Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства'

Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2450
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / IDENTITY / CIVIL IDENTITY / INTER-CULTURAL COMMUNICATION / GLOBALISATION / LIFELONG EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белякова Ирина Геннадиевна

В эпоху глобализации одной из важнейших проблем становится сохранение национальной и этнической самобытности (родного языка, культуры, религии и пр.), что особенно актуально для малочисленных народов. А для мультикультурных и многонациональных государств (например, России) огромное значение имеет то, чтобы граждане этой страны (какой бы они национальности ни были, какого бы вероисповедания и идейных убеждений ни придерживались и т. д.) осознавали себя частью данного общества, чувствовали свою сопричастность происходящим в стране событиям и имели активную гражданскую позицию. И здесь мы подходим к понятиям «идентичность» и «гражданская идентичность», анализируем их различные трактовки отечественными и зарубежными учеными. Ведущую роль в формировании гражданской идентичности личности играет система образования. Поскольку гражданская идентичность сложная и многоуровневая структура, находящаяся на стыке национально-исторической, социально-психологической, социокультурной и политической сфер, то и направлений ее воспитания довольно много. Выделим основные: историческое, ценностное, политико-правовое, патриотическое, трудовое, экологическое. По нашему мнению, все перечисленные направления должны реализовываться в высшей школе. Воспитание гражданской идентичности призвано укрепить единство многонационального населения России, одновременно способствуя сохранению культурного многообразия всех народов и этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIL IDENTITY IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE GLOBALIZING WORLD

Preserving national and ethnic identity (mother tongue, culture, religion etc.) in the epoch of globalization is one of the most important problems especially urgent for mini-nations. For multi-cultural and multi-national states (e.g. for Russia) of utmost importance for the citizens (of any nationality, religion and ideological views) is to recognize themselves as a part of the given society and to feel their involvement to the events happened in the country and to have an active civil position. And here we come close to the notions of “identity” and “civil identity” and analyze their different interpretations by national and international scientists. The leading role in civil identity formation is played by educational system. As civil identity is a complex and multi-level structure lying on the crossing of national-historical, social-psychological, social-cultural and political spheres there are also many different directions of its education. The main of them are historical, value, political-legal, patriotic, labor and ecological ones. We consider all above mentioned directions to be realized in high school. Education of the civil identity should strengthen the solidarity of multi-national population of Russia at the same time favoring preservation of cultural variety of all peoples and ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства»

УДК 327

И. Г. Белякова

канд. психол. наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: ig.belyakova@migsu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ПРОСТРАНСТВА

В эпоху глобализации одной из важнейших проблем становится сохранение национальной и этнической самобытности (родного языка, культуры, религии и пр.), что особенно актуально для малочисленных народов. А для мультикультурных и многонациональных государств (например, России) огромное значение имеет то, чтобы граждане этой страны (какой бы они национальности ни были, какого бы вероисповедания и идейных убеждений ни придерживались и т. д.) осознавали себя частью данного общества, чувствовали свою сопричастность происходящим в стране событиям и имели активную гражданскую позицию. Издесь мы подходим к понятиям «идентичность» и «гражданская идентичность», анализируем их различные трактовки отечественными и зарубежными учеными.

Ведущую роль в формировании гражданской идентичности личности играет система образования. Поскольку гражданская идентичность - сложная и многоуровневая структура, находящаяся на стыке национально-исторической, социально-психологической, социокультурной и политической сфер, то и направлений ее воспитания довольно много. Выделим основные: историческое, ценностное, политико-правовое, патриотическое, трудовое, экологическое. По нашему мнению, все перечисленные направления должны реализовываться в высшей школе.

Воспитание гражданской идентичности призвано укрепить единство многонационального населения России, одновременно способствуя сохранению культурного многообразия всех народов и этнических групп.

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, межкультурная коммуникация, глобализация, система непрерывного образования

Для цитирования: Белякова, И. Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства / И. Г. Белякова // Вестник культуры и искусств. - 2017. -№ 2 (50). - C. 98-105.

