Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грамматические навыки / речь / иностранный язык / грамматический минимум / лексика / grammatical skills / speech / foreign language / grammatical minimum / vocabulary

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Маргарита Борисовна, Береснева Виктория Алексеевна

Грамматика играет важную роль в изучении иностранного языка. Изучение грамматики происходит посредством формирования грамматических навыков. Умение грамотно сочетать слова, строить предложения в зависимости от того, что учащийся хочет сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Достаточность лексического материала является одним из условий для выработки грамматического навыка. Основными качествами грамматического навыка говорения являются целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования. Как правило, грамматические навыки условно разделяют на речевые морфологические и синтаксические, рецептивно-активные аудирования и чтения, рецептивно-активные грамматические, а также пассивно-рецептивные. Формирование грамматических навыков происходит через последовательность 5 основных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grammar plays an important role in learning a foreign language. The study of grammar in writing occurs through the formation of grammatical skills. The ability to correctly combine words, build sentences depending on what the student wants to say at the moment, is one of the most important conditions for using language as a means of communication. Sufficiency of lexical material is one of the conditions for developing a grammatical skill. The main qualities of the grammatical speaking skill are integrity in performing grammatical operations, unity of form and meanings, situational and communicative conditionality of its functioning. As a rule, grammatical skills are conditionally divided into speech morphological and syntactic, receptive-active listening and reading, receptive-active grammatical, as well as passive-receptive. The formation of grammatical skills occurs through a sequence of 5 main stages.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.881.111.1

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

бакалавр МакароеаМаргарита Борисовна Вятский государственныйуниверситет» (г. Киров); доктор филологических наук, доцент Береснева Виктория Алексеевна Вятский государственныйуниверситет (г. Киров)

Постановка проблемы. Общеизвестно, что грамматика неразрывно связана с лексикой. В освоении иностранного языка - это база, потому что восприятие речевых навыков подразумевает восприятие нужных языковых, а именно - грамматических средств [2]. Для написания и построения грамотной речи необходимы тренировка и выработка автоматизации грамматических навыков.

Обучение грамматике - достаточно сложный процесс для школьников, в связи с тем, что оно неизбежно сопряжено с изучением теории, различных терминов и правил. Программа по изучению грамматики иностранного языка для среднего звена школы включает освоение табличного материала, речевых конструкций, различных упражнений [7, 8]. Изучение грамматики часто вызывает у обучающихся затруднения, ошибки и сомнения в реальной пользе занятий по изучению правил языка. Несомненно, обучение грамматической составляющей языка - важная база, однако даже заучивание однотипных форм и правил для ученика должно быть увлекательным, как и усвоение лексики [9, 10, 11, 13, 14].

Грамматика, как базовая и материальная основа речи, играет организующую и систематизирующую роль. Она взаимосвязана с лексикой, с речью, фонетикой и изучением словарного запаса [6, 9].

Изложение основного материала исследования. Программа по иностранному языку в средней школе нацелена на развитие учебных навыков, в том числе - на изучение коммуникативных особенностей обучения. Достаточный объем исследуемого материала по грамматике, необходимый для получения базовых знаний по иностранному языку в относительных пределах; условия для обучения; обучающие программы и стандарты - значимые условия, определяющие объем грамматического минимума [4].

Учебный материал в рамках общеобразовательной программы для грамматического минимума должен быть построен в соответствии с учебными принципами: экстраполяции в разговорной речи, принципадоказательности и исключения одинаковыхявлений [4, 10, 12].

Отработка грамматических навыков осуществляется на определенной базе лексики и в пределах минимального словарного запаса. Под грамматическим навыком в процессе устной речи подразумевается устойчивое корректное, выработанное до автоматизма мотивированное использование грамматической части языка в процессе говорения. Грамматический навык в разговорной речи характеризуется рядом основных качеств, таких как единство формы и значений, зависимость от ситуационного положения и коммуникативная обусловленность [5]. Грамматический навык разговорной речи характеризуется рядом качеств, среди которых целостность формы и значений, единство в построении синтаксических единиц согласно правилам грамматики, первоочередная роль коммуникативной обусловленности [4, 5].

