Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ОРКЕСТРОВОМ КЛАССЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ОРКЕСТРОВОМ КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
колледж искусств / формирование готовности к педагогической деятельности / инструментальное исполнительство / оркестровый класс / интегративность / The College of Arts / formation of the readiness for pedagogical activity / instrumental performance / orchestra class / integrative approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеньков Андрей Игоревич, Овсянникова Оксана Александровна

Исследование посвящено проблеме формирования готовности к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе. В статье представлен анализ научных трудов по обозначенной теме, описывается потенциал оркестрового класса в аспекте интеграции педагогической и исполнительской деятельности, даётся рабочее определение понятия «готовность» по отношению к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе. Специальное внимание уделяется характеристике педагогического инструментария, который рекомендуется использовать в рамках дисциплины «Оркестровый класс» на каждом из трёх выделенных этапах: коммуникационном, учебном, репетиционно-оценочном. Согласно авторской концепции, на коммуникационном этапе реализуется технология наставничества, включающая проблемно-поисковый метод, проведение мастер-классов и творческих встреч. На учебном этапе – технология делегирования, которая осуществляется посредством экспозиционной реконструкции методов ошибок и ролевых игр. На репетиционно-оценочном этапе применяются методы рокировки, творческих заданий и рефлексивного эссе для актуализации студентами опыта самостоятельного педагогического управления оркестровым коллективом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF THE COLLEGE OF ARTS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE LESSONS IN THE ORCHESTRA CLASS

The research is devoted to the problem of formation of readiness for pedagogical activity of students of the College of Arts in the classroom in the orchestra class. The article presents an analysis of scientific papers on the designated topic, describes the potential of the orchestra class in the aspect of integrating pedagogical and performing activities, and gives a working definition of the concept of “readiness” in relation to the pedagogical activities of students of the College of Arts in the classroom in the orchestra class. Special attention is paid to the characteristics of pedagogical tools, which are recommended to be used within the framework of the discipline “Orchestra class” at each of the three highlighted stages: communication, educational, rehearsal and evaluation. According to the author’s concept, at the communication stage, mentoring technology is being implemented, including a problem-based search method, conducting master classes and creative meetings. At the educational stage, delegation technology is used, technology of delegation, which is carried out through expositional reconstruction of mistakes and role-playing games. At the rehearsal and evaluation stage, castling methods, creative tasks and reflective essays are used to actualize students’ experience of independent pedagogical management of an orchestral group.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ОРКЕСТРОВОМ КЛАССЕ»

История, теория и методика музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-143-158

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ОРКЕСТРОВОМ КЛАССЕ

А. И. Зеньков,

Тюменский государственный институт культуры, Тюмень, Российская Федерация, 625003 01ЯСЮ: 0000-0002-5840-4695

О. А. Овсянникова,

Тюменский государственный университет, Тюмень, Российская Федерация, 625003

Аннотация. Исследование посвящено проблеме формирования готовности к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе. В статье представлен анализ научных трудов по обозначенной теме, описывается потенциал оркестрового класса в аспекте интеграции педагогической и исполнительской деятельности, даётся рабочее определение понятия «готовность» по отношению к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе. Специальное внимание уделяется характеристике 143 педагогического инструментария, который рекомендуется использовать в рамках дисциплины «Оркестровый класс» на каждом из трёх выделенных этапах: коммуникационном, учебном, репетиционно-оценочном. Согласно авторской концепции, на коммуникационном этапе реализуется технология наставничества, включающая проблемно-поисковый метод, проведение мастер-классов и творческих встреч. На учебном этапе - технология делегирования, которая осуществляется посредством экспозиционной реконструкции методов ошибок и ролевых игр. На репетиционно-оценочном этапе применяются методы рокировки, творческих заданий и рефлексивного эссе для актуализации студентами опыта самостоятельного педагогического управления оркестровым коллективом.

Ключевые слова: колледж искусств, формирование готовности к педагогической деятельности, инструментальное исполнительство, оркестровый класс, интегративность.

© Зеньков А. И., Овсянникова О. А., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Благодарности. Авторы благодарят рецензентов и редакцию журнала «Музыкальное искусство и образование» за внимательное прочтение, экспертную оценку работы. Также выражают благодарность доктору педагогических наук, профессору, заведующей кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета Тагильцевой Наталии Григорьевне за методическую поддержку исследования.

Для цитирования: Зеньков А. И., Овсянникова О. А. Формирование готовности студентов колледжа искусств к педагогической деятельности на занятиях в оркестровом классе // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2024. Т. 12. № 1. С. 143-158. DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-143-158.

DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-143-158

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS

OF THE COLLEGE OF ARTS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY

IN THE LESSONS IN THE ORCHESTRA CLASS

Andrei I. Zenkov,

Tyumen State Institute of Culture, Tyumen, Russian Federation, 625003 ORCID: 0000-0002-5840-4695

Oksana A. Ovsyannikova,

144 Tyumen State University, - Tyumen, Russian Federation, 625003.

Abstract. The research is devoted to the problem of formation of readiness for pedagogical activity of students of the College of Arts in the classroom in the orchestra class. The article presents an analysis of scientific papers on the designated topic, describes the potential of the orchestra class in the aspect of integrating pedagogical and performing activities, and gives a working definition of the concept of "readiness" in relation to the pedagogical activities of students of the College of Arts in the classroom in the orchestra class. Special attention is paid to the characteristics of pedagogical tools, which are recommended to be used within the framework of the discipline "Orchestra class" at each of the three highlighted stages: communication, educational, rehearsal and evaluation. According to the author's concept, at the communication stage, mentoring technology is being implemented, including a problem-based search method, conducting master classes and creative meetings. At the educational stage, delegation technology is used, technology of delegation, which is carried out through expositional reconstruction of mistakes and role-playing games. At the rehearsal and evaluation

stage, castling methods, creative tasks and reflective essays are used to actualize students' experience of independent pedagogical management of an orchestral group.

