Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / READINESS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ENTREPRENEURIAL COMPETENCE / BUSINESS PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землина Екатерина Михайловна

В статье рассматриваются особенности организации и проведения акселерационных программ, которые выступают как средство формирования готовности студентов университета к предпринимательской деятельности. Авторы статьи провели диагностическое исследование с участниками акселерационных программ, реализуемых в ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», и представили в статье полученные результаты. Исследование позволило прийти к выводу, что акселерационные программы увеличивают потенциал и возможности выпускников университета в части готовности к предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Землина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF UNIVERSITY STUDENTS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY BY MEANS OF ACCELERATION PROGRAMS

The article discusses the features of the organization and conduct of acceleration programs, which act as a means of forming the readiness of university students for entrepreneurial activity. The authors of the article conducted a diagnostic study with participants in acceleration programs implemented at the Southern Federal University Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education and presented the results obtained in the article. The study allowed us to conclude that acceleration programs increase the potential and capabilities of university graduates in terms of readiness for entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ»

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

ведущий специалист координационно-аналитического центра развития карьеры Землина Екатерина Михайловна ФГАОУВО «Южный федералъныйуниеерситет» (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. Развитие современного общества определятся политикой государства, развитием инноваций, что, в свою очередь, влияет на развитие нашей страны, а также влечет за собой необходимость привлечения студенческой молодёжи к решению актуальных проблем в социальной и экономической сферах. На сегодняшний день в Российской Федерации одним из основных направлений развития страны выделяют поддержку молодёжных инициатив в сфере инновационного предпринимательства.

Стремительная эволюция технологий является причиной появления инновационных конкурентоспособных рынков, экспортирующих ключевые технологические разработки и новейшие решения для различных сфер. Для достижения преимущества нашей страны на международной научной арене, а также для развития государственной политики президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 04 декабря 2014 года выделил одним из направлений указанного развития Национальную технологическую инициативу (далее - НТИ). Данная программа направлена на формирование проектных групп, в которые могут входить технологические предприниматели, учёные ведущих университетов и научно-исследовательских центров, государственные корпорации, институты развития, экспертные и профессиональные сообщества, представители власти [7]. В связи с этим возникает необходимость формирования у обучающихся технических направлений подготовки помимо профессиональных компетенций, ещё и предпринимательских.

Однако, проведённый анализ ФГОС ВО (бакалавр) показал, что по ряду технических направлений подготовки ЮФУ, например 03.03.02 Физика, 04.03.01 Химия, 27.03.05 Инноватика: Системный анализ и управление инновациями, присутствует набор общекультурных и универсальных компетенций: ОК-3 -способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; УК-2 -способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК-3 - способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Среди них лишь перечисленные в той или иной мере могут отвечать за формирование качеств, необходимых предпринимателю (разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, экономические знания), однако этого далеко недостаточно.

Изложение основного материала исследования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из направлений развития российского образования выделено то, что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется <...> с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации...» [9]. Поэтому обучающиеся и выпускники вузов должны максимально быстро приспосабливаться и эффективно действовать в постоянно изменяющихся окружающих условиях [4, С. 13-16]. Современная студенческая молодежь имеет возможность получения дополнительных знаний, умений и навыков, «прокачивая» свои soft skills, а также анализируя истории успеха топовых предпринимателей и свой личный опыт, что способствует развитию и коммерциализации своих стартапов, в том числе и инновационных [5, С. 17]. По этой причине увеличивается престиж высших образовательных учреждений, поскольку от качества образования зависит уровень подготовки кадров, отвечающих запросам современного общества и позволяющих ему достигать социально значимые цели [4, С. 95-101]. Среди задач, поставленных перед высшими учебными заведениями, главной становится формирование у обучающихся умений быть мобильными и отвечать на запросы современной экономики, а, следовательно, навыков создания и внедрения инноваций в условиях глобальной технологической революции, которая оказывает существенное влияние на смену типов социума [8, С. 162-166]. Именно современные трансформационные процессы, оказывающие значительное влияние на процесс развития современного общества, определяют необходимость построения нового типа образования, новых моделей подготовки современных кадров, которые способны решать технологические и стратегические задачи на блага развития общества и государства [6, С. 218]. Современные университеты, одни из первых приняли данный вызов и ответили на него модернизацией своих систем [2, С. 118-121]. Трансформация университетов как университетов нового типа, должна обеспечить каждому студенту создание условий для формирования предпринимательской компетенции на достаточно высоком уровне [3, С. 26-36]. Кроме того, форматы проведения образовательных событий должны быть направлены на повышение мотивации и качества образования у обучающихся [1, С. 106-112]. Потребности запросов работодателей в специалистах, обладающих предпринимательскими компетенциями и готовых к предпринимательской деятельности, можно удовлетворить посредством привлечения обучающихся к прохождению акселерационных и преакселерационных программ, реализующихся на базе Южного федерального университета.