В классификации грамматических навыков выделяют 5 видов. Наиболее встречаемые - речевые морфологические и синтаксические грамматические навыки. В группе грамматических рецептивно-активных навыков различают навыки слушания и чтения [5].

Речевые морфологические навыки позволяют сформировать грамотное, выученное до автоматизма словообразование в коммуникации участников разговора (например, глагольные спряжения, склонения, окончания различных частей речи).

Речевые синтаксические навыки связаны с автоматизированным построением слов по грамматическим правилам в различных синтаксических единицах соответствующего языка.

Отдельной категорией выделяют рецептивные грамматические навыки, представляющие собой автоматические действия по получению и анализу грамматического материала: правил и норм, используемых в устной речи и при написании.

В отдельную группу относят грамматические рецептивно-активные навыки: аудирования и чтения.

Грамматические речевые навыки также включают пассивно-рецептивные навыки. Они вырабатываются на готовой базе образов, в ходе чтения или разговора служат для запоминания грамматических процессов.

Грамматические навыки формируются через последовательность 5 базовых этапов [1].

На подготовительном этапе обучающийся знакомится с исследуемым грамматическим явлением. Ученики открыты к познанию новых форм и правил. Роль педагога заключается в мотивации и активизации обучающихся. Структура любого грамматического навыка относительно сложна и требует доступного визуального наблюдения, например, видео- и мультимедийных средств.

Следующий этап - элементарный. Его структура представлена комплексом заданий по усвоению словоформ, готовых и заданных по единому образцу. На протяжении рассматриваемого этапа представленные образцы словоформ анализируются, постепенно происходит их запоминание. Наряду с образцами грамматического материала усваиваются заложенные в задании грамматические формы и их значения.

На следующем - совмещающем этапе - происходит одновременное освоение учениками ряда обучающих действий. Новое правило или грамматическое действие комбинируется с остальными. В обучающих заданиях преобладают более свободные, творческие элементы, а механистическое заучивание играет меньшую роль.

Этап систематизирующего обобщения включает изучение образовательного материала и обобщение второго уровня.

На заключительном этапе усвоение учебного материала приводит к практическому использованию полученных навыков в речи обучающихся.

6 базовых взаимосвязанных принципов являются одними из особенностей функционального подхода в обучении [1]:

1. Речевая направленность подразумевает под собой освоение практических умений на занятиях иностранного языка. Эмпирический опыт нарабатывается в ходе изучения и отработки комплекса упражнений, приближенных к повседневным разговорным ситуациям - оценивается их эффективность и происходит отработка лексических и грамматических средств.

2. Функциональность. Общеизвестно, что речевая деятельность состоит из 3 взаимодополняющих основных частей: лексики, фонетики и грамматики. Взаимосвязь данных взаимодополняющих частей (сторон) прослеживается в коммуникации. Речевая единица - одна из важнейших частей, необходимых для понимания учеником очень основательно. Термин «функциональность» подразумевает под собой то, что изучение словарного запаса и грамматических основ осуществляется в речевой деятельности: ученик выполняет задачу на усвоение речевой единицы - соглашается с утверждением или высказывает сомнение в словах оппонента - одновременно происходит усвоение ряда иностранных слов и правил.

3. Ситуативность. Исследуемый этап связан с построением образовательной деятельности на базе повседневных и бытовых ситуаций. Этот момент данного принципа понимается практически каждым учеником, но всегда по-разному. Понимание языка идет через призму окружающего мира. Изучение бытовых повседневных ситуаций для ученика - весьма актуально в реалиях жизни, некоторых искусственно созданных ситуациях.

4. Новизна в различных аспектах урока проявляется по-разному. Например, новые ситуации для совместного диалога, обсуждения, смена партнера для общения и т. д. Новаторский подход также предполагает новизну учебного материала с учетом современной обстановки, методик и организации урока, используемых учителем. Перед учащимися не ставится задачи запоминания и заучивания, на рассматриваемом этапе происходит непроизвольное запоминание.