Keywords: The College of Arts, formation of the readiness for pedagogical activity, instrumental performance, orchestra class, integrative approach.

Acknowledgements. The authors thank the reviewers and the editorial board of the journal "Musical Art and Education" for their careful reading and expert assessment of the work. They also express gratitude to Natalia Grigorievna Tagiltseva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Music Education of the Ural State Pedagogical University, for methodological support of the research.

For citation: Zenkov A. I., Ovsyannikova O. A. Formation of Readiness of Students of the College of Arts to Pedagogical Activity in the Lessons in the Orchestra Class // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2024, vol. 12, no. 1, pp. 143-158 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-143-158.

Введение

Процесс формирования готовности к педагогической деятельности не одно десятилетие является одним из широко изучаемых, ведь овладение педагогическими компетенциями будущими педагогами является важнейшим фактором становления в профессии. Данная проблема находится в центре внимания многих отечественных учёных, в том числе К. М. Дурай-Новаковой [1], В. А. Сла-стёнина [2].

Для студентов колледжа искусств, обучающихся по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство», педагогическая деятельность является одним из направлений подготовки, смежной областью с основной инструментально-исполнительской деятельностью, но не менее важной, что отражено в названии получаемой выпускной специальности «артист, преподаватель, концертмейстер» [3].

Теоретическим базисом процесса формирования готовности к педагогической деятельности студентов на занятиях

в оркестровом классе становится анализ ранее опубликованных научных работ в обозначенной сфере. Так, В. И. За-гвязинский и А. Ф. Закирова трактуют «готовность к педагогической деятельности» как «уровень профессионального мастерства педагога, включающий в себя овладение стандартами профессионально-педагогического образования» [4]. В. А. Сластёнин, а также соавторы 145 учебного пособия «Педагогика» данное понятие характеризуют как «комплекс профессиональных требований к учителю» [2]. В диссертации Е. Н. Кореневой «готовность к педагогической деятельности» рассматривается как результат профессиональной подготовки учителя [5].

Что касается художественного и музыкального образования, то следует выделить созданные в последние десятилетия методики формирования готовности к педагогической деятельности:

• у студентов вуза культуры, обучающихся по профилю «Социально-культурная деятельность» (Е. Н. Коренева [5]) и по специальности «Фортепиано» (Л. Ф. Афонченко [6]);

• у студентов вузов искусств и культуры по отношению к художественно-педагогической деятельности (И. В. Прокофьева [7]).

В плане рассматриваемой в статье проблемы следует отметить также методики по формированию у обучающихся исполнительских компетенций (В. А. Ива-кина [8], О. Н. Лысакова [9], Н. О. Телегина [10], О. Ю. Швецова [11]). Вместе с тем проблема формирования готовности к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе исследователями не рассматривалась, хотя, несомненно, имеет свою специфику, учёт которой необходим для совершенствования подготовки обучающихся в контексте данной учебной дисциплины.

Интегративный подход как перспективное направление совершенствования подготовки

обучающихся-оркестрантов к педагогической деятельности

В процессе обучения в колледже искусств студенты осваивают профессиональный модуль ПМ 02 «Педагогическая дея-146 тельность», в который входит ряд дисциплин педагогического и психолого-педагогического профиля [12]. Освоение данного модуля направлено на овладение обучающимися педагогическими компетенциями, при этом анализ программ включённых в него дисциплин показал, что реализация педагогической и инструментально-исполнительской подготовки студентов разграничены. Тем самым становится очевидным, что подобное положение дел не способствует формированию у музыкантов-оркестрантов представлений об их будущей профессиональной деятельности как органическом единстве её двух составляющих. В связи с этим одним из перспективных направлений совершенствования подготовки студентов к педагогической деятель-

ности становится осуществление в рамках дисциплины «Оркестровый класс» инте-гративного подхода к образовательному процессу, предусматривающего формирование у обучающихся как инструментально-исполнительской, так и педагогической компетентности.

Реализация данного подхода на занятиях оркестрового класса на протяжении всех восьми учебных семестров способствует созданию оптимальных условий для приобретения студентами необходимого практического опыта художественно-педагогического взаимодействия между собой. Имеется в виду, что обучающиеся, выполняя различные ролевые функции, осваивают способы работы как со всем оркестровым коллективом, так и с оркестровой группой и отдельным музыкантом.

В пользу подобной интеграции выступает О. С. Богинская, которая определяет готовность к педагогической деятельности как «интегративное качество личности» [13]. Ряд современных учёных обстоятельно доказывает успешность интегра-тивного подхода в подготовке преподавателей творческих специальностей. Так, О. А. Овсянникова обращает внимание на то, что интеграция различных направлений подготовки учителей музыки помогает будущим педагогам-музыкантам быть профессионально-ориентированными на новые стандарты общеобразовательной школы [14]. По данным Н. Г. Тагильцевой, нахождение эффективных путей интеграции определённых модулей содержания разных дисциплин влияет на повышение качества профессиональной профильной подготовки будущих учителей предметной области «Искусство» [15].

