характер (Волков, 2016. С. 70-71). Это качество четко просматривается у народов и их представителей, проживающих в различных субъектах России, особенно в национальных республиках. Например, формирование гражданской идентичности в Дагестане предполагает достижение следующей многоуровневой схемы идентичности: семейная, тукхумная, джамаатская, собственно этническая, общедагестанская, кавказская, общероссийская. Аналогично по схеме: семейная, тайповская, этническая, тукхумная, кавказская, общероссийская - формируется многоуровневая идентичность чеченцев. Примерно такую многоуровневую идентичность можно выделить у ингушей, осетин, кабардинцев, карачаевцев, татар, башкир, чувашей, а также у других российских наций, учитывая их локальные, этнические, конфессиональные особенности, которые осознают себя как представители определенного рода, региона, этноса, нации и граждане общей страны. В такой иерархии идентичностей прочны родственные, клановые, этнообщинные связи, что следует учитывать в процессе формирования общероссийской идентичности, российского со-гражданства. Локально-регионально-этнические особенности формирования идентичности составляют основу групповой солидарности, и в ходе её достижения складывается самосознание каждого народа и нации.
Л.М. Дробижева в своем интервью «Российской газете», расскры-вая гражданский портрет россиянина, отмечает у него три лица - традиционалиста, модерниста и человека, находящегося между тем и другим, что считается нормальным при образовании гражданской нации. 52 % традиционалистов - за перемены в обществе, когда 48 % модернистов считают, что «все перемены к худшему» (Емельяненко, 2017). Как видно, учет традиций и новаций, личных и коллективных интересов способствует осуществлению становления национального самосознания многих россиян.
Важно отметить и то, что социально-экономические факторы, сопряженные с ограниченностью ресурсов, необходимостью обеспечения безопасности, отсутствием профессиональных перспектив, резким социальным расслоением общества, отчуждением власти и народа, негативно отражаются на конструировании гражданской политической нации в России. Наряду с этим М.И. Билалов выделяет аспект, затрудняющий
процесс становления гражданского общества в России и связанный с ориентацией на западные либерально-демократические ценности гражданского общества классического типа, не подходящего российским народам в силу особенностей менталитета, традиционного материального и духовного уклада (Билалов, 2017).
Некоторые исследователи считают, что гражданская национальная идентичность в России должна формироваться на общих российских ценностях: более раннем освоении русского языка, истории и культуры русского народа, изучении героев различных войн и пр. Однако на практике реализация этой линии приводит к определенным метаморфозам. Например, странным образом в школах республик происходит сокращение преподавания этнорегионального компонента, т. е. уменьшаются учебные часы, выделяемые на изучение языков и литератур титульных народов, их региональных географий и историй.
Между тем процесс формирования общероссийской идентичности никак не является искусственным конструированием, ибо это -естественно-исторический процесс, берущий начало от единично-конкретного к особенного и общему. Учет этого естественного диалектического процесса важен для современных этносов, наций, у которых местные, особенные, религиозные формы идентичности укоренены, фундаментальны, проявляясь в их этнокультурах, ментально-психологических особенностях. И на их базе представляется возможным формирование общей российской, гражданской идентичности, что будет успешно осуществляться государственная национальная политика в стране (Силаньева, 2013).
Русским философом Вл. Соловьевым был поставлен вопрос: что такое Россия? Л.А. Тихомиров, размышляя над ним, уделял внимание определению способов лучшей жизни для российских народов, которые должны были соответствовать её внутреннему строению, а понять внутреннее свое существо для каждой страны - вопрос величайшей важности (Тихомиров, 2002. С. 257). Но этот вопрос не только абстрактный, он имеет и очевидное практическое значение, и свои различные его решения, определяющие различные направления внешней и внутренней политики России (Тихомиров, 2002. С. 258). Высказанные 100 лет тому назад, эти мысли ныне не менее актуальны, чем в прошлом.
Формирование гражданской нации в России - сложный, противоречивый процесс, основанный на понимании сути самосознания наций, объединившихся в единый многонациональный народ, его составные обладают развитыми этническими культурами, своими историческими территориями, языками, ментальными особенностями. В общественном
дискурсе обсуждается задача ускорения формирования российской гражданской нации и высказывается мнение о необходимости принятия закона о российской нации и управлении межэтническими отношениями.
Так, 25 октября 2016 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям в г. Астрахани была высказана такая идея, одобренная президентом страны В.В. Путиным. Между тем формирование нации - это процесс многовековой естественно-исторический, а также политико-правовой, государственно-управленческий, основанный на реальных явлениях, которые должны успешно использоваться в ходе её формирования. Однако определенная настойчивость ускорить формирование российской нации попахивает волюнтаристским конструктивизмом, который начиная с 90-х гг. навязывается политической этнологии, общественному мнению россиян. Именно тогда, в начале 2000-х гг., ограниченный круг интеллектуалов, подверженных либерально-демократическим ценностям, в качестве идеального общества, где решен национальный вопрос, видели США. А потому некоторые исследователи предлагали «забыть нации», исполнить «реквием по этносу», горели страстным желанием срочно мобилизовать власть и общество для конструирования российской нации. Между тем нынешние внешнеполитические реалии показывают, что это государство никак не может быть идеалом для подражания в плане решения национального вопроса.