Отечественный бизнес, в том числе Южного федерального округа, остро нуждается в кадрах, способных управлять инновационным процессом на всех его стадиях - от исследований и разработок до запуска в производство и вывода продукта на рынок. Подготовка таких кадров - одна из приоритетных задач Южного федерального университета. Разработка и обоснование целостной стратегии системной научно-образовательной подготовки в ЮФУ инноваторов-исследователей, предпринимателей, способных внедрять наукоёмкие технологии, а также менеджеров для инновационной экономики, исходя из намеченной в стратегии «Инновационная Россия - 2020» программы многоэтапной ориентации системы высшего профессионального образования на удовлетворение потребностей инновационной экономики и развитие инновационной культуры российского общества, должны быть нацелены на интеграцию образовательной и научной деятельности, на развитие сектора исследований и разработок, на углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями.

У обучающихся ЮФУ есть возможность, кроме обучения по основной образовательной программе, проходить обучение и по программам акселерации. Акселерационная программа - это интенсив по развитию стартапов, с целью формирования у студентов предпринимательских компетенций и подготовки проектов к привлечению инвестиций. Обучающиеся учатся оценивать и прорабатывать наукоёмкие, творческие проекты и научные разработки для их рыночной реализации. При реализации программы используются такие формы педагогической деятельности, как: лекции, практические занятия, мастер-классы, тренинги, консультации и работа с наставниками, вебинары, и инновационные - дизайн-сессии, стендап-конференции, хакатоны. События позволяют обучающимся найти метод решения проблемы, либо критической ситуации — это стимулирует творческую активность, позволяет сформировать управленческие качества, soft scills, развивает критическое мышление. Выпускники таких программ имеют сформированный бизнес-план, готовы к реализации своих проектов, открывают бизнес, обучаясь в университете. Подобная деятельность позволяет студентам технических направлений подготовки грамотно составить бизнес-план, запатентовать технологические разработки, проанализировать рынок конкурентов, распределить роли в команде и отработать маркетинговые ходы для привлечения клиентов. В рамках Демонстрационных дней обучающиеся презентуют «упакованные» бизнес-планы и проекты перед экспертами, кроме того, на протяжении всего периода обучения за студентами закрепляются наставники и трекеры - представители компаний, предприятий, индивидуальные предприниматели.

Для выявления готовности студентов к предпринимательской деятельности было проведено анкетирование среди обучающихся, прошедших акселерационную и преакселерационную программу (выборка составила 50 человек, обучающиеся технических направлений подготовки).