Вместе с тем возможности оркестрового класса колледжа искусств в плане интеграции педагогической и музыкально-исполнительской подготовки обучаю-

щихся обоснованы явно недостаточно, что свидетельствует об актуальности и целесообразности дальнейших исследований в этом направлении.

Проведённый анализ теоретической базы, а также содержания дисциплины «Оркестровый класс» позволил сформулировать определение понятия «готовность» применительно к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе, которое мы трактуем как качество личности будущего музыканта-инструменталиста, выраженное в мотивации к будущей профессии, способности планировать, осуществлять и регулировать процесс педагогической деятельности в репетиционном процессе и концертном исполнительстве.

В соответствии с данной дефиницией в проведённом нами исследовании были определены этапы формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в рамках дисциплины «Оркестровый класс» и дана характеристика каждого из них.

Методика поэтапного формирования готовности к педагогической деятельности на занятиях в оркестровом классе

Практический инструментарий

формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств разделён на три этапа: коммуникационный, учебный и репети-ционно-оценочный. Важно отметить последовательность реализации этапов, поскольку в них заложен алгоритм, согласно которому студент через процесс наставничества и делегирования полномочий приходит к опыту самостоятельного твор-

ческо-педагогического взаимодействия со всем оркестровым коллективом в целом.

Задачей практических методов является воспитание критически-мыслящего музыканта, способного услышать и оценить как своё исполнение, так и исполнение большой группы музыкантов (оркестр), найти проблемные моменты, ошибки и педагогически грамотно их исправить.

Обратимся к описанию каждого этапа.

I этап «Коммуникационный»

Наглядность работы педагога, приглашённых дирижёров, посещение концертных площадок и просмотр концертов в дистанционном формате являются базисом для реализации практических методов коммуникационного этапа: проблемно-поискового, викторины, интервью.

«Проблемно-поисковый метод» реализуется последовательно в трёх следующих направлениях.

Первое направление - анализ исполнительского процесса в оркестровом классе, когда студент учится анализировать как весь процесс в целом, так и своё участие в нём. Главным помощником 147 для обучающегося становится преподаватель, задача которого акцентировать внимание студентов на основных этапах оркестрового исполнительства; на ошибках, неточностях в ходе исполнительского процесса; указывать и демонстрировать на практике наиболее действенные методические приёмы работы с оркестром.

В качестве примера приведём одну из типичных ситуаций, когда в процессе репетиции педагог-дирижёр останавливает звучание оркестра, делает замечание той или иной оркестровой группе, обращает внимание студентов на возникшую исполнительскую ошибку (отсутствие интонационной чистоты у группы кларнетов при исполнении мелодического

построения в третьей октаве в нужном нюансе и т.п.). Далее он проводит устный опрос оркестрантов, включающий характеристику специфики этой исполнительской ошибки и вариантов её устранения. Важно, чтобы в обсуждение было вовлечено как можно большее число студентов не только из группы кларнетов, но и из всех оркестровых групп. После краткого опроса педагог-дирижёр даёт своё объяснение возникшей проблемы, а также показывает подход к её решению в практической деятельности.

Второе направление проблемно-поискового метода - анализ и оценка услышанного (увиденного) исполнительского процесса, в котором студент сам участие не принимает. Воспитание у студента способности мыслить критически, оценивая услышанное и увиденное с профессиональной музыкально-исполнительской и музыкально-аналитической точек зрения, является важным для формирования личности будущего педагога-исполнителя.

Реализация данного направления в оркестровой студии или месте, где 148 проходят занятия по дисциплине «Оркестровый класс», становится возможной при наличии и функционировании соответствующей звуковой (обязательно) и видеоаппаратуры (весьма желательно), применяя которую педагог-дирижёр может показать предлагаемый для анализа фрагмент.

При подготовке демонстрационного материала рекомендуется, используя информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, записать ряд аудио- или видеофрагментов концертных выступлений студенческих оркестровых коллективов с последующей дифференцией в зависимости от наиболее ярко представленных в них средств музыкальной выразительности, наиболее грамотного исполнения

штрихов, а также от наличия типичных исполнительских ошибок. Длительность фрагмента целесообразно варьировать от двух до четырёх минут.

Также возможно использовать демонстрационные фрагменты в конце репетиции как наглядное пособие грамотного исполнения либо, напротив, как показ типичных ошибок, допускаемых при работе со средствами музыкальной выразительности.

Важно, чтобы студенты совместно обсуждали услышанное или увиденное, анализировали и высказывали свою точку зрения о качестве прослушанного фрагмента, его удачных и неудачных аспектах, о возможностях достижения наилучшего художественного результата, а если осуществляется просмотр видео - учились анализировать музыкальный материал с точки зрения применения дирижёром различных педагогических методов и приёмов управления оркестровым коллективом.