Ещё один аспект. Думается, для отечественных исследователей важно целенаправленное осуществление исследований по преодолению существующего терминологического разнобоя, связанного с интерпретацией содержания понятий «многонациональный российский народ», «российская нация», «российская гражданская нация», «многоэтничная российская нация» и т.д. Очевидно, что актуализируется и проблемати-зируется необходимость современной концептуализации национальной политики, проводимой в стране, придания нового импульса. Для этих целей ученые РАН составили словарь основных понятий, которые будут употребляться в подготовке закона, условно именуемого законом о российской нации. Предложено определение российской нации как «граж-данско-политической общности, консолидированной на основе исторической государственности, обладающей равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью» (Крецул, 2017). Конечно же, попытка определения российской нации - важнейшая теоретико-методологическая задача, и корректность её решения определит успех
научных изысканий, а также практических мер по совершенствованию межнациональных отношений в стране.
В дефиниции ученых РАН российская нация определяется через гражданско-политическую общность, но что это такое - не разъясняется, признание же её консолидации на основе исторической государственности проблемно, что такое общие историко-культурные ценности - тоже неясно.
Нет уверенности в том, что сегодня выработано чувство принадлежности к единому народу. В конце анализируемого определения добавляются такие признаки, как гражданская ответственность и солидарность. Но какая в этом необходимость - неясно, ведь в начале определения вводится понятие «гражданско-политическая общность», разве оно не вбирает в себя признаки гражданской ответственности, солидарности?
Заключение
Думается, что предложенная дефиниция российской нации противоречива, а потому нуждается в корректной проработке.
Нельзя не согласиться с тем, что сегодня нужна формула, отражающая необходимость достижения общенационального единства, основанного на признании и уважении самобытности всех народов страны. В связи с этим следует отметить, что основательное осознание межнациональных отношений в стране предполагает понимание этнического, народного начала. Успешность практики национальной политики в стране зависит от учета сложных объективных внутриполитических, внутриэтнических, межконфессиональных отношений, а также миграционных процессов, порой их обостряющих. На этой ситуации сказываются и внешнеполитические, геополитические проблемы, фонирующие на внутреннюю политику страны.
В теоретическом отношении исследование особенных и общих аспектов указанных явлений - важнейшая задача. Представляется, что её решение будет эффективным: 1) при объединении усилий исследователей, изучающих проблемы межнациональных отношений и предлагающих варианты совершенствования; 2) при основательной теоретической проработке важнейших государственных документов, касающихся проблем национальной политики, с тем, чтобы устранить терминологические разночтения; 3) при приведении в терминологическое соответствие документов, касающихся национальной политики страны; 4) при учете противоречивого характера процесса формирования национального самосознания россиян, считая необходимым разработку концепции укрепления единства многонационального российского народа как ключевого
концептуального положения, основанного на единстве этнокультурных, этнополитических и гражданских ценностей.
Резюмируя, важно признать, что укрепление единства многонационального российского народа предполагает осуществление комплексных мер, а в целом стратегии противодействия антигосударственным, антироссийским силам, пытающимся расщепить единство многообразия в России. В связи с этим примечательно высказывание Р.Г. Абдулатипо-ва о необходимости сохранения самобытности и интеграции многообразия в единстве социально-политических интересов - суть процесса формирования российской нации, отражающаяся в этнонациональной и гражданской идентичности россиян (Российская нация ... , 2005. С. 471).
Литература
Билалов М.И. Через призму единства и многообразия // Дагестанская правда. 2017.
Волков Ю.Г., Войтенко В.П., Воденко К.В., Глушкова С.А., Денисова Г.С., Луб-ский А.В., Сериков А.В. Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия: Монография / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д, 2016. 244 с.
Дробижева Л.М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолида-ционных процессов // Социологические исследования. 2017. № 1.
Емельяненко В. Собственная гордость. Русский, татарин, башкир, чеченец - а все вместе какой мы национальности? // Российская газета. 2017.
Крецул Р. Российской нации дали определение // Известия. 2017.
Новая национальная политика России. М. : Издание ЛДПР, 2011.
Путин В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012.
Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях). М. : Научная книга, 2005.
Силантьева М.В. Межкультурный диалог - основа плодотворного взаимодействия в системе международного партнерства // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2, № 5 (6). С. 14-17.
References
Bilalov, M.I. (2017). Through the prism of unity and diversity. Dagestan truth. (in Russian).
Volkov Yu.G., Voitenko V.P., Vodenko K.V., Glushkova S.A., Denisova G.S., Lub-skiy A.V., Serikov A.V. (2016). Constructing an All-Russian Identity in the Context of Interethnic and Inter-Religious Interaction: Monograph / Ed. ed. Yu.G. Volkov. Rostov n/D. 244 p.
Drobizheva, L.M. (2017). All-Russian identity and the level of interethnic consent as a reflection of the vector of consolidation processes. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 1. (in Russian).
Emelianenko, V. (2017). Own pride. Russian, Tatar, Bashkir, Chechen - and together what is our nationality? Rossiyskaya gazeta. (in Russian).
Kretzul, R (2017). The Russian nation was given a definition. Izvestia. (in Russian).
New national policy of Russia (2011). M.: Publishing LDPR.
Putin, V. (2012). Russia: the national question. Nezavisimaya gazeta. (in Russian).
Russian nation (ethno-national and civic identity of Russians in modern conditions). (2005). M.: Nauchnaya kniga.
Silantyeva, M.V. Intercultural dialogue - the basis of fruitful interaction in the system of international partnership. Scientific research and development. Modern communication. 2013, 2, 5 (6), 14-17.
Тихомиров Л.А. Что такое Россия? // Русская идея : сб. произведения русских мыслителей. М. : Айрис-пресс, 2002.
Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального осмысления. М. : Наука, 2013.
Tikhomirov, L.A. (2002). What is Russia? Russian idea: Collection of works of Russian thinkers. M.: Ayris-press.
Tishkov, V.A. (2013). The Russian people: the history and meaning of national understanding. M.: Nauka.
Поступила в редакцию 10 августа 2018 г.