Современная жизнь во всех сферах и проявлениях характеризуется наличием двух противоположных векторов: с одной стороны, это направление на сохранение этносами собственной социально-культурной неповторимости, а с другой - стремление к объединению и вхождению в общую мировую систему под давлением процессов глобализации. Эти векторы не просто сосуществуют, но и активно взаимодействуют, а подчас противостоят друг другу в различных ситуациях межкультурного общения. В глобальном мире плюралистическое сосуществование культур и рост регионализации при расширении фундаменталистских движений усиливают неопределенность перспектив и

провоцируют появление новых противоречий, усиливая идентификационный кризис и образование гибридных идентичностей [3]. Транснационализация социокультурного пространства приводит к смешению и переплетению культур, появлению разных моделей гибридизации [4].

Исторически доказано, что весь период существования человечества - не что иное, как столкновение и борьба этнических и социальных групп. Процесс этих социальных и культурных противоборств выводит нас на необходимость формулирования и последующей трактовки понятия идентичности. Идентичность определяется как социальное образование, и индивид приобретает свою идентич-

98

ность в процессе коммуникации с социальной группой (подробнее, к примеру, см.: [11; 18]).

Вопросы, в том числе терминологического характера, касающиеся идентичности, до сих пор вызывают интерес у ученых и занимают важное место в общественном сознании, воплотившись наиболее ярко и полно в нескольких широко известных концепциях. Исследования в данной области зародились в психоанализе. Так, З. Фрейд первым ввел понятие идентификация в научный оборот («Групповая психология и анализ Эго», 1914 г.), а Э. Эрик-сон заговорил об идентичности как о сложно структурированном многослойном образовании и предложил термин психосоциальная идентичность, присущий исключительно зрелой личности и формирующийся как продукт взаимодействия социума и личности. Он же обосновал взаимосвязь кризисов личностной идентичности с кризисами общественного развития [15].

Еще большую значимость и научный интерес представляет изучение идентичности в качестве характеристики не только отдельной личности, но и группы. Ряд важных положений содержит концепция социальной идентичности Г. Теджфела, установившего, что значение идентичности определяется посредством социальной категоризации и сравнения своей группы с другими сообществами по неким параметрам. Индивид, по Теджфелу, относя себя к какой-нибудь социальной группе, всегда стремится дать ей положительную оценку, что повышает ее ранг и статус самого индивида. При этом позитивная социальная идентичность на основе адекватной самооценки формируется за счет эмоционального когнитивного компонента [5].

Признавая идентичность многосторонней и многоуровневой структурой, многие исследователи склонны рассматривать это понятие как некий результат, возникающий в процессе идентификации индивидов. Самые общие показатели идентичности на уровне всей цивилизации проявляются, с одной стороны, актуализацией потребности индивидов к унификации, с другой - стремлением людей почувст-

вовать и подчеркнуть свою уникальность и «инаковость» относительно других [9].

Термин гражданская идентичность в российской науке появился относительно недавно. В социологии он ассоциируется с отождествлением индивида с обществом во всех его типических социокультурных измерениях, в частности, в языке, особой ментальности, культурных ценностях, особых типичных моделях поведения [13].

Существует тенденция ставить гражданскую идентичность в один ряд с этнической. Согласно позиции Н. Л. Ивановой, гражданская идентичность - еще не утвердившееся понятие в психологии, так как мы соотносим ее с нацией, термином самим по себе неоднозначным и являющимся одним из спорных в современной науке [9]. Т. Водолажская считает гражданскую идентичность воплощением основных потребностей личности в принадлежности к группе [5].

По мнению М. А. Юшина, гражданская идентичность - это «тождественность индивида государству, своему статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать осознанное активное участие в жизни государства» [16, с. 15]. Р. Ю. Шикова рассматривает гражданскую идентичность как компонент социальной идентичности и определяет ее как конечный этап отождествления субъекта с соответствующими социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровнях личности [13].