Третье направление проблемно-поискового метода - решение несложной исполнительской задачи в ходе репетиционной работы с группой однородных инструментов. Как известно, одним из видов деятельности на занятиях по дисциплине «Оркестровый класс» является репетиция по оркестровым группам. Тем самым студентам может быть предоставлена возможность попробовать самим взять на себя функцию дирижёра, с тем чтобы выполнить поставленную педагогом задачу.

Все три представленные в статье направления проблемно-поискового метода должны реализовываться последовательно. Чтобы пояснить сказанное, приведём один из возможных примеров, когда в ходе репетиции обнаружилось отсутствие интонационной чистоты группы кларнетов.

Решение может быть следующим:

• педагог-дирижёр указывает на ошибку, обсуждает со студентами причины её возникновения и типизацию, на практике применяет методы работы над чистотой интонирования в группе оркестровых инструментов (первое направление);

• преподаватель демонстрирует ау-диофрагмент выступления другого студенческого оркестрового коллектива в качестве положительного примера достижения чистоты интонирования духовых инструментов (второе направление);

• студентам предлагается не просто разобрать оркестровые партии, а обратить особое внимание на интонационную чистоту и проработать с группой вопрос интонации, применяя увиденные и проанализированные ранее ими методы (третье направление).

Таким образом, студент получает слуховой и зрительный примеры возможных исполнительских ошибок и методов их устранения, учится анализировать услышанное с точки зрения разбираемого вопроса, а также приобретает опыт применения увиденного в практической деятельности.

Освоение студентами технологии наставничества невозможно без проведения мастер-классов и творческих встреч.

В качестве приглашённого специалиста на «мастер-класс» может быть оркестровый дирижёр, имеющий опыт как исполнительской, так и педагогической деятельности. Целесообразно проводить такую встречу в часы оркестровых занятий, работая над репертуарным в данном коллективе произведением.

В рамках мастер-класса осуществляется творческий обмен опытом, и студенты под руководством наставника пробуют себя в роли дирижёра, применяя в практической деятельности увиденные

педагогические приёмы управления исполнительским коллективом в целом, оркестровой группой и отдельным музыкантом в частности.

Формат «творческой встречи» в содержательном отношении определяется преподавателем. При этом наиболее наглядной и интересной для студентов может стать творческая встреча с дирижёром после концертного выступления его оркестрового коллектива. Подобный формат позволит им познакомиться с педагогическим и художественно-исполнительским опытом руководителя оркестра, который тот применяет в ходе концертного выступления, а также будет способствовать формированию положительного отношения к профессии педагога-исполнителя.

Желательно также обратить внимание студентов на то, что педагогической составляющей дирижёрской профессии уделяли внимание в своих трудах такие всемирно известные отечественные и зарубежные дирижёры, как К. Кон-драшин [16], Ш. Мюнш [17], Е. Светланов [18] и др.

Все вышеописанные методы ком- 149 муникационного этапа осуществляются в виде наставничества, когда студент перенимает действенный опыт у своих старших коллег - педагогов-исполнителей в формате непосредственного общения или ознакомления с предложенной им литературой и её последующим обсуждением на занятии. Однако наставничество может и должно проходить и в виртуальной форме, когда студент непосредственно с педагогом-исполнителем не взаимодействует, а лишь наблюдает за происходящим в качестве зрителя.

Просматривая видеозаписи, посещая концерты ведущих оркестровых коллективов, общаясь с опытными дирижёрами в ходе творческих встреч

и мастер-классов, студент приобретает необходимый теоретический багаж определённых исполнительских и педагогических эталонов, к которым он будет стремиться в реализации своих профессиональных компетенций.

II этап «Учебный»

Формирование готовности к педагогической деятельности на данном этапе направлено на освоение педагогических полномочий, переданных студентам руководителем оркестра. Иными словами, реализуется технология делегирования. Она предусматривает последовательное использование следующих методов: экспозиционной реконструкции, ошибок, ролевой игры.

«Метод экспозиционной реконструкции» [19] нацелен на развитие активной субъектной позиции студента как будущего педагога-исполнителя. Для реализации данного метода в форме видеозанятия предлагается перенести 3-5 учебных часов в семестр из оркестровой студии в плоскость классно-группового занятия. Для его проведения пре-150 подавателю необходима предварительная подготовка, а также наличие определённой материальной базы.

Во-первых, нужно осуществить видеозапись репетиционного процесса, работы над разнохарактерными произведениями (лучше, чтобы видеозаписи были сделаны на разных этапах репетиционного процесса, а также как можно большего количества произведений).

Во-вторых, важно наличие классной доски либо ватмана.

В-третьих, необходимо иметь видео-и звуковую аппаратуру для осуществления просмотра большой группой лиц -всем оркестровым коллективом.

При таком подходе студенты анализируют исполнительский процесс

как бы извне. При просмотре видеозаписи им предстоит найти исполнительскую ошибку и переструктурировать её с позиции предлагаемой педагогом логической цепочки:

1. Преобразовать увиденное в графические символы - три столбца на классной доске: в первый столбец записываются элементы, которые нельзя поменять; во второй - элементы, которые можно менять в заданных пределах; в третий - элементы, которые можно менять без ограничений.

2. Перечислить признаки записанных элементов.

3. Оценить значение каждого элемента и определить возможность его изменения.

В последующем обсуждении все записи анализируются в целях определения поля для творческих преобразований.

Подобное разделение и анализ услышанной исполнительской ошибки позволяют активизировать не только аналитические, но и синтетические способности мышления студента.