5. Личностная ориентация общения. Данный принцип построен на узкоспецифичности деятельности по навыкам общения. Каждый ученик - это личность уникальная, которая характеризуется своими умениями к запоминанию и развитию навыков, темпом развития личных характеристик. Безусловно, в отношении к обучению иностранному языку, обучающиеся зачастую абсолютно различны. Это обусловлено как их личным опытом, так и способностями к её осуществлению.

6. Коллективное взаимодействие. Сущность этапа заключается в активной грамотно организованной коммуникации учеников. Мотивационное подкрепление происходит при поддержке всех участников процесса взаимодействия.

Выводы. Итак, в школьном курсе среднего звена необходимо оптимизировать соотношение учебного материала по грамматике и лексической направленности. Основная цель обучения основам

грамматики в среднем звене - необходимость и достаточность усвоения определенного объема грамматического материаладля усвоения коммуникативных навыков.

Аннотация. Грамматика играет важную роль в изучении иностранного языка. Изучение грамматики происходит посредством формирования грамматических навыков. Умение грамотно сочетать слова, строить предложения в зависимости от того, что учащийся хочет сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Достаточность лексического материала является одним из условий для выработки грамматического навыка. Основными качествами грамматического навыка говорения являются целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования. Как правило, грамматические навыки условно разделяют на речевые морфологические и синтаксические, рецептивно-активные аудирования и чтения, рецептивно-активные грамматические, а также пассивно-рецептивные. Формирование грамматических навыков происходит через последовательность 5 основных этапов.

Ключевые слова: грамматические навыки, речь, иностранный язык, грамматический минимум, лексика.

Annotation. Grammar plays an important role in learning a foreign language. The study of grammar in writing occurs through the formation of grammatical skills. The ability to correctly combine words, build sentences depending on what the student wants to say at the moment, is one of the most important conditions for using language as a means of communication. Sufficiency of lexical material is one of the conditions for developing a grammatical skill. The main qualities of the grammatical speaking skill are integrity in performing grammatical operations, unity of form and meanings, situational and communicative conditionality of its functioning. As a rule, grammatical skills are conditionally divided into speech morphological and syntactic, receptive-active listening and reading, receptive-active grammatical, as well as passive-receptive. The formation of grammatical skills occurs through a sequence of 5 main stages.

Key words: grammatical skills, speech, foreign language, grammatical minimum, vocabulary.

Литература:

1. Берман, И.М. Методика обучения английскому языку / И.М. Берман. - М.: Высшая школа, 1970.-232 с.

2. Болдова, Т.А. Современные образовательные технологии и их использование в учебном процессе / Т.А. Болдова // Вестник ВятГУ. - 2011. - № 3-3. - С. 27.

3. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.

4. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Гнатюк. - М.: Проспект, 2013. - 21 с.

5. Горбачева, Е.В. Эдьютейнмент - он повсюду, или Современное подрастающее поколение нужно учить по-другому / Е.В. Горбачева// Молодой ученый. - 2020. - № 1 (291). - С. 130-132

6. Дьяконова, О.О. Понятие «технология обучения» в современной педагогике /О.О. Дьяконова, М.В. Пласкина // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. -Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 9-11

7. Кларин, М.В. Педагогическая технология / М.В. Кларин. - М., 1989. - 75 с.

8. Левитас, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитас. -М.: Воронеж, 1998.-288 с.

9. Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / О.И. Мезенцева. -Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018,- 140с.

10. Пассов, Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.П. Царонова. - М.: Просвещение, 1993. - 158 с.

11. Селевко, Г.К. Классификация образовательных технологий / Г.К. Селевко // Сибирский педагогический журнал. - №4,- 2000. - С. 77-92

12. Слободчиков, В.А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе / В.А. Слободчиков. - М.: Просвещение, 1986. - 109 с.

13. Buckingham, D. Selling learning: towards a political economy of edutainment media / D. Buckingham, and M. Scanlon // Media, Culture and Society. - 2005. - V. 27,- №1,- P. 41-58

14. Dewey, J. My Pedagogic Creed / J. Dewey // School Journal. - 1987,- V. 54. - P. 77-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.