Д. В. Григорьев считает, что наиболее полно английское определение identity соотносится с русским словом причастность. «Быть причастным - значит быть частью чего-то большего, чем ты сам... <...> Гражданская (российская) идентичность - это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации» [4].

99

Сходной позиции придерживается и известный российский психолог А. Г. Асмолов, подчеркивающий, что в основе данного понятия лежит «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства» [1, с. 37]. Ученый особо выделяет личностную окраску гражданской идентичности при сравнении понятий гражданство и гражданская идентичность и подчеркивает, что «достижение гражданской идентичности - важная задача развития юношеского возраста» [Там же], эту же проблему он поднимает в статье «Стратегия социокультурной модернизации образования...» [2].

Особый интерес для нас представляет анализ структуры гражданской идентичности и всех ее компонентов, произведенный Е. А. Гришиной. По мнению ученого, гражданская идентичность содержит в себе объективную (может быть предопределена правовыми нормами государства, принятыми социальными и культурными нормами общества) и субъективную (вырабатывается исключительно самим человеком, его морально-этическими нормами и правилами) составляющие [7].

Согласно Л. Л. Дробижевой, понятие государственно-гражданская (или национально-гражданская) идентичность заключается в соотнесении индивида с обществом в целом и гражданами своей страны, знании и наличии мнения об этом сообществе, чувстве сопричастности, понимании и разделении гражданами интересов государства. Исследователь говорит, что в зависимости от опыта и обстоятельств индивид может переживать различные (подчас диаметрально противоположные) чувства -от любви и гордости за страну до злобы, приводящей к отстраненности от происходящего из-за недовольства и разочарования [8]. Автор объясняет достаточную новизну терминов государственная идентичность, россияне, российская идентичность для отечественной научной литературы и средств массовой информации принятым в нашей стране этнокультурным пониманием значения нации. В российском политическом и научном дискурсе трактовка нации как граждан государства, подобно

Франции и США, не совпадает с привычным для многих россиян ее пониманием как гражданской общности. Гражданское общество России еще не сформировано. Однако большинство россиян уже давно и вполне осознанно считают себя причастными к общности граждан страны. Если говорить об этнической идентичности, то это прежде всего понимание себя как единицы этноса, нации, обладающей общими историческими и культурными традициями, владеющей одним языком и, как правило, проживающей на единой территории.

Анализируя работы по проблеме понятия гражданской идентичности, можно увидеть его различные трактовки и разнообразную систему факторов и компонентов, способствующих формированию гражданской идентичности. По-разному подаются и аспекты (или стороны) этого понятия. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что гражданская идентичность - это восприятие индивидом себя как члена сообщества граждан данного государства, причем мы считаем личностный компонент необходимым условием гармоничного восприятия общества; он представляет собой важную составляющую гражданской идентичности.

Процесс выработки гражданской идентичности с точки зрения трансформационного развития личности довольно сложен и имеет три этапа: познавательный, ценностно-оценочный и модально-отношенческий. Познавательный этап отвечает за знания человека о гражданском обществе, ценностно-оценочный содержит оценки обществу, модально-отношенческий диктует индивиду линию поведения на принадлежность гражданскому обществу или отторжение его. Важно понимать противоречивое диалектическое единство этих сторон.

Глобальные политические, экономические и культурные трансформации, увеличение количества многонациональных и муль-тикультурных государств, все более частые случаи межнациональных и межкультурных столкновений диктуют всем государствам и России в том числе особые требования по сплочению граждан на базе межкультурного

100

диалога, что прежде всего необходимо молодежи, которая гораздо больше подвержена негативным воздействиям глобализации. Это очень трудная задача в наше время, когда современные средства массовой информации и их главный пропагандист и проводник - телевидение транслируют свои программы вне каких бы то ни было границ, единые компьютерные программы и единый язык коммуникации, «туристический бум» наносят ощутимый ущерб самобытности местных устоев. По всем странам и континентам распространяется массовая потребительская культура западного типа, становясь «универсальной» и востребованной [14]. Мир изменяется значительно быстрее, чем идет процесс осмысления социокультурных трансформаций и их последствий для человека, осуществляется выбор новых стратегий культурной политики с учетом культурного разнообразия [17].

