Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ИНОЯЗЫЧНАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭТАПЫ РАБОТЫ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котрикадзе Елена Важаевна, Жаркова Людмила Ивановна

В статье рассмотрена проблема формирования грамматической компетентности соискателей на занятиях по иностранному языку по профессиональному направлению, ведь неотъемлемой составляющей всех учебных ситуаций в процессе изучения иностранного языка является грамотное применение различных грамматических конструкций, без которых невозможно полноценное общение ни в устной, ни в письменной форме. Путем анализа и обобщения проведенных исследований показано, что грамматический аспект является основным принципом изучения английского языка студентами вузов; выделен методологический принцип изучения грамматики; выявлена необходимость усвоения грамматики с помощью обучающих упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котрикадзе Елена Важаевна, Жаркова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GRAMMATICAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH

The article considers the problem of the formation of grammatical competence of applicants in foreign language classes in the professional direction, after all, an integral component of all educational situations in the process of learning a foreign language is the competent use of various grammatical constructions, without which it is impossible to fully communicate either orally or in writing. By analyzing and summarizing the conducted research, it is shown that the grammatical aspect is the main principle of learning English by university students; the methodological principle of studying grammar is highlighted; the need for mastering grammar with the help of training exercises is revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

12. Сухов, В.П. Интегрированный курс географии и биологии: системно-деятельсностный подход / В.П. Сухов, З.Ш. Тимербаева // Биология в школе. - 2010. - № 4. - С. 19-22

13. Тюнькова, И.А. Активное краеведение в школьном образовании / И.А. Тюнькова // Современные исследования социальных проблем. - 2018. - Т. 9. - № 2-2. - С. 239-243

Педагогика

УДК 372.881.111.1

старший преподаватель Котрикадзе Елена Важаевна

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (г. Москва); старший преподаватель Жаркова Людмила Ивановна

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В

ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования грамматической компетентности соискателей на занятиях по иностранному языку по профессиональному направлению, ведь неотъемлемой составляющей всех учебных ситуаций в процессе изучения иностранного языка является грамотное применение различных грамматических конструкций, без которых невозможно полноценное общение ни в устной, ни в письменной форме. Путем анализа и обобщения проведенных исследований показано, что грамматический аспект является основным принципом изучения английского языка студентами вузов; выделен методологический принцип изучения грамматики; выявлена необходимость усвоения грамматики с помощью обучающих упражнений.

Ключевые слова: грамматика английского языка, иноязычная грамматическая компетенция, грамматические навыки, грамматические знания, этапы работы, упражнения.

Annotation. The article considers the problem of the formation of grammatical competence of applicants in foreign language classes in the professional direction, after all, an integral component of all educational situations in the process of learning a foreign language is the competent use of various grammatical constructions, without which it is impossible to fully communicate either orally or in writing. By analyzing and summarizing the conducted research, it is shown that the grammatical aspect is the main principle of learning English by university students; the methodological principle of studying grammar is highlighted; the need for mastering grammar with the help of training exercises is revealed.

Key words: English grammar, foreign language grammatical competence, grammatical skills, grammatical knowledge, stages of work, exercises.

Введение. Современные приоритеты в области образования ориентированы на подготовку специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом, развитыми профессиональными компетенциями, способных к самореализации и саморазвитию. Рост потребностей в различных видах коммуникации между обществами и индивидами с различными языковыми и культурными особенностями вызывает потребность значительных перемен в подходах к методике преподавания и содержанию обучения иностранным языкам (ИЯ). В связи с чем знание ИЯ становится важнейшей предпосылкой межличностных, межкультурных и профессиональных коммуникаций.

При обучении иноязычному общению важное место в учебном процессе занимает грамматика, которая в определенной степени является тем каркасом, на котором основана лексика. Обучение грамматике, в том числе точному оформлению высказываний, осознанию грамматических форм в устной и письменной речи осуществляется в ходе развития грамматических навыков. Данный процесс сопровождается многочисленными трудностями, усугубленными наличием терминов и правил грамматики, а также значительным количеством исключений. Таким образом, одной из основных проблем достижения высокого уровня профессионального общения на ИЯ является совершенствование грамматического аспекта при изучении ИЯ по профессиональному направлению.

Грамотное применение различных грамматических конструкций является неотъемлемой составляющей всех учебных ситуаций в процессе изучения ИЯ по профессиональному направлению, ведь без знаний грамматики невозможно адекватное общение как в устной, так и в письменной форме. Именно поэтому формирование грамматической компетентности (далее - ГК) студентов неязыковых вузов является важной составляющей учебного процесса, одним из факторов формирования качественных, не поверхностных знаний ИЯ.