Анализ результатов первоначального анкетирования показал: на вопрос о том, хотели бы обучающиеся стать предпринимателем на каком-либо этапе своей карьеры, 86,4% ответили «да», 13,6% -«нет». Исследование о том, когда студенты планируют открывать свой бизнес, показало, что готовы к реализации своих проектов и открывают бизнес даже обучаясь в университете, 70%. Далее, более половины опрошенных прошли обучение в Акселераторе, узнав о такой возможности. За период реализации акселерационной программы выпущены 5 групп резидентов, включая грантополучателей программы «УМНИК». Из них 40 %, развивающих инновационное предпринимательство, прошедших обучение открыли свой бизнес, запатентовали технологические разработки, нашли инвесторов и партнёров. Согласно опросу, 52% выпускников Акселератора продолжают работать над представленными или иными проектами и получать доход как предприниматели или управленцы, используя в том числе полученные в Акселераторе компетенции и контакты, 8% обученных были направлены в Акселераторы партнёров. Отдельный блок тестов был направлен на самоанализ обучающихся и на вопрос о том, что может помешать реализации бизнес-проекта или какие проблемы могут возникнуть, были отмечены следующие: большой рынок конкурентов (16 %), нерентабельность (12 %), дело не будет себя оправдывать (10 %), отсутствие стартового капитала (15 %), высокая стоимость аренды помещения (23 %), высокие налоги (24 %).

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОМЕХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-

ПРОЕКТОВ

30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

16%

/

12%

#

10%

4

jf

#

Ж

у

15%

2 Ъ%

24%

J

г

А

Рисунок 1. Анализ основных помех для реализации бизнес-проектов

Также самоанализ показал, что, оценивая себя как бизнесмена, 46% обучающихся технических направлений подготовки считают, что у них есть необходимый для предпринимателя набор личностных характеристик; 31% указали, что обладают предпринимательскими компетенциями; 23% ответили, что им не хватает лидерских качеств, хотя они готовы к риску.

Самоанализ обучающихся на предмет наличия качеств, компетенций для ведения предпринимательской деятельности

• имеют набор личностных характеристик

наличие предпринимательских компетенций ■ не хватает лидерских качеств, хотя они готовы к риску

Рисунок 2. Самоанализ обучающихся на предмет наличия качеств, компетенций для ведения предпринимательской деятельности

Далее интересными показались ответы на вопрос о том, каких знаний обучающимся технических направлений подготовки не хватало до прохождения акселерационных программ. Ответы распределились следующим образом: знания в сфере менеджмента, экономики и маркетинга - 39%; знания в сфере юриспруденции - 26%; знания в сфере финансов - 35%. Важным в профессии предпринимателя являются личностные качества, поэтому еще одним из вопросов был выбор тех, которыми обладает каждый из опрошенных: готовность к риску - 81%; коммуникабельность - 71%; лидерство - 84%; целеустремленность -73%; ответственность - 86%; расчетливость - 45%; креативность - 51%.

Наличие личностных качеств обучающихся, присущих пред приним ателю

Рисунок 3. Наличие личностных качеств обучающихся, присущих предпринимателю

Выводы. Анализируя поученные данные, можно сделать вывод о том, что у студентов, обучающихся на технических направлениях подготовки Южного федерального университета, до обучения по акселерационным и преакселерационным программам готовность к предпринимательской деятельности сформирована не в полной мере, соответственно они не обладают полным перечнем предпринимательских компетенций. Результаты исследования также подтверждают факт, что используемые в образовательном процессе современные, инновационные формы работы с бизнес-проектами, являются эффективными, что имеет не только образовательный эффект, но и мотивирует студенческую молодежь к предпринимательской деятельности. Кроме того, уже открытый бизнес 40% резидентов Акселераторов, подтверждает необходимость создания и развития в высших учебных заведениях предпринимательской экосистемы, которая объединяет студентов, преподавателей, представителей индустрии и предпринимателей, для дальнейшего прогресса инновационных бизнес-проектов обучающихся технических направлений подготовки, а также формирования готовности к предпринимательской деятельности на более высоком уровне.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации и проведения акселерационных программ, которые выступают как средство формирования готовности студентов университета к предпринимательской деятельности. Авторы статьи провели диагностическое исследование с участниками

акселерационных программ, реализуемых в ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», и представили в статье полученные результаты. Исследование позволило прийти к выводу, что акселерационные программы увеличивают потенциал и возможности выпускников университета в части готовности к предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: готовность к предпринимательской деятельности, предпринимательская компетентность, бизнес-проект.