«Метод ошибок» [19]. Применение данного метода предполагает анализ студентом собственного исполнительского опыта.

В ходе репетиции преподаватель обращает внимание на ошибку в исполненном фрагменте произведения (например, отсутствие штрихового ансамбля у группы валторн). Далее ошибка анализируется всеми участниками коллектива. После нахождения причины её возникновения студентам предлагается привести примеры однотипных ошибок, но из другой области исполнительского искусства (например, отсутствие интонационной чистоты в верхнем регистре группы деревянных духовых). После теоретического обсуждения одному из обучающихся предлагается методически грамотно по-

работать над устранением найденной исполнительской неточности.

Данный метод рекомендуется применять на репетициях как можно шире. Коллективный анализ и обсуждение качества исполнительского процесса не занимают много репетиционного времени, однако чрезвычайно значимы для становления как музыканта-исполнителя, так и музыканта-педагога. Студентам необходимо научиться слышать исполнительский процесс аналитически, систематизировать услышанное не только с позиции «хорошо - плохо», но и с позиции «как это устроено?», «какими методами исправить ошибку?», «какими методами улучшить?».

В рамках данного метода, как и в процессе коммуникационного этапа формирования готовности к педагогической деятельности, преподавателю предстоит не только теоретически объяснять, но и практически демонстрировать методически грамотные способы взаимодействия с оркестровым коллективом. К тому же выстраивать занятия таким образом, чтобы продемонстрированные методы были опробованы студентами на практике.

Метод экспозиционной реконструкции, когда студент систематизирует и анализирует услышанное извне, а также метод ошибок, когда обучающемуся предоставляется возможность не только систематизировать и анализировать услышанное изнутри, но и улучшить исполнительскую сторону услышанного в практической деятельности, подводят студента к опыту самостоятельного управления репетиционным процессом в ходе последующей реализации метода ролевой игры.

«Метод ролевой игры» проводится в форме групповой репетиции. Оркестр делится на группы по 5-6 исполнителей, представляющих собой исполнительский

ансамбль - мини-оркестр. Работа с ним позволяет студенту ближе познакомиться с особенностями исполнительства на разных инструментах, а также поработать над различными составляющими оркестровой фактуры (мелодией, аккомпанементом, иными фактурными элементами). Суть этого метода заключается в том, чтобы в процессе проведения групповой репетиции студенты попеременно выполняли различные ролевые функции: сначала дирижёра-педагога, затем исполнителя (и наоборот).

В метод ролевой игры интегрированы метод творческих заданий и метод оценки работы студентов. Студенту, выступающему в роли дирижёра-педагога, руководителем оркестра предлагается творческое задание. Это может быть разучивание оркестровых партий музыкального произведения, изучаемого в рамках дисциплины «Оркестровый класс». На его выполнение студенту отводится пятнадцать минут, затем происходит рокировка, и он становится музыкантом ансамбля, а на его место выходит другой студент.

В процессе реализации творческого 151 задания по изучению оркестровых партий студенту необходимо выбрать целесообразные относительно изучаемого произведения педагогические методы, использовать верную терминологию, построить эффективную коммуникацию с музыкантами оркестрового ансамбля и донести до них основной замысел изучаемого оркестрового произведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В методе ролевой игры роль исполнителя оркестра носит равнозначную функциональную нагрузку, что и роль педагога-дирижёра. Оркестрантам предстоит внимательно анализировать действия своего сокурсника с точки зрения эффективности применяемых методов работы, ясности поставленных целей и способов

коммуникации, стараться точно и своевременно исполнять все его пожелания. В конце репетиционного часа студентам предлагается оценить работу своих сокурсников - дирижёров, заполнить «карту оценки», в которой отражены параметры их художественно-исполнительских и педагогических качеств. Так осуществляется метод оценки работы студентов.

Репетиционный процесс с мини-оркестром помогает учащимся научиться не только слышать и анализировать исполнение своей партии каждым музыкантом, но и взаимодействовать с ним. Тем самым данный процесс становится для студентов логичной ступенью к самостоятельному управлению оркестровым коллективом в целом.

III этап «Репетиционно-оценочный»

Последовательно выполняя функции руководителя оркестровой группы и участника мини-оркестра (ансамбля разнохарактерных инструментов), приобретая необходимый теоретико-методический багаж знаний, посещая концертные выступления, а также встречаясь с опыт-152 ными наставниками в форматах творческой встречи и мастер-класса, студенты готовятся к самостоятельному общению с оркестровым коллективом в качестве педагога-дирижёра. Главной задачей в рамках реализации репетиционно-оце-ночного этапа становится актуализация студентами опыта самостоятельного педагогического управления оркестровым коллективом.

Все полученные знания в процессе интеграции педагогических и исполнительских методов в оркестровом классе направлены на то, чтобы в ходе работы как с коллективом в целом, так и с одним человеком (учеником) в частности будущий педагог-исполнитель смог развить способности слышать музыкальную

ткань произведения, понимать его художественный смысл и применять нужные в каждом конкретном случае методы работы с музыкантами оркестра в зависимости от исполняемого произведения, квалификации музыкантов и других факторов. Более того, он приобретает опыт учитывать «настроение» оркестрового коллектива, понимать его возможности.