Таким образом, принимая во внимание задачи, которые определены в программе по английскому языку по профессиональному направлению, следует развивать ГК студентов вузов, которая необходима для эффективного участия в тех ситуациях профессионального направления, в которых должно оказаться студент-специалист. Поэтому возникла необходимость пересмотра подходов к формированию грамматической иноязычной компетенции студентов вузов.

Значимость проблемы формирования ГК привлекала внимание многих ученых, исследования которых были посвящены определению содержания обучения грамматического материала [9], поиску рациональных и эффективных методов преподавания [10]. Этот вид компетенции, как отмечено в [3], позволяет тем, кто ею обладает, чувствовать себя практически на уровне с носителями языка, что является шагом к адекватному владению ИЯ, то есть способностью оперировать изученным языком в повседневных ситуациях на уровне, максимально приближенном к уровню носителей языка.

Перечисленные исследования не исчерпывают всех аспектов проблемы формирования ГК, в частности, не рассмотренным остается вопрос формирования профессионально-ориентированной англоязычной ГК. Именно поэтому мы считаем актуальным и необходимым рассмотреть этот аспект указанной проблемы.

Целью статьи является исследование условий формирования англоязычной ГК студентов неязыковых вузов на практических занятиях по английскому языку.

При осуществлении исследования был выбран качественный подход к исследованию. В ходе исследования в соответствии с целью исследования через поисковую систему Google.com был осуществлен отбор источниковой базы исследования по ключевым словам «грамматика английского языка», «иноязычная грамматическая компетенция», «грамматические навыки», «грамматические знания».

Результаты исследования были получены посредством использования общенаучных методов анализа, синтеза, обобщения при изучении источниковой базы исследования по проблеме формирования ГК студентов в процессе изучения английского языка.

Изложение основного материала статьи. Согласно [6], ГК представляет собой способность грамматически корректно оформлять собственные устные/письменные высказывания и понимать грамматическое оформление чужой речи.

Формирование ГК основывается на системе взаимосвязанных психологических составляющих:

- мотивационной: направленность будущего специалиста на саморазвитие и самосовершенствование, повышение уровня знаний о грамматике ИЯ;

- гностической: понимание значения совокупности знаний грамматики в развитии иноязычной компетентности будущего специалиста;

- деятельностной: реализация знаний грамматики на практике;

- личностной: способность будущего специалиста к саморазвитию, пониманию грамматических явлений ИЯ.

Наличие этих составляющих является важным условием англоязычной ГК будущего специалиста [2].

Соглашаясь с мнением А. Касаткина, считаем, что для того, чтобы знать грамматику, достаточно изучить определенную совокупность теоретических правил, овладеть же грамматикой означает суметь использовать данные правила на практике [4].

Основными компонентами ГК являются: репродуктивные (говорения и письма) и рецептивные (аудирования и чтения) грамматические навыки - характеризуются такими признаками, как автоматичность, гибкость, устойчивость и поэтапная сформированность; грамматические знания; грамматическая осознанность [8].

По определению Е.Н. Беловой, навык - это автоматизированная составляющая речи, психофизиологическую основу которой образуют так называемые грамматические стереотипы, которые формируются и функционируют как следствие постоянного употребления речи, то есть в процессе приобретения человеком индивидуально-речевого опыта [1].

Под грамматическими знаниями будем понимать целенаправленно отобранную, подготовленную и упорядоченную грамматику, которую студенты должны усвоить в течение определенного этапа обучения [2]. Грамматическая осознанность является компонентом общей речевой осознанности (способности) или осознанного подхода к феноменам языка и речи, в том числе к собственным процессам обучения ИЯ [7].

В определении этапов формирования ГК будем опираться на выделенные Л.И. Карповой этапы формирования речевого грамматического навыка: ориентировочно-подготовительный, стереотипно-ситуативный, вариабельно-ситуативный [5]. На первом этапе (ориентировочно-подготовительном) происходит ознакомление студентов с новым грамматическим явлением/грамматической структурой в контексте или ситуации речи и выполнение речевого грамматического действия по элементарному образцу, либо выполнение отдельных элементов речевого грамматического действия. На втором этапе (стереотипно-ситуативном) осуществляется автоматизация речевых действий на фразовом уровне с изученными грамматическими структурами. На третьем этапе (вариабельно-ситуативном) продолжается автоматизация речевых действий, но уже на уровне сверхфразовых единств и текста.