Цель этой статьи обсудить стратегические направления и конкретные формы работы по выработке гражданской идентичности в рамках высшей школы и наметить перспективы в данном направлении.

Выполнение этих задач невозможно без выработки самоопределения личности в составе своей нации, причем следует основываться на традиционных, общечеловеческих, общекультурных ценностях и нормах.

Несомненно, что гражданская идентичность у членов общества должна формироваться с юного возраста, поэтому ведущая роль в данном процессе принадлежит как системе образования в целом, так и отдельным его ступеням. Мы знаем, что гуманистический характер образования, согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», требует от педагогов всех ступеней образовательной системы и от ученых и организаторов умений сформировать чувство патриотизма, ответственности, взаимоуважения на основе соблюдения основных прав и свобод гражданина. Свободное развитие личности учащихся, которое упоминается в вышеуказанном законе, недостижимо без привития гражданственности и правовой культуры, эко-

логической грамотности и навыков эффективного и бережного природопользования, обширных знаний об исторических и культурных особенностях и традициях народов России как многонационального государства.

Формирование гражданской идентичности - это важнейшая стратегическая цель и конкретная задача развития гармоничной личности, осуществимая в рамках системы непрерывного образования.

Анализ литературы по данному вопросу позволил выделить основные направления воспитания гражданской идентичности в системе образования, зачастую по-разному ранжирующиеся по значимости; прежде всего историческое воспитание, так как именно оно помимо исторических знаний и фактов прививает студентам чувство патриотизма и гордости за свою Родину и народ. Отметим, что, на наш взгляд, это важнейшее направление, без которого значительно ослабевают другие. Даже ценностное воспитание, выделяемое рядом авторов (его целью является выработка у обучаемых навыков пользования общекультурными нравственными и моральными ценностями), должно сочетаться с историческим.

Еще одним направлением принято считать политико-правовое воспитание, дающее широкий спектр знаний, формирующих правовую компетентность, в частности, о политико-государственном устройстве, законодательстве, правовых вопросах, помогающих студентам осознать свои права и обязанности как гражданина и др. В рамках РАНХиГС, согласно учебным планам бакалавриата и магистратуры, студенты получают глубокие знания по политическим, правовым вопросам, а во время семинаров, коллоквиумов, презентационных занятий демонстрируют навыки владения полученной информацией. Результатом является формирование политико-правовой компетентности, при которой студенты объединяются вокруг интересов всего государства, проявляя при этом единство во взглядах и позициях.

В связи с тем, что гражданская идентичность предполагает соотнесение индивида с государством, страной как территорией прожи-

101

вания, местом учебы и работы, обществом, патриотическое воспитание выделяется некоторыми авторами как особое направление воспитания гражданской идентичности. Именно оно формирует чувство любви к Родине, гражданственность как прочную связь индивида с Родиной и Отечеством. Патриотизм как чувство приверженности гражданской общности является базовым идентифицирующим признаком. Заметим, что патриотическое воспитание как никакое другое связано с историческим, поскольку чувство гордости за свою Родину и народ основано на прочных знаниях о национальных святынях, государственных праздниках по поводу тех или иных исторических событий. Привитие молодому поколению гражданственности, патриотизма, уважения к своему государству - это основное требование в рамках непрерывного образования и социализации обучающихся [12]. Таким образом, гражданская идентичность, являясь цементирующей основой социальной интеграции, объединяет общество.