Такая созвучность (синтонность), проявляющаяся как на уровне взаимодействия с музыкальным произведением, так и на уровне взаимодействия с оркестровым коллективом, позволяет формировать готовность к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе [20].

В ходе реализации репетиционно-оценочного этапа предполагается применение метода рокировки, творческого метода и метода рефлексивного эссе.

«Метод рокировки» представляет собой логическое продолжение проблемно-поискового метода, а также метода ролевой игры. Он предполагает решение творческого задания с оркестровым коллективом в целом. Студенты ограниченное время (двадцать минут) работают в качестве дирижёра оркестра над частью изучаемого произведения. От каждого из них требуется методическая грамотность, применение оправданных педагогических методов, приёмов работы и взаимодействия с коллективом, чтобы донести до музыкантов основной исполнительский замысел, а также эффективно решить возникающие исполнительские ошибки. После окончания выделенного ему времени происходит рокировка социального статуса - студент-дирижёр становится музыкантом оркестра, а его место занимает другой студент.

Преподаватель оценивает работу студента по пятибалльной шкале, заполняя «карту экспертной оценки».

Реализацию метода рокировки рекомендуется осуществлять в период подготовки оркестрового коллектива к отчётному концерту, когда педагогом-дирижёром осуществляется целостная работа над музыкальным произведением, устранение текущих ошибок, работа над средствами музыкальной выразительности, чтобы у студентов была возможность наблюдать вышеописанные действия руководителя и применить их в практической деятельности.

Также в период репетиций-прогонов перед проведением отчётного концерта оркестрового коллектива целесообразно применять в рамках учебного занятия «творческий метод» в форме «мини-концерта» (фрагмента предстоящего концерта). В процессе его реализации главная задача студента-дирижёра - раскрыть художественно-образное содержание исполняемого произведения.

Для проведения мини-концерта преподавателю предстоит подобрать несколько несложных сочинений, включённых в программу текущего учебного семестра.

В качестве зрителей на занятие, проводимое в данной форме, могут быть приглашены студенты других курсов. Это позволит начинающим дирижёрам ощутить творческое (сценическое) волнение, а систематическое участие в подобных форматах занятий - выработать для себя эффективные методы преодоления подобного волнения. Опыт публичных выступлений положительно скажется на формировании не только исполнительских, но и педагогических компетенций оркестрантов.

Крайне важно соблюсти последовательность в подготовке студента, исполняющего произведение в форме мини-концерта с точки зрения самостоятельного управления оркестровым

коллективом: начинать работу над произведением следует на коммуникационном этапе, разучивая его с оркестровой группой, затем - на учебном этапе - продолжить её, но уже при управлении мини-оркестром и посредством реализации метода рокировки на репетиционно-оце-ночном этапе поработать над различными его фрагментами. Таким образом, студент будет досконально знать исполняемое произведение не только как музыкант, исполняющий свою оркестровую партию, но и как руководитель, знающий художественно-образное содержание, основные средства музыкальной выразительности и фактурные элементы, используемые в нём, а также методы работы над ним.

По окончании мини-концерта уместно проведение его обсуждения в формате круглого стола. В этом случае студенты-исполнители приобретают опыт оценивания работы студентов-дирижёров, а студенты-дирижёры - анализа получившихся и неполучившихся сторон исполненного произведения. При этом все участники концерта получают возможность поделиться своими впечатлениями, а также рассказать о способах 153 преодоления творческого (сценического) волнения.

К тому же для овладения навыками критического мышления и самоанализа обучающимся предлагается после проведения самостоятельной репетиционной работы с оркестром, а также участия в качестве дирижёра в мини-концерте написать мини-сочинение - «рефлексивное эссе». Перед студентом ставится задача в форме свободного письма изложить свои эмоции и ощущения от работы с оркестром, отметить, что у него получилось, какие грани исполнительской деятельности он не успел затронуть, а в каких допустил ошибки. Желательно, чтобы такое эссе было написано сразу после окон-

чания работы обучающегося в качестве педагога-дирижёра, пока свежо эмоциональное восприятие произошедшего.

Заключение

Результаты проведённого исследования показали, что предлагаемый практический инструментарий формирования готовности студентов колледжа искусств к педагогической деятельности на занятиях в оркестровом классе способствует расширению педагогической составляющей дисциплины «Оркестровый класс», ориентированной на овладение студентами способами художественно-педагогического общения и работы с оркестровым коллективом. Такая организация учебного процесса оказывает действенное влияние на становление личности студентов и как музыкантов-исполнителей, и как музыкантов-педагогов.

Представленная в статье авторская методика строится на последовательном освоении студентами технологии наставничества через делегирование им полномочий самостоятельного педагогичес-154 кого общения с коллективом. В основу практических методов положен принцип синтонности, когда действия студента должны быть созвучны не только художественно-образному содержанию музы-

кального произведения, но и общему настрою коллектива исполнителей.

С помощью реализации предлагаемых практических методов и форм проведения занятий студенты смогут приобрести устойчивые навыки анализа собственной партии при работе в оркестровой группе, а также навыки анализа исполнительской деятельности своих сокурсников. Систематическая работа над совершенствованием оркестрового материала оказывает положительное влияние на формирование собственных музыкально-исполнительских компетенций студента, а также на развитие его критического мышления, когда он сам оказывается способен проанализировать изучаемый музыкальный материал, выделить сложные исполнительские задачи и выбрать наиболее эффективные методы работы. Выполняя предложенные практические задания, он учится применять осваиваемые педагогические способы как с большим количеством исполнителей (оркестром в целом), так и с оркестровой группой и отдельным музыкантом. Приобретённый таким образом опыт будет полезен музыкантам-инструменталистам в плане формирования их готовности к педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Дурай-Новакова K. M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1983. 256 с.