Итак, на первом этапе студенты знакомятся с новой грамматической структурой в контексте или ситуации речи -реальной или специально созданной преподавателем. Контекстом может служить любой небольшой текст - стихотворение, песня, короткий диалог, отрывок из видеофильма и тому подобное. Желательно, чтобы информация поступала по двум каналам - слуховому и зрительному. В случае использования видеофонограммы подачу информации по зрительному каналу следует отложить на время после просмотра видеофонограммы, иначе слушатели пропустят видеоряд. На этом этапе студенты не только знакомятся с грамматической структурой, но и получают знания, в которых раскрываются значение, формообразование и применение грамматической структуры, обеспечивается контроль понимания грамматической структуры и ее первичное закрепление.

Второй (стереотипно-ситуативный) этап - это тренировка в употреблении грамматического явления, что предполагает продолжение формирования рецептивных и начало формирования репродуктивных грамматических навыков: учащиеся продолжают учиться распознавать форму и понимать значение грамматического явления, выполняя упражнения для формирования рецептивных грамматических навыков (упражнения на узнавание, идентификацию и дифференциацию грамматического явления), а также выполняют упражнения для формирования репродуктивных грамматических навыков (условно-коммуникативные, рецептивно-репродуктивные упражнения на имитацию образцов речи, подстановку к образцу речи, трансформацию образца речи, постановку вопросов и предоставление ответов на них, расширение и завершение образца речи, порождение образца речи на уровне фразы). Стоит отметить, что на этом этапе необходимо определить степень управления выполнением упражнений со стороны преподавателя с постепенным ослаблением от полного управления до частичного, а также постепенным снятием искусственно созданных опор.

Третий (вариабельно-ситуативный) - это практика в употреблении грамматического явления, характеризующаяся совершенствованием грамматических навыков; происходит дальнейшая автоматизация речевых операций в вариативных условиях для совершенствования речевого навыка и формирования его гибкости. Студенты выполняют коммуникативные и условно-коммуникативные продуктивные упражнения на объединение образцов речи в диалогические и монологические сверхфразовые единства.

На втором и третьем этапах для результативного формирования ГК необходима адекватная система упражнений, основными характеристиками которой являются соответствие характеру формируемого навыка/умения, соблюдение требуемой последовательности упражнений, систематичность и регулярность исполнения; взаимосвязанность разных видов речевой деятельности [3].

По нашему мнению, необходимыми условиями для построения системы упражнений являются: соответствие упражнений уровню владения студентами грамматическим материалом (низкий, средний, высокий); упражнения строятся по принципу от простого к сложному (например, от упражнений на множественный выбор до упражнений на перевод с родного на английский язык); построение упражнений с учетом усвоенной профессионально ориентированной лексики [9].

Системы упражнений для изучения различных грамматических правил могут быть построены по следующему алгоритму:

I. Упражнения на множественный выбор: упражнения на усвоение времен группы Continuous: упражнения на усвоение темы Passive Voice: упражнения на усвоение темы Conditionals.

II. Упражнения на заполнение пропусков в предложении соответствующей грамматической формой: упражнения на усвоение времен группы Simple: упражнения на усвоение темы Passive Voice: упражнения на усвоение темы gerund or infinitive.

III. Упражнения на перевод.

При формировании ГК необходимо применять тестирование, которое предусматривает предусматривающее выполнение заданий по речевому оформлению грамматических конструкций, а именно: выбор правильной формы из предложенных; найти ошибку среди подчеркнутых фрагментов предложения; подобрать синонимические синтаксические конструкции; заполнить пробелы соответствующей грамматической формой или синтаксической структурой и тому подобное.

Проблемой каждого преподавателя является интенсификация процесса приобретения студентами базовых грамматических навыков в видах речевой деятельности. Ее актуальность находит отражение в одном из принципов оптимизации обучения иностранным языкам в неречевом вузе - принципе концентрированной обработки речевого материала и навыков его употребления и понимания в процессе речи [10]. Но для реализации этого принципа в практике преподавания необходимо иметь соответствующую технологию обучения.

Опираясь на научные достижения исследователей [9], считаем, что наиболее эффективной технологией формирования ГК является технология интегрированного управления операционным и мотивационным компонентами учебно-познавательной деятельности соискателей. Очень важным моментом данной технологии является то, что учебный материал подается по принципу «педагогической грамматики» [9], которые требуют особой организации учебного (языкового) материала. Не секрет, что «грамматические проблемы» студентов, которые возникают во время речи, часто связаны не только и не столько с формами грамматических единиц, сколько с их значениями, а именно с неумением соотносить смысл будущего высказывания с грамматическими значениями иноязычных средств, его реализующих.