Нельзя не сказать о трудовом воспитании, направленном на формирование культурных ценностей за счет деятельности, профессиональную ориентацию, выработку добросовестного отношения к труду, уважения к предметам духовной и материальной культуры. Отметим, что в условиях вуза это направление очень актуально и реализуется в привлечении студентов к работе в научных лабораториях, прохождении преддипломной практики. Даже написание курсовых и дипломных работ является элементом трудового воспитания, так как учит студента правильно распределять свои трудовые и временные ресурсы.

Экологическое воспитание стало сейчас велением времени и конкретной задачей образования. Исследователи отмечают взаимосвязь данного вида воспитания с формированием гражданской идентичности, поскольку оно является эмоционально-чувственной основой формирования образа Родины. Взаимодействуя с природой, молодые люди реализуют в деятельности свою личностную позицию в отношении природного достояния своей стра-

ны [9]. С этим нельзя не согласиться, так как грамотное экологическое поведение позволит будущему поколению сохранить свою жизнь и обезопасить существование государства и общества, в котором они живут. В рамках вуза помимо предметов в учебных программах предусмотрены и проводятся экологические викторины, конференции, презентации на занятиях. Хочется отметить, что тема защиты окружающей среды широко представлена в учебных пособиях по иностранному языку, вызывает интерес студентов, побуждает их к активной учебной деятельности, а затем и выводит на внеурочную активность, такую как участие в кампаниях по озеленению, уборке и очистке окружающих территорий. В последнем случае мы говорим о соединении патриотического, трудового и экологического воспитания студентов.

Формирование гражданской идентичности личности в системе непрерывного образования - сложный системный процесс с наличием различных составляющих и сложного характера взаимосвязей. Важно отметить, что функциональные задачи этого процесса необходимо решать на каждой ступени образования, которая закладывает фундамент последующему этапу формирования гражданской идентичности личности, чем обеспечивается преемственность и непрерывность всего процесса. Следует сказать о тесной взаимосвязи процесса формирования гражданской идентичности с социализацией личности, а в условиях поликультурной среды - с этнокультурной социализацией [12].

Основой формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования может выступить система или модель формирования личности как представителя этноса, гражданского общества и мирового сообщества. Эта система должна отражать последовательность этапов формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования, содержать цели, методы, само содержа-

102

ние и оценку сформированности гражданской идентичности.

По нашему мнению, все перечисленные направления формирования гражданской идентичности должны реализовываться в высшей школе, но их следует грамотно и сбалансировано сочетать и переплетать между собой. Примером могут служить проводимые на базе РАНХиГС проектные работы студентов на английском языке по экологическим проблемам. Это длительная кропотливая работа с привлечением широкого спектра аутентичных ресурсов, онлайн-компонентов с элементами кейс-стади и деловых игр. В таких проектах участвуют студенты разных национальностей. Можно констатировать, что эти проекты - это одновременно и ценностное, и патриотическое, и правовое, и трудовое, и экологическое воспитание с целью выработки гражданственности и, в конечном итоге, граж-

данской идентичности. По завершении проекта студенты представляют собой сплоченный коллектив и демонстрируют хорошие навыки работы в команде и эффективной групповой мотивации.

В заключение следует подчеркнуть, что гражданская идентичность, являясь основой социальной интеграции, объединяет гражданское общество на базе гражданского патриотизма и общенациональной солидарности. Последовательное воспитание и формирование гражданской идентичности в рамках непрерывного образования призвано обеспечить укрепление единства многонационального населения России и российской нации, одновременно способствуя сохранению культурного многообразия всех народов и этнических групп и гармонизируя межэтнические и межконфессиональные отношения в условиях диалога культур.

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурманская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Ас-молова. - Москва : Просвещение, 2008. - 151 с. - (Сер. Стандарты второго поколения).

2. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. -№ 1. - С. 65-86.

3. Астафьева, О. Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национально-культурной идентичности / О. Н. Астафьева // Вопросы социальной теории : науч. альм. - Москва : Междисциплинарное общество социальной теории, 2010. - Т. IV. Человек в поисках идентичности. - С. 255-281.