Annotation. The article discusses the features of the organization and conduct of acceleration programs, which act as a means of forming the readiness of university students for entrepreneurial activity. The authors of the article conducted a diagnostic study with participants in acceleration programs implemented at the Southern Federal University Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education and presented the results obtained in the article. The study allowed us to conclude that acceleration programs increase the potential and capabilities of university graduates in terms of readiness for entrepreneurial activity.

Keywords: readiness for entrepreneurial activity, entrepreneurial competence, business project.

Литература:

1. Евтихов O.B., Адольф B.A. Особенности организации практико-ориентированного обучения студентов на основе проведения деловой игры // Инновации в образовании. - 2014. - №12. - С. 106-112.

2. Землина Е.М. Актуальные вопросы формирования предпринимательской компетенции студентов вуза в условиях глобальной технологической революции // «Проблемы современного педагогического образования». -2019. - № 62 (1). - С. 118-121

3. Землина Е.М. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся в условиях ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. -№ 10 (октябрь). - С. 26-36. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191063.htm.

4. Лобанова О.Б., Лукин В.А. Предпринимательство как средство социальной и экономической адаптации студентов вузов Красноярского края в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Креативная экономика. - 2010. - №1. - С. 95-101

5. Петрищев В.И., Грасс Т.П. Предпринимательство как фактор экономической социализации школьной молодежи (на примере России и зарубежных стран): монография. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2011.

6. Петрищев В.И., Грасс Т.П., Рыбакова Е.В. В чем секрет феномена молодежного предпринимательства в России и за рубежом? // В мире научных открытий. - 2011. - №10. - С. 218.

7. Постановление от 18 апреля 2016 г. №317 «О реализации Национальной технологической инициативы».

8. Соколов Е.В. Формирование предпринимательских компетенций с помощью проектной деятельности учащихся // Международная конференция «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству»: Сборник тезисов докладов. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - С. 162-166.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации» (статья 20).

УДК 378.2

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

бакалавр Калашников Роман Олегович Вятский государственный университет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственныйуниверситет (г. Киров)

Постановка проблемы. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках иностранного языка являются действенным педагогическим средством обучения иноязычной культуре и формированию коммуникативных навыков. Использование ИКТ ускоряет процесс обучения, способствует росту интереса учащихся к предмету, а также улучшает качество усвоения материала, дает возможность избежать субъективности оценки и позволяет индивидуализировать процесс обучения. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются эффективностью, разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку.

Изложение основного материала исследования. Важным моментом современного урока иностранного языка является не только применение технических средств обучения, но и использование новых технологий преподавания, форм и подходов к обучающему процессу. Реализация учебных целей и задач на уроках иностранного языка с помощью информационно-коммуникационных технологий помогает осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении, реализует индивидуализацию и дифференциацию, ориентируясь на все особенности школьников. Современные компьютерные программы вызывают мотивацию у учеников, так как нынешние программное обеспечение дает возможность:

1. моделировать условия коммуникативной деятельности;

2. повышать объём языковой тренировки во время процесса овладения лексико-грамматическими навыками;

3. осуществлять принцип обратной связи, контроля навыков и умений;

4. унифицировать учебный процесс в разных учебных заведениях;

5. стимулировать учителя к применению различных новаторских приёмов [Иниева, 2017].

Вслед за Азимовым Э.Г. и Щукиным А.Н. мы определяем «информационные технологии» как «систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи» [Азимов, 2009].

Использование ИКТ на уроке иностранного языка является наиболее выгодным для решения проблемы нехватки степени мотивации учащихся, по сравнению с другими современными технологиями [Калентьева, 2018: 71-73].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.