2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

3. Приказ Министерства образования и науки России от 27.10.2014 № 1390 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)». М.: Министерство образования и науки, 2014. 46 с.

4. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008. 345 с.

5. Коренева Е. Н. Формирование готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2008. 22 с.

6. Афонченко Л. Ф. Подготовка студентов вуза искусств к профессионально-педагогической деятельности (на примере специальности «Фортепиано»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2004. 24 с.

7. Прокофьева И. В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2002. 21 с.

8. Ивакина В. А. Организация концертно-исполнительской практики студентов музыкального колледжа: дис. ... магистра пед. образования. Екатеринбург, 2017. 77 с.

9. Лысакова О. Н. Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 21 с.

10. Телегина Н. О. Развитие у музыкантов-исполнителей умений художественной интерпретации в процессе фортепианной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014. 24 с.

11. Шевцова О. Ю. Исполнительская подготовка студентов бакалавриата профиля «Музыкальное образование». Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2017. 136 с.

12. Аннотации рабочих программ дисциплин ППССЗ Колледжа искусств ФГБОУ ВО Тюменский государственный институт культуры по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (Оркестровые духовые и ударные инструменты). Тюмень: ТГИК, 2019. 55 с.

13. Богинская О. С. Педагогические предикторы становления готовности студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2017. 24 с.

14. Овсянникова О. А. Современные требования и новые подходы к профессиональной подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка» // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2014. Вып. 3 (144). 155 С. 87-90.

15. Тагильцева Н. Г., Овсянникова О. А. Полихудожественный подход в подготовке учителей предметной области «Искусство» // Язык и культура. 2017. № 40. С. 282-294.

16. Кондрашин К. П. Мир дирижёра (Технология вдохновения): Беседы с канд. психол. наук В. Ражниковым. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1976. 190 с.

17. Мюнш Ш. Я - дирижёр / пер. с англ. М.: Музыка, 1965. 84 с.

18. Светланов Е. Ф. Музыка сегодня. Статьи. Рецензии. Очерки. М.: Советский композитор, 1985. 272 с.

19. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2014. 381 с.

20. Жукова А. М. Формирование музыкально-постановочной компетенции у режиссеров театрализованных представлений и праздников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 23 с.

Поступила 12.03.2023; принята к публикации 11.01.2024.

Об авторах:

Зеньков Андрей Игоревич, преподаватель кафедры оркестровых инструментов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (ул. Республики, 19, Тюмень, Российская Федерация, 625003), https://orcid.org/ 0000-0002-5840-4695, zenkovandrey3@gmail.com.

Овсянникова Оксана Александровна, заведующая кафедрой искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (ул. Володарского, 6, Тюмень, Российская Федерация, 625003), кандидат педагогических наук, доцент, o.a.ovsyannikova@ utmn.ru.

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Durai-Novakova K. M. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov k pedagogicheskoj deyatel'nosti: dis. ... d-ra ped. nauk [Formation of Professional Readiness of Students for Pedagogical Activity: Extended abstract of Thesis of the Doctor of Pedagogical Sciences]. Moscow, 1983. 256 p. (in Russian).

2. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shianov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Publishing House "Academy", 2002. 576 p. (in Russian).

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii ot 27.10.2014 N 1390 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 53.02.03 Instrumental'noe ispolnitel'stvo (po vidam instrumentov)" [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 10/27/2014

156 N°. 1390 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational

- Education in the Specialty 53.02.03 Instrumental Performance (by types of instruments)"].

Moscow: Russian Federation's Ministry of Science and Higher Education, 2014. 46 p. (in Russian).

4. Zagvyazinsky V. I., Zakirova A. F. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow: Publishing House "Academy", 2008. 345 p. (in Russian).

5. Koreneva E. N. Formirovanie gotovnosti studentov vuzov kultury i iskusstv k pedagogicheskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Readiness of Students of Universities of Culture and Arts for Pedagogical Activity: Author's abstract of the Candidate's dissertation of Pedagogical Sciences]. Belgorod, 2008. 22 p. (in Russian).

6. Afonchenko L. F. Podgotovka studentov vuza iskusstv k professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti (na primere special'nosti "Fortepiano"): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Preparation of Students of the University of Arts for Professional Pedagogical Activity (On the Example of the Specialty "Piano"): Author's abstract of the Candidate's dissertation of Pedagogical Sciences]. Yelets, 2004. 24 p. (in Russian).

7. Prokofieva I. V. Formirovanie gotovnosti studentov vuzov iskusstv i kul'tury' k khudozhestvenno-pedagogicheskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Readiness of Students of Universities of Arts and Culture for Artistic and Pedagogical Activity: Author's abstract of the Candidate's dissertation of Pedagogical Sciences]. Tyumen, 2002. 21 p. (in Russian).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2024. Т. 12. № 1 2024, vol. 12, no. 1

8. Ivakina V. A. Organizaciya koncertno-ispolnitel'skoj praktiki studentov muzykal'nogo kolledzha: dis. ... master ped. nauk [Organization of Concert and Performance Practice of Students of the College of Music: Extended abstract of the Master's of Pedagogical Sciences]. Yekaterinburg, 2017. 77 p. (in Russian).