4. Астафьева, О. Н. Транснационализация культурного пространства: государство и проблемы координации коммуникативных стратегий / О. Н. Астафьева // Человек, культура, общество в контексте глобализации : материалы междунар. конф. - Москва, 2007. - С. 5-11.

5. Водолажская, Т. В. Идентичность гражданская / Т. В. Водолажская // Образовательная политика. - 2010. -№ 5-6. - С. 140-142.

6. Григорьев, Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] / Д. В. Григорьев // Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования : интернет-конференция. - Режим доступа : Шр8://ргоек1ра1гю12..|1т^.сот/гражданская-идентичность/.

7. Гришина, Е. А. Идентичность гражданская / Е. А. Гришина // Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1. -Москва : Мысль, 2003.

8. Дробижева, Л. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость / Л. М. Дро-бижева // Россия реформирующаяся : ежегодник. - Москва : Academia, 2002. - С. 213-244.

9. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 83-93.

10. Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности : сб. науч. тр. / ред. Л. И. Гри-шаева, Т. Г. Струкова. - Воронеж : ВГУ, 2002. - 647 с.

103

11. Мертон, Р. Явные и латентные функции / Р. Мертон // Американская социологическая мысль: Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А.: тексты / под ред. В. И. Добренькова. - Москва : Изд-во МГУ, 1994. -С. 207-246.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва : Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).

13. Шикова, Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) [Электронный ресурс] / Р. Ю. Шикова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - № 1. - Режим доступа : http://cyberleninka.rU/article/n/grazhdanskaya-obscherossiyskaya-identichnostsotsiologicheskiy-aspekt. -Дата обращения : 15.12.2016.

14. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. -Москва : Логос, 2005. - 664 с.

15. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - Москва : Прогресс, 1996. - 344 с.

16. Юшин, М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23 00 02 / Михаил Анатольевич Юшин. - Тула, 2007. - 22 с.

17. Canclini N. 2000. Cultural Policy Options in the Context of Globalization. The Politics of Culture: Policy Perspectives for Individuals, Institutions and Communities. Ed. by Gugi Bradford, Michael Gary and Glenn Wallach. N.Y. P. 302-326.

18. Marcelo K., Lopez M. and Kirby E. 2007. Civic engagement among young men and women. Washington DC: Center for Information and Research on Civic Learning and Engagement. P. 12-18.

Получено 07.03.2017

I. Beliakova

Candidate of Psychological Sciences, Docent, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: ig.belyakova@migsu.ru

FORMATION OF CIVIL IDENTITY IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF THE GLOBALIZING WORLD

Abstract. Preserving national and ethnic identity (mother tongue, culture, religion etc.) in the epoch of globalization is one of the most important problems especially urgent for mini-nations. For multi-cultural and multinational states (e.g. for Russia) of utmost importance for the citizens (of any nationality, religion and ideological views) is to recognize themselves as a part of the given society and to feel their involvement to the events happened in the country and to have an active civil position. And here we come close to the notions of "identity" and "civil identity" and analyze their different interpretations by national and international scientists.

The leading role in civil identity formation is played by educational system. As civil identity is a complex and multi-level structure lying on the crossing of national-historical, social-psychological, social-cultural and political spheres there are also many different directions of its education. The main of them are historical, value, political-legal, patriotic, labor and ecological ones. We consider all above mentioned directions to be realized in high school.

Education of the civil identity should strengthen the solidarity of multi-national population of Russia at the same time favoring preservation of cultural variety of all peoples and ethnic groups.

Keywords: identity, civil identity, inter-cultural communication, globalisation, lifelong education system

For citing: Beliakova I. 2017. Formation of civil identity in educational environment of the globalizing world. Culture and Arts Herald. No 2 (50) : 98-105.

104

References

1. Asmolov A., Burmanskaia G., Volodarskaia I. 2008. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli [How to project universal educational actions at elementary school: from action to a thought]. Moscow : Prosveshchenie. 151 p. (In Russ.).