Системная работа, направленная на осмысление иноязычных грамматических конструкций, осуществляется в неязыковом вузе в течение всего времени изучения ИЯ, базируясь на принципе преемственности обучения, так как в вузе продолжается изучение того же ИЯ, который изучался в школе, тем не менее характер формирования ГК меняется. Так, на начальном этапе, в ходе первых занятий по профессионально-ориентированному ИЯ, является целесообразным как повторение и систематизация изученных студентами ранее грамматических правил, так и их коррекция. Опыт работы со студентами неязыковых специальностей показывает, что им нередко приходится заново изучать грамматику, так как академические группы как правило сформированы из студентов, обладающих различным уровнем грамматических знаний [1]. Подобная коррекция грамматических знаний потребует больших затрат времени, не предусмотренных учебной программой.

Студенту со сложившейся ГК будут присущи такие общеречевые умения и навыки, которые непосредственно касаются выявления грамматической компетенции, а именно:

1) выбирать синтаксические структуры, которые отвечают коммуникативным намерениям;

2) прогнозировать синтаксические схемы высказывания (обеспечивает нормальный темп и автоматизм в речи при конструировании целого предложения по первому слову или началу высказывания);

3) преодолеть внутренне языковую интерференцию;

4) связывать предложения в пределах надфразовых единств;

5) обобщать грамматические понятия;

6) владеть средствами выражения связей и отношений между фразами и лексемами высказывания, что отражает уровень усвоения грамматических средств ИЯ для выражения концептуальной и языковой картины мира;

7) автоматически «считывать» грамматические черты (в сочетании с умением осознанно применить знания отражают результаты основных тенденций грамматико-переводного и коммуникативного подходов к обучению языку).

Выводы. Наличие компонентов ГК является важным условием становления студента как специалиста. Для эффективного формирования ГК у студента неязыкового вуза при изучении английского языка важно ориентироваться на эффективное усвоение теоретических знаний, аспекты организации знаний в мышлении и памяти человека, применять методы и приемы развития познавательных способностей студентов. В общем, формирование речевых умений невозможно без овладения языковым грамматическим материалом.

Нами определено три этапа формирования грамматической компетенции: ориентировочно-подготовительный, стереотипно-ситуативный, вариабельно-ситуативный. Для эффективного усвоения ГК нужна рациональная система упражнений. Одновременно с формированием грамматических навыков учащиеся приобретают определенные знания, которые обеспечивают развитие грамматической осознанности.

Литература:

1. Белова, Е.Н. Условия формирования иноязычной грамматической компетенции студентов неязыковых вузов / Е.Н. Белова // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 2 (51). - С. 418-424

2. Бободжанова, Л.К. Формирование иноязычной грамматической компетенции с учетом национально-культурных особенностей изучаемого языка в сфере профессионального общения: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб. - 2008. - 24 с.

3. Жукова, Н.А. Формирование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза / Н.А. Жукова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 3 (76). - С. 527-529

4. Карпова, Л.И. Формирование коммуникативной грамматической компетенции в неязыковом вузе (на материале английского языка): автореф. дисс. ... к. пед. н. Волгоград. - 2005. - 20 с.

5. Карпова, Л.И. Формирование коммуникативной грамматической компетенции студентов неязыковых вузов в рамках общеевропейских уровней владения языком / Л.И. Карпова // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Международной науч. конф. - Волгоград: Изд-во ВолГУ. - 2010. - С. 525-528

6. Кафтайлова, Н.А. Сущностная характеристика грамматической компетенции как компонента межкультурной компетенции / Н.А. Кафтайлова // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 1(44). - С. 109-113

7. Левченко, В.В. Стратегии формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку бакалавров неязыкового вуза / В.В. Левченко, О.В. Мещерякова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 83-88

8. Леденева, Е.М. Формирование иноязычной грамматической компетенции студентов вуза при помощи онлайн-сервиса Quizlet / Е.М. Леденева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4(41). -С. 11-17

9. Нестерова, С.В. К проблеме обучения коммуникативной грамматике иностранного языка в вузе / С.В. Нестерова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2016. - № 2. - С. 128-138

10. Овчаренко, В.П. Формирование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиций межкультурного подхода / В.П. Овчаренко, Л.В. Буренко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. -№ 9 (63). - Ч. 1. - С. 195-198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.