9. Lysakova O. N. Formirovanie gotovnosti budushhego estradnogo muzykanta k konnertno-ispolnitel'skoj deyatel'nosti v kolledzhe: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of the Readiness of the Future Pop Musician to Concert and Performing Activities in College: Author's abstract of the Candidate's dissertation of Pedagogical Sciences]. Moscow, 2010. 21 p. (in Russian).

10. Telegina N. O. Razvitie u muzykantov-ispolnitelej umenij khudozhestvennoj interpretacii v processe fortepiannoj podgotovki v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The Development of Artistic Interpretation Skills Among Performing Musicians in the Process of Piano Training at the University: Author's abstract of the Candidate's dissertation of Pedagogical Sciences]. Yekaterinburg, 2014. 24 p. (in Russian).

11. Shevtsova O. Y. Ispolnitel'skaya podgotovka studentov bakalavriata profilya "Muzykal'noe obrazovanie" [Performing Training of Undergraduate Students of the Profile "Musical Education"]. Nizhnevartovsk: Publishing House of Nizhnevartovsk State University, 2017. 136 p. (in Russian).

12. Annotacii rabochikh programm disciplin PPSSZ Kolledzha iskusstv FGBOU VO Tyumenskij gosudarstvennyj institut kultury po special'nosti 53.02.03 "Instrumental'noe ispolnitel'stvo" (Orkestrovye dukhovye i udarnye instrumenty) [Annotations of the Work Programs of the Disciplines of the PPSSZ College of Arts, Tyumen State Institute of Culture, Specialty 53.02.03 "Instrumental performance" (Orchestral Wind and Percussion Instruments)]. Tyumen: Tyumen State Institute of Arts and Culture, 2019. 55 p. (in Russian).

13. Boginskaya O. S. Pedagogicheskie prediktory stanovleniya gotovnosti studentov vuza k professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Predictors of the Formation of University Students' Readiness for Professional and Pedagogical Activity: Author's abstract of the Candidate's dissertation of Pedagogical Sciences]. Yekaterinburg, 2017. 24 p. (in Russian). 157

14. Ovsyannikova O. A. Sovremennye trebovaniya i novye podkhody k professional'noj podgotovke -

studentov napravleniya "Pedagogicheskoe obrazovanie" profilya "Muzyka" [Modern Requirements

and New Approaches to the Professional Training of Students of the Direction "Pedagogical Education" of the Profile "Music"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. 2014, vol. 3 (144), pp. 87-90 (in Russian).

15. Tagiltseva N. G., Ovsyannikova O. A. Polikhudozhestvennyj podkhod v podgotovke uchitelej predmetnoj oblasti "Iskusstvo" [Poly-Artistic Approach in the Training of Teachers of the Subject Area "Art"]. Yazyk i kul'tura [Language and Culture]. 2017, no. 40, pp. 282-294 (in Russian).

16. Kondrashin K. P. Mir dirizhyora (Tekhnologiya vdokhnoveniya): Besedy s kand. psikhol. nauk V. Razhnikovym [The World of the Conductor (Technology of Inspiration): Conversations with the PhD of Psychological Sciences V. Razhnikov]. Leningrad: Publishing House "Music", 1976. 190 p. (in Russian).

17. Munsch Sh. Ya - dirizhyor [I am Conductor]. Trans. from English. Moscow: Publishing House "Music", 1965. 84 p. (in Russian).

18. Svetlanov E. F. Muzyka segodnya. Stat'i. Recenzii. Ocherki [Music Today. Articles. Reviews. Essays]. Moscow: State Publishing House "Soviet Composer", 1985. 272 p. (in Russian).

19. Tvorchestvo: teoriya, diagnostika, tekhnologii. Slovar'-spravochnik dlya specialistov v oblasti obrazovaniya, innovacij i gumanitarnykh tekhnologij v social'noj sfere [Creativity: Theory, Diagnostics, Technologies. Dictionary-Handbook for Specialists in the Field of Education, Innovation and Humanitarian Technologies in the Social Sphere]. Under the general editorship of T. A. Barysheva. St. Petersburg: The Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University), 2014. 381 p. (in Russian).

20. Zhukova A. M. Formirovanie muzykal'no-postanovochnoj kompetencii u rezhisserov teatralizovannykh predstavlenij i prazdnikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The Formation of Musical and Staging Competence Among Directors of Theatrical Performances and Holidays: Author's abstract of the Candidate's dissertation of Pedagogical Sciences]. Yekaterinburg, 2012. 23 p. (in Russian).

Submitted 12.03.2023; revised 11.01.2024. About the authors:

Andrey I. Zenkov, Lecturer at the Department of Orchestral Instruments of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tyumen State Institute of Culture" (Republic Street, 19, Tyumen, Russian Federation, 625003), https://orcid.org / 0000-0002-5840-4695, zenkovandrey3@gmail.com

Oksana A. Ovsyannikova, Head of the Department of Arts of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Tyumen State University» (Volodarsky Street, 6, Tyumen, Russian Federation, 625003), PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor, o.a.ovsyannikova@utmn.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.