2. Asmolov A. 2008. A strategy for the sociocultural modernization of education: on the way to overcoming the identity crisis and building a civil sotiety. Educational Studies. No 1 : 65-86. (In Russ.).

3. Astafyeva O. 2010. Restructuring and demarcation of social identities in the terms of globalization: future of national-cultural identity. Voprosy sotsial'noy teorii : nauchnyy al'manakh. T. IV. Chelovek v poiskakh identichnosti [Issues of social theory : Scientific collection. Vol. IV. Man in the search of identity]. Moscow : Interdisciplinary society of social theory. P. 255-281. (In Russ.).

4. Astafyeva O. 2007. Transnationalisation of cultural space: state and problems of coordination of communicative strategies. Chelovek, kul'tura, obshchestvo v kontekste globalizatsii [Man, culture, society in the context of globalization]. Moscow. P. 5-11. (In Russ.).

5. Volodarskaia T. 2010. Civil identity. Educational policy. No 5-6 : 140-142. (In Russ.).

6. Grigorev D. Formation of civil identity of the modern school student [Electronic resource]. Perspektiva grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sisteme obrazovaniya : Internet-konferentsiya [Prospect of Civil and Patriotic Education in an Education System : Internet conference]. Available from : https://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/. (In Russ.).

7. Grishina E. 2003. Civil identity. Sotsiologicheskaya entsiklopediya [Sociological encyclopedia : in 2 vol. Vol. 1]. Moscow : Mysl'. (In Russ.).

8. Drobizheva L. 2002. Russian and ethnical identity: Confrontation and compatibility. Rossiya reformiruyushchayasya [Russia at reforming]. Moscow : Academia. P. 213-244. (In Russ.).

9. Ivanova N., Mazilova G. 2008. Changes of ethnical and civil identity in the new public terms. Voprosy psikhologii [Issues of Psychology]. No 2 : 83-93. (In Russ.).

10. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya i problemy natsional'noy identichnosti [Intercultural communication and problems of national identity]. 2002. Ed. L. Grishaeva, T. Strukova. Voronezh : Voronezh State University. 647 p. (In Russ.).

11. Merton R. 1994. Transparent and latent functions. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl' [American social thought]. Dobrenkov V, ed. Moscow : Publishing house of Lomonosov Moscow State University. P. 207-246. (In Russ.).

12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary education]. 2010. Moscow : Prosveshchenye. 31 p. (In Russ.).

13. Shikova R. 2009. Civil all - Russian identity (sociological aspect) [Electronic resource]. Vestnik of Adygeyan University. Series 1. No 1. Available from : http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-obscherossiyskaya-identichnostsotsiologicheskiy-aspekt (accessed : 15.12.2016). (In Russ.).

14. Shtompka P. 2005. Sotsiologiya: analiz sovremennogo obshchestva [Sociology: analysis of modern society]. Translated from Polish by S. Chervonnaya. Moscow : Logos. 664 p. (In Russ.).

15. Ericson E. 1996. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Foreword and chief ed. Tolstykh S. Moscow : Progress. 344 p. (In Russ.).

16. Iushin M. 2007. Politicheskie mekhanizmy formirovaniya grazhdanskoy identichnosti molodezhi v sovremennoy Rossii [Political mechanisms of formation of civil identity of youth in modern Russia]. Tula. 22 p. (In Russ.).

17. Canclini N. 2000. Cultural Policy Options in the Context of Globalization. The Politics of Culture: Policy Perspectives for Individuals, Institutions and Communities. Ed. by Gugi Bradford, Michael Gary and Glenn Wallach. N.Y. P. 302-326. (In Eng.).

18. Marcelo K., Lopez M. and Kirby E. 2007. Civic engagement among young men and women. Washington DC: Center for Information and Research on Civic Learning and Engagement. P. 12-18. (In Eng.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 07.03.2017

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.